Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон 138 о государственной поддержке многодетных семей в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для признания семьи многодетной необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения либо подать документы через МФЦ или Портал госуслуг. То есть автоматически при рождении ребенка такой статус семье не присваивается. Сделать это может любой из родителей или доверенное лицо. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- справку о составе семьи (форма № 9);
- паспорта родителей или опекунов;
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
- копию решения суда об усыновлении;
- договор об опеке или передаче детей на воспитание.
После оформления статуса многодетной семьи один из родителей получит соответствующее удостоверение. Оно выдается только матери или отцу, даже если они состоят в браке, однако статус многодетного родителя распространяется на обоих.
Для многодетных семей предусмотрено большое количество льгот. Предоставляются они как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом материальный достаток членов семьи не будет иметь значения, и наличие обоих родителей не является обязательным условием для присвоения льготного статуса. То есть на льготы вправе претендовать одинокая мать и отец-одиночка независимо от уровня их дохода.
На федеральном уровне минимальный, «базовый» перечень льгот и преференций, на которые могут претендовать многодетные россияне, определен Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». К их числу относятся:
- скидка в размере 30% при внесении платы за отопление, воду, газ, электроэнергию, канализацию;
- бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет;
- бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
- бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
- право первой очереди при оформлении детей в детский сад;
- бесплатное питание для школьников и учащихся профессиональных учебных заведений;
- бесплатное обеспечение учащихся школьной и спортивной формой на весь период обучения (вместо одежды может предоставляться разовая компенсация);
- бесплатное посещение детьми учреждений культуры один день в месяц;
- помощь родителям, организующим малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, полное освобождение от налога или понижение ставок при уплате земельного налога и внесении арендной платы;
- полное или частичное освобождение от регистрационного сбора родителей, занимающихся коммерческой деятельностью;
- первоочередное выделение семьям садово-огородных участков;
- предоставление семьям льготных кредитов, беспроцентных ссуд на строительство своего жилья и подсобных материалов;
- участие многодетных родителей в региональных программах занятости населения: обучение и трудоустройство с возможностью работать неполный день или на дому.
При этом каждый регион определяет свой набор мер социальной поддержки. В Москве многие учреждения культуры устанавливают дополнительные льготы: в ГМИИ дети до 16 лет могут ходить бесплатно, а члены многодетных семей, достигшие этого возраста, – за 200 руб., а не за 400, как остальные; Театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко предоставляет многодетным круглогодичные скидки 30% и т.д.
Для получения информации о мерах поддержки в конкретном регионе следует обратиться в территориальное отделение соцзащиты или МФЦ.
Поступая на работу и оформляя трудовой договор, многодетные мать и отец могут получить преимущества.
1. Досрочный уход матери на пенсию при следующих условиях: стаж труда – от 15 лет;
- возраст – 56 лет, если в семье четверо детей;
- возраст – 57 лет, если в семье трое детей;
- в семье пятеро детей, достигших 8-летнего возраста, либо двое детей, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, и трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере.
2. За каждого новорожденного даются дополнительные пенсионные баллы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 года. Эти баллы повышают размер пенсии (каждый рабочий год оценивается пенсионными баллами, от которых зависит пенсия в будущем). Сумма периодов декрета не должна превышать 6 лет.
3. Неоплачиваемый дополнительный отпуск на две недели, который можно соединить с основным. Важное условие – не менее трех несовершеннолетних детей в семье.
Родители, имеющие троих и более детей младше 12 лет, вправе выбирать время отпуска первыми в очереди.
4. Если в неделе 40 рабочих часов, можно получить один вспомогательный оплачиваемый выходной.
5. Оказание поддержки службой занятости населения: предлагается домашняя или временная работа.
Льготы будут предоставлены только после оформления статуса многодетной семьи. Для получения выплат необходимы следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- справка с места жительства; альтернатива – выписка из домовой книги или копия паспорта;
- свидетельства о рождении детей;
- реквизиты банковского счета.
Могут понадобиться и другие документы:
Для получения трудовых льгот нужно обратиться в Пенсионный фонд, отдел социальной защиты населения либо многофункциональный центр. Необходимо будет предоставить следующие документы:
- паспорт или другое удостоверение личности отца, матери и детей;
- заявление с указанием количества человек в семье из паспортного стола;
- справка о зарплате каждого родителя из налоговой службы;
- ИНН детей;
- фотографии всех взрослых и детей старше 6 лет.
