Легализация отмывание денежных средств полученных преступным путем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Легализация отмывание денежных средств полученных преступным путем». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Анализ состава преступления при легализации доходов, полученных преступным путем. Противодействие данному правонарушению в РФ. Международный аспект правового предотвращения отмывания денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Основные признаки легализации денежных средств

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма».

Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других).

При этом преступление, в результате которого получается имущество, может быть совершено на территории одного государства, а легализация полученного преступным путем дохода может осуществляться на территории другого государства либо быть связана с перемещением денежных средств за границу.

В представленной статье аспирантки кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, помощника Одинцовского городского прокурора Московской области Е.О. Волотовой легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, исследуется в качестве одного из видов прикосновенного преступного деяния. На признание преступления оконченным не влияет то обстоятельство, что финансовые операции или сделки осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

При этом законодатель разделяет ответственность по субъекту, совершившему преступления: ст. 174 УК РФ – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 УК РФ – за отмывание собственных преступных доходов.

Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств.

В 1989 году в Париже, на саммите стран большой семёрки (Франция, Великобритания, США, Италия, Япония, Канада, ФРГ) было принято решение о создании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF или ФАТФ), к настоящему моменту членами группы являются 34 государства, в том числе и Россия (с 2003 года).

В случае использования лиц, не осведомленных о преступном происхождении денежных средств или иного имущества, для совершения преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174[1] УК РФ, их исполнителями должны признаваться лица, которые фактически контролируют соответствующие финансовые операции и сделки и руководят действиями вышеуказанных лиц.

Статья 174 УК РФ: Отмывание денег

Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В 2005 году в России была создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако, данная деятельность оказалась бы прктически невозможной без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухгалтерские услуги.

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

Признаки легализации денежных средств

Совершение указанных финансовых операций или сделок само по себе не может предрешать выводы суда о виновности лица в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления).

НОСОВ ФИО15 совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное с использованием своего служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере.Носов В.В. распоряжением Губерн…

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предметом — деньги и иное имущество, приобретенные другим лицом заведомо преступным путем.

НОСОВ ФИО15 совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное с использованием своего служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере.Носов В.В. распоряжением Губерн…

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Целью является легализация денежных средств или иного имущества.

Проще говоря, деньги переводятся из криминальной, теневой экономики в легальную, официальную, чтобы лицо, владеющее ими, могло спокойно распоряжаться данными активами.

Ответственность за легализацию преступных доходов

Ключевые слова: легализация, отмывание, денежные средства, имущество, легализация (отмывание) денежных средств, преступный путь, преступное деяние, прикосновение преступного деяния, прикосновенность к преступлению, виды прикосновения преступного деяния, сделка, финансовая операция, придание правомерного вида.

В данной статье мы рассмотрим признаки отмывания денег и какая ответственность предусмотрена за данное преступление.

Дополнительно к наказанию может добавляться запрет на работу в определенной сфере и штраф. Согласно комментариям к статье уголовного кодекса, ответственность наступает при совершении хотя бы одной сделки или операции.

Понятие легализации раскрывается в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Преступления, предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ, совершенные путем финансовых операций, следует считать оконченными с момента, когда лицо, действуя с указанной в данных статьях целью, непосредственно использовало преступно полученные денежные средства для расчетов за товары или размена либо предъявило (передало) банку распоряжение о переводе денежных средств и т.п.

Термин «отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия.

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании;

Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

Проникновение преступных капиталов в легальный экономический оборот существенным образом затрудняет, а порой, и вовсе делает невозможной свободную конкурентную борьбу, осуществляемую реальными экономическими субъектами, вытесняет их с товарного и финансового рынка.

Для целей статей 174 и 174[1] УК РФ под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.).

Тем не менее, высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений свидетельствует о недостатках законодательной базы, а также ошибках в правоприменительной деятельности, о несвоевременном реагировании на совершение незаконных операций и сделок с имуществом и т.п.

ФИО40. совершил мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное организованной группой, в особо крупном размере, а именно: он, ФИО41 будучи неосведомленным о действиях лиц в составе…

Подобная преступная деятельность все чаще охватывает территорию нескольких государств, приобретает ярко выраженный транснациональный характер.

Согласно ч. 1 ст. 174 УК РФ правомерный статус незаконному имуществу придается путем совершения сделок и финансовых операций. Объектом правонарушения выступают отношения в экономической области, связанные с правомерным владением, распоряжением и использованием имуществом.
Также может применяться конфискация имущества осужденного. При этом если преступление было совершено с использованием служебного положения или по предварительному сговору, лишение свободы может достигать 5 лет, а сумма штрафа возрастает до 500 тыс. рублей.

а) группой лиц по предварительному сговору;

Тогда и был изобретен новый способ противодействия организованной преступности — ее лидеров стали привлекать к суровым мерам уголовной ответственности не за рэкет, доказать который было сложно, а за неуплату налога на доходы (точнее, за расходы, не соответствующие легальным доходам, с которых был уплачен налог).

В России вопрос об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, стал приобретать серьезное значение в период рыночных реформ.

Особенностью данных статей является практика их применения – органы следствия в большинстве случаев квалифицируют по этим статьям деяния по распоряжению имуществом, полученным в результате мошенничества, незаконного получения кредита и иных экономических преступлений, тем самым «усиливая» обвинение.

В ч. 3 ст. 174 УК РФ содержится два особо квалифицированных вида этого преступления: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору и лицом с использованием своего служебного положения.

Субъектом по ч.3 является группа лиц по предварительной договоренности или лицо, использующее свое должностное положение в государственной или коммерческой организации. В части 4 в качестве субъекта выступает организованная группа.

Вот некоторые из них:

  • операции совершаются фирмами-однодневками, с минимальной историей деятельности на рынке или вообще без таковой. Если компания недавно зарегистрирована, не вела хозяйственной деятельности, а затем резко начала активность с крупными суммами денег, с большой вероятностью речь может идти о легализации средств, полученных незаконным путем;
  • фальсификация первичных документов. Поступления средств нужно как-то объяснить, и преступники подделывают первичную документацию (приходные накладные, договора, бухгалтерскую отчетность и т.д.). Если обнаружены факты подделки таких документов, это может указывать на попытки отмывания денег;
  • использование компаний, конечными бенефициарами которых являются собственники незаконного имущества или их родственники/близкие люди. Поскольку легализовать средства удобнее и безопаснее через «своих», фирмы открываются на брата, жену или других родственников подозреваемого. Сам факт операций через такие фирмы не является отмыванием средств, однако вкупе с другими аргументами может быть признаком таких действий;
  • деятельность ведется в офшорных зонах. Существуют страны, которые благодаря низкому налогообложению и минимальным вопросам к происхождению капиталов успешно используются преступниками для легализации незаконно полученного имущества. Деньги переводятся на счета фирмы в офшорном государстве, пропускаются через несколько подставных компаний, и возвращаются владельцу уже условно чистыми – во всяком случае, отследить операции в юрисдикции офшоров достаточно сложно. К слову, страны-офшоры не всегда используются преступниками – их вполне легально используют компании для оптимизации налогообложения и упрощения ведения хозяйственной деятельности.

По мере глобализации мировой финансовой системы встает вопрос о необходимости координации усилий самых разных государств в противодействии отмыванию преступных доходов на международном уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *