Услуги по ОМС перечень 2022 в Москве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Услуги по ОМС перечень 2022 в Москве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях:

инфекционные и паразитарные болезни;

новообразования;

болезни эндокринной системы;

расстройства питания и нарушения обмена веществ;

болезни нервной системы;

болезни крови, кроветворных органов;

отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни глаза и его придаточного аппарата;

болезни уха и сосцевидного отростка;

болезни системы кровообращения;

болезни органов дыхания;

болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);

болезни мочеполовой системы;

болезни кожи и подкожной клетчатки;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

врожденные аномалии (пороки развития);

деформации и хромосомные нарушения;

беременность, роды, послеродовой период и аборты;

отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;

психические расстройства и расстройства поведения;

симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.

Гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право:

на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы);

на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), включающие работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;

на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние граждане;

на диспансеризацию — пребывающие в стационарных организациях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;

на диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;

на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка — беременные женщины;

на аудиологический скрининг — новорожденные дети и дети первого года жизни;

на неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний (расширенный неонатальный скрининг (с 2023 года) — новорожденные дети;

на дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий — пациенты трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).

Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.

Дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).

Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, который приведен в приложении № 4 (далее — углубленная диспансеризация).

Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Медицинские организации, в том числе подведомственные федеральным органам исполнительной власти и имеющие прикрепленный контингент, в соответствии с порядком направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, формируют перечень граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, и направляют его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования доводят указанные перечни до страховых медицинских организаций, в которых застрахованы граждане, подлежащие углубленной диспансеризации.

Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспансеризацию осуществляется с привлечением страховых медицинских организаций с использованием единого портала, сети радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи.

Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется в установленном порядке, в том числе с использованием единого портала.

Медицинские организации организуют прохождение углубленной диспансеризации гражданином из расчета выполнения всех исследований и иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансеризации в соответствии с пунктом 1 приложения № 4 к Программе в течение одного дня.

По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражданин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также предоставляются лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам осуществления мониторинга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов.

При необходимости для проведения медицинских исследований в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной, могут привлекаться медицинские работники медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2022 году будет осуществляться с учетом таких особенн��стей.

Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционному наблюдению с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение:

оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);

проведения углубленной диспансеризации;

проведения медицинской реабилитации.

Критериями доступности медицинской помощи являются:

удовлетворенность населения доступностью медицинской помощи, в том числе городского и сельского населения (процентов числа опрошенных);

доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров в общих расходах на территориальную программу;

доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на территориальную программу;

доля пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в общем числе пациентов, которым была оказана специализированная медицинская помощь в стационарных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;

доля посещений выездной патронажной службой на дому для оказания паллиативной медицинской помощи детскому населению в общем количестве посещений по паллиативной медицинской помощи детскому населению;

число пациентов, которым оказана паллиативная медицинская помощь по месту их фактического пребывания за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные пациенты зарегистрированы по месту жительства;

число пациентов, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства, за оказание паллиативной медицинской помощи которым в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации компенсированы затраты на основании межрегионального соглашения.

Критериями качества медицинской помощи являются:

доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года;

доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года у несовершеннолетних;

доля впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных онкологических заболеваний в течение года;

доля пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями;

доля пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 12 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда;

доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведено стентирование коронарных артерий, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда, имеющих показания к его проведению;

доля пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, которым выездной бригадой скорой медицинской помощи проведен тромболизис, в общем количестве пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, имеющих показания к его проведению, которым оказана медицинская помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи;

доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда, имеющих показания к ее проведению;

доля пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями;

доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры в первые 6 часов от начала заболевания;

доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры;

доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания паллиативной медицинской помощи, в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании паллиативной медицинской помощи;

количество обоснованных жалоб, в том числе на несоблюдение сроков ожидания оказания и на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы.

Территориальной программой устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики.

Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи на соответствующий год не могут отличаться от значений показателей и (или) результатов, установленных в региональных проектах национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

Кроме того, субъектами Российской Федерации проводится оценка эффективности деятельности медицинских организаций, в том числе расположенных в городской и сельской местности (на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда).

Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года

1. Настоящее Положение определяет порядок установления тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (далее соответственно — федеральная медицинская организация, тариф на оплату медицинской помощи).

2. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются по видам медицинской помощи соответствующего профиля медицинской помощи, оказываемой федеральной медицинской организацией при заболеваниях, состояниях (группах заболеваний, состояний), перечни которых предусмотрены приложениями № 1 и 3 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Программа).

