Списание неустойки по 44 ФЗ в 2022 году коронавирус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание неустойки по 44 ФЗ в 2022 году коронавирус». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Предусмотрена ли административная ответственность заказчика за нарушение срока заключения договора по результатам конкурентной закупки?
  • Письмо Минфина России от 16.07.2020 № 24-03-08/62023 «Об изменении количества товара, объема и вида работы (услуги) при исполнении контракта»
  • Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2014 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102»
  • Письмо Минфина России от 17.07.2020 № 24-03-08/62497 «О предоставлении участником закупки информации о заключенных и исполненных контрактах в целях освобождения от обеспечения исполнения контракта (гарантийных обязательств)»
  • Письмо Минфина России от 29.07.2020 № 24-03-08/66514 «О сроках оплаты товара, работы, услуги по контракту (договору) и ответственности заказчика за его нарушение»

Списание неустойки 44-фз коронавирус

Федеральным законом № 98-ФЗ в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением COVID-19, а также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях[5].

Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:

  • предусматривается возможность уменьшения размера обеспечения;
  • по ранее предоставленной банковской гарантии не осуществляется возврат и не производится взыскание;
  • для обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения цены контракта, уменьшения цены контракта, а также изменения сроков;
  • государственным или муниципальным заказчиком изменение может быть осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В распоряжении Правительства РФ от 19 марта 2020 г. No 672-р предусматривается, что на основании ч. 1 ст.111 Закона 44-ФЗ в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением таких мер[6]. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов, в частности поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД[7]

Также в Проекте директив Минфин предусмотрел возможности продления в 2020 году сроков исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена распространением COVID-19. Уточняется, что в отношении данного вопроса госкомпании в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров с получения соответствующих директив.

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка
  • Учитывать последние изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства
  • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства

Во всех федеральных округах, кроме Москвы и Московской области, поставщикам и заказчикам можно дистанционно поучаствовать:

  • в обработке обращений заказчиков о внесении участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков
  • в обработке жалоб по закупкам
  • в проведении проверок

Организатор совещания будет рассылать ссылку-приглашение всем участникам. Заседание перенесут в случае проблем со связью или если кому-то из участников не удастся подключиться техническим причинам.

Удалённо можно и пожаловаться — на портале «Госуслуги» или на сайте ФАС.

Из-за COVID-19 временные правила действуют не только в закупках. Вводят ограничения, дополнительные выплаты и льготы для предпринимателей. Чтобы максимально использовать все возможности и не нарушать закон, следите за изменениями с помощью КонсультантПлюс. Эксперты собрали всю информацию по коронавирусу в одном обзоре. Дарим бесплатный доступ к нему и другим статьям на 2 дня.

В период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции в законе о контрактной системе появилась ч. 65 ст. 112, в которой закрепили правило о том, что госзаказчики и исполнители проходят процедуру изменения сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году, если достигли согласия. Эту часть 44-ФЗ применяют и для правки стоимости госконтракта, в т.ч. единицы товара, работы, услуги (ТРУ); разрешено ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ — да, если при исполнении обязательств появились определенные условия, которые не зависят от сторон и приводят к неисполнению из-за распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. Это не все условия: когда меняют цену, законодатель предусмотрел возможность для правительства утверждать и иные основания, но пока таких решений не принимали.

Часть 65 статьи 112 44-ФЗ в 2020 году используют и для корректировки объемов авансирования (если оно предусмотрено в госконтракте).

Ключевое юридическое основание для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения стоимости госконтракта, в т.ч. единицы ТРУ, — обоснование в письменной форме. Оно принимается после акта правительства для госзакупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для госзакупок на уровне субъекта или местной администрации, при закупках для обеспечения муниципальных нужд.

ВАЖНО! Когда меняется только объем авансирования — допрешений правительства, властей субъекта или муниципальной администрации не получают.

Чтобы согласовать изменение сроков поставки товара по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, поставщики предоставляют новое обеспечение исполнения контракта, при условии, что корректировки приводят к новым обязательствам, не обеспеченным ранее предоставленным обеспечением.

Минфин в письме №09-04-05/58888 от 07.07.2020 разъяснил, что в госзакупках в условиях коронавируса по 44-ФЗ Постановлением Правительства №630 от 30.04.2020 для заказчиков закреплена возможность увеличения в 2020 году предельного объема авансирования.

Немаловажно, что если в контракте условия о последующем авансировании, которые указаны в Постановлении Правительства №1496 от 09.12.2017, не предусмотрели, то в такой госконтракт стороны вправе внести корректировки и увеличить объем авансирования. Подтверждать факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее уплаченного аванса не нужно.

Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год. Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства.

Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта.

Скачать письмо Минфина №09-04-05/58888 от 07.07.2020 из КонсультантПлюс

27.04.2020 вступило в силу Постановление Правительства №591 от 26.04.2020, которое поправило Постановление Правительства №783 от 04.07.2018 о порядке списания неустойки. С этой даты оно регулирует порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. По новым правилам поставщиков освобождают и от уплаты штрафов за ненадлежащее выполнение и невыполнение условий госконтракта.

Подробнее: «Правительство спишет неустойку по 44-ФЗ в 2020 году».

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени, исходя из цены этапа, за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали, исходя из цены контракта, за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  5. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

  • Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!

    371 0

    📍Списание неустоек по 44-ФЗ в 2020 году в связи с коронавирусом

    Закрытие границ, приостановка деятельности многих предприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции привело к тому, что не все исполнители имеют возможность выполнить условия госконтрактов. Начисленные штрафы и пени в 2020 году подлежат списанию (ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Порядок списания неустойки по 44-ФЗ в 2020 году регулирует постановление Правительства от 04.07.2018 № 783 с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 26.04.2020 № 591.

    Списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году право или обязанность – ответ на этот вопрос однозначен. В ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ сказано «подлежат списанию». Следовательно, если ситуация подпадает под условия, указанные в постановлении Правительства № 783 заказчик обязан списать неустойку.

    Закон № 44-ФЗ предусматривает ответственность исполнителя в виде пени за просрочку выполнения обязательств и штрафа за другие нарушения условий госконтракта. Пени за просрочку обязательств рассчитываются, исходя из 1/300 ключевой ставки. Исчисляется от стоимости госконтракта, уменьшенной на размер обязательств, выполненных поставщиком (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Размер штрафа зависит, как правило, от стоимости госконтракта (см. Правила определения размера штрафа, утв. постановлением от 30.08.2017 № 1042). Штрафы и пени именуют также неустойкой.

    📍Основания списания неустоек по 44-ФЗ

    По общему правилу заказчик списывает начисленные штрафы и пени, если обязательства по контракту исполнитель выполнил в полном объеме. Кроме того списание нужно произвести, когда исполнитель не выполнил свои обязательства в полном объеме по независящим от него причинам, вызванным распространением коронавирусной инфекции. А также, когда по соглашению сторон был изменен срок выполнения контракта или его цена.

    Списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году происходит в следующем порядке:

    ● Если причиной начисления неустойки стало невыполнение контракта по независящим от исполнителя причинам, вызванным распространением коронавирусной инфекции, заказчик спишет ее полностью. Необходимо иметь акт приемки исполненного по контракту. Кроме того исполнитель должен представить письменное обоснование невозможности выполнить контракта из-за распространения коронавирусной инфекции с приложением подтверждающих документов.
    ● Если причина была другой, а неустойка составляет до 5% от стоимости контракта, ее также спишут всю. Достаточно иметь приемочный акт, подписанный сторонами контракта.
    ● Если причиной не был коронавирус, а размер неустойки составляет от 5% до 20% от стоимости госконтракта, то спишут ее половину, при условии, что поставщик заплатит другую половину до 01.01.2021. Кроме приемочного акта заказчику необходимо получить сведения от администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных пени и штрафов в бюджет.

    Исполнитель контракта должен подтвердить наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки, иначе она не будет списана.

    📍Порядок списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году по постановлению 783

    Если установлено наличие основания для списания штрафов и пени, а также необходимых документов заказчик проводит сверку расчетов с исполнителем. В случае выявления начисленной и неуплаченной неустойки принимает решение о ее списании. Решение принимает комиссия, созданная для этой цели. Приказ о списании должен содержать:

    ● название, юрадрес, ИНН исполнителя – юрлица, ФИО, место жительства, ИНН поставщика – физлица;
    ● данные о начисленных и неуплаченных штрафах и пенях, включенных в реестр контрактов;
    ● реквизиты первичных документов;
    ● дата принятия решения.

    Документ подписывают все члены комиссии.

    Списание производят в течение 5 рабочих дней, отсчитываемых от даты принятия решения. Заказчик должен известить исполнителя контракта по форме, утв. приложением к постановлению Правительства № 783 о списании в течение 20 дней с момента принятия решения.

    Возврат к списку

    Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса

    Порядок и правила заключения госконтрактов определены федеральным законом «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

    ФАС признала коронавирус форс-мажором в госконтрактах, а точнее, обстоятельством непреодолимой силы (см. письмо Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Если организация не может исполнять обязательства по госконтракту, ей придется доказать, что причиной неисполнения является именно такое обстоятельство.

    Важно! Форс-мажор не может быть основанием для расторжения договора с государственной компанией в одностороннем порядке (ст. 95 ФЗ № 44). Это значит, что прекратить действие контракта можно только через суд, опираясь на то, что обстоятельства, при которых он был заключен, существенно изменились (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Самостоятельно прекратить исполнение обязательств по договору нельзя даже в условиях коронавируса — это может стать основанием для отказа заказчика от контракта и внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 140 ФЗ № 44).

    Эксперты КонсультантПлюс подготовили инструкцию, как действовать участникам госзакупок в условиях распространения коронавирусной инфекции.

    Чтобы признать коронавирус форс-мажором, придется подать заявление в региональную торгово-промышленную палату (ТПП). С 26 марта они занимаются выдачей соответствующих заключений (письмо ТПП «Об организации…» от 26.03.2020 № ПР/0316). Этот документ подтверждает, что причиной неисполнения компанией обязательств по договору является форс-мажор.

    Важно! Такое заключение может получить далеко не каждая организация. Придется доказать, что невозможность исполнения договора вызвана именно эпидемией.

    Чтобы получить заключение, нужно подать в ТПП заявление. В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы, утв. постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23.12.2015, в нем нужно указать:

    • сведения о госконтракте, который невозможно исполнить в связи с коронавирусом — его реквизиты, наименование и предмет;
    • перечень обязательств, которые принял на себя исполнитель, а также порядок и сроки их исполнения, установленные контрактом;
    • описание обстоятельств непреодолимой силы — эпидемии коронавируса;
    • ссылки на документы, которые подтверждают то, что коронавирус оказал непосредственное влияние на исполнение договора (указы властей, переписка с контрагентами, цепочка договоров, если проблемы с исполнением обязательств возникли у первоначального поставщика или производителя и пр.);
    • дату возникновения форс-мажорных обстоятельств;
    • контактные данные заявителя (телефон и электронная почта).

    Платить за выдачу заключения не требуется — документ оформляется бесплатно.

    Внимание! На территории города Москвы распространение коронавируса COVID-19 признано обстоятельством непреодолимой силы (указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

    В марте 2020 года Минфин России оперативно подготовил и внёс в Правительство РФ законопроект с изменениями в порядок проведения закупок в рамках 44-ФЗ на 2020 год.

    Для поддержки хозяйствующих субъектов, в том числе с целью недопущения наступления негативных последствий в связи с распространением коронавирусной инфекции, поправки вводят новые важные меры:

    • предусмотрено право заказчика не устанавливать требование о предоставлении обеспечения исполнения госконтракта при закупках у субъектов малого предпринимательства;
    • оптимизируется порядок госзакупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) и чрезвычайной ситуации;
    • введено положение о праве изменения в 2020 году условий заключенного контракта, если из-за короновирусной инфекции возникли обстоятельства, препятствующие его исполнению.

    Последнее возможно при соблюдении двух условий:

    1. обоснование заказчиком необходимости изменений;
    2. есть соответствующее решение высшего органа исполнительной власти.

    Как изменили госзакупки из-за коронавируса: новые правила с 30 октября

    Заказчик, как и поставщик, при неисполнении обязательств несет ответственность. Когда заказ выполнен, а товар не оплачен, поставщик обращается к заказчику с требованием об оплате пеней и (или) штрафа. Алгоритм действий в этом случае аналогичен действиям для заказчика.

    Шаг 1. Проводим расчет пени за просрочку платежа по договору согласно положениям госконтракта. Пеня начисляется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Штраф предусмотрен за каждое нарушение. Размер суммы, которая подлежит уплате, определяем в соответствии с условиями договора на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены ПП №1042 от 30.08.2017.

    Законом не предусмотрена возможность отказаться от заключения контракта из-за форс-мажора. Если участник может подписать контракт, но не хочет этого делать, так как из-за распространения коронавирусной инфекции с его исполнением возникнут сложности, его, скорее всего, внесут в РНП. Оспорить такое решение можно только в суде.

    Если не подписать контракт, заказчик вынужден будет признать участника уклонившимся от заключения контракта и направить сведения о нем в антимонопольную службу. ФАС проверит информацию и, если она подтвердится, внесет сведения об участнике в РНП. Кроме того, если вносили обеспечение заявки деньгами, они будут списаны со специального счета после включения в РНП. Если предоставляли банковскую гарантию, по ней будет произведено списание.

    При подписании контракта в период дней, объявленных Президентом РФ нерабочими в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо обратить внимание на следующее.

    В этот период сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях, но суббота, воскресенье и нерабочие праздничные дни не учитываются при таком исчислении. Последний день срока, выпадающий на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день, переносится на ближайший день, не являющийся таковым.

    Если участник не может подписать контракт в установленные сроки из-за обстоятельств непреодолимой силы, нужно направить заказчику в течение одного дня соответствующее уведомление. Процедуру заключения контракта можно приостановить на срок действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

    Уведомление можно составить в свободной форме, сославшись на обстоятельства, которые не позволяют подписать контракт. Отправить его можно наиболее быстрым способом, например, по электронной почте. Участнику рекомендуется продублировать сообщение иными возможными для него способами, а также сохранить доказательства отправки, они понадобятся в случае разбирательства в контрольном органе. Не позже следующего дня после прекращения обстоятельств непреодолимой силы нужно направить соответствующее уведомление заказчику.

    Полный текст Кейса читайте во вложении.

    \r\n\r\n

    При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

    \r\n\r\n

      \r\n\t
    1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
    2. \r\n\t

    3. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
    4. \r\n

    \r\n\r\n

    Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

    \r\n\r\n

    Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

    \r\n\r\n\r\n\r\n

    Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

    \r\n\r\n

    \r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n\t

    \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n

    \r\n\t\t\t

    НМЦК, руб.

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    До 3 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    От 3 до 50 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    От 50 до 100 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    От 100 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Штраф, руб

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    5 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    10 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    100 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\r\n\r\n\r\n

    ВАЖНО

    \r\n\r\n\r\n

    \r\n

    Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

    \r\n\r\n\r\n\r\n\r\n\r\n

    \r\n\r\n

    Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

    \r\n\r\n

    Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

    \r\n\r\n

    Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

    Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

    \r\n\r\n

    В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

    \r\n\r\n

    \r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n\t

    \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Статья КоАП

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Вид нарушения

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Сумма штрафа

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.1 ст.7.29

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    30 000 руб. — на должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.2 ст.7.29

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    50 000 руб. — на должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.2 ст.7.29.3

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    10 000 руб. — на должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.3 ст.7.29

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    30 000 руб. — должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.1.4 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    15 000 руб. — на должностное лицо;

    \r\n\r\n\t\t\t

    50 000 руб. — на юрлицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.3 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.4 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

    \r\n\r\n\t\t\t

      \r\n\t\t\t\t
    • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования к участникам закупки;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
    • \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.4.1 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

    При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

    1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
    2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

    Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

    Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

    Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

    НМЦК, руб.

    До 3 млн

    От 3 до 50 млн

    От 50 до 100 млн

    От 100 млн

    Штраф, руб

    1 000

    5 000

    10 000

    100 000

    ВАЖНО

    Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

    Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

    Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

    Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

    Придется создать специальную комиссию — по поступлению и выбытию активов. Именно она должна принять решение о списании неустойки.

    Формирование такой комиссии ничем не регламентируется, поэтому тут заказчик может действовать самостоятельно. Но в любом случае нужно будет создать приказ. В нем должны быть указаны должности всех членов комиссии, а также ее обязанности. Примерная форма ниже:

    № 23/6

    Приказ

    о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов

    16 сентября 2018 г. Москва

    На основании пункта 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 года № 157н,

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
      1. Председатель комиссии — директор Иванов И. И.
      2. Главный бухгалтер Смирнова Т. Н.
      3. Главный экономист Некрасов М. С.
    2. Возложить на комиссию следующие обязанности:
      1. Осмотр объектов нефинансовых активов в целях принятия к бухучету.
      2. Определение текущей оценочной стоимости нефинансовых активов.
      3. Осмотр объектов нефинансовых активов, подлежащих списанию.
      4. Принятие решения о целесообразности дальнейшего использования объектов нефинансовых активов, о возможности и эффективности их восстановления.
      5. Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемых объектов.
      6. Определение причин списания (авария, обстоятельства непреодолимой силы, физический или моральный износ).
      7. Выявление виновных лиц, если объект ликвидируется до истечения срока службы по чьей-либо вине.
      8. Подготовка акта о списании объекта и документов для согласования с вышестоящими организациями.
    3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

