Паспорт антитеррористической защищенности объекта 2022 как получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт антитеррористической защищенности объекта 2022 как получить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

Должность Обязанности
Руководитель организации
  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
Заместитель руководителя организации
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
Ответственный за обеспечение АТЗ объектов
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ
Руководитель структурного подразделения руководить мероприятиями по АТЗ объектов и территорий в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами предприятия

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец приказа 656.9 КБ

  • Перечень нормативных актов по антитеррористической защищенности 687.2 КБ

Как ООО может бороться с терроризмом

Это информационный справочник, в котором перечислены важные характеристики и требования к сооружениям и территориям, нацеленные на предотвращение терактов и других опасных явлений в местах массового пребывания посетителей. Его основная задача — проанализировать состояние объектов, смоделировать возможные угрозы и прописать комплекс мер, позволяющих улучшить безопасность этих сооружений. Их выполняют под строгим контролем силовых ведомств, которые проводят согласование документа.

Сегодня в условиях многочисленных угроз для гражданских объектов важность паспорта безопасности, заполненного по новым требованиям в 2021 г., трудно переоценить. Потребность в его заполнении вызвана необходимостью провести следующие действия:

  • оценить, чем грозят конкретному объекту возможные нештатные ситуации;
  • обнаружить определенные риски для сотрудников предприятия, посетителей и жителей близлежащих домов;
  • разработать разные варианты по возможному развитию кризисных событий;
  • определить, насколько организация подготовлена к чрезвычайным ситуациям и к устранению их последствий;
  • выработать совокупность мер, чтобы усовершенствовать уровень подготовки и защиты от угроз.

Самостоятельно разработать паспорт способен не любой сотрудник компании. Обычно за дело берутся сторонние специалисты. Цены за оформление варьируют от 20 000 до 35 000 рублей. Все зависит от сложности объекта. Для потенциально опасных объектов — от 45 000. За разработку акта категорирования — от 15 000, сопровождение обследования зданий — от 20 000, внесение корректировок — от 10 000 рублей.

Владельцы компаний, которые подвержены повышенному риску террористической атаки, должны составлять специальные документы – паспорта антитеррористической безопасности или антитеррористической защищенности (ПАЗ). Их разработка обязательна для всех учреждений, предполагающих возможность одновременного присутствия большого количества людей – от 50 человек и более. Также требование о составлении документа предусматривается для отдельных предприятий меньшего масштаба. Для разных типов таких учреждений предусмотрен особый алгоритм, в соответствии с которым осуществляется подготовка паспорта безопасности объекта.

Согласно действующему антитеррористическому законодательству составление паспорта безопасности объекта обязательно для следующих типов учреждений:

  • образовательные учреждения всех уровней, включая детские дошкольные;
  • медицинские организации;
  • гостиницы, отели и другие средства размещения;
  • торговые предприятия;
  • объекты с массовым присутствием людей, например, стадионы, концертные залы и проч.;
  • другие категории.

Согласно требованиям действующего антитеррористического законодательства, изготовить паспорт безопасности объекта обязаны почти все компании, принимающие людей для реализации им товаров или предоставления услуг. Объект, где одновременно присутствует большое число людей, способен стать местом атаки террористов.

Однако порядок предупреждения возможного нападения различается для разных организаций. Поэтому для составления антитеррористического паспорта следует сначала выполнить категорирование объекта. Эта процедура представляет собой присвоение предприятию конкретной категории по степени риска террористической угрозы. Установленный характер террористической угрозы в паспорте безопасности, в свою очередь, определяет список мер, которые необходимо реализовать для обеспечения антитеррористической защищенности объекта. Результат категорирования оформляется актом установленного образца, который подписывают все члены комиссии.

Оформляем паспорт безопасности объекта в 2021 году

Категорированием и последующим составлением антитеррористического документа по безопасности должна заниматься специальная комиссия. В нее входят представители предприятия и тех государственных органов, которые в соответствии с регулирующим документом должны выполнять согласование. Руководитель компании составляет приказ о формировании комиссии, в которой перечисляет ее состав и функции, и назначает лицо, ответственное за организацию ее работы.

Этому лицу придется взять на себя вопросы согласования участия представителей госорганов в работе комиссии – и стоит заранее подготовиться к тому, что это окажется нелегко. Наибольшую сложность здесь представляют два пункта: добиться, чтобы орган выделил сотрудников, ответственных за участие в работе комиссии, и согласовать время для выезда на объект, поскольку комиссия должна работать в полном составе. Для этого, конечно, придется проявить выдержку и настойчивость.

Когда все организационные вопросы, связанные с тем, как получить паспорт безопасности объекта, решены, и время визита комиссии на объект согласовано, наступает очередной этап. Работа комиссии проводится в выездном режиме: при личном визите проверяющие контролируют потенциальные слабые места в антитеррористической безопасности помещения и прилегающей территории, которые способны облегчить задачу потенциальным террористам. Такими местами обычно становятся отсутствие решеток на окнах первых этажей, тонкие стены и слабые двери, отсутствие камер видеонаблюдения и др.

Кроме обследования самого объекта, комиссия проверяет документы, содержащие важные характеристики с позиции обеспечения его безопасности. К ним относятся планы самого здания и территории, на которой он расположен, схемы инженерных коммуникаций, договор с охранным предприятием, разделы должностных инструкций сотрудников, посвященные порядку действий в экстренной ситуации и обеспечению безопасности и т.д. Все это в комплексе свидетельствует об уровне антитеррористической защищенности.

Общие требования к антитеррористическому документу определены постановлением Правительства № 1244. Оно определяет основные правила обеспечения антитеррористической защищенности и алгоритм разработки ПАЗ. Но понятно, что характер террористической угрозы существенно различается для разных типов компаний.

Чтобы разработать паспорт безопасности объекта, необходимо использовать образец, подходящий для конкретной категории организаций. Такой бланк обычно содержится в соответствующем постановлении Правительства. К основным из них относятся:

  • Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2019 года № 1421 для образовательных учреждений;
  • Постановление Правительства РФ от 13 января 2017 года № 8 для медицинских организаций;
  • Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 года № 447 для средств размещения;
  • Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 года № 1273 для торговых организаций;
  • Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 для объектов с одновременным присутствием большого числа людей;
  • другие нормативные документы.

В каждом из этих нормативных документов приводится образец паспорта для конкретной категории организаций и правила его составления и согласования.

ПАСПОРТ АНТИТЕТРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

(наименование объекта (территории))

(наименование населенного пункта) г.

20___ г.

