Сроки выставления счетов- фактур в 2022 году статья нк РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки выставления счетов- фактур в 2022 году статья нк РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Счет-фактура – это документ, на основании которого покупатель принимает к вычету НДС, предъявленный ему продавцом товаров (работ, услуг).

Счета-фактуры могут быть составлены на бумаге или могут быть оформлены в электронном виде. Стоит отметить, что до 01.07.2021 составление электронных счетов-фактур – дело добровольное и достигается согласием между продавцом и покупателем. Однако с 1 июля в некоторых случаях составление счетов-фактур в электронном виде станет обязательным. Об этом мы расскажем подробно ниже.

Порядок устанавливает процедуры документооборота между участниками электронного взаимодействия по выставлению и получению счетов-фактур в электронной форме («отгрузочных», «авансовых», исправленных, корректировочных):

  • по взаимному согласию сторон сделки (п. 1 и 4 Порядка);

  • в случаях, когда выставление электронного счета-фактуры является обязательным в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, в частности при отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости, – п. 5 ст. 169 НК РФ (п. 1 Порядка).

Обратите внимание: основанием для налогового вычета является счет-фактура в электронной форме, сформированный согласно абз. 9 ст. 169 НК РФ в соответствии с утвержденным форматом (см. Приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@) и подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) уполномоченного лица (продавца, включая налоговых агентов, указанных в п. 4, 5, 5.1 и 8 ст. 161 НК РФ, а также посредников (комиссионера, агента), действующих в интересах принципала, реализующих либо приобретающих товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени), выставленный и полученный по ТКС в соответствии с Порядком.

Документооборот счетов-фактур в электронной форме осуществляется по ТКС через оператора (одного или нескольких) ЭДО, в обязанность которого (которых) входит обеспечение взаимодействия продавца и покупателя при выставлении и получении электронных счетов-фактур и обмене иными документами, предусмотренными Порядком.

При выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме продавец и покупатель осуществляют документооборот по каждому счету-фактуре в отдельности. При этом счета-фактуры могут иметь зашифрованный вид (п. 1 и 6 Порядка подключения к Интернету, утвержденного Указом Президента РФ от 22.05.2015 № 260). Исключением являются следующие случаи (п. 7 Порядка):

  • введение нормативными правовыми актами запрета на шифрование информации счетов-фактур в электронной форме;

  • выставление в соответствии со ст. 169 НК РФ электронных счетов-фактур, содержащих регистрационные номера партии товара, подлежащего прослеживаемости;

  • наличие в договоре, заключенном между продавцом (покупателем) и оператором ЭДО, составившим договор с продавцом (оператором ЭДО, составившим договор с покупателем), поручения о проведении соответствующим оператором ЭДО проверки счета-фактуры в электронной форме, в том числе на соответствие формату, утвержденному на момент создания счета-фактуры в электронной форме.

Счет-фактура в электронной виде считается выставленным, если продавцу поступило соответствующее подтверждение (см. п. 15 Порядка) от заключившего с ним договор оператора ЭДО. Дата, указанная в этом подтверждении, считается датой выставления такого счета-фактуры.

Счет-фактура в электронной виде считается полученным, если покупателю поступило соответствующее подтверждение (см. п. 16 Порядка) оператора ЭДО, заключившего с ним договор. Датой получения такого счета-фактуры считается дата направления покупателю оператором ЭДО выставленного счета-фактуры продавца, указанная в подтверждении.

К сведению: хранение документов, подписанных электронной подписью, составление, выставление (направление) и получение которых предусмотрено Порядком, обеспечивается участниками ЭДО с учетом сроков хранения архивных документов, определенных в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ.

Что нужно сделать продавцу (покупателю), чтобы принять участие в электронном документообороте?

Для участия в электронном документообороте необходимо представить оператору по ТКС соответствующее заявление, в котором указана следующая информация (пп. «а» п. 11 Порядка):

  • полное наименование организации (для ИП – Ф. И. О. (при наличии));

  • адрес юридического лица в пределах места его нахождения (для ИП – место жительства);

  • ИНН юридического лица (ИП);

  • сведения о владельцах квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и реквизиты таких сертификатов;

  • контактные данные организации (ИП);

  • сведения о налоговом органе, в котором состоит на учете организация (ИП);

  • сведения о согласии на предоставление сведений другому оператору для целей оказания услуг в рамках ЭДО счетов-фактур в электронной форме между продавцом и покупателем.

Оператор выдаст участнику ЭДО идентификатор, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения к ЭДО счетов-фактур в электронной форме (пп. «б» п. 11 Порядка).

К сведению: в случае изменения учетных данных продавец (покупатель), получивший у оператора идентификатор участника ЭДО, не позднее трех рабочих дней со дня соответствующего изменения должен представить оператору заявление о внесении изменений в свои учетные данные. Последний, в свою очередь, внесет изменения. На это ему отведено не более трех рабочих дней с момента получения заявления (п. 12 Порядка).

Оператор не позднее трех рабочих дней с момента подключения продавца (покупателя) к ЭДО (изменения учетных данных участника ЭДО) направляет в налоговый орган по месту нахождения продавца (покупателя) сведения об учетных данных участника ЭДО (об изменении учетных данных участника ЭДО). Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Покупатель проверяет полученный от продавца счет-фактуру в электронной форме на соответствие установленным НК РФ требованиям (п. 17 Порядка).

В случае выявления необходимости исправления ошибок покупатель:

1) формирует в электронном виде уведомление об уточнении электронного счета-фактуры и подписывает его электронной подписью уполномоченного на то лица;

2) зашифровывает (при необходимости) уведомление об уточнении электронного счета-фактуры;

3) направляет файл подписанного уведомления в адрес продавца через оператора ЭДО, с которым у него заключен договор.

К сведению: как отмечено в п. 18 Порядка, электронный документооборот между участниками при направлении и получении уведомления об уточнении счета-фактуры осуществляется по аналогии с тем, что предусмотрен п. 20 и 21 Порядка для направления и получения извещения о получении счета-фактуры в электронной форме, указанного в п. 19 Порядка.

При организации электронного документооборота по взаимному согласию сторон сделки в случае положительного результата проверки покупатель совершает следующие действия (п. 19 Порядка):

Обновлен порядок выставления и получения электронных счетов-фактур

Такие ситуации, а также действия, которые нужно совершить, прописаны в п. 23 и 24 Порядка.

Если продавец, покупатель или оператор ЭДО не получили в установленный Порядком срок соответствующие подтверждения, предусмотренные п. 15, 16, 20 и (или) 21, они должны сообщить любым доступным способом о данном факте лицу, которое направляет подтверждение.

Покупатель, не получив от продавца электронный счет-фактуру в установленный п. 3 ст. 168 НК РФ срок (не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки), с учетом увеличения этого срока на время, необходимое для выполнения операторами ЭДО мероприятий в соответствии с п. 15 и 16 Порядка, сообщает о данном факте продавцу любым доступным способом.

Если продавец получил подтверждение своего оператора о поступлении электронного счета-фактуры и о положительном результате его проверки, он должен уточнить у своего оператора информацию о факте получения оператором покупателя счета-фактуры в электронной форме и сообщить любым доступным способом об этом покупателю.

Участники электронного документооборота совместно принимают меры, направленные на получение покупателем счета-фактуры в электронной форме.

При невозможности направить счет-фактуру в электронной форме в адрес покупателя через оператора (операторов) ЭДО продавцу следует направить покупателю бумажный счет-фактуру. Но так поступать нельзя, если речь идет об отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости (случай указан в п. 4 Порядка). Показатели выставленного ранее продавцом счета-фактуры в электронной форме, на который было получено подтверждение оператора ЭДО, переносятся продавцом без изменений в счет-фактуру, составленный на бумажном носителе, и дополняются подписью главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица. Дальнейшее перевыставление такого счета-фактуры в электронной форме не допускается.

В иных случаях продавец направляет покупателю счет-фактуру в электронной форме в соответствии с Порядком.

* * *

Мы рассмотрели обновленный порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (через операторов ЭДО, соответствующих установленным требованиям), который вступит в силу с 01.07.2021.

Порядок предусматривает особенности выставления счетов-фактур в связи с введением национальной системы прослеживаемости товаров. Напомним, с 01.07.2021 в счете-фактуре (корректировочном счете-фактуре), оформленном при совершении операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, помимо общих сведений необходимо будет указать дополнительные реквизиты (регистрационный номер партии товара, единица измерения товара, количество товара в указанных единицах).

Кроме того, с названной даты лица, не являющиеся плательщиками НДС, в отношении прослеживаемых товаров не вправе отказаться от оформления счета-фактуры.

Позиция Минфина основывается на том, что счета-фактуры являются основанием для принятия сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ. В п. 5 перечислены обязательные реквизиты документа, одним из которых является дата составления счета-фактуры. Таким образом, по мнению Минфина, нарушение срока заполнения даты счета-фактуры является невыполнением этих требований. Следовательно, ведет к отказу в вычете НДС. Покупателю ничего не остается, кроме как списать НДС на убытки. Продавец же, выставивший счет-фактуру с просрочкой, не несет за это никакой ответственности: нигде не прописаны штрафные санкции за нарушение срока выставления документа, и, кроме того, счет-фактуру у продавца налоговая будет запрашивать только в случае встречных проверок.

«При работе с бумажными счетами-фактурами налогоплательщики не боялись действовать наперекор позиции Минфина. Действительно, в бумажном варианте даты составления и выставления не различаются, и всегда можно датировать документ нужным числом. С появлением же электронных счетов-фактур бухгалтеры насторожились. В электронном документе дата выставления строго фиксируется оператором независимо от участников документооборота в технологических документах, которые налоговая запрашивает вместе с электронным счетом-фактурой, и изменить ее невозможно. Значит, налогоплательщику придется вступать в прямую конфронтацию с чиновниками», — рассказывает эксперт системы для обмена электронными юридически значимыми документами Диадок Тамара Мокеева.

На самом деле выставление счета-фактуры с просрочкой пятидневного срока с 2010 года не несет никаких негативных последствий для покупателя в плане утраты права на вычет. Это следует из прямого чтения нынешней редакции НК (п. 3 ст. 168, п. 2 ст. 169) согласно изменениям, внесенным в п. 2 ст. 169 НК федеральным законом от 17.12.09 № 318-ФЗ, а именно: «ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога». Дата счета-фактуры ни одной из таких ошибок не является.

Согласно Налоговому кодексу, невыполнение требований к счету-фактуре и корректировочному счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (п. 2 ст. 169 НК РФ). Но любые несоответствия этим пунктам поправимы: на каждый случай можно составить либо корректировочный, либо исправленный счет-фактуру.

«Письма Минфина в первую очередь являются разъяснительными комментариями, но никак не законными или же подзаконными актами. Руководствоваться мнением чиновников в данном вопросе или же своими собственными соображениями — личное дело каждого налогоплательщика. Более того, письмо Минфина от 26.08.2010 № 03−07−11/370 устарело: оно не имеет отношения к нынешней редакции НК, так как в тексте письма имеется прямая ссылка на редакцию кодекса, действующую до 01.01.2010», — объясняет Тамара Мокеева.

