Украина входит в евросоюз или нет в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Украина входит в евросоюз или нет в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как в свою очередь отмечает глава «Всеукраинской ассоциации туристических операторов» (ВАТО) Игорь Голубаха, решение о выходе из ситуации также будет зависеть от других партнеров туроператора, в частности от гостиницы.

«К сожалению, на сегодняшний день многие гостиницы после кризисных моментов, когда везде закрывались границы, неохотно возвращают деньги. Но они тем не менее дают возможность переноса отдыха на более поздний период«, – указал Голубаха.

Больше шансов на возврат средств получит тот клиент, который принял решение застраховать риск закрытия границ из-за ковидных ограничений, указывает глава ВАТО, добавляя, что такая гарантия обойдется в небольшой процент от стоимости путевки.

Авиатрафик над Украиной на четверть уступает докризисному 2019 году

Если путешественник планировал путешествие не через оператора, то ему придется самостоятельно обсуждать пути выхода из ситуации с отелем и авиакомпанией.

Как объяснили нам в пресс-службе авиакомпании SkyUp, там тоже готовы пойти на встречу пассажирам, «которые попали в ситуацию, когда был куплен билет, а затем страна закрыла границы и разрешает въезд только вакцинированным».

«Все случаи рассматриваются в личном порядке. Для этого пассажиру нужно обратиться в наш контакт-центр (на почту или в соцсети) и описать свою ситуацию. Также согласно нашим правилам, если пассажир перед вылетом заболел ковидом, мы перебронируем билет на другие даты«, – объяснили в SkyUp.

Безотносительно ковидных ограничений, европейское направление не является самым популярным среди украинцев в зимний период.

Олег Кулик отметил, что на ноябрь из европейских стран только Испания, Кипр и Португалия привлекали организованный турпоток из Украины в сколько-нибудь значительном объеме. В остальных случаях речь шла о единичных путешествиях.

Игорь Голубаха указал, что на зимний период у украинцев популярны либо европейские лыжные курорты, либо экскурсионные туры – Франция, Швейцария, Австрия, Италия.

«По нашим данным, вакцинированные украинцы смогут туда ездить«, – отметил Голубаха.

Декабрь 1991 года знаменателен тем, что Европа приняла и поддержала направленность стран постсоветского пространства к независимости и сообщила о своей готовности признать суверенитет образовавшихся государств, если они будут придерживаться определенных условий. Одним из главных критериев был отказ стран от ядерного оружия.

В то время ЕС считал Россию основным партнером и правопреемником СССР. Однако Украина стала первым государством на постсоветском пространстве, с кем Европа подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Соглашение о партнерстве было подписано 16.06.1994 г., но утвердили его только в 1998 г. Долгое вступление в силу документа связано было с тем, что оно касалось всех стран, участвующих в Союзе, соответственно принять его должны были все участники ЕС.

В конце 1994 г. Европа назвала приоритетные направления во взаимоотношениях с Украиной.

Планировалось развитие тесных политических отношений: поддержка демократии государства путем консультаций по вопросам создания новой законодательной базы и поддержки становления демократических институтов на практике.

Также планировалось тесно развивать реформы, связанные с торговлей и оказывать помощь в стабилизации экономики Украины.

Однако соглашение было рамочным и бесперспективным в плане реализации изменений в стране и требовало замены на то, что было бы разработано именно под украинское государство, учитывая его особенности и потребности для дальнейшего развития.

При каком условии Украину возьмут в ЕС

В теории любое государство может присоединиться к ЕС. На практике это происходит в несколько этапов:

  1. Подписание ассоциации.
  2. Попадание в программу расширения Союза.
  3. Оформление заявки на вступление.
  4. Принятие статуса кандидата в членство Европейского Союза.
  5. Переговоры по соответствию законодательства европейскому уровню.
  6. Приведение всех показателей, в том числе экономических, к европейским нормам.
  7. Референдум по вопросу вступления.
  8. Вступление.

Одни страны проходят все этапы за несколько лет: примером является Финляндия, вступившая в Союз за 4 года, другие же тратят десятки лет — Турция уже полвека пытается вступить в ЕС.

По состоянию на начало 2019 года Украина находится на первом этапе, и сколько продлится ее путь к Европе точно не известно.

Петр Порошенко уверен, что государство сможет стать полноправным членом ЕС уже к 2025 году. Представители же Союза говорят, что у страны есть перспективы и подать заявку на вступление можно сразу, как у государства будут соответствующие принципы по поводу демократии, прав человека, уважения меньшинств, верховенства закона.

Главой Европейской комиссии 3 марта 2016 года было озвучено о невозможности Украины вступить в Союз ближайшие 20 лет.

Подписание Соглашения не стало катализатором роста экономики страны. Инвестиционные показатели упали из-за продолжающегося конфликта на востоке государства и политического кризиса. Весомые экономические отрасли также оказались в глубоком кризисе.

