Виды подзаконных актов в рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды подзаконных актов в рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выборные органы субъектов РФ могут принимать законопроекты на местном уровне, которые действуют в конкретном городе или регионе. Их статьи не являются обязательными к исполнению в других субъектах государства и не должны противоречить Конституции или ФЗ.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных ор­ганов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданст­ва. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, рас­пространяющиеся только на отдельные категории граждан и долж­ностных лиц.

Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования. Предполагает и внешнюю и внутреннюю переработку, в результате обеспечивается согласование и взаимодействие правовых норм, всегда официальна. Отличается тем что ею занимаются специальный уполномоченные органы, итог кодификации является новый НПА, кодекс, положение, основы законодательства. Кодифицированный акт выступает основным документом среди всех в этой сфере.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного Закона РФ), подготавливаются в пределах президент­ских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государст­ва, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Правотворчество гос органов. Высшие гос органы все имеют право разрабатывать и принимать подзаконные нпа, (но не все имеют право принимать законы).

См. также Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ». Приведем основные положения этого правого акта.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

56. Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Особенности подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ установлены в Указе Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».

Федеральные подзаконные акты делятся на акты Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Актуальность темы исследования. Правовую действительность современной России трудно представить и верно оценить без учета подзаконных правовых актов. Такие акты выполняют свою, немаловажную роль в жизни российского общества. Ведь правовое регулирование общественных отношений отнюдь не сводится к нормативно-законодательному регулированию.

3. Федеральные подзаконные акты

В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Хропанюка В.Н., С.С. Алексеева, Марченко, А.В. Мицкевича, В.В. Лазарева, Ю.С. Пиголкина, СВ. Полениной, Ю.А. Тихомирова, Ф.Н., Яковлева В.Ф. и других, а также нормативно-правовые акты.

Федеральные подзаконные акты, в свою очередь, делятся на акты Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Реализацию подзаконных правовых актов целесообразно подразделить на реализацию федеральных и региональных подзаконных правовых актов, а также реализацию правовых актов органов местного самоуправления и реализацию локальных правовых актов.

Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

На региональном уровне обычно используются такие же виды правовых актов, что и на федеральном уровне, то есть законы, указы, распоряжения, постановления, приказы и т.д.

Понятие нормативно-правого акта (НПА)

Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

Наибольшее количество нормативных указов принимается для регламентирования отношений в экономической плоскости по вопросам инвестиций, рынка ценных бумаг, тарифов и т.п.

Постановления и распоряжения правительства, которые не могут противоречить не только Конституции РФ и законам РФ, но и указам Президента.

Характеризуется двумя моментами: вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой юридической силы. Вступление в силу связано с решением о принятии нормативно-правового акта. Но этот способ, применяемый к подзаконным нормативно-правовым актам, не может использоваться широко, так как в большинстве случаев вступление в силу отдалено от принятия и связано с моментом его опубликования.

Если не указано иное, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, указы Президента и распоряжения Правительства – по истечению 7 дней. В отношении некоторых нормативно-правовых актов нужно различать вступление его в силу и введение его в действие.

Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам.

Компетенция третейских судов, сроки давности и ошибки в названии // Обзор практики по вопросам арбит…

В системе юридических актов подзаконные правовые акты занимают вторичное место, по сравнению с законами. В большинстве случаев они издаются на основе и во исполнение законов, направлены на их конкретизацию, воплощение в жизнь.

Подзаконный нормативный правовой акт понятие, виды

Подзаконные правовые акты представляют собой не простое сложение правовых актов, а определенную, внутренне согласованную систему, являющуюся частью правовой системы Российской Федерации.

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Санкционированное правотворчество. Это разрешенная гос-вом деятельность должностных лиц и некоторых гос организаций, результатом которой является создание норм подзаконного характера.

Они принимаются Государственной Думой и вступают в силу после публикации. Цель их создания – урегулировать основные аспекты деятельности граждан, государственных органов, коммерческих организаций и т.д.

Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:

  1. Соответствие закону.
  2. Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ.

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ и подзаконных актов

Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обрат­ной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отно­шения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Связано с идеей о государственном суверенитете. Согласно этому принципу законы и другие нормативные правовые акты действуют на территории государства безраздельно и исключительно.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации

Наивысшей юридической силой обладает только основной закон России — Конституция Российской Федерации. Ни один закон или подзаконный акт не может ей противоречить. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации, ни один закон или подзаконный акт действовать не будет, а будет действовать Конституция Российской Федерации.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

К подзаконным актам относятся:

  1. Распоряжения, указы президента.
  2. Постановления правительства.
  3. Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами).
  4. Нормативные документы местных структур самоуправления.
  5. Локальные подзаконные акты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *