Ипотечные ценные бумаги в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ипотечные ценные бумаги в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ИИС создан для стимулирования долгосрочных инвестиций — минимальный срок владения им составляет три года. При таком сроке и более инвестор получает право воспользоваться налоговыми льготами.

По ИИС можно получить один из двух видов инвестиционных вычетов по налогу на доходы физических лиц:

  • вычет в размере 13% на сумму ежегодного взноса до ₽400 тыс. (возврат до ₽52 тыс. в год);
  • освобождение от налогообложения всей суммы дохода, полученного на ИИС (при закрытии счета).

Что купить на ИИС перед 2022 годом? Лучшие акции, облигации и ETF

Самостоятельно следить за рыночными трендами — задача не из простых. Но мы вам в этом поможем. Мы проанализировали основные риски в преддверии 2022 года и составили удобную таблицу, которая отражает наш взгляд и с помощью которой вы сможете оценить относительную привлекательность разных классов активов, отраслей экономики и даже отдельных инвестиционных тем.

Обратимся к истории бизнес-циклов, чтобы понять, какие отрасли демонстрировали самые высокие результаты в ходе восстановления экономик. Мы будем рассматривать американский рынок, но выводы будут справедливы и для других стран, так как пандемия привела к синхронизации фаз деловых циклов во всем мире.

Базовый сценарий развития событий, в который мы верим, подразумевает следующие входные данные.

  • Сейчас экономика США переживает фазу восстановления, за которой последует фаза роста. У американского потребителя есть средства на покупку товаров и услуг благодаря поддержке государства в течение последних двух лет.
  • Разгон инфляции в целом и рост цен на сырьевые товары в частности — временные явления.
  • Грядет ужесточение монетарной политики с целью вернуть под контроль инфляцию. Приток ликвидности на рынки в рамках программы количественного смягчения ФРС будет постепенно сокращаться. После ее завершения не за горами и новый цикл повышения ключевой ставки.

В таких условиях рынок акций в целом чувствует себя хорошо, но нам все-таки стоит учесть инфляционные риски и подумать о том, для каких компаний рост процентных ставок не станет проблемой. На этот счет аналитики Bank of Montreal недавно провели исследование, в результате которого пришли к следующим выводам.

В макросреде с растущими ставками финансовый и IT-сектора, а также сектора потребительских товаров второй необходимости и телекоммуникаций опережали рынок. А вот сектора потребительских товаров массового спроса, недвижимости, коммунальных услуг и энергетический сектор, напротив, отставали от рынка.

Мы учли важность каждого сектора экономики и страны на мировом финансовом рынке и создали ориентир аллокации, а затем скорректировали его на наши взгляды и инвестиционные возможности для частного российского инвестора.

В нашем оптимальном портфеле доля России выше, чем на мировом рынке акций (18,4% против ок. 1%), потому что мы позитивно смотрим на российский фондовый рынок, а еще он понятнее и ближе нашему инвестору. Под китайские акции мы также рекомендуем отводить более высокую долю, чем они занимают на мировой арене (12,2% против 4%), потому что за последнее время они существенно подешевели, а еще они помогают сделать ставку на рост второй экономики мира.

В основной части стратегии мы подробно рассказали об актуальных факторах, которые будут влиять на ценообразование на рынках ценных бумаг в ближайшее время, — в разрезе на разные классы активов, регионы и сектора. Но чтобы успешно поддерживать личный портфель с учетом всех факторов и прогнозов, все равно нужно время и дополнительные знания. Если ни того, ни другого нет, а зарабатывать на фондовом рынке все-таки хочется, то есть более простое решение — пассивные фонды (БПИФ или ETF). Механизм инвестирования через фонды прост: выбрать наиболее интересные и перспективные рынки и отрасли, а затем вложить средства на долгосрочный горизонт.

Ипотечные облигации. Что это и как на них заработать

  • По статистике, долгосрочные вложения в эти фонды приносят более высокую доходность, чем доверительное управление.
  • Фонды позволяют диверсифицировать риски и вкладывать сразу в десятки компаний разных стран или отраслей. При этом паи фондов могут быть в разы дешевле акций одной компании. Даже с учетом комиссии за управление, которая, в свою очередь, в разы меньше, чем при доверительном управлении.
  • В России долгосрочные инвесторы могут получать налоговые вычеты.
  • Объем инвестиций в пассивные фонды (БПИФ или ETF) растет с каждым годом.
  • Вложения просты и удобны. Все, что нужно от инвестора, — регулярно покупать акции предпочитаемого фонда и отслеживать его динамику в приложении.

Когда покупать фонды в портфель?

Ни один инвестор не может постоянно угадывать идеальные точки входа для инвестиций. После входа в позицию цены активов на краткосрочном интервале времени могут существенно отклоняться от цены покупки, принося инвестору убыток. В таких случаях активный инвестор может регулярно фиксировать убытки, тогда как долгосрочный инвестор, понимая фундаментальную недооцененность актива, будет держать позицию до тех пор, пока рыночная цена не станет справедливой.

Исследования показывают, что на длинном горизонте условный инвестор, которому удается постоянно покупать на дне и продавать на пике рынка (на практике невозможно), в итоге не сильно обыгрывает инвестора, который просто регулярно вкладывает в рынок при возникновении свободных средств, или инвестора, который вкладывает одинаковые суммы ежемесячно, вне зависимости от ситуации на рынке.

Что входит в состав пассивных фондов (БПИФ/ETF)?

Обычно пассивные фонды полностью повторяют структуру индексов, которые, в свою очередь, ориентируются на крупнейшие по капитализации и ликвидности бумаги в секторе, стране или регионе. Вследствие регулярной ребалансировки индексов растущие перспективные акции заменяют стагнирующие акции или сокращают их вес в портфеле фондов.

Можно ли самому сформировать портфель, который обгонит рынок?

И частные инвесторы, и профессиональные управляющие теоретически могут сформировать портфель, который будет показывать достойную доходность и даже обгонять сопоставимый индекс. Но, как мы говорили выше, на это нужно много времени и знаний.

Показателен вот какой пример. Один из самых успешных инвесторов в истории Уоррен Баффет поспорил с портфельным управляющим, что его портфель, полностью повторяющий индекс S&P 500, принесет более высокую доходность, чем хедж-фонды, в которые вкладывал управляющий. Спор продлился девять лет (с 2008 по 2016 год — начало активного притока средств в пассивные фонды), и его выиграл Баффет.

Насколько пассивные фонды выгодны с точки зрения налогов и комиссий?

На долгосрочном горизонте активный инвестор может потерять ощутимую долю прибыли на налогах и комиссиях.

Проект Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов одобрен Советом директоров Банка России для представления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Документ подготовлен по статистическим данным на 25.10.2021.

Развитие финансового рынка — одна из целей деятельности Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1. С 2013 года Банк России является мегарегулятором, то есть выполняет одновременно функции центрального банка и регулятора финансового рынка.

Разработка и реализация политики по развитию финансового рынка осуществляется совместно Банком России и Правительством, которые в первую очередь создают благоприятную среду — необходимые макроэкономические, институциональные и правовые условия — для формирования сбережений и перетока сбережений в кредиты и инвестиции.

Важным фактором развития финансового рынка является взвешенная и последовательная макроэкономическая политика, в основе которой лежат ценовая и финансовая стабильность, а также устойчивость государственных финансов. Банк России и Правительство участвуют в создании инфраструктуры финансового рынка, особенно в тех случаях, когда рыночные силы с этим не справляются и когда это необходимо для создания здоровой конкурентной среды и развития инноваций или имеет важное значение для обеспечения финансового суверенитета страны. Повышенное внимание также уделяется защите прав потребителей финансовых услуг и формированию в обществе основ финансово грамотного поведения.

Хотя Банк России и Правительство занимают активную позицию в развитии финансового рынка, результат в значительной мере зависит от стратегий, культуры, мотивации его участников, действующих в конкурентной среде по рыночным принципам. В таких условиях участники финансового рынка во взаимодействии друг с другом сами выбирают оптимальные цепочки трансформации сбережений в инвестиции, каналы и форматы обслуживания, определяют востребованность и, следовательно, перспективы развития тех или иных продуктов, инструментов, сервисов и технологий.

С учетом этого Банк России и Правительство активно вовлекают участников финансового рынка, то есть представителей финансового и реального секторов и их объединения, экспертное сообщество в разработку и реализацию планов по развитию финансового рынка, а также обеспечивают информационную открытость в отношении целей, принципов, задач, достигнутых результатов, таким образом создавая ориентиры для финансовых посредников, бизнеса и граждан.

Развитый финансовый рынок способствует экономическому росту, повышению уровня и качества жизни граждан, предоставляя возможность для домашних хозяйств и бизнеса использовать финансовые продукты, инструменты и услуги для решения своих жизненных задач, реализации деловых и личных планов.

Финансовый рынок позволяет потребителям финансовых услуг перераспределять полученные доходы во времени, таким образом управляя своими сбережениями и расходами. При помощи инструментов сбережения, инвестирования и заимствования и при их грамотном использовании граждане могут эффективно решать вопросы приобретения жилья и товаров длительного пользования, поддерживать определенный уровень потребления в случае колебаний доходов и после выхода на пенсию, а также откладывать средства для совершения крупных расходов в непредвиденных ситуациях. При этом в зависимости от предпочтений и потребностей граждане могут выбрать инструменты с разным горизонтом инвестирования, профилем риска, доходностью и ликвидностью.

Традиционные инструменты для сбережений (прежде всего банковские депозиты, защищенные системой страхования вкладов) характеризуются низким уровнем риска и, как правило, приносят умеренный доход, обеспечивающий в основном сохранность покупательной способности вложений. Они отличаются относительной простотой использования и не требуют специальной квалификации. Такие инструменты в том числе подходят для формирования так называемой подушки безопасности, то есть сбережений, для которых более важны ликвидность и высокая сохранность вложений, чем доходность.

Инструменты рынка капитала могут принести более высокий доход по сравнению с инструментами сбережений, позволяя приумножить вложения, но они сопряжены и с более высоким риском неполучения дохода или потери части инвестированных средств. Использование таких инструментов, как правило, экономически более оправданно на длинном горизонте. Долгосрочные стратегии вложения денежных средств на рынке капитала имеют свою специфику, принося положительную реальную доходность именно на продолжительных периодах времени при возможных колебаниях результатов инвестирования от года к году.

Для эффективного использования инструментов рынка капитала необходимо получение специальных знаний и навыков. Поэтому для неквалифицированного инвестора, который не желает или не имеет возможности погружаться в специфику и контекст операций на фондовом рынке, предпочтительны пассивные инвестиционные стратегии или передача средств в доверительное управление профессиональным участникам финансового рынка. Наряду с осуществлением сбережений и инвестиций, граждане также могут обращаться за кредитами и займами для удовлетворения своих текущих потребностей в товарах и услугах в счет будущих доходов, а также раньше начинать реализацию таких крупных личных и семейных планов, как, например, покупка жилья или финансирование образования. При этом инструменты заимствований способствуют благополучию граждан только в случае соблюдения финансовой дисциплины и недопущения чрезмерного роста задолженности относительно получаемых доходов. В частности, такие инструменты, как сбережения для приобретения жилья в комбинации с ипотечными кредитами, помогают гражданам лучше спланировать финансирование покупки жилья. Наряду с ипотекой могут использоваться и альтернативные стратегии решения жилищного вопроса, такие как аренда и лизинг2.

Финансовый рынок создает возможности для трансформации накопленных сбережений в источники долгового и долевого финансирования бизнеса, способствуя экономическому развитию. Для этого на финансовом рынке представлен широкий набор инструментов, способствующих перетоку накопленных сбережений в инвестиции. Финансовый рынок предлагает инструменты, отвечающие потребностям бизнеса как в краткосрочном финансировании для пополнения оборотных средств, так и в долгосрочных ресурсах для финансирования инвестиционных проектов. При этом на финансовом рынке могут развиваться инструменты финансирования для предприятий на разных стадиях жизненного цикла — от зарождения бизнеса до публичной компании. Самостоятельным участником финансового рынка также является государство, которое может выступать как эмитентом, так и кредитором, инвестором.

Выполняя функцию по трансформации сбережений в инвестиции на рыночных условиях, финансовый рынок способствует эффективному распределению и использованию ресурсов в экономике, учитывая, что решения финансовых организаций, институциональных и частных квалифицированных инвесторов о предоставлении долгового и долевого финансирования, о горизонте вложений принимаются на основе широкого круга факторов. В числе таких факторов как страновые макроэкономические и институциональные характеристики, в том числе сбалансированность регулирования, конкурентная среда, защита прав собственности, так и индивидуальные показатели конкретных предприятий, их финансовая устойчивость, конкурентоспособность, стратегии развития бизнеса. Благодаря такой функции финансового рынка наиболее эффективный и перспективный бизнес должен получать финансирование в первую очередь. При этом возможности финансового рынка аккумулировать сбережения для трансформации в инвестиции зависят не только от доверия к финансовым институтам, их устойчивости, но и во многом от уровня доходов, наличия у участников экономических отношений средств для формирования сбережений.

Учитывая открытый характер российской экономики и свободное ��рансграничное движение капитала, российский финансовый рынок является частью глобального финансового рынка. Поэтому он содействует не только финансированию инвестиций за счет внутренних сбережений, но и привлечению иностранного капитала в российскую экономику, а также размещению сбережений российских граждан и предприятий за рубежом. Таким образом, российский финансовый рынок участвует в перераспределении капитала между странами, отраслями, предприятиями.

Для эффективного выполнения рынком своих функций и его позитивного вклада в экономическое развитие решающее значение имеют системная финансовая, ценовая стабильность, устойчивость государственных финансов как ключевые элементы предсказуемых макроэкономических условий. Банк России и Правительство создают такие условия, проводя последовательную и взвешенную макроэкономическую политику в рамках своих функций.

Переход Банка России к режиму таргетирования инфляции, снижение и стабилизация инфляции вблизи целевого уровня сыграли важную роль в создании благоприятной среды для развития финансового рынка. Банк России мерами денежно-кредитной политики стремится поддерживать годовую инфляцию вблизи 4%, обеспечивая устойчивость покупательной способности рубля. Ценовая стабильность является основой для доверия к национальной валюте, имеет важное значение для финансового и инвестиционного планирования домашних хозяйств и бизнеса, а также формирования долгосрочных процентных ставок финансового рынка на стабильно более низких уровнях за счет снижения премии за риск, связанный с колебаниями инфляции. В свою очередь, от развитости финансового рынка зависит трансмиссионный механизм, то есть действенность денежно-кредитной политики, которая влияет на экономику и инфляцию через изменение ключевой ставки.

Системная финансовая стабильность, устойчивость реального и финансового секторов необходимы для бесперебойного функционирования финансового рынка и экономики в целом. При этом в условиях открытой экономики и свободного движения капитала важно обеспечивать отсутствие уязвимости экономики и национальной финансовой системы к внешним шокам, которые могут быть связаны с изменениями глобальной экономической конъюнктуры, повышенной волатильностью потоков капитала, существенными колебаниями цен на значимые экспортные товары, а также геополитическими событиями. Значимым аспектом финансовой стабильности также является сбалансированная динамика объемных и ценовых показателей финансового рынка в соответствии с фундаментальными факторами, отсутствие перегрева («пузырей») на рынке или в его отдельных сегментах. Системная финансовая стабильность обеспечивается прежде всего мерами макропруденциальной политики, а также микропруденциального регулирования.

Взвешенный и предсказуемый подход к управлению государственными финансами, внутренним и внешним государственным долгом имеет важное значение как для стабильности финансового рынка и макроэкономических условий в целом, так и непосредственно для формирования краткосрочных и долгосрочных процентных ставок в экономике, а также страновой премии за риск. Одним из ключевых элементов бюджетной политики Российской Федерации является бюджетное правило. Оно сглаживает влияние изменений внешнеэкономической конъюнктуры на внутренние условия, в том числе на динамику курса рубля, что снижает его волатильность. Бюджетное правило также обеспечивает прозрачный подход к формированию бюджетных расходов и управлению государственным долгом, способствуя долгосрочной устойчивости сферы государственных финансов.

Содействуя экономическому росту и развитию, сам финансовый рынок, его состояние, структура, масштаб и разнообразие выполняемых функций, в свою очередь, являются отражением развитости экономики страны, качества ее институтов, делового климата. Показатели финансового рынка в целом и его сегментов, востребованность тех или иных финансовых продуктов и услуг также зависят от уровня благосостояния и динамики доходов граждан и бизнеса, доверия к государственным и частным институтам, защищенности прав собственности и иных структурных факторов.

Финансовый рынок создает возможности для долгосрочных сбережений и трансформации их в инвестиции, формирует предпосылки для ускорения экономического роста и повышения благосостояния граждан, но не может быть основным или единственным драйвером этих процессов. Позитивный вклад финансового рынка в развитие экономики проявляется прежде всего в совокупности с преодолением структурных барьеров для экономического роста, в том числе увеличением производительности труда и капитала, повышением эффективности экономики и потенциала ее развития в целом, настройкой правовых и иных институтов.

Использование инструментов финансового рынка для развития бизнеса и решения жизненных задач домашними хозяйствами может быть устойчивым, только если заемные средства подкреплены вложением собственных ресурсов, а формируемая сегодня задолженность может быть покрыта будущими доходами. Для инвестиционно-ориентированного экономического роста необходимы не только длинные ресурсы, но и наличие привлекательных для инвесторов направлений вложения этих средств, компаний с прозрачной долгосрочной стратегией и эффективной деятельностью, способной обеспечить достойную отдачу.

Стимулирование экономического роста исключительно при помощи инструментов финансового рынка и с опорой на заемное финансирование без решения структурных проблем может, напротив, привести к негативным последствиям для граждан, бизнеса, экономики в целом. В частности, стимулирование чрезмерного относительно динамики доходов роста кредитования может иметь лишь краткосрочное позитивное влияние на экономическую динамику, но затем оборачивается долговыми проблемами, которые могут угрожать стабильности реального и финансового сектора и даже стать причиной экономического кризиса и социальной напряженности. Быстрое увеличение кредитования, не подкрепленное расширением производственных возможностей страны, приводит к отрыву стоимости товаров и активов от фундаментальных факторов, появлению «пузырей» на рынках, разгону инфляции и в конечном счете падению темпов экономического роста и реальных доходов граждан.

Поэтому потенциал финансового рынка как одного из факторов развития должен использоваться сбалансированно с учетом скорости и характера развития экономической системы в целом.

В контексте текущих тенденций в финансовой сфере, экономических, технологических и иных трендов, а также с учетом задач, поставленных в рамках достижения национальных целей и реализации национальных проектов, Банк России выделяет следующие среднесрочные цели политики по развитию финансового рынка.

1. Укрепление доверия розничного потребителя и инвестора к финансовому рынку через усиление его защищенности, повышение финансовой грамотности и расширение доступности финансовых услуг. Эта цель приобретает свою специфику в условиях цифровизации финансовых и экономических отношений, которая приводит к изменению характера взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых продуктов и услуг, сокращению клиентского пути и приходу массового потребителя в сегменты финансового рынка с повышенным уровнем риска, где инвестирование требует специальной квалификации, а также внимания и времени. При этом с внедрением новых технологий возрастают требования к уровню навыков потребителя финансовых услуг по использованию современных устройств и дистанционных каналов, а также повышаются риски цифрового неравенства. Особую важность приобретают вопросы безопасности предлагаемого потребителю (инвестору) продукта и качество его продвижения на рынке. Одновременно появляются новые виды мошенничества и недобросовестных практик, что требует совершенствования методов противодействия им. В этих условиях необходима дополнительная настройка механизмов защиты прав розничных инвесторов и потребителей финансовых продуктов и услуг, особенно с учетом применения искусственного интеллекта и роботизации отношений потребителя и финансовой индустрии (М2 М finance), а также повышение инвестиционной, цифровой и киберграмотности.

2. Развитие современного финансового рынка для удовлетворения потребностей российской экономики в инвестициях и эффективных платежных сервисах. Эти потребности в первую очередь связаны с запросом на ускоренное внедрение инноваций в реальном и финансовом секторе, цифровизацию экономических отношений, в том числе введение цифровой формы национальной валюты (цифрового рубля). При этом важно учитывать происходящие структурные изменения на финансовом рынке, появление экосистем, размывание границ между финансовым и иными секторами экономики, спрос на внутренние источники долгосрочного финансирования, в том числе для достижения заявленных национальных целей развития, особенно в условиях сохраняющихся геополитических вызовов. Кроме того, повышение роли факторов устойчивого развития в глобальной экономической повестке ставит новые задачи в сфере развития российского финансового рынка и экономики в целом, в том числе связанные с разработкой необходимых инструментов, инфраструктуры, правовых условий для финансирования перехода к низкоуглеродной экономике, а также привлечением внимания граждан, розничных и отечественных институциональных инвесторов к вопросам устойчивого развития, повышением их осведомленности в этих вопросах и формированием запроса в отношении финансовых продуктов и услуг, способствующих достижению целей устойчивого развития.

3. Обеспечение финансовой стабильности — бесперебойного функционирования финансового рынка, в том числе в условиях стресса. В современных реалиях необходимо обеспечить финансовую стабильность при повышенных глобальных рисках, в том числе геополитического характера. Важно сохранить устойчивость финансового сектора в условиях поэтапного сворачивания антикризисных мер по преодолению последствий пандемии, а также активного роста ипотечного рынка на фоне повышения цен на недвижимость и ограниченной платежеспособности заемщиков. С точки зрения мониторинга и анализа системных рисков требует внимания усиление роли некредитных финансовых организаций и приход технологических компаний на российский финансовый рынок, а также влияние на глобальные потоки капитала возрастающего внимания инвесторов к ESG-факторам.

Цели развития финансового рынка, поставленные на ближайшие три года, имеют преемственность с целями, представленными в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2019 — 2021 годы. Цели на ближайшие три года также учитывают современный контекст и актуальные тенденции в экономической, технологической, социальной и иных сферах жизни общества как в России, так и в мире, а также ключевые вызовы для развития финансового рынка на трехлетнем среднесрочном горизонте.

Решение задач, направленных на достижение указанных среднесрочных целей развития финансового рынка, в свою очередь, будет способствовать достижению поставленных национальных целей развития, в том числе повышению благополучия российских граждан, развитию экономики, ее цифровой и экологической трансформации, появлению инновационных инструментов финансирования инвестиций и предпринимательской деятельности, созданию комфортной и безопасной среды для жизни. Являясь одним из секторов российской экономики, финансовый рынок вносит вклад в рост ВВП, создает новые рабочие места, предъявляет спрос на инновации, является значимым источником пополнения государственного бюджета. Правильное использование финансовых услуг расширяет возможности человека и бизнеса, поэтому повышение доступности финансовых услуг и финансовой грамотности создает дополнительный потенциал и возможности для самореализации и развития талантов, что является одной из национальных целей.

При планировании деятельности и реализации мер по развитию финансового рынка Банк России опирается на ряд принципов, которые важны для обеспечения последовательности и предсказуемости проводимой политики, понимания участниками рынка логики принимаемых решений.

1. Приоритет интересов потребителей финансовых услуг (граждан и бизнеса) как конечных бенефициаров развития финансового рынка при определении целей и задач его развития.

Развитие финансового рынка не является самоцелью, в первую очередь оно должно способствовать повышению благополучия граждан, расширению возможностей для создания и развития бизнеса, российской экономики в целом. С учетом этого Банк России определяет цели, направления и задачи развития финансового рынка, приоритетность принимаемых мер, оценивая планируемые и полученные результаты с точки зрения их ценности для конечного потребителя.

2. Развитие финансового рынка на основе свободной рыночной среды, конкуренции и доверия.

Создавая необходимые условия для развития рынка, Банк России стремится минимизировать свое вмешательство в работу рыночных механизмов и справедливой конкуренции, которые, как правило, обеспечивают более эффективное распределение ресурсов, создают стимулы для внедрения инноваций, повышения качества финансовых продуктов и услуг. Банк России в первую очередь фокусируется на решении системных вопросов, с которыми рынок не всегда может справиться самостоятельно.

При этом Банк России придает большое значение культуре взаимодействия на финансовом рынке, основанной прежде всего на этических принципах и добросовестном поведении его участников.

3. Проактивный подход к развитию финансового рынка с учетом ключевых внутренних и внешних трендов и факторов. Приоритетность стратегического вектора развития над тактическими решениями.

Планируя деятельность по развитию финансового рынка, Банк России уделяет особое внимание своевременности принимаемых мер с учетом не только текущего состояния рынка, но в первую очередь формирующихся трендов и драйверов его будущего развития в условиях быстро меняющейся среды. Такой проактивный подход позволяет вовремя отвечать на зарождающиеся вызовы, в том числе создавая необходимые правовые и технологические условия, устраняя барьеры для динамичного развития финансового рынка.

Учитывая возрастающую скорость происходящих перемен, Банк России будет ежегодно уточнять Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации, охватывающие период в три года. Это позволит оперативно вносить коррективы в повестку развития в ответ на меняющиеся условия.

При этом Банк России проводит последовательную с точки зрения достижения стратегических целей политику и не допускает, чтобы краткосрочные тактические шаги вступали в значимое противоречие с решением поставленных долгосрочных задач.

4. Транспарентность политики по развитию финансового рынка. Вовлечение участников финансового рынка со стороны финансового и реального секторов в разработку и реализацию планов по развитию рынка.

Признавая, что ключевую роль в развитии финансового рынка играют прежде всего его профессиональные участники, Банк России придает большое значение деятельности их объединений и саморегулируемых организаций. Не менее важным фактором развития финансового рынка также являются потребности реального сектора, предъявляющего спрос на услуги и сервисы. С учетом этого Банк России находится в тесном взаимодействии с объединениями представителей как финансового, так и реального сектора при разработке и реализации своих мер, в том числе через проведение общественных консультаций, конференций и использование иных форматов обсуждения с экспертным и профессиональным сообществом, сбор и обсуждение инициатив участников рынка.

Банк России регулярно информирует участников рынка и общество в целом о подходах, целях и планах по развитию финансового рынка, принимаемых мерах и их причинах, а также достигнутых результатах. Такая коммуникация способствует прозрачности и предсказуемости действий мегарегулятора, что является основой для доверия общества к проводимой политике. Транспарентность Банка России дает возможность участникам рынка учитывать заявленные мегарегулятором планы развития при выработке своих бизнес-стратегий.

5. Согласованность и преемственность целей, подходов, задач, мер по развитию финансового рынка на разных уровнях по тематическим и секторальным направлениям.

При разработке и реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации Банк России учитывает положения документов стратегического планирования Правительства с поправкой на возможные изменения внутренней и внешней среды, происходящие с момента их утверждения. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации являются документом верхнего уровня, который задает цели и приоритетные направления развития и таким образом расставляет ключевые акценты для секторальных и тематических среднесрочных документов Банка России в области развития финансового рынка, где соответствующие направления раскрыты более подробно3. Обеспечивается также преемственность с аналогичными документами предыдущих лет, что важно для последовательности проводимой политики.

Банк России и Правительство находятся в постоянном тесном взаимодействии по стратегическим и актуальным вопросам развития финансового рынка, что обеспечивает взаимную согласованность как планируемых, так и реализуемых мер.

Под этим термином понимают долговые ценные бумаги, выпускаемые банками. Обеспечением по ним выступают регулярные выплаты клиентами по ипотечным кредитным договорам. Ипотечные ценные бумаги (ИЦБ) можно использовать для инвестирования средств, чтобы получить более высокий доход, чем депозиты.

Цель выпуска ипотечных облигаций

Банки выпускают ИЦБ для увеличения размера средств в обороте. Фактически они перепродают долги третьим лицам за небольшой процент. Это позволяет кредитной организации сохранять прежний уровень деловой активности, получать дополнительные инвестиции и укреплять собственные позиции на рынке.

Ипотечные облигации имеют простой алгоритм работы. Предположим, банк выдает заемщику ипотеку в размере 25 миллионов рублей. Сразу после этого кредитная организация выпускает облигации на ту же сумму. После этого пул ценных бумаг отправляют на торги. Деньги, полученные от продажи этих ценных бумаг, банк использует для выдачи новых займов. Инвесторы же получают долгосрочный доход по облигациям.

На рынке существует три вида ИЦБ, имеющих разные правила выпуска. Среди них:

  • Однотраншевые. Для них банк собирает один пул кредитов и выпускает ценные бумаги только один раз. Эта схема эмиссии является классической.
  • Многотраншевые. Предусматривают выпуск нескольких серий облигаций по одному пулу кредитов. Как правило, это старший и младший транши. Владельцы старшего транша имеют приоритетные права на получение выплат. В случае убытков держатели младшего транша могут остаться без дохода по ценным бумагам.
  • Балансовые ЦБ. В эту категорию входят обычные облигации, которые дополнительно обеспечены пулом кредитов, остающимся на балансе банка. Считаются наименее устойчивыми, поскольку зависят от финансовой стабильности кредитной организации, их выпустившей.

Важно: при покупке облигаций инвестору стоит выяснить, к какому именно типу они относятся. От этого может напрямую зависеть стабильность выплат по ценным бумагам.

Ипотечные облигации имеют ряд плюсов, выделяющих их на фоне других объектов инвестирования. К таковым относят:

  • Высокий уровень правовой защиты. Все операции с этими ценными бумагами регулируются Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» 152-ФЗ. Махинации с ними практически невозможны.
  • Стабильную прибыль. Процент дохода по таким ценным бумагам не меняется. Ставка по кредиту фиксированная, соответственно, купонный доход тоже не меняется, даже при изменении ключевой ставки.
  • Надежность. Даже если банковский клиент по каким-то причинам не сможет выплатить ипотеку в срок, кредитная организация сможет продать объект кредитования и вернуть инвесторам средства, вложенные в облигации. Они фактически ничем не рискуют.

К недостаткам инвестирования в ИЦБ относят длительный срок погашения. Он равен сроку ипотеки. Если она, к примеру, была выдана на 20 лет, в течение всего этого срока клиент не сможет забрать свои инвестиции из банка. Если же человек, получивший ипотеку, закроет ее досрочно, владелец ИЦБ потеряет часть прибыли. Банк в большинстве случаев откажется ее компенсировать.

В США и Западной Европе взрывной рост рынка облигаций пришелся на конец 80-х годов прошлого века. Эта тенденция сохранялась до 2000-х годов. Уже с 2003 года в отрасли наметился кризис. Банки успели выдать большое количество ипотечных кредитов без обеспечения. В результате у крупнейших игроков рынка возникли проблемы с возвратом средств по жилищным кредитам. Из-за этого рынок обвалился, а сами ИЦБ потеряли свою привлекательность для инвесторов. Восстановить свои позиции в этой отрасли многим крупным банкам удалось не так давно. Сегодня рынок стабилизировался, однако про стабильный рост говорить пока рано. Ведущими игроками в этой сфере являются Bank of America, JP Morgan.

В РФ ипотечные облигации были впервые выпущены в 2003 году. Их эмитентом выступил «Газпромбанк». Тогда же был принят основной нормативный акт, регулирующий эту отрасль –152-ФЗ. Сейчас в России рынок ипотечных облигаций находится в стадии становления. Популярностью пользуются ценные бумаги, выпущенные Сбербанком, «Газпромбанком», а также ВТБ. Ожидается, что к 2021 году объем рынка ИЦБ составит 1 трлн рублей.

Рынок ценных бумаг РФ, к сожалению, находится только в самом начале своего развития, поэтому многие граждане даже не в курсе, что это такое. Однако это является довольно прибыльным для обладателя такого рода ценных бумаг.

Рассмотрим процедуру выпуска на примере. Банк предоставил ипотечных кредитов на сумму 100 млн. рублей под залог недвижимости сроком на 25 лет. На эту же сумму кредитная организация выпускает облигации инвесторам, в том числе и частным. Срок погашения по ценным бумагам 25 лет, поэтому через это время инвестор, вложивший деньги в облигации получит деньги обратно. Помимо этого ежегодно он будет получать купонный доход или процент за пользование его деньгами.

На выплату купонов банк направляет средства, которые заемщики выплачивают в виде процентов по ипотечным кредитам.

Выплата инвесторам зависит от ставки. На сегодня она отличается в банках, но в среднем составляет 9-9,5%. Это значительно больше и выгодней, чем частный инвестор мог бы получить, положив средства на депозит.

Выигрывает и сам банк, ведь средства, выданные заемщику, возвращаются гораздо раньше, нежели через 20 лет. Полученные при продаже деньги банк предоставит другому ипотечному заемщику. Количество сделок увеличивается, растет и доходность.

Для заемщиков выгоден дальнейший рост ипотечных сделок, в том числе и по облигациям, поскольку высока вероятность снижения процентной ставки по ипотечным кредитам на недвижимость. Конечно, никто и не ожидает, что процент резко снизится. Однако даже небольшое снижение до 1,5 % скажется на конечной переплате по кредиту.

Жилищный вопрос. Почему ипотечные облигации не востребованы у частных инвесторов

Для инвесторов облигации по ипотеке выгодны ликвидностью обеспечения, поскольку сегодня наиболее популярны ценные бумаги с ипотечным покрытием. Пока рынок недвижимости РФ находится в стабильном состоянии без резких скачков и падений, инвесторы защищены от потери вложенных средств.

Долгое время ипотечное кредитование развивалось без использования ценных бумаг. Именно поэтому требуется некоторое время, чтобы ввести ипотечные облигации в уже сложившуюся систему. Для инвесторов это станет хорошим шагом по вложению собственных средств в выгодное предприятие. Банки же расширяют возможности для выдачи кредитов новым клиентам.
Влияние ипотечных ценных бумаг на кризис 2008 года

После начавшегося в США кризиса 2008 года, именно облигации помогли выйти из кризиса с минимальными потерями, поскольку часть средств была выдана государством, а другая часть частными инвесторами.

Однако существенные недостатки системы мешают получению достойной выгоды:

  1. Досрочное погашение заемщиком всей суммы долга или ее части отрицательно сказывается на рынке, поскольку инвесторы не могут получить ожидаемую прибыль. Некоторые банки ради удержания инвесторов компенсируют разницу между ожидаемым и полученным доходом.
  2. Ипотечное кредитование обычно не стоит на месте, поэтому доходы могут то снижаться, то опять увеличиваться.

Рынок ипотечных облигаций РФ развивается благодаря участию крупных игроков, таких как Сбербанк, ВТБ 24 и других.

  • В 2020-м ипотечный рынок превзошел рекорд 2018-го, достигнув 4,3 трлн рублей выдач.
  • Ипотечная ставка обновила исторический минимум и опускалась до 7,2 % вследствие снижения ключевой ставки и введения новой льготной госпрограммы.
  • Снижение реальных доходов населения и рост цен на жилье привели к увеличению среднего размера ипотечного кредита и среднего срока кредитования.
  • Запущенная в 2020-м льготная ипотечная госпрограмма под 6,5 % поддержала рынок, однако рост цен на жилье свел на нет выгоду от низких ставок в ряде регионов.
  • Продление льготной ипотеки под 6,5 % на текущих условиях усилит перегрев рынка недвижимости и приведет к росту рисков как для заемщиков, так и для банков.
  • В 2-м полугодии 2021-го вероятен рост объема просроченной задолженности по ипотеке (на 12–15 %) в связи с реализацией рисков по реструктурированным в пандемию ссудам.
  • В 2021-м ипотечный сегмент не достигнет рекордов 2020-го из-за снижения доходов населения и реализации части будущего спроса (в т. ч. инвестиционного) в прошлом году на фоне благоприятной ситуации по ставкам.

Выводы аналитиков АО «Эксперт РА» основаны на публичных данных, статистике Банка России по состоянию на 1 января 2021 года и результатах анкетирования банков.

В рамках исследования под ипотечными жилищными кредитами понимаются жилищные кредиты, предоставленные в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Данный подход полностью совпадает с методологией, применяемой Банком России.

В ходе анкетирования мы просили банки указывать данные по портфелю ипотечных кредитов в соответствии с формой отчетности 0409316. Использовалась проверка данных на основе расчета соответствия предоставленной информации той, которая отражена в оборотно-сальдовой ведомости (форма отчетности 0409101) банков.

Всего в исследовании приняли участие 39 банков, на которые приходится, по оценкам агентства, около 95 % ипотечного рынка по объемам выдач.

Выражаем признательность всем банкам за интерес, проявленный к нашему исследованию.

Большинство банков из топ-20 по объемам ипотечного кредитования по итогам 2020 года показали существенный прирост выдач (см. график 14 в приложении 1). Наибольшие темпы прироста продемонстрировали санируемые регулятором через Фонд консолидации банковского сектора ПАО «МИнБанк» и «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) (+830 % и +605 % соответственно), что позволило им войти в топ-20 по объему ипотечных выдач (см. таблицу 1). Более чем двукратный рост ипотечных выдач показали ПАО «АК БАРС» БАНК (+171 %), ПАО «МТС-Банк» (+130 %) и РНКБ Банк (ПАО) (+126 %).

В 2020-м ипотечные выдачи у госбанков в среднем росли более активно, чем у частных игроков, – 57 против 41 % (см. график 10), таким образом, госбанки вернули себе потерянное годом ранее лидерство по темпам прироста.

На фоне рисков распространения коронавирусной инфекции, падения курса рубля и неопределенности в экономике заемщикам и застройщикам в 2020 году потребовалась поддержка государства. Введенная в апреле 2020-го льготная ипотечная госпрограмма по ставке 6,5 % для широкого круга заемщиков получила большое распространение и существенно поддержала рынок. В 2020 году в рамках данной программы было предоставлено 345,6 тыс. кредитов на сумму более 1 трлн рублей. В ходе ее реализации требуемый первоначальный взнос был снижен с 20 до 15 %, существенно вырос лимит по стоимости недвижимости, которую можно приобрести, а сама программа продлена до 1 июля 2021-го (изначально программу планировалось завершить 1 ноября 2020-го). Однако ажиотажный спрос на недвижимость привел к росту цен на жилье. Соответственно, заемщикам приходилось запрашивать большие суммы кредитных средств, что несколько уменьшило выгоду от низкой ставки по госпрограмме.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело сравнение среднего платежа по ипотеке в регионах России в I и IV кварталах 2020-го, что позволило оценить выгоду заемщиков от снижения ставок при росте стоимости жилья. В качестве вводных была рассчитана средняя стоимость квартиры площадью 45 кв. м на основе средних цен на первичное жилье по данным Росстата в каждом регионе. Затем был рассчитан средний платеж по ипотеке при условии, что кредит взят на средних для рынка условиях (срок кредитования – 18 лет, первоначальный взнос – 15 %, средняя ставка на первичном рынке в I квартале 2020-го – 7,82 %, в IV квартале 2020-го – 5,82 %). Расчеты показали, что выгода от низких ставок по ипотеке в рамках госпрограммы уже полностью нивелирована ростом цен в 10 регионах РФ: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Амурской областях, Забайкальском крае, Республике Адыгея и Республике Северная Осетия – Алания, а также в г. Севастополе (см. таблицу 3 в приложении 1). В этих регионах средний платеж по ипотеке в IV квартале 2020-го превышал или несущественно отличался от значений I квартала 2020-го, который был рассчитан на рыночных условиях до появления госпрограммы. При этом в 6 из 10 указанных регионов снижение выгоды от льготной госпрограммы сочеталось со значительным сокращением объемов ввода жилья в 2020-м.