Торговые отношения со странами СНГ ухудшились, а экспорт в страны Европы в 14 году вырос всего на 5%, в следующем же сократился на 35% с учетом того, что показатели общего экспорта упали на 34,7%.

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

  1. Европейский парламент.

  2. Европейский совет.

  3. Европейская комиссия.

  4. Совет Европейского союза.

  5. Суд Европейского союза.

  6. Европейская счетная палата.

  7. Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, до 2021 года более половины взносов в общий бюджет Евросоюза приходилось на 4 государства – Германию, Францию, Италию и Великобританию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран – Литвы, Латвии, Эстонии – не превышает 1%. После Brexit ситуация начинает меняться.

Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.

Украина достигла прогресса в вопросе вступления в Евросоюз

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.

В электронной анкете ETIAS необходимо будет указать:

  • пол, имя и фамилию (если она менялась, то и прежнюю фамилию тоже)
  • наличие других гражданств
  • номер паспорта, дату и место рождения
  • имена родителей
  • адрес, электронную почту и номер телефона
  • данные об образовании и работе
  • ожидаемую страну первого въезда
  • перенесенные опасные болезни из списка
  • наличие судимостей (если были, то в какой стране)
  • причину поездок в страны, где идет война (если такие поездки были)
  • были ли за последние 10 лет депортации из стран ЕС.

Для авторизации в ETIAS не нужны справки с работы (если помнишь, то для оформления визы это – must). В анкете не придется даже название компании, в которой работаешь, указывать.

Достаточно просто выбрать тип профессии из предоставленного списка. То же самое с образованием: речь о только о выборе категорий «базовое», «среднее», «высшее» или «отсутствует».

Эти данные никак не повлияют на решение об авторизации. Они нужны, чтобы ЕС собрал статистику и лучше понимал «социальный портрет» желающих приехать в Евросоюз. Но, в любом случае, в анкете лучше писать правду.

Особенность ETIAS в том, что человек, заполнивший анкету, сразу же узнает, сможет ли путешествовать в ЕС.

Ответ с разрешением на въезд (или отказом, если, например, в прошлом была депортация) придет на электронную почту уже через несколько минут после отправки анкеты.

Заявителям, чьи анкеты система сочтет подозрительными и будет перепроверять детальнее (по прогнозам, это не более 1-2% заявок), придется подождать дольше. Максимальное время рассмотрения – 96 часов, но ЕС утверждает, что в большинстве случаях решение уже придет на почту путешественника через пару часов после регистрации в системе.

В исключительных случаях (например, если всплывет информация о пребывании человека в террористически опасных зонах, а он эту информацию скрыл) система может попросить заявителя предоставить дополнительные документы.

Но почти все заявители из Украины смогут получить ответ за несколько минут. Если вдруг забудешь авторизоваться, сможешь сделать это с телефона прямо в аэропорту, перед регистрацией на рейс.

Путешественники, которые ездят по безвизу, приезжают или прилетают на границу ЕС без тех проверок, которые являются обязательными для получателей визы. Прямо на границе иногда выясняется, что человек недавно был депортирован из ЕС. Также встречаются иностранцы, которые избегают уплаты штрафов в одном из государств Евросоюза или подозреваются в терроризме и не могут въезжать в ЕС. «Разворот» таких людей уже на границе и многочасовые разбирательства в аэропорту – обуза для ЕС. Подобные вопросы с помощью новой системы будут решаться заранее.

Шенген все еще закрыт, но сами государства-члены активно требуют от Брюсселя, открытия границ. Частичное открытие Шенгена для иностранцев ожидается уже в этом году. Если вакцинация снизит заболеваемость ковидом, то в 2022-м можно рассчитывать на возвращение к более-менее нормальному режиму путешествий.

Новые правила поездок в Европу будут вводить постепенно. ЕС предусмотрел целый ряд переходных периодов.

Скорее всего, система ETIAS технически заработает в январе 2022-го. Поначалу регистрация будет добровольной. В адаптационный период европейские пограничники не станут требовать от туристов подтверждения регистрации в базе ETIAS, но обязательно проинформируют о ней и порекомендуют пройти такую регистрацию в следующий раз. Этот переходный период будет работать минимум шесть месяцев. Продлить его смогут максимум дважды.

Со стартом второго переходного периода регистрация в ETIAS станет обязательной. Второй переходный период продлится от полугода до полутора лет. Если вы прилетите в ЕС и у вас не будет ETIAS, вас в срочном порядке могут попросить зарегистрироваться прямо в аэропорту.

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2021 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2021 году составляет 28.

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Столтенберг: Украина не может рассчитывать на гарантии от НАТО

Европейский союз действительно реализует интеграционный проект не только качественно, но и количественно. Еще в 1957 г. ЕС состоял только из шести стран. Но в текущем году в него входят – по крайней мере, пока не до конца реализован Брекзит – 28 членов.