3. Тариф на оплату j-й медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оплачиваемой по отдельным группам заболеваний, состояний, доли заработной платы и прочих расходов в структуре затрат которых установлены приложением № 3 к Программе, и высокотехнологичной медицинской помощи), оказываемой i-й федеральной медицинской организацией в z-х условиях (стационарные условия или условия дневного стационара) (Тijz), определяется по формуле:

Tijz = НФЗz x КБСz x КЗjz x КДi x КСij x КСЛП,

где:

НФЗz — средний норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в z-х условиях, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установленный Программой;

КБСz — коэффициент приведения среднего норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в z-х условиях к базовой ставке, исключающей влияние применяемых коэффициентов относительной затратоемкости и специфики оказания медицинской помощи, коэффициента дифференциации и коэффициента сложности лечения пациентов, принимающий значение 0,41 — для стационара и 0,52 — для дневного стационара;

КЗjz — коэффициент относительной затратоемкости оказания j-й медицинской помощи в z-х условиях, значения которого принимаются в соответствии с приложением № 3 к Программе (далее — коэффициент относительной затратоемкости);

КДi — коэффициент дифференциации для субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена i-я федеральная медицинская организация, используемый при распределении субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» (далее — коэффициент дифференциации);

КСij — коэффициент специфики оказания j-й медицинской помощи i-й федеральной медицинской организацией, значения которого принимаются в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения;

КСЛП — коэффициент сложности лечения пациента, значения которого принимаются в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

1. Первый этап углубленной диспансеризации проводится в целях выявления у граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, признаков развития хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации и включает в себя:

а) измерение насыщения крови кислородом (сатурация) в покое;

б) тест с 6-минутной ходьбой (при исходной сатурации кислорода крови 95 процентов и больше в сочетании с наличием у гражданина жалоб на одышку, отеки, которые появились впервые или повысилась их интенсивность);

в) проведение спирометрии или спирографии;

г) общий (клинический) анализ крови развернутый;

д) биохимический анализ крови (включая исследования уровня холестерина, уровня липопротеинов низкой плотности, C-реактивного белка, определение активности аланинаминотрансферазы в крови, определение активности аспартатаминотрансферазы в крови, определение активности лактатдегидрогеназы в крови, исследование уровня креатинина в крови);

е) определение концентрации Д-димера в крови у граждан, перенесших среднюю степень тяжести и выше новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

ж) проведение рентгенографии органов грудной клетки (если не выполнялась ранее в течение года);

з) прием (осмотр) врачом-терапевтом (участковым терапевтом, врачом общей практики).

2. Второй этап диспансеризации проводится в целях дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния) и включает в себя:

а) проведение эхокардиографии (в случае показателя сатурации в покое 94 процента и ниже, а также по результатам проведения теста с 6-минутной ходьбой);

б) проведение компьютерной томографии легких (в случае показателя сатурации в покое 94 процента и ниже, а также по результатам проведения теста с 6-минутной ходьбой);

в) дуплексное сканирование вен нижних конечностей (при наличии показаний по результатам определения концентрации Д-димера в крови).

Приложение № 5
к Программе государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

(с изменениями на 31 августа 2021 года)

1. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее также — Территориальная программа) устанавливает:

1.1. Перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и способы оплаты медицинской помощи.

1.2. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, включая порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием (в том числе специализированными продуктами лечебного питания) по медицинским показаниям, на основе стандартов медицинской помощи, с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее также — Территориальная программа ОМС).

1.3. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических исследований, а также ожидания консультаций врачей-специалистов.

1.4. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы.

1.2.* Территориальная программа включает в себя:

_______________

* Здесь и далее нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

1.2.1. Утвержденную стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по источникам финансового обеспечения (приложение 1 к Территориальной программе).

1.5.2. Утвержденную стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по условиям ее оказания (приложение 2 к Территориальной программе).

1.5.3. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и (или) ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи (приложение 3 к Территориальной программе).

1.5.4. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для оказания первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (приложение 4 к Территориальной программе).

1.5.5. Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по назначению врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой по назначению врачей (приложение 5 к Территориальной программе).

1.5.6. Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациентам, получающим специализированную паллиативную специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, для использования на дому (приложение 6 к Территориальной программе).

Полис ОМС: используем правильно и не упускаем свою выгоду

Select fontArial Times New Roman

KerningDefault Medium Large

  • —1
  • —2
  • —3
  • —4
  • —5

Close Settings

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

  • методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

  • порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

* * *

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 126 448 013,3 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 588,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 19 860 443,6 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 133 931 755,8 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 666,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 20 654 861,4 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей.

Статья 2. Доходы бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Утвердить поступления доходов в бюджет Фонда:

1) на 2022 год согласно приложению 1 к настоящему Закону;

2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 3. Бюджетные ассигнования Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов:

1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Закону;

2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Закону.

Статья 4. Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

1. Утвердить:

1) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 5 к настоящему Закону;

2) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 6 к настоящему Закону;

3) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 7 к настоящему Закону;

4) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 8 к настоящему Закону.

2. Установить, что межбюджетные трансферты из бюджета Московской области в 2022 году предусматриваются в сумме 2 249 082,0 тыс. рублей, из них:

1) по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования, в сумме 2 240 000,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) на финансовое обеспечение административно-управленческой деятельности Фонда при реализации полномочий по финансовому обеспечению мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, в сумме 9 082,0 тыс. рублей.

3. Установить, что межбюджетные трансферты, полученные из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, направляются на оплату медицинской помощи гражданам Российской Федерации, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию за пределами Московской области.

Статья 5. Нормированный страховой запас Фонда на 2022 год

1. Установить, что в составе расходов бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:

1) для дополнительного финансового обеспечения реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования;

2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в части:

возмещения территориальным фондам обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в Московской области, в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования;

оплаты стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации, с последующим восстановлением средств в состав нормированного страхового запаса по мере возмещения затрат другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;

4) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Наличие полиса ОМС гарантирует беспрепятственное получение бесплатной, квалифицированной медицинской помощи без непредвиденных финансовых затрат. Предъявление документа – обязательное условие при обращении в любую больницу или клинику РФ. При отсутствии полиса медицинские услуги также будут оказаны, но уже на платной основе.

Базовая программа ОМС включает первичную медико-санитарную помощь, профилактические услуги, а также скорую медицинскую помощь. Существует отдельный перечень услуг, которые предоставляются на льготной основе или полностью бесплатно.

Виды медицинских сервисов, которые предоставляются бесплатно на основании полиса ОМС:

  1. Онкологическое и стоматологическое лечение в соответствии с перечнем Комитета здравоохранения РФ.
  2. Флюорограмма в профилактических целях ввиду необходимости выявлять туберкулез на ранних стадиях.
  3. Профилактика распространенных заболеваний с помощью вакцин.
  4. Обеспечение лекарственными препаратами и льготное протезирование.
  5. Помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Сегодня в перечень пунктов медицинской помощи, которая предоставляется на основании полиса ОМС, включают также лечение зубов.

Предусмотрен следующий список бесплатных услуг:

  1. Консультация и осмотр первичного характера. К этому пункту относят и обслуживание больных, которые не способны перемещаться самостоятельно.
  2. Работа над составлением карты заболеваний и особенностей их устранения.
  3. Лечение периодонтита, пародонтических заболеваний, пульпита и кариеса. Устранение проблем со слизистой оболочкой и полостью рта, извлечение инородных тел и лечение других травм.
  4. Вправление вывихов, операции на мягких тканях, удаление злокачественных образований и зубов, которые не подлежат восстановлению.

Совет от Сравни.ру: Условия договора, который подписывается при получении полиса, ОМС носят стандартный характер, поскольку разработаны директором Федерального фонда ОМС Тарановым А.М. в инструкции №3856/30-3/и от 03.10.2003 года. Каждый договор медицинского страхования формируется с учетом положений вышеупомянутого документа. В противном случае договор могут признать несостоявшимся. Подписание договора направлено на предотвращение ряда конфликтных ситуаций. Документ также помогает четче обозначить имеющиеся зоны ответственности сторон.

  • Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
    • На всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования
    • На территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования
  • Выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования
  • Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию
  • Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья
  • Выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья
  • Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи
  • Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования
  • Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования
  • Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи
  • Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования
  • Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли
  • Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин

Выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме — его родителями или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций, который размещается в обязательном порядке территориальным фондом на его официальном сайте в сети Интернет и может дополнительно опубликовываться иными способами.

Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. На основании указанного заявления застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 2 настоящей статьи.

Сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, ежемесячно до 10-го числа направляются территориальным фондом в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации, пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Соотношение работающих граждан и неработающих граждан, не обратившихся в страховую медицинскую организацию, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, которое отражается в сведениях, направляемых в страховые медицинские организации, должно быть равным.

С 2019 года Общество с ограниченной ответственностью «ДЖИ ЭМ ЭС ХОСПИТАЛ» принимает участие в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования г. Москвы, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве, в рамках которой предоставляется медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара.

Граждане Российской Федерации, застрахованные в системе ОМС, имеют право на получение медицинской помощи в стационаре ООО «ДЖИ ЭМ ЭС ХОСПИТАЛ» в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования г. Москвы.

Каждый пациент, имеющий полис ОМС, вправе бесплатно обращаться в любую государственную клинику для получения медицинских услуг. Причем их перечень довольно обширен, начиная от консультации и заканчивая госпитализацией.

Как правило, услуги любой поликлиники или стационара не бесплатны. Но, сам пациент ничего платить не должен, так как у него есть полис ОМС. При получении такого документа человек заключает со страховой компанией договор, а страховку клиент не оплачивает, как это происходит с ДМС.

Вместо внесения страховых платежей, по обязательному медицинскому страхованию предусмотрены взносы. Они взимаются с работодателя, а их размер зависит от заработной платы человека. Получается, что любой работающий россиянин уже оплатил все медицинские услуги.

  1. В России действует система обязательного медицинского страхования, в рамках которой, все граждане, зарегистрированные в ней, имеют право на бесплатную мед.помощь..
  2. Сдача анализов и получение результатов входит в состав безвозмездных услуг, оплачиваемых страховой.
  3. Если человеку необходимо узнать какую-либо информацию о лечебных мероприятиях, то врач не вправе отказать в ее предоставлении. Причем специалист обязан рассказать, как о платных, так и о бесплатных методах.
  4. Зачастую мед. организации отказывают в предоставлении какой-либо помощи в связи с отсутствием технической возможности. В таком случае учреждение обязано бесплатно отправить пациента в другую клинику.
  5. Нарушение прав пациента недопустимо. Просить помощи в их защите можно у страховой компании. Для этого нужно написать жалобу на действие врачей или главврача.

Важно! Главным документом, подтверждающим право на получение бесплатных медицинских услуг, является полис ОМС.

Для его получения нужно обратиться в представительский центр страховой компании. В настоящее время в России используются единые полиса, по которым пациент получает мед услуги в клинике любого региона страны.

Деятельность медицинских организаций в системе ОМС: что изменилось в 2021 году

Любое лицо, зарегистрированное в системе ОМС, имеет право совершенно бесплатно сдать анализы, входящие в программу страхования:

Этап Описание Дополнение
Получение полиса ОМС Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение страховой компании написать заявление и предоставить копию паспорта, СНИЛС. Как правило, полиса россияне оформляют вместе со всеми документами. Их выдача производится бесплатно.
Прикрепление к поликлинике На этом этапе пациенту необходимо обратиться в любую поликлинику, где ему удобно лечиться, с просьбой прикрепить его. В регистратуре ему заведут медицинскую карту. Чаще всего пациенты прикрепляются к клиникам по месту жительства. На самом деле, можно выбрать совершенно любую лечебную организацию, которая обслуживает пациентов по полису ОМС.
Записаться на прием к врачу В каждой поликлинике разная система записи. Чаще всего нужно позвонить по телефону. Еще один вариант – получить талон при помощи онлайн-регистратуры. Запись к специалисту производится на свободную дату и время.
Посещение врача На приеме у специалиста пациенту необходимо попросить выписать направления на анализы. Прежде чем выдать направления, специалист осмотрит пациента и внесет результаты в медицинскую карту.

Если врач заявляет о том, что анализы, которые планирует сдать пациент, платные, то стоит обратиться в страховую компанию и уточнить о платности процедуры. Страховщик обязан сообщить, входят ли данные анализы в перечень бесплатных услуг, предоставляемых по полису ОМС.

Важно! Если на самом деле процедуры бесплатные, нужно настаивать на выдаче направлений.

Врач может продолжать говорить о том, что анализы платные. В таком случае рекомендуется обратиться с жалобой к главврачу. Если и руководитель поликлиники не помог, то следует отправить обращение в Минздрав.

