Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма направления на психиатрическое освидетельствование работника в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1.1. Врачебная психиатрическая комиссия по обязательному психиатрическому освидетельствованию (далее — освидетельствование) работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности (далее — комиссия), является коллегиальным органом, образованным в целях определения противопоказаний для осуществления работниками отдельных видов деятельности и работ, связанных с источниками повышенной опасности.
1.2. Комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии из числа врачей — психиатров, психиатров-наркологов и профпатологов.
1.3. Персональный состав комиссии утверждается руководителем медицинской организации.
1.4. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России и ФМБА России, приказами и распоряжениями руководителя медицинской организации, настоящим Положением.
Как оформляется психиатрическое освидетельствование сотрудников
2.1. Комиссия осуществляет полномочия по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников организаций, подлежащих обслуживанию в медицинской организации ФМБА России.
Комиссия имеет право:
3.1. Требовать от работника предоставления паспорта; направления работодателя или медицинской организации; медицинских документов (медицинской карты амбулаторного больного; справки из медицинских организаций психоневрологического и наркологического профилей по месту постоянной регистрации для работников, имеющих временную регистрацию и проживающих вне места постоянной регистрации); медицинского заключения по результатам предыдущего освидетельствования (при наличии); военного билета или приписного свидетельства (у военнообязанных).
3.2. Предлагать работнику, при невозможности принятия решения по результатам освидетельствования в амбулаторных условиях, прохождение обследования с последующим освидетельствованием в условиях стационара.
3.3. Запрашивать у медицинских организаций в установленном порядке дополнительные сведения о состоянии здоровья работника, с соответствующим извещением работника.
5.1. Освидетельствование работников проводится в соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, иными действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок обязательного психиатрического освидетельствования работников.
5.2. Освидетельствование осуществляется на добровольной основе, в соответствии со статьями 4 и 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
5.3. При определении медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности комиссия руководствуется соответствующим Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», иными действующими нормативными правовыми документами.
— перед предварительным медицинским осмотром;
— в дальнейшем, не реже 1 раза в 5 лет;
— в случае выявления признаков психических и поведенческих расстройств при оказании медицинской помощи работнику или в процессе периодического медицинского осмотра.
5.5. Работник представляет в комиссию документы, указанные в п. 3.1 настоящего Положения.
5.6. Заседания комиссии организуются по мере необходимости.
5.7. Заседание комиссии проводит председатель (в его отсутствие — член комиссии, временно исполняющий его обязанности на основании приказа).
5.8. Отказ работника от прохождения освидетельствования регистрируется в журнале учёта работы врачебной психиатрической комиссии.
5.9. Врач-специалист, проводящий освидетельствование работника в амбулаторных условиях, оформляет результаты осмотра в медицинской карте амбулаторного больного установленного образца, вносит в неё данные анамнеза, объективного осмотра, иные необходимые сведения, осуществляет назначение дополнительных и инструментальных методов исследования, по результатам которых устанавливает клинический диагноз.
5.10. При освидетельствовании работника в условиях стационара комиссия принимает решение на основании заключения врачебной комиссии, содержащего клинический диагноз.
5.11. В процессе освидетельствования в обязательном порядке проводятся:
— осмотр врача — психиатра;
— электроэнцефалография.
Прочие осмотры и исследования, в том числе осмотр врача — психиатра-нарколога, экспериментально-психологическое исследование, экспресс — тест мочи на наличие психоактивных веществ проводятся по показаниям.
5.12. Комиссия выносит решение о годности (негодности) работника к осуществлению отдельных видов деятельности, а также работ в условиях повышенной опасности, указанных в направлении на освидетельствование, путем открытого голосования простым большинством голосов. Особое мнение члена комиссии (врача-специалиста) оформляется письменно в медицинской карте работника.
5.13. Решение и другие документы комиссии подписывают председатель врачебной комиссии (в его отсутствие — член комиссии, исполняющий его обязанности), секретарь и члены комиссии.
5.14. Решение комиссии выдается работнику под роспись в течение 3-х дней после его принятия. В этот же срок в адрес организации, направившей работника, высылается извещение о дате принятия врачебной комиссией решения и дате выдачи его работнику.
5.15. Решение комиссии фиксируется в медицинской карте работника.
5.16. Оформление всей документации комиссии осуществляет секретарь.
Ф.И.О. _________________________________________________________________
Дата рождения _________________
Место работы ___________________________________________________________
Адрес регистрации:
________________________________________________________________________
в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации
направляется на обязательное психиатрическое освидетельствование с целью
определения соответствия состояния здоровья поручаемой ему (ей) работе в
должности ______________________________________________________________
(перечень выполняемых работ и вредных и (или) опасных
производственных факторов)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Решение врачебной психиатрической комиссии прошу выдать на руки обследуемому.
_____________________ ______________ __________________
(должностное лицо) (подпись) (фамилия, инициалы)
«__»_________ 20__ г.
м.п.
Психиатрическое освидетельствование
Я ______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
____________ года рождения, проживающий (-ая) по адресу: _______________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
отказываюсь от проведения мне обязательного психиатрического
освидетельствования.
Настоящим подтверждаю, что мне разъяснены возможные последствия отказа от обязательного психиатрического освидетельствования, включая возможность и обязанность работодателя не допускать меня к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности.
N___ от «__»__________ 20___ г.
Настоящим уведомляем, что
__________________________________________________, _____ года рождения,
(фамилия, имя, отчество)
проживающий (-ая) по адресу:
________________________________________________________________________
прошел обязательное психиатрическое освидетельствование.
Решение врачебной психиатрической комиссии принято «__»_________ 20__ г.
Решение врачебной психиатрической комиссии выдано работнику
«___»____________ 20___ г.
Председатель
Секретарь
Члены комиссии:
МП.
Приложение N 7
Утверждено
приказом ФМБА России
от 7 сентября 2015 г. N 170
На бланке медицинской организации ФМБА России
Главному врачу __________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
В соответствии с п. 8 части 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011
N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а
также п. 7 «Правил прохождения обязательного психиатрического
освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды
деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками
повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных
производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной
опасности», утверждённых постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.09.2002 N 695, прошу предоставить сведения о пребывании
Законодательно бланк заключения обязательного психиатрического освидетельствования не утвержден, его составляют в свободной форме.
ВАЖНО! Региональные власти вправе утверждать единый бланк комиссионного заключения. При его наличии используют утвержденный.
Стандартный шаблон выглядит так:
РЕШЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ № _______ от «_____» _________________ 2021 г. Ф.И.О.: ________________________________________ Дата рождения: _______________________________ В соответствии с Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377, по результатам обязательного ____________________________ (вид осмотра) отсутствуют (имеются) противопоказания для доступа к работе в должности ___________________. Председатель: ___________________ Члены комиссии: __________________ __________________ __________________ |
1. Форма N 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» (далее — форма N 088/у) заполняется врачами — членами врачебной комиссии (далее — ВК) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь.
2. Форма N 088/у заполняется с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
3. Форма N 088/у формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи председателя ВК, членов ВК, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , а при отсутствии у медицинской организации информационной системы либо доступа к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации — на бумажном носителе, подписываемом председателем ВК, членами ВК.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 52, ст. 7770.
4. Сформированная форма N 088/у в течение 3 рабочих дней направляется в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро МСЭ) в порядке, определенном в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 .
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2020, N 49, ст. 7916.
5. Медицинские организации формируют и передают форму N 088/у в форме электронного документа посредством медицинских информационных систем медицинских организаций или государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а при отсутствии у медицинской организации информационной системы либо доступа к указанным государственным информационным системам — на бумажном носителе.
При выдаче копии на бумажном носителе формы N 088/у, сформированной в форме электронного документа, бумажная копия должна соответствовать электронному документу.
6. Формирование и передача формы N 088/у в бюро МСЭ, передача сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ, а также формирование и передача в медицинскую организацию сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа или на бумажном носителе осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
7. Форма N 088/у в форме электронного документа передается в бюро МСЭ с использованием медицинских информационных систем медицинских организаций, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» в соответствии с Порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро МСЭ, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 80н/131н .
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 апреля 2020 г., регистрационный N 57992.
8. Ответственность за качество оформления формы N 088/у, соблюдение полноты перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, возлагается на председателя ВК.
Приказ Минтруда РФ N 27Н, Минздрава РФ N 36Н от 01.02.2021
Кто должен проходить осмотр? Ответ на этот вопрос изложен в статье 213 ТК РФ. Рассматриваемое мероприятие обязательно для несовершеннолетних лиц, а также людей, которые планируют заняться следующей деятельностью:
- Работой с повышенным уровнем опасности. К примеру, это может быть труд на химических производствах, управление транспортным средством, деятельность, подразумевающая использование оружия.
- Работой в социальных областях и сфере обслуживания. Осмотр обязаны проходить учителя, сотрудники пищевых отраслей, работники общественного питания.
ВНИМАНИЕ! Назначить освидетельствование в отдельных случаях могут представители местных органов управления.
Освидетельствование проводится как государственными, так и коммерческими учреждениями. Есть только одно условие – наличие соответствующей лицензии. В законе указано, что работодатель обязан уведомить трудящегося о том, где именно нужно проходить осмотр.
Обязанности трудящегося и работодателя
Работодатель обязан:
- организовать освидетельствование. Под этим понимается выбор учреждения, в котором будет проводиться осмотр, заполнение соответствующих бланков, учет полученной информации;
- предпринять решение о принятии сотрудника на работу или об его отстранении. Если у соискателя обнаружатся противопоказания, перечисленные в нормативных актах, работодатель не может принять его на работу.
У соискателя же практически нет обязанностей перед работодателем. Прохождение осмотра является делом добровольным.
Сначала работодатель должен принять решение о том, нужно ли освидетельствование в данном случае. Для этого требуется оценить условия труда, ознакомиться с постановлением Правительства №377. На основании полученной информации принимается соответствующее решение.
Психиатрическое освидетельствование можно разделить на три этапа:
- Подбор учреждения, которое будет проводить освидетельствование, оформление с ним соглашения о сотрудничестве.
- Подготовка бланка направления для сотрудника, на основании которого человек пойдет в медицинское учреждение.
- Проведение освидетельствования с последующей выдачей медицинского заключения.
После этого работодатель может принять решение о приеме соискателя на работу.
В процессе освидетельствования человек имеет право на получение всей полноты информации от врачей. Медицинское заключение оформляется на протяжении 20 дней с момента проведения осмотра. В течение трех дней после подготовки документа бумага должна быть направлена соискателю. Человек ставит на заключении свою подпись. Также в течение 3 дней после оформления заключения медицинское учреждение обязано направить соответствующее уведомление компании.
ВАЖНО! Человек может не согласиться с итогами освидетельствования. В этом случае заключение обжалуется в судебном порядке.
ВНИМАНИЕ! Работодатель не имеет право направлять трудящегося на обследование чаще чем раз в пять лет.
Стоимость медицинского освидетельствования составляет от 1 500 до 15 000 рублей. Все зависит от того, где оно проводится. Государственные поликлиники – наиболее бюджетный вариант. Оплачивается осмотр работодателем. Данное правило установлено законом, однако оно не всегда соблюдается. Часто работодатель обязывает соискателя оплачивать освидетельствование. Это не законно. Именно компания должна оплачивать мероприятие вне зависимости от его результатов и того, будет ли соискатель принят на работу.
Оплата производится двумя способами:
- На основании ранее заключенного договора с медицинским учреждением.
- По платежке, предоставленной соискателем после прохождения осмотра.
Рассмотрим пример. Василий Иванов поступает на работу на химическое производство. Работодатель направляет его на освидетельствование. Стоимость услуги составляет 3 000 рублей. Соискатель сам оплачивает услугу, а затем направляет платежку в бухгалтерию компании.
ВНИМАНИЕ! Если работник не желает оплачивать осмотр самостоятельно, ему нужно добиться от работодателя оформления соответствующего направления. Только при наличии этого документа у работодателя возникают финансовые обязательства.
Психиатрическое освидетельствование работников
- Общая информация. Прейскурант на платные услуги
- Справки и медицинские осмотры
- Диспансеризация государственных и муниципальных служащих
- Предрейсовые, предсменные и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры
- Предварительные и периодические медицинские осмотры согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н
- Обязательное психиатрическое освидетельствование
- Памятка застрахованному
- Страховые медицинские организации
- Информация ТФОМС СК
- Территориальная программа ОМС на 2021 год
- Основные права пациента и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
- Право на выбор медицинской организации и врача
- Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере ОМС
- Отчеты о деятельности в системе ОМС Ставропольского края
- Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС
- Приобретение бахил при посещении медицинской организации
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Минздрав России
- ФОМС
- Порядки оказания медицинской помощи
- Медицинские стандарты
- Полезные статьи о здоровье
- Инфографика по здоровому образу жизни
- График выезда специалистов
- Страховые медицинские организации
- Памятка гражданам
- Памятка застрахованному
- Минздрав России
- ФОМС
- Минздрав края
- ТФОМС СК
- Росздравнадзор
- Роспотребнадзор
- Комитет СК ПППТЛ
- Противодействие коррупции
- Проверка полиса
- График приема граждан по личным вопросам
Как организовать психиатрическое освидетельствование сотрудников
В Минздраве разъяснили новый порядок выдачи медсправок для водителей
Зарегистрирован 30.11.2021 № 66130
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30.11.2021 г.
Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу с 11 декабря 2021 г., пункт 1 с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., пункт 3 с 1 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2021, № 27, ст. 5159), подпунктами 5.2.75 и 5.2.199 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:
1. Утвердить:
порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) согласно приложению № 1;
порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 2;
форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 3.
2. В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации И марта 2016 г., регистрационный №41376) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. №731н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466), от 20 ноября 2019 г. № 942н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный №56566), от 23 июня 2020 г. № 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783) и от 25 декабря 2020 г. № 1370н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932), в пункте 5 слова «с 1 января 2022 года» заменить словами «с 1 марта 2022 года».
3. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:
от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный № 41376);
от 10 сентября 2019 г. № 731 н «О внесении изменений в порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466);
от 20 ноября 2019 г. № 942н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный № 56566);
от 23 июня 2020 г. № 624н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783);
от 25 декабря 2020 г. № 1370н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932).
4. Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
5. Пункт 1 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
6. Пункт 3 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Министр М.А.Мурашко
1. Обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее — медицинское освидетельствование) проводится в целях определения наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 16041 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1604).
2. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) кандидатов в водители транспортных средств;
2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
3) водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
3. Медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)2.
4. Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме:
1) осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом);
2) осмотр врачом-офтальмологом;
3) обследование врачом-психиатром;
4) обследование врачом-психиатром-наркологом;
5) осмотр врачом-неврологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тш», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3. Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий осмотр врачом-неврологом проводится по направлению врача-терапевта или врача общей практики (семейного врача) при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством);
6) осмотр врачом-оториноларингологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тт», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3);
7) электроэнцефалография (обязательна при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тт», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3. Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий электроэнцефалография проводится по направлению врача-невролога при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством4);
8) определение наличия психоактивных веществ в моче5 и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя (обязательны при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством6, или при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
5. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «офтальмологии», «неврологии», «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «функциональной диагностике»7.
1. Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (форма № 003-В/у) (далее соответственно -медицинское заключение, освидетельствуемые) выдается врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, в которую обратился освидетельствуемый в соответствии с пунктом 6 приложения № 1 к настоящему приказу, в день предъявления освидетельствуемым справок по результатам осмотров и обследований врачами-специалистами и иных сведений, указанных в пунктах 12 и 13 приложения № 1 к настоящему приказу, в присутствии освидетельствуемого и действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений1, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи.
При отказе освидетельствуемого от прохождения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) или от прохождения хотя бы одного из осмотров или обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 приложения № 1 к настоящему приказу, оформленном в соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2, медицинское заключение не выдается.
2. Записи в медицинское заключение вносятся чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета разборчиво, четко, без сокращений и исправлений.
Допускается заполнение медицинского заключения с использованием компьютерных технологий.
В медицинском заключении допускаются исправления путем зачеркивания текста, после чего исправленное место подтверждается записью «исправленному верить», подписью работника, внесшего исправление, и печатью медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — организация). Внесение более двух исправлений в медицинское заключение не допускается.
3. Серия и перечень номеров медицинских заключений, выдаваемых организациями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, определяются в соответствующем субъекте Российской Федерации на календарный год.
Серия медицинского заключения включает в себя кодовое обозначение субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.
Нумерация медицинских заключений должна быть сквозной, количество знаков в номере должно состоять из девяти разрядов, при этом серия и номер медицинского заключения записываются в формате «хх ххххххххх», где «х» -цифра от 0 до 9.
Проставление серии и номера медицинского заключения осуществляется одной из организаций, указанных в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу.
Дублирование сочетания серии и номера медицинского заключения не допускается.
4. Сведения в медицинское заключение должны быть внесены во все его строки и таблицы. В случае если внесение соответствующих сведений в ту или иную строку и таблицу медицинского заключения невозможно ввиду их отсутствия, в медицинском заключении делается запись «не установлено».
5. В медицинском заключении указываются полное наименование организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, номер и дата выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности, адрес места нахождения указанной организации и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
В случае выдачи медицинского заключения индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, в медицинское заключение вписываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке3.
- Справка для водителей
- Справка на оружие
- Справка для бассейна и фитнеса
- Справка в ВУЗ
- Справки для госслужбы
Цель психиатрического освидетельствования — определить, страдает ли пациент расстройством психики и нужна ли ему психиатрическая помощь, а если нужна, то в каком виде. При добровольном согласии пациента психиатрическое освидетельствование проводится в следующих случаях:
- по личной инициативе граждан;
- пациентам в возрасте до 15 лет или пациентам с наркоманией в возрасте до 16 лет — при добровольном согласии одного из родителей или других лиц, которые представляют интересы пациента;
- лицам, признанным недееспособными в законном порядке (если такое лице не может дать осознанное добровольное согласие) — при согласии их представителя;
- при возражении одного из родителей, отсутствии родителей или законных представителей пациента психиатрическое освидетельствование производится по решению органов опеки.
Если пациент совершает действия, которые вызывают подозрение на наличие у него психического расстройства, то для проведения такого освидетельствования не требуется согласие ни самого пациента, ни его представителя. Оно проводится в стационарных условиях в следующих случаях:
- действия или поступки, которые представляют опасность для окружающих;
- неспособность пациента удовлетворять свои жизненные потребности без помощи посторонних (беспомощность);
- опасность того, что пациент, оставленный без психиатрической помощи, может нанести вред своему здоровью;
- опасность того, что без медицинской помощи психическое состояние пациента начнет ухудшаться.
Психиатрическое освидетельствование может быть проведено без согласия пациента или его представителя также в тех случаях, когда пациент страдает от хронического психического расстройства, которое сопровождается тяжелыми симптомами или частыми обострениями, и находится на диспансерном наблюдении.
В случае полной беспомощности пациента или опасности того, что при отсутствии психиатрической помощи психическое состояние пациента начнет ухудшаться, психическое освидетельствование производится без согласия пациента или его представителя на основании судебных санкций.
Амбулаторное психиатрическое освидетельствование в нашем Центре включает осмотр врача-психиатра, по результатам которого пациенту выдается заключение.
При необходимости проводится консилиумный осмотр, в котором принимают участие врачи более высокой квалификации (старший врач, кандидат медицинских наук, или профессор, доктор медицинских наук), а также могут быть привлечены специалисты смежных специальностей (медицинский психолог, логопед и др.), назначены дополнительные диагностические обследования (ЭЭГ, МРТ и др.).
По результатам психиатрического освидетельствования составляется медицинское заключение, в котором указываются причины обращения к психиатру, сведения из анамнеза пациента, результаты всех проведенных исследований, психический статус пациента на момент осмотра специалистами и медицинские рекомендации. В некоторых случаях дополнительно проводится экспериментально-психологическое исследование, результаты которого также отражаются в медицинском заключении.
Психиатрическое освидетельствование в нашем Центре производится в соответствии с законодательством. Медицинское заключение подписывается всеми специалистами нашего Центра, которые участвовали в освидетельствовании и формировании медицинского заключения, и заверяется личной печатью врача, подписью руководителя и печатью нашего учреждения. К такому документу также прилагается копия лицензии на право проведения психиатрического освидетельствования в нашем Центре.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Порядок проведения психиатрического освидетельствования
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.
На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.
А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.
Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.
Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.
Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.
Запишитесь на прием в одну из наших клиник!
Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.
- За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
- В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
- Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
- Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.
Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.
Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.
Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.
Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.
Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!
Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.
На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.
Желаю безопасной и эффективной работы!
Необходимость проводить обязательное психиатрическое освидетельствование работников — это не прихоть руководителей предприятия, а требование закона.
Какие нормы законодательства отвечают за этот вопрос:
На психологическое освидетельствование направляют в добровольном порядке или в принудительном.
В принудительном порядке человека проверяют на психическое расстройство в случаях:
- когда он опасен для себя или окружающих;
- если он не способен самостоятельно заботиться о себе;
- если без психиатрической помощи его здоровье подвергается опасности.
Решение о принудительном осмотре принимает врач-психиатр самостоятельно, на основании заявления от родственников, должностных лиц, рядовых граждан или по решению суда.
В добровольном порядке человек проходит освидетельствование:
- при устройстве на работу, где подобный осмотр — требование закона;
- в процессе работы на должностях и в обстоятельствах, где подобный осмотр — требование закона.
Направление на добровольное освидетельствование выдает работодатель.
Разъяснения о прохождении психиатрического освидетельствования
Обязательное псих. освидетельствование проводит врачебная комиссия, созданная на базе медицинской организации, имеющей лицензию на оказание такой услуги. В комиссию входят не меньше трех психиатров.
Чтобы пройти процедуру, работник предъявляет комиссии два документа:
- направление от работодателя;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Перечень работников, которые обязаны пройти процедуру, указан в постановлении правительства РФ № 377 от 28.04.1993.
Вот кто проходит психиатрическое освидетельствование работников (перечень профессий, указанный в постановлении):
- сотрудники любых детских учреждений;
- работники бассейна, инструкторы по плаванию, тренеры;
- медработники роддомов, детских больниц, хирургических стационаров;
- работники обслуживания в сфере санитарии и гигиены (парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и педикюра, персонал химчисток, прачечных, банщики);
- обслуживающий персонал в общежитиях и гостиницах;
- работники животноводческих ферм, комплексов;
- работники водопроводных сооружений;
- сотрудники, работающие с пищевыми продуктами на этапах их реализации, хранения, производства;
- работающие с вредными и опасными веществами;
- работники производств с неблагоприятными факторами (физические перегрузки, шум, вибрация, повышенное атмосферное давление, повышенная или пониженная температура, высокое напряжение зрения);
- сотрудники, работающие в условиях повышенной опасности (высотные, подземные работы, обслуживание котельных, электростанций, охранники, токарщики, фрезеровщики, машинисты и водители).
Процедуру обязательно проходить перед устройством на работу сотрудникам профессий, указанных в перечне постановления правительства. В дальнейшем проводят психиатрическое освидетельствование работников раз в 5 лет (если заметят психические или поведенческие расстройства, вправе отправить на врачебную комиссию раньше срока).
Если работодатель допустит к работе неосвидетельствованного сотрудника (обязанного пройти процедуру), его оштрафуют.
Какие штрафы грозят организации за такое нарушение:
- от 110 000 до 130 000 рублей — с организации;
- от 15 000 до 25 000 рублей — с руководителя (предпринимателя).
Штраф уплачивается за каждого сотрудника, не прошедшего процедуру.
Согласно статье 213 ТК РФ и Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 обязательное психиатрическое обследование при приеме на работу проходят следующие категории работников:
- Работающие в условиях повышенной опасности либо связанные с источниками повышенной опасности.
- Работающие под воздействием вредных и неблагоприятных факторов.
- Осуществляющие прочие виды деятельности, в отношении которых обязательное психиатрическое обследование установлено законодательными актами, в том числе и на уровне субъектов федерации.
Такое освидетельствование работник проходит перед тем, как приступить к работе, а затем повторно, каждые 5 лет.
Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года
В состав медицинской комиссии, согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н, тоже включен обязательный осмотр работника врачом-психиатром, — скажете вы, но у этого медосмотра несколько иная задача.
Целью предварительного и периодического медицинского осмотра (ПМО) является определение пригодности работника для выполнения своей работы, а также предупреждение профессиональных заболеваний.
А целью обязательного психиатрического освидетельствования (ОПО) работника является определение его пригодности по состоянию психического здоровья к профессиональной деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности.
Немного о порядке…
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника должно проводиться добровольно и в психоневрологическом диспансере.
Для прохождения освидетельствования работник представляет:
- направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией (в составе не более 3 человек).
Комиссия имеет право запросить у других медицинских учреждений дополнительные сведения о работнике.
Решение комиссии о пригодности или непригодности выдается работнику и работодателю.
Работник имеет право обжаловать решение комиссии в суде.
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится при его трудоустройстве и с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.
Психиатрическое освидетельствование проводится в Государственном учреждении (Психоневрологическом диспансере).
Негосударственные медицинские центры тоже имеют право проводить психиатрическое освидетельствование работника, но при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
При обязательном психиатрическом освидетельствовании (ОПО) – в состав комиссии (в количестве не менее 3 человек) входят только квалифицированные психиатры, список которых утверждается органом управления Минздравом.
При периодическом медицинском осмотре (ПМО) – в состав комиссии входят врачи разных направлений и квалификаций (в том числе психиатр), список которых утверждается медицинским учреждением вне зависимости от формы собственности.
Результатом ОПО и ПМО становятся разные медицинские заключения:
ОПО – указывает наличие, либо отсутствие психиатрических противопоказаний. Заключение выдается соответственно по психиатрическим противопоказаниям.
ПМО – указывает наличие, либо отсутствие медицинских противопоказаний. Заключение выдается по общим медицинским показаниям.
Таким образом, осмотр врачом-психиатром при проведении медосмотра (предварительного, периодического или внеочередного) не заменяет психиатрическое освидетельствование.
Специалист по кадрам организует первичное психиатрическое освидетельствование при приеме на работу. А специалист по охране труда организует и направляет работника на периодическое психиатрическое освидетельствование, которое проводится 1 раз в 5 лет.
Для разграничения полномочий кадровой службы и службы охраны труда создается и подписывается у руководства соответствующий приказ.
Психиатрическое освидетельствование проходят не все работники.
Согласно ст. 213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже 1 раза в 5 лет.
Весь перечень опасных факторов и видов работ можно посмотреть в Постановлении 377 от 28.04.1993 г. Это работники, осуществляющие работы на высоте, работники общепита, торговли, складов, работающие с людьми (медики, воспитатели, тренеры, инструктора), работники котельных, машинисты, станочники, работники, связанные с высоковольтными работами, взрывчатыми веществами, оружием, водители любых транспортных средств, и проч.