В июне текущего года были внесены изменения в порядок предоставления многодетным семьям налоговых льгот по местным налогам4. Теперь налоговые органы обязаны запросить сведения, подтверждающие право на льготу. Если налогоплательщик не подал в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, льгота предоставляется в беззаявительном порядке. Если заявление было представлено, но налоговый орган не располагает подтверждающими документами, льгота предоставляется на основании сведений, полученных по системе межведомственного взаимодействия.
Налоговые льготы по местным налогам предоставляются как одному, так и второму родителю, независимо от наличия у органов социальной защиты сведений о втором родителе.Эти сведения могут быть запрошены, например, у органов ЗАГС, органов опеки и попечительства, располагающих данными о наличии у физлица несовершеннолетних детей.
1Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам».
2 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”».
4 Письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № БС-4-21/12220 «О предоставлении налоговых льгот по местным налогам физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей».
По линии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан — предоставление земельных участков многодетным семьям. Претендовать на получение земельного участка для индивидуального строительства могут семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для подачи заявления необходимо обратиться в администрацию муниципалитета.
Семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также гражданам с несовершеннолетним ребенком-инвалидом, стоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для строительства дома, предоставляется право выбора. То есть, с их согласия, либо земельный участок, либо единовременная денежная выплата в размере 250 тысяч рублей.
О мерах поддержки многодетных семей
Программа «Семейная ипотека с господдержкой» начала действовать с 2018 года. В ней могут участвовать семьи, в которых с 1 января 2018 года и до 31 декабря 2022 года родился второй, третий или последующий ребенок. Участники этой программы могут взять ипотеку или рефинансировать уже имеющийся кредит по льготной ставке – 6%. Разницу между обычной и льготной ставкой банку компенсируется за счет федерального бюджета. Также по этой программе можно рефинансировать уже имеющуюся ипотеку. Требования к объекту недвижимости сохраняются, но договор купли-продажи или долевого участия может быть оформлен и раньше 2018 года. Учитывая последние изменения, внесенные в апреле 2019 года льготная ставка может действовать без ограничения по количеству лет – до конца срока действия кредитного договора. По льготной ставке можно рефинансировать даже ту ипотеку, по которой раньше уже менялись условия, за исключением цели кредита.
Для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) сумма выплаты составит 450 тыс. рублей. Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации – мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
С 2009 года в республике приняты обязательства по улучшению жилищных условий отдельных категорий многодетных семей за счет средств бюджета РБ. Это предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой жилищным сертификатом, многодетным семьям, состоящим на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении:
-
имеющим пять и более несовершеннолетних детей, совместно проживающих с родителями;
2. в которых с 1 января 2012 года одновременно родились трое и более детей.
Также обратившись в ФНС многодетные семьи республики могут воспользоваться льготами:
— на транспортный налог – полное освобождение от налога действует на одну машину, мощностью до 150 лошадиных сил;
— налоговый вычет на третьего и последующего детей — положен обоим родителям при условии официального трудоустройства;
— льготы на земельный и имущественный налоги — «скидка» на 6 соток земли, а также 5 метров квартиры или 7 метров дома на каждого ребенка.
Учитывая, что республика является регионом с высокой долей сельского населения, законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки для многодетных семей, проживающих на селе в виде увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка (при рождении ребенка до исполнения ему возраста 1 года на 115 руб., а при рождении пятого и последующих детей –
на 230 руб.).;
— ежемесячное пособие отдельным категориям многодетных семей, а именно семьям, имеющим четырех и более детей. Размер ежемесячного пособия составляет семьям, имеющим: четырех детей — одна тысяча пятьсот рублей; пять и более детей — две тысячи рублей. В первом полугодии текущего года данное пособие получили 9646 семей;
— многодетным семьям, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан не менее трех лет, имеющим 8 и более детей в возрасте до 18 лет, предоставляется единовременная денежная выплата в размере 600 тысяч рублей, аналогов которой нет в иных субъектах РФ. С 2019 года право на эту выплату распространяется на многодетные семьи, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан не менее трех лет, имеющие 8 и более детей в возрасте до 23 лет.
В республике многодетные матери, родившие и воспитывающие 5 и более детей, награждаются медалью «Материнская слава» с выплатой единовременного денежного вознаграждения. С января 2019 года размер вознаграждения увеличен и составляет — 17 241 руб. (ранее составляла – 10 000 руб.).
Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) семьям с 4 и более детьми, проживающим в сельской местности, предоставляется в повышенном размере — в размере 100% от платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не более нормативов потребления, а также многодетным семьям, имеющим трех и более детей – в размере 30% от платы за коммунальные услуги.
В Республике Башкортостан для многодетных семей дополнительно снижен республиканский стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, применяемый при расчете субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с 15% до 13% (для иных категорий граждан указанный стандарт в настоящее время установлен в размерах от 16% до 20%).
Одновременно с этим многодетные семьи смогут рассчитывать на:
1. ЕДВ (единовременную денежную выплату) на погашение ипотеки в размере задолженности, но не больше 100 000 рублей. Если задолженность менее миллиона, то за счёт оставшихся средств будут погашены проценты за пользование кредитом.
2. ЕДВ на приобретение жилья, в том числе по договору долевого строительства, земельного участка под ИЖС, объекта незавершенного строительства, доли в праве общей собственности (с условием оформления его в собственность всех членов семьи) – в размере 1 000 000 рублей.
3. ЕДВ на оплату паевого взноса члена ЖСК – 1 000 000 рублей.
Дополнительные меры поддержки:
1. Бесплатный проезд в общественном транспорте – для детей до 18 лет.
2. Право на прием в садик в первоочередном порядке. А также в школы, где учатся старшие братья/сестры ребенка из многодетной семьи.
3. Бесплатное посещение государственных и муниципальных организаций культуры и спорта раз в месяц.
4. Предоставление одному из родителей семьи, воспитывающей 4 и более несовершеннолетних детей (или троих, если один из них ребенок-инвалид/инвалид с детства), права заключить трудовой договор на воспитание.
5. Предоставление работодателем отпуска родителям многодетной семьи (с 3 и более несовершеннолетними детьми) в любое удобное для них время.
6. Назначение страховой пенсии по старости маме (либо одинокому папе):
- на 5 лет раньше срока при рождении/воспитании 3 детей до достижения ими возраста 8 лет,
- на 7 лет раньше срока при рождении/воспитании 4 детей до достижения ими возраста 8 лет,
- на 10 лет раньше срока при рождении/воспитании 5 и более деток до достижения возраста 8 лет.
Данное право может быть реализовано при наличии у мамы (либо одинокого папы) минимально необходимого страхового стажа.
7. Предоставление легкового автомобиля для многодетной семьи с 5 и более несовершеннолетними детьми.
8. Бесплатные лекарства, продукты детского питания, медицинские изделия для детей до 6 лет по рецепту врача.
9. Компенсация части стоимости путевки на отдых, оздоровление детям из многодетной семьи в летнее время.
10. Бесплатное двухразовое питание для детей, учащихся в школе.
11. Налоговые вычеты согласно налоговому законодательству субъектов РФ.
12. Однократное предоставление садово-огородного или земельного участка под ИЖС (с необходимыми коммуникациями), либо под организацию КФХ, либо денежная компенсация.
13. Предоставление (первоочередное) государственных мер поддержки на создание ИП или фермерского хозяйства.
Законопроект «Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации» рассматривается Госдумой с 16.06.2021 года.
Следовательно, данный федеральный закон может быть принят уже 1 января 2022 г.
Льготы многодетным семьям в 2022 году
На поддержку семей, воспитывающих трёх и более детей, будет дополнительно выделено 1,44 млрд рублей. Такое распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Речь идёт о средствах на ежемесячные выплаты, которые получают такие семьи, пока ребёнку не исполнится три года. Размер выплат зависит от конкретного региона и уравнивается с детским прожиточным минимумом. В среднем по России он составляет 11,3 тыс. рублей.
-
Из вступительного слова Михаила Мишустина на заседании Правительства, 22 июля 2021 года
Дополнительные средства поступят в 17 регионов и позволят обеспечить пособиями ещё 12,5 тысячи детей.
«Всего в текущем году на такие выплаты из федерального бюджета предусмотрено почти 58 млрд рублей. Их получат родители более полумиллиона детей. Правительство будет и дальше помогать таким семьям», – сказал Михаил Мишустин на заседании Правительства 22 июля.
Работа Правительства:
- Социальная поддержка семей с детьми
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России)
Регионы:
- Астраханская область
- Владимирская область
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Оренбургская область
- Пермский край
- Республика Башкортостан
- Республика Бурятия
- Республика Коми
- Республика Марий Эл
- Республика Саха (Якутия)
- Республика Северная Осетия — Алания
- Республика Тыва
- Республика Хакасия
- Ставропольский край
- Челябинская область
- Чувашская Республика — Чувашия
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 54-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 30.12.2015 N 433-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 28.12.2016 N 470-ФЗ, от 20.12.2017 N 411-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 08.12.2020 N 409-ФЗ, от 22.12.2020 N 451-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В 2022 году до 170 тыс. семей смогут получить выплату на погашение ипотеки
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ)
2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
Действие положений части 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).
Положения части 1 статьи 3 признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 67.1 (часть 4), в той мере, в какой они не предоставляют права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 N 30-П).
2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).
2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол;
5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в регистр;
8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)
1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1.2. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата. (в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
Действие положений части 1 статьи 6 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).
2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
Часть 2 статьи 6 не действовала с 01.01.2018 до 01.01.2020 (статья 12 Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ).
3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 411-ФЗ)
Чтобы один из родителей имел право получения 450 тысяч на ипотеку, необходимо одновременное выполнение двух основных условий:
- Претендент на госпомощь — заемщик по ипотечному кредиту.
- У претендента в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 появился на свет третий или последующий ребенок.
Кроме того, при определении права на помощь учитываются:
- только дети — граждане России;
- только дети, в отношении которых претендент не лишался родительских прав или решения об усыновлении.
- С 30.04.2021 существенно расширен перечень объектов жилищного кредитования, попадающих под госпомощь многодетным семьям.
- Теперь на 450 тысяч можно сократить сумму ипотеки на строительство дома, покупку недостроенного дома, а также на землю под ведение ЛПХ.
- Члены ЖСК смогут получить эти деньги, при условии, что решение на строительство получено до 01.07.2018.
- На господдержку может претендовать заемщик, кредитором которого является организация из перечня, содержащемся в п. 5.2. ст. 1 Закона № 157-ФЗ.
Для владельцев маткапитала расширяются возможности приобретения жилья
Принят Государственной Думой 15 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года
Статья 1
Внести в пункт 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; 2013, N 23, ст. 2886; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 10, ст. 1424; N 21, ст. 2983; 2017, N 1, ст. 11; 2019, N 12, ст. 1227; N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; 2020, N 9, ст. 1127; N 29, ст. 4512) изменение, изложив его в следующей редакции:
«4) учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — единый институт развития в жилищной сфере), или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Действие положений пункта 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление такого займа, начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года N 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Президент Российской Федерации В. Путин
В законах Российской Федерации четкого определения многодетной семьи нет, однако если обобщить правоприменительную практику, то можно сделать вывод, что многодетной в России считается семья, имеющая трех и более детей.
При этом не важно, рожденные ли такие дети в семье, взяты под опеку или усыновлены.
Нужно учитывать, что если семья лишена родительских прав хотя бы на одного из троих детей, многодетной она уже признаваться не может.
Указ президента РФ в 1992 направленный на государственную социальную поддержку матерей и помощи в семейных вопросах. На сегодняшний день и действующий президент Путин принимает в данной сфере массу документов. Указ обязывает правительство Москвы и других регионов выполнить следующие целенаправленные действия:
- Установить льготы в сфере оплаты услуг ЖКХ.
- Обеспечить правом на получение лекарственных препаратов и иного рода социальной помощи.
- Обеспечить правом на принятие детей из многодетных семей вне очереди в образовательные учреждения различного уровня.
- Обеспечить бесплатное питание и бесплатную медицинскую помощь и др.
Указ состоит из пунктов и подпунктов, каждые из которых содержат в себе отдельные распоряжения.
При этом, правительство Российской федерации обязано издавать постановления в сфере реализации данного указа, а так же отвечать контроль и надзор за правительствами регионов на предмет исполнения целей президентского указа. Указ не лишает права регионы и муниципальные образования в пределах своей компетенции издавать отельные правовые акты, направленные на поддержку и защиту многодетных.
Программа и политика государства в сфере защиты многодетных представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление определенных льгот и послаблений. В 2018 году можно выделить следующие аспекты:
- бесплатное обучение детей;
- предоставление земли;
- предоставление субсидий и выплат иного рода;
- бесплатное питание в школах;
- обеспечение жильем;
- бесплатная школьная форма;
- муниципальная помощь в развитии бизнеса для родителей;
- помощь в получении адресной кредитной помощи;
- предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения;
- получение бесплатных медикаментов;
- получение права на посещение культмассовых мероприятий и музеев;
- помощь в трудоустройстве для родителей и др.