Продление госпрограммы до 1 июля 2021-го привело к некоторому перегреву рынка недвижимости. С нашей точки зрения, дальнейшее увеличение сроков ее реализации несет значительные риски накопления дисбалансов спроса и предложения на первичном рынке. В случае ее продления целесообразно будет ограничить риски, например, сохранить ее только в отдельных регионах или повысить требования к заемщикам для участия в программе, чтобы уменьшить вероятность привлечения на рынок граждан с низкой платежеспособностью. Мнения банков, опрошенных агентством «Эксперт РА» в ходе исследования рынка ипотеки, разделились практически поровну – 54 % респондентов ответили, что продление льготной ипотеки после 1 июля 2021-го целесообразно, а 46 % разделяют опасения агентства относительно рисков перегрева рынка. Банк России также указывал на риски пролонгации данной программы на текущих условиях. За продление госпрограммы выступают девелоперы, которым повышенный спрос позволяет наращивать продажи, увеличивать цены и компенсировать возросшую себестоимость строительства.

В 2021 году одним из ключевых факторов влияния на российский ипотечный рынок будет решение о завершении или продлении льготной ипотечной госпрограммы. При предпосылках наиболее вероятного прогноза рейтингового агентства «Эксперт РА» мы рассмотрели два сценария развития рынка – завершение госпрограммы в планируемый срок 1 июля 2021-го и ее продление до конца 2021 года на текущих условиях. Наиболее вероятный сценарий макроэкономического развития, по версии агентства «Эксперт РА», предполагает, что инфляция в 2021-м будет находиться в диапазоне 3,7–4,2%, ключевая ставка – в пределах 4,5–5,25% в течение года, а среднегодовая цена на нефть марки Brent составит 60 долларов США за баррель. При этом агентство отмечает, что в случае реализации негативных тенденций в экономике и существенных отклонений от данного прогноза государство с высокой вероятностью будет оказывать поддержку ипотечному сегменту как социально значимому направлению, чтобы даже в условиях кризиса не допустить его значительного сокращения. Однако реализацию данного негативного сценария в 2021-м мы считаем маловероятной.

При текущих базовых макропредпосылках даже при продлении госпрограммы до конца 2021-го с сохранением ее текущих условий рынок не достигнет рекорда прошлого года. Причинами станут реализовавшийся с опережением в 2020-м спрос, в т. ч. исчерпание его инвестиционной составляющей, снижение базы новых платежеспособных заемщиков в связи с сокращением реальных доходов населения, а также стабилизация объемов рефинансирования в условиях завершения цикла снижения ипотечных ставок. Также ограничивать спрос на жилье будет рост цен. При продлении госпрограммы на существующих условиях объем выдач может составить 4–4,1 трлн рублей. Средневзвешенная ставка по ипотеке в таком случае будет варьироваться в диапазоне 7–7,5% в течение года при условии нахождения ключевой в прогнозируемом интервале 4,5–5,25%.

Более вероятным мы считаем сценарий завершения госпрограммы в планируемый срок – 1 июля 2021-го или же ее значительной модификации, которая может заключаться в продлении программы только в отдельных регионах, где не наблюдалось существенного роста цен на первичное жилье, а также в ограничении количества ее участников за счет увеличения первоначального взноса или снижения максимального лимита на стоимость жилья, которое можно приобрести в рамках льготной ипотеки. При таком сценарии мы ожидаем, что объем выдач составит 3,6–3,8 трлн рублей (см. график 11), а вероятный диапазон средней ставки в 2-м полугодии 2021-го вырастет с 7–7,5 до 7,5–8% после завершения или изменения госпрограммы.

На динамику ипотечных ставок также может повлиять дальнейшее увеличение ключевой ставки Банком России, который в марте 2021-го объявил о повышении ставки на 0,25 п. п до 4,5% на фоне роста инфляционных рисков. В условиях ожидаемого дальнейшего ужесточения ДКП на среднесрочном горизонте ряд банков рассматривают возможность предложения ипотечных продуктов по плавающим ставкам, доля которых сейчас на рынке невелика (менее 0,1%). Банк России выдвинул для обсуждения несколько методов превентивного регулирования данного сегмента, чтобы избежать накопления рисков. Большинство предложенных мер направлены скорее на снижение системных рисков за счет ограничения резкого роста кредитов с плавающими ставками в экономике, но не ориентированы на снижение рисков тех заемщиков, которые все-таки примут решение о получении таких кредитов. Поэтому наиболее действенным, на наш взгляд, представляется введение законодательных ограничений на величину изменения процентной ставки и срока погашения для кредитов с плавающей ставкой. При этом целесообразно будет законодательно закрепить обязательное письменное информирование заемщиков о величине изменения ежемесячного платежа или срока погашения при максимальном изменении процентной ставки, которое существует в ряде стран. Понимание графика платежей, по которому будут производиться выплаты при наиболее неблагоприятном развитии ситуации, позволит заемщикам в полной мере оценить свои риски и принять взвешенное решение о выборе плавающей или фиксированной ставки. Соответственно, банки при реализации такого механизма получат частичную компенсацию процентных рисков, но значительно снизят вероятность реализации кредитных рисков, так как заемщики будут взвешенно и на основе полной информации принимать решение об условиях получения кредитного продукта.

Решение о завершении или пролонгации льготной ипотечной госпрограммы под 6,5% также станет одним из ключевых факторов для динамики цен на недвижимость. В случае продления программы на прежних условиях возможен перегрев рынка недвижимости на фоне роста цен, вследствие чего выгода от льготных ставок для заемщиков исчезнет полностью. Если она будет завершена в 1-м полугодии 2021-го, то во второй половине года застройщики будут вынуждены ограничить повышение цен, чтобы сохранить спрос.

В результате масштабных программ реструктуризаций вызовы по управлению качеством ипотечного портфеля, связанные со снижением платежеспособности населения в условиях пандемии и ее последствий, почти в полной мере перенесены на 2021 год. В 1-м полугодии 2021-го темп прироста просрочки с высокой вероятностью будет сопоставим с уровнем прошлого года (8–10%), однако в 2-м полугодии возможно более активное ее увеличение (на 12–15%) в связи с реализацией рисков по реструктурированным на фоне пандемии ссудам и окончанием послаблений Банка России по оценке качества розничных ссуд. Однако для банковского сектора в целом данный рост будет некритичным.

Увеличение объема ипотечного кредитования и снижение ипотечных ставок в России — среди целей нацпроекта «Жилье и городская среда». Выпуск ипотечных ценных бумаг является одним из инструментов достижения показателей нацпроекта. Ипотечные ценные бумаги ДОМ.РФ — рыночный механизм снижения ставок по ипотеке.

Планируется, что ключевыми инвесторами в новые ипотечные ценные бумаги станут негосударственные пенсионные фонды, российские банки и иностранные инвесторы, а также управляющие и страховые компании, крупные частные инвесторы. Всего с декабря 2016 года состоялось 14 сделок общим объемом более 420 млрд рублей.

В новость была внесена правка — (16:08 мск) — уточняется информация о количестве сделок и общем объеме средств.