1. Общие сведения об объекте (территории)

(полное и сокращенное наименования объекта (территории), время введения в эксплуатацию)

(почтовый адрес, телефон, факс, телетайп, мобильная связь)

(ведомственная принадлежность, основной вид деятельности объекта (территории)

(вышестоящая (головная) организация: почтовый адрес, телефон, факс, телетайп)

(форма собственности (федеральная, региональная, муниципальная, частная)

(для акционерных обществ и товариществ — доля государства в уставном капитале)

(режим работы)

(общая площадь, кв. метров)

(протяженность периметра, метров)

(категория объекта (территории)

(ф.и.о. руководителя, служебный, мобильный, домашний телефоны)

(ф.и.о. заместителя руководителя по безопасности, служебный, мобильный, домашний телефоны)

(ф.и.о. руководителя подразделения охраны, служебный, мобильный, домашний телефоны)

(краткая характеристика местности в районе расположения объекта (территории)

(рельеф, прилегающие лесные массивы, возможность скрытного подхода)

(здания, строения, сооружения, автостоянки, расположенные на объекте (территории)

Скачать типовую форму ПАЗ

Формально ни один из перечисленных нормативных документов не содержит запрета на составление паспорта безопасности силами самой организации. Но многие из них, изучив вопрос о том, как сделать антитеррористический паспорт самостоятельно, доверяют эту работу уполномоченным организациям. Для этого есть несколько причин:

  • требования к составлению антитеррористического документа регулярно пересматриваются и обновляются, поэтому организации не всегда сами в состоянии отследить эти изменения. Есть риск, что при составлении ПАЗ использована неактуальная версия нормативного документа, поэтому работу придется переделывать;
  • процедура разработки и принятия антитеррористического документа предполагает процесс согласования с несколькими государственными органами, такими как ФСБ, МВД и др. Компании, которые не имеют опыта такого взаимодействия, сталкиваются с непониманием механизмов их работы, что приведет к необоснованному увеличению сроков согласования документа и наложению штрафных санкций;
  • компания, не имеющая опыта самостоятельной разработки ПАЗ, способна неверно истолковать требования и условия по безопасности, содержащиеся в нормативных документах, регулирующих порядок разработки для конкретной категории организаций. Это приведет к серьезным ошибкам при формировании документа и необходимости его переделки;
  • часто работодатели интересуются, может ли фрилансер делать паспорт безопасности объекта, и привлекают таких специалистов к выполнению работ. Но при обнаружении недочетов или ошибок привлечь такого исполнителя к ответственности или хотя бы заставить переделать работу иногда непросто;
  • организация может подпадать под действие нескольких нормативных документов одновременно – например, быть организацией культуры и местом массового присутствия людей. В этой ситуации необходимо позаботиться о том, чтобы в компании были выполнены требования по безопасности всех необходимых правовых актов. Иначе это приведет к наложению штрафных санкций. Но в процессе выяснения статуса организации часто обнаруживается, что для нее применяются только требования одного нормативного акта. Это означает, что работа по выполнению требований других документов была лишней – а на нее были потрачены деньги и время. Чтобы избежать необоснованных расходов, но вместе с тем гарантированно выполнить все обязательные требования, стоит делегировать эту задачу специалистам, которые точно знают, как определить круг антитеррористических нормативов для конкретного типа компаний.

Выясняя, как сделать паспорт безопасности объекта самому, уполномоченное лицо сталкивается со сложностями, если его компания одновременно со своим профильным видом деятельности подпадает под определение места массового пребывания. Чтобы выяснить, так ли это, потребуется обратиться с официальным запросом в орган местного самоуправления. Он формирует списки организаций, отнесенных к данной категории в этом населенном пункте. В установленном порядке Вы получите ответ на запрос, позволяющий понять, как составлять антитеррористический документ.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации;

форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N 853 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 1219 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N 853».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов и федеральных бюджетных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее — территориальные органы, учреждения).

2. Настоящие требования не распространяются:

а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) на важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, осуществления контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;

в) на объекты (территории), на которых не предусматривается одновременное нахождение более 10 человек;

г) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.

3. Под объектами (территориями) в настоящих требованиях понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, изолированные части зданий, строений, имеющие отдельные выходы, прилегающие к ним территории, правообладателями которых являются Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы и учреждения.

4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается:

а) на заместителя Министра юстиции Российской Федерации, курирующего вопросы антитеррористической защищенности, в отношении объектов (территорий), занимаемых структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации;

б) на начальников территориальных органов в отношении объектов (территорий) соответствующих территориальных органов;

в) на руководителей учреждений в отношении объектов (территорий) соответствующих учреждений.

5. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.

Категорирование объектов (территорий) осуществляется с учетом возможных последствий совершения террористического акта.

6. Возможные последствия террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут пострадать вследствие его совершения, а также о возможном материальном ущербе.

7. Для проведения категорирования объекта (территории) решением лица, ответственного за обеспечение его антитеррористической защищенности, создается комиссия по обследованию и категорированию (далее — комиссия):

в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований;

при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня ввода объекта (территории) в эксплуатацию.

В состав комиссии включаются:

в качестве председателя комиссии — должностное лицо, уполномоченное лицом, ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории);

в качестве членов комиссии — федеральные государственные гражданские служащие и работники Министерства юстиции Российской Федерации, его территориального органа, работники учреждения (далее — служащие, работники), являющиеся специалистами в области эксплуатации зданий, охраны и пожарной безопасности.

К работе в составе комиссии привлекаются представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию), а также (при необходимости) представители организации, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта (территории).

Срок работы комиссии определяется лицом, решением которого она была создана, но не может превышать 30 дней.

8. Комиссия в ходе работы:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности, в том числе проверяет организацию охраны и пропускного режима, наличие и работоспособность инженерно-технических средств охраны;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), место его расположения, наличие вблизи иных объектов (территорий);

в) изучает организацию функционирования объекта (территории), режим его работы, уточняет общую численность находящихся на нем служащих, работников и посетителей;

г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;

д) определяет потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, а также наличие критических элементов, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории);

е) на основе сравнительного анализа критериев категорирования устанавливает категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

ж) определяет достаточность мер, принимаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории).

9. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) 1 категории, к которой относятся объекты (территории), на которых одновременно может находиться более 500 служащих, работников и посетителей или совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере более 500 миллионов рублей;

б) объекты (территории) 2 категории, к которой относятся объекты (территории), на которых одновременно может находиться от 50 до 500 служащих, работников и посетителей или совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере от 50 до 500 миллионов рублей;

в) объекты (территории) 3 категории, к которой относятся объекты (территории), на которых одновременно может находиться от 10 до 50 служащих, работников и посетителей и совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб, не превышающий 50 миллионов рублей.

10. Если по показателю численности служащих, работников и посетителей на объекте (территории) определяется одна категория, а по показателю возможного материального ущерба — другая, то из этих двух категорий объекту (территории) присваивается более высокая.

11. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) (далее — акт обследования и категорирования), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается лицом, принявшим решение о создании комиссии, не позднее 15 дней после окончания ее работы.

Акт обследования и категорирования составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

При наличии разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте обследования и категорирования.

13. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) обеспечивается путем осуществления мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) посторонних лиц;

б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);

г) на минимизацию возможных последствий террористического акта и ликвидацию угрозы его совершения на объекте (территории);

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах объекта (территории) и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения, о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);

е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

14. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются:

а) организация охраны и установление пропускного и внутриобъектового режима;

б) оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, поддержание их в исправном состоянии;

в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;

г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;

д) пресечение несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.

15. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:

а) постоянный мониторинг обстановки внутри объекта (территории), в том числе с использованием системы видеонаблюдения;

б) анализ выявленных фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режима, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;

в) периодический осмотр объекта (территории) с целью обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);

г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории), а также за пребыванием на объекте (территории) посторонних лиц (посетителей).

16. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), являются:

а) информирование служащих и работников, находящихся на объекте (территории), о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;

б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);

в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам);

г) подготовка и отработка действий лиц, осуществляющих охрану объекта (территории), по предотвращению террористических актов в конкретной обстановке.

17. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), являются:

а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) обеспечение постоянной готовности администрации объекта (территории) к действиям по предупреждению и ликвидации ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта;

в) своевременное оповещение находящихся на объекте (территории) служащих, работников и посетителей о возникновении ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, и обеспечение их эвакуации с объекта (территории);

г) проведение учений и тренировок служащих и работников, находящихся на объекте (территории), с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, в том числе по безопасной и своевременной эвакуации с объекта (территории);

д) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.

25. Служащие и работники объекта (территории) при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта или при совершении террористического акта на объекте (территории) обязаны незамедлительно сообщить об этом лицам, осуществляющим охрану объекта (территории), и должностному лицу, осуществляющему непосредственное руководство деятельностью служащих и работников объекта (территории) (далее — руководитель объекта).

26. Лица, осуществляющие охрану объекта (территории), при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории), в том числе анонимной, незамедлительно сообщают об этом по телефону или с использованием других имеющихся средств связи в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В сообщении необходимо указать наименование и адрес объекта (территории), фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, передавшего сообщение, и занимаемую им должность.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует сведения (фамилию, имя, отчество, должность) о должностных лицах, принявших сообщение, а также дату и время его передачи.

27. Руководитель объекта при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории):

а) обеспечивает оповещение людей, находящихся на объекте (территории), и при необходимости организует их эвакуацию;

б) обеспечивает беспрепятственный доступ на объект (территорию) подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;

в) обеспечивает взаимодействие служащих и работников объекта (территории) и представителей правоохранительных органов при ликвидации угрозы совершения террористического акта;

г) принимает при необходимости меры по минимизации последствий террористического акта.

Антитеррористический паспорт объекта

32. На каждый объект (территорию), на который распространяются настоящие требования, в соответствии с актом обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (далее — паспорт безопасности).

33. Паспорт безопасности подписывается всеми членами комиссии, согласовывается в 30-дневный срок со дня его составления с руководителем территориального органа безопасности (или уполномоченным им лицом), руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается лицом, ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории).

34. Паспорт безопасности должен иметь пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

35. Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах.

Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.

Копия (электронная копия) паспорта безопасности направляется в территориальный орган безопасности по месту расположения объекта (территории).

36. Актуализация паспорта безопасности осуществляется как путем внесения в него изменений, так и путем его полной переработки.

37. Актуализация паспорта безопасности путем внесения в него изменений осуществляется по решению лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), по мере необходимости в случае изменения состояния объекта (территории), которое не может повлечь за собой изменения его категории, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящих требований.

Изменения вносятся в течение 5 рабочих дней во все экземпляры паспорта безопасности и их копии (электронные копии) с указанием причины и даты их внесения и заверяются подписью лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории). Повторное согласование паспорта безопасности с лицами, указанными в пункте 33 настоящих требований, при этом не требуется.

38. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) путем его полной переработки осуществляется в случае изменения состояния объекта (территории), которое может повлечь за собой изменение его категории, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящих требований, в порядке, установленном для его разработки.

39. Паспорт безопасности, признанный по результатам актуализации нуждающимся в замене или утратившим силу, хранится в соответствии с положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

1. Настоящие требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040. — См. предыдущую редакцию)

2. Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040. — См. предыдущую редакцию)

В перечень мест массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании (далее — правообладатели мест массового пребывания людей), не являются федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» или которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 869. — См. предыдущую редакцию)

3. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая мероприятия по защите служебной информации ограниченного распространения, осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 года N 28. — См. предыдущую редакцию)

4. Настоящие требования носят общий характер в отношении вопросов оснащения мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Оснащение места массового пребывания людей конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта.

Оборудование проектируемых (реконструируемых) мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны осуществляется при строительстве (капитальном ремонте) такого места массового пребывания людей в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(Абзац дополнительно включен с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040)

5. Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

6. Категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

7. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Возможные последствия совершения террористического акта в месте массового пребывания людей определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.

8. Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее — комиссия).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040. — См. предыдущую редакцию)

Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.

(Абзац дополнительно включен с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040)

9. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 года N 775; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 года N 1139. — См. предыдущую редакцию)

Обследование места массового пребывания людей осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня создания комиссии.

(Абзац дополнительно включен с 31 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 года N 28)

10. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:

а) место массового пребывания людей 1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

14. На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040. — См. предыдущую редакцию)

Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 года N 1040; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 года N 775. — См. предыдущую редакцию)

Направление паспорта безопасности на согласование осуществляется правообладателем места массового пребывания людей сопроводительными письмами в течение 3 рабочих дней после его составления.

(Абзац дополнительно включен с 31 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 года N 28; в редакции, введенной в действие с 10 октября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 456. — См. предыдущую редакцию)

15. Согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в территориальные органы (подразделения), указанные в пункте 14 настоящих требований. При наличии замечаний паспорт безопасности возвращается в указанный срок правообладателю места массового пребывания людей на доработку.