Они присоединились к организации в процессе шести волн расширения. В 1973 г. в интеграционную группу вступили Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. и 1986 г. сначала присоединилась Греция, а за ней – Испания и Португалия, в 1995 г.

в ЕС вошли Австрия, Швеция, Финляндия.

В этом составе ЕС показывал стабильный рост и его перспективы не вызывали ни у кого сомнений. Тем более, в 1990‑е гг. у ЕС не было конкурентов в Евразии, что позволило ему довольно быстро упрочить свои экономические позиции, создать позитивный имидж и даже получить у исследователей признание наиболее успешной интеграционной организации в мире.

Уверенность во всех сферах и аспектах привела к позитивному восприятию идеи расширения.

К тому же, она находилась в логике продвижения экономических интересов ЕС на пространстве бывшего советского влияния, что привело к формированию новых стратегических подходов ЕС на внешнем контуре. Поэтому, в 2004 г. и в 2007 г.

Евросоюз пережил самое масштабное расширение в своей истории, включив в свой состав Болгарию, Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Чехию, Эстонию. В 2013 г. он принял в свои ряды Хорватию.

После этого беспрецедентного расширения на страны Восточной Европы и частично Балканы Брюссель впервые столкнулся с масштабным набором вызовов – не только экономического, но и политического свойства.

Говоря упрощенно, страны-новички рассчитывали на всевозможную масштабную финансовую помощь со стороны ЕС в ответ на политические лозунги и уступки, которые во многом по прошествии времени оказались бутафорными.

Неслучайны, например, обвинения французского и германского лидеров в сторону польского и венгерского политического истеблишмента в отказе от реальных европейских ценностей. Именно после принятия Хорватии в состав ЕС все же было озвучено решение подождать с очередным расширением.

Обратим внимание, что «подождать» не означает «остановиться»: и с этого времени до сего дня периодически все-таки звучали голоса о возможности интеграции в ЕС новых государств.

В Брюсселе, читая радужные доклады новичков в лице Польши и стран Прибалтики, уверовали во всемогущество «евросоюзовской модели демократии». Поэтому, невзирая на все сложности, которые влечет за собой расширение, категорического отказа от включения в состав ЕС новых членов мы никогда не слышали.

Кроме того, на официальном сайте Еврокомиссии указывается, что любая европейская страна может подать заявку на членство, если она уважает демократические ценности ЕС и привержена их продвижению.

В общем, интеграция все время должна развиваться, хотя ныне мы наблюдаем перекос этого развития в количественную, а не качественную сторону.

В настоящее время странами-кандидатами на вступление официально названы Сербия, Черногория и Турция. Однако между странами Западных Балкан и Турцией по вопросам вступления есть различия – прежде всего, разный опыт сотрудничества с Брюсселем.

При этом в Турции уже сформировалось понимание, что страна никогда не вступит в ЕС. Не стоит забывать и о том, что от статуса кандидата отказалась в 2015 г. Исландия.

Поэтому данный вопрос не так однозначен не только с точки зрения Евросоюза, но и стран, с которыми он сотрудничает.

Очевидно, что политика расширения – это самый удобный и надежный для ЕС инструмент распространения и внедрения собственных норм и стандартов. Поэтому Брюссель вряд ли сможет официально заявить о прекращении расширения. При этом интеграционная группа ничем не рискует, ведь последнее слово по вступлению остается за самими институтами ЕС и его странами-членами.

Это, однако, не исключает выставление требований к странам-кандидатам на выполнение всех необходимых для вступления критериев.

Так, например, Еврокомиссия называет политику расширения «мощным стимулом для демократических и экономических реформ в странах, которые хотят стать членами ЕС», и говорит о том, что в целом она «способствует миру и стабильности в регионах, близких к границам ЕС, помогает улучшить качество жизни людей, направлять, поддерживать и отслеживать изменения в странах, желающих вступить в Европейский Союз, в соответствии с ценностями, законами и стандартами ЕС». Поэтому интеграция возможна для страны только в том случае, если та способна в полной мере продемонстрировать, что соблюдает все (!) стандарты и правила ЕС (в стране действует рыночная конкуренция, демократические институты, соблюдаются права меньшинств и т.п.), в то время как ее население, а также граждане стран-членов Евросоюза и его институты согласны с ее вступлением.

Таким образом, политика расширения – это демонстрация превалирования политической миссии над экономическим прагматизмом. Готовность к приему новых членов подтверждается и финансовыми средствами, выделяемыми на поддержку стран-кандидатов. Так, на период с 2014 по 2020 гг. на это выделено почти €12 млрд.

Возможности расширения Евросоюза вызывают вопросы. Здесь стоит обратить внимание на комплекс нерешенных задач, оказывающих негативное влияние на возможности реализации политики расширения.

