Размер бюджета России на 2022 в долларах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер бюджета России на 2022 в долларах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

?

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.

При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».

Суммарно на нацпроекты в следующие три года власти намерены потратить почти 8,8 трлн рублей. Самые дорогие из них — «демография» (почти 2,6 трлн рублей за три года) и «безопасные дороги» (1,3 трлн рублей). На новый нацпроект «туризм», который правительство представило только в апреле 2021 года, из бюджета потратят около 168 млрд рублей.

Совфед одобрил федеральный бюджет на 2022-2024 годы

Обозначили свою позицию справедливороссы и по введению QR-кодов. Законопроект об этом обсуждается сейчас на федеральном уровне и в регионах. Руководство партии считает, что эта мера повлияет на развитие экономики и, как результат, на наполнение бюджетов. По мнению СРЗП, практика использования QR-кодов в культурных учреждениях, заведениях общепита, а также при перемещениях на транспорте приведёт к ущемлению прав граждан и росту цен.

Депутат АКЗС Евгения Боровикова посчитала важным уточнить, что «Справедливая Россия» выступает не против вакцинации (она должна быть добровольной), а против ущемления прав, что произойдёт, по мнению партии, в случае введения кодов. Именно поэтому СРЗП и предлагает выделить деньги из федерального бюджета на ПЦР-тестирование для всех граждан. «Если выявляется положительный результат, то человека отправляют на больничный до полного излечения. Вообще, тестировать, по нашему мнению, должны абсолютно всех, даже тех, кто обратился в поликлинику с обычным насморком», – уточнила Боровикова.

30.11.2021 17:17 гость

Вся это компашка голосовала За краевой бюджет а сейчас федеральный не поддерживают, попахивает это чем то ?

Власти сделали заявление, что в 2022-м году доходы бюджета Российской Федерации составят 25 миллиардов рублей. Плановые расходы на этот же период ожидаются в районе 23, 5 миллиардов рублей. Таким образом профицит составляет довольно неплохую сумму. Во всяком случае, именно такие данные приводятся информационными агентствами, которые ссылаются на официальные документы правительства.

Кстати говоря, при формировании бюджета на 2022 год, учитывается также плановый период с 2023-го по 2024 года, потому что подписывать документы исключительно на 12 месяцев невозможно, необходимо немного планировать все наперёд. И Кабинет министров вполне оправдано ожидает также бюджетный профицит на дальнейший период, хотя в 2023-м году профицит будет совсем минимальным, потому что разница между доходами и расходами составит всего лишь 500 миллиардов рублей.

Также власти призвали предварительные расчёты и подсчитали доход от внебюджетных фондов, и это тоже учитывает тот момент, что принят бюджет России на 2022 год. Сюда относится Пенсионный фонд, у которого на 2022 год доход ожидается на уровне 10 032,5 млрд рублей, а расход 10 154,85 млрд рублей.

О чем это говорит? О том, что у Пенсионного фонда не хватает средств на выполнение всех своих обязательств, и властям придётся решать эту проблему, но это уже наводит на мысль о том, что вряд ли стоит ожидать серьезного роста пенсионных выплат на протяжении года.

И примерно такая же ситуация происходит с фондом медицинского страхования, потому что расход у него на несколько миллиардов рублей будет больше, чем доход. И только у фонда медицинского страхования ситуация выглядит несколько иначе, потому что по предварительным данным доходы составляют 988 миллиардов, а расходы 944 миллиарда.

Относительно цифр и расходов по отношению к уровню прошлого года, то показатели в 2022 году превышают те, которые действовали ранее.

Если представить бюджет России на 2022 год в долларах, то на сегодняшний день он составляет 322 миллиарда американских долларов. И это, кстати говоря, в 18 раз меньше, чем все бюджеты расходов в США, которые запланированы на 2022 год.

От дефицита к профициту и обратно

Ранее Антон Силуанов делал заявления по поводу того, что сальдо бюджета будет отрицательным, и продолжится это до 2023 года. Считается, что дефицит бюджета России на 2022 год всё-таки будет, по некоторым статьям расходов точно нужно будет измениться, придётся перекидывать показатели, чтоб стимулировать рост экономики. Но это является базой для того, чтобы повысить доход бюджета.

Кстати говоря, во время кризиса экономики, включается определённая функция бюджетной политики. Национальные расходы возрастают, но в тоже время Россия не забывает про оборонную промышленность. И, кстати говоря, даже во время пандемии правительство одобрило государственную программу, направленную на оптимизацию системы вооружений.

Ранее планировалось ужесточить бюджетную политику, но пока планы перенесены на 2023 год. Дело в том, что трудностей довольно много. Пандемия продолжается, санкции есть и экономика страдает. С этим нужно сначала что-то делать, потом проводить политику ужесточения, потому что стресс для федерального бюджета сегодня является не самым лучшим выходом.

Как говорят депутаты, бюджет на 2021-2023 годы учитывает базовый вариант прогноза социально-экономического развития РФ на этот период. В частности, как ожидается, инфляция не будет превышать 4%. Кроме этого, в основе документа лежат два приоритета: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом РФ.

  • Доходы — 18,8 трлн руб.
  • Расходы — 21,52 трлн руб.
  • На реализацию нацпроектов — 2,25 трлн руб.
  • Дефицит — 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП)
  • Рост экономики согласно прогнозу — 3,3%
  • Прогнозный объем ВВП — 115,53 трлн руб.
  • Доходы — 20,6 трлн руб.
  • Расходы — 21,88 трлн руб.
  • На реализацию нацпроектов — 2,62 трлн руб.
  • Дефицит — 1,25 трлн руб. (1% ВВП)
  • Рост экономики согласно прогнозу — 3,4%
  • Прогнозный объем ВВП — 124,22 трлн руб.

Согласно официальному прогнозу, курс валют в России составит в среднем до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля — в 2023 году. При этом некоторые аналитики поспешили дать собственный прогноз.

Так, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук, к примеру, уверен, что рубль к началу 2022 года может вернуться к показателям до начала пандемии. Он назвал шесть факторов, которые укрепляют рубль, и четыре, сдерживающие этот процесс.

Первый фактор. Высокие нефтяные котировки. Котировки Brent в октябре превысили 85 долларов за баррель. Причины: дефицит нефти на рынке, ожидание холодной зимы и рекордные цены на природный газ. До конца октября и в начале ноября цена на марку Brent продолжит оставаться в восходящем тренде. В среднесрочной перспективе она способна достичь семилетнего максимума — 87 долларов за баррель. Кроме того, фактором высокой цены выступает постоянный спрос на энергоносители со стороны Китая в условиях восстановления экономики Поднебесной.

Второй фактор. Высокие цены на сырьевые товары и полезные ископаемые (газ, уголь, руды металлов), чем так богата Россия. Сегодня на бирже они достигли рекордных значений, что увеличивает выручку российских экспортеров.

Третий фактор. Продолжающийся период уплаты налоговых платежей российскими юрлицами. Компании-экспортеры продают валютную выручку для уплаты налогов, тем самым повышают спрос на российский рубль. Пик периода придется на 25 октября, когда будут делать платежи по налогу на добычу полезных ископаемых, акцизам и налогу на добавленную стоимость.

Четвертый фактор. Дальнейшее ужесточение монетарной политики Банка России и рост спроса международных инвесторов на рисковые активы. Повышение процентной ставки регулятора приведет к увеличению спроса на облигации федерального займа (ОФЗ) и последующие операции carry trade с рублем. Это укрепит российскую валюту.

Пятый фактор. Также укрепляющим фактором российского рубля является достигнутое в январе-сентябре 2021 года положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса России, которое составило 82,2 млрд долларов.

Шестой фактор. Растет доля нерезидентов на аукционах ОФЗ. На 13 октября, по данным Банка России, она составила 27,8%. В номинальном выражении объем вложений нерезидентов вырос на 59,8 млрд рублей по сравнению с сентябрем.

Ключевые бюджетные параметры проекта федерального бюджета на 2022 г.

Первый. Покупка Минфином валюты по бюджетному правилу не дает российскому рублю укрепиться. В ближайший месяц такие покупки оттягивают с валютного рынка 4-5 млрд долларов и окажут давление на рубль, не позволив ему существенно укрепиться.

Второй. Сдерживает повышение курса рубля и укрепляющийся по отношению к евро доллар США. Дальше этот фактор будет проявляться по мере начала сворачивания программы поддержки экономики США, что ожидается не ранее середины ноября.

Третий. Уровень инфляции в стране также не дает рублю укрепиться. По данным Росстата, годовая инфляция в РФ на 18 октября ускорилась до 7,78-7,79%.

Четвертый. Возможность импорта инфляции извне также можно отнести к негативному фактору, который оказывает давление на рубль.

  • В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
  • Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
  • Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
  • В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия

К бюджетам бюджетной системы относятся федеральный, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты внебюджетных фондов.

Анализ основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики представлен в подразделе 3 Заключения и Приложении 1 к нему. Информацию об изменении законодательства РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ можно найти в Приложении 2 этого подраздела Заключения.

Подготовленный Минэкономразвития России прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 годы (среднесрочный прогноз) разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.

Несмотря на то, что варианты среднесрочного прогноза должны базироваться на различных предпосылках в отношении внешних условий, разница между ними невелика, а тенденции развития схожи. Так, ни в одном из вариантов не был учтен риск второй волны пандемии.

Кроме того, ряд показателей консервативного варианта носят целевой характер. Поэтому мы полагаем целесообразным:

  • разграничить базовый и консервативный варианты прогноза в соответствии с Порядком разработки прогноза;
  • дополнительно разрабатывать целевой вариант прогноза, предусматривающий достижение национальных целей.

Согласно среднесрочному прогнозу, в 2020 году ожидается относительно умеренное снижение ВВП – на 3,9%. Но если учесть уже частично реализовавшийся риск второй волны и текущую динамику, есть вероятность того, что снижение ВВП в 2020 году превысит прогнозное значение. По нашим оценкам, в зависимости от сценария развития ситуации в экономике, оно может составить от 4,2% до 4,8%.

В прогнозе также указано, что в 2022 и 2023 годах ВВП будет расти темпами не ниже 3% в год. На фоне показателей последних лет это амбициозная задача. Счетная палата считает, что темпы роста российской экономики не превысят 3%, а в условиях более медленного восстановления мировой экономики и введения частичных карантинных ограничений в ряде стран, останутся в диапазоне около 2%.

Согласно документу Минэкономразвития, рост ВВП будет основываться на расширении внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

Однако Счетная палата полагает, что для стимулирования инвестиционного спроса и перезапуска инвестиционного цикла могут потребоваться дополнительные усилия, а риски более существенного снижения доходов населения могут негативно отразиться на динамике показателей потребительского спроса.

Подробнее ознакомиться с результатами анализа макроэкономических показателей можно в Подразделе 2 полной версии Заключения.

Доля нефтегазовых доходов бюджета увеличится в 2021 – 2023 годах с 28,7% до 33,6%. Соответственно, доля ненефтегазовых снизится с 71,3% до 66,4%.

Риски недопоступления по налоговым и неналоговым доходам федерального бюджета могут составить:

  • 2021 год – 46,1 млрд рублей;
  • 2022 год – 69,7 млрд рублей;
  • 2023 год – 100 млрд рублей.

Подробнее об анализе доходов федерального бюджета можно прочитать в Подразделе 6 полной версии Заключения. Информация об обосновании прогноза поступлений доходов содержится в Приложении к этому подразделу. Там также можно найти анализ информации, содержащейся в реестре источников доходов, прогнозных показателей налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

  • 2021 год – 21,5 трлн рублей;
  • 2022 год – 21,9 трлн рублей;
  • 2023 год – 23,7 трлн рублей.

Существенных изменений в функциональной структуре расходов не произошло. Наибольшая их часть по-прежнему направлена на социальную политику. Но к 2023 году доля этого направления в % ВВП постепенно уменьшится.

Если на образование расходы в 2021 году останутся такими же как в 2020 году – 0,9% ВВП, то к 2023 году – они сократятся до 0,8% ВВП. Аналогичная ситуация со здравоохранением.

Суммарно за период с 2020 года снижение произойдет с 1,2% до 0,8% ВВП.

Законопроектом предусматривается увеличение расходов (открытая часть) на 2021 год по 4 из 7 госпрограммам, по которым в 2019 году оценка эффективности (по методике Правительства Российской Федерации без учета «особенностей») соответствует низкому уровню.

Более того, по экспертной оценке Счетной палаты, 31 из 45 госпрограмм, то есть 68,9% от общего количества госпрограмм, в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования, из них 29 госпрограмм не соответствуют отраслевым стратегическим документам. В 33 госпрограммах значения по 267 показателям неизменны, в 32 госпрограммам значения по 263 показателям со слабовыраженной динамикой. По нашему мнению, значения этих показателей необходимо пересмотреть.

В паспортах госпрограмм отмечается избыточность показателей. По нашему мнению, такое количество показателей не позволяет концентрировать средства на приоритетных направлениях социально-экономического развития. По этой же причине невозможно полноценно контролировать реализацию госпрограмм и принимать эффективные управленческие решения.

Информация о финансировании непрограммных направлений представлена в Приложении к Подразделу 9.

Расходы на реализацию 12 национальных проектов и комплексного плана:

  • 2021 год – увеличение на 55,3 млрд рублей (по сравнению с предыдущим годом);
  • 2022 год – увеличение на 362,8 млрд рублей;
  • 2023 год – увеличение на 171,9 млрд рублей.

В состав национальных проектов входит 75 федеральных проектов. В 2021 году по 12 федеральным проектам предусматривается увеличение бюджетных ассигнований, по 57 – уменьшение, по 5 федеральным проектам бюджетные ассигнования не изменяются.

Новый бюджет: экология, госдолг и безопасность

Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.

В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.

НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.

Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.

В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.

Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.

В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?

Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.

А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.

На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.

Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.

Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.

Источниками гос. долга являются:

  • Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
  • Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
  • Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
  • Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)

Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.

Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.

Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.

С 2014 по 2019 годы РФ жила под гнетом наложенных санкций, приходилось соблюдать жесткую экономию и финансовую дисциплину, в связи с чем государственный долг снизился.

Но в 2019-2021 годы появилась новая тенденция: хотя и нет дефицита бюджета, но правительство опять стало брать кредиты и выпускать ценные бумаги (облигации). Финансовые аналитики считают, что подобной необходимости у Министерства финансов не было. Считается, что подобными мерами Правительство пополняет государственный бюджет за счет разницы между процентными ставками кредитов внутри страны и за рубежом.

По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку.

Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам (краткосрочным кредитам). Конечно, это нельзя рассматривать только как положительное явление, ведь на краткосрочных кредитах банки умудрялись пополнять бюджет страны.

Самым значительным в настоящее время является корпоративный внешний долг, его размер составляет 322 560 млн. долларов США. Сюда входят вложения иностранных инвесторов в крупные кампании, а также кредиты, взятые у зарубежных банков. В течение года сумма внешнего долга колеблется.

К концу 2020 года из-за пандемии и ограничительных мер объем внешнего долга всех стран заметно подрос от 83,5% до 96%.

Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. За один только 2019-2020 год ставка возросла с 105% до 123%.

В США гос. долг также возрос с 108% до 129%, а на 2022 год ожидается еще повышение до 132%.

Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2022 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики.

Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд. долларов США, при этом уже к концу 2021 года страна должна выплатить 14 млрд. долларов. При этом правительство и Президент Украины с полной уверенностью заявляют, что обязательно расплатятся с долгами, ведь ВВП растет на 4,8%. Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы.

Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране- Белоруссии.

В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты. Белоруссия должна 24 млрд. долларов, то есть 38% от ВВП. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

Безопасным для экономики считается соотношение внешнего долга к ВВП не более 60%.

Огромный внешний долг имеет Япония, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 223%.

Второй в списке стран с самыми большими долгами идет Греция, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 180%.

Следующими в списке идут Ливан, Йемен, Италия, Португалия, Мозамбик и Кабо-Верде.

Любой внешний долг – это существенный показатель доверия к стране со стороны зарубежных партнеров. Если страна имеет стабильную экономику и возможно для дальнейшего развития, то внешний долг не является огромной проблемой для Правительства.

Конечно, при постоянном росте государственного внешнего долга, авторитет правительства падает, и доверие народа к власти уменьшается.

Примерно половину денег государство тратит на две строки бюджета: это оборона и национальная безопасность, а также социальная политика. Расходы на правоохранителей выросли почти на полтриллиона рублей. Кроме того, власти сохранили общий размер социальных расходов. В прошлые годы было много временных мер, которые помогали справиться с последствиями пандемии. Поэтому расходы на социалку в 2020 и 2021 годах были даже выше. Но теперь часть этих мер становятся постоянными. Поэтому, если сравнивать с 2019 годом, объем социальной помощи вырастет примерно на 20%.

Кроме того, останутся на высоком уровне траты на здравоохранение и образование (см. графику). Они в последние годы выросли еще сильнее — в среднем на 40 — 60%.

— Бюджет на 2022 год, в отличие от бюджета прошлого года, сформирован с профицитом. У нас есть возможность направить дополнительные средства на решение приоритетных задач — на социальную поддержку граждан, особенно семей с детьми, — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Примечательно, что бюджет на ближайшую трехлетку — суперконсервативный. Во-первых, он сформирован с профицитом. Власти планируют заработать на полтора триллиона больше, чем потратить. Во-вторых, правительство планирует отложить в закрома (то есть Фонд национального благосостояния) около трех триллионов рублей. На начало 2023 года в кубышке должно лежать 16,5 трлн рублей. В-третьих, заложенная цена на нефть сильно ниже нынешней рыночной. Если в реальности она будет выше (а предпосылки к этому есть), то доходов у бюджета будет еще больше.

Таким образом, мы практически выполнили главную задачу — зависимость от нефти все меньше и меньше. Осталось решить следующую — начать хорошо зарабатывать на чем-то другом, а не продолжать жить с вечно затянутыми поясами. Финансовая стабильность — это хорошо. Но стабильный экономический рост — все-таки лучше.

По сравнению с текущим годом в 2022-м предлагается урезать финансирование по целому ряду социальных статей. В частности, расходы на медицину уменьшатся с 1,362 трлн рублей до 1,245 триллиона. Расходы на социальную политику, которые в нынешнем году зримо увеличились (отдельные наблюдатели связали это с приближением выборов), сократятся с 6,208 трлн рублей до 5,837 триллиона. Одновременно на 152 млрд рублей – с 3,314 до 3,162 трлн рублей – окажутся урезанными расходы на пенсии в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы». Также сократятся расходы по статье «Поддержка национальной экономики» – на 152 млрд рублей. Вкупе сокращение расходов по социальным статьям позволит сэкономить порядка 640 млрд рублей.

Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.

Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.

Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.

Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Законопроектная деятельность:

  • Внесение законопроектов в Государственную Думу

Совет Федерации одобрил закон о федеральном бюджете на 2022-2024 годы

Декабрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Информация, указанная в пункте 1 упомянутой статьи и все характеристики бюджета 2019 основываются на прогнозе показателя валового внутреннего продукта. Его расчетная величина – 105 820,00 миллиардов рублей или 1611,88 миллиарда долларов США при уровне инфляции до 4,3%.

Часть 1 описывает общий объем поступлений федерального бюджета – 19,969 триллиона рублей или 304,179 миллиарда долларов США. В эту сумму входят доходы от нефтегазовой отрасли – 3,369 триллиона рублей или 51,32 миллиарда долларов США.

Во второй части разъясняются общие расходы федерального бюджета. Их уровень – 18,037 триллиона рублей или 274,749 миллиарда долларов США.

Третья часть регламентирует максимальный уровень государственного внутреннего долга РФ. На 1 января 2020 года долг не должен превышать 11,613 триллиона рублей или 176,889 миллиарда долларов США.

