Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о комиссии по охране труда в организации 2022 образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Создание комиссии по охране труда, функции которой установлены положениями ст. 218 ТК РФ, осуществляется работодателем добровольно. Но комиссию, в компетенции которой находится проверка знаний работников фирмы в области охраны труда, нужно формировать обязательно — в порядке, предусмотренном нормами постановления № 1/29. Для этого руководство фирмы должно определиться с составом данной структуры и издать приказ о ее создании.
Ознакомиться с иными аспектами решения российскими фирмами задач в сфере охраны труда вы можете в статьях:
- «Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)»;
- «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».
- Трудовой кодекс РФ
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29
На основании ст. 218 Трудового кодекса РФ приказ о создании комиссии по охране труда может быть инициирован:
- руководством предприятия;
- сотрудниками;
- их представительным органом.
Таким образом, из буквальной трактовки этой нормы можно сделать вывод, что рассматриваемая комиссия – это необязательная структура на предприятии. Но если одна из сторон выступает за её создание, то необходимо выпустить приказ о составе комиссии по охране труда.
Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.
Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.
И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.
Разберем основные поправки:
- выявление профессиональных рисков,
- принципы обеспечения безопасности труда,
- расследование микротравм,
- единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
- обучение по охране труда,
- запрет на работу в опасных условиях труда,
- самообследование,
- дистанционное видеонаблюдение,
- электронный документооборот.
Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года
Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.
Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.
Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.
Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.
Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.
Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).
По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ
Как правильно создать приказ о создании комиссии
И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.
Профстандарт специалист по охране труда
С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.
С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:
- Новый порядок обучения по охране труда;
- Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
- Новый порядок психиатрического освидетельствования;
- Новая редакция раздела X трудового кодекса.
Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!
Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.
Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.
Готовим документы по охране труда к новому учебному году
- Платные образовательные услуги
- Порядок оказания платных образовательных услуг
- Цены на платные услуги
- Перечень платных услуг
Важнейшей особенностью мероприятий по охране труда является необходимость их документального подтверждения. При этом перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, типовым положением о системе управления охраной труда, правилами по ОТ и т.д.
Специалисты по охране труда часто грешат двумя крайностями: или они погружаются в разработку документации, не оставляя время на живой диалог с работниками, на проверку объектов, или они не составляют даже необходимый минимум документов, что делает бесполезным все проведенные мероприятия.
Обе ситуации влекут за собой негативные последствия – излишняя, необоснованная документация имитирует бурную деятельность, отвлекая от главной задачи – предотвращения травматизма. Отсутствие минимума документов приводит к уязвимости предприятия во время проверок бизнеса. Нет документа, значит, не было и обязательного мероприятия.
Пример из практики:
Анна Ивановна работала специалистом по охране труда в музее революции уже двадцать лет. Во время проверки организации проверяющий выявил, что нет документов, указанных в проверочных листах. Зато в организации были разработаны документы, указанные в методических рекомендациях. За отсутствие таких важных документов, как Положения о СУОТ и Политики в области ОТ, организацию оштрафовали по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на 80 000 рублей. Директор музея был оштрафован на 5000 рублей, а Анну Ивановну попросили уйти на заслуженный отдых.
Можно совершать подвиги в сфере охраны труда, но, если они не будут задокументированы, у работодателя не будет доказательств того, что все необходимые меры по соблюдению законодательства и по снижению травматизма были выполнены.
При проверках, как внутренних, так и внешних, в первую очередь каждый факт деятельности по охране труда подтверждается не только локальным нормативным актом, но и ознакомлением с ним работников.
Пример, специалист по ОТ разработал в компании отличную инструкцию по оказанию первой помощи, утвердил ее и положил в папку. Но вот ознакомить с ней работников, для которых она была создана, забыл. Так в организации появился еще один хороший, но бесполезный документ.