Перечень льгот уже освящался ранее. Стоит отметить что в льготы входит натуральное предоставление (например, земельные участки), выплата денежных средств в качестве пособий, транспортные льготы, досрочный выход на пенсию, ордена и медали и др.
Важнейшим условием получения той или иной льготы является наличие у семьи статуса многодетной. Это подтверждается путем выдачи специального удостоверения.
Его можно получить в органах социальной защиты населения, действующих в регионах. Для этого семье необходимо явиться туда и предоставить пакет документов, куда входят паспорта родителей, а также свидетельства о рождении детей. При отсутствии такого документа многодетная семья не может рассчитывать на получение той или иной меры поддержки.
Отдельного федерального закона по данному вопросу нет.
Важнейшие положения в рамках данных правоотношений содержатся в законе 138, который рассматривался ранее.
Указывается, что рассчитывать на получение земли на федеральном уровне могут семьи, имеющие трех и более детей. Это могут быть как земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, так и земли, предназначенные для садоводческой или огороднической деятельности.
Разумеется, что землю необходимо использовать по назначению. Для примера возьмем землю, предоставляемую под ИЖС. Земельным кодексом отводится ровно год на то, чтобы осуществить застройку.
Не обязательно возводить дом полностью, достаточно поставить фундамент. В той ситуации, когда за год необходимых действий произведено не было, государство или муниципальное образование имеет право изъять такой земельный участок.
Отдельного нормативного правового акта по данному вопросу не существует. Льготы, существующие для многодетных семей на сегодняшний день, закреплены указом президента Ельцина, а также региональными правовыми документами. Например, это «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».
Федеральные законы дают лишь отправную точку для регионов и муниципальных образований. Они же, в свою очередь, разрабатывают и реализуют различные программы по защите материнства, отцовства и детства.
Любые льготы могут быть предоставлены многодетным только при условии подачи ими необходимого перечня документов. В общем виде, порядок получения льгот выглядит следующим образом:
- Выбор конкретной льготы или льгот.
- Обращение в подведомственный государственный орган.
- Сбор и предоставление необходимого перечня документов (сюда входит удостоверение многодетной семьи и др.).
- Получение той или иной государственной или муниципальной услуги.
На сегодняшний день за получением льгот можно обращаться в многофункциональные центры, действующие на всей территории Российской Федерации.
Как изменятся меры соцподдержки для семей в 2022 году
Конкретного определения понятия многодетности в Российском законодательстве нет. Если обратиться к юридической практике, то в такую категорию попадут семьи, в которых больше трех несовершеннолетних детей:
- рожденных,
- усыновленных;
- взятых под опеку.
Учитывается количество детей, на которых у родителей имеются права.
Документ обсуждается на различных правовых уровнях и существует в виде законопроекта. Закон реализует главные аспекты сферы многодетности, закрепленные Конституцией, вышеприведенным Указом Президента, Семейным и Гражданским кодексами и иными актами органов государственной власти. Целью проводимой работы станет создание единого акта, регулирующего правоотношения, связанные с многодетными ячейками общества и их обеспечением.
Выдача земельных участков многодетным семьям происходит медленнее, чем планировалось — в регионах не хватает участков для распределения.
Это важно знать: Социальная денежная выплата многодетным семьям вместо земельного участка
Рассмотрим условия и некоторые особенности получения земельного участка:
- Присуждение статуса многодетной семьи. Если последний еще не присвоен, требуется обратиться в отдел социальной защиты населения.
- Сбор документов — при этом семья оплачивает государственную регистрацию и пошлину. Вносить плату за получение справок и услуг не нужно.
- Земельный надел выдается бесплатно только один раз. Заявитель получает свидетельство о выдаче земли, и она переходит в его частное владение. После этого распоряжаться наделом семья может по своему усмотрению — начать строительство, посадить огород, обзавестись хозяйством либо вовсе продать. Если участок семейству не понравился, от него можно письменно отказаться. Однако, пожелав получить другой надел, семье придется пройти все этапы оформления с самого начала.
Многодетная семья – это всегда та семья, которая воспитывает большее количество детей, нежели статистически установлено в данном регионе как среднее количество детей в семье. Конкретного определения с точки зрения действующего законодательства на сегодняшний день для многодетной семьи не установлено. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи приходится обращаться к большому количеству нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.
Каждый
регион
, в зависимости от того, на каком уровне находится демографическая ситуация в нем, устанавливает перечень основных параметров, по которым следует определять, является ли та или иная семья многодетной или нет.
Так, например, в Московской области многодетной признается семья, которая воспитывает трех и более детей независимо от того, являются ли такие дети рожденными в данной семье или были усыновлены с оформлением всех соответствующих документов. Для республик Северного Кавказа, где демографическая ситуация на порядок лучше, чем в Центральном Федеральном Округе, характерна ситуация, где в семье трое или четверо детей. Для этих регионов многодетная семья – это семья, в которой не менее пяти детей, также независимо от того, рожденные в данной семье эти дети или же они усыновленные.
Таким образом, многодетная семья – это всегда семья, в которой количество воспитываемых детей превышает установленное среднестатистическое значение.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ
Нa ocнoвe yкaзa Пpeзидeнтa № 431, пoмoщь мнoгoдeтным ceмьям oт гocyдapcтвa в 2021 гoдy бyдeт oкaзaнa в cлeдyющиx нaпpaвлeнияx:
- льгoты нa eдy в yчeбныx yчpeждeнияx;
- ycлyги вpaчeй;
- нaлoгooблoжeниe;
- зeмeльныe oтнoшeния;
- coдeйcтвиe пpи тpyдoycтpoйcтвe;
- пoлyчeниe oбpaзoвaния кaк дeтьми, тaк и иx poдитeлями;
- жилищнo-кoммyнaльныe ycлyги;
- пoмoщь в вeдeнии дaчнoгo или фepмepcкoгo xoзяйcтвa;
- ycлyги тpaнcпopтa.
Чтoбы пoлyчить пpeимyщecтвa, мнoгoдeтнoй ceмьe мoжнo oбpaтитьcя в opгaны:
- Пeнcиoнный фoнд Poccии;
- oтдeл пoддepжки нaceлeния в cвoeм paйoнe;
- MФЦ.
Чтoбы oфopмить льгoты, вaжнo пoлyчить в Упpaвлeнии coциaльнoй пoддepжки yдocтoвepeниe o cтaтyce мнoгoдeтнoй ceмьи. C этим и дpyгими дoкyмeнтaми, нeoбxoдимo oбpaтитьcя в любoй из пepeчиcлeнныx вышe opгaнoв и нaпиcaть зaявлeниe. Oбpaщeниe изyчaют в тeчeниe 30 днeй.
Кpoмe пpивилeгий тpyдa, жeнщинa, вocпитывaющaя нecкoлькo дeтeй, имeeт пpaвo нa зaблaгoвpeмeннyю пeнcию. Чтoбы пoлyчить дocpoчнyю пeнcию, жeнщинa мoжeт:
poдить пятepo дeтeй и выpacтить иx дo 8-лeтнeгo вoзpacтa;
poдить двoиx дeтeй, paбoтaть нa Кpaйнeм Ceвepe и yвeличить cтaж paбoты нa 5 лeт.
CПPABКA! B oктябpe 2021 гoдa вышeл зaкoн oб oкaзaнии poдитeлям, имeющим 3-x дeтeй и бoлee, вoзpacтoм млaдшe 12-ти лeт, пpaвa выбиpaть вpeмя oтпycкa пepвым в oчepeди.
Права многодетных защищены 431 Указом Президента и Федеральными законами (173, 138). Первый нормативно-правовой акт содержит перечень распоряжений и преференций, которые должны быть предоставлены родителям, воспитывающим 3 и более детей. Подробности приведены в таблице:
Пункт | Ответственные лица | Описание |
---|---|---|
1 | Власти регионов | • Установить критерии «многодетности», ориентируясь на социальное и экономическое состояние субъекта. • Утвердить перечень привилегий в качестве меры господдержки родителей, содержащих 3 и более детей. |
2 | Правительство РФ | • Изучать уровень жизни населения для своевременного внесения изменений в законодательство. |
3 | Минфин, Минтруд | • Составить план выделения помощи и возмещения убытков в течение 30 дней с момента утверждения документа. |
4 | Федеральные и региональные власти | • Ввести в действие нормативно-правовой акт с 01.07.92 г. |
Федеральный закон №173 содержит информацию о трудовых пенсиях граждан России. Большую часть льготных категорий представляют женщины, воспитывающие детей. Основания для предоставления преференции многодетным матерям приведены в таблице:
Причина | Требования |
---|---|
Рождение или усыновление 5 детей | • иждивенцам было меньше 8 лет в момент усыновления. • имеется 15 лет страхового стажа; • 5 детям исполнилось 8 лет. |
Воспитание ребенка-инвалида | • женщина имеет 15 лет страхового стажа; • ребенку исполнилось 8 лет. |
Мать 2 и более детей, проживающая на Крайнем Севере | • трудовой стаж: — 12 лет на Крайнем Севере; — 17 лет на прилегающих территориях. • страховой стаж составляет 20 лет; |
Последние поправки внесены в конце 2015 года. При соответствии критериям, пенсионный возраст матерей снижается на 5 лет.
С момента развала СССР ежегодно усугублялась демографическая обстановка в стране. В 1999 году члены Государственной думы в целях повышения уровня рождаемости приняли Федеральный закон «О поддержке многодетных семей». Нормативно-правовой акт содержал определение основных понятий, условия предоставления помощи и прочие нюансы:
Глава | Количество статей | Описание |
---|---|---|
1 | 3 | Область применения, источники финансирования и порядок предоставления помощи. |
2 | 2 | Условия получения привилегий, перечень льгот и выплат. |
3 | 5 | Итоговые положения. |
С помощью закона о поддержке многодетных семей власти хотели создать условия для полноценного развития детей. В настоящий момент нормативный документ не актуален. В. В. Путин отклонил ФЗ из-за тяжелого финансового состояния страны и наличие прочих законов, защищающих права семей с 3 и более детьми.
Федеральный закон от 14.06.2011 г. № 138-ФЗ
Конкретного определения понятия многодетности в Российском законодательстве нет. Если обратиться к юридической практике, то в такую категорию попадут семьи, в которых больше трех несовершеннолетних детей:
- рожденных,
- усыновленных;
- взятых под опеку.
Учитывается количество детей, на которых у родителей имеются права.
Документ обсуждается на различных правовых уровнях и существует в виде законопроекта. Закон реализует главные аспекты сферы многодетности, закрепленные Конституцией, вышеприведенным Указом Президента, Семейным и Гражданским кодексами и иными актами органов государственной власти. Целью проводимой работы станет создание единого акта, регулирующего правоотношения, связанные с многодетными ячейками общества и их обеспечением.
Действующие законы для многодетных семей предусматриваются властями субъектов РФ. Статус многодетной подтверждается наличием удостоверения, которое выдается по предъявлении родителем (усыновителем) документов-оснований в Управление социальной защиты по месту проживания:
- заявление;
- паспорта обоих родителей, при отсутствии прописки в которых дополнительно требуются документы, подтверждающие место жительства;
- свидетельства о рождении детей и документы об их прописке;
- фото родителей формата 3 х 4;
- свидетельство об усыновлении (удочерении) дополнительно предоставляется усыновителем.
Для начала родители должны получить удостоверение, подтверждающее многодетность. Оформляется документ в социальной службе по месту жительства. С собой нужно взять пакет документов, обосновывающий просьбу:
- Заявление о предоставлении статуса. Помогут с составлением сотрудники отделения соцзащиты.
- Удостоверение личности заявителя.
- Метрики детей.
- Выписка из домовой книги.
- Фото (3*4) родителя, подающего документы.
- Свидетельство о регистрации и/или расторжении брачного союза.
Если ребенок обучается или призван в армию, то подтверждается момент справкой из военкомата или образовательного заведения. Срок действия выданного удостоверения варьируется в зависимости от региона проживания семьи. В случае переезда процедуру придется проходить заново.
После подтверждения статуса родителю потребуется явиться в орган, предоставляющий льготу. Обычно речь идет о налоговой службе, органе социальной защиты, пенсионном фонде или учебном заведении. Оформить несколько преференций сразу можно в многофункциональном центре оказания услуг.
Многодетные семьи, проживающие на территории России, защищены 431 Указом Президента и Федеральными законами. Дополнительные преференции предоставляют местные власти. Для оформления причитающихся льгот потребуется собрать пакет документов, подтвердить «многодетность» и обратиться в требуемый орган или учреждение.
Многодетная семья является уязвимой категорией населения. Чтобы улучшить качество жизни людей, имеющих троих и более несовершеннолетних детей, был принят федеральный закон № 138 «О государственной поддержке многодетных семей».
При этом не имеет значения, приемные дети или родные. В любом случае многодетным семьям полагаются различные виды льгот и пособий, кроме того, они имеют право на получение земельных участков от государства. Последние выдаются безвозмездно, их размер, местонахождение и условия передачи регламентируются региональным законодательством РФ.
Многодетная семья – это всегда та семья, которая воспитывает большее количество детей, нежели статистически установлено в данном регионе как среднее количество детей в семье. Конкретного определения с точки зрения действующего законодательства на сегодняшний день для многодетной семьи не установлено. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи приходится обращаться к большому количеству нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.
Каждый
регион
, в зависимости от того, на каком уровне находится демографическая ситуация в нем, устанавливает перечень основных параметров, по которым следует определять, является ли та или иная семья многодетной или нет.
Так, например, в Московской области многодетной признается семья, которая воспитывает трех и более детей независимо от того, являются ли такие дети рожденными в данной семье или были усыновлены с оформлением всех соответствующих документов. Для республик Северного Кавказа, где демографическая ситуация на порядок лучше, чем в Центральном Федеральном Округе, характерна ситуация, где в семье трое или четверо детей. Для этих регионов многодетная семья – это семья, в которой не менее пяти детей, также независимо от того, рожденные в данной семье эти дети или же они усыновленные.
Таким образом, многодетная семья – это всегда семья, в которой количество воспитываемых детей превышает установленное среднестатистическое значение.
Кpoмe пpивилeгий тpyдa, жeнщинa, вocпитывaющaя нecкoлькo дeтeй, имeeт пpaвo нa зaблaгoвpeмeннyю пeнcию. Чтoбы пoлyчить дocpoчнyю пeнcию, жeнщинa мoжeт:
poдить пятepo дeтeй и выpacтить иx дo 8-лeтнeгo вoзpacтa;
poдить двoиx дeтeй, paбoтaть нa Кpaйнeм Ceвepe и yвeличить cтaж paбoты нa 5 лeт.
CПPABКA! B oктябpe 2021 гoдa вышeл зaкoн oб oкaзaнии poдитeлям, имeющим 3-x дeтeй и бoлee, вoзpacтoм млaдшe 12-ти лeт, пpaвa выбиpaть вpeмя oтпycкa пepвым в oчepeди.
Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 183-ФЗ был принят 14 июня 2011 года. Он дополняет статью 16 другого нормативно-правового акта под названием «О содействии развитию жилищного строительства». Он содержит данные о предоставлении жилищных льгот малоимущим и многодетным семействам. Положения включают в себя сведения:
- о размере предоставляемых территорий;
- о порядке получения места в очереди;
- о процедуре получения и оформления земельных наделов;
- о причинах отказа постановки в очередности.
Все представленные правила могут дополняться региональным законодательством. В 2011 году был разработан законопроект, согласно которому семьи с родившимся третьим ребенком вправе претендовать на землепользование, а позже и на оформление участка в собственность. Основные нормы установлены центральной властью, а порядок распределения территорий и их величина формируются местными регламентами.
Сразу после подачи документов в государственный орган супруги задумываются о продолжительности рассмотрения заявки. Как долго власть изучает бумаги? Здесь все зависит от региона. Существует негласное правило, в соответствии с которым, уведомление о постановке на учет должно прийти в течение месяца.
Если документация была подана через портал «Госуслуг», то заявителю придет уведомление на электронную почту. Обычную бумагу вышлют родителю, который подавал справки непосредственно в государственный орган. В большинстве городов России письмо приходит уже через 3 дня. Это не касается Москвы и Петербурга – там ожидание значительно дольше.
ФЗ №138 является бессрочным нормативным актом, а потому заморозка программы в ближайшее время не планируется. Многодетные граждане, попавшие под условия действия субсидии, имеют возможность на получение участков в любую дату.
Проблемы, однако, имеются, причем существенные. В немалой части российских регионов программа действует недостаточно эффективно. Некоторые субъекты и вовсе не располагают свободным запасом земли. Путем судебных споров отдельные получатели субсидии пытаются выбить денежную компенсацию за недостающие клочки территории.
В гражданском праве есть три вида собственности: пользование, распоряжение и владение. Оформить полученный участок как свой на первых порах не получится. Государство дает территорию как бы в аренду.
Но даже она может быть ликвидирована, если земля будет пустовать. Сразу при оформлении участка семейство должно начать активное строительство. Достаточно лишь заложить фундамент в первые три месяца со дня получения субсидии, чтобы власти не отняли землю.