Штрафы за ккт в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за ккт в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Есть несколько причин, по которым ФНС обратит на предпринимателя свое пристальное внимание:

  • Поступление сведений о нарушении правил применения ККТ. Например, вы не выдали кассовый чек или не указали в чеке обязательные реквизиты.

  • Работа с наличкой. Здесь в первую очередь не везет розничным магазинам и заведениям общепита.

  • Большая выручка.

  • Внезапно возникшие убытки в больших объемах.

  • Торговля маркированными товарами.

С 1 марта 2022 года отменяются плановые проверки ККТ

У налоговиков есть два способа для контроля применения касс:

  • Выездные налоговые проверки (они же оперативные). Проводятся непосредственно в магазине (главном офисе или подразделениях).

  • Удаленный контроль. Собирается и оценивается информация о применении ККТ, которая проходит через оператора фискальных данных (ОФД). Если что, инспекторы составляют и отсылают предпринимателю требование об устранении нарушения.

Безусловно, все допускают ошибки при применении ККТ. Это нормально. Важно исправиться и сдаться до того, как вас поймает налоговая, и разъяснить свое нарушение. Тогда наказание будет мягче, а в определенных случаях его не будет совсем.

Законодательство в части касс меняется достаточно часто. Поэтому лучше выбрать кассовую технику, которая обновляется автоматически.

Когда продавца не оштрафуют, если он ещё не перешёл на ФФД 1.2

Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.

Проверку кассовой дисциплины в 2020–2021 годах, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-I).

Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

  • неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
  • превышения лимита расчетов наличными;
  • превышения лимита остатка кассы;
  • использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
  • невыдачи кассовых чеков или БСО;
  • несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
  • выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

Проверка кассовой дисциплины в 2020–2021 годах проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

  • Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
  • Отчеты фискальной памяти.
  • Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
  • Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.
  • Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
  • Приказ на лимит кассового остатка.
  • Авансовые отчеты.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

В КоАП как такового штрафа за отсутствие онлайн-кассы нет. Там есть санкция для тех, кто использует кассу, не соответствующую требованиям закона № 54-ФЗ. Штраф в этом случае для юрлиц составит от 5 до 10 тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Работать без кассы могут компании, чьи виды деятельности перечислены в статье 2 закона № 54-ФЗ. Подробнее можно узнать здесь.

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • Должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.
  • Деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

При этом компаниям и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, могут заменить штраф на предупреждение. Это можно сделать, если нарушение допустили в первый раз, и не было угрозы жизни и здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций, имущественного ущерба и других условий по ч. 2 ст. 3.4 КоАП.

Кому грозят рейды налоговой и проверки касс

Что делать, чтобы избежать штрафа за непробитый чек, неприменение ККТ, невыдачу покупателю чека и другие нарушения, указано в примечании к ст. 14.5 КоАП говорится:

  • Добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой могут оштрафовать. При этом сделать это нужно до решения налоговой по нарушению.
  • Пробить чек коррекции. Правила формирования чека коррекции есть в Методических рекомендациях ФНС от 6.08.2018 года №ЕД-4-20/15240@. При этом с июля 2020 года уведомлять налоговую о нарушении в течение трех дней больше не надо.

ФНС рассказала, что в 2019 году чаще всего штрафовали по ч.2 ст.14.5 КоАП — неприменение ККТ, и по ч.4 ст.14.5 КоАП — применение кассы с нарушениями. Так, за первое полугодие 2019 года ФНС только в Москве провела больше 4,5 тысяч проверок. Организации и ИП оштрафовали на 30+ млн рублей.

Штраф за неправильную СНО в чеке могут назначить по ч. 4 статьи 14.5 КоАП:

  • для должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей,
  • для юрлиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Штраф за отсутствие кассы онлайн у ИП — 25-50% утаенных денег, но не менее 10 000 рублей. При повторном нарушении могут приостановить деятельность на 90 дней.

Не использовать онлайн-кассу до 1 июля 2021 года могут только ИП, оказывающие услуги и выпускающие товары собственного производства у которых нет работников с заключенными трудовыми договорами. Как только предприниматель заключает договор, он должен поставить кассу в течение 30 дней.

  • Обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году
  • Переход на новый ФФД 1.2: сроки, изменения, реквизиты чеков
  • Как снять с учета онлайн-кассу
  • Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
  • Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
  • Вопросы и ответы про маркировку товаров
  • Как оформить возврат от покупателя
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
  • Кто может быть самозанятым в 2021 году
  • Кому нужно ставить кассовый аппарат?

Под фиксацией расчетов будет подразумеваться по сути, использование ККТ или формирование расчетных чеков. Последнее – это будет первичный учетный документ, формируемый через сайт ФНС. И, казалось бы, это понятие вводится с прицелом на самозанятых – но не только: расчетные чеки смогут формировать юрлица и ИП на УСН при расчетах с другими юрлицами и ИП по безналу. Это освободит от применения ККТ.

Отсюда возникает вопрос: а не обяжут ли вообще всех остальных юрлиц и ИП формировать чеки ККТ при расчетах по безналу? Условия о том, что такой расчет – не расчет (как сейчас в 54-ФЗ), в проекте не найдено. В перечне случаев освобождения от фиксации такого безнала тоже не обнаружено.

Также в НК появятся определения «кассового чека», «чека коррекции» и другие. По всей видимости, канет в лету такое понятие, как блан строгой отчетности (БСО). Кроме правок, вносимых во многие существующие статьи НК, в нем появится новый раздел V.3. Туда перекочует почти весь понятийный аппарат из закона 54-ФЗ, да и вообще многие его нормы.

Ответственность за неприменение ККТ в 2021 году

Появится такое явление как «оперативная проверка». К ним по запросу налоговых органов будут привлекаться органы ФСБ. Оперативный контроль – по сути, это контроль в сфере ККТ – будет формой налогового контроля. Одним из методов будет контрольная закупка, еще одним – наблюдение. Впрочем, понаблюдать за тем, как ведутся расчеты на торговой точке, налоговик сможет и без объявления оперативной проверки.

В ходе оперативной проверки при выявлении нарушений налоговики получат право блокировать автоматические устройства для расчетов.

В течение 10 дней после вынесения решения в отношении нарушителя, если обязанность по фиксации расчетов так и не будет выполнена, налоговая сможет блокировать счет организации или ИП (дополнение в пункт 3 статьи 76).

Также налоговики смогут наказывать нарушителей блокировкой сайтов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, или приостановлением деятельности организации или ИП. К указанной блокировке планируется привлекать Роскомнадзор – ему будут поступать соответствующие решения налоговиков.

БСО – бланки строгой отчетности, применяются при оказании услуг. БСО могут быть изготовлены:

  • на кассовом аппарате — должны содержать те же реквизиты, что и кассовый чек;
  • типографским способом – могут использоваться только в определенных случаях.

Товарный чек – документ, который подтверждает факт оплаты и отгрузки товара.

Его выдают:

  • вместо чека ККТ – в отдельных случаях,
  • наряду с кассовым чеком при продаже некоторых товаров.

БСО, изготовленное типографским способом, а также товарные чеки могут заменить кассовые чеки в следующих случаях:

  • До 1 июля 2021 года – ИП без найма на любом налоговом режиме, включая УСН, при оказании услуг или выполнении работ, а также торговле товарами собственного производства.
  • После 1 июля 2021 года – ИП на патенте (кроме розницы, общепита и перевозок), а также ИП и юрлица при расчетах в удаленных и труднодоступных местностях.
  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Проверка кассы — как проходит налоговая проверка

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:

  • на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
  • на ОПС – в 1,069 раза.

Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.

Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).

Большой выбор оборудования по 54 ФЗ. Все кассы по ценам производителя с официальной гарантией. Приобрести кассу в нашем магазине стало еще выгоднее — действуют специальные предложения.

подробнее о предложении

В прошлом году Минфином РФ был размещен законопроект, согласно которому ФЗ-54 с 01.01.2021 перестает существовать. Забегая наперед, скажем, что до сих пор закон о применении ККТ не упразднен и продолжает действовать. А пока рассмотрим основные изменения, внесенные в законопроект Минфином:

  • 1. ФЗ-54 упраздняется, а правила использования онлайн-ККТ переносятся в НК РФ. Для этого добавляется раздел «Оперативный контроль». Там будут размещаться не только требования законодательства, но и меры наказаний за их несоблюдение (ныне они указаны в ст. 14.5 КоАП РФ).
  • 2. Понятие «применение ККТ» становится действительным. Вместо него используется «фиксация расчетов». Предполагается, что расчеты фиксируются ИП и организациями при помощи кассовых чеков.
  • 3. Вводятся термины «мнимых» и «притворных» расчетов, а также штрафы за их осуществление. Мнимый расчет ― чек пробит, а сама сделка не проведена, притворный ― проведение одного расчета вместо другого (к примеру, продажа товара вместо предоставления услуги).
  • 4. Отменяется понятие БСО.
  • 5. Новый вид проверок налоговиков ― оперативные. В их рамках планируется ужесточить контроль над соблюдением требований по применению ККТ.
  • 6. К отдельным видам проверок налоговая служба будет привлекать ФСБ. Периодичность процедуры составит до трех лет.

В частности, запланировано использование расчетных чеков, наряду с кассовыми. Они будут формироваться при фиксации расчетов через кабинет ККТ, а не самой онлайн-кассы. На создание фискального документа планируется отвести 5 рабочих дней, начиная с момента расчета.

Законопроект находится на этапе рассмотрения. Если его примут, нововведения вступят в законную силу. А пока ознакомимся с изменениями, «судьба» которых уже предрешена.

Еще одно изменение в онлайн-кассах, которое уже вступило в силу с 1 февраля 2021 г., касается отображения номенклатуры в кассовых чеках. Ранее ее указывали только организации и все, чья деятельность связана с маркированными товарами и алкоголем. С 2021 г. номенклатура в онлайн-кассах обязательна даже для ИП на спецрежимах.

Понятие «номенклатура» включает в себя наименование товара (работы, услуги), цену за единицу и количество. Реквизит отображается таким образом, чтобы быть понятным покупателю. Конкретный классификатор товаров для предоставления номенклатуры не установлен, поэтому бизнесмены могут самостоятельно вносить названия.

Работа с онлайн-кассами с 2021 г. предусматривает обновление прошивки, которая поддерживает формирование чеков в новом формате. Возможно, потребуется обновить и товароучетное ПО или вовсе заменить кассу, если модель не позволяет работать по предъявленным требованиям.

Согласно Приказу ФНС РФ ЕД-7-20/662@, вступившему в силу 21.12.2020, с 6 августа разрешена регистрация только ФН-1.1М. В этом приказе указан новый ФФД для маркировки 1.2.

ФФД 1.2 предусмотрен только в отношении маркированных товаров. Операции с продукцией без маркировочных кодов допустимы с ФФД 1.05 и 1.1.

И еще одна важная новость по онлайн-кассам в 2021 году. Если до 6 августа зарегистрирован ФН старого формата, его можно использовать до истечения срока действия. Поэтому переход на новый накопитель будет плавным. И, что самое главное, такое послабление предусмотрено даже для участников оборота маркированной продукции.

Чтобы онлайн-касса поддерживала изменения с 2021, требуется новое кассовое ПО и соответствующий фискальный накопитель. Отметим, что ФН-1.1М поддерживает все виды ФФД.

Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение

В ФЗ-54 представлен перечень видов деятельности и условий работы, которые в бессрочном порядке освобождают бизнесменов от необходимости использования онлайн-касс. В 2021 г. ничего не изменилось. Список бессрочно освобожденных по-прежнему актуален.

Так, работа ИП на УСН и патенте без онлайн-кассы в 2021 году возможна, если они ведут деятельность, согласно перечню в законе о применении ККТ. Послабление предусмотрено и для предпринимателей из «глубинки», независимо от вида работ.

Хотелось бы еще сказать пару слов о самозанятых, которые также не проводят расчеты через кассовые аппараты. Налогоплательщики на НПД освобождены от применения онлайн-касс до тех пор, пока имеют соответствующий статус. Самозанятые регистрируются в приложении «Мой налог», где фиксируются денежные операции.

Согласно п. 2 Постановления РФ № 438 от 03.04.2020 и п.5 Приказа ФНС № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020, проверки со стороны налоговой службы приостановлены до 31.12.2020, что связано с пандемией. А это значит, что действие моратория закончилось уже 1 января и контроля не избежать. Соблюдайте требования, предусмотренные в отношении работы с онлайн-кассами в 2021 году, и вам не будут начислены штрафы.

Известен еще один способ, который позволит избежать штрафных санкций ― исправьте ошибки еще до того, как налоговая обнаружит правонарушение. В крайнем случае, оповестите о них ФНС раньше, чем специалист выявит недочет при очередной проверке. Честное признание смягчает наказание ― в данном случае это также действует.

Итак, за несоблюдение требований к онлайн-кассам в 2021 году предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • ИП за неиспользование касс заплатят 25―50% от суммы проведенных расчетов с правонарушениями (от 10 000 рублей);
  • для юридических лиц сумма штрафных санкций выше: если организация проводит расчеты без пробития кассового чека на онлайн-кассе, с 2021 г. она заплатит 75―100% (минимум 30 000 рублей);
  • если очередная проверка выявит повторное нарушение, а сумма расчетов без ККТ превысит 1 млн., деятельность компании приостанавливается на срок не менее 90 суток;
  • если расчет проводится через кассу, но с нарушениями, ИП грозит штраф 3 000 руб, в то время как юрлицу придется уплатить 10 000 рублей;
  • бизнесмены обязаны предоставить документы по запросу налоговой службы, а если они этого не сделают, их накажут суммой 3 000 и 10 000 руб. для ИП и ООО соответственно;
  • непредоставление фискальных данных ФНС в установленные сроки влечет наказание в виде штрафов 100 000 и 200 000 для ИП и юрлиц соответственно;
  • если в кассовом чеке не будет указано наименование маркированного товара или оно искажено, ИП придется заплатить 50 000, организации ― 100 000 руб.

1. Действует отсрочка применения онлайн-касс только для ИП без сотрудников — до 1 июля 2021 года. Ей могут воспользоваться предприниматели, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают товары собственного производства. Если предприниматель решит взять на работу сотрудника, то в течение 30 дней будет обязан зарегистрировать онлайн кассу.

2. Больше предпринимателей на патенте смогут работать без ККТ. В законе от 23.11.2020 № 373-ФЗ прописали перечень видов деятельности на патенте, осуществляя которые можно работать без ККТ. Теперь в перечень входят ремонт и пошив изделий, ремонт, чистка, окраска и изготовление обуви, химчистка, изготовление и ремонт ключей и многое другое.

3. Курьеры и службы доставки будут указывать в кассовых чеках новый реквизит — «код товара». Это касается тех курьеров, кто от имени продавца доставляет маркированные товары (постановление Правительства от 16.04.2020 № 521). Переходный период закончится 20 апреля 2021 года.

4. Тем, кто продает маркированные товары, нужно будет обновить фискальный накопитель на формат 1.2 (ФФД 1.2). Это нужно, чтобы продавец смог сформировать данные о товаре в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о продаже маркированного товара. На таком накопителе есть счетчик запросов о коде маркировки и уведомления о продаже маркированного товара, есть функция по приему кодов маркировки от ККТ, проверки достоверности кода маркировки, приему данных для формирования запросов и уведомлений, приему ответов на запросу от ККТ и квитанций на уведомления.

Крайний срок перехода на фискальные накопители с поддержкой ФФД 1.2 — 6 августа 2021 года. С этой даты нельзя будет зарегистрировать в кассах старые фискальные накопители. Но те накопители, которые уже зарегистрированы ранее, можно использовать до конца их срока годности.

5. ИП на спецрежимах должны будут указывать в чеках номенклатуру. Это правило для предпринимателей на УСН, ЕСХН и патенте действует уже с 1 февраля 2021 года (ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

В чеках надо будет указывать название, количество и цену за единицу товара, работы или услуги. Все эти сведения должны быть не длиннее 128 знаков. При этом важно, чтобы покупатель мог понять, какой именно продукт он приобрел, поэтому qr-коды и штрих-коды не подойдут.