Для того, чтобы не делать лишнюю работу, и не упустить необходимые документы, мы рекомендуем вам руководствоваться статьей Трудового кодекса об обязанностях работодателя. Также нужно изучить ваши отраслевые правила по охране труда. Кроме того, воспользуйтесь актуализированной редакцией типового положения о системе управления охраной труда.
Важно! Всегда думайте на опережение – если Минюст зарегистрировал нормативный правовой акт, вступающий в силу через 6 месяцев, внимательно изучите его. По этому документу, вероятно, вы будете закрывать год, или начинать новый.
Обязательно отслеживайте инструктивный материал Роструда для своих инспекторов. Интересно узнать, что новенького произойдет в порядке именно содержательной части проверки работодателей. Например, откройте Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В этом документе Роструд учит проверяющих инспекторов, как им найти нарушение у работодателей и привлечь их к наказанию. Документ очень хорош тем, что не содержит излишних требований. Все это – положительные результаты регуляторной гильотины.
Можно привести простой, но очень наглядный пример из практики: администрация завода долго не могла решить, нужно ли ей проводить оценку рисков на рабочих местах. При этом, цена вопроса для завода – 65 000 рублей, так как своих знаний и опыта для оценки рисков не хватает.
А в пункте 10.2 МР приказа № 77 Роструд советует своим инспекторам спросить с работодателя следующие локальные нормативные акты:
Нет документа – нет и мероприятия, значит завод оштрафуют на сумму до 80 000 рублей по ч.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ плюс личный штраф для работодателя.
Независимо от того, сколько человек у вас на предприятии – пять или две тысячи, а также от того, чем вы занимаетесь – офис или производство, на каждом без исключения предприятии должен вестись законодательный минимум локальных нормативных актов.
Отраслевые особенности дополняют этот минимум, но и здесь нужно четко придерживаться требований правил по охране труда. Не плодите лишние документы, но не упустите самые нужные.
После окончания срока хранения документов их можно утилизировать. Утилизация проводится по приказу руководителя организации. Специально созданная комиссия определяет ценность документов. Если ценности нет, срок истек, то документ передают на уничтожение собственными силами или с привлечением специализированной организации.
Важно! Не допускается выбрасывать документы, в которых могут содержаться персональные данные как твердые коммунальные отходы.
Допускается для уничтожения применять различные технологии измельчения документов, в том числе и шредер, а если речь идет о цифровом документе, комиссия контролирует стирание информации или форматирование носителя.
Документы для обеспечения прав работников на охрану труда
На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:
- обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
- внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.
Важно! Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г. Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей. |
В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:
- работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
- полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.
Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.
Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда
Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.
Совет Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом. |
Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:
- инструкции;
- программы обучения;
- информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.
Важно! Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:
- выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
- выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
- принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.
Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:
- ввести новые инструкции по охране труда 2021;
- обновить программы проведения инструктажа и обучения;
- изменить экзаменационные билеты.
Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:
- разработать документ заново с учетом изменений;
- внести дополнение, содержащее перечень правок.
Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Правила поведения пользователей на сайте
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Состав формируется на равноправной основе из представителей работодателя и представителей профсоюза (при его наличии) либо иного представительного органа сотрудников (совет трудового коллектива, общее собрание и пр.). Точное количество участников утверждается приказом работодателя после выдвижения сторонами своих представителей. В составе обязательно должен быть председатель (как правило, им является работодатель), заместители от каждой стороны социального партнерства и секретарь (работник службы охраны труда предприятия). Деятельность выборного органа осуществляется в соответствии с регламентом и планом работы, которые утверждает председатель.
Оформляется приказ на стандартном бланке формата А4, который используется для написания распорядительных документов. Необходимо указать:
- Дату, № оформление приказа.
- Мотивацию, основания для создания комиссии, например, предупреждение травматизма на производстве, сокращение производственных заболеваний, обеспечение требований к организации охраны труда.
- Далее во второй части приказа назначается комиссия, количественный состав берется по минимуму, два представителя с обеих сторон – работодателя и членов трудового коллектива.