Проект об ипотечных ценных бумагах внесли в Госдуму

Эксперты уже сейчас отмечают напряженность ситуации во многих отраслях – эмитенты ценных бумаг обеспокоены уровнем ликвидности и попытками создать подушку безопасности, без которой исполнение обязательств в следующем году вряд ли представляется возможным. Вместе с тем, общая макроэкономическая обстановка благоприятная – рубль демонстрирует тенденцию к укреплению, а топливный рынок получает повышенные доходы.

В 2022 году о дефолтах могут объявить до 7% компаний – они не смогут исполнить обязательства в среднем на 150 млрд. руб. При этом специалисты уверены, что бизнес сможет заинтересовать инвесторов выгодными условиями и привлекательными ставками – если это произойдет, вкладчики не будут торопиться с пересмотром портфелей и сохранят облигации в числе активов. В целом же на рынке ожидается охлаждение спроса на высокодоходные бонды – влияние окажет и запрет частных инвестиций для неквалифицированных игроков, начавший работать с 1 октября.

Программа льготной ипотеки была продлена до 1 июля 2022 года. Однако данная новость принята была неоднозначно. С одной стороны, ее продление означает возможность приобрести желанный дом с послаблением ипотечных условий до следующего лета. С другой – условия изменились, и теперь программа не кажется такой выгодной. Многим непонятно, стоит ли в рамках господдержки брать ипотеку в 2022 году.

С 01 января 2022 года претерпит изменений и ипотечная программа «Сельское жилье». Она будет распространяться на строительство дома на земле по договору подряда, а также на дома:

  • не старше 3 лет при приобретении у юридического лица;
  • не старше 5 лет при приобретении у физического лица.

Сейчас таких ограничений нет.

При намерении воспользоваться данной программой необходимо знать, что правительство взаимодействует только с этими банками:

  • Сбербанк;
  • Россельхозбанк;
  • Левобережный;
  • РНКБ;
  • Центр Инвест Банк.

Анатолий Печатников, заместитель президента-председателя ВТБ, заявил о намерении компании предложить инициативу создания программы государственных субсидий, которая будет направлена на приобретение энергосберегающего дома.

Было отмечено, что при оформлении ипотеки на жилье, относящееся к классу энергосбережения А++, будет даваться скидка в 1,6% годовых.

В настоящий момент таких домов немного и их стоимость значительно выше обычных. Однако по мере использования стоимость обслуживания такого жилья будет ниже.

Если коротко — нет. После сопоставимых по масштабам кризисов 1998 года и 2008 года мировая экономика и фондовые рынки не демонстрировали второй, более глубокой волны падения, полагает Виталий Манжос.

«Скоро нас накроет новая волна десятилетнего экономического роста. Умеренная коррекция фондовых рынков вполне вероятна и даже закономерна. Но мы бы не стали ожидать просадки ключевых мировых фондовых индексов ниже минимальных значений 2020 года», — пояснил он.

Мир стоит на пороге нового сырьевого суперцикла, указывает Виталий Манжос. Это значит, что цены на сырьё в ближайшие годы будут в целом высокими, а акции сырьевых компаний должны дорожать.

Это мнение разделяет Виталий Громадин: по его словам, самая лучшая стратегия — инвестиции в сырьевые рынки.

Ипотечную облигацию используют на западе с 1980 годов. Самый большой рынок находится в США. На втором месте находится Германия. Именно из-за ипотечных облигаций возник кризис в 2008 году. Американские банки сумели выдать ипотеку в десятки раз больше, чем составлял размер их капитала. Инвесторы активно покупали бумаги, которые считались безрисковыми. Кредиты предоставлялись практически всем.

Выпуск ипотечных облигаций осуществляется посредством секьюритизации. Её суть состоит в следующем:

  1. Финансовая организация собирает присутствующие у неё кредиты и создает из них ипотечный пул.
  2. Кредитный портфель списывают с баланса банка и передают специально созданной посреднической компании.
  3. Посредник осуществляет выпуск облигаций.
  4. Финансовая организация получает денежные средства.

Посредник имеет право секьюритизировать ипотечные займы одной эмиссией или несколькими траншами. Когда ипотечные облигации выпущены, кредитор получает деньги на выдачу новых займов, повышает свою ликвидность и увеличивает количество активов.

Ипотечные облигации выгодны для всех участников сделки:

  • банк увеличивает количество сделок и повышает размер возможной прибыли;
  • инвестор вкладывает деньги в надежный актив и приумножает капитал;
  • заемщик может рассчитывать на разнообразие предложений на рынке финансов и незначительное снижение процентных ставок, на которое банки идут для привлечения клиентов.

Если лицо хочет осуществить инвестирование в процессы ипотечного покрытия, нужно помнить, что оборот ценных бумаг осуществляется на бирже. Если гражданин не имеет специального статуса, он не будет допущен к торгам. Поэтому вкладчику нужно выбрать кандидата для управления облигациями. В качестве могут выступать:

  • паевый инвестиционный фонд;
  • специализированное управление банковских организаций;
  • брокеры.

Выбирая партнёра, в первую очередь важно обращать внимание на прохождение лицензирования, размер вознаграждения за оказываемую услугу и членство на Российской товарной или Межбанковской валютной бирже.

Покупать ипотечные ценные бумаги можно отдельными пакетами или в составе etf фондов. Первый вариант финансово выгоднее, однако он связан с целым перечнем недостатков. Клиент вынужден будет самостоятельно заниматься аналитикой и управлением. Срок действия ипотечных облигаций составляет десятки лет. При этом прибыльность ценной бумаги относительно небольшая. Поэтому придётся инвестировать довольно много. В результате инвестор вынужден проводить фундаментальные исследования возраста, географического положения заемщиков и прочих показателей ликвидности активов. В итоге большинство владельцев денежных средств отдают предпочтение второму варианту.

Самым простым способом инвестирования в ипотечные облигации выступает использование возможностей брокеров. Для выполнения процедуры клиенту предстоит:

  1. Найти подходящую организацию. Важно тщательно производить анализ. У брокера должна быть лицензия на ведение деятельности. Дополнительно стоит изучить репутацию организации.
  2. Зарегистрировать счёт, следуя основным подсказкам системы.
  3. Выбрать подходящий фонд и пройти верификацию. Гражданину придется предоставить документы, которые будут тщательно изучены.
  4. Пополнить счёт и установить терминал. Подобное название носит специализированная программа для ведения торговли. Она позволяет совершать сделки.
  5. Начать торговлю на рынке.

На рынке США присутствует два типа ипотечных ценных бумаг – CDO и CMO. Первый вариант обеспечен кредитным пулом, в котором все выплаты передаются инвесторам. Во второй ситуации владелец денежных средств имеет право выбрать наиболее подходящий ему транш с учётом миллионных показателей. В зависимости от специализации существует множество подвидов этих ценных бумаг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.