В конце концов, в том же письме Минфин и сам уведомляет, что «направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

Арбитражная судебная практика сегодня также как правило складывается в пользу налогоплательщика. Если налоговая все же видит факт нарушения регламента Налогового кодекса и отказывает в вычете, то суд чаще всего считает иначе. Например, показательным было дело № Ф09-10201/07-С2. Федеральный арбитражный суд Уральского округа указал на то, что согласно тексту ст. 168 Налогового кодекса содержащиеся в ней правила в отношении расчетных и первичных учетных документов относятся к документам, исходящим от продавца. Поэтому нарушение контрагентами указанных правил не является основанием для отказа в принятии к вычету налога, уплаченного на основании таких счетов-фактур. В постановлении ФАС Московского округа от 23.12.2011 по делу № А40-142945/10-118-831 суд также отметил, что «согласно ст. 169 НК РФ нарушение предусмотренного п. 3 ст. 168 НК РФ пятидневного срока не предусмотрено в качестве основания для отказа в применении налоговых вычетов».

Разрешая подобные налоговые споры, арбитражные суды руководствуются прежде всего прямым чтением Налогового и Гражданского кодексов. А в п.3 ст. 168 НК РФ всего лишь сказано, что продавец должен составить счет-фактуру в течение пяти дней. То есть эта норма регламентирует действия продавца. Ничего другого это не означает.

Азза Гайсин

Тамара Мокеева,
эксперт системы для обмена электронными юридически значимыми документами Диадок

« Невозможность выставить электронный счет-фактуру с просрочкой — одна из самых популярных «страшилок» бухгалтерии. Однако при оценке налоговых последствий прежде всего следует руководствоваться действующей редакцией НК, из которой четко следует, что отказать в праве на вычет в случае несоблюдения пятидневного срока выставления счета-фактуры нельзя. Получается, что «проблема пяти дней» больше основывается на страхе возможного конфликта с налоговым органом. Однако арбитражная практика очень последовательно защищает позицию налогоплательщиков в этом вопросе. Остается надеяться, что постоянное использование электронных счетов-фактур, не допускающих манипуляций с датами, в конце концов сведет такие ситуации на нет. »

При работе с бумажными счетами-фактурами налогоплательщики не боялись действовать наперекор позиции Минфина. С появлением же электронных счетов-фактур бухгалтеры насторожились.

Статья 169. Счет-фактура

Наказания за нарушение срока выставления счета-фактуры действующим законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

Однако если нарушен 5-дневный срок на стыке налоговых периодов, то ИФНС может попытаться наказать продавца за отсутствие счета-фактуры по пп. 1 и 2 ст. 120 НК РФ, начислив ему штраф от 10 000 (при однократном нарушении) до 30 000 руб. (при систематических нарушениях). Во избежание этого документ, оформляемый с опозданием, лучше делать с указанием в нем правильной даты, даже в ущерб последовательности нумерации. Если следствием выставления счета-фактуры в другом налоговом периоде будет занижение налоговой базы, то штраф может составить 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). То есть до составления налоговой декларации необходимо сверить и увязать учетные цифры реализации и относящегося к ней налога с аналогичными данными книги продаж. Это позволит выявить недостающие документы и дооформить их до сдачи отчетности.

Внимание!

Абзацем 3 пункта 2 статьи 169 НК РФ установлено, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 данной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Согласно последним разъяснениям финансового ведомства (письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-09/11863) нормами главы 21 НК РФ указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) (например, должности уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру) не запрещено.

Как следует из письма ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, глава 21 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. Указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.

Внимание!

При приобретении товаров обособленными подразделениями необходимо учитывать, что такие подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) приобретаются организацией через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) выписываются на имя организации. При этом по строке 6б счета-фактуры «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения (письмо Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/55).

Актуальная проблема.

В правоприменительной практике часто возникают вопросы о праве налогоплательщика на возмещение НДС по сделкам, совершенным с недобросовестными контрагентами, которые не соблюдают налоговое законодательство.

Судебная практика.

Суды по данному вопросу занимают сторону налогоплательщика, ссылаясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в соответствии с которым представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Исходя из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2013 N А32-13720/2012 указание в счетах-фактурах контрагента юридического адреса при несовпадении его с фактическим местом нахождения организации не может повлечь для контрагента негативных последствий, так как адреса в спорных счетах-фактурах согласно выпискам из ЕГРЮЛ на момент совершения хозяйственных операций и выставления счетов-фактур являлись юридическими адресами контрагентов налогоплательщика.