- Устанавливаются обязанности для всех членов комиссии.
- Назначается ответственное лицо, чаще всего замдиректора, за выполнение приказа.
- Руководитель предприятия (компании) ставит подпись.
Под роспись с приказом знакомятся все члены комиссии, ответственное лицо, за выполнение приказом.
Знания членов коллектива по вопросам ТБ на рабочем месте также проверяет специальная комиссия, образец приказа о создании комиссии по проверке знаний с охраны труда можно скачать ниже.
Создание комиссии по охране труда регламентируется трудовым законодательством. В статье 218 ТК сказано, что инициатором может выступать:
- сам работодатель;
- работники организации;
- представители профсоюзного или иного представительного органа коллектива.
Поэтому в ее составе должны присутствовать представители трудового коллектива организации, ее руководящего состава и профсоюзного комитета. Его численность зависит от штатной численности работников в организации, а также структурных единиц компании и иных ее особенностей.
Председателем комиссии, как правило, избирается руководитель организации, а секретарем назначают сотрудника службы по охране труда. Все ее члены должны проходить соответствующее обучение не реже 1 раза в 3 года. Свои обязанности они исполняют в рабочее время с оплатой его в обычном порядке.
Комиссия уполномочена:
- организовывать совместные мероприятия коллектива и работодателя, направленные на обеспечение требований по охране труда, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма на производстве;
- инициировать и проводить проверки по соблюдению норм по охране труда на рабочих местах;
- информировать трудовой коллектив о результатах проверок;
- собирать предложения в сфере охраны труда для отражения их в коллективном договоре.
Все эти полномочия комиссии должны быть закреплены нормативным актом по организации – Положением. Его типовой вариант утвержден приказом Минтруда от 24.06.2014 № 412н. Работодатель вправе использовать его, как основу, и внести изменения в зависимости от специфики деятельности организации.
Положение должно максимально полно охватить задачи, которые ставятся перед комиссией. В типовом положении содержатся следующие:
- разработка программы совместных мероприятий всех структур организации и компетентных органов, направленных на соблюдение норм в сфере охраны труда, а также постоянно работать над предупреждением травм и проф.заболеваний;
- регулярно проверять состояние производственных помещений, мест труда работников, анализировать полученные данные и выносить работодателю предложения, направленные на улучшение рабочих условий;
- взаимодействовать с коллективом, информировать их о том, каким рискам они могут подвергаться в ходе производственного процесса, какие им полагаются средства защиты и компенсации.
Типовое положение рекомендует возлагать на комитет следующие функциональные обязанности:
- постоянно прорабатывать вопрос улучшения ОТ в тесном взаимодействии с руководителем, коллективом и профсоюзом, содействовать обучению работников и проведению инструктажей, направленных на совершенствование их знаний в области охраны труда;
- принимать активное участие в проверках рабочих мест, рекомендовать работодателю к внедрению новых, более безопасных методов;
- информировать коллектив о проведенных мероприятиях, результатах проверок, итогах аттестации рабочих мест, нормативах обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, методам их применения;
- взаимодействие со службой по ОТ в части проведения периодических медицинских осмотров работников, мед. осмотров при приеме на работу, обеспечения молочными продуктами лиц, трудящихся на вредных производствах, рассмотрения вопросов финансового характера для реализации мер, направленных на ОТ, внедрения современных технологий производства;
- предлагать работодателю совершенствовать механизмы в области охраны труда путем направления ему соответствующих представлений;
- участвовать в разработке локальных актов организации в области ОТ.
После того как было принято положение о комиссии по ОТ, должен быть издан приказ о ее создании. Этот акт должен быть предварительно согласован с профсоюзным органом предприятия.
Также приказом о создании комиссии по охране труда назначаются представители администрации, которые будут принимать участие в ее работе. Представители работников и первичной профсоюзной организации в свою очередь утверждаются на общем собрании и также перечисляются в приказе. Сам приказ является обыкновенным распорядительным документом, и его составление не должно вызывать никаких сложностей.