Кроме того, в фискальном документе должны быть указаны наименование, порядковый номер документа, ИНН, режим налогообложения, признак расчета, сумма расчета, форма расчета, номер ФН, фискальный признак, QR-код и номер ККТ, присвоенный при регистрации.

За отсутствие в чеке номенклатуры будут штрафовать. Должностных лиц и ИП на сумму от 1 500 до 3 000 рублей, юрлиц — на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.

Новое требование коснется и тех, кто вообще не занимается торговлей и работает без ККТ. При оформлении авансовых отчетов нужно помнить, что чеки без номенклатуры больше не соответствуют законодательству, поэтому принимать их нельзя.

6. С 1 января 2021 года закончится мораторий ФНС на выездные проверки по соблюдению правил работы с ККТ. Привлечь к ответственности могут и за те нарушения, которые были допущены в 2020 году.

Оператор фискальных данных должен получать от кассы следующие сведения:

  • кассовые чеки или бланки строгой отчетности;
  • корректирующие кассовые чеки;
  • данные о закрытии и открытии смен;
  • данные о текущем состоянии расчетов;
  • данные о регистрации и изменении параметров регистрации;
  • данные о закрытии фискального накопителя.

Эту информацию ОФД передает в ФНС и направляет в личный кабинет абонента, чтобы владелец кассы отслеживал продажи и работу кассиров. Сервис ОФД позволяет видеть выручку, средний чек, сумм оплат наличными и по безналу, чеки на возврат и продолжительность работы кассиров.

Если при проверке налоговая выявит нарушения, штраф для ЮЛ составит от ¾ до 1 размера суммы платежа, но не менее 30 000 руб. Для должностных лиц — от четверти до половины суммы платежа, но не менее 10 000 рублей. Повторное неприменение ККТ может привести к приостановке деятельности до 90 суток, а должностные лица получат дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет.

Также появится новый штраф: если покупатель попросил отправить копию чека на электронную почту, а кассир этого не сделал — ждите штрафа до 10 000 рублей. За применение в работе не онлайн-кассы предприниматели и должностные лица получат штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей или предупреждение. Юрлица получат штраф от 5 до 10 тысяч рублей или предупреждение.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия следит за всеми изменениями и оповещает своих пользователей о необходимых действиях. Ведите учет в нашем сервисе, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших экспертов. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Ответственность за неприменение кассовых аппаратов установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно названной норме, неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа:

  • на должностных лиц в сумме от ¼ до 1/2 величины расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если кодексом не установлено иное;
  • на юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования ККТ. Сумма штрафа при этом не может быть ниже 30 тыс. рублей.

Повторное неиспользование ККТ при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн рублей и более, наказывается согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностным лицам грозит дисквалификация от одного года до двух лет;
  • ИП и юрлицам — приостановление деятельности до 90 суток.

А вот ответственность за аналогичные нарушения, допущенные некоммерческими компаниями и субъектами малого и среднего бизнеса, законодатель смягчил. Начиная с 19.12.2020 Законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ для указанных категорий пользователей ККТ предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в особенной части КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться и по региональным административным штрафам.

Поправки в КоАП РФ распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.

Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если работа без кассы произошла впервые, а также соблюдены условия, изложенные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно когда отсутствуют:

  • угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
  • угроза ЧС природного и техногенного характера;
  • имущественный ущерб.

Отсутствие ККТ само по себе нарушением не является. В КоАП РФ не содержатся меры ответственности за неустановку кассового аппарата. А вот за отсутствие кассового аппарата, отвечающего требованиям закона № 54-ФЗ, наказать могут. В этом случае штраф для юрлиц составит 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Кассовая техника обязательна при любых расчетах с физическими лицами за товары, работы или услуги. Если расчеты производятся с юрлицами и ИП — только при платежах наличными, по карте или через смартфон посредством POS-терминала (письмо Минфина РФ от 30.06.2020 № 03-01-15/56464).

Не применять кассовые аппараты организации могут только в случаях, указанных в ст. 2 закона о ККТ № 54-ФЗ. Если речь идет о расчетах с физлицами, то таких случаев совсем немного, к примеру, это продажа мороженого в киосках.

Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:

1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.

2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.

3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.

Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».

В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:

  • «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
  • «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.

Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.

Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:

  • оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
  • мониторинг.

Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:

  • заморозка операций по банковским счетам;
  • ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
  • приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.

Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.

Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.

Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:

Вид нарушения применения ККТ Действующие санкции Планируемые санкции
Непредставление сведений и документов по запросу налоговиков (подача с нарушением сроков). Отреагировать необходимо не позднее трех рабочих дней с момента размещения запроса в кабинете ККТ (пп. 10 п. 9 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@)/19907@).

Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ:

— для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;

— для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей

Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»:

— для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей;

Кто может не применять ККТ после 1 июля 2021 года

Чтобы не платить штраф за неприменение кассовой техники, за непробитый чек, за использование ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо за применение кассовых аппаратов с нарушением порядка регистрации, перерегистрации, а также за невыдачу покупателю кассового чека, необходимо придерживаться следующего алгоритма (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой предусмотрено наложение штрафа. Причем сделать это необходимо до вынесения постановления об административном правонарушении;
  • пробить чек коррекции. Согласно поправкам к КоАП РФ, вступившим в силу 31.07.2020 по Закону от 20.07.2020 № 240-ФЗ, заявлять в инспекцию о допущенном нарушении в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности через кабинет ККТ больше не нужно.

Одновременно должны быть соблюдены условия:

  • на момент получения заявления налоговики не знали о допущенном административном нарушении;
  • отправленная информация подтверждает факт нарушения.

С 1 июля 2021 г. большинству индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, необходимо осуществлять торговую деятельность, выполнять работы и оказывать услуги гражданам с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ)1.

Исключение сделали для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) и осуществляющих определенные виды деятельности. Эти предприниматели вправе выдавать (направлять) покупателю (клиенту) документ, подтверждающий осуществление расчета между ИП и покупателем (клиентом), содержащий наименование документа, его порядковый номер и установленные законом реквизиты.

К видам деятельности, которые можно осуществлять без применения ККТ, относятся:

  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  • стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий;
  • услуги в области фотографии;
  • сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдача в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков;
  • изготовление изделий народных художественных промыслов;
  • услуги по переработке продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных продуктов промежуточного потребления, которые не являются пищевыми продуктами;
  • деятельность, специализированная в области дизайна, услуги художественного оформления;
  • услуги экскурсионные туристические;
  • переработка и консервирование фруктов и овощей;
  • производство молочной продукции и др.

Таких видов деятельности много, и установлены они п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ).

Не обязаны применять ККТ и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами; сдача в аренду (наем) жилых помещений и т.д.).

Также продолжают работать без применения контрольно-кассовой техники ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне таких местностей, который утвержден органом государственной власти субъекта РФ. Они вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего осуществление расчета между ИП и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер и установленные законом реквизиты (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Могут обойтись без онлайн-касс ИП, применяющие налог на профессиональный доход (п. 2.2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ); ИП, производящие исключительно безналичные расчеты (кроме ЭСП) с организациями и другими предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

На территории РФ может использоваться только та контрольно-кассовая техника, которая включена в реестр ККТ (п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). При приобретении кассового аппарата необходимо обратить на это внимание.

Зарегистрировать ККТ несложно: индивидуальный предприниматель заполняет заявление и подает его в налоговый орган. После этого он получает регистрационный номер ККТ. Далее он формирует отчет о регистрации ККТ и направляет его в налоговый орган, который затем выдает ему карточку регистрации ККТ.

Заявление о регистрации ККТ

Заявление2 о регистрации контрольно-кассовой техники индивидуальный предприниматель подает на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (ч. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Порядок заполнения заявления определен в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@.

Заявление можно заполнить машинописным способом или от руки. Подать его можно нарочно лично или через представителя, направив по почте либо через сайт ФНС России. Заявление заполняется и подается в отношении каждого аппарата ККТ.

Заявление в электронном виде заполняется в кабинете ККТ, который размещен в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России3. Такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Регистрационный номер ККТ

Регистрационный номер ККТ налоговый орган выдает (направляет) налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня после получения заявления о регистрации ККТ (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

  • Номер отобразится в кабинете ККТ, если заявление подавалось через него;
  • номер будет направлен по почте, если заявление подавалось через почту;
  • номер будет выдан заявителю лично в налоговом органе, если заявление подавалось нарочно в бумажном виде.

Отчет о регистрации ККТ

После получения регистрационного номера ККТ предприниматель обязан сформировать отчет о регистрации ККТ. Это следует сделать не позднее чем на следующий день после получения регистрационного номера. Для формирования отчета необходимо записать в фискальный накопитель следующие сведения (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • регистрационный номер ККТ;
  • Ф.И.О. ИП-пользователя;
  • данные о ККТ, фискальном накопителе и иные необходимые сведения.

После этого сведения из отчета следует направить в налоговый орган через кабинет ККТ, оператора фискальных данных или передать в бумажном виде (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Карточка о регистрации ККТ

В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации ККТ налоговый орган выдает карточку регистрации ККТ (п. 7, 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Карточка выдается (направляется) по утвержденной форме4.

Если заявление о регистрации ККТ подавалось в электронном виде, то карточка о регистрации ККТ направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных.

Карточку о регистрации ККТ можно получить и в бумажном виде по письменному заявлению, составленному в произвольной форме (п. 11, 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). В этом случае карточка будет выдана или направлена по почте в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом (п. 1, 4 Порядка, приведенного в Приложении № 10 к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@).

Что сделать, чтобы не пришлось платить штраф?

Чтобы избежать штрафа при неприменении ККТ, применении ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применении ККТ с нарушением порядка регистрации, при ненаправлении (невыдаче) покупателю (клиенту) кассового чека, необходимо (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • добровольно исполнить соответствующую обязанность до вынесения постановления об административном правонарушении;
  • в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (подп. 7 п. 1, п. 2, подп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/483@).

При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  • на момент получения заявления налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.

Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции. В чеке коррекции должно быть достаточно сведений, позволяющих идентифицировать расчет, в отношении которого применяется корректировка, например в форме указания фискального признака документа, ранее некорректно сформированного с применением ККТ (в том числе с применением иной единицы ККТ)7. Чек коррекции в отношении расчета, произведенного без применения ККТ, помимо обязательных реквизитов чека коррекции должен содержать реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без ККТ: дату, наименование товара, работы или услуги, адрес расчета и другие реквизиты, предусмотренные Приказом ФНС России от 14 сентября 2020 г. № ЕД-7-20/662@8.

Что сделать, чтобы платить пришлось меньше?

Штраф за вышеуказанные правонарушения можно уменьшить до одной трети от его минимального размера (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ). Для этого должны соблюдаться следующие условия (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, подп. 8 п. 1, п. 2, подп. 12 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/483@):

  • правонарушение выявлено налоговым органом в ходе автоматизированной проверки;
  • правонарушение добровольно устранено налогоплательщиком до вынесения постановления об административном нарушении;
  • факт совершения правонарушения признан через кабинет ККТ до вынесения постановления об административном нарушении.

Для исправления нарушений, как правило, также нужно будет пробить чеки коррекции.


1 Статья 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации”».

2 Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе».

3 Пункт 4 Приложения к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/483@; п. 9 Порядка ведения кабинета ККТ, утвержденного Приказом ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ-7-20/232@.

4 Приказ ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@.

5 Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

6 Письмо ФНС России от 1 июня 2020 г. № АБ-3-20/4178@.

7 Письмо ФНС России от 23 марта 2021 г. № АБ-4-20/3755@.

8 Там же.