Во-первых, очевидно, что потенциальными государствами на вступление в ЕС стали только страны Западных Балкан, прежде всего Сербия и Черногория, которым ранее даже называли 2025 г. как время вступления в интеграционную группу.

Однако не все страны-члены Евросоюза уверены в необходимости такого исхода. Неслучайно французский президент предлагает продумать альтернативные варианты. Также довольно настороженно к расширению относятся в Нидерландах и Дании.

И это понятно, ведь в регионе сохраняются этнические и территориальные проблемы.

  • Во-вторых, проблема Брекзита сохраняет свое воздействие на все аспекты интеграционного движения, тем более, что она развивается на фоне замедления темпов экономического роста интеграционной группы и сохранения проблем в еврозоне.
  • Помимо финансовых проблем, сопряженных с выходом из ЕС одной из крупнейших экономик, Брекзит обозначил поворот к идеям национализма, приоритету национальных интересов и государственного суверенитета.
  • Это влечет за собой и подрыв позитивного имиджа, который ЕС так долго носил.
  • В-третьих, включение новых государств в интеграционный процесс за редким исключением не привело к экономическому прорыву в этих странах и показало, что не только «новые», но и «старые» страны-члены ЕС не справляются с нарастающим объемом разнообразных проблем, среди которых сохраняется проблема миграции и интеграции новоприбывших иммигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока.

В-четвертых, судя по опросам общественного мнения, граждане ЕС настороженно относятся к его расширению. Весной 2013 г. среди них рос евроскептицизм: против расширения выступило 53% опрошенных. В 2018 г. 45% опрошенных респондентов также высказались против расширения. Очевидно, что Брюссель никак не предлагает решить проблему усталости граждан от расширения Евросоюза.

Таким образом, стабильность расширительного процесса, который часто приравнивают к самому понятию интеграции, в этих условиях оказывается иллюзией, самовнушением и стремлением на что-то опереться в продолжении интеграционного движения. В такой ситуации лучшим выбором для ЕС было бы заниматься качественными вопросами интеграционного движения, а не количественными.

По всей видимости, сейчас лидеры стран-членов и наднациональные деятели уже готовы к обсуждению различных альтернатив полноценному членству. Вероятно, такой сценарий может быть объявлен в следующем году, а через некоторое время опробован на странах Западных Балкан.

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  2. содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  3. обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  4. продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  5. Экономика:
  6. создание общего внутреннего рынка;
  7. поддержание здоровой конкуренции;
  8. социально-ориентированная рыночная экономика;
  9. содействие занятости населения;
  10. социальный прогресс;
  11. повышение качества окружающей природной среды;
  12. научно-технический прогресс.
  13. Социальная сфера:
  14. борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  15. социальная защита населения;
  16. обеспечение справедливости;
  17. защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2019 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2019 году составляет 28.

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами.

Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП).

Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Средства направляются на развитие и занятость, поддержку конкурентоспособности, региональной сплоченности (устранение диспропорций в развитии регионов), реализацию сельскохозяйственной политики, образование, исследования и инновации, усовершенствование инфраструктуры и поддержку малых и средних предприятий, экологическую политику, внешнюю политику.

Руководство 28 стран Евросоюза осуществляют пять институтов:

  1. Европейский парламент.
  2. Европейский совет.
  3. Европейская комиссия.
  4. Суд.
  5. Палата аудиторов (управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

  1. Европейский экономический и социальный комитет.
  2. Комитет регионов.
  3. Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан и юрлиц относительно плохого управления какого-либо института ЕС).
  4. Европейский инвестиционный банк.
  5. Центральный банк.

Отцы-основатели ЕС: министр иностранных дел Франции Робер Шуман, немецкий канцлер Конрад Аденауэр и британский премьер Уинстон Черчилль.

Год Событие
1920 Р. Н. Куденхоув-Калерги предложил создать Соединенные Штаты Европы по американской модели.
1926 Р. Н. Куденхоув-Калерги создает организацию под названием Общеевропейский союз. Предлагает проект мирного сотрудничества государств. Председателем Союза избирают лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана.
1930 В федеральный европейский союз предлагается вступить 26 государствам.
1946 Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявляет, что необходимо стабилизировать западную часть Европы. Выступает в пользу создания “Соединенных Штатов Европы”.
1951 Создается Европейское объединение угля и стали, в которое входят ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия. Цель создания: объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое должно было предотвратить войну в Европе.
1957 Создаются Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии. Цель создания ЕЭС: обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Цель создания Евратома: объединение мирных ядерных ресурсов этих государств.
1992 Дата образования Евросоюза. Официальное подтверждение создания ЕС: заключение Маастрихтского договора (Договора о Европейском союзе).
1995 Введена Шенгенская зона, означающая фактическую отмену паспортного контроля на границах между многими европейскими странами в обмен на более строгий контроль внешней границы и общую визовую политику.
1997 Заключен Амстердамский договор: он интегрировал Шенгенское сотрудничество в законодательство ЕС, ввел в действие положения Общей внешней политики и политики безопасности и предоставил более широкие полномочия Европейскому парламенту.
2001 Заключен Ниццкий договор. Улучшилось управление европейскими институтами перед расширением ЕС в 2004 году.
Год Общее число стран-участников Перечень присоединившихся государств
1957 6 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды, Франция
1973 9 Великобритания, Дания, Ирландия
1981 10 Греция
1985 10 Выход Гренландии (автономная территория Дании) из ЕС
1986 12 Португалия и Испания
1990 12 ГДР присоединилась к Западной Германии
1995 15 Австрия, Финляндия, Швеция
2004 25 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония
2007 27 Болгария и Румыния

Страны Европы, не входящие в европейский союз:

  1. Турция.
  2. Сербия.
  3. Черногория.
  4. Македония.
  5. Исландия.
  6. Лихтенштейн.
  7. Монако.
  8. Швейцария.
  9. Россия.
  10. Беларусь.
  11. Украина.
  12. Молдавия.
  13. Норвегия.
  14. Босния и Герцеговина.
  15. Андорра.
  16. Ватикан.
  17. Сан-Марино.
  18. Албания.

В 2016 году в Великобритании прошел референдум, который привел к решению страны покинуть Европейский союз.

Зеленский прокомментировал перспективы вступления Украины в Евросоюз

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2016 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2019 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Предлагаем ознакомиться Образец заполнения анкеты для французской визы

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору.

С 2022 года люди по-прежнему будут иметь право проводить в ЕС до 90 дней. Но процесс станет проще с точки зрения бюрократии. Путешественникам нужно будет лишь заполнить онлайн-заявку перед поездкой.

После выдачи разрешения на пребывании в стране путешественникам не нужно будет каждый раз заполнять новую заявку. Однако ее необходимо будет продлевать каждые три года.

Заявка будет стоить 7 евро. Для лиц младше 18 лет и старше 70 лет она бесплатна.

  • Въезд в Германию после путешествия: новые правила для туристов
  • Несмотря ни на что: немцы планируют отпуск и путешествия, но с осторожностью
  • Берлин закрывает для непривитых практически всё

— Сейчас мы твердо держим курс на евроатлантическую интеграцию. И даже не сомневайтесь, что уже в очень скором обозримом будущем в Украине точно пройдут референдумы о вступлении в НАТО. И я убежден, что народ страны поддержит эту мою инициативу и о членстве в ЕС. Подчеркиваю, результаты голосования будут такими же убедительно положительными, как уже вписан в историю референдум о независимости Украины, — сказал Порошенко.

Входит ли Украина в Евросоюз

Как именно изменятся правила пресечения госграниц в странах, входящих в ЕС, Кириакидес не уточнила. Однако отметила, что каждая из 27 стран будет самостоятельно «принимать решительные меры» для сдерживания инфекции. Особенно это касается государств, где вакцинировано менее 80% населения. Вводить или нет общенациональные локдауны (например, как это сделали на этой неделе Австрия и Словакия), страны тоже решат сами, главное — это вакцинация европейцев.

По информации ТАСС, для российских граждан ситуация пока остается прежней. «Потому что российские вакцины в настоящее время не одобрены ЕМА. Кроме того, Россия пока не присоединена к европейской системе сертификатов, что означает, что и переболевшие граждане РФ не могут путешествовать в ЕС, так как не смогут предоставить документ, эквивалентный сертификату ЕС», — пишет агентство.

Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.

По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства.

Европейский союз – самый амбициозный политический проект в новейшей истории. За последние десятилетия он превратился в крупнейший политический блок, в который входит 27 государств с населением в 450 млн человек. В «доковидном» 2019 году ВВП еврозоны составлял 18,3 трлн долларов.

В двери объединенной Европы настойчиво стучится Турция, в союз мечтают попасть Украина, Грузия и Молдова. Но для них вступление в ЕС – перспектива отдаленного будущего, сегодня основное направление европейской экспансии – это Балканы.

Следующими кандидатами на членство в ЕС считаются Македония, Сербия, Албания и Черногория.

На вопрос, будет ли Сербия в ЕС, можно уверенно дать положительный ответ. В подобном исходе переговоров заинтересованы обе стороны.

Нынешний сербский президент неоднократно заявлял, что вступление в ЕС – стратегическая задача для его страны. Экономически Сербия – давно часть Евросоюза, двухсторонний товарооборот увеличивается год от года, большинство иностранных инвестиций в страну имеет европейское происхождение. Огромное количество сербов работает в странах ЕС, Сербия – главный получатель финансовой помощи от Евросоюза в регионе.

Европа заинтересована в интеграции Белграда. Балканы всегда были очагом нестабильности на территории Старого Света. В Брюсселе надеются, что смогут принести в этот регион мир и спокойствие.

КАКИЕ СТРАНЫ ВХОДЯТ В ЕВРОСОЮЗ

Большинство граждан Сербии хотят, чтобы их страна стала членом ЕС. Вхождение в союз поддерживают 53% респондентов, но 25% сербов выступают против интеграции.

В Сербии много радикальных сил, которые призывают к отказу от евроинтеграции и сотрудничеству с Россией. В стране еще слишком свежа память о западных бомбардировках и экономических санкциях.

Сербские противники евроинтеграции призывают правительство рассмотреть возможность вступления в Таможенный союз и ОДКБ. Подобный сценарий едва ли возможен – слишком уж несравнима экономическая мощь ЕС и Таможенного союза.

Большинство сербов просто надеется, что вступление в ЕС улучшит их жизнь. Перед глазами у них стоят примеры других восточноевропейских стран. Среде них Польша, Словакия и Венгрия, которые при поддержке Евросоюза добились быстрого роста экономики.

Несмотря на выгодное географическое положение, наличие ресурсов и квалифицированной рабочей силы, Сербия остается одной из самых бедных стран Европы. Причина подобного положения – неэффективность работы институтов и высокий уровень коррупции.

Евросоюз требует проведения серьезных реформ. Членство в ЕС для Сербии зависит от того, сможет ли она укрепить судебную систему. А также, обеспечить защиту прав собственности и повысить уровень экономических свобод.

Сегодня даже сторонники евроинтеграции признают, что Сербия входит в Евросоюз как-то уж слишком долго. А противники членства в ЕС заявляют, что Брюссель просто издевается и ставит им невыполнимые условия.

В 2017 году еврокомиссар Йоханнес Хан заявил, что Белград получит членство в ЕС до 2025 года.

Недавно аналогичные сроки озвучил президент Вучич. Он высказал удовлетворение ходом переговоров и выразил надежду на их завершении в 2024 году.

При этом Вучич отметил, что страна не будет менять Косово на членство в ЕС и признавать независимость края.

Сегодня трудно сказать, выполнимы ли эти сроки. За последние годы было роздано слишком много пустых обещаний. Сербия движется в сторону объединенной Европы, но когда она приплывет в «родную гавань» – неизвестно.

Одно нововведение касается «зеленого» списка стран с низким уровнем распространения коронавируса, жителей которых рекомендовано пускать в ЕС независимо от статуса их вакцинации. На первом этапе — с 10 января до конца февраля 2022 года — должны облегчить критерии для внесения страны в «зеленый» перечень. Например, если сейчас предел установлен на уровне 75 новых случаев заражения COVID-19 на 100 000 населения на протяжении 14 дней, то Еврокомиссия предлагает поднять эту границу до 100.

Но уже на втором этапе — с 1 марта следующего года — этот список хотят полностью отменить. В Еврокомиссии поясняют это прогрессом в деле вакцинации в мире, а также желанием перейти к системе, учитывающей статус путешественников, а не страны их отправления в путь.

Напомним, что сейчас в «зеленом» списке около 20 стран. Ни Россия, ни Беларусь в него не попадали, поскольку не выполняли критерии. Украина же была в нем с июля по 9 ноября 2021 года.

Еврокомиссия предлагает также расширить список людей, которых следует пускать в Шенген. Сейчас кроме тех, у кого есть уважительная причина (например, это работники международного транспорта), это и те, кто привился четырьмя зарегистрированными в ЕС вакцинами: BioNTech/Pfizer, Moderna, AstraZeneca та Johnson&Johnson.

С 10 января брюссельские чиновники предлагают пускать и тех, кто получил сертификат выздоровления от COVID-19 либо же привился вакциной из списка Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Как известно, в этом перечне состоят также китайские Sinovac и Sinopharm, а кроме того, индийские Covishield и Bharat Biotech. Российская вакцина Sputnik V пока не получила рекомендацию ВОЗ. Впрочем, как выздоровевшим, так и привитым вакцинами, не зарегистрированными в ЕС, необходимо будет иметь негативный ПЦР-тест, сделанный не раньше, чем за 72 часа до момента въезда на территорию ЕС.

Напомним, что ранее в тот же день Еврокомиссия предложила ограничить срок действия сертификата вакцинации девятью месяцами.

Нынешние предложения будет рассматривать Совет ЕС. На их основе он может утвердить рекомендации, которые каждое государство Евросоюза и Шенгенской зоны будут внедрять так, как посчитают нужным.

Смотрите также:

Украина попросила в ЕС новую финансовую помощь – 1,2 млрд евро

В Германии, США, Израиле и ряде других стран подавляющая часть населения будет привита от коронавируса мРНК-вакциной BioNTech/Pfizer. Для простоты ее часто называют «пфайзеровской», хотя точнее было бы сказать «байонтековской». В основе ее успеха — стратегический альянс инновационной немецкой биотехнологической фирмы-разработчика и опытного американского гиганта классической фармацевтики.

Фирму BioNTech основали в 2008 году в Майнце при участии финансовых инвесторов профессор медицины Угур Шахин, сын турецкого гастарбайтера на автозаводе Ford в Кёльне, и его жена Озлем Тюречи, дочь приехавшего в ФРГ турецкого врача. Она стала директором по медицинским исследованиям новой компании, которая сосредоточилась на индивидуализированных иммунотерапиях рака и других тяжелых заболеваний.

Головной офис BioNTech находится в Майнце на улице с историческим названием «У золотого кладезя», что теперь, естественно, всячески обыгрывают журналисты. 12 января 2020 года Угур Шахин, прочитав в медицинском журнале The Lancet статью про новый вирус в китайском Ухане и осознав, что дело идет к пандемии, тут же приступил к созданию вакцины на основе наработанных за десятилетие РНК-технологий.

17 марта 2020 года BioNTech заключила стратегический альянс с Pfizer. Два года до этого они уже начали разрабатывать мРНК-вакцину против гриппа. Корпорация из Нью-Йорка, основанная в 1849 году двумя выходцами из Германии и входящая ныне в тройку лидеров мировой фармацевтики, организовала в шести странах клинические испытания немецкого препарата и предоставила свои производственные мощности.

В декабре 2020 после завершения третьей фазы клинических испытаний разработка BioNTech и Pfizer стала первой вакциной от COVID-19, которую разрешили к применению как в США, так и в Евросоюзе. К тому моменту ЕС уже имел договор о покупке 200 млн доз и опцию на дополнительные 100 млн доз. В Германии самые первые прививки получили 27 декабря пенсионеры в возрастной группе 80+ в домах престарелых.


Не секрет, что взаимодействие многих стран постсоветского пространства с ЕС было обусловлено стремлением пристегнуть свои экономики к успешно и быстро развивающемуся интеграционному проекту. В 1990‑е гг. Евросоюз действительно находился на вершине своего экономического развития, что позволило ему начать расширенную политическую миссию по присоединению стран соцлагеря и даже вступить на территорию бывшего ССССР, включив в свой состав страны Прибалтики. Этот шаг показал пример возможного развития ситуации и подчеркнул источники финансирования для других стран бывшего СССР.

В этой истории особенно интересно то, как быстро страны, вышедшие из советской шинели и заявлявшие о желании восстановить суверенитет, поспешили войти в другой союз, хоть и называвший себя демократическим, но серьезно ограничивающий тот самый суверенитет, который они якобы стремились обрести.

Не менее важно, что страны, устремившиеся в общий европейский рынок, не учитывали тот факт, что он развивался столь успешно именно по причине развала мощного экономического конкурента в лице СССР, открывшего свои рынки и самоустранившегося из глобальной конкуренции. Это также дало ЕС возможность улучшить свои имиджевые позиции и даже встать вровень с США в контексте распространения модели демократии и защиты прав человека. При этом своеобразный коридор и линии коммуникации между постсоветским пространством и Евросоюзом формировали как раз Эстония, Латвия и Литва, ранее бывшие частью СССР и сохранившие разные связи с другими республиками (Эстония выстраивала отношения с финно-угорскими народами, а Литва и Латвия, например, с Беларусью). От них не отставала Польша, стремившаяся к лидерству в регионе и имевшая для этого основания.

Поэтому в вопросах интеграции и взаимодействия ЕС со странами постсоветского пространства присутствуют несколько уровней: стратегия Евросоюза (коммунитарная стратегия); стратегия его членов, которые имеют и свои интересы. В интересы эти входит подтверждение своего исторического выбора, демонстрация своей значимости для ЕС и для НАТО, желание привлечь дополнительные финансы на реализацию масштабных проектов, в частности, в продвижении европейских ценностей.

В этом контексте две стратегии друг друга и поддерживают, и одновременно ограничивают. Например, страны Вышеградской группы и Прибалтики заявляют о необходимости поддержки европейского выбора и даже заявляют о будущем присоединении Украины, Грузии и Молдовы не только к ЕС, но и к НАТО. Так, Польша и Литва называют себя «гарантами» украинской территориальной целостности, призывают Россию вернуть «оккупированные территории», заявляют о себе как о посредниках между Евросоюзом и Украиной и между НАТО и Украиной, поддерживают полноценное членство Киева в этих структурах. При этом они делают акцент на роли НАТО, полагая, что именно присутствие США в регионе делает его стабильным.

Однако эти заявления могут и, как правило, расходятся с общей стратегией и НАТО, и ЕС, которым вполне достаточно селективного взаимодействия с указанными странами, тем более, они и так выполняют все распоряжения и принимают нормы в желании подтвердить свой судьбоносный евроатлантический исторический выбор.


Формально ни Евросоюз, ни НАТО не могут включить в свой состав государства, у которых есть территориальные конфликты и проблемы. Критически важно урегулировать все пограничные вопросы с соседними государствами (так, именно по этой причине Эстония, вступая в НАТО и затем в ЕС, отказалась на время от территориальных претензий к России, хотя и не забыла их).

Более того, вступление страны в Евросоюз и даже заявка должны быть оценены с точки зрения конкретных критериев. Среди них: согласие не только граждан страны-заявителя, но и граждан стран-членов ЕС; политические критерии (стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека и уважение и защиту меньшинств); экономические критерии (функционирующая рыночная экономика, конкурентоспособность); административные критерии (работа институтов, готовность брать ответственность и обязательства). Готовность страны к вступлению и ее соответствие критериям определяет сам Брюссель и государства-члены. И даже сам статус-страны-кандидата утверждается Еврокомиссией, которая выдает рекомендации, на основании которых Совет ЕС начинает переговорный процесс.

Важно, что страна может выполнять все рекомендации, находится под жестким контролем, но это не гарантирует ей выступление в Союз в итоге. И сам процесс переговоров о вступлении, который растягивается на длительное время, позволяет скорее ЕС, а не стране-кандидату реализовывать свои интересы.

Он позволяет Брюсселю внедрять свои нормы и стандарты в разных сферах, выходить на новые рынки, включать новые государства в свою орбиту. И при этом, подчеркнем, позиция отдельно взятого Брюсселя не влияет на положительное решение вопроса. Необходимо согласие граждан всех стран-членов. Вспомним референдум в Нидерландах в 2016 г., из-за результатов которого вопрос об ассоциации Украины оказался подвешенным.

Не менее важен и тот факт, что в настоящее время в качестве потенциальных членов официально значатся только государства Западных Балкан. По всей видимости, этих стран уже более чем достаточно для ЕС, так как их включение может вызвать череду новых кризисов и даже ухудшить ситуацию с безопасностью. Зачем Евросоюзу в таком случае включать в себя страны постсоветского пространства, с которыми и так уже действуют соглашения об ассоциации, и которые и так выполняют все требования ЕС, благодаря чему тот обеспечивает устойчивые позиции и прибыль?

Однако стратегия расширения остается в повестке ЕС. Он не может отказаться от нее, так как она является органической частью его внешнеполитической миссии, связанной с распространением европейских ценностей, норм, демократизацией, повышением статуса на международной арене, имиджем. Кроме того, Евросоюз полагает свою политику расширения политикой экспорта стабильности, что, правда, по факту оказывается не соответствующим действительности.

Хотя необходимость передышки в этом процессе была обозначена еще в 2013 г., ЕС не проводит политику отказа в возможном членстве, чем рождает у стран разные иллюзии. Здесь особенно примечательна позиция Грузии и Украины, которые говорят о своем европейском выборе.


Очевидно, что ни Украина, ни Грузия, хотя и подписали договоры об ассоциации, не соответствуют ни одному критерию, согласно которым возможно вступление в Евросоюз, тем более с учетом территориальных конфликтов. В связи с этим всем ясно, что риторика вступления – это политическая игра, рассчитанная на давление на Брюссель, а также на собственный электорат, который сейчас должен участвовать в строительстве светлого европейского будущего.

При этом стремление в ЕС сопряжено и идет параллельно с политикой включения в НАТО. По сути, в обществах Украины и Грузии эти два процесса рассматриваются как некое единое целое, необходимое для включения страны не просто в какую-либо из этих структур, но в целом в так называемый западный блок.

В то же время и ЕС, и НАТО вполне могут ограничиться неким привилегированным партнерством разной степени и формата, предполагающим селективное участие этих стран, при этом обязанных выполнять все требования данных структур. Так что путь в сторону евроатлантического блока сам по себе приводит к сжиманию суверенитета и Украины, и Грузии.


Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ

Идею создания «Соединенных штатов Европы» в послевоенное время озвучивал еще Уинстон Черчилль. Отцами-основателями Европейского союза также считают первого канцлер ФРГ Конрада Аденауэра, люксембургского политика Джозефа Беха, премьер-министра Италии Алсиде Де Гаспери и других известных европейских политиков.

Годом создания прообраза Евросоюза считают 1951, когда по плану Шумана (министра иностранных дел Франции) было создано «Европейское объединение угля и стали». Соглашение подписали Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды. Положительный опыт совместного регулирования двух отраслей привел к созданию в 1957 году «Европейского экономического союза». Название «Европейский союз» (сокращенно Евросоюз или ЕС) появилось после подписания в 1992 году Маастрихтского договора 12 странами. Постепенно к нему присоединились другие государства западной, а позже восточной Европы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.