Приказ о создании комиссии по специальной оценке условий труда образец в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о создании комиссии по специальной оценке условий труда образец в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определение СОУТ содержится в статье 3 ФЗ №426. Оценка представляет собой перечень мероприятий, в ходе которых устанавливается наличие вредных факторов на рабочем месте. По итогам оценки рабочему месту присваивается определенный класс. На его основании формируется план мер, нужных для улучшения условий труда. Кроме того, на основании класса назначается доптариф, по которому нужно уплачивать страховые взносы.

Приказ о создании комиссии по оценке труда

Итоги спецоценки нужны работодателю для следующих целей:

  • Обоснование трат на организацию мероприятий по улучшению условий на рабочем месте. Обоснование нужно для возмещения расходов из средств ФСС.
  • Обоснование трат на покупку средств защиты, организацию зон отдыха, оборудование рабочих мест.
  • Определение доптарифов страховых взносов в ПФР.
  • Установление скидок на страховые тарифы.
  • Предоставление сотрудникам гарантий.

Результаты спецоценки имеют принципиальное значение для работодателя.

Спецоценка проводится совместно. В ней участвует работодатель, а также организация с соответствующими полномочиями. Эта организация привлекается к работе на базе гражданско-правового соглашения. Порядок процедуры оговорен в главе 2 ФЗ №426 от 28 декабря 2013 года. Рассмотрим основные этапы процедуры.

Для организации комиссии руководитель ЮЛ или ИП должен издать приказ. На основании документа определяются эти положения:

  • Состав комиссии.
  • Руководитель.
  • Перечень работ по СОУТ.
  • График проведения спецоценки.

В законе содержатся особые требования к составу комиссии. В частности, число ее участников должно быть нечетным. Требуется это для целей голосования. В статье 9 ФЗ №426 оговорено, что в состав комиссии должен входить сотрудник, специализирующийся на охране труда. Что делать, если такой сотрудник в компании не работает? Ответственность за охрану труда может взять на себя руководитель или ИП.

Приложение N 5. Приказ «О проведении специальной оценки условий труда»

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

Приказ о назначении комиссии СОУТ

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

2.1. Утверждает перечень рабочих мест по проведению СОУТ вспомогательного персонала и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (далее — Работники).

2.2. Контролирует все этапы проведения СОУТ.

2.3. Рассматривает и подписывает документы по итогам проведения СОУТ.

2.4. Организует ознакомление Работников с результатами проведения СОУТ.

Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений администрации города Белгорода информацию, необходимую для проведения СОУТ.

3.2. Члены Комиссии при несогласии с результатами проведения СОУТ имеют право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прикладывается к отчету о проведении СОУТ.

3.3. Приглашать на свои заседания должностных лиц администрации города Белгорода, не входящих в состав Комиссии, по вопросу проведения СОУТ.

4.1. Комиссия состоит из должностных лиц администрации города.

4.2. Состав Комиссии утверждается и изменяется распоряжением администрации города Белгорода. Изменения в состав Комиссии вносятся по мере необходимости.

4.3. В состав Комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Комиссии.

4.4. Председатель Комиссии:

— осуществляет руководство деятельностью Комиссии и организует ее работу;

— подписывает документы по итогам проведения СОУТ от имени работодателя;

— инициирует проведение заседаний Комиссии;

— определяет место и время проведения заседаний;

— председательствует на заседаниях и подписывает протоколы решений Комиссии;

— осуществляет подготовку и направление для размещения на сайте органов местного самоуправления города Белгорода сводных данных о результатах проведения СОУТ.

4.5. Заместитель председателя Комиссии:

— председательствует на заседаниях Комиссии в случае отсутствия председателя в период его отпуска, командировки или болезни либо по его поручению;

— участвует в подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение Комиссии, и осуществляет необходимые меры по выполнению решений, принятых Комиссией.

4.6. Секретарь Комиссии:

— выполняет поручения председателя Комиссии и его заместителя;

— организует подготовку материалов к заседаниям;

— организует подготовку заседаний Комиссии, в том числе извещает членов Комиссии и приглашенных о дате, времени, месте проведения и повестке заседания, обеспечивает рассылку необходимых материалов по вопросам, рассматриваемым на заседаниях;

— оформляет протоколы и осуществляет контроль выполнения решений Комиссии;

— обеспечивает ведение делопроизводства по вопросам деятельности Комиссии.

4.7. Члены Комиссии:

Создание комиссии по охране труда, функции которой установлены положениями ст. 218 ТК РФ, осуществляется работодателем добровольно. Но комиссию, в компетенции которой находится проверка знаний работников фирмы в области охраны труда, нужно формировать обязательно — в порядке, предусмотренном нормами постановления № 1/29. Для этого руководство фирмы должно определиться с составом данной структуры и издать приказ о ее создании.

Ознакомиться с иными аспектами решения российскими фирмами задач в сфере охраны труда вы можете в статьях:

  • «Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

  • проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком ​ (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную ​(вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.​

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке​

Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).

Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)​

В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков​.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.

Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц​.

Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).

Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​

В действующей редакции данных сведений нет.

Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

​Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

  • Сертификат эксперта будет электронным. ​
  • Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.​

На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.

Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов​.

В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда​, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:

​1. Подается заявления ​о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП)​;

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации​;

3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре​;

4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения​;

5. Производится регистрация организации в реестре ​осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.​

  • привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  • приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации; ​
  • выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;​
  • выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.​

Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.​

  • прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
  • прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда; ​
  • прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации; ​
  • прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;​
  • неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;​
  • по решению суда.​

Приказ о создании комиссии по охране труда — образец

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Для сравнения: ​в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).​

  • Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов уровни которых превышают установленные гигиенические нормативы. ​
  • Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями. ​
  • Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается. ​
  • Работникам, периодически контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), в дни фактической занятости дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл. ​
  • При постоянном контакте с вредным воздействием неорганических соединений цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), обусловленным производственным (технологическим) процессом, в дни фактической занятости вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда. ​
  • Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.
  • Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме предусмотренных таблицей 1), а также выдача молока или равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.​
  • Допускается замена равноценных пищевых продуктов на молоко и молока равноценными пищевыми продуктами по письменным заявлениям работников. ​
  • Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении на их применение Роспотребнадзора.
  • Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
  • Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.​
  • Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.​
  • Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.​

Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов.

Пункт 1, статьи 9, 426-ФЗ Требует до начала проведения СОУТ создать:

Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным (3 или 5);
График проведения СОУТ и функциональные обязанности.

Законом не утверждены формы данных документов, поэтому делаем в произвольной форме. Образцы можно скачать ниже.

Состав комиссии прописан в пункте 2, статьи 9, 426-ФЗ, а именно:

Руководитель организации или его представитель (является Председателем комиссии);
Специалист по охране труда (при наличии);
Работник от профсоюза или Уполномоченного по ОТ от трудового коллектива (при наличии).

Также, в состав комиссии можно включить Заместителей руководителя, Руководителей структурных подразделений и Главных специалистов компании (Главный инженер, Главный врач, Главный энергетик, Главный механик и т.д.).

Согласно пунктов 3 и 3.1., статьи 9, 426-ФЗ. Если у ИП или Юр.лица, отнесенного к малому бизнесу, нет возможности создать комиссию из трех работников, то единственным членом комиссии будет являться ИП (лично), Руководитель Юр.лица или его представитель (лично). На рабочем месте самого Индивидуального предпринимателя СОУТ не проводится.

РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ

Согласно пункту 5, статьи 9, 426-ФЗ составу комиссии по СОУТ требуется разработать Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В связи, с отсутствием установленного образца, перечень делается в произвольной форме. Согласно утвержденного перечня, Вы можете проводить тендер на проведение СОУТ.

Согласно пункту 6, Статьи 9, 426-ФЗ. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных помещениях, в которых сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции с использованием одинакового оборудования, инструментов, приспособлений, материалов.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Согласно подпункта 4, пункта 3, статьи 10, 426-ФЗ. Идентификация вредных факторов проводится с учетом мнений и предложений работников, на чьих местах будет проводится СОУТ. Обязательно надо собрать такие мнения, даже если их нет. Данный пункт не выполняется в 90% СОУТ, результатом чего являются штрафы от ГИТ. Один из вариантов сбора таких мнений и предложений является Журнал.

Создав комиссию и разобравшись с аналогичными рабочими местами (при наличии), время заключить Договор с аккредитованной организацией на проведение СОУТ. Эксперт организации изучит перечень рабочих мест и запросит всю необходимую документацию на ваше сырье, материалы и оборудование. Останется только согласовать даты выезда эксперта к вам на объект для проведения идентификации опасных и вредных производственных факторов, и проведения замеров данных факторов.