Часть 4 предусматривае максимальный размер внешнего долга РФ. На 1 января 2020 года эта сумма не должна выходить за рамки 64,6 миллиарда долларов США.

Часть 5 излагает информацию по профициту федерального бюджета. Он составляет 1,932 триллиона рублей или 29,43 миллиарда долларов США.

Правительство РФ запланировало бюджеты на срок с 2019 по 2021 годы, как проекты развития экономики. Объем инвестирования в развитие стратегических целей государства составляет около 10% от всех расходов РФ. Финансовые аналитики называют основные нововведения федерального бюджета 2019:

  • получение дополнительных ассигнований за счет увеличения НДС до 20%;
  • подготовка доходных статей к увеличению пенсионного возраста;
  • перевод принципов бюджетного финансирования с консервативной схемы на адресные переводы денег в федеральные проекты национального значения.

В 2019 году 16,3% Федерального бюджета закрыто для общего доступа. Власти постепенно раскрывают данные секретных направлений и ежегодно публикуют так называемый бюджет для граждан. В нем расписана вся информация о федеральном и местных бюджетах на доступном для непрофессионалов языке. Большая часть, на уровне 65% из засекреченного списка, приходится на оборонный комплекс. Закрытая часть бюджета в 2020-2021 годах увеличится и составит 18,2% и 20,6% соответственно.

На основании приложения 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следующие органы исполнительной, судебной власти и отраслевые ведомства получат наибольшее количество ассигнований:

Наименование Сумма, тыс. рублей %
Министерство финансов Российской Федерации 5858554127,00 32,4803
Министерство обороны Российской Федерации 1776080136,40 9,8467
Министерство внутренних, дел Российской Федерации 970172896,90 5,3787
Федеральное дорожное агентство 608290196,40 3,3724
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 519692839,60 2,8812

На основании приложения 13 к ФЗ N 459-ФЗ (от 29.11.2018) распределение бюджетных ассигнований по разделам и целевым статьям выглядит следующим образом:

Наименование Сумма, тыс. рублей %
Развитие пенсионной системы 3 103 295 323,80 17,20
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур 2 272 154 902,30 12,60
Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) 2 062 670 016,40 11,44
Государственная программа «Обеспечение обороноспособности страны» 1 400 705 129,00 7,77
Государственная программа «Социальная поддержка граждан» 1 376 055 462,60 7,63

Основной финансовый документ РФ содержит атрибуты и свойства социально ориентированного бюджета, поскольку на программы поддержки населения и пенсионную систему направлена приблизительно четверть всех расходов страны.

Что касается конкретных цифр, ситуация не обнадёживает, поскольку соотношение распределяется следующим образом:

  • прибыль – 18,8 трлн. «деревянных»;
  • издержки – 21,52 единицы национальных дензнаков РФ.

Выходит, что будущий бюджет – планово дефицитный. Ведь совокупность расходов на 2,75 трлн. рублей меньше потенциальных доходов. Отметим, что, несмотря на такой расклад, чиновники не будут кардинальным образом изменять состав соответствующей легитимной корректировки.

Рассмотрим источники финансирования, призванные покрыть дефицит бюджета России на 2021 год:

  • резервы внутри государства, которые будут равны 2,74 трлн. – большей части недостающей суммы. Средства представляют собой государственные облигации;
  • Фонд национального благосостояния, готовый выделить 95 млрд. единиц национальных дензнаков РФ;
  • взятие долга из-за рубежа путём выпуска государственных облигаций и проведения кредитных сделок.

Повышение трат вызвано ослаблением позиций национальных банкнот в обменных пунктах. Компенсация проседания рубля выражается в росте военного бюджета России на 444,5 млн. «деревянных».

Другая причина увеличения поступлений – новые расходы на модернизацию материально-технической базы. Ведь за четыре года, прошедшие с момента массовой закупки, военные аппараты устарели. Реставрация техники вкупе с тратами на топливо вызвала повышение средств в рамках соответствующей статьи на 5 млрд. р. На протяжении следующих двух лет ожидается поднятие выплат из казны на 35 млрд. «деревянных».

С «Национальной безопасностью» тесно связана участь Росгвардии. Ведь статья предполагает финансирование расходов указанной организации. Пояснительная записка документа, распределяющего государственные сбережения, гласит о планомерном повышении жалований.

Общая сумма расходов на нужды сотрудников МВД и Росгвардии составит 28 млрд. единиц национальных дензнаков РФ. Точные цифры на ближайшую двухлетку представлены ниже:

  • 2021 год – 14,1366 млрд. р.;
  • 2022 год – 14,702 млрд. «деревянных».

Ассигнации на работу образовательных заведений, принадлежащих МВД:

  • 2021 год – снижение на 335,8 млн. руб.;
  • 2022 год – повышение на 134,1 млн. единиц национальной валюты РФ;
  • 2023 год – повышение на 1,8 млн. р.

Доходы представителей миграционных организаций также учтены в рамках бюджета МВД России:

  • на 2021 год ожидается рост издержек казны на 628,2 млн. «деревянных»;
  • в 2022 году траты повысятся на 653,2 млн. р.

Для учреждения, ответственного за управление органами госструктуры, в новом году снизят расходы на 487,1 млн. «деревянных». Затем в 2022 грядёт повышение на 625,7 млн. р. и на 2,4 млрд. р. в 2023 году.
Дальнейшие планы сотрудников высших эшелонов власти сообщают о тратах в течение 2023-2024 годов. Речь идёт о предоставлении дополнительных 10,6 млн. руб. на обучение полицейских кибербезопасности.

Дефицитом бюджета является превышение расходов бюджета над его доходами. Профицитом, напротив, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека либо даже семьи профицит, естественно, смотрится привлекательнее, однако не все так просто, если имеется в виду бюджет целого государства. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны являться сбалансированными, а расходы равны доходам.

Государственные заимствования будут главным источником финансирования бюджетного дефицита, что даст возможность удержать социальную направленность бюджета и ориентир на постепенный рост, рассчитывают власти. В итоге общий государственный долг возрастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, либо 28,4 трлн рублей, по результатам 2023 года. Причем главный рост пришелся все-таки на 2020 год.

Так или иначе величина российского государственного долга сейчас пребывает на безопасном уровне и является одной из наиболее низких в мире, говорил не так давно Антон Силуанов.

Правительство считает, что цены в 2021 году станут выше в среднем на 3,7%. Это все еще меньше 4%, остающихся основной целью Центробанка.

ЦБ РФ на последнем заседании совета директоров в сентябре изменил прогноз по инфляции: в условиях осуществляемой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, возможно, составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и лишь в 2022 году возвратится к целевым 4%.

По базовому прогнозу государство в долгосрочной перспективе ждет умеренного ослабления валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. Причем в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», отмечается в проекте закона о федеральном бюджете.

«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — написано в сообщении правительства.

Как раз в разделе «Социальная политика» в 2021 году запланированы наиболее крупные затраты — приблизительно 5,6 трлн рублей (что составляет 26% от общего объема бюджетных трат). Причем социальные расходы станут выше на 4,5% в сравнении с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.

На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.

А вот финансирование нацпроектов уменьшится приблизительно на 9% — с запланированных раньше 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.

— Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?

— Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.

— Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?

— В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.

— В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?

— Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.

— Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?

— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.

Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.

Бюджет на 2020 год принимался ещё до пандемии, так что в течение года пришлось вносить коррективы. Большую роль сыграло и колебание цен на нефть, которое наблюдалось в первой половине года. Предполагалось, что доходы бюджета составят 20,38 триллионов рублей, а расходы — 19,5 триллионов. Как и до этого, наблюдался профицит бюджета — предполагаемые доходы превышали предполагаемые расходы.

Пожалуй, это одна из главных черт федерального бюджета — попытка тратить меньше, чем зарабатывается. В этом году ситуация изменилась.

Доходы бюджета-2021 — 23,3 млрд рублей. Сокращение по сравнению с планом 2020-го — на 4,6%.

Расходы бюджета-2021 — 27,4 млрд рублей. Рост расходов на 7,6%.

Дефицит бюджета-2021 — 4 млрд рублей, или 17,4% от доходной части бюджета.

Ключевая статья доходов бюджета — НДС, поступления — 10,4 млрд рублей, или 45% от всех доходов республиканского бюджета.

Наибольший рост расходов — здравоохранение, на 394 млн рублей, или на 31%.

Наибольшее сокращение расходов — ЖКХ, на 114 млн рублей, или на 23%.

Республиканский бюджет — это часть консолидированного бюджета. Без учета целевых бюджетных фондов доходы консолидированного бюджета в 2020 году предполагались на уровне 38,3 млрд рублей, в то время как в республиканском бюджете были отражены доходы в размере 24,4 млрд рублей. В республиканский бюджет полностью зачисляются налоги от внешнеэкономической деятельности и акцизы, а также большая часть НДС и ряда прочих налогов. Местные бюджеты полностью распоряжаются суммами подоходного налога, налога на собственность и большей частью налога на прибыль.

Проект республиканского бюджета на 2021-й предполагает одновременный рост расходов на фоне сокращения доходов республиканского бюджета. Доходы могут составить 23,3 млрд рублей, что на 4,6% ниже в абсолютном выражении проекта прогноза на 2020-й. И это — без учета инфляции. А вот расходы в 2021 году вырастут на 7,6% и достигнут 27,4 млрд рублей. Дефицит республиканского бюджета составит более 4 млрд рублей. За последние 10 лет только в 2011 году был аналогичный дефицит бюджета относительно его доходной части. И в 2011-м и в 2021 году дефицит бюджета находился на уровне 17−18% от доходной части. Проект бюджета-2011 предполагал сокращение доходов и рост расходов по сравнению с предыдущим годом — и 2021-й повторяет эту ситуацию. Мы все помним, чем в экономике закончился подобный эксперимент — кратной девальвацией, множественностью курсов и падением доходов всех слоев населения. Радует одно — Минфин накопил определенные резервы за предыдущие годы, что предполагает менее тяжкие последствия для экономики. Но без проблем не обойдется.

Именно эту фразу хочется использовать, глядя на проект доходов на 2021 год. Надежда только на НДС и акцизы. Поступления НДС ожидаются на уровне 10,4 млрд рублей, или на 1,2 млрд больше по сравнению с 2020-м. НДС — хорошо контролируемый и собираемый налог, предлагается откорректировать перечень продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%. Льготный НДС могут отменить в отношении лекарств — якобы с целью направления полученных средств на борьбу с COVID-19. Но это не точно…

В первоначальной версии проекта республиканского бюджета, который попал в СМИ в начале осени, поступления от НДС были запланированы в 9,9 млрд рублей, но были указаны более высокие поступления от акцизов. В опубликованном в декабре прогнозе объем ожидаемых поступлений вырос до 10,4 млрд.

По всей видимости, государство к началу зимы не столь уверено в том, что граждане будут столь же интенсивно злоупотреблять алкоголем и табаком, а также заправлять свои машины топливом. Сработают ли призывы в телеграм-каналах ограничить свои вредные привычки — покажет время. Но пока Минфин рассчитывает, что акцизы принесут в бюджет около 3 млрд рублей.

Если доходы снижаются, то резонным выглядит и сокращение финансирования для всех получателей бюджетных средств. Но не все так просто. Некоторые расходы сократить не получится, как бы не старался. Например, расходы по обслуживанию государственного долга. Мало того, что сам долг в валюте, а значит и проценты по нему требуют валютных выплат, так еще и суммы долга не стремятся к сокращению.

В 2021-м на обслуживание государственного долга будет потрачено 3 млрд рублей, из которых только 0,5 млрд — это платежи по внутреннему долгу, а 2,5 млрд — это плата за привлеченные иностранные займы. И она выросла на 15% по простой причине — девальвация национальной валюты. Этих средств хватило бы на финансирование всех силовых структур, за исключением МЧС. Сэкономить на обслуживании государственного долга пока не получится. Да и в будущем, скорее всего, тоже. Стоит отметить, что расчет платежей осуществлялся по среднегодовому курсу 2,5678 BYN за 1 USD. С учетом ситуации в конце 2020-го удержать этот курс будет «хлопотным дельцем».

Экономить на здравоохранении в условиях пандемии — это как пилить сук, на котором сам сидишь. И хотя правительство умудряется иногда такие фокусы устраивать, в этот раз обошлось без экстрима. На здравоохранение выделят 7,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на все силовые структуры и национальную оборону вместе взятые. Но из республиканского бюджета на здравоохранение выделяется 1,7 млрд рублей, еще 5,5 млрд рублей выделяется по линии местных бюджетов. Традиционно образование и здравоохранение финансируются в значительной степени за счет региональных бюджетов.

На силовых структурах тоже не получается экономить. Пятый месяц без выходных работают, как на них можно экономить, когда страну все пытаются расшатать?! Поэтому рост расходов по сравнению с 2020-м — на 12%. Стоит отметить, что в 2020 году силовики финансировались несколько выше, чем планировавшиеся расходы, поэтому на особую прибавку они вряд ли смогут рассчитывать. Но довольствие не уменьшат.

Из числа тех, на ком можно сэкономить, были выбраны очевидные жертвы. Это система ЖКХ, СМИ и нуждающиеся в жилье. Система ЖКХ получит на 114 млн рублей, или на 23%, меньше. Граждане частично перестали оплачивать услуги, государство решило поддержать их в порыве сэкономить бюджетные дотации и само сократило финансирование. Логичный и ожидаемых ход.

Власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей:

  • В 2022 году — в среднем 72,1 рубля за доллар;
  • В 2023 году — 73,8 рубля;
  • В 2024 году — 73,6 рубля.

Что с государственным долгом?

  • В 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. Это означает, что Россия при необходимости смогла бы закрыть все свои долги.
  • К лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. По итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
  • В 2021 году он продолжил расти — до 22,104 трлн рублей.
  • В 2022 году он будет увеличиваться до 25,84 трлн;
  • В 2023 году — увеличится до 28,540 трлн рублей;
  • В 2024 году — вырастет до 31,501 трлн рублей.

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

?

Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

  • 20 января 2021, 11:56

    Не паниковать, не грубить, не пугать связями: как себя вести, если на улице остановил полицейский

  • 17 декабря 2020, 09:20

    Принят бюджет Архангельской области на 2021 год: экономист и депутаты объясняют, что изменится

Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

    Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.

Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;

  • в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
  • с 2021 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2021 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals.

    Каким будет новый федеральный бюджет на три года

    Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

    Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

    1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):

    1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;

    3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;

    4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;

    5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.

    2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):

    1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;

    3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;

    4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;

    5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.

    Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

    1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

    2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

    3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

    Что касается основных параметров федерального бюджета, то они остались практически без изменений при некотором перераспределении расходов внутри статей.

    В 2021 году на первом месте по объему направляемых из бюджета средств находятся социальная политика (5,58 трлн рублей) и национальная экономика. При этом расходы на национальную экономику в 2021 году несколько сократятся и составят 3,14 трлн рублей, а не 3,25 трлн, как было запланировано. В 2022 году на эту статью расходов отводится 2,89 трлн рублей, а в 2023 году — 3,39 трлн рублей.

    На третьем месте по объему выделяемых средств в бюджете на 2021 год — национальная безопасность и правоохранительная деятельность (1,53 трлн). Далее идет статья «общегосударственные вопросы» (1,48 трлн).

    Одна из поправок, которые накануне одобрил комитет по бюджету, касается обеспеченных госгарантиями кредитов, выделяемых предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Согласно предложению правительства РФ, в 2021 году российские банки смогут пролонгировать такие кредиты до 31 марта 2026 года.

    В пояснительной записке правительства к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» дан прогноз снижения нефтегазовых доходов бюджета по отношению к ВВП с 7,6% ВВП в 2019 году до 6,0% ВВП к 2022 году вследствие снижения цен на энергоносители, сокращения доли нефтегазового сектора в структуре ВВП на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта данной продукции, а также роста выпадающих доходов, связанных с предоставленными предприятиям топливно-энергетического комплекса льготами. В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8 % в 2019 году до 35 % в 2022 году.

    Драйверами экономического роста и, соответственно, доходной части федерального бюджета России станут экспортно-ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности (химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение) и строительный сектор. Начиная с 2020 года на фоне первых результатов реализации структурных реформ и развертывания инвестиционных проектов с государственным участием ожидается ускорение темпов роста. Росту экономики также будет способствовать прогнозируемый рост доходов населения, стимулирующий потребительскую активность внутри страны. За счет устойчивого роста наиболее значимых составляющих доходов населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) реальные располагаемые доходы граждан после околонулевых значений в 2019 году (0,1%) перейдут на траекторию роста и к 2024 году ускорятся до 2,4%.

    Планируемые расходы федерального бюджета постоянно увеличиваются и направлены на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2020 году по сравнению с 2019 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005 года.

    Вместе с тем федеральный бюджет имеет стимулирующий характер для экономики: расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей — рост расходов бюджета 2020-2022 гг. должен стать самым масштабным стимулом для экономики с 2009 года. Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008-2009 годах, когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов.

    Приоритет расходов в бюджете на предстоящий трехлетний период — содействие достижению национальных целей развития, инструментом реализации которых являются национальные проекты. В федеральном бюджете на 2020-2022 годы предусмотрено увеличение расходов по сравнению с ранее утвержденными практически на все нацпроекты. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2020 году в объеме 2 триллионов рублей, в 2021 году их объем должен составить 2,2 триллиона рублей, в 2022 году — 2,7 триллиона рублей.

    Другие государственные программы сгруппированы по пяти основным направлениям: новое качество жизни (10 программ), инновационное развитие и модернизация экономики (19 программ), обеспечение национальной безопасности (5 программ), сбалансированное региональное развитие (6 программ) и эффективное государство (3 программы).

    Закрытая часть федерального бюджета составляет 3,3 триллиона рублей в 2020 году, 3,8 триллиона рублей — в 2021 году, 4,45 триллиона — в 2022 году.

    На субсидии из госбюджета могут претендовать прошедшие конкурсный отбор учредители СМИ – юрлица (кроме госучреждений), осуществляющие производство, распространение и тиражирование социально значимых теле- и радиопрограмм, документальных телефильмов, создание и поддержание интернет-сайтов социального или образовательного значения. Субсидии предоставляются в рамках подпрограммы «Информационная среда» госпрограммы «Информационное общество», отмечается в документе.

    При Владимире Путине Россия списала странам 125 млрд долларов. Это 9,65 трлн рублей. Для сравнения: в 2020 году на здравоохранения в бюджете РФ заложено 1,3 трлн рублей, в 2021 году — 1,12 трлн рублей. То есть списанные долги — это девять годовых бюджетов на здравоохранение или половина от суммы всех доходов на следующий год.

    • 2000 год. $9,53 млрд Вьетнаму
    • 2001 год. $4,8 млрд Эфиопии
    • 2003 год. $11,1 млрд Монголии
    • 2003 год. $960 млн Лаосу
    • 2004 год. $344 млн Никарагуа
    • 2004 год. $9,8 млрд Ираку
    • 2005 год. $9,782 млрд Сирии
    • 2005 год. $1,1 млрд Эфиопии
    • 2006 год $4,7 млрд Алжиру
    • 2007 год. $11,1 млрд Афганистану
    • 2007 год. $4,5 млрд Ливии
    • 2008 год. $12 млрд Ираку
    • 2010 год. $891 млн Афганистану
    • 2010 год. $180 млн Монголии
    • 2012 год. $11 млрд Северной Корее
    • 2013 год. $500 млн Киргизии
    • 2014 год. $31,7 млрд Кубе
    • 2014 год. $865 млн Узбекистану
    • 2018 год. $240 млн Киргизии


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.