    Директор И. И. Иванов

    Когда неустойку уменьшают, суммы недополученных доходов признаются выпадающими доходами учреждения. Это отражается в учете записью таких проводок по списанию неустойки по 44 ФЗ в 2020 году из-за коронавируса (COVID-19):

    • дебет счета 0 40110 174 «Выпадающие доходы»;
    • кредит счета 0 20941 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» — списана часть неустойки.
    Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
    Про освобождение поставщика от уплаты штрафов, пеней за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту в связи с пандемией коронавируса Письмо Минфина № 24-03-08/53032 от 19.06.2020 Скачать
    • в день, когда контрагент допустил просрочку, а в последующем пересчитать сумму неустойки на день оплаты;
    • в день, когда контрагент выполнил обязательства по контракту;
    • после того как закончится срок контракта.

    Взыскать неустойку можно в течение трех лет с даты, когда узнали, что контрагент некачественно выполнил обязательства. Вывод следует из пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200, пункта 4 статьи 425 ГК.

    Списывайте неустойку за нарушения, допущенные поставщиками при исполнении контрактов в 2020 году. Случаи и порядок списания неустоек определены Правилами из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (часть 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

    Ситуация: можно ли списать неустойку за 2020 год по постановлению № 591, если контракт заключен в 2019, а исполнен в 2020?

    Ответ: Да, заказчик может списать неустойку подрядчика, если работы выполнены в полном объеме в 2020 году, независимо от даты заключения контракта. Списывайте неустойку, если она подпадает под случаи из пункта 3 Правил и принята к учету как задолженность, независимо от срока ее возникновения. Об этом сказано в пункте 11 Правил из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (в редакции постановления Правительства от 26.04.2020 № 591).

    Позиция соответствует судебной практике по аналогичным ситуациям 2015 – 2016 годов – постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 № 12АП-10737/2015.

    Всегда рады проанализировать ситуацию, дать пошаговый и понятный алгоритм действий, найти оптимально возможный вариант разрешения ситуации и, как следствие, решить задачу.

    Административной или судебной практики по списанию неустойки в 2020 году еще нет.

    В данном случае, вы, как Заказчик, можете списать неустойку подрядчика, если работы выполнены в полном объеме в 2020 году, независимо от даты заключения контракта. Списывайте неустойку, если она подпадает под случаи из пункта 3 Правил и принята к учету как задолженность, независимо от срока ее возникновения. Позиция сформирована исходя из анализа судебной практики по аналогичным ситуациям 2015 – 2016 годов (просто поверьте, приводить уже не буду, в интернете если покопаетесь найдете).

    Пункт 11 постановления разрешает списать ранее возникшие неустойки по контрактам от 2018, 2019 года. Важен год исполнения контракта, а не его заключения. Причина нарушений контракта может быть любая, а не только сложившаяся ситуация с коронавирусом. Списать начисленные и неуплаченные неустойки возможно по контрактам, обязательства по которым исполнили в полном объеме. Если в 2020 году меняли сроки, цену, количество товара и объем работ и услуг по соглашению сторон – неустойки списывать нельзя.

    В постановлении № 783 указаны три случая для списания неустойки. Списывают всю сумму неустойки, если она не превышает 5% от цены контракта. Причина нарушений любая. Списывают 50% неустойки, если она от 5 до 20% от цены контракта. Причина нарушений любая. Если неустойку начислили, потому что в исполнение контракта вмешался коронавирус – неустойку списывают полностью, не считая, какой процент она составляет от цены контракта. При этом поставщик должен подтвердить, что нарушение именно из-за коронавируса. Во всех случаях дата заключения контракта значения не имеет.

    Для верного списания нужно разделить суммы неустойки за 2018, 2019 и 2020 год отдельно, если ее общая сумма превышает 5% и неисполнение не связано с коронавирусом. Если сумма начислений общая и невозможно разделение, то списание проводят по пп.«а» или пп.«б» п.3 постановления № 783 при соблюдении установленных размеров.


    Многие поставщики, нарушая сроки поставки ссылаются на пандемию (при этом некоторые договоры были заключены уже в условиях пандемии, а сами Поставщики не уведомляли нас о том, что у них возникают сложности при исполнении контракта, хотя такая обязанность прописана в договоре) Поставщики просят списать пени. Мы свою очередь просим доказательства того, что именно условия пандемии повлияли на нарушение сроков поставки.

    • Какие доказательства они должны предоставить?
    • Что является таким доказательством?

    Большинство Поставщиков ссылается на Указы Президента РФ от 28.04.2020 №294 и Постановления правительства в своей области (о введении режима самоизоляции, о его продлении и т.д.) предоставляют внутренние приказы своей организации (например, об объявлении не рабочих дней в период с 09.05.2020 по 18.06.2020 и т.п.).

    При этом нам они всю эту информацию предоставляют уже после нарушения сроков поставки товара, никто из Поставщиков не обратился к нам до нарушения сроков. Например, договор был заключен 12 мая 2020 г., срок поставки товара в течении 20 дней, т.е. 02.06.2020 истек срок поставки товара. 10.06.2020 в адрес поставщика была направлена претензия о нарушении сроков поставки и только после этого

    Поставщик прислал письмо о том, сроки нарушены в связи с пандемией дополнительно прикрепив письмо от другого поставщика о невозможности выпустить товар для продажи (прикрепленное письмо поставщика было от 30.05.2020, что говорит о том, что наш Поставщик знал и понимал, что товар в наш адрес 02.06.2020 не поступит, но нас уведомлять никто не стал до момента отправки претензии 10.06.2020).