Рекомендуется, однако, чтобы в приказе по СОУТ были отражены все существенные условия ее выполнения. Так, в нем следует указать:

  • уполномоченное учреждение, непосредственно реализующее СОУТ;
  • полномочия и обязательства сотрудников компании в связи с ее проведением;
  • прочие аспекты реализации данной процедуры, существенные для производственной деятельности предприятия.

Специальная оценка условий труда [СОУТ] в 2021 году / Часть 2/2

Работы по СОУТ, от начала до завершения, приказом о специальной оценке условий труда не ограничиваются. Помимо этого, необходимо будет подготовить ряд дополнительных документов, регулирующих порядок проведения этой деятельности в компании. Так, перед ее началом следует подготовить приказ о комиссии по специальной оценке условий труда. Она будет заниматься составлением списка мест сотрудников, где будет реализована процедура СОУТ, а также контролировать процесс реализации деятельности учреждением-исполнителем.

По итогам реализации спецоценки работников в обязательном порядке нужно проинформировать о ее результатах. Для этого после окончания всего комплекса работ и подготовки необходимой отчетности каждый из работников должен получить информацию о характере труда на его месте. Эта информация, в частности, должна включать сведения о классе условий труда, чтобы сотрудник знал, являются ли они опасными или вредными.

Правила такого информирования сотрудников можно зафиксировать в образце приказа по СОУТ, издаваемого в ходе подготовки к ее проведению. Однако это не единственный вариант решения этой проблемы. Например, работодатель может подготовить приказ о завершении специальной оценки условий труда, включив в него положения о порядке информирования сотрудников о ее итогах. Кроме того, необходимо иметь в виду, что результаты проведенных замеров и обследований должны быть опубликованы на сайте компании. На все эти действия законом 426-ФЗ ему отводится тридцать дней, отсчет которых начинается с момента согласования отчета о реализации спецоценки.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Ответственность за подготовку приказа о проведении спецоценки, финансирование мероприятий в ее рамках и создание коллектива сотрудников, которые будут ее проводить, лежит на работодателе. Для этого в организации предварительно издается приказ о создании комиссии для проведения спецоценки, который удостоверяет руководитель компании или лицо, уполномоченное на подписание этих документов учредительными документами или доверенностью руководителя.

Издаваемый работодателем приказ об утверждении комиссии по СОУТ содержит:

  • наименование компании работодателя;
  • реквизиты документа: дату издания и номер;
  • основание издания документа;
  • перечень лиц с указанием должностей, которые войдут в состав;
  • Ф.И.О. и должность председателя;
  • положение об утверждении графика проведения спецоценки;
  • распоряжения председателю, связанные с организацией проведения спецоценки;
  • распоряжение остальным руководителям подразделений компании не препятствовать проведению СОУТ;
  • Ф.И.О. и должность лица, на которого возлагается обязанность контролировать исполнение распоряжения;
  • подпись руководителя.

Форма приказа свободная.

ГБОУ СДЮШОР «Аллюр»

ПРИКАЗ № 10

«27» января 2020 года

Санкт-Петербург

О создании комиссии по организации и проведению специальной оценки условий труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», приказываю:

1. Создать комиссию для организации проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, согласно Приложению № 1 к настоящему приказу, и назначить комиссию в составе:

Председатель: Петров Петр Петрович, заместитель директора.

Члены комиссии:

  • Иванов Иван Иванович, начальник отдела кадров;
  • Сидоров Сергей Сергеевич, специалист по охране труда;
  • Константинов Константин Константинович, главный инженер;
  • Ильин Дмитрий Юрьевич, представитель профсоюзной организации.

2. Утвердить график проведения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда (Приложение № 2).

3. Председателю:

3.1. Организовать работу по проведению специальной оценки условий труда в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 в соответствии с требованиями законодательства.

3.2. Обеспечить доступ экспертов организации, привлеченной для проведения специальной оценки условий труда, к рабочим местам, предоставить им всю необходимую для корректной оценки информацию, материалы и документы, относящиеся к целям специальной оценки условий труда.

3.3. Ознакомить заинтересованных должностных лиц с порядком и сроками проведения специальной оценки условий труда.

3.4. Предоставить мне результаты проведения специальной оценки условий труда в форме отчета до 03.03.2020 для утверждения.

4. Руководителям, в подразделениях которых будут проводиться мероприятия по специальной оценке условий труда, обеспечить беспрепятственный допуск экспертов организации, которая проводит соответствующие замеры, к рабочим местам и необходимой документации.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор _________________________ А.В. Воронов

Если состав требует изменений, издается приказ об изменении комиссии по СОУТ, где указываются:

  • причины исключения того или иного лица из состава;
  • Ф.И.О. и должность лица, которое вступает в обязанности члена вместо выбывшего;
  • дата начала полномочий нового члена.

Является документом, которым работодатель:

  1. Создает комиссию по спецоценке.
  2. Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.
  3. Утверждает график проведения спецоценки.
  4. Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.
  5. Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.
  6. Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.

При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии. Далее работодатель обязан:

  • утвердить отчет по итогам СОУТ;
  • подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);
  • в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы);
  • не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под подпись;
  • не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрудников.

Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета. Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем: и работодателю, и экспертной организации.

Чтобы этого избежать и реализовать все обязанности в срок и должным образом, работодателю необходимо издать нормативный документ, которым определить ответственных должностных лиц и сроки исполнения.

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ не содержит прямого указания на то, что работодатель должен издавать приказ о специальной оценке условий труда, но он требует организовать ряд мероприятий, факт проведения которых обычно отражается в распорядительных документах (приказах, распоряжениях).

Законодательство не утверждает форму такого приказа (распоряжения), поэтому его можно делать в свободной форме.

В приказе должны присутствовать следующие реквизиты:

  • Полное наименование работодателя.
  • Дата и номер приказа.
  • Преамбула, в которой делают ссылку на нормативный документ, согласно которому проводится СОУТ.
  • Текст приказа.
  • Подпись руководителя.
  • Печать.

Комиссия специальная оценка условий труда, согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ), состоит из представителей работодателя организации, специалиста по охране труда, а также представителя от профсоюза или иного уполномоченного органа.

В особых случаях главой комиссии может выступать не работодатель, а его представитель. Общее количество всех членов данной комиссии должно быть нечетным. Оптимальный вариант — это 5—7 человек.

Чтобы проверить условия труда в организации, нужно: создать свою комиссию; издать приказ о ее создании, при этом каждый участник должен подписаться под данным приказом.

Важно помнить о том, что специальная оценка условий труда проводится на предприятиях раз в 5 лет. Некоторые рабочие места не проверяются. Это работники, которые занимаются деятельностью на дому, работники религиозных организаций, дистанционные работники. До того, как комиссия начнет проводить оценку, нужно утвердить все рабочие места, а также указать места с аналогичными условиями труда.

На основе оценки комиссии будут выявлены опасные и вредные рабочие зоны. За такие условия работодатель должен вносить дополнительный тариф страхового взноса в Пенсионный фонд, который составляет от 2 до 8 %.

До 2014 года применялось такое понятие, как аттестация рабочих мест. В конце 2013 года принят закон, заменяющий аттестацию новым явлением – специальной оценкой условий труда (СОУТ).

В ходе спецоценки выявляются вредные и опасные условия труда. С помощью мероприятий спецоценки складывается общая картина положения дел на предприятии. На основе её результатов разрабатывается комплекс мероприятий, которые создадут более благоприятные условия на рабочем месте.

Издаваемый работодателем приказ об утверждении комиссии по СОУТ содержит:

  • наименование компании работодателя;
  • реквизиты документа: дату издания и номер;
  • основание издания документа;
  • перечень лиц с указанием должностей, которые войдут в состав;
  • Ф.И.О. и должность председателя;
  • положение об утверждении графика проведения спецоценки;
  • распоряжения председателю, связанные с организацией проведения спецоценки;
  • распоряжение остальным руководителям подразделений компании не препятствовать проведению СОУТ;
  • Ф.И.О. и должность лица, на которого возлагается обязанность контролировать исполнение распоряжения;
  • подпись руководителя.

Форма приказа свободная.

ГБОУ СДЮШОР «Аллюр»

ПРИКАЗ № 10

«27» января 2021 года

Санкт-Петербург

О создании комиссии по организации и проведению специальной оценки условий труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», приказываю:

1. Создать комиссию для организации проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, согласно Приложению № 1 к настоящему приказу, и назначить комиссию в составе:

Председатель: Петров Петр Петрович, заместитель директора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.