В Постановлении от 18.11.2011 N А68-14612/09(2) ФАС Центрального округа, признав представленные индивидуальному предпринимателю контрагентом документы содержащими все необходимые реквизиты и соответствующими требованиям, предъявляемым налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, обратил внимание, что налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанность выяснять, соответствует ли фактическое местонахождение поставщиков адресам, указанным в их учредительных документах, устанавливать действительных руководителей этих организаций и исследовать достоверность подписей на первичных документах.

Материалами дела подтверждается, что контрагент налогоплательщика зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, а также состоит на учете в налоговом органе.

Недобросовестность контрагента организации (отсутствие по юридическому адресу, непредставление отчетности в налоговый орган по месту налогового учета) сама по себе не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Выявление налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности поставщиков (подрядчиков) как налогоплательщиков, является основанием для применения к этим лицам мер, предусмотренных действующим законодательством, но не влечет автоматического признания покупателя их товаров (работ, услуг) недобросовестным налогоплательщиком.

Актуальная проблема.

На практике зачастую возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу правильности заполнения счета-фактуры. В частности, имеет ли право налогоплательщик на налоговые вычеты, если в счете-фактуре неверно указан идентификационный номер покупателя.

Судебная практика.

Большинство судов по данному вопросу занимает позицию, согласно которой неправильное указание ИНН покупателя не является существенным нарушением требований налогового законодательства и не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

Как следует из Постановления ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/11365-10, судами нижестоящих инстанций установлено, что подрядчиком вследствие технической ошибки в счетах-фактурах неверно указан ИНН заказчика. В то же время ИНН заказчика известен налоговому органу, поскольку он состоит у него на учете, что подтверждается соответствующим свидетельством. При этом иные реквизиты счетов-фактур заполнены верно, что позволяет идентифицировать заказчика в качестве покупателя работ (услуг). Кроме того, ИНН заказчика правильно указан в договоре, заключенном с подрядчиком, дополнительных соглашениях к нему, платежных поручениях, актах сдачи-приемки выполненных работ.

Счет-фактура — главный учетный документ, подтверждающий факт отгрузки товара или предоставления услуг по установленной стоимости. Это не единственная функция данной формы. Он играет основную роль при подтверждении суммы НДС как по реализации товаров (услуг), так и входящего НДС для доказательства права на налоговый вычет в целях избегания двойного налогообложения. В п. 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ указано, что такое счет-фактура и для чего она нужна — составлять эти документы должны все плательщики НДС по облагаемым операциям.

ВАЖНО! Наличие счета-фактуры является обязательным условием для зачета суммы НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), которые были приобретены налогоплательщиком.

Это очень важный документ, нередко используемый в судебных спорах, поэтому его необходимо заполнять правильно.

Общее правило следующее: счет-фактура выписывается в течение 5 дней с момента передачи (отгрузки) товара, выполнения работ или оказания услуг. Дни учитываются календарные. Эта норма закреплена в п. 3 ст. 168 НК РФ. Правила одинаковые как для бумажных счетов-фактур, так и для электронных. Также, согласно п. 3 ст. 168 НК РФ, при оформлении авансовых документов эту форму оформляют в течение тех же 5 календарных дней, но уже с момента получения оплаты в счет будущих поставок, выполнения работ, оказания услуг.

В законодательстве указаны случаи, когда счет-фактура не является обязательным документом, а совершение и исполнение сделки подтверждается другими данными: накладной, счетом на оплату. Исходя из нормативных актов, счет-фактура не заполняется при следующих обстоятельствах:

  • сделка не облагается НДС (ст. 149 и 169 НК РФ);
  • при реализации товаров за наличный расчет (в этом случае достаточно чека или бланка строгой отчетности);
  • при применении упрощенных режимов налогообложения;
  • юридическое лицо — работодатель передает товар своему сотруднику без предоставления встречной оплаты, то есть безвозмездно (согласно письму Министерства финансов РФ от 08.02.2016 № 03-07-09/6171);
  • при отправке товара, облагаемого по нулевой ставке, на экспорт, если покупатель не является плательщиком НДС, если отгрузка состоялась не позднее 5 календарных дней с момента получения предоплаты (согласно письму Минфина России от 18.01.2017 № 03-07-09/1695).

Есть три основных вида счета-фактуры:

  • обычный, отгрузочный. Этот документ подтверждает, что товар передан. Это самый распространенный вид счета-фактуры, но законодательными актами предусмотрен не только он один;
  • авансовый, выписываемый и составляемый при заключении договора и получении аванса за выполненные работы или оказанные услуги. Факт передачи такой бланк не подтверждает;
  • корректировочный, заполняемый при изменении цены или количества отгруженной продукции.

Понятие счет-фактура закреплено в ст. 169 НК РФ. Форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137. Но в 2013 году ИФНС рекомендовала использовать универсальный передаточный документ, разработанный на основе утвержденной формы. В бланке должны присутствовать реквизиты согласно НК РФ, добавление в него оптимальных для продавца и покупателя дополнительных реквизитов не должно влиять на действительность документа.

Просрочка выставления счета-фактуры – проблема или мыльный пузырь?

Эксперимент по прослеживаемости импортных товаров проводился в стране с 1 июля по 31 декабря 2020 года. Для того чтобы обеспечивать его функционирование, в Налоговый Кодекс вносят соответствующие поправки, например:

  • в ст. 23 НК РФ устанавливается, что налогоплательщики, которые осуществляют операции с прослеживаемыми товарами, должны подавать в ФНС отчёты, содержащие соответствующие реквизиты;
  • в ст. 169 НК РФ устанавливается, что в электронном виде счета-фактуры выставляются во всех случаях, кроме исключений, установленных законодательством (экспорт и сделки с физическими лицами).

Национальная система прослеживаемости товаров выходит из экспериментальной фазы и вводится в стране на законодательном уровне. С ней и связано введение новых обязательных реквизитов.

Эксперимент показал, что именно нужно включать в систему прослеживаемости к моменту её внесения в Налоговый Кодекс. Таким образом, обязательными реквизитами для заполнения станут:

  • регистрационный номер партии прослеживаемого товара;
  • регистрационный номер декларации;
  • единица измерения прослеживаемого товара;
  • количество прослеживаемого товара в соответствующих единицах измерения.

Те же самые правила касаются не только основных счетов-фактур, но и корректировочных.

Счёт-фактура оформляется каждый раз при реализации товаров и услуг, если они признаются объектом налогообложения. Эти нормы установлены в п. 3 ст. 169 НК РФ, исключения перечислены в ст. 149 НК РФ.

С 1 июля 2021 года в п. 3 ст. 169 НК РФ будут внесены правки. Сейчас во время реализации товаров или услуг лицам, которые не платят НДС, по обоюдному письменному согласию документ можно не оформлять. 1 июля в том же пункте будет уточнено, что операции с прослеживаемыми товарами будут являться исключением и по письменному согласию избежать составления документа будет нельзя.

Важно: с 1 июля оформление счёта-фактуры по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, станет обязательной процедурой.

Определение реализации дано в ст. 39 НК РФ — передача товар, работ и услуг на возмездной основе. При реализации товаров или услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, возникает обязательство выставления счетов-фактур — документов, удостоверяющих фактическую отгрузку товаров, выполнения работы или оказания услуг.

При заполнении счёта-фактуры нужно руководствоваться Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Документ можно разделить на три части: строки, таблица и часть для подписей. В первой части 13 строк для заполнения, во второй, табличной части, — 14 граф. В представленной ниже таблице что нужно заполнять в отдельных строках и графах счёта-фактуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.