Семейно брачные отношения в древнем риме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейно брачные отношения в древнем риме». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим.

Древнеримскую семью, состоящую из лиц, подчиненных общей власти еще живущего домовладыки, Улышан называет «фамилиа» (familia). Под именем «семьи» в юридическом смысле в Риме подразумевался круг лиц, объединенных общим подчинением домашней власти домовладыки.

? находящимися в здравом рассудке.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.
Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Сумма увеличивалась ещё и за счёт того, что гостям в благодарность за оказанную дому честь преподносили денежный подарок. Пары, не желавшие шума и больших растрат, предпочитали жениться в сельской местности.

Возрастных ограничений для помолвки не существовало. По закону Августа, от наказаний за безбрачие освобождались помолвленные холостяки, вследствие чего многие мужчины стали использовать это правило для уклонения от брака: устраивалась помолвка с совсем маленькими детьми. Степени родства определялись числом рождений в родстве двух лиц. Отец и сын — первая ступень, брат и сестра- вторая ступень, дядя и племянник — третья ступень.

Объектом изучения данной работы является римская семья, как основная ячейка общества, определяющая гражданский статус римлянина, круг его основных прав и обязанностей.

В это время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Это было родство не по крови и происхождению, а по факту совместного проживания и труда, создаваемое по мужской линии. Оно определялось подчинением власти одного и того же домовладыки.

Симуляция похищения, играющая такую большую роль в брачных обрядах почти всех народов, а также различные легенды, служат тому подтверждением. Есть они и в истории римского права – например, известная легенда о похищении сабинянок.

Смена статуса, когда лицо alieni iuris становится persona sui iuris, происходит у ближайших нисходящих со смертью домовладыки без умаления правоспособности и потери родства.

Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Эта патриархальная семья cum manu над женой устанавливалась посредством брака в троякой форме (1, с. 215).

Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности. Родственники по крови, не входившие в состав семьи, в том числе свободные от власти домовладыки дети, составляли когнатическое родство (cognati).

Целью данного реферата является исследование вопросов, касающихся брачно-семейного права в древнем Риме.

Одной из основных проблем малого предприятия является подготовка кадров. Часто говорят, что предпринимателем нужно родиться.

Древнеримское право, по мнению автора, следует рассматривать как начало первого этапа в формировании и развитии юридического статуса женщин. Древнеримское право является первой в истории развития человеческого общества системой юридических норм, определяющей статус женщины с точки зрения органов государственной власти.

В научной литературе XX века к числу обзорных работ, посвященных анализу брачно-семейных отношений можно отнести труды Д.Ф. Мак-Леннан, Фредерик ЛеПле, Питирим Сорокин, Льюис Морган и др.

Правовое положение женщины в обществе всегда было предметом споров и вызывало интерес у научной общественности. На протяжении всей истории человечества взгляд на место и роль женщины в обществе многократно и радикально менялся: от культа женщины в доклассовом обществе (матриархат) до полного отрицания ее социальной роли.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

В них входили родственники по боковым линиям до шестого колена. Глава фамилии был единоличным хозяином имени и главным жрецом родового культа. его власть над домочадцами не ограничивалась никакими законами.

Тема 4. Семейно-правовые отношения. Римская семья

Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба являлась формальным «переходом» от девочки к женщине.

Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак.

Так [родители] тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына.

Характеристика семьи и брака Древнего Рима. Виды, формы заключения и условия вступления в брак. Положение женщины и брачно-семейные отношения в Древнем Риме. Борьба женщин Древнего Рима за свои права. Отношение женщин Древнего Рима к религии и разводам.

Брак в Древнем Риме: традиции и обычаи сквозь призму столетий

Актуальность темы состоит в том, что семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода.
Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

От благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль семьи достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой-либо исторической ситуации.

Глава семьи – домовладыка – обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей: правом жизни и смерти, продажи в рабство и телесных наказаний, изгнания из дома. Он распоряжался семейным имуществом. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало последнего в члена семьи.

The article touches upon the issues of the women’s legal status in the ancient Rome. It focuses on the role and place of Roman Women in public and political life. The key concepts are common family relations and property relations.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

К числу агнатов относились следующие члены семьи, находящиеся под пожизненной и неограниченной властью владыки: а) жена; б) сыновья с их женами и потомством; в) свободные люди, попавшие в кабалу; г) рабы.

То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки.

Обращение к древнеримскому праву, в значительной мере, раскрывает весь исторический путь формирования и развития правового статуса женщин, когда на первый план выдвигалась регламентация семейно-бытовых отношений.

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (ius vitae as necis). Однако это право могло пресекаться публичной властью, когда владыка действовал не из дисциплинарных соображений. При Константине за произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь, как за убийство кровного родственника.
Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии.

Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений.

Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться.

Семья — это не только совокупность свободных лиц, но и рабов, зависимых, имущества, принадлежащих ее главе.

Регистрация брака в древнем Риме

Домовладыка имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный своим отцом становился членом семьи и подпадал под власть главы семейства. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя выбрасывалось.

Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.

В Древнем Риме замуж девушек выдавали рано, чаще всего между пятнадцатью и восемнадцатью годами, иногда даже в тринадцатилетнем возрасте. Браку предшествовал договор, который от принятой при нем формулы: «spondesne»? — «обещаешь ли?» (обращение к отцу или опекуну девочки) — и его ответа: «spondeo» — «обещаю», — получил название «sponsalia» [5].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *