Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнительский сбор судебных приставов размер в 2022 году по штрафам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Исполнительский сбор накладывается лишь в том случае, если водитель не погасил задолженность добровольно и своевременно. При этом возможна оплата в следующие сроки:
Срок | Комментарий |
20 дней с момента нарушения | Оплата штрафа в ГИБДД со скидкой 50 процентов |
70 дней с момента вынесения постановления ГИБДД | Оплата штрафа в ГИБДД в полном размере |
5 дней с момента получения постановления судебных приставов | Срок для добровольного исполнения, т.е. для оплаты штрафа приставам |
Если водитель не уложился в указанные сроки, то кроме суммы штрафа придется оплатить и исполнительский сбор.
При обнаружении должника, уклоняющегося от выплаты взысканной с него суммы в пользу кредитора, или же скрывающегося от оплаты штрафов, к нему может быть применено дополнительное взыскание. Его размер равняется семи процентам от общей суммы исполнительного листа, но при этом не может быть ниже 1000 российских рублей для физического лица и 10000 для должника-организации.
Таким образом, если сумма задолженности не превышает 14285 рублей, то будет взыскан минимальный исполнительский сбор, иначе он будет рассчитан по формуле.
В судебном порядке его размер может быть обжалован, и при предъявлении доказательств, свидетельствующих о наличии смягчающих обстоятельств, размер сбора может быть снижен.
Если же дело касается неимущественного типа обязательств, при их неисполнении должнику грозит исполнительский сбор в размере 5000 российских рублей, если он является физическим лицом, и 50 000 российских рублей, если должником является юридическое лицо.
Условия, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию, четко регламентируются статьей 112 федерального закона, согласно которой исполнительский сбор не может быть взыскан, если:
- Судебное производство проводилось в виде дополнительного заседания, инициированного самим приставом. Это может быть дело, решение по которому было вынесено после подачи заявления со стороны пристава-исполнителя и касающееся принятия определенных стимулирующих мер. Взыскание исполнительского сбора в таком случае свидетельствовало бы о предписании двойного штрафования за одно и то же деяние, что запрещено действующим законодательством.
- Документ об исполнении судебного взыскания подается приставу повторно после заседания, на котором была предпринята попытка его отмены. Если она была неудачной, пристав все равно не имеет права накладывать дополнительное взыскание в виде исполнительского сбора.
- Постановление, по которому ведется производство, нацелено на взыскание штрафов и сборов, инициированным этим же или другим приставом в процессе проведения мероприятий по сбору задолженностей по другому производству.
- При проведении мероприятий по взысканиям, основанным на исполнительных документах, полученных в результате вынесения судебных актов об обеспечении иска.
В 2021 году не принималось изменений, которые могли бы повлиять на размер исполнительского сбора. Поэтому все стандартные принципы начисления, действовавшие за прошлые годы, сохранились.
Если на основании судебного решения не было оговорено иное, должник будет обязан оплатить дополнительно 7 процентов от общей суммы иска, если пристав будет самостоятельно проводить перечисление денег с его счета на счета пострадавшей стороны. Минимальная сумма сбора составит 1000 рублей для физического лица и 10000 рублей для юридического лица.
Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?
Для того, чтобы попытаться уменьшить сумму исполнительского сбора, должнику достаточно лишь обратиться с верно заполненным иском в суд. Это послужит причиной для приостановления взыскания до момента вынесения судебного решения.
При рассмотрении такого заявления учитываются следующие факторы:
- Имущественное положение должника.
- Степень вины должника при задержке выплаты взысканной суммы.
- Возможность выплаты суммы исполнительского сбора в момент подачи заявления о взыскании.
Рассмотрев все детали дела, судья может принять решение о снижении ставки штрафного начисления. При этом максимальный порог снижения составляет четвертую часть от общей изначальной суммы.
Если исполнительский сбор был взыскан в полном объеме еще до того, как прошло заседание, и судьей было принято решение о снижении его размера, разница в сумме будет возвращена на счет должника на основании судебных документов в автоматическом режиме.
Исполнительский сбор — штрафование гражданина за несвоевременное погашение задолженности по решению суда. Согласно закону, на оплату после получения постановления судебного органа дается пять рабочих дней. Помимо дополнительных штрафных санкций, сотрудник ФССП правомочен закрыть выезд за границу.
Законодательство учитывает возможность решения суда о немедленном погашении долга, то есть в течение суток.
Постановление — документ, имеющий исполнительный характер. Под этим подразумевается следующее: должник обязан выполнить все требования, обозначенные в документе, причем в указанный срок. Стоит отметить, что информирование должника о наложении сбора — обязанность пристава. При этом суд контролирует получение гражданином извещений.
Добровольное исполнение требований
Для избавления от головной боли гражданину проще всего пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть в добровольном порядке погасить задолженность. После заседания суда, на котором было вынесено постановление, гражданину приходит письмо, в котором содержаться:
- срок добровольного исполнения;
- перечень последствий, которые повлечет неисполнение решения суда;
- данные пристава;
- обязанности должника и информация о наказании, которое повлечет их неисполнение.
После погашения задолженности должник должен получить соответствующую бумагу от кредитора, которая будет служить подтверждением уплаты долга. После получения документа гражданину необходимо будет явиться с ним в уполномоченный орган ведомства приставов.
Сумма сбора составляет 7% от общего размера задолженности. Минимальный сбор для физлиц и ИП — 1000 рублей, для юрлиц — 10 000. Средства, полученные приставами, поступают в государственный бюджет.