В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.
Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.
Справка
Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.
Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.
Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.
Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.
Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.
Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).
Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.
Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.
Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.
➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.
➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.
Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.
В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.
➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.
Оформление приказов по охране труда — важная составляющая в организации производственного процесса. Этот документ пишется от имени руководителя организации или от лица, которому передана данная функциональная обязанность.
В нем указываются мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, а также имена ответственных сотрудников и их полномочия, в некоторых целесообразно указать сроки выполнения требований.
Все зависит от конкретной ситуации, но локально-нормативный акт (ЛНА) должен быть составлен максимально емко и информативно, чтобы лица, указанные в приказе, понимали, какие мероприятия им необходимо выполнять.
Проект приказа может составить любой сотрудник организации, обладающий достаточными знаниями и квалификацией. Он должен разбираться в трудовом и гражданском кодексах и владеть навыками делопроизводства.
Нередко эти обязанности выполняет юрист компании, специалист по охране труда или секретарь руководителя, но по направлению ОТ эта обязанность ложится полностью на СОТа, потому как правило, особо никто в организации не разбирается в этой деятельности.
Подготовка и согласование проекта приказа по охране труда зависит от структуры организации. В небольших компаниях достаточно составить ЛНА, подписать у директора и зарегистрировать у секретаря. А в более крупных предприятиях это может быть сложный процесс согласования с различными подразделениями и только после этого подписание работодателем.
Сейчас очень распространено использование электронного документооборота в организации, что, с одной стороны, упрощает работу, “запустил” документ и он уже отправлен к ответственным лицам на согласование. С другой же стороны, куда проще подойти согласовать лично с каждым, упрощает решение многих вопросов, проверено на собственной практике.
Приказов по охране труда должно быть разработано очень много, практически по каждому направлению: инструктажи, обучение, медосмотры и так далее. И для каждой организации они индивидуальны, нет единого образца, но всегда можно использовать шаблоны, которых очень много в интернет. При этом подготовлен ЛНА должен быть с учетом специфики вашей организации.
Приказ может составляться либо в произвольной форме, либо по шаблону, принятому и утвержденному в учетной политике данной организации. И должен содержать следующую информацию:
- Сведения об организации.
- Дата составления и порядковый номер документа.
- Основание для выполнения требований, указанных в приказе (преамбула).
- Должность и фамилия ответственных лиц.
- Подробный перечень обязанностей по охране труда, которые возложены на сотрудника.
В преамбуле документа рекомендуется указывать ссылку на нормативно-правовой акт (Федеральный закон, приказ, положение, стандарт или другие НД), чтобы ответственные лица могли прочитать основание для возложения на них этих требований.
На практике очень часто руководители подразделений не согласны с формулировкой приказа, потому как не хотят брать на себя ответственность и наличие ссылки поможет доказать правовое требование оформления приказа.
Несмотря на то что приказы готовятся в единственном экземпляре, у специалиста по охране труда должна храниться копия, желательно с листом ознакомления ответственных лиц. Чтобы при проведении проверки не искать оригинал, а быстро предоставить нужный документ инспектору.
Законную силу приказ по охране труда обретает после утверждения руководителем, далее приказ хранится в приемной, а по истечении времени передается в архив.
Охрана труда в организации
Законодательство по охране труда
Условия труда
Медосмотры
Несчастные случаи
Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году
Наименование организации
Положение о комитете (комиссии) по охране труда
1.Общие положения
1.1. Положение о комитете (комиссии) (далее Комитет) по охране труда в (наименование организации) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, положениями статьи 218 Трудового кодекса Р Ф, Приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда», Уставом организации с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.
1.2. Комиссия по охране труда создается по инициативе работодателя или выборного органа первичной профсоюзной организации (если она объединяет более половины работающих) или общего собрания работников на паритетной основе (каждая из сторон имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей сторон.)
1.3. Комиссия по охране труда осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателя и работников в области охраны труда в организации.
1.4. Комиссия по охране труда является составной частью системы управления охраной труда в (наименование организации), а также одной из форм участия работников в управлении организации в области охраны труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях и др.
1.5. Комиссия по охране труда взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами Государственной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
1.6. Комиссия по охране труда в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором , соглашением по охране труда, локальными нормативными актами организации.
1.7.Члены Комиссии должны проходить обучение по охране труда в обучающей организации за счет средств организации или средств Фонда социального страхования Российской Федерации по направлению работодателя не реже одного раза в три года.
1.8. Более четкое разграничение функций между Комиссией и другими субъектами системы управления охраной труда в организации прописано в Положении о системе управления охраной труда в (наименование организации).
1.9. Срок полномочий Комиссии (комитета) соответствует сроку действия коллективного договора или соглашения. При необходимости (неудовлетворительная работа, увольнение членов комиссии т.п.) каждая сторона вправе отозвать из состава комиссии своих представителей и выдвинуть новых.
2. Задачи Комиссии (комитета) по охране труда
2.1. Разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников.
2.2. Организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда.
2.3. Содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
3. Функции Комиссии (Комитета) по охране труда
3.1. Рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа профсоюзной организации, направленных на улучшение условий и охраны труда работников.
3.2. Оказание содействия в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременных и качественных инструктажей работников по охране труда.
3.3. Участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
3.4. Содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
3.5. Содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников организации о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
3.6. Содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, ��равильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания.
Приказ на практике является обязательной нормой при реализации мер безопасности производства в случае со средними и крупными предприятиями в сфере промышленности или услуг.
В обязательном порядке компания должна сформировать постоянно действующую группу ответственных лиц, которые будут отслеживать уровень безопасной работы и соблюдение необходимых норм.
Положение о комиссии по охране труда закрепляет нормы, связанные с ее непосредственной деятельностью. В Положении устанавливается численный штат комиссии по охране труда, ее структура, порядок работы и так далее. Указанный документ является основным и именно им руководствуются члены комиссии и начальство организации.
В ТК РФ есть специальная норма — ст. 218 закона. Она устанавливает право каждого работодателя создать указанный орган для защиты прав работников. Также, для развития данной нормы закона было создано письмо Минтруда и социального развития.
Перечисленные акты являются нормативной базой создания и деятельности комиссии. При этом ее создание может быть обусловлено несколькими причинами:
- Соблюдение интересов профсоюза. Профсоюзные организации всегда выступают в защиту работников. В том числе, это касается и исполнения правил по охране труда. Поэтому, профсоюзная организации может потребовать создания комиссии. И работодатель не сможет отказать в этом;
- По собственной инициативе работодателя. Как правило, это происходит на крупных предприятиях. Создание данного органа дает возможность урегулировать возникающие споры и контролировать ситуацию, связанную с безопасностью трудовых процессов.
Таким образом, инициатива может исходить как от коллектива организации, так и от работодателя. Следует отметить, что работа органа отвечает интересам обеих сторон. Ведь работодатель с помощью представителей профсоюза сможет своевременно принимать меры по улучшению условий трудовой деятельности и приведению рабочих мест в соответствие с нормами безопасности.
Количество участников органа, а также структура его состава, имеют важное значение. Поэтому, данные вопросы следует весьма подробно прописывать в положении. Согласно требованиям закона, в положении должны предусматриваться места для представителей работодателя и профсоюзного органа.
При этом каждый из членов имеет по одному голосу. Такой баланс сил и равноправие направлено на соблюдение интересов всех сторон. Если в организации нет профсоюзного органа, в работе комиссии могут участвовать другие представители коллектива. Они будут выступать от лица всего персонала и обеспечивать должный уровень охраны труда.