Процедура сдачи анализов в другом регионе идентична схеме прохождения аналогичной процедуры в субъекте, где зарегистрирован пациент. Единственная сложность в том, что некоторые врачи, по незнанию или по нежеланию, отказываются бесплатно обслуживать человека, который получил полис в другом регионе.

Помните, это не законно. В настоящее время в России действуют полисы ОМС единого образца. Это означает то, что все граждане, зарегистрированные в системе ОМС, пользуются услугами одной и той же страховой компании.

Но есть одно важное правило. По всей стране действует лишь базовая программа страхования. Это скорая и первичная помощь пациентам. А вот некоторые виды профилактического обследования, которые не входят в базовую программу, а предусмотрены лишь территориальной, можно пройти только по месту регистрации.

Медицинская организация может отказать выдать направления на анализы и в том случае, если пациент не предъявляет полис и паспорт.

Как правило, на законодательном уровне как такового перечня анализов, которые пациент вправе сдавать бесплатно, не установлено. На самом деле, даже не все специалисты знают, какие процедуры производятся бесплатно, а какие нет.

Все анализы, которые необходимо сделать для выявления заболевания из базовой или территориальной программы, бесплатны. Как показывает практика, у пациентов практически никогда не возникает проблем с направлениями на такие процедуры, как:

  • общее исследование крови и мочи;
  • биохимия крови;
  • флюорография, КТ, маммография;
  • ЭКГ, УЗИ;
  • исследование крови на предмет сахара.

Часто врачи отправляют пациентов на платные анализы только потому, что в поликлинике нет оборудования для проведения исследования. По закону, в таком случае человека должны бесплатно направить в другую медицинскую организацию, где возможность сдачи таких анализов есть.

Но чаще всего, специалисты умалчивают или не знают об этом правиле, а сразу рекомендуют пациенту обратиться в частную клинику. Чтобы самостоятельно понять, можно ли конкретные анализы сдать бесплатно, необходимо ознакомиться с базовой и территориальной программой страхования.

Стандарт медпомощи представляет собой свод мед. услуг, которые предоставляются пациенту, зарегистрированному в системе ОМС, бесплатно.

Чтобы не переплачивать за анализы и за другие процедуры, всем пациентам рекомендуется научиться пользоваться данным стандартом:

  1. Если у человека подозревают наличие какого-либо заболевания, то необходимо открыть базовую или территориальную программу и посмотреть, входит ли оно в бесплатный перечень.
  2. При положительном результате, для того, чтобы узнать, какие анализы можно сдать бесплатно только при подозрениях, переходят на официальный сайт Минздрава, затем находят свое заболевание и кликают по стандарту. Затем необходимо просмотреть раздел «Диагностические мероприятия».
  3. Если болезнь уже подтверждена и требуется его конкретизация, то в таком случае бесплатные процедуры указаны во втором разделе этого же стандарта.

Важно! Если у пациента нет времени разбираться в медицинских стандартах, можно просто позвонить в страховую компанию и уточнить, какие анализы для диагностики или конкретизации данного заболевания проводятся бесплатно.

Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи.

Как правило, после того, как пациент сдает анализы, результаты прикрепляются в его медицинскую карту. Но, если они необходимы, например, для посещения профильного специалиста в другой клинике, то можно попросить снять с них копию.

Для этого необходимо написать заявление с просьбой выдать копии анализов или выписку в двух экземплярах. Первый отдается в регистратуру, а второй остается у заявителя. Но на нем регистратор обязан поставить штамп о принятии заявки. Если работник регистратуры отказывается принимать заявление или проставлять штамп, отправляйте документ почтой заказным письмом с уведомлением.

В пункте 3 статьи 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ утверждается право незамужних женщин на использование ВРТ (в том числе экстракорпоральное оплодотворение) при наличии их добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство. Поэтому с точки зрения официального законодательства нет никаких препятствий – ЭКО можно делать без мужа.

Однако, несколько сложнее дело обстоит с этической стороной такого поступка. Хотя отношение общества к этому вопросу сегодня достаточно лояльное, все же еще часто встречается негативная оценка женщин, решивших стать матерью вне брака или хотя бы гражданского союза с мужчиной. Многие люди считают, что в семье без отца ребенок не получает полноценного воспитания, что негативно сказывается на его развитии. Тем не менее, всеобщего и ярко выраженного порицания и тем более дискриминации таких неполных семей в нашей стране сегодня уже нет.

Цель этой статьи — рассказать про квоты на ЭКО. Сама процедура и вопросы, связанные со здоровьем, индивидуальны. Автор написала статью, опираясь на законодательство, опыт подруги и комментарии практикующего врача. Это не означает, что у всех будет или было так же.

Любые вопросы о своем здоровье, показаниях и противопоказаниях к процедуре обсуждайте со своим лечащим врачом.

На сегодняшний день единственный способ стать матерью, не имея мужа или постоянного сексуального партнера – воспользоваться донорским биоматериалом. Практически в каждом центре репродуктологии имеется свой список доноров и банк спермы. Экстракорпоральное оплодотворение в таком случае имеет ряд особенностей:

  • Более высокий шанс успешного зачатия и рождения здорового ребенка по сравнению с ЭКО, проведенного со спермой супруга. Кандидаты на донорство, сдающие свой генетический материал в криобанк, проходят тщательное обследование и отбор. Затем из списка доноров пациентка вместе с врачом выбирают наиболее подходящего по медицинским показаниям и другим критериям (возраст, социальное положение, профессия и т. д.). Таким образом обеспечивается максимальная биологическая совместимость, которая снижает вероятность отторжения эмбриона на стадии имплантации, прерывания беременности или рождения ребенка с генетическими аномалиями.
  • Женщина может воспользоваться услугами анонимного донора или знакомого человека, добровольно согласившегося предоставить свой генетический материал. Анонимный донор ничего не будет знать о пациентке, в то время как ей предоставляется информация о его возрасте, национальной и расовой принадлежности, социальном положении, профессии и т. д. В обоих случаях донор не имеет права претендовать на отцовство, однако и женщина не может требовать от них какого-либо участия в воспитании ребенка, материальных выплат или иного участия в его судьбе.
  • Стоимость ЭКО без мужа с использованием донорского материала выше, чем с применением спермы супруга. Это обусловлено дополнительной оплатой услуг анонимного донора, хотя женщина может также воспользоваться биоматериалом знакомого человека, предоставленным на безвозмездной основе.

Сделайте первый шаг
запишитесь на прием к врачу!

В целом, ЭКО с использованием донорской спермы давно стало общераспространенной медицинской практикой в развитых странах. Постепенно меняется общественное отношение к такому способу зачатия – оно все меньше считается «противоестественным» и чаще воспринимается как разумная мера, позволяющая бесплодным парам или одиноким женщинам завести долгожданного ребенка.

ЭКО делают, если у женщины или мужчины неизлечимое бесплодие, но женщина при этом в состоянии выносить и родить ребенка.

Диагноз «бесплодие» ставят, если пара 12 месяцев подряд вела регулярную половую жизнь и не предохранялась, а беременность не наступила. Для женщин старше 35 лет этот срок меньше — 6 месяцев.

Бесплодие считается неизлечимым, если через 9—12 месяцев после постановки диагноза никакое другое лечение не помогло. Тогда можно делать ЭКО.

Ольга Панкратова из Санкт-Петербурга пыталась забеременеть 10 лет. Все это время она лечилась, а в 35 лет решилась на ЭКО.

Как лечиться экономно

Или не платить за лечение вообще. Расскажем в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Перечень анализов для эко по ОМС 2022 Москва

ЭКО не делают, если беременность и роды опасны для жизни женщины или будущего ребенка. Тогда выход один — суррогатное материнство.

Среди противопоказаний есть, например, такие заболевания:

  • туберкулез, гепатиты, сифилис;
  • любые раковые опухоли и онколог против ЭКО;
  • доброкачественные опухоли в яичниках и матке, которые требуют операции;
  • болезни крови, например анемия, острые лейкозы;
  • тяжелый декомпенсированный сахарный диабет, когда пациентка не может контролировать сахар крови;
  • психические расстройства, в том числе наследственные;
  • болезни сердца и сосудов, например порок сердца, аневризма аорты, тяжелая гипертоническая болезнь;
  • болезни пищеварения, например язвенный колит, цирроз печени, печеночная недостаточность.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения России N803н от 31.07.2020 г., направление на ЭКО по ОМС может быть выдано при диагнозе женского бесплодия:

  • бесплодие вследствие непроходимости/стеноза/закупорки/отсутствия маточных труб;
  • женское бесплодие из-за эндокринных нарушений;
  • женское бесплодие маточного происхождения (врожденная аномалия матки, дефект имплантации яйцеклетки);
  • женское бесплодие, связанное с мужским фактором;
  • другие факторы женского бесплодия (эндометриоз, снижение овариального резерва, отсутствие полового партнера).

По сути, охвачены все состояния, чреватые проблемами с зачатием. Ограничений по возрасту или по количеству попыток в 2021 году на ЭКО по ОМС нет, нужно лишь соответствовать требованиям действующих приказов Минздрава. Но количество квот ограничено. Поэтому если прогноз беременности в силу наступления менопаузы маловероятен, территориальная комиссия Минздрава может отказать в квоте.

Ограничениями для проведения программы ЭКО и переноса криоконсервированных эмбрионов по ОМС являются:

  • снижение овариального резерва (уровень АМГ менее 1,2 нг/мл, количество антральных фолликулов менее 5 суммарно в обоих яичниках) (криоперенос допускается);
  • состояния, при которых имеются показания для хирургической коррекции органов репродуктивной системы;
  • состояния, при которых имеются показания для суррогатного материнства;
  • острые воспалительные заболевания любой локализации до излечения.

Экстракорпоральное оплодотворение с использованием донорского генетического материала проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный. Женщина заключает с частной клиникой договор или обращается в государственное медучреждение по квоте на бесплатное обслуживание. После первой консультации с врачом-репродуктологом она проходит комплексное медицинское обследование, включающее анализы крови и мочи, УЗИ малого таза, исследование влагалищного мазка, осмотр у гинеколога, эндокринолога, психиатра и других специалистов, ЭКГ и т. д. Точный перечень диагностических тестов определяется индивидуально врачом на основании данных медицинской карты пациентки. Также на этом этапе женщина выбирает подходящего кандидата из списка доноров, с которыми у клиники заключен контракт.
  • Стимуляция яичников. При отсутствии у женщины противопоказаний к гормональным препаратам ей назначается курс инъекций для ускорения роста фолликулов в одном менструальном цикле для получения большего числа фертильных яйцеклеток. Стимуляция яичников проводится по разным протоколам – в зависимости от состояния организма пациентки, ее возраста и других факторов. Если эта процедура невозможна по медицинским причинам, осуществляется забор 1-2 яйцеклеток в естественном цикле.
  • Оплодотворение и перенос. После получения яйцеклеток они направляются в лабораторию на исследование, где из них отбираются наиболее фертильные. Они помещаются в инкубатор и оплодотворяются донорской спермой, после чего полученные эмбрионы в течение 3-6 дней выращиваются до определенной стадии. 1-2 наиболее жизнеспособных зародышей подсаживаются пациентке.

Одна из самых дорогостоящих диагностических обследований — магнитно-резонансная томография. Она помогает получить полную картину органа или тканей. МРТ головы в Москве в частных клиниках может стоить от 3500 до 15 000 рублей*, а стоимость сложного МРТ плода при беременности доходит и до 25 000 рублей. Комплексная МРТ-диагностика всего тела при этом легко может перевалить и за 50 000 рублей.

Лечить зубы бывает больно и страшно не только пациенту, но и его кошельку. Страшно становится уже при взгляде на прайс-лист платных стоматологий, где дотошно перечислены цены на все возможные процедуры вплоть до штрафа за попытку укусить доктора. Бонусом, правда, обычно становятся современные качественные материалы и бережное обезболивание, поэтому частные стоматологические клиники стабильно находят своих клиентов даже в кризис.

Сюда входят новые, сложные и уникальные методы лечения и оказания специализированной медпомощи. При этом в программу ОМС входят только методы с научно доказанной эффективностью: клеточные технологии, роботизированная техника, информационные технологии, методы генной инженерии и другие, разработанные медицинской наукой и смежными научными и техническими отраслями.

Таким образом при наличии показаний по квоте можно сделать стентирование коронарных артерий (платно — от 70 000 до 200 000 рублей), эндопротезирование суставов (от 220 000 до 500 000 рублей в зависимости от протеза), нейрохирургическую или офтальмологическую операцию и т. п.

Далеко не все пациенты утруждают себя изучением программы ОМС, справедливо полагая, что о всех причитающихся по страховке процедурах им расскажут в клиниках. На практике врачи нередко хитрят, заставляя платить даже за то, что обязаны предоставить бесплатно.

Иногда отказ в бесплатном оказании медицинской услуги мотивируют тем, что она не входит в утверждённые Минздравом стандарты по лечению того или иного заболевания. Но даже если для постановки диагноза и лечения требуется что-то, на что нет тарифа, оказание помощи при острых и неотложных состояниях в любом случае предусмотрено программой госгарантий. Если же вам говорят такое во время планового лечения, не спешите в кассу — откройте программу ОМС и изучите, входит ли в неё предписанная процедура.

Стоит также различать назначения и рекомендации. Рекомендации врача могут включать здоровое питание и регулярную гимнастику, но это не значит, что они предоставляются за счёт клиники. В то же время если для составления полной диагностической картины по объективным показателям необходим, например, рентген или МРТ — это уже считается назначением и должно оплачиваться из Фонда ОМС.

  • Все вклады
  • Накопительные счета
  • Вклады онлайн
  • Дебетовые карты
  • Страхование вкладов
  • Полезные статьи
  • Кредиты наличными
  • Кредитные карты
  • Ипотека
  • Автокредиты
  • Микрозаймы
  • Полезные статьи

Такие дорогостоящие обследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, тоже доступны по полису ОМС. Но нужно предварительно уточнить у выдавшей полис страховой компании, входит ли конкретная услуга в перечень процедур, оплачиваемых по страховке.

Сделать томографию бесплатно получится только при наличии показаний и направления от лечащего врача с подписями и печатями. Иногда для получения такого документа потребуется пройти врачебную комиссию.

Обычно в направлении указано учреждение, где нужно пройти обследование (это может быть и частная клиника, участвующая в системе ОМС), дата и время проведения процедуры. По законодательству срок ожидания МРТ, КТ и ангиографии не должен превышать двух недель с даты, когда врач назначил обследование. Если есть подозрение на развитие у пациента онкологических заболеваний, то диагностику должны провести ещё быстрее – в пределах трёх рабочих дней.

Бесплатные анализы по полису ОМС в 2021-2022: перечень

Любая женщина с бесплодием и другими патологиями, которые не дают возможности забеременеть естественным путём, но способная выносить и родить малыша, может сделать ЭКО по ОМС. Для этого ей нужно пройти врачебную комиссию, которая примет решение о включении пациентки в госпрограмму и выдаст квоту. В 2021 году число таких квот увеличили.

По полису ОМС можно проводить ЭКО до двух раз в год. Но, поскольку процедура очень сложная и дорогостоящая, а спрос на искусственное оплодотворение высокий, придётся встать в очередь. Ожидание может продлиться от пары недель до нескольких месяцев.

Полис ОМС даёт возможность прикрепиться не только к государственной больнице по месту жительства, но и к коммерческой клинике. Но это касается только тех учреждений, которые принимают участие в программе ОМС. Уточнить их перечень можно на сайте территориального фонда медицинского страхования конкретного региона.

Менять по своему желанию больницу, к которой прикреплены, можно раз в год. Но если перемены обусловлены переездом, то это ограничение снимается.

Лечение зубов в частных клиниках – «удовольствие» не из дешёвых. Но полис ОМС поможет сохранить бюджет, не теряя в качестве услуг. Он даёт возможность прикрепиться по своему выбору не только к многопрофильной, но и к стоматологической поликлинике, в том числе частной (при условии её участия в госпрограмме).

Страховка покроет:

  • лечение кариеса, пульпита и болезней дёсен;
  • обезболивающий укол;
  • рентген;
  • пломбирование зубов;
  • удаление зубов;
  • лечение гнойных воспалений в ротовой полости;
  • профосмотр и чистку зубного камня – раз в шесть месяцев;
  • вправление вывихнутой челюсти.

Для детей к перечню бесплатных услуг добавляется серебрение и насыщение зубной эмали минералами, а также ортодонтическое лечение с использованием съёмных аппаратов.

Отбелить зубы, установить зубные протезы и импланты за счёт ОМС не получится ни в государственных, ни в частных стоматологиях.

Когда врач отказывается проводить положенную по закону процедуру или требует за неё деньги, обратитесь сначала к руководству медучреждения, а затем в страховую компанию, выдавшую полис. Звоните страховщику во всех случаях, которые вызывают у вас сомнения: специалисты разъяснят, какие медицинские услуги и при каких условиях покрывает полис ОМС. Телефон горячей линии обычно указан на обратной стороне полиса (бумажного или пластикового).

Если в больнице заставили заплатить за процедуру, которая должна быть бесплатной, можете потребовать возмещения расходов. Для этого предоставьте страховой компании чеки и копию договора на оказание платных медуслуг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.