Выдача квартир детям сиротам 2022 Воронеж

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выдача квартир детям сиротам 2022 Воронеж». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» и постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 N 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области» приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Порядок приема заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

1.2. Порядок принятия решения о включении или об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

1.3. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.

2. Отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента (Жданов) обеспечить организационно-методическое руководство и контроль за приемом заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формированием списка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» и Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области».

ПОРЯДОК ПРИЕМА ЗАЯВЛЕНИЙ О ВКЛЮЧЕНИИ В СПИСОК ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ, КОТОРЫЕ ОТНОСИЛИСЬ К КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ДОСТИГЛИ ВОЗРАСТА 23 ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ, И ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ПРИЛАГАЮТСЯ К ЗАЯВЛЕНИЮ

1. Настоящий Порядок приема заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению (далее соответственно — Список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), регулирует правоотношения по приему заявлений о включении в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

2. Департамент социальной защиты Воронежской области осуществляет формирование Списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397).

3. Форма заявления о включении в Список утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397.

4. Прием заявлений о включении в Список осуществляется казенными учреждениями Воронежской области «Управление социальной защиты населения» городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области по месту жительства (пребывания) детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (далее — уполномоченная организация).

5. Заявление о включении в Список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченную организацию лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или информационной системы «Портал Воронежской области в сети Интернет» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

6. К заявлению о включении в Список заявителем прилагаются следующие документы:

копия свидетельства о рождении;

копия паспорта гражданина Российской Федерации;

копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);

копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВКЛЮЧЕНИИ ИЛИ ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ В СПИСОК ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ, КОТОРЫЕ ОТНОСИЛИСЬ К КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ДОСТИГЛИ ВОЗРАСТА 23 ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

1. Настоящий Порядок принятия решения о включении или об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее соответственно — Список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397).

2. В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о включении в Список казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области по месту жительства (пребывания) детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (далее — уполномоченная организация) запрашивают в рамках межведомственного взаимодействия подтверждение сведений, указанных в заявлении.

Прокуратурой Центрального района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что обратившаяся в прокуратуру заявительница в детском возрасте осталась без попечения родителей. Ее отец был лишен родительских прав, мать умерла.

В 2014 году на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области она принята на учет в качестве лица, нуждающегося в представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

Однако до настоящего времени девушка собственного жилья либо по договору социального найма не имеет.

Прокуратура района обратилась в суд с иском в защиту прав сироты о возложении обязанности на департамент социальной защиты, а также департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить ей соответствующее жилое помещение.

Кроме того, департамент соцзащиты передал журналы приказов начиная с 2012-го по 2018-й силовикам в качестве доказательства подделки списков. В последних указаны номера несуществующих приказов департамента (№ 104 12.11.2012, № 106 от 16.11.2012, № 68 от 19.06.2018, № 121 от 5.12.2012, № 123 от 10.12.2012, № 71 от 21.06.2018, № 72 от 22.06.2018, № 131 от 24.12.2012, № 78 от 04.07.2018, № 7 от 15.01.2013, № 11 от 21.01.2013, № 83 от 10.07.2018, № 15 от 05.02.2013, № 107 от 16.11.2012, № 115 от 28.11.2012, № 126 от 18.12.2012, № 127 от 21.12.2012, № 4 от 10.01.2013 и № 12 от 23.01.2013 года).

Также бланк, на котором опубликованы эти приказы, не соответствует тому, который используется в департаменте. В частности, в верхнем левом углу отсутствует герб.

»

Первые цифры номера документа не соответствуют уникальному номеру департамента согласно номенклатуре. В действительности департаменту присвоен номер 82, а не 94, как в опубликованном документе, — поясняют в соцзащите.

Далее, если документ сравнивать со служебной запиской, то в нём не совпадают все элементы оформления — вплоть за размещения и ориентации текста и присутствия углового штампа (хотя его там быть не должно).

»

Отдел предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента (согласно бланку) поручает своему руководителю Е.В. Жданову (адресат) предоставить жилые помещения, что идет вразрез с логикой и вертикалью управления. Дело в том, что отдел не является структурой, уполномоченной на принятие решения, он несёт только исполнительскую функцию. А сама формулировка «проект решения отдела» не имеет права на существование, — продолжают в департаменте.

Также там обращают внимание на то, что до 12 марта текущего года предоставить жильё было вообще невозможно, так как ранее по всем приобретённым квартирам до 28.01.2021 были заключены договоры найма. Ну и кроме всего прочего, указанная в подложных документах дата – 22 февраля текущего года – была выходным днём, и департамент корреспонденцию не формировал.

В итоге чиновники передали в силовые ведомства всю информацию о корреспонденции от 25 февраля этого года. Речь идёт о выписке из электронного реестра, выгрузке внутренней корреспонденции департамента из государственной информационной системы «Автоматизированная система документационного обеспечения управления Воронежской области», скринах экрана компьютера электронного реестра исходящей корреспонденции и копиях документов, подтверждающих плату за пересылку заказных писем.

  • Преференции в области образования
  • Обеспечение жильем
  • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
  • Трудовые льготы
  • Пенсионные выплаты
  • Господдержка в области медицины
  • Выплаты для детей-сирот
  • Выплаты для опекунов и усыновителей
  • Другие льготы
При устройстве на работу 79 416 Р
При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р
После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р
При зачислении в суз или вуз 20 639 Р
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц
Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
27 111,52 Р — девочкам
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
21 638,58 Р — девочкам
За поступление в вуз или суз 8932 Р

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Воронежским сиротам предложили выдавать квартиры в строящихся домах

После приемки квартиры нужно подписать акт. Утвержденной или унифицированной формы у этого документа нет. Нужно отразить, что:

  1. Одна сторона передает в собственность, а другая сторона — принимает объект недвижимости.
  2. Стороны претензий не имеют.
  3. Обязательства выполнены в срок и в порядке, который закреплен в госконтракте.

Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в госконтракте.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Отдельный закон о выделении квартир детям-сиротам не принят. Вопрос наделения сирот жильем регулируется ст. 8 ФЗ-159 от 21.12.1996г. В этой статье сказано, что детям-сиротам гарантирует однократное предоставление благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда по соответствующему договору, в случае, если получатель не является:

  • нанимателем жилого помещения по договору соцнайма;
  • членом семьи такого нанимателя;
  • собственником какого-либо жилья.

Также предоставляется жилье, если вышеперечисленные права у сироты есть, но он не может их реализовать (проживание в помещениях невозможно по уважительным, перечисленным в законе, причинам). Жилье предоставляется по достижению 18 лет на пять лет по договору найма жилья из спецфонда. Затем договор продляется, либо заключается договор соцнайма. Реестр детей-сирот по утвержденным правилам ведут регионы, они же занимаются предоставление жилья (закладывают расходы в бюджет, выбирают объекты и т.д.).

Таким образом, указан возраст, когда право возникает, но не указан момент, когда оно утрачивается (в ч. 9 конкретно сказано, что право реализуется и после 23 лет, если гражданина жильем не обеспечили).

Есть и другие проблемы, которые регионы решают по-разному. Так, в Липецкой области предусмотрено предоставление квартир 35-40 кв.м., но это самый востребованный продукт на рынке жилья. Региональные власти решили увеличить площадь до 45 кв.м. и производить выплаты на аренду квартир тем сиротам, кто не может быть обеспечен квартирами из-за их отсутствия в спецфонде.

В Астрахани решили приобретать для сирот квартиры на вторичном рынке. В Саратове уже ввели систему сертификатов (как и в Приморье), при этом получатели старше 25 лет могут выбрать, получить квартиру или деньги (из расчета стоимости 33 кв.м. — около 1 200 000 рублей). Деньги при этом можно потратить и на покупку дома, части дома.

В столичных регионах, конечно, проблемы решаются более оперативно Так, в Москве в 2020 году жилье было предоставлено 400 сиротам, в СПб — 550.

Законопроект №1152644-7 был внесен в Государственную Думу 16 апреля 2021 года. Предполагалось, что жилье сиротам после 23 лет по новому закону сертификат обеспечивал. Впрочем, законопроект предусматривал введение системы сертификатов для всех получателей. То есть, вместо разрозненных региональных норм вводились бы единые федеральные правила выдачи сертификата на определенную сумму (около 1 500 000 рублей).

При этом обязанность по ведению реестра оставалась у региональных властей, а сами дети-сироты и приравненные к ним категории получателей должны были регулярно извещать власти о фактическом месте жительства.

Система сертификатов решило бы многие проблемы, например, с некачественным жильем. Однако, законопроект был отозван тогда же, 16.04.2021г. Пока новые законопроекты по этому вопросу не внесены в ГД РФ, но их следует ожидать. Последние новости стоит узнавать на сайте Госдумы, в официальных СМИ.

Обязанность предоставить жилое помещение ребенку, признанного сиротой, поручена местной администрации. Жилплощадь должна соответствовать следующим критериям:

  • находиться в границах района проживания ребенка;
  • не иметь других владельцев;
  • быть изолированной;
  • иметь все удобства, которые нужны для комфортного проживания (отопление, канализацию, водопровод, сантехнику).

Если у льготника нет прописки, жилье предоставляется по месту нахождения детского дома, где проживал несовершеннолетний.

Чтобы попасть в список сирот на льготное жилье, требуется заполнить заявление. Документ подаётся законным представителем в 3-х месячный срок со дня достижения ребёнком четырнадцатилетия. За соблюдением сроков следят органы опеки и попечительства в Воронеже (Центральный район).

Если это не произошло, после наступления совершеннолетия ребёнок имеет право подать заявление сам. Право на получение жилья сохраняется за сиротами и по достижении 23 лет, до тех пор, пока оно не будет реализовано.

Вместе с заявлением в администрацию необходимо предоставить:

  • оригинал, копию российского паспорта;
  • свидетельство о предоставлении социального статуса;
  • справку о составе семьи;
  • справку с места учёбы, работы;
  • документ, подтверждающий отсутствие жилой недвижимости;
  • заявление в органы опеки и попечительства.

Пакет документов предоставляется непосредственно сиротой или законным представителем. Законом не определены сроки предоставления жилья, очередь двигается по мере выделения денежных средств в региональном бюджете.

Постановка на жилищный учет и предоставление жилой площади детям-сиротам

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  • Подготовить перечень документов.
  • Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  • Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

В 2021 году в Воронежской области будет приобретено 323 квартиры для детей-сирот

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Недавно депутаты Воронежской областной Думы приняли пакет законов, направленных на дополнительную защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, теперь при поступлении в вузы выпускников школ-интернатов власти обязаны обеспечить единовременным пособием в размере двух минимальных зарплат. Сироты получили право льготного проезда в городском и пригородном транспорте, а также бесплатного посещения спортивных и культурных центров.

Все это, конечно, хорошо. Но ни бесплатный проезд, ни льготы на посещение досуговых организаций не решают жилищную проблему детей-сирот. А она, скажем прямо, для этой категории населения – основная.

– Я встал в очередь в 2010 году, а квартиру мне предоставили только семь лет спустя, и то – через суд, – рассказывает житель Воронежа Николай Бубнов. – Список документов, которые надо собрать, выдают сразу, но работать с ним невероятно сложно: когда приносишь готовый пакет, оказывается, что часть бумаг заполнена не по образцу, где-то не хватает подписи, а что-то вообще не нужно…

Елена Филатова, бывшая воспитанница детдома, тоже неоднократно жаловалась на процедуру сбора документов.

– У любой бумаги есть свой «срок службы». Пока я ожидала очередную справку, предыдущая становилась негодной, – объясняет она. – А в итоге у меня запросили такие документы, о которых изначально и речи не шло. Бороться за крышу над головой всегда непросто. Но я не теряю надежды.

Но даже эти истории – цветочки в сравнении с тем, как сложилась судьба спортсменки Кати Лариной. В свои 27 лет она не имеет собственного угла. После интерната девушка спокойно жила в общежитии училища, ведь документы давно собраны – этим занимались специалисты интерната. Но перед выпуском, решив узнать, как продвигается очередь, Катя была шокирована: из очереди ее исключили, причем никак не уведомив об этом.

– Полтора года я заново собирала документы на включение в очередь. А скоро состоится суд, – рассказывает Ларина. – Надеюсь, еще через полтора года отпраздную новоселье.

Беда в том, что по закону получить статус очередника-льготника можно только до 23 лет. По достижении этого возраста отстоять свое право возможно только в судебном порядке и при наличии определенных обстоятельств. Если докажут, что из очереди Катю исключили незаконно, то она сможет побороться за квартиру.

Судебные процессы по делам сирот, к сожалению, не редкость для нашего региона. Бывшие воспитанники детдомов считают, что именно орган правосудия ускорит решение их вопроса.

– В нашей практике Воронежская область лидирует по числу судебных споров, – констатирует руководитель Центра юридической помощи детям-сиротам благотворительного фонда «Надежда на завтра» Павел Денисов. – Именно из воронежского региона нам поступает наибольшее количество запросов на подготовку документов в суд для ускорения получения жилья. Регион вошел в тройку лидеров по количеству выигранных судов за все время работы.

Впрочем, даже судебные разбирательства не всегда приводят к желаемым результатам. Суд практически всегда выносит решение в пользу детдомовца, и раньше квартиру истцу предоставляли практически мгновенно. Но вскоре система перестала работать.

– Ребята начали массово судиться, но это только усугубило проблему, – объясняет адвокат Татьяна Федорова. – Образовалась очередь так называемых внеочередников, которых по решению суда должны обеспечить жильем первыми. Но все первыми быть не могут – особенно в нынешней экономической ситуации.

Заметим, говорить о том, что очередь в действительности существует – в корне неправильно. Законодательство не предусматривает очередности. Списки ведут только для учета. Жильем обеспечивают не по тому признаку, кто первым или последним принес документы, а по тому, кому оно нужнее. К сожалению, об этом сироты не знают, и, когда в списке на получение жилья они «скатываются», условно говоря, с десятой строки на пятидесятую, – начинаются вопросы.

Очевидно, что в силу ограниченности бюджета – за последние три года финансирование вопроса сократили почти в пять раз – обеспечить жильем всех разом вряд ли получится. Но тормозят вопрос, как выяснилось, и другие факторы.

– Это банальное равнодушие к будущему воспитанников. Зачастую в детдомах машут рукой на вопрос жилья, думают, что дети сами, когда вырастут, соберут документы, встанут в очередь. Но это неправильно. Ребенок, выпускаясь из интерната, должен быть уверен, что числится в списках соцзащиты. Ему надо помогать, чтобы он не боролся с системой в одиночку, – уверяет Федорова.

– Во многом виновата еще и инертная система госзакупок, требующая длительных процедур и ожидания, – убежден Павел Денисов.

Сейчас, согласно спискам регионального департамента соцзащиты, на получение квартиры рассчитывают 3590 детей, из них 2531 (против 2020 человек в 2016 г.) – на данный момент уже имеет право на получение жилья (они достигли 18-летнего возраста). Если предположить, что число нуждающихся останется неизменным, а власти по фантастическим меркам 2014 года смогут обеспечивать жильем не менее 450 человек в год, то проблему закроют почти через восемь лет.

Кстати

Перечень документов, необходимых для получения жилья:

• заявление с просьбой предоставить жилье;

• копия паспорта;

• заявление попечителя или приемного родителя на предоставление сироте жилья;

• копия распорядительного документа, подтверждающего то, что ребенок воспитывался в интернате/приемной семье;

• копия свидетельства о рождении;

• документ, подтверждающий статус сироты;

• справка о месте проживания ребенка на момент предоставления документов;

• справка из интерната о полном гособеспечении;

• акт обследования жилищно-бытовых условий по месту закрепленного жилого помещения;

• документы о наличии или отсутствии у ребенка собственных жилых помещений;

• выписка из Единого госреестра о правах на недвижимое имущество;

• справка о праве на жилищные льготы по состоянию здоровья (если есть);

• справка с места учебы или работы;

• другие справки и сведения о детях-сиротах.

За получением жилья ребенок или его представитель (опекун, попечитель) должны обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, если ребенок содержится в интернате или по месту пребывания. Как правило, решением подобных вопросов занимаются отделы (управления) социальных программ в администрации того или иного социального образования.

Кроме того, пакет документов необходимо направить в органы опеки и попечительства.

Для получения квартиры необходимы следующие документы:

  • письменное заявление ребенка-сироты;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие статус сироты;
  • справка с места жительства (пребывания);
  • свидетельство о браке (если имеется);
  • свидетельство о рождении ребенка (если имеется);
  • справка об отсутствии иного жилья в собственности или пользовании;
  • справка о составе семьи;
  • документы, которые подтверждают окончание учебного заведения, прохождения срочной военной службы, отбытия наказания в исправительном учреждении;

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Напомним: альтернативная мера по обеспечению детей-сирот жильем должна была заработать 1 июля этого года. На Алтае информация об этом не раз транслировалась в СМИ.

Так, председатель комитета по социальной политике краевого заксобрания Татьяна Ильюченко 18 июня этого года объявила о том, что в 2021—2022 годах нуждающимся в жилье сиротам будет предоставлено около 300 жилищных сертификатов. Номинал каждого — 1,325 млн рублей.

Счетная палата померила сиротские метры

В Минсоцзащиты западного региона отметили, что жилищные сертификаты были закреплены в постановлении правительства Калининградской области от 12 апреля текущего года (в Алтайском крае Виктор Томенко подписал постановление о новой мере 29 апреля).

Но есть и отличия. Например, сирота Калининградской области подает заявление напрямую в Минсоцзащиты. А главное, льготнику не нужно иметь на руках решение суда о том, что его обязаны обеспечить жильем, в отличие от детей-сирот нашего региона. И только в случае, если оно имеется, нужно идти в суд за мировым соглашением, которое заключается без препонов со стороны служителей Фемиды. У нас же все заявители должны подписать с РЖУ мировое соглашение.

Сертификат – это выплата на приобретение жилья, на которую имеют право дети-сироты, достигшие 23-летнего возраста, не имеющие непогашенной или неснятой судимости и не состоящие на учёте у нарколога.

«Человек получает сертификат, находит продавца, договаривается с ним, что передаст ему сертификат и дополнительные средства, оформляет сделку, приходит к нам с договором купли-продажи», – в июне 2021 года пояснял схему работы с сертификатом министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Иван Гилёв.

В ведомстве отмечают, что внедрение сертификатов позволит ускорить процесс обеспечения жильём детей-сирот. По мнению экспертов, этот механизм предоставляет больше возможностей для граждан, так как они могут добавлять личные накопления, кредитные средства, материнский капитал и приобретать квартиры большей площади. Причём в том населённом пункте края, который они сами выберут.

Полномочия по выдаче сертификатов возложены на КГКУ «Региональное жилищное управление».

Иван Гилев подчеркнул, что граждане имеют право выбрать, что им удобнее: воспользоваться жилищным сертификатом или дождаться предоставления недвижимости от государства.

При подаче заявления на сертификат в ноябре и декабре 2021 года его стоимость составит 1 407 978 рублей. Номинал сертификата рассчитывается ежеквартально исходя из цены одного квадратного метра в Алтайском крае и утверждается приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Приобретаемое жилье при этом не может быть меньше 28 квадратных метров.

Кстати, к сертификату можно добавить также дополнительные собственные или заёмные средства либо материнский капитал. И таким образом приобрести жильё большей площади.

На средства сертификата можно приобрести любое жилое помещение на территории Алтайского края. Причём неважно, будет это квартира в новостройке, на вторичном рынке или частный дом (или его часть). Главное, чтобы здание, в котором находится жильё, не было аварийным.

Также закон оговаривает, что если получатель сертификата приобретает жильё в индивидуальную собственность, общая площадь квартиры должна быть не менее 28 квадратных метров. Если же жильё приобретается в общую собственность заявителя и членов его семьи, то размер доли владельца сертификата не может быть менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Инструкция по госзакупке недвижимости

На сертификат нельзя приобрести:

  • жилое помещение, признанное непригодным для проживания / аварийным / подлежащим сносу/реконструкции;
  • индивидуальный жилой дом, находящийся на землях садовых и дачных земельных участков;
  • жилое помещение, в котором имеется нарушение целостности наружных и внутренних стен индивидуального жилого дома, его оконных и дверных блоков, крыши.

Заявитель (ребёнок-сирота) обязан согласовать с Региональным жилищным управлением возможность приобретения выбранного им жилья. Для этого в РЖУ необходимо предоставить:

  • предварительный договор купли-продажи жилого помещения с указанием адреса, технических характеристик, цены договора, условий об оплате жилого помещения за счёт выплаты на жильё;
  • фотографии, подтверждающие наличие жилого помещения и отсутствие нарушений целостности наружных и внутренних стен, оконных и дверных блоков, крыши.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет. В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

  • По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
  • Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

  • Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
  • Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
  • Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект?

Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

  • больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
  • имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

  • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
  • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
  • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.