    Между с тем, другие Поставщики, заключая договор поставки в условиях пандемии, свои обязательства выполняют в срок. Какие доказательства могут предоставить Поставщики для списания пеней? Какие документы это могут быть?

    Отвечает — Выскварка Н.Н. / Юрист по 44-ФЗ Дата: 16/09/2020

    Неустойку начисляют за любое нарушение условий поставки. Если поставщик заранее уведомил о случившейся у него ситуации можно применять ч.9 ст.34 закона.

    Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы. Если применяться ч.9 ст.34 закона не будет, то по окончании исполнения контракта в полном объеме проводят списание неустойки по ч.42.1 ст.112 закона и постановления № 783.

    Списать неустойку можно только по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. Дождитесь полного исполнения контрактов без изменений, расторжений, после списывайте неустойку. Перечень подтверждающих документов по неисполнению для списания законом не предусмотрен. Заказчик на свое усмотрение его определяет. Он зависит от конкретной причины неисполнения обязательств. В письме поставщика о списании неустойки недостаточно ссылаться только на пандемию. Необходима конкретная причина, например, закрытые границы для перевозки товара, болезнь сотрудников и самоизоляции.

    Возможные документы: заключение ТПП о признании определенных обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы, запретительные акты органов о закрытии границ, авиа и иного транспортного сообщения, акты органов о закрытии работы предприятия (организации) из-за пандемии (за исключением закрытия из-за виновных действий поставщика) и т.д. По нормам указано только одно условие для списания. А именно, если поставщик не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается (п.7 постановления № 783). Достаточно письменного согласия поставщика с размером начисленной неустойки. Документы нужны при списании неустойки из-за коронавируса. По этой причине вся сумма обнуляется. При остальных причинах нарушения установлен особый порядок.

    По новым правилам Закона № 44-ФЗ заказчик обязан списать поставщику неустойку за 2020 год. Об этом сказано в части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.

    Порядок, в котором спишут неустойки, определило Правительство в постановлении от 04.07.2018 № 783. В документе прописаны правила, по которым списывали неустойку за 2015–2016 годы. 27 апреля в постановление внесли изменение, добавив в правила 2020 год, – у заказчиков и поставщиков появилась возможность списывать уже начисленные в 2020 году штрафы.

    Неустойку списывают на основании учета заказчика. Перед тем как списать штрафы и неустойки, заказчик сверяет данные с поставщиком. Заказчик создает комиссию по поступлению и выбытию активов. Члены комиссии решают, какой долг и кому из поставщиков списать. Затем сведения передают в бухгалтерию и заказчик направляет уведомление контрагенту. В письме уточняют, сколько денег списали, и указывают реквизиты контракта (постановление Правительства от 26.04.2020 № 591). Заказчик вправе списать неустойку, если поставщик докажет, что нарушил контракт из-за пандемии (Письмо Минфина, МЧС, ФАС от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20).

    Комитет ставропольского края по государственным закупкам

    • Инструкции по работе с ЕИС
    • Калькулятор НМЦК
    • Калькулятор размера обеспечения
    • Полезные ресурсы

    Предоставление отсрочки и снятие штрафов и пеней позволит не допустить массовых банкротных дел, а для организаций ОПК исключит угрозу невыполнения гособоронзаказа. Сложилась ситуация, когда у исполнителей по госконтрактам, в т.ч. организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), образовалась просрочка — обязательства не исполнены по независящим от фирм причинам. Это последствия недружественных действий зарубежных стран, которые выражаются во введении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских юрлиц.

    Как итог, возникло большое количество неустоек (штрафов, пеней). Если оплатить эти штрафы, это негативно скажется на экономике предприятий и приведет к банкротству части из них и массовым срывам гособоронзаказа.

    Одна из антикризисных мер правительства на год — списание неустоек. То есть, начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики подрядчики, исполнители фактически освобождаются от обязанности их уплаты.

    Подробности – в статье. Срок действия нового Постановления ограничен Списанию подлежит неуплаченная задолженность. Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 1 раз в неделю. На отправлено письмо для подтверждения.

    Вы можете изменить адрес. Если вы не получаете письма на , прочтите инструкцию или подпишитесь на другой адрес. В Яндекс. Смотрите уроки, решайте тесты, задавайте вопросы, отслеживайте прогресс обучения. .

    Аналитикам Подписчикам О компании. Нацпроекты положительно сказываются на повышении производительности труда, полагает глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Он называет компоненты, необходимые для решения этой задачи.

    Под неустойкой понимается денежная компенсация, которую обязан заплатить поставщик, нарушивший условия и обязательства по контракту, в качестве возмещения убытков. Если заказчик выявил нарушения в ходе исполнения контрактных требований или же поставщик вовсе не исполнил надлежащие условия по договору, начисляется неустойка.

    Архив журнала “Московские торги”. Информационно-аналитическое издание “Бюллетень оперативной информации”. Официальное издание Мэра и Правительства Москвы. Расплата за необязательность.

    Наличие спора относительно неустойки, начисленной в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта, не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков по государственным контрактам. Определение ВС РФ от

    Для эффективного участия в торгах и быстрого начала работы на ЭТП ГПБ рекомендуем вам воспользоваться услугой сопровождения. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении инициированный правительством РФ закон о порядке списания сумм неустоек штрафов, пеней заказчиками при госзакупках.

    Документ предусматривает, что суммы неустоек штрафов, пеней , начисленные поставщику, подрядчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение в и годах обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанных заказчиком, подлежат списанию в случаях и в порядке, определенных правительством РФ.

    Досье на проект

    Пояснительная записка

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1.

    Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2021 г. N 1042 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 36, ст. 5458).

    2. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего постановления либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.

    Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

    Расчет неустойки по договору производится в случаях, когда контрагентом нарушаются обязательства, в целях применения штрафных санкций и компенсации пострадавшей стороне вреда.

    Правильность подобных подсчетов имеет значение при выставлении пострадавшей стороной санкций стороне, не выполнившей свои обязанности надлежащим образом, в том числе при взыскании таких санкций в судебном порядке при неурегулировании спора в порядке переговоров между сторонами.

    • Письмо Минфина России от 15.10.2020 № 02-05-07/90006 «О КБК для учета дохода от штрафов, неустоек, пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед госорганом, организациями, действующими от имени РФ»
    • Позволяет ли возникновение форс-мажорного обстоятельства вообще не исполнять обязательства по договору, либо это дает только право на освобождение от уплаты неустойки при просрочке исполнения?
    • Как избежать штрафных санкций по госконтракту если наш иностранный поставщик не может исполнить обязательства в связи с пандемией?
    • Что делать заказчику, если контракт исполнен неполностью?
    • Письмо Минфина России от 04.06.2020 № 24-03-08/47754 «Об изменении существенных условий контракта и списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в период пандемии коронавируса»
    • в день, когда контрагент допустил просрочку, а в последующем пересчитать сумму неустойки на день оплаты;
    • в день, когда контрагент выполнил обязательства по контракту;
    • после того как закончится срок контракта.

    Взыскать неустойку можно в течение трех лет с даты, когда узнали, что контрагент некачественно выполнил обязательства. Вывод следует из пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200, пункта 4 статьи 425 ГК.

    Списывайте неустойку за нарушения, допущенные поставщиками при исполнении контрактов в 2020 году. Случаи и порядок списания неустоек определены Правилами из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (часть 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

    Ситуация: можно ли списать неустойку за 2020 год по постановлению № 591, если контракт заключен в 2019, а исполнен в 2020?

    Ответ: Да, заказчик может списать неустойку подрядчика, если работы выполнены в полном объеме в 2020 году, независимо от даты заключения контракта. Списывайте неустойку, если она подпадает под случаи из пункта 3 Правил и принята к учету как задолженность, независимо от срока ее возникновения. Об этом сказано в пункте 11 Правил из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (в редакции постановления Правительства от 26.04.2020 № 591).

    Позиция соответствует судебной практике по аналогичным ситуациям 2015 – 2016 годов – постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 № 12АП-10737/2015.

    Всегда рады проанализировать ситуацию, дать пошаговый и понятный алгоритм действий, найти оптимально возможный вариант разрешения ситуации и, как следствие, решить задачу.

    📍Списание неустоек по 44-ФЗ в 2020 году в связи с коронавирусом

    Закрытие границ, приостановка деятельности многих предприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции привело к тому, что не все исполнители имеют возможность выполнить условия госконтрактов. Начисленные штрафы и пени в 2020 году подлежат списанию (ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Порядок списания неустойки по 44-ФЗ в 2020 году регулирует постановление Правительства от 04.07.2018 № 783 с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 26.04.2020 № 591.

    Списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году право или обязанность – ответ на этот вопрос однозначен. В ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ сказано «подлежат списанию». Следовательно, если ситуация подпадает под условия, указанные в постановлении Правительства № 783 заказчик обязан списать неустойку.

    Закон № 44-ФЗ предусматривает ответственность исполнителя в виде пени за просрочку выполнения обязательств и штрафа за другие нарушения условий госконтракта. Пени за просрочку обязательств рассчитываются, исходя из 1/300 ключевой ставки. Исчисляется от стоимости госконтракта, уменьшенной на размер обязательств, выполненных поставщиком (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Размер штрафа зависит, как правило, от стоимости госконтракта (см. Правила определения размера штрафа, утв. постановлением от 30.08.2017 № 1042). Штрафы и пени именуют также неустойкой.

    📍Основания списания неустоек по 44-ФЗ

    По общему правилу заказчик списывает начисленные штрафы и пени, если обязательства по контракту исполнитель выполнил в полном объеме. Кроме того списание нужно произвести, когда исполнитель не выполнил свои обязательства в полном объеме по независящим от него причинам, вызванным распространением коронавирусной инфекции. А также, когда по соглашению сторон был изменен срок выполнения контракта или его цена.

    Списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году происходит в следующем порядке:

    ● Если причиной начисления неустойки стало невыполнение контракта по независящим от исполнителя причинам, вызванным распространением коронавирусной инфекции, заказчик спишет ее полностью. Необходимо иметь акт приемки исполненного по контракту. Кроме того исполнитель должен представить письменное обоснование невозможности выполнить контракта из-за распространения коронавирусной инфекции с приложением подтверждающих документов.
    ● Если причина была другой, а неустойка составляет до 5% от стоимости контракта, ее также спишут всю. Достаточно иметь приемочный акт, подписанный сторонами контракта.
    ● Если причиной не был коронавирус, а размер неустойки составляет от 5% до 20% от стоимости госконтракта, то спишут ее половину, при условии, что поставщик заплатит другую половину до 01.01.2021. Кроме приемочного акта заказчику необходимо получить сведения от администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных пени и штрафов в бюджет.

    Исполнитель контракта должен подтвердить наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки, иначе она не будет списана.

    📍Порядок списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году по постановлению 783

    Если установлено наличие основания для списания штрафов и пени, а также необходимых документов заказчик проводит сверку расчетов с исполнителем. В случае выявления начисленной и неуплаченной неустойки принимает решение о ее списании. Решение принимает комиссия, созданная для этой цели. Приказ о списании должен содержать:

    ● название, юрадрес, ИНН исполнителя – юрлица, ФИО, место жительства, ИНН поставщика – физлица;
    ● данные о начисленных и неуплаченных штрафах и пенях, включенных в реестр контрактов;
    ● реквизиты первичных документов;
    ● дата принятия решения.

    Документ подписывают все члены комиссии.

    Списание производят в течение 5 рабочих дней, отсчитываемых от даты принятия решения. Заказчик должен известить исполнителя контракта по форме, утв. приложением к постановлению Правительства № 783 о списании в течение 20 дней с момента принятия решения.

    Возврат к списку

    Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2017 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;

    • 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
    • 2% – при цене контракта 3-50 млн р.;
    • 1,5% – при цене от 50 до 100 млн р.;
    • 0,5% – при цене более 100 млн р.

    За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
    • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
    • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

    Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

    Постановлением Правительства РФ от 14. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013г.

    Каждый поставщик при подготовке к закупке, планировании участия в тендере, проводит анализ прибыльности закупки. Никто не хочет торговать в убыток.

    Разберем, на что обращать внимание при анализе закупочной документации, чтобы снизить собственные риски. Если техническое задание и смета отличаются, в ходе работы обязательно возникнут спорные ситуации.

    Возможно появятся дополнительные работы для поставщика и необходимо будет их выполнить. Об утверждении порядка списания заказчиком в 2021 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения нужд муниципального образования Город Калуга Вероника Александровна СЕРГЕЕВА . С 29 августа действует приказ Минфина России от 29 июня 2015 г.

    Распространяется ли действие постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2021 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» на всех участников (поставщиков, исполнителей, подрядчиков) на территории РФ, или это постановление распространяется только на отношения при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ответ прошел контроль качества Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Мы имеем право просить о списании неустойки? Ведь в самом постановлении написано, что Заранее спасибо за ответ 14 Марта 2021, 05:25 Кирилл, г. Екатеринбург Нет, не имеете, В данном ПП указанно Можно ли уменьшить (отменить, списать) неустойку, начисленную за ненадлежащее исполнение (просрочку исполнения) государственного контракта в 2021 году Вопрос: Заказчик вправе или обязан осуществить в соответствии с постановлением Правительства РФ от N 190 списание в 2021 году неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта?

    (журнал — Вестник Института госзакупок, N 1, январь 2021 г Вопрос: Заказчик вправе или обязан осуществить в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.03.2021 N 190 списание в 2021 году неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта?

    Оставьте запрос на подготовку заявки на Проект Приказа Министерства финансов РФ — О порядке осуществления заказчиком списания начисленных в 2015 и (или) в 2021 годах сумм неустоек (штрафов, пеней) — (подготовлен Минфином России ) Зарегистрирован: 13 янв 2021, Правительство России О порядке предоставления отсрочки уплаты неустоек или списания начисленных сумм при закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд Документ Внесено Минэкономразвития России.

    заказчики в случаях и в порядке, определенных Правительством РФ, предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Пункт 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), предусматривавший антикризисные меры, не действует с 1 января 2021 г.

    Параллельно утратил силу и соответствующий п. 6.1 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

    ВАЖНО! Для применения упомянутых положений срок исполнения, согласованный в условиях контракта, не важен, т. О списании неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам в этом году Списание происходит в следующих случаях. Первое — если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5% цены контракта.

    До 22.03.2021 есть возможность предоставить поправки к законопроекту.

    Федеральным законом № 390 предусматривалось, что в 2015-16 годах заказчик может:

    • предоставить отсрочку уплаты неустоек;
    • списать начисленные штрафы и пени.

    Постановлением Правительства от 14.03.2016 № 190, которое утратило силу с 01.01.2018, было детализировано, что списание распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения.

    Положения Закона о контрактной системе о списании утратили силу с 01.01.2018, соответственно, необходима правовая база заказчикам, чтобы списать задолженность по госконтрактам, которая возникла в 2015-2016. Таким образом, после принятия данного законопроекта последует еще акт Правительства, который раскроет порядок и случаи списания.

    Пени же начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

    Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Так, должны быть предусмотрены следующие формы ответственности:

    1. штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44 ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
    2. пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);

    За нарушение обязательств установлен штраф по контракту по 44 ФЗ в виде фиксированной суммы (рассчитываются от цены контракта):

    1. 2,5% от цены, если она не превышает 3 млн.

    По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. Вариант решения должен был избираться в зависимости от суммы неуплаченной неустойки.

    Списание неустоек по 44-ФЗ в 2020 году: право или обязанность

    Первое, что приходит на ум в связи с пандемией, это возможный срыв исполнения контрактов. В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ

    если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

    При этом ч. 9 ст. 34 44-ФЗ указывает на сходные обстоятельства в части оплаты неустойки:

    сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    Нужно учитывать следующее.

    1.1. Вообще говоря, однозначных представлений о том, что такое форс-мажор, на данный момент в законодательстве нет. Приведём цитаты из Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (утверждены постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23.12.2015):

    Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) − чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

    В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

    К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

    Стоит полагать, что нынешние масштабы пандемии позволят считать её форс-мажором.

    1.2. «Прикрыться» коронавирусом, очевидно, получится не во всех случаях. Из обстоятельств должно прямо следовать, как пандемия сделала невозможным надлежащее исполнение обязательства. Предположим, что строительная организация использует китайский строительный материал, поставки которого прекращены. Из-за этого подрядчик срывает сроки строительства. Шансы подрядчика избежать ответственности в такой ситуации невелики.

    1.3. Доказывать невиновность придётся поставщику, подрядчику, исполнителю.

    1.4. В случае с неустойкой заказчик в любом случае будет вынужден направить ППИ требование о её уплате. ППИ же будет в ответ на такое требование доказывать, что ненадлежащее исполнение обязательства возникло из-за пандемии.

    1.5. Условия ч. 9 ст. 34 44-ФЗ будут применены независимо от того, как будут сформулированы условия контракта.

    1.6. Что касается иных видов ответственности (например, взыскание убытков), то контракт может содержать иные, отличные от общих, условия. В частности, такие условия могут не позволять «оправдаться» пандемией.

    1.7. В России пандемия наложилась на иные неприятные события – падение курса национальной валюты. Наверняка найдутся ППИ, которые по факту столкнутся именно с экономическими проблемами, однако будут «сваливать вину» на коронавирус. Тут добавить к сказанному нечего: сможете доказать влияние вируса – ради бога.

    1.8. Для как таковой идентификации форс-мажора не нужны какие-либо акты органов власти и пр. Доказывание – задача стороны контракта. На что именно сторона будет ссылаться – её проблема.

    Кстати, ФАС России высказалась в пользу того, что при рассмотрении дело будет считать пандемию форс-мажором:

    «Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, что необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупки и закупки госкомпаний, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок» − следует из письма ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20.

    Аналогичная позиция выражена в письме Минфина России от 19.03.2020 № 24-26-26/21324.

    Закон о контрактной системе имеет в своём арсенале основание закупок у единственного ППИ, связанное со всякими «неприятностями». Это п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ:

    закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона;

    В названных выше письмах ФАС России и МинФин РФ поспешили выразить мнение о возможности закупок ТРУ по пункту 9-ому. Однако и тут есть, на что обратить внимание.

    2.1. ТРУ, по мнению регулятора, должны быть прямо связаны с «профилактикой, предупреждением, ликвидацией последствий» распространения инфекции. ФАС в письме указывает на наличие причинно-следственной связи между пандемией и закупками.

    Вообще говоря, 9-ый пункт никогда не применялся именно для профилактики всяческих неурядиц – только для ликвидации их последствий. Уже случилось/сгорело/обрушилось – тогда можно. То же можно сказать и об объёмах закупок: они должны быть именно такими, чтобы ликвидировать последствия. Либеральные взгляды регулятора и контролёра не укладываются в практику применения 9-го пункта примерно никак. Вероятно, в ситуации нарастающей неразберихи было решено использовать хоть какую-то возможность оперативно закупить нужные ТРУ. Других вариантов-то нет. Гулять так гулять!

    2.2. При этом некоторые организации-заказчики могут столкнуться с необходимостью закупки самых разных ТРУ в период, когда несколько дней (а возможно. и недель) объявлены нерабочими. МинФин РФ полагает, что такие заказчики смогут купить по 9-ому пункту вообще любые ТРУ. Логика такой позиции понятна: учреждение работает, впереди несколько недель выходных дней, конкурентную процедуру просто не проведёшь. Однако с точки зрения буквального исполнения требований норм закона опять всё плохо.

    2.3. Непонятны доводы МинФина о возможности не применять утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Автору знакома практика, согласно которой ТРУ, находящийся в перечне, закупать по п. 9 ч. 1 ст. 93 нельзя.

    Ещё один возможный сценарий развития событий, предусмотренный п. 1 ст. 417 ГК РФ:

    если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

    В нашем случае это могут быть самые разные меры: например, запрет на перевозку грузов, пересечение гос. границы и пр. Как видно, речь не об освобождении от ответственности, а о прекращении обязательства как такового.

    Вероятно, в рамках 44-ФЗ будут приняты какие-либо специальные меры для снижения негативных последствий для сторон контрактов.

    4.1. Так распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 № 672-р в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ определен перечень контрактов с предприятиями автопрома, по которым допускается по соглашению сторон изменить срок их исполнения без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции с территории иностранных государств.

    4.2. Некоторые дни сейчас могут дополнительно определяться как нерабочие. Например, Указом президента РФ от 25.03.2020 № 206 дни с 30.03. по 03.04. объявлены нерабочими. Что делать в этой связи участникам КС – см. письма МинФина РФ от 26.03.2020 № 24-06-08/24077, от 27.03.2020 № 24-06-08/24649.

    Общие идеи, изложенные в этих письмах:

    − если какие-то события должны произойти в рабочий день (например, торги), дата таких событий будет перенесена на следующий за «каникулами» рабочий день;

    − процедуры определения ППИ могут быть отменены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы (см. ч. 2 ст. 36 44-ФЗ);

    − если какие-то действия могут выполняться в нерабочие дни (например, банки работают со спец. счетами в режиме 24/7), они должны быть совершены в нерабочие дни.

    Начните сотрудничество с индивидуальной консультации по подбору инструментов и услуг. Заказать услугу

    1.Списание неустойки. Начисленные и несписанные заказчиком суммы неустоек в связи с ненадлежащим исполнением контракта или его неисполнением в 2020 году подлежат списанию в порядке установленном Правительством РФ (часть 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе в новой редакции).

    1. Отсутствие обеспечения исполнения контракта в случае закупок у малого бизнеса. При закупках у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках статьи 30 Закона о контрактной системе заказчику предоставляется право не устанавливать в извещении о проведении закупки или в проекте контракта требование об обеспечении исполнения контракта. Исключение составляют случаи, когда в закупке предусмотрена выплата аванса (статья 112 Закона о контрактной системе будет дополнена частью 64).
    2. Изменение цены или срока исполнения контракта. В 2020 году цена или срок исполнения контракта могут быть изменены. Для этого потребуется заключить дополнительное соглашение к контракту. Поправками предусмотрены следующие условия для внесения изменений в текст контракта:
    • контракт невозможно исполнить по причинам независящим от воли сторон и возникшим из-за короновируса или из-за других обстоятельств, которые будут определены постановлением Правительства РФ;
    • наличие письменного обоснования таких изменений от федеральных, региональных или местных властей в зависимости от уровня проведения закупки;
    • поставщиком (подрядчиком) предоставлено обеспечение исполнения контракта (статья 112 Закона о контрактной системе будет дополнена частью 65).
    1. Дополнение перечня закупок у единственного поставщика. До 31 декабря 2020 года Правительство РФ вправе будет установить дополнительные случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика, наряду со случаями, установленными частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (статья 8 законопроекта).

    Санкт-Петербург, ул. Кропоткина, д.11, Литер А, помещение 5-Н

    Время работы:
    пн — пт с 10 до 20 часов,
    сб — вc по записи

    Телефон: +7 (812) 409-49-30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *