Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел социальная политика России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В 2021 г. мировая экономика активно восстанавливается, опережая ожидания большинства экспертов. Поддержку глобальному росту оказывают стимулирующие меры бюджетной политики, реализованные в крупнейших развитых странах (в первую очередь в США). По оценке, рост мирового ВВП в текущем году составит 6,0% после спада на -3,2% в 2020 году.
Вместе с тем восстановление по странам происходит неравномерно. В то время как экономика США полностью отыграет падение 2020 г. уже в 2021 году, ВВП крупнейших стран еврозоны, Великобритании, Японии вернется к допандемическим уровням только в 2022 г., что связано в том числе с действовавшими в текущем году карантинными ограничениями.
На экономический рост многих стран с формирующимися рынками оказывают сдерживающее влияние ограниченная доступность вакцин и меньшее, чем в развитых странах, пространство для проведения стимулирующей макроэкономической политики.
Уверенный глобальный рост сопровождается увеличением темпов инфляции как в развитых экономиках, так и в странах с формирующимися рынками. Так, в США годовая инфляция в августе увеличилась на 3,9 п.п. к декабрю 2020 г. (до 5,3%), в еврозоне, по предварительным данным, — на 3,3 п.п. (до 3,0% г/г), в Германии — на 4,2 п.п. (до 3,9% г/г), в Италии — на 2,3 п.п. (до 2,1% г/г), Швейцарии — на 1,7 п.п. (до 0,9% г/г). В крупнейших странах с формирующимися рынками масштаб ускорения годовой инфляции в июле по сравнению с декабрем прошлого года варьировался от 0,6 до 5,2 процентного пункта.
Наряду с восстановлением спроса, ускорение инфляции в большинстве стран обусловлено также внешними факторами — ростом мировых цен на сырьевые товары, увеличением стоимости международных логистических услуг, «узкими местами» в глобальных цепочках поставок. В этих условиях центральные банки крупнейших стран в январе-августе осторожно подходили к ужесточению денежно-кредитной политики, аргументируя решение тем, что ускорение страновой инфляции обусловлено временными факторами мировой конъюнктуры, влияние денежно-кредитной политики на такие временные факторы ограничено, а задача восстановления экономики более приоритетна, чем сдерживание инфляции.
Рынки акций развитых стран в январе-августе 2021 г. продолжили рост на фоне восстановления экономической активности, а также сохраняющейся ультрамягкой денежно-кредитной политики крупнейших центральных банков и поддержки со стороны бюджетной политики в ведущих странах. Так, индекс S&P 500 в январе-августе прибавил 20,4%, европейский индекс STOXX 600 — 18,0%, британский FTSЕ — 10,2%, японский Nikkei — 2,4%.
Фондовые индексы стран с формирующимися рынками в январе-августе также демонстрировали позитивную динамику. Индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite в январе-августе вырос на 2,0% на фоне стимулирования экономики. Рынки Южной Кореи, Индии, Таиланда, Индонезии, Чили, Мексики, Польши в указанный период также демонстрировали рост. Индекс Московской биржи за 8 месяцев увеличился на 19,2%, главным образом за счет роста цен на акции сырьевых компаний.
В текущем году продолжился рост цен на мировых товарных рынках, начавшийся во второй половине 2020 года. Восходящая динамика сырьевых рынков в январе-августе была обусловлена восстановлением спроса со стороны крупнейших стран — потребителей сырьевых товаров (в первую очередь, Китая), ограничениями со стороны предложения на рынках отдельных товаров (низкие урожаи по ряду культур в прошлом сельскохозяйственном сезоне), а также мягкими финансовыми условиями на мировых рынках. Сводный индекс цен продовольственных товаров Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН за январь-август увеличился на 17,5%, в том числе индекс цен на зерновые культуры — на 11,9%, растительные масла — на 26,4%, сахар — 37,8%. На цветные металлы (LMEX индекс) среднемесячные цены за 8 месяцев выросли на 22,4%. На рынке черных металлов за январь-август цены на прокат горячекатаный (Черное море, ФОБ) выросли на 34,7%, на прокат холоднокатаный (Черное море, ФОБ) — на 38,6%, на арматуру (Лондон, 1 мес. фьючерс) — на 20,0%. Вместе с тем в августе на рынке черных металлов преобладали понижательные тенденции.
На рынке нефти дополнительным фактором формирования цен в январе-августе стали ограничения предложения со стороны крупнейших стран — производителей в рамках сделки ОПЕК+, которые привели к быстрому исчерпанию избыточных запасов нефти, сформировавшихся в 2020 году. Цена на нефть марки «Юралс» выросла с 49,5 долл. США за баррель в декабре до уровней выше 70 долл. США за баррель в июне-июле.
После достижения странами ОПЕК+ новых договоренностей о ежемесячном увеличении совокупной добычи нефти на 0,4 млн барр./сутки начиная с августа 2021 г. цены на нефть скорректировались вниз. До конца года ожидается дальнейшее снижение нефтяных котировок по мере наращивания предложения ведущими экспортерами. Цена на нефть марки «Юралс» в среднем в 2021 году ожидается на уровне 66,0 долл. США за баррель.
С 1 января 2022 года власти упростят получение пенсий
Поддержку внутреннему спросу (как потребительскому, так и инвестиционному) в январе-июле 2021 г. оказывала динамика кредитования. В январе-июле наблюдался уверенный рост корпоративного (9,8% г/г в июле с исключением валютной переоценки) и ипотечного кредитования (28,6% г/г в июле с исключением валютной переоценки). Растет и потребительское кредитование (16,2% г/г в июле с исключением валютной переоценки).
Ставки по кредитам физическим и юридическим лицам в январе-июле демонстрировали сдержанную динамику. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам компаниям на срок свыше 1 года за январь-июль 2021 г. выросла на 0,7 п.п. (до 7,7% в июле), ставка по кредитам населению на срок свыше 1 года за январь-июль 2021 г. выросла на 0,1 п.п. (до 10,8% в июле). Средняя ставка по ипотечным кредитам в июле составила 7,7% (+0,3 п.п. по сравнению с январем).
Вместе с тем повышение Банком России ключевой ставки (в общей сложности на 2,50 п.п. с начала года) создает предпосылки для дальнейшего роста кредитных ставок в ближайшие месяцы.
После активного восстановительного роста в 2021 г. мировой ВВП продолжит расти повышенными темпами в 2022 г. (4,6%) за счет восстановления экономик, которые в текущем году до конца не отыграют падение 2020 года. Вместе с тем, начиная с 2023 г., по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах темпы роста мировой экономики, по оценке, вернутся на уровни, наблюдавшиеся до начала пандемии новой коронавирусной инфекции (3,3% и 3,2% в 2023 г. и 2024 г. соответственно). На горизонте после 2024 г. ожидается снижение темпов глобального роста до уровней чуть ниже 3%.
Прогнозируемое замедление роста мировой экономики в среднесрочной перспективе будет обусловлено в первую очередь структурными тенденциями, которые сформировались еще до пандемии новой коронавирусной инфекции: увеличение долговой нагрузки как в развитых экономиках, так и в странах с формирующимися рынками; замедление роста производительности труда; рост глобального протекционизма, замедление глобализационных процессов и мировой торговли. Для сырьевых экспортеров источником рисков также может стать реализация низкоуглеродной повестки крупнейшими странами.
Дополнительный фактор неопределенности для развития мировой экономики — долгосрочные структурные изменения как на стороне спроса, так и на стороне предложения, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции. Масштаб и продолжительность влияния указанных изменений на рынок туристических услуг, транспортную отрасль, офлайн-торговлю, коммерческую недвижимость, сферу досуга и развлечений и другие рынки пока до конца не ясны. В то время как данные тенденции создают новые возможности, прежде всего связанные с цифровизацией, они также являются источником рисков для стран, в экономиках которых сектора, в наибольшей степени затронутые пандемией, играют важную роль.
?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.
?
По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.
При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Юрий Пронько: Больше всего мне «понравилось» это высказывание единоросса Михаила Тарасенко, который фактически «прикрылся» фигурой президента, полностью сняв с себя ответственность. Это какое-то особое политическое поведение или нечто иное?
Алексей, вы очень жёстко заявили о том, что пенсионная реформа провалилась. Вас поддержали некоторые коллеги. Но господин Тарасенко из фракции «Единая Россия» сказал: да, всё падает, но будем голосовать за. Вы можете объяснить логику в принятии подобных решений?
Алексей Куринный: Я в своём выступлении как раз и говорил об отсутствии логики: несмотря на национальную цель, направленную на рост пенсий, опережающий инфляцию, вы вдруг голосуете за индексацию, которая на 2% ниже даже той инфляции, которую Центробанк прогнозирует на конец года. При этом почему-то отсылаете нас к пока ещё не принятому решению президента, не найденным деньгам и какой-то возможной перспективе.
Вас же люди избирали в Госдуму для того, чтобы вы решали их проблемы. А вы говорите: мы закрываем глаза, ничего страшного, а там, может быть, что-нибудь получится. При этом, безусловно, бюджет Пенсионного фонда – это абсолютный провал.
– И самое главное, что никто за это не отвечает: ни Силуанов, ни те, кто продавливал в Госдуме пенсионную реформу и такие позорные решения, как отказ в индексации работающим пенсионерам и инвалидам. Я хотел бы с вами разобрать ещё и тему соцфондов. Вы сегодня заявили, что финансирование отечественного здравоохранения будет сокращено:
Я вынужден опровергнуть не раз звучавшие заявления о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение. Если мы сегодня даже учтём те 28 миллиардов, которые были дополнительно предусмотрены в федеральном бюджете, рост составит всего 150 миллиардов. Это будет минус 5% в постоянных ценах по сравнению с 2021 годом. Никакого роста.
А вот что заявил Михаил Тарасенко:
У нас система работает неправильно. Не богатые платят за бедных, а здоровые – за больных, а у нас богатым созданы преференции, потому что уплата страховых взносов с определённого уровня заработной платы ограничивается. Это противоречит основополагающему принципу социального страхования.
Олег Нилов затронул вопрос профицита Фонда социального страхования размером в 50 с лишним миллиардов рублей:
Это ежегодная развлекаловка этого фонда. 50 миллиардов в этом году опять профицит. Мы говорим: разве нельзя эти деньги направить на реабилитацию трудящихся, в том числе переболевших в тяжёлой форме ковидом, на санаторно-курортное лечение? На эти дорогие по непонятным причинам тесты, ПЦР-тесты, экспресс-тесты? Нет, пусть будет в профиците 50 миллиардов лежать и так переходить из года в год.
– Алексей, вы утверждаете, что будет фактическое сокращение объёма финансирования здравоохранения. Однако если послушать главу парламентского комитета по бюджетам и налогам Андрея Макарова, то объёмы финансирования увеличиваются. Кто в этой ситуации лукавит?
– Андрей Михайлович почему-то ссылается на 2017, на 2018 доковидные годы. Действительно, в 2020–2021 годах был существенный рост, но его съел ковид. Всё это повышение, которое якобы произошло в здравоохранении, было направлено на конкретную цель – на дополнительные обязательства, на дополнительную помощь. Это не имеет никакого отношения к остальным нозологиям, которые сегодня присутствуют на нашем медицинском поле.
Иными словами, даже если мы возьмём 2021–2022 годы и их сравним в постоянных ценах, то есть вычтем инфляцию, то у нас будет минус 5% финансирования. Если возьмём по отношению к ВВП, это более грамотный подход, то доля расходов государственных на здравоохранение – примерно 4%, в следующем году будет 3,9%, а к 2024 году – падение до 3,7%.
К тому же те пациенты, которые сегодня не поступают, накапливаются, а это – не сделанные операции, не проведённое вовремя лечение. Всё это, безусловно, даст о себе знать и потребует дополнительных расходов.
Но правительство ждёт каких-то более суровых времён, когда можно будет распечатать «кубышку». 1200 человек в день умирающих официально – для них сегодня это не суровые времена, и это не тот момент, когда необходимо накопленные резервы наконец начинать тратить на людей, на здравоохранение.
И из-за нынешнего варианта финансирования в части исполнения национальных целей повышения продолжительности жизни, снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний не будет. Это можно абсолютно чётко прогнозировать. Даже несмотря на то, что правительство их откорректировало – аккуратненько так, под шумок – в начале этого года.
– Алексей, а что это за 50 миллиардов рублей профицита из года в год, как переходящий вымпел, о которых говорил Олег Нилов?
– Это несбалансированность двух подразделов бюджета Фонда социального страхования. Один – это больничные листы, беременность, здесь всё время дефицит. А другой – это страхование от профессиональных рисков: профзаболевания, выплаты, связанные с оплатой при получении травм на производстве, и так далее. Вот второй раздел регулярно у нас профицитный.
Это говорит о том, что у нас занижается профессиональная заболеваемость. Она у нас в три раза ниже, чем в Европе. Я очень сильно сомневаюсь, что сегодня в европейских странах такие вредные условия труда, что у них заболеваемость в три раза выше, чем в России.
И эти средства должны быть направлены целевым образом на улучшение условий труда и на реабилитацию. Но они у нас находятся в резерве. Более того, они частично тратятся на покрытие дефицита первой части, связанной с больничными листами по нетрудоспособности.
– Я правильно понимаю, что вы голосовали против этих бюджетов?
– Да.
– Тогда давайте послушаем фрагмент пламенной речи господина Макарова, когда он тех, кто голосовал против, обвинил во всех грехах:
Сегодня вы голосуете против обеспечения жильём инвалидов. Вы голосуете против долговременного ухода за гражданами пожилого возраста. Вы голосуете против того, чтобы были выплаты на детей. Я подчёркиваю, это миллионы людей, миллионы семей. Я могу называть цифры. Вы голосуете против программы социального развития села. Вы голосуете против строительства дорог, региональных, местных, по которым пойдут школьные автобусы, которые повезут детей в нормальные школы. Что будет, если не принять бюджет? Это будет самый жестокий кризис для страны, после которого вся инфляция, которая сейчас есть, покажется праздником. На самом деле своим голосованием вы делаете одно: вы хотите кризиса.
– Алексей, вы хотите кризиса? Вы выступаете против новых дорог? Вы выступаете против выплат детям? Вы все, кто голосовал против, такие злые?
– Андрей Михайлович не лишён артистических способностей. Страна будет жить по 1/12 текущего, 2021 года. То есть никаких изменений колоссальных не произойдёт. А вот то, что в бюджете 2022 года профицит в почти полтора триллиона рублей, господин Макаров предпочитает не вспоминать. А ведь это те деньги, которые не распределены, при этом в бюджете нет нормальных денег на лекарства, на здравоохранение, там нет нормальных денег на образование и на науку.
Он не говорит о том, что сегодня не финансируется, что не даёт возможности стране экономически развиваться, а ведь это самое главное. Прогнозируемый сегодня правительством рост – это 4%, если сравнить с 2019-м, то на полтора процента рост, в следующем – 2%, и в 2024 году – 2,5%.
– Это даже не среднемировые показатели. А чем они обосновывают этот полуторатриллионный профицит? И это в ситуации стагнации, в ситуации кризиса, в ситуации обнищания населения иметь полуторатриллионный профицит? Чем-то они это объясняют?
– Они говорят: страна находится в тяжёлых условиях. Возможно, придётся тратить деньги на какие-то пока не предусмотренные бюджетом цели. Правительство лучше знает и так далее. Более того, под это дело мы в прошлом году и в позапрошлом году ещё и кредитовались дополнительно к бюджету.
То есть, имея колоссальные резервы, мы брали в долг и платили за это проценты. Причём эти проценты уже приближаются к триллиону рублей ежегодно! А свои собственные деньги почему-то направляем в иностранные ценные бумаги и в доллары.
– А тогда почему исполняется так называемое «бюджетное правило», если вы готовитесь к тяжёлым временам? Зачем вы рекордными темпами скупаете валюту, покупательная способность которой на Западе снижается? Где логика, в чём она заключается? Более того, не мне вам рассказывать, что и министр финансов России Антон Силуанов, и глава комитета Госдумы Андрей Макаров лгут и лукавят по поводу «тёмных или тяжёлых времён». У них был профицит в 2018 году, в 2019 году и даже в ковидном 2020 году. Они думают, что мы этого не помним? Они думают, что мы забыли о том, как Силуанов конце прошлого декабря триллион рублей не мог потратить?
– Мы говорим то же самое. Когда не было денег, а мы со своими предложениями, касающимися индексации пенсий работающим пенсионерам или поддержки «детей войны», выходили, а нам отказывали, это было понятно или хотя бы объяснимо. Но когда деньги есть, а вы порой не можете найти копейки на индексацию выплат военным пенсионерам, и это тоже в очередной раз заморожено, вот этого понять невозможно.
Не находите деньги на больных детей, не находите деньги на бесплатные лекарства, но они же есть. Кому и когда они должны понадобиться? Кто доживёт до этого счастья? Причём этот вопрос неоднократно задавался, а ответ мы получали витиеватый: у нас турбулентная экономика, мы должны готовиться к худшим временам, поэтому нам нужны резервы. А то вдруг нефть упадёт? Тогда зададим встречный вопрос: а вдруг мы не доживём?
По сравнению с текущим годом в 2022-м предлагается урезать финансирование по целому ряду социальных статей. В частности, расходы на медицину уменьшатся с 1,362 трлн рублей до 1,245 триллиона. Расходы на социальную политику, которые в нынешнем году зримо увеличились (отдельные наблюдатели связали это с приближением выборов), сократятся с 6,208 трлн рублей до 5,837 триллиона. Одновременно на 152 млрд рублей – с 3,314 до 3,162 трлн рублей – окажутся урезанными расходы на пенсии в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы». Также сократятся расходы по статье «Поддержка национальной экономики» – на 152 млрд рублей. Вкупе сокращение расходов по социальным статьям позволит сэкономить порядка 640 млрд рублей.
Военный раздел поднимется на второе место в бюджете России по расходам
Бюджетный комитет Госдумы одобрил поправки ко второму чтению бюджета, внесенные «Единой Россией». Ранее их поддержало правительство. Партия предложила увеличить финансирование социальной и молодежной политики, поддержку общественных организаций, развитие села и инфраструктуры. Дополнительные средства необходимы и на программу долговременного ухода за пожилыми.
«В сфере здравоохранения „Единая Россия“ предлагает выделить дополнительно 2,3 млрд рублей на обеспечение лекарствами ВИЧ-инфицированных — это позволит к 2030 году выйти на 95% охвата таких пациентов. Кроме того — включить в бюджет допфинансирование на заготовку донорской крови. Тогда в достаточном объеме будут обеспечены нужды 19 учреждений Минздрава в нескольких регионах», — сказано на сайте партии.
Кроме того, дополнительное финансирование будет направлено на поддержку молодежной занятости, что поможет увеличить долю трудоустройства выпускников до 92%.Также предложено обеспечить дополнительное финансирование программы комплексного развития сельских территорий, инициатором которой была партия. По аналогии с прошлым годом в этом финансирование будет также увеличено — на 4,4 млрд рублей.
Дополнительные средства пойдут и на ремонт региональных дорог. Если сейчас на это предусмотрено 30 млрд рублей ежегодно, то «Единая Россия» предлагает выделять еще 20 млрд. В общей сложности по инициативе партии государственные расходы на социально значимые направления в 2022—2024 годах вырастут на 107 млрд рублей.
«Поправки в бюджет, предложенные „ЕР“, очень актуальны для нашего региона, — говорит председатель комитета по экономической, финансовой и налоговой политики Госсобрания Эл Курултай Республики Алтай Радмила Пекпеева. — Они касаются обеспечения развития сел и малых городов, где и проживает все население республики».
Она также подчеркнула важность увеличения финансирования строительства и ремонта дорог, что весьма актуально для региона.
«И что касается субсидирования, учитывая удаленность республики от центра страны и отсутствие других, помимо этого и автомобильного, видов транспортного сообщения, а также стоимость авиабилетов, — мера необходимая. Без соответствующего финансирования реализовать ее будет невозможно», — считает Пекпеева.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020 — 2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 — 2023 годы.
Реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 года ключевой задачей единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной) было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития:
— На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий — в т.ч. в рамках национальных проектов.
Распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из самых серьезнейших и сложнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. В этом году в мире ожидается самый глубокий спад в поствоенный период. Это не могло не затронуть и мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта — в частности, нефтяной рынок, переживающий в этом году самое масштабное в современной истории падение спроса.
В целях сдерживания распространения вируса в России на деятельность многих организаций также накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования (как вынужденного, таки добровольного).
Таким образом, в связи с глобальной пандемией в первом полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
— вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).
На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).
Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:
— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;
— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.
Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.
Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:
— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);
— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).
Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. укрепление системы здравоохранения;
2. поддержка доходов граждан;
3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;
4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;
5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.
Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей — потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.
Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.
Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.
Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики, и антикризисные программы — в том числе в рамках Общенационального плана действий по восстановлению экономики — ориентированы в первую очередь на возвращение экономики на траекторию роста, соответствующую достижению национальных целей развития.
В течение 2019 и начала 2020 года все дополнительные финансовые ресурсы бюджета были ориентированы на соответствующие мероприятия. Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых в 1 квартале 2020 года был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия Послания ориентированы в первую очередь на содействии достижению целей в социальной сфере — снижении бедности, стимулировании рождаемости, укреплении системы образования и здравоохранения — и создания, таким образом, основы для сбалансированного развития.
Темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023 году — ускорятся до
В 2022 году более активный рост в мировой экономике окажет дополнительную поддержку и ВВП России. Однако сопровождающее этот рост повышение устойчивого инфляционного давления в мире вызовет более быстрое прекращение стимулирующей политики в крупнейших странах, чем предполагается в базовом сценарии. Повышенный уровень мировой инфляции и глобальных процентных ставок потребует от Банка России проведения более жесткой ДКП, чем в базовом сценарии, для возвращения инфляции к цели во второй половине прогнозного периода.
Ключевые бюджетные параметры проекта федерального бюджета на 2022 г.
Данный сценарий иллюстрирует риски, связанные со значительным увеличением долговой нагрузки в мировой экономике вследствие пандемии. Он предполагает, что при сворачивании стимулирующей политики произойдет значительное и резкое ухудшение условий в мировой финансовой системе. Это станет причиной снижения ВВП России в 2023 году с последующим восстановлением экономической активности в 2024 году. Резкое начало финансового кризиса и сопутствующее ослабление рубля станут значительным, хотя и временным проинфляционным фактором. Для их демпфирования Банк России будет вынужден в начале 2023 года проводить более жесткую денежно-кредитную политику по сравнению со сценарием «Глобальная инфляция». Во второй половине 2023 года рост цен начнет замедляться, инфляционные ожидания начнут снижаться, что позволит Банку России перейти к смягчению денежно-кредитной политики, поддерживая экономику.
- Консолидация бюджета на выходе из пандемии: мировая практика.
- Текущее состояние бюджетной политики в России
- Нацпроекты: изменения 2020 года и будущие планы.
- Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
- Как повлияют на экономический рост дополнительные расходы?
Уровень расходов, возросших на период пандемии и кризиса, будет постепенно снижаться. Определение срока, в который это должно произойти, – один из главных вызовов для фискальной политики всех стран мира на ближайшие годы.
Государственные расходы всех стран в мире – как развитых, так и развивающихся – в 2020 году выросли на фоне борьбы с пандемией COVID-19 и сопутствующим экономическим кризисом. В развитых странах на борьбу с пандемией потратили около 17% от ВВП, в странах со средним доходом эта цифра составила 4% от ВВП, а в наименее развитых странах – 1.6% от ВВП. Объемы дополнительных расходов представлены без учета государственных гарантий, льготных кредитов, но с учетом налоговых льгот.
Постоянные расходы на социальную политику и здравоохранение остаются на прежнем уровне, на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются. Дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций. Условия для бюджетной консолидации в целом благоприятны.
Федеральный закон 380-ФЗ был принят в 2019 году, в марте 2020 года в него были внесены изменения на фоне объявления пандемии COVID-19. В конце 2020 года был утвержден федеральный закон 385-ФЗ о федеральном бюджете на 2021-2023 годы.
Текущий федеральный закон 385-ФЗ предполагает номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами.
Добрые депутаты против злых. Спор о пенсиях в Госдуме напомнил театр
План на 2020 год (№ 380-ФЗ) | Измененный план | Исполнение на 01.01.2021 | |
Итого по национальным проектам (программам) и «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» |
1 998 453.0 | 2 206 698.2 | 2 149 112.6 |
Национальный проект «Демография» | 613 709.5 | 703 815.1 | 689 635.6 |
Национальный проект «Здравоохранение» | 312 468.8 | 307 601.4 | 295 747.0 |
Национальный проект «Образование» | 127 872.9 | 133 040.2 | 114 956.4 |
Национальный проект «Жилье и городская среда» | 106 525.4 | 169 213.3 | 168 660.1 |
Национальный проект «Экология» | 76 661.5 | 64 641.8 | 63 097.1 |
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» | 104 274.1 | 157 693.5 | 155 719.3 |
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» | 6 900.0 | 4 110.7 | 4 058.1 |
Национальный проект «Наука» | 47 049.9 | 40 650.8 | 40 333.6 |
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» | 124 205.6 | 88 994.0 | 86 318.5 |
Национальный проект «Культура» | 17 163.7 | 16 079.0 | 15 830.4 |
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» | 49 857.0 | 63 688.9 | 61 693.7 |
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» | 74 548.9 | 72 192.7 | 70 426.7 |
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры | 337 215.7 | 384 976.8 | 382 636.0 |
Источник: Минфин РФ.
В 2020 году сохранялась проблема неравномерности расходования средств. Такая неравномерность с перекосом расходований в сторону последних месяцев года вообще в целом свойственна бюджетным расходам, однако для некоторых нацпроектов масштабы перекоса значительно превышают привычные. Например, в 2020 году 47% расходов на НП «Цифровая экономика» были исполнены за декабрь (около 41,5 млрд рублей). Аналогично за декабрь 2020 года были исполнены 34% расходов на НП «Экология» 20% расходов на НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», 20% расходов по нацпроекту «Образование», 29% расходов по НП «Международная кооперация и экспорт», 30% по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Отметим, что масштаб перекоса наблюдался и в предыдущие годы, он не связан с экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Подобное расходование средств в последний момент ставит под сомнение качество исполнения расходов.
Исполнение за первый квартал 2021 года также неравномерно – например, исполнена крайне невысокая доля запланированных расходов по нацпроектам «Образование», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
2020 | 2021 | |||||
Наименование национального (федерального) проекта |
План | Исполнение за год | % исполнения | План | Исполнение на 01.04.2021 | % исполнения |
ВСЕГО: | 2206 698.2 | 2 149 112.6 | 97.39% | 2 285 233.3 | 384 510.8 | 16.8% |
Национальный проект «Демография» | 703 815.1 | 689 635.6 | 97.99% | 758 019.2 | 170 681.8 | 22.5% |
Национальный проект «Здравоохранение» | 307 601.4 | 295 747.0 | 96.15% | 254 682.3 | 64 250.4 | 25.2% |
Национальный проект «Образование» | 133 040.2 | 114 956.4 | 86.41% | 152 265.5 | 10 325.2 | 6.8% |
Национальный проект «Жилье и городская среда» | 169 213.3 | 168 660.1 | 99.67% | 132 736.2 | 36 474.8 | 27.5% |
Национальный проект «Экология» | 64 641.8 | 63 097.1 | 97.61% | 81 624.4 | 6 320.6 | 7.7% |
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» | 157 693.5 | 155 719.3 | 98.75% | 279 016.5 | 31 514.8 | 11.3% |
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» | 4 110.7 | 4 058.1 | 98.72% | 4 978.9 | 594.1 | 11.9% |
Национальный проект «Наука» | 40 650.8 | 40 333.6 | 99.22% | 99 987.6 | 18 107.9 | 18.1% |
Национальный проект «Цифровая экономика» | 88 994.0 | 86 318.5 | 96.99% | 157 235.3 | 10 193.7 | 6.5% |
Национальный проект «Культура» | 16 079.0 | 15 830.4 | 98.45% | 22 887.5 | 3 854.0 | 16.8% |
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» | 63 688.9 | 61 693.7 | 96.87% | 57 673.6 | 4 258.8 | 7.4% |
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» | 72 192.7 | 70 426.7 | 97.55% | 97 815.1 | 5 334.8 | 5.5% |
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) | 384 976.8 | 382 636.0 | 99.39% | 186 311.1 | 22 599.7 | 12.1% |
Запланированы дополнительные социальные расходы на выплаты семьям с детьми и инфраструктурные кредиты регионам.
В послании Федеральному собранию в 2021 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.
По оценке министра финансов Антона Силуанова, объем дополнительных расходов на реализацию озвученных мер составит 400 млрд рублей за два года.
Можно прогнозировать, что в рамках системы мер по поддержке семей с детьми дополнительные социальные расходы станут постоянными. По нашей оптимистичной оценке, ежегодные дополнительные 200 млрд руб. социальных расходов принесут дополнительно не более 0,025 п.п. экономического роста в 2021 и в 2022 годах.
Следует отметить, что повышение социальных расходов направлено, в первую очередь, не на ускорение темпов экономического роста, а на сокращение социального неравенства, которое, в частности, вызвано стагнацией реальных доходов российских домохозяйств на фоне общей стагнации экономики.
В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.
Под этот критерий на 1 апреля 2021 года попадало больше половины российских регионов (53 из 85 субъектов РФ), при этом лишь несколько из них перешли в эту категорию после начала пандемии COVID-19.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Внесение с упреждением
- 2 декабря 2021 10:14
- 238
Больше новостей
Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей, называют «детскими». В России принято считать, что человек является ребенком от рождения и до 18 лет. Поэтому в статье мы затронем выплаты, касающиеся детей от рождения до совершеннолетия.
Детские пособия бывают единовременными и ежемесячными. Так, например, единовременное пособие при рождении ребенка – выплачивается один раз, а пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет – каждый месяц.
Также детские пособия делятся на федеральные и региональные. Если пособие федеральное, то условия его назначение и сумма – одинаковая для всех жителей России. Если же пособие региональное, то оно устанавливается по правилам конкретного региона. Тут важно сказать, что если региональное пособие предусмотрено, например, в Москве, то это не означает, что такое же пособие полагается жителям, допустим, Тверской области.
При усыновлении ребенка старше 7 лет, ребенка с инвалидностью или братьев и сестер, можно получить единовременное пособие. В 2021 году его размер – 144 307 Р, а с 1 февраля 2022 года больше – 152 677 рубле (после индексации на 1,058). Если детей несколько, то пособие полагается на каждого.
Пособие по уходу за болеющим ребенком
Довольно распространенная ситуация – заболел ребенок, а родителям открывают больничный, чтобы за ним ухаживать. За каждый день такого ухода полагается средний дневной заработок или его часть — 50, 60 или 80%. Процент выплаты зависит, например, от возраста ребенка и стажа работника.
Максимальное дневное пособие при болезни ребенка зависит от предельной базы для страховых взносов. В 2021 году – до 2434 рублей в день, в 2022 году – не более 2572 рублей.
Беременная жена военнослужащего по призыву может получить единовременное пособие. В 2021 году – 29 908 рублей, а с 1 февраля 2022 года – 31 642 рублей.
Также мать или опекун ребенка призывника может получать ежемесячное пособие. В 2021 году – 12 818 рублей, с 1 февраля 2022 года – 13 561 рублей. Пособие назначается до трехлетия ребенка, но не позднее срока окончания службы отца в армии.
В 2021 году размер материнского капитала на первого ребенка составляет сумму 483 881,83 руб., на второго — 639 431,83 руб. С 2022 года его размер повысят.
Родителям будут выплачивать на первого ребенка 503 237 руб., а на второго ребенка 665 009 руб. или доплатят 161 772 руб.
Сейчас семье, в которой родился второй ребенок и которая раньше уже получала маткапитал на первого ребенка, положена доплата 155 550 руб.
Сколько выделят на соцподдержку россиян в 2022 году
ФНС России скорректировала форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме.
Важно! Приказ ФНС России № ЕД-7-11/875 от 6 октября 2021 г. вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и будет применяться с представления расчета за отчетный период I квартала 2022 года.
Предельная величина страховых взносов на 2022 году уже известна – Минфин опубликовал новые лимиты.
По проекту база на обязательное пенсионное страхование индексируется с 1 января 2022 года в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в России. По подсчетам Минфина новый лимит на ОПС составит 1 565 000 рублей.
В итоге с 1 января 2022 года работодатели начисляют взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу:
- 22 % с выплат, сумма которых не превышает 1 565 000 руб.;
- 10 %, если сумма выплат больше 1 565 000 руб..
Согласно проекту году база на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством индексируется с 1 января 2022 года в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в России.
По подсчетам Минфина новый лимит на социальные страховые отчисления составит 1 032 000 рублей.
С 1 января 2022 года взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатели считают с выплат, сумма которых не превышает 1 032 000 руб. С выплаты больше этой суммы взносы не начисляют.
Президент Путин утвердил фиксированные страховые взносы для ИП на 2022 год (Федеральный закон от 15.10.2020 №322-ФЗ). По сравнению с прошлым годом размеры взносов для ИП вырастут с 40 874 руб. до 43 211 руб. Разбивку сумм фиксированных страховых взносов ИП смотрите в таблице
Вид отчисления | Годовая сумма |
Фиксированная сумма при доходе не более 300 000 руб. на пенсионное страхование, которое платят в ФНС | 34 445 рублей |
Сумма с дохода свыше 300 000 руб. на пенсионное страхование, которое платят в ФНС | 34 445 + 1% с дохода свыше 300 000 руб. для остальных ИП |
Фиксированная сумма на медицинское страхование, которое платят в ФНС | 8766 рублей |
Список критериев, которым должна соответствовать организация, чтобы платить взносы по льготным тарифам, приведен в статье 427 НК РФ. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ внес в нее поправки. В итоге с 1 января 2022 года применять пониженные тарифы смогут больше предпринимателей.
В ст. 427 НК, определяющей, кто получит возможность сэкономить на платежках по страховым взносам в 2022 году, приведены несколько пунктов:
- п. 1 описывает категории организаций, имеющих право на льготу;
- в п. 2 и 2.1 приводятся ставки пониженных тарифов;
- в п. 3 указано, что для применения льготы необходимо соблюдать условия из п. 4-12 и 14.
Важно! Новый пункт — 13.1 — добавлен законом № 305 ФЗ (подпункт «б» пункта 88 статьи 2). В нем перечисляются плательщики, которые теперь также имеют право на льготный тариф.
ГД приняла законы о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы
Важно! СВ 2022 году страховые взносы необходимо оплатить до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Если это выходной, то перечисление страховых взносов можно произвести в ближайший рабочий день.
Не пропустить важные даты поможет таблица со сроками уплаты страховых взносов в 2022 году для юридических лиц, сформированная с учетом всех переносов.
- за декабрь 2021 года – 17.01.22 (перенос с субботы);
- за Январь 2022 года – 15.02.22;
- за Февраль 2022 года – 15.03.22;
- за Март 2022 года – 15.04.22;
- за Апрель 2022 года – 16.06.22 (перенос с воскресенья);
- за Май 2022 года – 15.06.22;
- за Июнь 2022 года – 15.07.22;
- за Июль 2022 года – 15.08.22;
- за Август 2022 года – 15.09.22;
- за Сентябрь 2022 года – 17.10.22 (перенос с субботы);
- за Октябрь 2022 года – 15.11.22;
- за Ноябрь 2022 года – 15.12.22;
- за декабрь 2022 года – 16.01.22 (перенос с воскресенья).
- Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов: мнение экспертов финансового университета 2020 / Абрамова Марина Александровна, Дубова Светлана Евгеньевна, Звонова Елена Анатольевна, Лаврушин Олег Иванович, Ларионова Ирина Владимировна, Масленников Владимир Владимирович, Пищик Виктор Яковлевич
- Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов: мнение экспертов финансового университета 2019 / Абрамова Марина Александровна, Дубова Светлана Евгеньевна, Захарова Ольга Владимировн, Ершов Михаил Владимирович, Лаврушин Олег Иванович
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 г. И период 2018 и 2019 гг. : мнение экспертов 2017 / Абрамова Марина Александровна, Дубова Светлана Евгеньевна, Звонова Елена Анатольевна, Красавина Лидия Николаевна, Лаврушин Олег Иванович, Масленников Владимир Владимирович, Пищик Виктор Яковлевич
- ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕФЛЯЦИОННЫХ РИСКОВ 2020 / Андрюшин Сергей Анатольевич, Букина Ирина Сергеевна, Свиридов Антон Павлович
- Действие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в российской практике 2020 / Станик Наталья Андреевна, Крайнюков Николай Иванович
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
Вирусолог Ханса Клюге сделал прогноз, что в 2022 году пандемия коронавируса завершится. Случаи заболевания все еще будут иметь место. Клюге заявил, что в России, как и во всем мире, главной задачей станет вакцинация. Несмотря на карантинные послабления, социальная дистанция и ношение масок не исчезнут из нашей повседневности.