Доработка паспорта безопасности осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня его поступления правообладателю места массового пребывания людей.

Утверждение паспорта безопасности осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня его поступления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 октября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 456. — См. предыдущую редакцию)

16. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

17. Паспорт безопасности является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Типовой паспорт объектов образования включает в себя разделы:

  • Общая информация о здании. Необходимо описать наименование вышестоящей организации по принадлежности
  • Адрес расположения, функциональное назначение, категория, данные о руководстве предприятия
  • Информация о персонале образовательного учреждения и обучающихся. Сведения о лицах, которые находятся на объекте. Требуется указать численность работников, ФИО арендаторов, среднюю посещаемость
  • Сведения о критических элементах сооружения, потенциально опасных зонах. Рекомендуется проанализировать риски диверсионно-террористических актов, способные спровоцировать опасные социально-экономические последствия. Указываются обстоятельства, влекущие за собой прекращение нормального функционирования общественного здания
  • Прогноз последствий теракта. Описывают вероятные противоправные действия
  • Анализ социально-экономических последствий теракта. Составитель прогнозирует число пострадавших лиц и масштаб негативных последствий
  • Меры по инженерно-технической, физической и пожарной защите помещений
  • Силы и средства для сохранения безопасности общественной зоны
  • Особенности инженерно-технических средств охраны. Необходимо описать характеристики камер видеонаблюдения, ограждений, инженерно-заградительных конструкций. Указывают параметры систем оповещения и управления эвакуацией. Перечисляют действия для охраны, описывают порядок взаимодействия с сотрудниками МЧС, МВД и ФСБ РФ
  • Выводы и рекомендации. В этом пункте паспорта приводят резюме по надежности охраны образовательного объекта. Фиксируют первостепенные мероприятия для антитеррористической защищенности садов, школ и университетов
  • Дополнительная информация. Отражаются сведения о функционировании режимно-секретного подразделения и локальных зон безопасности
  • Приложение. Включает план территории с потенциально опасными участками, схему охраны объекта с постами охраны, контрольно-пропускными пунктами. Приводится список мер обеспечения защиты помещений, а также акт обследования и категорирования объекта

Такой юридический документ как паспорт безопасности составляется в течение 5-10 дней после категорирования образовательного объекта. Его подготавливают в 2 оригинальных экземплярах.

Срок согласования составляет от 10 до 30 дней. Процедура проверки подразумевает, что паспорт передается в региональные подразделения МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ. В каждой инстанции могут действовать свои сроки согласования

Первый экземпляр паспорта антитеррористической безопасности находится у руководителя образовательного учреждения. Второй экземпляр передается на хранение правообладателю территории. В отделениях органов МЧС, Росгвардии, ФСБ имеется электронная копия паспорта безопасности.

Чтобы сформировать паспорт антитеррористической защищенности объекта образования, необходимо пройти следующие шаги:

  • Подписание договора с организацией на оказание профессиональных услуг по подготовке паспорта безопасности
  • Сбор информации о здании и близлежащей территории
  • Обследование и категорирование общественного помещения
  • Подготовка необходимых актов, писем и приказов
  • Привлечение уполномоченных специалистов из органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ
  • Исследование общественного учреждения комиссией
  • Формирование паспорта охраны для образовательной организации
  • Согласование информационно-справочного документа в соответствующих органах власти
  • Передача паспорта охраны объекта на хранение уполномоченным лицам и государственным служащим. По просьбе инспектора сотрудники образовательной организации обязаны представить документ для проверки

Перед формированием паспорта безопасности составитель организует обследование и категорирование помещений. Эта процедура проводится комиссией, созданной по инициативе руководителя образовательного предприятия. Обследование выполняется при участии представителей органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ.

По результатам анализа масштаба возможных последствий теракта объект может быть отнесен к одной из солодящих категорий:

  • Первая. Предельный материальный ущерб – от 50 млн. рублей. Число пострадавших – более 500 чел. На протяжении последнего года – более 3 террористических актов
  • Вторая. Максимальный материальный ущерб составляет от 5 до 50 млн. рублей. Численность пострадавших составляет от 100 до 500 человек. За последние 12 месяцев – до 3 попытки к совершению террористических актов
  • Третья. Предельный материальный ущерб – до 5 млн. рублей. Прогнозируемое количество пострадавших – до 100 человек. Число терактов или попыток за год – 0

Определение категории происходит в соответствии с наивысшим количественным показателем. По итогам обследования зданий оформляется акт категорирования, где указывают сведения о защищенности объекта и делают выводы о его соответствии законным предписаниям. Составленный акт подписывается каждым членом комиссии и подшивается в каждый из оригинальных экземпляров паспорта.

Если на объект нет получен паспорт безопасности, то контролирующие органы выписывают штраф. Административное наказание составляет:

  • От 3 до 5 тысяч рублей – для граждан
  • От 30 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификация до 3 лет – для должностных лиц
  • От 300 тысяч до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – для юридических лиц

УТВЕРЖДАЮ

Председатель антитеррористической комиссии

Муниципального округа «Арбат» г. Москвы

«20» октября 2020 г.

____________________/ Полянский А.П.

(подпись, Ф.И.О.)

М.П.

ПАСПОРТ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Аллюр»

СОГЛАСОВАНО:

Территориальное подразделение Главного Территориальное подразделение

управления внутренних дел Управления Федеральной службы

по г. Москве безопасности России по г. Москве

Начальник управления Начальник управления

__________________/Артемьев А.Р. ______________/Семенов Н.К.

(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)

«22» октября 2020 г. «22» октября 2020 г.

М.П. М.П.

Главное управление Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

по г. Москве

Начальник управления

__________________/Петров Г.Н.

(подпись, Ф.И.О.)

«22» октября 2020 г.

М.П.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ (ТЕРРИТОРИИ)

1.1. Полное и сокращенное наименование Объекта (территории): Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Аллюр».

1.2. Адрес места нахождения Объекта (территории): г. Москва, 3-й бюджетный проезд, д.1.

1.3. Основной вид деятельности/назначение Объекта (территории): 85.41.1 – Образование в области спорта и отдыха.

1.4. Наименование вышестоящей организации по принадлежности: Комитет спорта г. Москвы.

1.5. Общая площадь Объекта (территории), в том числе: зданий, парковок и т.п.: 3300 кв.м.

1.6. Режим работы Объекта (территории): с 08-00 до 23-00 ежедневно.

1.7. Природно-климатическая характеристика места размещения Объекта (территории): Схема размещения Объекта по отношению к дорожной сети, транспортным коммуникациям, опасным объектам, к другим зданиям и объектам инфраструктуры (ксерокопия крупномасштабной карты (плана) прилагаются).

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТНИКАХ И (ИЛИ) АРЕНДАТОРАХ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

2.1. Руководитель Объекта (территории): директор: Иванов Иван Иванович, телефоны: (495) 111-22-33 (рабочий), (495) 123-45-67 (домашний).

2.2. Другие должностные лица Объекта (территории): главный бухгалтер: Викторова Виктория Викторовна, телефоны: (495) 111-22-33 (рабочий), (495) 785-35-24 (домашний), руководитель отдела кадров: Александрова Александра Александровна, телефоны: (495) 111-22-35 (рабочий), (495) 785-93-49 (домашний)

2.3. Общая численность работников по штатному расписанию Объекта (территории): 45.

2.4. Сведения об арендаторах Объекта (территории): отсутствуют.

2.5. Сведения о работниках арендаторов Объекта (территории): отсутствуют.

2.6. Общая посещаемость Объекта (территории) в будни/выходные: 300/50.

3. СВЕДЕНИЯ О ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ УЧАСТКАХ И (ИЛИ) КРИТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

3.1. Площадь школы — 2171,2 кв. м., здание котельной — 83.5 кв.м., гаража — 128 кв.м.. Здание кирпичное, электрощитовая находится на первом этаже, рядом с главным входом в здание. Стены и полы окрашены масляной краской, потолки побелены известью. Пожарный инвентарь находится в специально отведенном месте. Отопление — от котельной школы. Имеется водопровод круглогодичного действия. Кроме главного входа в школе имеется четыре запасных выхода — в правом и левом крыле коридора, в спортзале, в столовой. Ключи от запасных выходов хранятся на вахте.

3.2. Сведения о критических элементах Объекта (территории), в том числе: название элемента, характер опасной ситуации: захват заложников, поджог, применение подрывных веществ.

4. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА НА ОБЪЕКТЕ (ТЕРРИТОРИИ)

4.1. Сведения об имевших место террористических актах на Объекте (территории), в том числе: дата совершения, анализ причин и условий совершения, количество пострадавших, экономический ущерб и т.п.: террористические акты отсутствуют.

4.2. Наличие потенциальной угрозы совершения террористического акта: захват заложников, поджог, применение подрывных веществ.

Паспорта оформляются в отношении объектов, которые относятся к местам массового скопления граждан. Органы государственной власти самостоятельно определяют перечень мест массового пребывания людей. Узнать, кому нужен паспорт антитеррористической безопасности объекта в 2020 году, можно, обратившись в местные органы государственной власти. Все объекты массового скопления граждан имеют одну из трех присвоенных категорий. В соответствии с п. 3 постановления правительства №272 от 25.03.2015 минимальное количество людей, необходимое для отнесения к массовому скоплению, составляет 50 человек. Это означает, что если ваше помещение допускает возможность одновременного нахождения 50 и более человек, то оно относится к категории массового пребывания.

В случае нахождения вашей организации в перечне мест массового пребывания, государственный орган обязан самостоятельно создать комиссию и включить в качестве одного из членов представителя организации. Иным образом обстоят дела, в случае если ваша организация имеет вид деятельности, связанный с развлекательными заведениями, театрами, клубами. Порядок получения и определение того, кто должен делать антитеррористический паспорт в этом случае, установлен постановлением правительства от 11.02.2017 №176. Предполагается самостоятельное создание комиссии руководителем компании.

Для того чтобы узнать, находится ли ваш объект в перечне мест массового скопления, необходимо обратиться с письменным заявлением в администрацию города. Администрация ответит, нужен ли паспорт антитеррористической защищенности на вашу организацию. Обращение составляется в свободной форме, имеет официально-деловой стиль. В тексте необходимо указать наименование вашей организации, адрес расположения объекта, реквизиты для обратной связи, идентифицирующие данные (ОГРН, ИНН ОГРНИП). В случае получения положительного ответа необходимо начать подготовку всех документов.

Если ваша организация относится к объектам культуры и предусмотрено самостоятельное оформление паспорта, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Этап 1. Приказом организации создать комиссию и включить в нее руководителя компании, сотрудников, ответственных за пожарную безопасность, представителей регионального управления Федеральной службы безопасности, Росгвардии и полиции.

Законодательно установлен срок, в течение которого необходимо обновлять паспорт. Прямого указания на то, сколько действует паспорт безопасности, в законе нет, но его актуализацию необходимо производить один раз в три года. В случае внесения существенных изменений в конструкцию объекта недвижимости, средств антитеррористической защищенности и инженерно-технические необходимо производить актуализацию документа. Основания для изменения в паспорт безопасности установлены п. 45 постановления правительства РФ от 11.02.2017 №176. Перечень является исчерпывающим.

Рассмотрим на примере изменения в вашей организации режима работы и количества сотрудников, порядок действий по актуализации паспорта. Придерживаемся следующего алгоритма:

Шаг 1. Составить измененный документ с актуальными данными. Указать новый режим работы и количество сотрудников. Заверить документ руководителем.

Шаг 2. Направить вместе с сопроводительным письмом на согласование в региональное управление Федеральной службы безопасности, Росгвардии и полиции.

Шаг 3. После завершения согласования хранить прежнюю копию документа в течение 5 лет.

Инструкция: как оформить паспорт антитеррористической защищенности объекта

В. первый вопрос очевиден — кому нужен этот самый паспорт ПАЗ и для каких объектов необходим этот антитеррористический паспорт?

О. ПАЗ необходим для компаний на территории которых одновременно находится от 50 человек вне зависимости от штата сотрудников.

В. То есть это больше от места зависит. Не от размера компании, а от размера этого места. Если в одном месте может собраться больше 50 человек, не важно работники ли это компании или посетители театра, магазина и пр., то уже нужен паспорт антитеррористической безопасности.

О. Да, совершенно верно.

В. В каких регионах России он нужен?

О. ПАЗ нужен для всех регионов РФ.

В. Без исключения? Нет такого. что для Ставрополя и Москвы он необходим, а для Воронеже уже необязателен.

О. Без исключения. Не имеет значения Самара и Санкт-Петербург.

В. С этим разобрались. А каким предприятиям нужен ПАЗ, юридическим лицам, физическим, ООО или ИП? Или государственным? Зависит это от размера или других каких-то моментов?

О. Для всех юридических лиц вне зависимости от прав собственности. Будь это ООО, ИП, государственное предприятие, либо частная организация.

В. Рассмотрим такой скользкий момент как арендованные помещения или части помещений. Например, есть торговый центр или театр, у которых есть и владелец здания, и арендатор. Кому из них в этом случае нужно получать паспорт антитеррористической защищенности? Арендатору, владельцу, им обоим, или никому из них?

О. Получает ПАЗ владелец предприятия или объекта на который имеется право собственности.

В. Что делать арендатору в данном случае? Отправлять представителей контролирующих органов к владельцу?

О. Арендатор помещения обязан запросить у владельца копию паспорта антитеррористической безопасности на свой объект.

В. Паспорт должен быть у владельца, но арендатору нужна его копия.

О. Да.

В. В нашей стране (а может и не только в нашей) прежде чем бежать оформлять какие-то документы стараются узнать, а что будет, если их не оформлять? Может не так нужно спешить и начинать оформление? Либо нет никаких штрафов, либо они незначительны.

О. это не тот случай. В случае отсутствия ПАЗ на собственника возлагается штраф, а также административная или уголовная ответственность.

В. Какой размер штрафных санкций?

О. Размер штрафов варьируется от 50 000 рублей до приостановки деятельности организации до 90 суток. Также при повторном выявлении может возложиться уголовная ответственность на собственника.

В. Штрафы вещь серьезная. Но помимо размера штрафа на решение влияет и вероятность получение штрафа. Как часто проводятся проверки?

О. Плановые проверки проводятся раз в год. также могут быть внеплановые проверки в неограниченном количестве в зависимости от криминогенности обстановки в действующем регионе.

В. Представим, что никакой особой опасности в регионе нет. И ориентироваться будем на плановые проверки. Внеплановые пока трогать не будем. Если у нас есть план и мы можем о нем узнать, то мы зная дату плановой проверки теоретически можем начинать оформлять паспорт защищенности как раз к этой дате. Можно ли так действовать?

О. К сожалению, нет. В открытом доступе плановые проверки есть только на сайте прокуратуры Российской Федерации. В то время как существует план проверок по ПАЗ у сотрудников ФСБ, который находится в закрытом доступе и такая же ситуация с планами других контролирующих организаций. Соответственно о данных планах мы можем узнать только за месяц до проверки.

В. Из прошлого вопроса вытекает что проверяющих структур несколько. отсюда вопрос — сколько их что это за организации?

О. Как уже было сказано — это прокуратура, ФСБ, МЧС, Росгвардия и местная администрация. И на этом дело может не закончиться.

В. То есть целых 5 организаций могут проверить как в плановом режиме. так и вне планово. Что означает фраза «на этом дело может не закончиться»?

О. Сотрудники прокуратуры могут инициировать внеплановую проверку инспекцией ГИТ (госинспекция труда), внеплановую проверку МЧС. А сотрудники администрации могут инициировать комплексную проверку всей организации не только по паспорту антитеррористической защищенности.

В. Получается, что помимо того, что есть плановые проверки, есть внеплановые проверки, а после этих проверок может запуститься процесс дополнительных проверок, причем они уже могут быть даже не связаны с ПАЗ?

О. Именно.

В. Спасибо, что прояснили картину. Стало понятно почему нужно не тянуть с оформлением ПАЗ и для кого это нужно. Перейдем к вопросам непосредственно оформления.
Если судить по откликам, то в первую очередь людей беспокоит вопрос даже не денег, хотя это тоже очень актуальный вопрос. Но в первую очередь интересуются сроками оформления. Давайте на самый больной вопрос ответим в первую очередь. В какие сроки оформляется ПАЗ и какой временной коридор?

О. ПАЗ оформляется от 30 рабочих дней.

В. И до какого времени?

О. В зависимости от объекта и от степени компетентности сотрудников и организации может доходить до полутора лет.

В. До полутора лет?! очень большой коридор. Оформление проходит все за раз или делится на какие-то этапы?

О. Конечно оно проходит за несколько этапов.

В. Тогда давайте начнем по порядку с первого этапа.

О. Сначала антитеррористический паспорт согласовывается в ФСБ.

В. Что идет вторым этапом?

О. После ФСБ согласовывают сотрудники Росгвардии.

В. Затем?

О. Затем он согласовывается сотрудниками МЧС, после чего от же самое происходит в администрации.

В. Можно ли проводить согласование в этих инстанциях параллельно?

О. Нет.

В. То есть только в строгой последовательности. Что произойдет если в ФСБ не согласуют?

О. Если в ФСБ не согласовывается, то паспорт возвращается для редактирования собственником объекта и после редактирования процедура начинается заново.

В. То есть даже если этот паспорт устроил бы все последующие структуры до них он просто не дойдет пока не будет согласован в ФСБ?

О. Так и есть.

В. И сколько времени занимает первый этап?

О. На первый этап уходит 30 рабочих дней при условии, что паспорт не нужно будет переделывать несколько раз и заново согласовывать.

В. До этого прозвучало, что на весь процесс может уйти 30 дней. А оказывается только на первый этап уходит 30 дней. Или я что-то не понял?

О. Все зависит от объекта и очередности. 30 дней — это максимальный срок. Может уйти и неделя, а может и все 30 рабочих дней.

В. А последующие этапы сколько занимают по времени?

О. Каждой структуре дается также по 30 рабочих дней на согласование.

В. Не календарных, а именно рабочих?

О. Да. Это от 40 до 42 календарных дней.

В. получается, что по-хорошему, если не быть закоренелым оптимистом, то стоит рассчитывать, что только согласование займет где-то 5 месяцев. Без самой разработки.

О. Да. Это в случае, если не понадобится переделывать паспорт.

В. Ясно. Тогда вернемся к пересогласованию. Спасибо за ответ, что будет если не согласуют на первом этапе. А что произойдет, если не согласуют, к примеру, на последнем этапе?

О. После замечаний администрации и внесения корректировок собственником документы со всеми изменениями заново согласовываются во всех структурах начиная с ФСБ.

В. Вне зависимости от того на каком этапе выявятся нестыковки вся операция повторяется заново?

О. Да. Все повторяется заново с первого этапа.

В. Когда все этапы согласования пройдены собственнику объекта выдают заветный паспорт антитеррористической защищенности?

О. Да, когда успешно пройдены все этапы выдается паспорт антитеррористической защищенности.

В. Теперь о деньгах. какова стоимость разработки и согласования ПАЗ?

О. Разработка паспорта антитеррористической защищенности от 20 000 рублей и более.

В. Помимо прямых затрат, стоит учитывать какие-то косвенные в процессе разработки?

О. Косвенные затраты будут в случае если на объекте не соблюдены требования законодательства по антитеррористической защищенности.

В. перед началом процесса каждый руководитель или владелец здания задает себе вопрос — обратиться к профильной компании, которая занимается соответствующими услугами или оформить самостоятельно силами своих сотрудников. Какие моменты нужно учитывать при самостоятельной разработке ПАЗ?

О. Трудозатраты работника, штрафные санкции за неправильное оформление. и, в большинстве случаев, бесконечное согласование со структурами.

В. Правильно ли я понимаю, что стоимость работы сотрудника — это стоимость его рабочего времени, как долго он будет отвлечен от основной работы на оформление ПАЗ?

О. Да, это нужно учитывать в первую очередь.

В. Насколько вероятно в этом случае неправильное оформление, которое влечет за собой пересогласование и санкции?

О. Вероятность этого высока. Говорить о конкретных процентах сложно, но ориентировочно вплоть до 80-90%.

В. Тогда учитывая ставки в этом вопросе вряд ли стоит рисковать и логичным выглядит обращение к специалистам.

О. Да, Здесь опыт оформления ПАЗ и глубокое погружение в эту тему дают возможность оперативно и безошибочно готовить документацию под ключ.

В. Насколько быстро?

О. Зависит от объекта и ситуации. От 3-х недель.

В. Интересно. Вы ведь говорили, что только согласование в одной из нескольких инстанций может занять месяц.

О. Это максимальный срок. Все зависит от организации процесса. У нас работа выстроена так, что позволяет все этапы проходить оперативно.

В. Имеется в виду в центре охраны труда «Арконс»?

О. Конечно.

Оценка профрисков обязательна

Условия труда и профессиональные риски

Паспорт антитеррористической защищенности объекта 2021

Антитеррористический паспорт: что это такое и кому нужен

Настоящее Положение о конфиденциальности и защите персональных данных действует в отношении всей информации, которую сайтах http://арконс.рф и https://arkons.biz/, расположенный на доменных именах http://арконс.рф и https://arkons.biz/, может получить о Клиенте во время использования сайта. Вы можете не предоставлять свои персональные данные, если вы зашли на сайт http://арконс.рф или https://arkons.biz/ с ознакомительными целями, чтобы составить впечатление об услугах представленных на нашем сайте, а также оценить по отзывам качество обслуживания Клиентов нашей компании.

Мы просим вас предоставить ваши персональные данные для составления коммерческих предложений. От вас потребуется заполнить форму обратной связи, в которой вы оставляете свои контактные данные, по которым в дальнейшем сотрудник нашей компании с вами свяжется.

Персональные данные

Ваши персональные данные могут включать в себя такую информацию, как:

  • фамилия, имя, отчество;
  • контактный телефон;
  • адрес электронной почты;
  • а также другую информацию, которую вы захотите предоставить любым способом.

Предоставляя свои персональные данные, вы соглашаетесь на их обработку в целях исполнения нами своих обязательств перед вами по предоставлению услуг, предоставления вам справочной информации об изменениях в условиях обслуживании Клиентов.

Если государственным учреждениям и организациям для выполнения требований вышестоящего начальства достаточно внутренних инструкций, то частные фирмы оформляют паспорт антитеррористической защищенности объекта исходя из ряда нормативных и правовых актов.

В первую очередь речь идет о Постановлении правительства №272 от 23.03.2015 года. В постановлении говорится о том, что не только любой объект, но и любые территории (как в том числе и не промышленного назначения), на которых могут присутствовать одновременно 50 и более человек должны иметь антитеррористический паспорт.

С 2015 года в постановление несколько раз вносились существенные изменения. Теперь получить антитеррористический паспорт объекта стало несколько сложнее. Далее речь пойдет об актуальных на данный момент требованиях, которые имеют некоторые отличия от требований трехлетней давности. На данный момент разрабатываются и новые поправки. Отслеживать их постоянно человеку стороннему довольно сложно. Поэтому лучше доверить это дело тем компаниям, для которых разработка документации является профильной деятельностью.

Паспорт антитеррористической защищенности выдается для административных, общественных промышленных объектов способных одновременно принимать

  1. от 50 до 200 посетителей (объект iii категории)
  2. от 200 до 1000 посетителей (объект ii категориии)
  3. от 1000 до 2000 посетителей (объект I категории )

Категории объектам присваиваются комиссиями, которые должны быть сформированы при каждом муниципальном образовании. Но собирать комиссию при муниципальном образовании придется именно собственнику.

Для того, чтобы в кратчайшие сроки получить паспорт, он будет должен по телефону или лично собрать всех участников комиссии. Не лишним будет также заранее узнать где находятся места работы членов комиссии. Информацию по всем вопросам рекомендуется получать лично. Заявитель имеет на это полное право.

Заключение комиссий территориальных органов власти можно назвать первым и главным шагом к получению паспорта антитеррористической защищенности, свидетельствующего о безопасности объекта. Без них дальнейшая разработка и согласование документа невозможны.

В комиссию входит представитель структуры, которой принадлежит объект, которому необходим антитеррористический паспорт. Именно он обязан написать заявление на создание комиссии. А также представители ФСБ и Росгвардии, которые имеют должную квалификацию. Вместо представителей Росгвардии в комиссию могут быть приглашены представители вневедомственной охраны, можно выбрать одну из двух структур. Сколько именно будет членов комиссии решается в зависимости от конкретной ситуации.

По закону объекты также делятся по способу охраны. Нормативные и правовые акты для учреждений, площадок и предприятий, охраняемых непосредственно полицией несколько отличаются от нормативно-правовых актов для объектов, не находящихся под охраной полиции. Но получить паспорт можно только через комиссию. Изготовление их частными фирмами незаконно, они могут только помочь подготовить документы для комиссии.

В случае чрезвычайных ситуаций, специальным службам, чьей профильной деятельностью является в том числе и антитеррор, этот паспорт может стать своеобразной дорожной картой, позволяющей спасти столько жизней, сколько получится. Именно поэтому оформить паспорт антитеррористической защищенности без сотрудников ФСБ не получится. Закон дает комиссии для изучения объекта срок в 30 дней, поэтому уже через месяц комиссия обязана написать заключение и присвоить объекту категорию.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта

Количество человек не является единственным критерием объекта, свидетельством антитеррористической защищенности которого является паспорт безопасности атз. Это логично, ведь от, работы той же электроподстанции, может зависеть безопасность сотен тысяч людей.

  1. Водонасосным станциям, если мощность объекта превышает 10 тысяч кубических метров в сутки.
  2. Канализационным насосным станциям, если мощность объекта превышает 10 тысяч кубических метров в сутки.
  3. Котельным, если мощность объекта превышает 10 гигакалорий в час.
  4. Зданиям этажностью от 2 до 5 этажей.

Необходимые документы также надо иметь всем объектам, работающим в круглосуточном режиме. Для таких предприятий вопрос «нужен ли паспорт, показывающий, что требования антитеррористической защищенности» даже не стоит. Обязательно нужен. Как нужен он для спортивных комплексов и торговых центров. Вопрос сколько такой паспорт стоит в данном случае вторичен. Разрабатывать его все равно придется.

После того, как комиссия выдала заключение, указав, к какой категории относится, ответственное лицо согласовывает составление всех экземпляров документов в каждой из государственных структур. Согласно действующим нормативным документам, потребуется 6 экземпляров паспорта антитеррористической защищенности.

После того, как составление всех бумаг согласован, только одна копия документа останется у собственника. Одна окажется, в МВД, одна в структурах территориальных органов безопасности, еще по копии получат Росгвардия и МЧС. Алгоритм согласования в этих структурах идентичен: посылается копия заключения и сопроводительное письмо. Ответ придет в срок до 30 дней.

Скорость получения ответа не в последнюю очередь зависит от корректности поданной членам комиссии документации. Сейчас разработкой документации занимаются профессионалы из консалтинговых компаний, таких как наша, которая может подготовить весь пакет документов.

Средняя цена получения паспорта безопасности объекта, свидетельствующего об антитеррористической защищенности составляет около 80 000 рублей. Точную цену назвать сложно, так как стоимость комиссии и согласований, а также цена сопутствующих расходов зависит от формы паспорта безопасности

Но это далеко не все расходы, на которые придется пойти. Ведь законодательство и паспорт антитеррористической защищенности объекта требуют

  1. Назначения ответственного лица, а то и создание целого подраазделения. В идеале, это должно быть согласовано с сотрудниками Росгвардии или вневадомственной охраны.
  2. Установка сертифицировнных тревожных кнопок (антитеррористического ключа). Кустарное их изготовление и даже действия по установке и ремонту противозаконны. Заказать их можно только в лицензированном виде.
  3. В случае, если требуют правила, установка видеокамер наблюдения.
  4. Своевременный и полноценный инструктаж сотрудников. Необходимо разработать четкие и понятные всем инструкции, к составлению которых также лучше привлечь сотрудников Росгвардии.

Сотрудники МЧС проверят соответствие законодательству входов и выходов (а также доступности ключей), а также крепость стен. В случае несоответствия нормам, стены также придется исправлять. И если сделать ключ достаточно дешево, то стоимость переноса стены может быть вполне внушительной.

Стоимость разработки схемы эвакуации в случае кризисной ситуации, детализация сводного плана инженерных сетей, ситуационного план расположения клуба, планов внутренних помещений также составляет десятки тысяч рублей. А если речь идет о кинотеатрах, ночных клубах или торговых комплексах, то и сотни тысяч.

Далее надо установить алгоритм корректировки паспорта. Причинами для корректировки могут стать

  1. Смена собственника, формы собственности, названия юридического лица.
  2. Смена способа охраны объекта.
  3. Ремонтные или какие-либо еще строительные работы.

Все эти процедуры лучше всего осуществлять параллельно с корректировкой паспорта объекта. Корректировку можно также заказать в нашей консалтинговой компании.

Таким образом, несмотря на то, что порядок разработки паспорта антитеррористической защищенности объекта достаточно прост и состоит всего из двух пунктов

  1. Собрать комиссию и определить категорию объекта.
  2. Согласовать с профильными ведомствами.

Стоимость антитеррористической защищенности и паспорта безопасности объекта может достигать и сотен тысяч рублей. Штраф за отсутствие паспорта составляет для юридических лиц до 1 миллиона рублей. Да и антитеррористическая защищенность организации, ровно как и паспорт безопасности — это не те вещи, на которых надо экономить.

Срок действия документа составляет всего 3 года, но при утверждении требований комиссии с последующим их выполнением, разрабатывать документацию и заказ перепланировки через 3 года в графу «расходы» не попадет. Заказать пакет документов предприятию также надо только один раз. Если конечно предприниматель сам не решит затеять ремонт.

Порядок получения паспорта не подразумевает публичности и попадает под закон о защите персональных данных. Предприниматель имеет право на справедливые и беспристрастные действия сотрудников ФСБ, МВД и Рогвардии (Вневедомственной охраны).

Порядок работы комиссии подразумевает присвоение объекту категории в течении тридцати дней. Ровно как и алгоритм согласования в силовых ведомствах.

В свою очередь, юридическое лицо обязано предоставлять достоверную информацию и все необходимые планы, которые обязуется сделать в имеющих соответствующие лицензии центрах сертификации.

На данный момент изготовление подобного рода документов является не самым простым делом, поэтому заказ отдать сертификационному центру с должной квалификацией. Это поможет не только избежать опасности терроризма, но и опасности платить за документы второй раз. Ведь оформляемые некорректно бумаги станут преградой для получения паспорта. Она, согласно законодательству, обяжет сделать корректные экземпляры.

Оформить документы, необходимые для паспорта безопасности можно в нашей консалтинговой компании. Огромный опыт, а также внимание к мелочам наших специалистов являются гарантией быстро, качественно и с первого раза сделанной работы.

Главные причины разработки паспорта безопасности объекта антитеррористической защищенности — количество людей, присутствующих на объекте одновременно, и потенциальный ущерб. Также стратегическая важность объекта, входящего в инфраструктуру населенных пунктов, является определяющим критерием для разработки документа. В этом случае разработка антитеррористического паспорта также необходима, так как атака террористов на подобный объект с большой степенью вероятности приведет к серьезному количеству жертв и значительному финансовому ущербу.

Административная ответственность предусмотрена для всех, у кого не оформлен паспорт безопасности на объекте, на котором согласно законодательству он должен быть составлен и согласован.

  • Частным лицам: 3000 — 5000 руб.

  • Должностным и ответственным лицам: 30 000 — 50 000 руб.

  • Юридическим лицам: 100 000 — 500 000 руб

Также возможна приостановка деятельности на 90 суток.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.