Взыскание исполнительского сбора
Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.
Первым делом пристав уведомляет должника о вынесении постановления. Если сотрудник ФССП не делает этого, то его действия можно считать незаконными и обжаловать.
Далее пристав устанавливает факт того, что гражданин:
- нарушил срок, вынесенный судом для добровольного закрытия задолженности;
- осведомлен о постановлении;
- не сообщил об уважительных причинах, ввиду которых не погасил задолженность в установленный срок.
Стоит отметить, что при неудачном вручении почтовыми служащими оповещения о наложении дополнительного сбора, с должника не снимается повинность его уплаты. Иными словами, даже простая неосведомленность гражданина о том, что на его имя пришло письмо, считается отказом от уплаты сбора.
Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..
К таким ситуациям можно отнести следующие:
- уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
- средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
- работодатель долгое время задерживает заработную плату;
- должник не находился в России на момент вынесения постановления;
- обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.
При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.
Исполнительный сбор
Законом предусмотрен ряд случаев, при которых исполнительский сбор не взыскивается. При этом эти случаи не относятся к освобождению от взыскание по уважительной причине.
Так, сбор не будет взиматься, если:
- постановление передано должнику приставом, который причислен к другому территориальному управлению ФССП;
- исполнительный документ передан повторно;
- служащие ведомства получили акт о применении обеспечительных мер;
- дело касается административного выдворения иностранцев;
- поступил запрос о розыске несовершеннолетнего гражданина.
Сбор не подлежит оплате, если должник выполнил все требования сотрудника ФССП без просрочки. Также гражданин вправе обжаловать действия служащего в судебном порядке, отсрочить выполнение или ходатайствовать о рассрочке сбора.
На обжалование постановления о наложении сбора должника дается 10 дней после решения пристава. При просрочке гражданин в исключительный случаях имеет право восстановить срок, но только при наличии уважительных причин.
Оспорить постановление пристава возможно лишь в течение 10 дней. При просрочке, граждане в исключительных случаях имеют право восстановить срок, но для этого потребуется наличие уважительных причин.
Суд рассматривает жалобу гражданина в течение 10 дней. Основаниями для положительного решения по ходатайству должника могут послужить:
- преждевременное вынесение постановления;
- нарушения при вынесении постановления;
- взыскание сбора по делам, в рамках которых он не допускается;
- неправильный расчет суммы сбора;
- отказ пристава признать уважительность причин, из-за которых гражданин не погасил долг.
Доказательство законности действий ложится на сотрудника ФССП. Однако и ходатайствующий гражданин обязан доказать нарушение приставом правовых норм.
При одобрении судом ходатайства должника постановление о сборе теряет свою силу. Однако это не означает того, что сотрудник ведомства не сможет вынести новое.
Исполнительский сбор — это санкция в виде штрафа, которая применяется к должникам, которые отказываются добровольно выплачивать долг. Если денежные средства будут списаны со счетов судебным приставом самостоятельно в результате мер по их аресту, к общей сумме задолженности будет добавлен определенный процент, который рассчитывается исходя из характера дела и времени, затраченного сотрудником ФССП.
Исполнительный лист — это документ, подтверждающий перечень обязательств и сумм, указанных в решении суда. Взыскатель может получить исполнительный лист после вступления решения в силу. Документ подписывается судьей и скрепляется печатью суда, и он выдается на бланке строгой отчетности.
Первоначально судебный пристав-исполнитель устанавливает срок, в течение которого должник должен добровольно выполнить требования (погасить долг или совершить определенные действия в пользу кредитора). Этот срок составляет 5 дней, а если речь идет о немедленном исполнении, то срок сокращается до суток.
Если должник не представил судебному приставу доказательства уважительных причин по неуплате долга, судебный пристав имеет право принять решение о взыскании исполнительского сбора. Бывает, что это постановление выдается несколько месяцев спустя, что не делает его сбор незаконным. Судебный пристав-исполнитель взыскивает сбор принудительно, а для изъятия денежных средств должника возбуждается отдельное исполнительное производство.
Освобождение от исполнительного сбора производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве, если не было оснований для взыскания сбора, или в случаях, прямо указанных в законе.
Например, должник не виноват в неисполнении решения, если срок добровольного исполнения судебного решения был нарушен не по его вине. Другая причина — заключено мировое соглашение, после которого исполнительное производство подлежит прекращению, поэтому судебные приставы не вправе взыскивать исполнительский сбор.
Если должник уже погасил задолженность по исполнительному документу, но его прислали повторно — это тоже основание отменить начисленный сбор. Закон об исполнительном производстве предусматривает случаи, когда исполнительный лист может быть возвращен взыскателю до завершения исполнения судебного решения. Это может произойти, если судебный пристав не смог найти у должника никакого имущества или денег.
Судебный пристав-исполнитель не может исполнить судебное решение в связи с тем, что имущество должника было обнаружено за пределами территории, находящейся под его юрисдикцией. Если это произошло, он должен передать исполнительный лист в другое подразделение службы судебных приставов, находящееся под его юрисдикцией.
Помимо вступивших в силу исполнительных документов, приставу могут передать в работу промежуточные судебные акты, обеспечивающие дальнейшее исполнение судебного решения. К их числу относятся определения об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты. Цель принятия обеспечительных мер — гарантировать, что после рассмотрения дела судом его решение можно будет исполнить (должник не избавится от имущества, не растратит спорные средства). В таких случаях исполнительский сбор могут отменить, поскольку обязанность должника что-то заплатить еще не установлена решением суда. Соответственно, нет оснований взыскивать с него штраф за неисполнение этих обязанностей.
Реструктуризация долга по государственной программе — тоже основание отмены исполнительского сбора. А также исполнительский сбор не взыскивается по делам о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, по запросу центрального органа о розыске ребенка, в случае отбывания обязательных работ.
Платежное поручение судебным приставам — образец-2021 — 2022
Да, такое требование пристава правомерно.
Указание общей суммы дохода необходимо судебному приставу-исполнителю для определения правильности удержаний, производимых работодателем. Возложение на работодателя такой обязанности может быть расценено как законное требование судебного пристава-исполнителя. Если работодатель не будет указывать общий размер доходов работника, а также не будет удерживать исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель может (ст. ст. 6, 113 Закона № 229-ФЗ):
- принять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона № 229-ФЗ;
- инициировать привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 17.8 КоАП.
Да, можно. Ведь суммы по исполнительным листам удерживают и перечисляют взыскателю или на депозитный счет службы судебных приставов при каждой выплате заработной платы, соблюдая максимальный размер удержаний. А аванс — это выплата заработной платы за первую половину месяца. Аванс по заработной плате не относится к доходу, на который не может быть обращено взыскание.
Иной подход может привести к невозможности удержания необходимой суммы, при том что доход работника за весь месяц позволяет это сделать.
Для наглядности рассмотрим порядок и продолжительность мероприятий, которые проводятся для взыскания долга с нарушителя правил дорожного движения.
Последовательность исполнительных действий:
- вынесение постановления о наложении штрафа по инициативе сотрудника ГИБДД;
- 10 дней на обжалование судебного акта;
- 60 суток на погашение в добровольном режиме без открытия дела ФССП;
- направление судебного постановления в службу приставов;
- открытие дела (в пределах трех дней);
- 5 дней на добровольное исполнение;
- принудительное взыскание сбора.
Общая продолжительность процедуры — не менее 78 суток. Причем погашение долга прерывает выполнение очередного мероприятия на любой стадии.
Законодательство устанавливает несколько ситуаций, при которых сбор не взимается:
- действия на основании поручения пристава на территориях, для работы на которых у него нет полномочий (например, в зарубежной стране или в другом субъекте);
- повторное направление документа, взыскание по которому уже произведено;
- когда ФССП взыскивает сам сбор и сопутствующие расходы;
- дела по обеспечительным мерам на время судебного разбирательства;
- предмет дела — выдворение иностранного гражданина или человека без гражданства за пределы страны;
- исполнение решения суда, наказанием по которому выступают обязательные работы;
- исполнение запроса, целью которого становится розыск несовершеннолетнего лица.
Процедура отмены исполнительского сбора
Допускается несколько вариантов оплаты исполнительского сбора. Первый и самый простой — через квитанционную книжку СПИ непосредственно у судебного пристава.
Квитанция оформляется в двух экземплярах. Деньги принимаются приставом, затем документ передается должнику в качестве подтверждения платежа.
Обязательное условие — наличие «синей» печати подразделения ФССП. Квитанцию сохраняйте.
Если вы не хотите посещать отделение ФССП, можно оплатить исполсбор Онлайн через Госуслуги или в банке. Просто выберите удобный способ оплаты на сайте приставов.
Если должник исполнил решение суда до направления его приставам, дополнительные сборы и санкции не применяются. Также не придется платить сбор, если предписание суда было исполнено добровольно в срок, указанный приставом в постановлении. Доказать этот факт можно платежным документом о дате перечисления средств, актом о передаче имущества, иным аналогичным документом.
Статья 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает еще ряд ситуаций, при которых можно избежать взыскания сбора:
- если должник докажет, что просрочка была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила);
- если для исполнения судом предоставлена отсрочка или рассрочка;
- если добиться отмены судебного акта, исполнительного документа или постановления пристава (если на момент отмены сбор уже был удержан, он подлежит возврату);
- если производство открыто по категориям дел, указанных в пункте 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.
Доказывать факты непреодолимой силы нужно непосредственно приставу, ведущему дело. Закон не содержит перечня таких обстоятельств, поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой пристава и получить отказ в освобождении от уплаты санкции. В этом случае можно оспорить постановление через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в судебном порядке. Например, как непредвиденное обстоятельство рассматривается факт нарушения банком сроков перевода средств, направленных на исполнение решения суда.
Не придется платить сбор, если вы добьетесь отмены исполнительных документов. Например, после вступления в силу решения, его можно оспорить через кассацию и надзор. Подача кассационных и надзорных жалоб не приостанавливает исполнительное производство, хотя такую меру может применить суд по ходатайству должника. Если же кассация или надзор отменят решение суда нижестоящей инстанции, производство по исполнению будет прекращено. В этом случае аннулируется и обязанность оплачивать сбор.
Можно избежать удержания санкции, если доказать отсутствие вины в нарушении срока. Такие дела неоднократно рассматривал Верховный Суд РФ. Например, отсутствием вины был признан факт неуказания приставом точного срока для добровольного исполнения. В Определении ВС РФ от 15.09.2015 № 50-КГ 15-17 указано, что при отсутствии в постановлении срока, основания для назначения санкции должны устанавливаться с учетом конкретных обстоятельств дела.
В законе приведен перечень дел, по которым взыскание сбора не допускается. К ним относятся следующие ситуации:
- если исполнительные действия совершаются по поручению пристава на территории, где у него отсутствуют полномочия (например, на территории иностранного государства);
- если приставам повторно направляется исполнительный документ, по которому уже издавалось постановление о взыскании сбора;
- если предметом дела является взыскание сбора и исполнительных расходов (т.е. не допускается взыскивать исполнительский сбор при уклонении от уплаты ранее назначенного сбора);
- если приставам поручено исполнить меры обеспечения на период рассмотрения судебного дела (например, суд может наложить арест на имущество или счета ответчика, пока по делу не будет вынесено решение. Арестом будут заниматься приставы, но исполнительным производством это не будет считаться);
- если предметом исполнения является выдворение за пределы РФ иностранцев или лиц без гражданства;
- если по решению суда, единственной мерой воздействия к должнику является отбывание обязательных работ;
- если исполняется запрос о розыске несовершеннолетнего гражданина.
По всем иным категориям дел сбор будет назначаться по общим правилам, т.е. при нарушении срока исполнения.
Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.
Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:
- преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
- нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
- назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
- взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
- неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
- неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.
Это только примерный перечень оснований, по которым можно обжаловать постановление. Доказывать правомерность действий и решения должен пристав. Однако и должник обязан указать на нарушения, допущенные при наложении на него санкции.
При удовлетворении жалобы, постановление о взыскании сбора аннулируется. Это не означает, что должник может забыть об исполнении решения суда, либо нарушать сроки перечисления долга, передачи имущества. Ничто не мешает приставу вынести новое постановление, соответствующее закону.
Что такое исполнительский сбор?
Просить о снижении размера санкции можно только после вынесения приставом постановления о взыскании сбора. Пока такое решение не вынесено, оснований для снижения его размера не возникает. Заранее обратиться с такой просьбой нельзя, поэтому для обращения в суд нужно иметь на руках постановление. Получить его можно следующими способами:
- получить по почте, так как каждое постановление должно быть вручено должнику под роспись или направлено по его адресу;
- обратиться лично или через представителя к должностному лицу ФССП, ведущему производство, если постановление не было получено по почте;
- направить запрос в службу ФССП, где ведется производство.
При обращении с заявлением не обязательно прикладывать копию постановления, достаточно указать его реквизиты (дата вынесения документа, номер дела, иные сведения). Однако рекомендуем сразу приложить все документы, которые есть у вас в наличии, чтобы избежать затягивания процесса.
Заявление о снижении суммы санкции нужно обосновать. Статья 112 Закона № 229-ФЗ и судебная практика содержит примерный перечень фактов, которые будут учитываться при рассмотрении заявления:
- степень вины должника в просрочке;
- имущественное положение должника;
- иные существенные обстоятельства.
Доказать перечисленные факты нужно документально. Например, отсутствие вины должника может подтверждаться справкой работодателя о задержке выплаты заработной платы (если у должника отсутствовали иные источники заработка).
Заявление нужно подавать с учетом подсудности основного решения суда и исполнительного документа. Например, если дело возбуждено по решению арбитража, подавать заявление нужно в арбитражный суд. Если исполнительный документ был выдан мировым судьей, заявление о снижении суммы сбора нужно направлять в суд общей юрисдикции.
В заявлении нужно указать:
- наименование судебного органа;
- сведения о должнике и приставе, вынесившем постановление;
- реквизиты постановления, которым был назначен сбор;
- основания, по которым должник просит снизить размер сбора;
- ссылка на доводы и доказательства, подтверждающие основания для снижения;
- просьба к суду об уменьшении суммы санкции;
- перечень представленных документов;
- дата оформления заявления и подпись должника.
Заявление можно подать непосредственно в канцелярию суда, либо направить по почте. Вести дела можно через представителя, а его полномочия нужно подтвердить доверенностью, либо непосредственно в судебном заседании.
На основании ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.3 ст.112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей — с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 3.1 ст. 112 Закона №229-ФЗ в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей — с должника-организации.
Пункт 1 ст. 322 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору (п. 1 ст. 325 ГК РФ).
Конституционный Суд РФ в определении от 16.07.2013 №1236-О указал, что при солидарной ответственности должников судебный пристав-исполнитель при наличии оснований выносит постановление о солидарном взыскании исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников, порядок взыскания которого аналогичен порядку взыскания по исполнительным документам в отношении солидарных должников. Учитывая, что исполнительский сбор взыскивается однократно на основании одного исполнительного документа, общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по такому исполнительному документу.
Аналогичный вывод сделан в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016.
На основании изложенного общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по такому исполнительному документу, а, следовательно, взыскание в рамках исполнительного производства исполнительского сбора в размере 7% с каждого из солидарных должников является неправомерным.
Ваш долг — 0,00 рублей! Как судебные приставы рассылают непогашаемые штрафы
Производство по взысканию долга перед ФССП является отдельным и исполняется в общем порядке, закрепленным Законом No 229-ФЗ. Однако оно может осуществляться как в рамках основного производства, так и вне его. В последнем случае финансовая санкция не применяется при:
- окончании взыскания при фактическом исполнении, возвращении документы взыскателю, направлении листа работодателю, а также истечении срока давности;
- прекращении производства в связи с принятием судом соответствующего решения, а также заключение мирового соглашения.
Информация о взыскании исполнительского сбора высылается вместе с данными о завершении производства по основному долгу.
Пристав не взыскивает сбор, если исполнение завершается в связи с:
- невозможностью узнать, где находится должник, его имущество или денежные средства;
- отсутствием ликвидного имущества;
- возвращением листа по решению суда или иному официальному акту;
- ликвидации юрлица, признании его банкротом.
Не исключается возобновление производства по ранее отозванному исполнительному документу.
По указанию суда оплата исполнительного взноса может осуществляться отдельными траншами, отсрочиться, а также сам размер финансовой санкции может измениться в меньшую сторону, но более чем на 25%.
При принятии судом решения, пристав выносит соответствующее постановление, а сам судебный акт подлежит немедленному исполнению.
Если сумма сбора уменьшается, то отдельного постановления не требуется, пристав вносит лишь изменения в предыдущее. Если же происходит отсрочка, поэтапное погашение или возврат оплаченной суммы, приобщают копию решения.
Возвратить взысканное пристав может в нескольких случаях:
- при отмене акта суда или постановления пристава;
- при изменении взыскиваемой суммы в меньшую сторону;
- при освобождении от финансово-правовой ответственности (не платить исполнительский сбор имеют право лица, попавшие в крайние обстоятельства – при госпитализации и т.п.).
Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства .
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский».
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
— документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
— требования исполнительного документа должником не исполнены;
— должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
Абзац — Исключен. (в ред. Письма ФССП РФ от 11.05.2016 N 0001/7)
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:
— по исполнительному документу (поручению другого судебного пристава-исполнителя о совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия), поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона;
— при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
— по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
— по судебным актам по обеспечительным мерам;
— по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
— по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
— по запросу центрального органа о розыске ребенка.
Данный перечень является исчерпывающим.
2.3.1. Срок для добровольного исполнения:
1. По общим правилам в соответствии с частью 12 статьи 30 Закона составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства.
При этом установление в постановлении о возбуждении исполнительного производства календарной даты не допускается.
Таким образом, в постановлении о возбуждении исполнительного производства следует указывать: «установить срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа — пять дней со дня получения (надлежащего уведомления) настоящего постановления».
2. Пункт исключен. (в ред. Письма ФССП РФ от 11.05.2016 N 0001/7)
2.3.2. В соответствии с частью 14 статьи 30 Закона не устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
после окончания основного исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
— при последующих предъявлениях исполнительного документа;
— по исполнительному документу о конфискации имущества;
— по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;
— по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;
— по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— по запросу центрального органа о розыске ребенка.
2.3.3. В соответствии с частями 3, 6 статьи 16 Закона срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
По исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, таким основанием является неисполнение должником требований исполнительного документа в течение суток с момента получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, необходимо учитывать, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются выходные дни. В этой связи, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока добровольного исполнения является первый следующий за ним рабочий день.
Ипотечникам разрешили не платить исполнительский сбор. Кто сэкономит?
2.4.1. Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции — взыскания исполнительского сбора.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.
Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно предупреждать должников о необходимости уведомления судебного пристава-исполнителя об обращениях в суд с заявлениями о приостановлении исполнительного производства, отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда, обжалованию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство и иных обстоятельствах, имеющих значение для целей исполнительного производства.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе.
По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам).
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть доставлено должнику взыскателем или иным лицом, которому судебным приставом-исполнителем с его согласия поручена доставка постановления.
В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
В частности, согласно части 2 статьи 30 Закона взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике. Адрес электронной почты и иные контактные данные могут быть указаны на официальном сайте должника-организации и т.д.
2.4.2. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства N… от…». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.
В целях закрепления факта надлежащего уведомления должника факсимильной связью судебный пристав-исполнитель должен удостовериться, является ли абонент данного номера факсимильной связи должником по исполнительному производству; выяснить должность, фамилию, имя, отчество, а также полномочия лица, принимающего документ, получен ли документ, читаем ли текст документа, а также предложить прочесть вслух его часть, например, наименование постановления и первый абзац постановочной части.
По результатам целесообразно оформить акт о передаче факсограммы, который приобщается к материалам исполнительного производства.
Постановление судебного пристава-исполнителя или руководителя группы принудительного исполнения о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 14 Закона, утверждается старшим судебным приставом и заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России.
В мотивировочной части постановления указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, факт истечения срока добровольного исполнения, неисполнения должником требований исполнительного документа, иных имеющих значение обстоятельствах, а также непредставления должником доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств либо отказа в признании представленных доказательств таковыми.
Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в судебном порядке в 10-дневный срок с момента получения должником данного постановления, о чем также должно быть указано в самом постановлении.
Вместе с тем возможность оспаривания такого постановления не исключает взыскания исполнительского сбора в указанный десятидневный срок в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя информации о принятии судом к рассмотрению заявления или иска по основаниям, указанным в части 6 статьи 112 Закона. В данном случае исполнительский сбор может быть взыскан до истечения десятидневного срока, предоставленного должнику на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора.
В случае принятия судом заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, иска об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 40, частью 8 статьи 112 Закона, взыскание исполнительского сбора подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем до вынесения судом соответствующего судебного акта.
Постановление о взыскании исполнительского сбора направляется (вручается) должнику либо его представителю в порядке, аналогичном порядку направления (вручения) постановления о возбуждении исполнительного производства.
После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению.
В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном Законом.
Если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора в следующих случаях:
1) При окончании основного исполнительного производства по основаниям:
фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (пункты 1, 2 части 1 статьи 47 и пункт 1 части 15 статьи 103 Закона);
возвращение взыскателю исполнительного документа в порядке пункта 3 части 1 статьи 47 Закона во взаимосвязи с основаниями, предусмотренными пунктами 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 46 Закона (при возвращении исполнительного документа взыскателю по его заявлению, а также, если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа, если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа);
направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (пункт 8 части 1 статьи 47 Закона);
истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (пункт 9 части 1 статьи 47 Закона).
2) При прекращении основного исполнительного производства по основаниям:
смерть взыскателя-гражданина, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства (пункт 1 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона);
утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), если возможность исполнения утрачена после истечения срока для добровольного исполнения (пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона);
отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю (пункт 3 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона);
В соответствии со статьей 112 Закона размер исполнительского сбора установлен:
в размере семи процентов (далее — 7%) от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации;
в размере пяти тысяч рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя, пятидесяти тысяч рублей с должника-организации в случае неисполнения ими исполнительного документа неимущественного характера;
при исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает сумму исполнительского сбора в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного Банком России официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора .
Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 2375/10 по делу N А40-59549/08-145-546 о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительских сборов при взыскании долга в иностранной валюте.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ленинградской области
Портал госуслуг обеспечит прозрачность исполнительному производству
Экономика и бизнес / 13:47 6 ноября 2018
За что штрафуют бухгалтеров
Штрафы / 11:05 8 ноября 2019
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Таким образом, исполнительский сбор является санкцией, налагаемой на должника за несвоевременное исполнение им основного обязательства. Такая санкция является публичной-правовой мерой ответственности , поскольку взыскивается не в пользу кредитора, а в федеральный бюджет.
———————————
Так характеризует исполнительский сбор Верховный Суд в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Взыскание исполнительского сбора, в соответствии с ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, осуществляется службой судебных приставов без возбуждения отдельного исполнительного производства, то есть в рамках основного исполнительского производства, в ходе которого вынесено соответствующее постановление о взыскании. Постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может являться самостоятельным основанием для возбуждения отдельного исполнительного производства, например после окончания основного исполнительного производства, если в ходе производства не было исполнено постановление о взыскании исполнительского сбора (ч. 16 указанной статьи).
Очередность распределения сумм, взысканных с должника в рамках исполнительского производства, установлена п. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве:
1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.
Такая очередность существовала не всегда, поскольку старый Федеральный закон N 119-ФЗ от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве» позволял осуществлять взыскание исполнительского сбора до погашения основного долга. В соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного Закона из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, сначала погашались исполнительский сбор, штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, расходы по совершению исполнительных действий. И только после этого удовлетворялись требования взыскателя.
Данная норма в 2001 г. стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал такой порядок погашения неконституционным. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П по делу «Разрез Изыхский» (далее — Постановление КС РФ) установило, что «взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции Российской Федерации».
Однако, кроме положительного эффекта для взыскателей, данное Постановление КС РФ, как мы увидим далее, в каком-то смысле заложило бомбу замедленного действия, поскольку фактически приравняло исполнительский сбор к административной ответственности. Конституционный Суд указал, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Положения Закона об исполнительном производстве, по мнению Конституционного Суда РФ, содержат, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Исполнительский сбор, не взысканный с должника до возбуждения дела о банкротстве, в деле о банкротстве приобретает статус обязательных платежей, несмотря на то что он не перечислен в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в силу следующего.
Существенное расширение понятия «обязательные платежи» путем включения в указанную статью мер ответственности произошло в 2008 г. с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
При внимательном рассмотрении действующей редакции абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве исполнительский сбор можно отнести к двум из перечисленных там видов обязательных платежей и классифицировать его:
— как сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации,
— или как административные штрафы.
Отнесение исполнительского сбора к первому виду обязательных платежей согласуется с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, которая устанавливает, что исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Более спорный вопрос стоит при отнесении исполнительского сбора к административным штрафам. Теоретическую основу для этого заложил Конституционный Суд РФ. В упомянутом выше Постановлении КС РФ, как мы уже отметили, Конституционный Суд увидел в исполнительском сборе признаки административной штрафной санкции.
В последующем эта позиция была развита в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 50): «По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства». Более того, Верховный Суд делает прямую отсылку к нормам Кодекса об административных правонарушениях: «Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 — 8 статьи 2.10 КоАП РФ».
Одним из основных принципов процедуры банкротства является принцип равенства кредиторов, который находит свое отражение, в частности, в соразмерном удовлетворении требований кредиторов . Согласно ст. 2 Закона о банкротстве принцип соразмерности упомянут как в отношении юридических лиц в конкурсном производстве, так и в отношении физических лиц в процедуре реализации имущества гражданина. О справедливом распределении средств, вырученных от продажи имущества несостоятельного должника, которой предшествует формирование конкурсной массы, говорилось в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 17044/12 по делу N А76-9442/2011. А Конституционный Суд РФ отмечал направленность Закона о банкротстве на возможно более полное удовлетворение требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов .
———————————
На это указывают ряд авторов, см., например, Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 240: «…признание должника несостоятельным влечет за собой защиту интересов всех его кредиторов, ставит их в равные условия» или Заутренников К.С. Проблема оспаривания платежей третьих лиц как сделок с предпочтением, совершенных за счет имущества должника-банкрота // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2019. N 3. С. 85: «…принцип равенства кредиторов является одним из главных принципов конкурсного права».
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П.
Исключением из этого принципа являются текущие платежи, приоритет погашения которых перед требованиями кредиторов, включенными в реестр требований кредиторов, установлен ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 213.27 Закона о банкротстве. Текущие платежи, согласно указанным статьям Закона, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. О нарушении таким порядком погашения интересов конкурсных кредиторов и самого принципа справедливого распределения конкурсной массы писал, в частности, Попондопуло В.Ф.
———————————
Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1. С. 44 — 52.
Теоретическую возможность отнесения к текущим платежам исполнительского сбора открывает ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве, поскольку перечисляет в перечне текущих платежей в том числе обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Соответствующие тенденции были заложены при рассмотрении статуса административных штрафов, налагаемых на должника в период после принятия судом к производству заявления о банкротстве.
Отнесение к текущим платежам административного штрафа, наложенного за совершение административного правонарушения, произошедшего после возбуждения дела о банкротстве, нашло свое отражение в практике Верховного Суда в 2015 г. в деле N А56-36217/2013. Суд указал, что включение требования об уплате административного штрафа в реестр требований кредиторов и погашение в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве, независимо от момента совершения должником административного правонарушения, влечет за собой предоставление несостоятельному должнику безосновательных привилегий . Верховный Суд также отметил, что недопустимо фактическое освобождение должника от реальной ответственности за правонарушение, возникающее в случае отсутствия дифференцированного подхода (имеется в виду отнесение к реестровым требованиям или к текущим платежам, в зависимости от даты возбуждения дела о банкротстве. — Прим. автора) при определении правового режима удовлетворения требования об уплате административных штрафов.
———————————
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.
То же самое было подтверждено позднее в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (далее — Обзор судебной практики): «Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения — выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве».
Логика, заложенная Конституционным Судом в 2001 г., последующие изменения ст. 2 Закона о банкротстве в 2008 г. в части понятия «обязательные платежи» и указанные позиции Верховного Суда в отношении административных штрафов не могли не привести к развитию ситуации и отнесению исполнительского сбора к текущим платежам. Обоснование такого вывода содержится как минимум в трех судебных актах, вынесенных на уровне судов кассационной инстанции.
Определение и порядок взыскания исполнительского сбора судебных приставов
В деле N А40-88506/18 суды трех инстанций заняли позицию, согласно которой такой исполнительский сбор не может предъявляться в качестве текущих платежей в деле о банкротстве. В указанном деле должник оспаривал постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора и постановление об обращении взыскания на денежные средства, вынесенные по исполнительным производствам, начатым после возбуждения дела о банкротстве.
Удовлетворяя требования должника, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 7 ноября 2018 г. N Ф05-17523/2018 приводит следующую аргументацию.
———————————
Определением Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-341 от 04.03.2019 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В п. 78 Постановления Пленума ВС РФ N 50 разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 59 разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в ст. 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является ФНС. В силу того что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве.
В абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики изложена правовая позиция, согласно которой требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
По смыслу приведенных норм и разъяснений судов высших инстанций основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок, а отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, при этом не выплаченная должником сумма исполнительского сбора, при наличии к тому оснований, подлежит включению в реестр требований кредиторов независимо от факта погашения задолженности в рамках исполнительного производства и от того, включен ли кредитор по основному требованию (не исполненному в рамках исполнительного производства) в реестр требований кредиторов. Требование уполномоченного органа по исполнительскому сбору не может быть погашено ранее удовлетворения требования по основному обязательству.
Аргументация суда, хотя и содержит главный для нас вывод о недопустимости приоритета исполнительского сбора над реестровыми требованиями (требованиями по основному обязательству), на наш взгляд, не является достаточно убедительной и не опирается на подробный анализ правовых норм, устанавливающих природу исполнительского сбора и порядок и его взыскания. Более того, в данном деле суд сослался на те же правовые позиции суда высшей инстанции, которыми была обоснована противоположная позиция в рассмотренной выше отрицательной судебной практике: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59, Постановление Пленума ВС РФ N 50, Обзор судебной практики.
В связи с этим позволим себе привести здесь более подробную, разработанную нами, аргументацию в защиту позиции о невозможности отнесения к текущим платежам в деле о банкротстве исполнительского сбора, установленного за неисполнение должником основного обязательства, возникшего до принятия судом к рассмотрению заявления о банкротстве.
Отправной точкой в рассматриваемом вопросе является упоминавшееся выше Постановление КС РФ.
Однако Постановление КС РФ рассматривало нормы Федерального закона, который является не действующим в настоящий момент, в связи с принятием нового Закона «Об исполнительном производстве» в 2007 г. Кроме того, в рассмотренном Конституционным Судом деле не шла речь о статусе исполнительского сбора в деле о банкротстве.
Таким образом, указанное Постановление КС РФ может использоваться лишь в качестве ссылки на конституционно-правовой смысл и природу исполнительского сбора, выявленные Конституционным Судом. Для обоснования нашей позиции важны два вывода данного Постановления, которые мы уже приводили. Первый вывод заключается в том, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке (в случае недостаточности денежных средств) нарушает права взыскателя и противоречит требованиям Конституции Российской Федерации. Второй вывод касается классификации исполнительского сбора в качестве штрафной санкции.
Нормы Закона об исполнительном производстве на первый взгляд определяют судьбу исполнительского сбора при банкротстве должника. Однако при их детальном рассмотрении мы увидим несогласованность и отсутствие правовой определенности.
Так, согласно ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Здесь же установлено исключение из этого правила — отдельное исполнительное производство не возбуждается в случае окончания исполнительного производства при банкротстве должника по основаниям, установленным п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.
Обращение к указанной норме тоже не вносит ясности, поскольку п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, в свою очередь, тоже устанавливает изъятие из общего правила об окончании исполнительного производства при банкротстве должника. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 настоящего Федерального закона. В перечне исполнительных документов, производство по которым не оканчивается, содержащихся в обеих нормах, нет прямого указания на постановления о взыскании исполнительского сбора, однако названы исполнительные документы о взыскании задолженности по текущим платежам. Очевидно, что между этими видами исполнительных документов нельзя ставить знак равенства.
Тем не менее при отнесении исполнительского сбора к текущим платежам постановление о его взыскании можно классифицировать как исполнительный документ о взыскании задолженности по текущим платежам.
Таким образом, следуя логике Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство по основному долгу подлежит окончанию в связи с банкротством должника и одновременно с этим возбуждается отдельное исполнительное производство по исполнительским сборам, не взысканным к дате вынесения решения о признании должника банкротом.
Попытка разъяснить взыскание исполнительского сбора была предпринята в письме ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», п. 5.3 которого содержит следующее указание: «В случае возникновения оснований для взыскания исполнительского сбора после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа и подлежит исполнению в порядке, установленном частью 4 статьи 96 Закона. В случае если основания для взыскания исполнительского сбора возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, постановление о его взыскании направляется в налоговый орган для последующего обращения в суд с заявлением о включении исполнительского сбора в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
На первый взгляд указанное разъяснение четко разграничивает исполнительский сбор по основанию, возникшему до и после возбуждения дела о банкротстве должника. Однако первая часть рассматриваемого пункта содержит следующее внутреннее противоречие. С одной стороны, в разъяснении говорится о том, что исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа. Вместе с тем тут же дается отсылка на ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, в которой, как мы рассмотрели ранее, нет указания на исполнительский сбор, но говориться об исполнительных документах по текущим платежам, производство по которым не следует оканчивать после признания должника банкротом. Получается, что указанное письмо прямым текстом не относит исполнительский сбор к текущим платежам, однако предлагает его взыскивать в том же порядке, что и текущие платежи.
Расчет размера штрафа ФССП обычно не вызывает сложностей в тех случаях, когда речь идет о фиксированной сумме долга. Достаточно исчислить 7% и получить размер штрафа за несвоевременное исполнение обязательств, который пристав взыщет в доход государства. Сложнее обстоят дела у судебных приставов с расчетом периодических платежей. Их размер может зависеть от размера заработной платы и получения иных доходов. Так как в законе сказано, что взыскание сбора осуществляется с каждого из просроченных платежей, то приходится обращаться к калькулятору и производить несложные арифметические вычисления:
- выписать в столбец все неуплаченные суммы;
- с каждой из них, если она более 1 тыс. рублей исчислить 7%;
- если сумма платежа менее 1 000 рублей – принять за сумму штрафа – 1 000 рублей.
- суммировать полученные результаты.
Итог – штраф, который пристав взыщет за необязательность плательщика.
Аналогично рассчитывается сумма с юридического лица, с той лишь разницей, что размер санкций для них увеличен в 5–10 раз.
Под исполнительским сбором (далее — ИС) понимается взыскание денежных средств, которое накладывают приставы на ответчика. Фактически, ИС – разновидность штрафа, который назначают должнику за то, что он просрочил установленные приставом сроки по добровольному исполнению решения судьи.
Сначала пристав-исполнитель должен установить ответчику период, в который он может добровольно исполнитель требование. Период равен пяти суткам, если средства нужно взыскать немедленно, — сутки.
Срок высчитывается с того момента, как плательщик долга получил Постановление о возбуждении ИП или с того момента, как пришло смс-уведомление о появлении сведений о должнике и ИП в банке данных. В этот период не входят выходные.
Когда взимается сбор? Чтобы взыскать исполнительный налог, должны быть соблюдены одновременно все условия:
- Истек период по добровольному исполнению.
- Документально подтвержден факт получения неплательщиком постановления о том, что возбуждено исполнительное дело.
- Должник не выполнил требования ИП.
- Должник не может предоставить уважительные доказательства, из-за которых он не может исполнить требования СПИ.
Основания определения и величина сбора зависит от многих факторов.
Процедура взыскания исполнительного сборища зафиксирована в законе №229-ФЗ. Производство может быть возбуждено по письменному прошению от взыскателя. Если дело административное или уголовное, заявление направляет суд или другой административный орган.
К примеру, если на автолюбителя наложат штраф за неисполнение ПДД, приставы приступят к взысканию с задержкой:
- У владельца авто есть право обжаловать постановление в срок до 10 дней.
- После того, как постановление вступило в силу, у человека есть 60 дней, чтобы добровольно погасить штраф ГИБДД.
- Если сумма не погашена, исполнительный лист передают приставам, специалист оповещает автолюбителя о том, что через 5 дней будет возбуждено дело. Гражданин должен погасить добровольно задолженность в этот срок.
- И только после этого взыскивается исполнительский сбор.