Некоторые субъекты занимают особое положение в сфере применения ККТ:

  • операторы фискальных данных — организации, которые вправе обрабатывать информацию о расчетах, о применяемой ККТ и передавать ее в ФНС;
  • экспертные организации, которые выдают операторам фискальных данных заключения об их соответствии требованиям закона;
  • платежные агенты и субагенты — организации и ИП, принимающие платежи через банкоматы и терминалы и сдающие средства на спецсчета в банках.
  • В марте 2021 года ФНС уточнила перечень нормативных правовых актов, исполнение которых контролируется при проведении проверок применения ККТ.
  • Фактически инспекторы конкретизировали виды правонарушений и меры ответственности по каждому из них.
  • До момента обнаружения нарушения налоговым инспектором лицо вправе добровольно заявить о неисполнении обязанностей в сфере ККТ и избежать административной ответственности.

В 2017-ом году принимался 54-ый ФЗ, предписывавший применение онлайн-касс всеми индивидуальными предпринимателями. Такой закон стал следствием стремления государства увеличить налоговые сборы с ИП, сделать более прозрачной деятельность частных предприятий, а также отследить товарооборот в России и спектр оказываемых в пределах государства услуг.

Но многие предприниматели оказались не готовыми к таким нововведениям, ведь установка современной контрольно-кассовой техники требует переоснащения производства и обусловливает затраты. Правительство пошло навстречу бизнесменам и дало отсрочки.

До первого июля 2018-го получили возможность временно не использовать ККТ ИП, которые имеют наёмных сотрудников и осуществляют деятельность в сферах питании и розничной продажи по ЕНВД (режиму единого налога на вмененный доход), а также частные предприятия, имеющие наёмников и работающие по упрощённой налоговой системе (УСН) в области общепита.

Во второй раз было разрешено не использовать кассы онлайн-типа до первого июля 2019-го индивидуальным предпринимателям и организациям, работающим в рамках УСН, патентов или ЕНВД и предлагающим услуги, а также предпринимателям без сотрудников при патентах или ЕНВД, занимающимся общепитом или продажами в розницу.

Но предприниматели, не успевшие до крайних сроков внедрить в процесс реализации услуг или товаров ККТ, забили тревогу. Установка такой техники требует значительных затрат, порой несопоставимых с доходами предпринимателя. Во избежание закрытия предприятий по данной причине правительство разрешило третью отсрочку.

Без кассы до начала июля 2022-го смогут работать не все индивидуальные предприниматели. Отсрочка действует только для ИП, которые не имеют наёмных сотрудников и либо выполняют определённые работы или россиянам оказывают услуги, либо реализуют продукцию, изготовленную собственноручно.

К сведению! Отсрочка не предоставляется предпринимателям, осуществляющим реализацию закупаемых у других граждан товаров, даже если они занимаются продажами самостоятельно.

Главным условием использования отсрочки на установку онлайн-кассы является полное отсутствие наёмных сотрудников. И если ИП нанимает рабочего, то он в течение тридцати дней обязуется установить необходимую контрольно-кассовую технику и подключить её, начав передачу информации о перемещениях финансов в ФНС.

Но в законодательстве указывается, что под наймом сотрудников понимается заключение с ними трудовых договоров. То есть формально если документ будет носить гражданско-правовой характер (к такой категории относятся соглашения о платном оказании разовых услуг или о подряде), то кассу типа онлайн можно будет не использовать. Но если сотрудники Федеральной налоговой службы заметят подвох и выявят попытку обойти закон, то они могут подать в суд на ИП и по решению судебного органа переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой, обязав бизнесмена к установке ККТ.

Принятый не так давно закон расширил перечень ситуаций, в которых будет допустимо для расчётов использовать кассовые аппараты, располагающиеся вне места принятия денег. Это допускается при:

  • разносной торговле;
  • оказании услуги или выполнении работ вне основной торговой сети или отдельного объекта;
  • дистанционных продажах (не в интернете), к примеру, при реализациях товаров по предоставляемым покупателям образцам;
  • приёме безналичной оплаты за жилые объекты или коммунальные услуги;
  • расчётах при реализациях билетов в транспортах водителями или кондукторами.

Но в перечисленных случаях чеки предоставляются и направляются в СМС на мобильный или на электронную почту. Также нужная информация о расчёте может считываться клиентом по QR.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *