Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2009 г. доля областного бюджета в структуре консолидированного бюджета Иркутской области увеличилась до 77,4%. Около 1/10 объема расходов местных бюджетов покрывается дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по БК РФ

Традиционно термин «дотация» применяется для характеристики регионов, которые в большей степени получают финансовую помощь из федерального бюджета, нежели рассчитывают в бюджетном процессе и при планировании расходов на собственные налоговые и неналоговые поступления.

Иные межбюджетные трансферты из краевого бюджета предоставляются по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях на поощрение победителей краевого конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления».

Данные меры позволили увеличить доходы местных бюджетов в 2009 году на 3,7 млрд руб., что составляет 9,2 % от общего объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (в том числе по бюджетам поселений — 395,9 млн руб., или 6 % от общего объема налоговых и неналоговых доходов поселений).

Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Правовое регулирование межбюджетных отношений

Эффективное бюджетное регулирование является важнейшим инструментом стимулирования регионов к наращиванию собственной Доходной базы в целях преодоления дотационности. Для уяснения сущности бюджетного регулирования целесообразно обратиться к некоторым научным исследованиям.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий.

Займы физическим лицам — это сделки, предусматривающие передачу заемщику денежных сумм или материальных ценностей с условием, что через оговоренное соглашением время заемщик вернет такую же сумму или материальные ценности в таком же количестве и такого же качества. Если сумма займа превышает определенную законом минимальную заработную плату в 10 раз, сделка должна быть оформлена письменно.

Ондар Д.С., Сагайдачная Н.К. Межбюджетные трансферты регионам: состояние и перспективы // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2016. № 11(32).

Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты

Формально «статус» субъекта Российской Федерации определяется перечнем субъектов Российской Федерации, для которых законом о федеральном бюджете предусмотрено выделение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Наблюдение выборочное– статистическое наблюдение определенной части совокупности (выборки), которая организована таким образом, чтобы обеспечивалось ее соответствие генеральной совокупности. Контрагент– это термин, который обозначает одну из сторон, договаривающихся в ходе осуществления гражданско-правовых отношений. При этом подразумевается, что стороны противопоставляются друг другу в рамках этих отношений.

Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов.

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В ряде случаев бюджетное законодательство допускает возможность передачи доходов и расходов другому уровню бюджетной системы.

Распределение дотаций производится на основе единой методики, утвержденной Законом Краснодарского края «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае».

Статья 131 БК РФ устанавливает, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации пред-усматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с тре-бованиями БК РФ.

За рассматриваемый период в абсолютном выражении произошло незначительное снижение объема МБТ в 2015 году по сравнению с 2012 годом, хотя были колебания в 2013-2014 года. Увеличение объема МБТ в 2014 году на 155,79 млрд. руб. по сравнению с 2013 годом, связано с кризисными явлениями в экономике.

При разработке бюджетов на очередной финансовый год, на всех уровнях производится подсчет доходов и планирование расходов.

В этом случае проблему можно решить двумя способами: увеличить доходы либо уменьшить расходы. Первый способ может повлечь трудности, замедляет темп экономического развития, порождает инфляцию, поэтому на федеральном уровне чаще применяют второй способ (сокращение расходов). Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета — получателя дотации.

Договор брачный– это договор между будущими либо настоящими супругами, конкретизирующий их имущественные и неимущественные обязанности и права в браке либо при его расторжении. Данный договор может быть подписан как перед, так и после регистрации брака.

Так, распределение доходов, лежащее в основе межбюджетных отношений, представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.

Основополагающим принципом формирования бюджетов является их самостоятельность, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств.

Развитие межбюджетных отношений в бюджетной системе субъекта Российской Федерации существенно корректируется направленностью трансформационных преобразований бюджетного процесса и бюджетного сектора в части обеспечения сбалансированности и ликвидности бюджетов муниципальных образований, а также эффективности использования бюджетных средств органами местного самоуправления.

Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Анализ структуры и динамики межбюджетных трансфертов в Иркутской области выявил направления и пропорции реализации областного закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» [3]. Возможности бюджетного регулирования характеризуют состав и объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты.

Реформирование правовых основ межбюджетных отношений

Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (утв.

Ключевые слова: межбюджетные отношения; муниципальные образования; регулирование; местные бюджеты; трансферты; бюджетный сектор; эффективное управление бюджетными средствами.

The article deals with issues of inter-budget transfers as a part of inter-budgetary relations in Russia. The characteristic of Russian inter-budget transfers, their structure and dynamics for the period from 2012 to 2015 are given. The change in shares of uncompensated payments to budgets of Russian Federation territorial entities in terms of districts is analyzed. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета, распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой и образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Формирование межбюджетных отношений и распределение трансфертов часто сопровождаются возникновением противоречий между интересами органов региональной и муниципальной власти. В их основе лежит стремление отдельных муниципалитетов к финансовой самостоятельности, определяющей способность обеспечивать население бюджетными услугами надлежащего качества и объема.

На большую поддержку регионального центра могут рассчитывать те муниципальные образования, которые эффективнее управляют бюджетными средствами.

Бюджетное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Однако вне зависимости от региона проживания государство гарантирует своим гражданам равенство прав на получение установленных государственных услуг. Необходимость предоставления гражданам соответствующих региональных услуг, в свою очередь, требует обеспечения равных финансовых возможностей субъектов РФ оказывать такие услуги.

Конечная цель межбюджетных отношений — это создание необходимых исходных условий для сбалансирования федеральными, региональными и местными органами власти территориальных бюджетов для реализации полномочий, возложенных на каждый уровень власти, предоставления равных возможностей на всей территории страны в получении населением минимальных бюджетных услуг.

Другим недостатком определения межбюджетных отношений является использование словосочетания «по вопросам регулирования бюджетных правоотношений», грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать «по вопросам регулирования бюджетных отношений».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *