Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации цб по 115 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
То есть, ЦБ РФ предлагает некредитным финансовым организациям при обращении к клиентам с просьбой о предоставлении информации о бенефициарных владельцах ссылаться на статью 6.1 Федерального закона №115-ФЗ.
Что в итоге сегодня понимают под подозрительным клиентом? Понятие это, как выясняется, практически безразмерное!
Если не получается собрать все документы или нужно больше времени
Исходя из нашего опыта, мы не советуем закрывать расчетный счет, по которому произошла блокировка до момента выяснения причин блокировки и до того, как банк рассмотрит предоставленные документы и даст письменный ответ. Это связано с тем, что если в отношении вашей компании или ИП есть записи в списке 639-П, то их видят все банки без исключения.
В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.
Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано.
Одного списка для отказа мало. Центробанк опубликовал письмо, где прямо об этом говорит: появление компании в черном списке — не повод для отказа в счете или переводе.
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона No 115-ФЗ[2] под клиентом НФО понимается физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании НФО.
Чаще всего запрос бывает довольно объемным и банк просит дать письменные пояснения по всей деятельности организации с предоставлением всей первичной документации за период (как предыдущий, так и текущий), а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Рекомендуем в указанные сроки предоставить банку все пояснения и документы.
Перестраховка от негативных последствий привела в последние три года к крайне негативным результатам. Малые и средние предприниматели говорят о периоде массовых блокировок, дошедших до абсурда и ведущих к параличу бизнеса.
Росфинмониторинг передает эти данные в ЦБ РФ, который объединяет их в ведомости и через свои территориальные управления доводит информацию до банков. Таким образом, для тех, кто попытается легализовать незаконные доходы, круг замыкается. Но в этой погоне банков за мошенниками «под раздачу» постоянно попадают добросовестные клиенты кредитных организаций.
Согласно абзацу 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона No115-ФЗ к операциям, подлежащим обязательному контролю, относится сделка по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговое значение.
Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кто-то отделывается легким испугом и через одну-три недели после оплаты «долгов» и пояснений банку по поводу движения средств их счета разблокируют. Кто-то месяцами доказывает, что не виноват ни в каком отмывании денег, и, в конце концов, теряет свой парализованный банковскими блокировками бизнес. Закон № 115-ФЗ был принят в 2001 году и более десяти лет напрямую затрагивал лишь деятельность правоохранительных и контролирующих органов. В 2012 году в него был внесен ряд правок и дополнений и в 2013-м банки получили полномочия блокировать счета, по которым проводились, на их взгляд, сомнительные операции, а также отказывать клиентам в открытии счетов.
Закон № 115-ФЗ был принят в 2001 году и более десяти лет напрямую затрагивал лишь деятельность правоохранительных и контролирующих органов. В 2012 году в него был внесен ряд правок и дополнений и в 2013-м банки получили полномочия блокировать счета, по которым проводились, на их взгляд, сомнительные операции, а также отказывать клиентам в открытии счетов.
Федеральный закон от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно п. 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять в Банк информацию, необходимую для исполнения Банком требований Федерального закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
В-четвертых, фиксировать сведения о принятых организацией мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах в анкете (досье) клиента.
Актуализирует идентификационные данные своих клиентов, а также их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев и не реже одного раза в год обновляет сведения о них.
В-пятых, фиксировать в анкете (досье) клиента как сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом — юридическим лицом, так и сведения о бенефициарном владельце клиента — юридического лица, установленные организацией.
Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.
Если клиент пожалуется в ЦБ или подаст в суд, банк не сможет использовать список как аргумент в духе: «Раз компания в списке, значит, она точно мошенничает, и я вправе не открывать счет». Банку придется доказывать, что он прав и принял решение на основе многих критериях, а не только из-за списка.
В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?
По 115 ФЗ банки обязаны помогать выполнять закон. Для этого они проверяют компании на двух этапах: когда компании открывают счет и когда работают со счетом.
Одновременно отмечаем, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
Банк России выпустил методические рекомендации для банков и НФО по ПОД/ФТ
В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам. Об этом свидетельствует судебная практика. 61% исковых заявлений к банкам о неправомерности блокировок и приостановлении операций были разрешены в пользу клиентов, ранее отнесенных банками к категории подозрительных.
В частности, предлагается законодательно обязать банки объяснять предпринимателям причину блокировки и ускорить процедуру реабилитации бизнесменов.
ФНС проверяет адрес регистрации компании посредством направления письма. Если на письмо ФНС не было ответа в течение 6 месяцев, то ФНС имеет право ликвидировать организацию. Предварительно ФНС в ЕГРЮЛ вносит запись о недостоверности сведений.
Информация для клиентов по Федеральному закону №115-ФЗ
Я уведомлен(-на), что согласие на обработку персональных данных может быть отозвано в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В методичке указано, что банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых у клиентов документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов).
В каких случаях на организации и ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ?
Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов — юридических лиц, утв.
Объем запрашиваемых Банком документов и/или информации, сроки их предоставления и рассмотрения устанавливаются Банком самостоятельно с учетом характера совершаемых клиентом операций и его деятельности.
В документе отмечается, что отключение интернет-банкинга не является отказом от проведения операций, а всего лишь представляет ограничение способа совершения операций.
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт. Не игнорируйте запросы банка, а оперативно представляйте необходимую информацию. При запросе банком договоров представляйте не только сами договоры, но и дополнительные соглашения к ним, спецификации, товарные и транспортные накладные и иные документы, являющиеся основанием для проведения операции.
Что делать бизнесу: 5 советов от ЦБ
По результатам указанного анализа Банком России также делается вывод об эффективности организации системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ соответствующей кредитной организации.
Это означает, что банк таким образом избавляется от вас как от «плохого» клиента и вносит вас в «черные списки». В своей работе нам удалось найти лояльные банки (Райффайзенбанк, ОТП), которые разрешают сначала вывести свои средства, а затем уж закрыть счет и при этом НЕ вносят вас в «черные списки».
Суммы налогов, оплаченных с расчетного счета компании должны составлять не менее 1,1% от исходящего оборота по счету.
У банков есть черный список. Если банк отказал в счете или переводе со счета, компания оказывается в специальном списке. Компании называют его «черным». Сегодня разбираемся, что это такое и как из него выйти.
Рекомендации были подготовлены специально созданной рабочей группой, в которую вошли представители ЦБ, ТПП РФ, общественных объединений «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ», Агентства стратегических инициатив. Банковские блокировки из-за подозрительных операций стали больше напоминать охоту на ведьм. Требования «отступных» для предпринимателей повысились до 20-30% от остатка на счету. Грабительские комиссии кредитные организации аргументируют требованиями так называемого антиотмывочного закона (115 ФЗ). В чём лукавят банки?