Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые санитарные правила для школ с 1 января в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:
Тема |
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Стало в СП 2.4.3648-20 |
---|---|---|
1. Использование подвальной и цокольной площади | Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). | Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). |
2.Полифункциональность | Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). | Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). |
3. Питание | Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац). |
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац). |
4. Оборудование | Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). | При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). |
5. Водоснабжение | Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6). |
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6). |
6. Отопление | Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). | Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). |
7. Инновации | Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) | Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) |
Санитарные правила для школ: что изменится в 2021 году
Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.
По СанПиН в 2022 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.
Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.
В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.
Требования к отоплению и вентиляции в школах по СанПиН 2022 года:
- соответствие нормативам, предъявляемым к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях;
- соблюдение режима проветривания;
- организация измерения температуры в помещениях термометрами.
Указанных в третьей норме приборов должно быть достаточное количество, желательно их иметь по одному в каждом кабинете, так как иначе процесс будет занимать много времени.
На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.
Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.
Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.
Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.
Санитарные правила
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
1.1. Настоящие санитарные правила (далее — Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее — Хозяйствующие субъекты).
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
- ЕГЭ и ОГЭ
- Основной государственный экзамен
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийская проверочная работа
- Учреждения образования
- Электронная очередь в детский сад
- Нормативные документы
- Конкурсы отдела образования
- Всероссийская олимпиада школьников
- Приказы отдела образования
- Общая информация
- Мониторинг трудоустройства выпускников
- Независимая оценка качества
- Объявления отдела образования
- Психолого-медико-педагогическая комиссия
- Информация об отделе образования
- Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни
- Повышение качества образования
- Цифровая образовательная среда
- Механизмы управления качеством образовательных результатов
- Механизмы управления качеством образовательной деятельности
- Функциональная грамотность
- Муниципальная методическая служба
- Методическое объединение учителей
- Целевая модель наставничества
- ноября, 2020
- сентября, 2020
- июля, 2020
- июня, 2020
- мая, 2020
- апреля, 2020
- марта, 2020
- февраля, 2020
- января, 2020
- декабря, 2019
- октября, 2019
- сентября, 2019
Далее цитаты из текста СП 2.4.3648-20:
Работники хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи – ежегодно), вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
- При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания.
- Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
- Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с рецептурой и технологией приготовления блюд, отраженной в технологических картах, при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
- В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
- В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на полуфабрикатах, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, помещения, предназначенные для доготовки полуфабрикатов, горячий цех, холодный цех, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
- В составе комплекса помещений буфетов-раздаточных должны быть: помещение для приема и раздачи готовых блюд и кулинарных изделий, помещение для мытья кухонной и столовой посуды, помещение (место) для хранения контейнеров (термосов, тары).
- Помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции.
- Складские помещения для хранения пищевых продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.
- Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха.
- При отсутствии холодного цеха приборы для обеззараживания воздуха устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц.
- Обеденные залы оборудуются столовой мебелью (столами, стульями, табуретами, скамьями), имеющей без дефектов и повреждений покрытие, позволяющее проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
- Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости (бутилированной) промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. Вода, расфасованная в емкости и поставляемая в хозяйствующие субъекты, должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.
Роспотребнадзором продлены санитарные правила по работе детских садов и школ в условиях распространения коронавируса до 2022 года.
«В пункте 3 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020… слова «до 1 января 2021 года» заменить словами «до 1 января 2022 года».
В июне ведомство Роспотребнадзор подготовило постановление по организации работы образовательных организаций и объектов инфраструктур для детей в условиях распространения COVID-19.
Предприятия, которые своевременно не обратились в Роспотребнадзор с целью установления СЗЗ, получат предписание о несоблюдении санитарного законодательства. Если юрлицо не даст разъяснительный ответ Роспотребнадзору, то в соответствии с КоАП РФ будет произведено наложение административного штрафа. Самое неприятное в этой ситуации, что согласно кодексу, существует большая вероятность приостановки деятельности предприятия до 90 суток. Этот строгий метод административного регулирования часто использует Роспотребнадзор. В случае, если Вы уверены, что осуществляемая деятельность не оказывает негативного влияния на близлежащую территорию, то все равно нужно доказать данный факт. Так как бездействие по данному вопросу тоже влечет за собой административный штраф.
Присоединяйтесь к нам!
Копию решения о СЗЗ направляет (в течение двух дней) в Роспотребнадзор уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган. Итог этой процедуры – нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту территории. Сведения о ней вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С этого момента СЗЗ считается установленной.
Как будет выглядеть вся процедура после отмены данного ограничения? При планировании строительства застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.
То есть, разработку проекта СЗЗ и прохождение его экспертизы нужно начинать заранее, задолго до получения разрешения на строительство. В 2019 году, со дня вступления в силу новых требований и до наложения моратория на эти требования, в строительной отрасли поднялась большая шумиха из-за данного требования закона.
Многие стройки пришлось отложить, так как на разработку и согласование проекта СЗЗ с последующим получением Решения и внесением сведений о СЗЗ в Росреестр требуется много времени. И теперь, когда близится 2022 год, эти требования скоро вновь будут действовать. Поэтому предприятиям нужно успеть подготовиться.
КАК РАБОТАТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СП 3.1/2.4.3598-20
Основным документом, которым должны руководствоваться образовательная организация и иные структуры, участвующие в процессе предоставления обучающимся пищи, является СанПиН 2.4.5.2409-08.
Помимо указанного акта, питание в школе урегулировано следующими техрегламентами:
- ТР ТС 021/2011. С изменениями, вступающими в силу в 2020 году (решение Совета ЕЭК от 08.08.19 №115);
- ТР ТС 022/2011;
- ТР ТС 023/2011;
- ТР ТС 033/2012. С изменениями 2020 года (решение Совета ЕЭК от 19.12.19 №118)
Питание обучающихся обеспечивают специализированные организации. Основными требованиями является соблюдение чистоты и норм, регулирующих хранение и приготовление пищи.
Посуда и приборы должны тщательно мыться. Немаловажное значение имеет нанесение маркировки.
Она позволяет избежать смешивания сырой и приготовленной еды и попадания в последнюю бактерий.
В санитарных правилах появились требования к «реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий». В правилах четко прописано время дистанционных занятий и их продолжительность. Так, обучение должно заканчиваться не позднее 18.00. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Есть также пункт о том, что в образовательном процессе запрещено использование мобильных устройств. По словам Борисенко, теперь от некоторых способов обучения придется отказаться. «У нас есть система опроса и голосования, где дети во время урока используют мобильные телефоны. Сейчас мы этим пользоваться не сможем», – объяснила директор.
Появились требования и к интерактивным доскам и оборудованию для работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР). В новых правилах прописали минимальный размер диагонали устройств. Например, интерактивные доски должны быть не меньше 165,1 см.
«Мы проверили, у нас в школе оборудование подходит. Но не факт, что во всех школах так же. Возможно, где-то есть более старые версии оборудования, которые не отвечают новым требованиям», – прокомментировала директор барнаульской школы № 132 Инна Борисенко.
Согласно новым правилам, на территории образовательных учреждений не должно быть объектов, которые не относятся к их деятельности. По словам директоров, в школах сейчас таких объектов осталось мало.
Примерно 10-15 лет назад в Барнауле началась активная работа по освобождению школьных территорий от посторонних строений, в частности, от погребов и гаражей. Их в 1990-х и нулевые активно строили везде, где только можно, в том числе и на школьных территориях. Сейчас от этого «багажа» практически избавились.
Но некоторые строения все же придется приспосабливать. Например, когда-то во многих школах были свои теплицы, которые использовали на уроках биологии. Сейчас многие из них пришли в запустение. Большинство из них снесли, но кое-где они еще остались, и теперь их надо будет либо восстанавливать и использовать, либо тоже сносить.
Есть объекты, дальнейшая судьба которых пока не совсем понятна. Например, на территории гимназии № 22 расположена ледовая коробка ДЮСШ «Хоккей» им. Алексея Черепанова, которая к школе не имеет отношения. По словам Андрея Громова, директора гимназии, что теперь будет с этим объектом, он не в курсе.
«Мы ничего не планируем делать с ледовой коробкой. Не я ее ставил, не мне ее убирать. Это вопрос не моей компетенции, он принимался на другом уровне. Территория гимназии – это территория гимназии, а все, что под коробкой, – это территория ДЮСШ», – прокомментировал Громов.
Важные пункты в СанПиНах, которые перекочевали из старых правил, – освещение, ограждение и озеленение территорий. Определенные требования были всегда, сейчас их прописали заново и объединили в один пункт, рассказывает Инна Борисенко. Причем в некоторых моментах есть даже послабления.
Согласно старым правилам, 50% территорий должно быть озеленено. Сейчас добавили, что в условиях плотной городской застройки «зеленая» территория может быть сокращена до 25%, уточнила директор.
В документе теперь есть блок «формирование ответственного отношения к здоровью». В одном из пунктов прописано: если ребенок отсутствовал по болезни, он обязан предоставить справку из медучреждения, что он здоров и может посещать школу. Раньше в правилах об этом не говорилось. Кроме того, есть пункт о том, что необходимо информировать и о случаях заболевания в семье.
«Немного непонятно, как это будет реализовано. Кто и как это будет контролировать», – прокомментировала Борисенко.
Роспотребнадзор продлил меры из-за COVID в школах и детсадах до 2022 года
- Bloomberg: дело основателя Group-IB Сачкова может быть связано с передачей данных о вмешательстве в выборы США
- В Берлине запретили танцевать в клубах из-за коронавируса
- Смертность от коронавируса установила новый рекорд в России в октябре
- Смертность в России в октябре более чем на 20% превысила показатель прошлого года. «100% приходится на COVID-19»
- Список иноагентов в России пополнили четыре журналиста и правозащитная организация «Гражданин. Армия. Право»*
- Петербургское отделение «Единой России» возглавит депутат Сергей Боярский
- Песков: Путин и Байден пообщаются по видеосвязи
- Мурашко: Россия запросила образцы «омикрона»
- Петербург ждет вакцину для подростков. На всех нужно 240 тысяч доз
- Вооруженный антиваксер пришел в правительство Чехии. Он хотел убить премьер-министра
Так, в документе прописаны многие аспекты и правила школьной жизни. Занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра, проведение «нулевых» уроков и обучение в три смены не допускается. Уроки второй смены должны заканчиваться не позднее 19:00. Продолжительность каникул — не менее недели.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут (кроме первых классов, там могут быть занятия и по 40 минут). В СП прописаны максимальные нагрузки для учеников разных классов:
— для первоклашек в день не может быть более 4 уроков, допускается 5 уроков (за счет физкультуры) раз в неделю. При этом первые классы могут учиться только в пятидневку и первую смену. Нагрузка прибавляется постепенно: в сентябре, октябре по 3 урока по 35 минут, в ноябре-декабре — по 4 урока, а в январе-мае — уже 4 урока по 40 минут. В середине третьей четверти — дополнительные каникулы.
— в остальных классах начальной школы должно быть не более 5 уроков в день, и один раз в неделю — 6 уроков (за счет физкультуры). В 5-6 классах — не более 6 уроков, в 7-11 классах — не более 7 уроков.
Продолжительность перемен между уроками — от 10 минут, также в течение дня должна быть предусмотрена большая перемена — 20-30 минут для приёма пищи.
Правилами регламентируется использование электронных средств обучения на уроке (кроме сотовых телефонов, которые использовать нельзя):
— интерактивной доски для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут,
— компьютера для детей 1-2 классов — 20 минут, 2-4 классов — 25 минут, 5-9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут.
При этом запрещено в школах использовать мониторы на основе электронно-лучевых трубок. Электронное оборудование необходимо ежедневно дезинфицировать.
В процессе обучения необходимо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз.
В детских садах игрушки должны мыть ежедневно в конце дня, а кукольную одежду стирать по мере загрязнения и проглаживать. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке, допускается использовать в качестве демонстрационного материала.
- 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал
- 16 Февраля 2012, 15:02 30 В школе и детском саду Оленинского района замерзают дети
- 07 Февраля 2012, 18:02 18 В Твери стартовала акция по регистрации кандидатов в волонтёры Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.
1.2. Дата окончания учебного года:
для 1 классов – 20 мая 2022 г.
для 2-4 классов – 31 мая 2022 г.
1.3. Продолжительность учебного года
1 класс – 33 учебные недели
2-4 классы – 34 учебные недели
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебного периода
1-4 классы обучаются по модульному режиму обучения.
Учебный период |
Продолжительность |
Дата |
1 триместр |
55 учебных дней |
01.09.2021 г. – 30.11.2021 г. |
2 триместр |
55 учебных дней |
01.12.2021 г. – 28.02.2022 г. |
3 триместр |
57 учебных дней |
01.03.2022 г. – 31.05.2022 г. |
В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 1-4 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).
В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 1-4 классах с применением дистанционных технологий.
2.2. Продолжительность каникул
Каникулярный период |
Сроки |
Продолжительность каникул Новые СанПиН для школ с 2022 года1. Календарные периоды учебного года 1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года. 1.2. Дата окончания учебного года: для 5-8, 10 классов – 31 мая 2022 г. для 9 классах – 20 мая 2022 г. 1.3. Продолжительность учебного года 9-е классы – 33 учебные недели 2-8 классы – 34 учебные недели 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебного периода 5-9 классы обучаются по модульному режиму обучения.
В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 5-9 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника). В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 5-9 классах с применением дистанционных технологий. 2.2. Продолжительность каникул
|