Требования предъявляемые к социальному работнику

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования предъявляемые к социальному работнику». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности.

Обеспечивать сохранность материальных ценностей, отвечать за ведение документации, учет и отчетность отдела (отделения).

Информировать руководство учреждения о неисправностях оборудования, приборов, аппаратуры для принятия необходимых мер по устранению обнаруженных неисправностей.

Требования, предъявляемые к современному социальному работнику

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение), психические состояния (стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста.

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере.

В формировании, самоформирования личности социального работника важная роль принадлежит профессиональному воспитанию. В широком смысле это происходит в процессе трудовой и общественной жизни, в узком в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе, способных работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

И наконец, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы. Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д.

Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника.

Должность социального работника и специалиста социальной работы в России введена в 1991 году.

В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

Выявля-ет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечи-тельстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, полу-чении материальной и социально-бытовой помощи. И задачей, и важным направлением социализи-рующей деятельности является практическое овладение принятыми способа-ми общения в процессе деятельности.

Комплексную разработку профессионально-личностных качеств одними из первых в России провел научный коллектив под руководством С.И.

2. Функциональное назначение социального работника

Завершается профориентация фактом выбора профессии. Дальнейшими составляющими профессионального воспитания является подготовка к сознательному достижению предполагаемой цели, овладения профессией, начало и становление самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации.

Личностные качества социального работника разделяют на три группы. К первой группе относят психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность.

Социальный работник должен говорить клиенту правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о затруднениях в работе, о допущенных ошибках. Честность должна проявляться и на деле – он не имеет права обмануть ожидания клиента, тем более, если он связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам, он не уверен в успехе деятельности, то должен сообщить об этом клиенту.

На основе изучения личностных качеств, необходимых специалисту, проведенного Т.Д. Шевеленковой, предложен один из вариантов Квалификационной характеристики социального работника.

Социальный работник должен говорить клиенту правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о затруднениях в работе, о допущенных ошибках. Честность должна проявляться и на деле – он не имеет права обмануть ожидания клиента, тем более, если он связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам, он не уверен в успехе деятельности, то должен сообщить об этом клиенту.

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

В «Стандартах классификации практической социальной работы» [40]предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста.
Таким образом, стандарты указывают на следующие качества: наблюдательность, коммуникабельность, доброжелательность, организованность и тому подобное.

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и др.

Осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания клиентов отдела (отделения) с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными и религиозными объединениями.

Для социального работника важна психологическая готовность к роле-вому поведению [13, с. 203−204].

Два последних основания детализируются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, умении менять ролевые позиции и отношения, умении облегчать общение, умении формировать новые социальные роли у клиентов и др.

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе

Группа профессиональных предметных умений включает в себя выработанные на основе знаний умения: диагностирования проблем; определения характера требуемой психологической помощи на основании знаний основных закономерностей развития личности и другие, а также сформированность навыков профессиональной деятельности.

Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности соцработника на дому, права и ответственность.

Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в повседневной деятельности.

Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

2. Требования к социальному работнику как к консультанту

Обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.

Трудится социальный работник в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, комитетах социальной защиты, службах психологической помощи и т. д.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. В своей работе соцработник руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором рассматриваются права и обязанности социального работника, иными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией.

Лекция 8. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК КАК ПРОФЕССИЯ

Социальный работник должен обладать необходимыми знаниями и умениями, соответствующими профессиональному стандарту «Социальный работник», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.

Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования.

Область ответственности специалиста по социальной работе

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников.

Обязанности социального работника — это оказание моральной и правовой поддержки незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, беженцам и др.). При выполнении своих функций этот сотрудник руководствуется должностной инструкцией. Рассмотрим, какую информацию она должна содержать. Осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению социальных услуг гражданам и семьям — клиентам отдела (отделения), проводить регулярный контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.