Положение об уполномоченном по охране труда в ДОУ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об уполномоченном по охране труда в ДОУ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (замена на Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»);
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

Уполномоченный по охране труда

Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.

В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.

Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).

Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.

1.1. Настоящее Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности в ДОУ разработано на основе Трудового Кодекса Российской Федерации, Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда РФ №438н от 19.08.2016г, в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 № 96, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Законодательной и нормативной основой деятельности ДОУ по охране труда и безопасности жизнедеятельности являются Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, постановления Правительства РФ и Минтруда России; государственная система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормативы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН), настоящее Положение об охране труда в дошкольном образовательном учреждении, а также нормативные правовые акты по охране труда, приказы, распоряжения Минобразования Российской Федерации.
1.3. Данное Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности в ДОУ является локальным нормативным актом детского сада, регламентирует деятельность дошкольного образовательного учреждения по вопросам организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности.
1.4. Главной целью организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении является сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой и образовательной и воспитательной деятельности.
1.5. Настоящее Положение об организации охраны труда в ДОУ определяет основные задачи, функции, мероприятия, права работников детского сада и их ответственность, а также устанавливает необходимую документацию по охране труда и безопасности образовательной деятельности.
1.6. Общее управление работой по охране труда в дошкольной образовательной организации осуществляет заведующий.
1.7. Непосредственно организацию работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности осуществляет специалист по охране труда (ответственный по охране труда), обеспечивающий проведение мероприятий по охране труда, устанавливающий круг обязанностей работников по охране труда, контролирующий ведение и наличие обязательной документации.
1.8. Ответственный по охране труда подчиняется непосредственно заведующему дошкольным образовательным учреждением. Ответственный по охране труда назначается и освобождается от обязанностей приказом заведующего.
1.9. Ответственным по охране труда в ДОУ назначается лицо, имеющее свидетельство об окончании курсов обучения и повышения квалификации по охране труда. Заведующий организует для ответственного по охране труда систематическое повышение квалификации не реже одного раза в три года.
1.10. Изменения и дополнения в настоящее Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности в ДОУ вносятся с учетом мнения Общего собрания работников дошкольного образовательного учреждения. Срок действия данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

3.1. Общее собрание работников ДОУ:

  • рассматривает перспективные вопросы охраны труда и обеспечения жизнедеятельности работников и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий организации образовательной деятельности;
  • заслушивает заведующего дошкольным образовательным учреждением, ответственного по охране труда, председателя профсоюзного комитета о выполнении соглашений, плана работы по охране труда.

3.2. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

  • организует работу по созданию и обеспечению условий организации образовательной деятельности в соответствии с действующим законодательством о труде, иными локальными актами по охране труда, Уставом дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций, оборудования, принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда, своевременно организует осмотры и ремонт здания детского сада;
  • назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в помещениях групп, спальнях, физкультурном зале и т. п., а также во всех подсобных помещениях дошкольного образовательного учреждения;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогических работников и инструкции по охране труда для всех работников дошкольного образовательного учреждения (по профессиям и видам работ);
  • принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий организации образовательной деятельности;
  • выносит на обсуждение Совета педагогов, Общего собрания коллектива вопросы организации работы по охране труда в ДОУ;
  • отчитывается на Общем собрании коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работников и воспитанников, улучшению условий образовательной деятельности, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • организует обеспечение работников детского сада спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями;
  • поощряет работников ДОУ за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при организации образовательной деятельности, а также привлекает к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников и воспитанников;
  • оформляет прием новых работников на работу только при наличии положительного заключении медицинского учреждения по медосмотру, контролирует своевременное проведение диспансеризации работников и детей;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно начальнику Управления образования, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
  • обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим Положениям;
  • заключает и организует совместно с профсоюзным комитетом дошкольного образовательного учреждения выполнение ежегодных соглашений по охране труда;
  • совместно с комиссией по охране труда подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие.
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников ДОУ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает обучающую и трудовую нагрузку работников и воспитанников с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение образовательной деятельности при наличии опасных условий для здоровья воспитанников или работников детского сада;
  • определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, производит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим с неблагоприятными условиями труда.

3.3. Ответственный по охране труда в ДОУ:

4.1. Ежегодно в ДОУ проводятся следующие обязательные мероприятия по охране труда:

  • введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда и их изучение;
  • разработка, принятие и утверждение локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения по охране труда;
  • разработка и утверждение должностных обязанностей и инструкций по охране труда, а также продление или прекращение срока их действия;
  • издание приказов заведующего дошкольным образовательным учреждением по вопросам охраны труда;
  • разработка и подписание Соглашения по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом дошкольного образовательного учреждения;
  • разработка и утверждение по согласованию с профсоюзным комитетом плана организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;
  • проведение инструктажей работников и воспитанников;
  • проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности неэлектротехнического персонала;
  • проведение проверок состояния охраны труда в соответствии с Положением о контроле состояния охраны труда в ДОУ;
  • проведение испытаний спортивных снарядов, спортивного оборудования и инвентаря;
  • направление должностных лиц дошкольного образовательного учреждения на обучение по вопросам охраны труда.

4.2. Введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда осуществляется после получения документов от органов управления образования и органов управления охраной труда.
4.3. Локальные нормативные акты по вопросам охраны труда разрабатываются членами Комиссии по охране труда и (или) администрацией дошкольного образовательного учреждения.
4.4. Принятие локальных нормативных актов по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности относится к компетенции Общего собрания работников или Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Локальные нормативные акты, также как данное положение об организации работы по охране труда согласуются с профсоюзным комитетом ДОУ. Утверждение локальных нормативных актов осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением.
4.6. Должностные обязанности по охране труда согласуются с профсоюзным комитетом и утверждаются заведующим детским садом.
4.7. Инструкции по охране труда согласуются с профсоюзным комитетом и утверждаются заведующим дошкольным образовательным учреждением.
4.8. Проверка инструкций проводится не реже 1 раза в 5 лет, а инструкций для профессий и работ с повышенной опасностью – не реже 1 раза в 3 года.
4.9. Заведующим ДОУ в обязательном порядке издаются следующие приказы по вопросам охраны труда:

  • О введении в действие нормативных документов по охране труда (после получения новых нормативных документов);
  • О назначении ответственного за охрану труда;
  • Об утверждении состава Комиссии по охране труда;
  • Об организации административно-общественного контроля за состоянием охраны труда;
  • О создании Комиссии по расследованию несчастных случаев;
  • О назначении Комиссии по проверке знаний по охране труда (на год);
  • О введении в действие должностных обязанностей по охране труда и инструкций по охране труда или о продлении срока их действия (на год);
  • О назначении ответственного за безопасную эксплуатацию электрохозяйства (на год);
  • О назначении ответственного за пожарную безопасность (на год);
  • О возложении ответственности за охрану труда и безопасность жизнедеятельности детей при проведении мероприятий, связанных с выходом (выездом) за пределы дошкольного образовательного учреждения, города (перед проводимым мероприятием);
  • О расследовании несчастных случаев с работниками или воспитанниками (при необходимости);
  • При приеме спортивного зала (на год);
  • При проведении испытания спортивных снарядов, площадок и оборудования;
  • О доплате работникам за работу во вредных условиях труда.

4.10. Проводятся следующие виды инструктажей работников по охране труда:

  • вводный инструктаж при приеме на работу. Инструктаж проводится заведующим образовательным учреждением с соответствующей записью в журнале;
  • инструктаж на рабочем месте. Инструктаж проводится в плановом порядке непосредственным руководителем сотрудника учреждения с соответствующей записью в журнале в первую декаду сентября текущего года. Повторный инструктаж проводится в первую декаду января следующего года (по программам, разработанным для первичного инструктажа на рабочем месте);
  • внеплановый инструктаж. Проводится заведующим образовательным учреждением перед проведением отдельных мероприятий, при изменении существенных условий труда или после несчастного случая или возникновения чрезвычайной ситуации с соответствующей записью в журнале.

4.11. Проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности неэлектротехнического персонала осуществляется 1 раз в год Комиссией в составе лиц, имеющих удостоверение о допуске к работе на установках до 1000. Лица, относящиеся к неэлектротехническому персоналу, не прошедшие проверку знаний по электробезопасности, до работы не допускаются.
4.12. Проведение испытаний спортивных снарядов и оборудования спортивных площадок осуществляется в августе текущего года перед началом нового учебного года на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением. Результаты проверки оформляются актом.

Положение об организации работы по охране труда ДОУ

5.1. Ответственный по охране труда имеет право:

  • проверять состояние условий и охраны труда в дошкольном образовательном учреждении, предъявлять заведующему обязательные для исполнения предписания установленной формы. При необходимости по согласованию с заведующим привлекать к проверкам специалистов из структурных подразделений;
  • запрещать эксплуатацию оборудования, проведение работ и образовательной деятельности на местах, где выявлены нарушения нормативных правовых актов по охране труда, создающие угрозу жизни и здоровью работников или воспитанников с последующим уведомлением заведующего учреждением;
  • запрашивать и получать от заведующего дошкольным образовательным учреждением материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда;
  • вносить предложения заведующего ДОУ об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, медосмотр или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;
  • принимать участие в рассмотрении и обсуждении состояния охраны труда в ДОУ на заседаниях профсоюзного комитета, общих собраниях трудового коллектива;
  • вносить заведующим дошкольным образовательным учреждением предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию безопасных условий труда и образовательной деятельности, а также о привлечении в установленном порядке к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • представительствовать по поручению заведующим дошкольным образовательным учреждением в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов по охране труда.

5.2. Комиссия по охране труда имеет право:

  • контролировать соблюдение заведующим ДОУ законодательства по охране труда;
  • проводить экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, воспитанников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев в дошкольном образовательном учреждении и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от заведующего детским садом об условиях охраны труда, а также о всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в дошкольном образовательном учреждении;
  • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
  • осуществлять выдачу заведующим обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • осуществлять проверку условий охраны труда, выполнение обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашениями по охране труда;
  • принимать участие в рассмотрение трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по охране труда, обязательств, предусмотренных коллективным договором и соглашениями по охране труда.

5.3. Комиссия по расследованию несчастных случаев имеет право:

  • получать всю необходимую для расследования несчастного случая информацию от работодателя, очевидцев происшествия и по возможности объяснения пострадавшего в результате несчастного случая;
  • привлекать при необходимости к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится исследование причин случившегося;
  • оказывать правовую помощь пострадавшим, их доверенным лицам и членам семей по вопросам порядка возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших;
  • выносить независимое решение по результатам расследования.

5.4. Работники имеют право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
  • на получение достоверной информации от заведующего ДОУ, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля соблюдения законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
  • на обращение в органы государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к заведующему ДОУ, учредителю, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • на личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

6.1. В дошкольном образовательном учреждении хранятся действующие нормативно-правовые акты по охране труда: законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, распоряжения и приказы органов управления образованием, иные нормативные документы и локальные акты.
6.2. В ДОУ содержится следующая документация по охране труда:
Общая документация по охране труда:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение об организации работы по охране труда в ДОУ;
  • Положение о комиссии по охране труда ДОУ;
  • Положение об уполномоченном лице по охране труда;
  • Положение об организации административно-общественного контроля в ДОУ;
  • Порядок расследования несчастных случаев с воспитанниками ДОУ;
  • Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда с работниками и воспитанниками ДОУ;
  • Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда работников дошкольного образовательного учреждения;
  • Соглашение по охране труда и акты выполнения соглашений (2 раза в год);
  • Технический паспорт на здание дошкольного образовательного учреждения;
  • Протоколы измерения сопротивления заземляющих устройств.

Приказы:

  • О назначении лиц, ответственных за организацию работы по охране труда;
  • О назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность и соблюдение противопожарной защиты;
  • О назначении лиц, ответственных за электрохозяйство;
  • О создании комиссии (комитете) по охране труда;
  • О создании комиссии по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений дошкольного образовательного учреждения;
  • Программа (план) по улучшению условий охраны труда.

Документация по инструктажам и инструкциям:

  • Программа вводного инструктажа;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа;
  • Программа инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • Журнал регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте;
  • Журнал регистрации инструктажей воспитанников по безопасности жизнедеятельности при организации экскурсий и походов;
  • Приказ о разработке, утверждении и введении в действие или продлении срока действия инструкций по охране труда;
  • Журнал учета инструкций по охране труда;
  • Журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
  • Инструкции по охране труда по должностям и видам работ;
  • Протоколы заседания Общего собрания дошкольного образовательного учреждения;
  • Журнал регистрации противопожарного инструктажа;
  • Инструкция о порядке действий персонала ДОУ при срабатывании пожарной автоматики (на плане эвакуации);
  • Инструкция о порядке действий персонала при пожаре и чрезвычайных ситуациях;
  • План эвакуации на случай пожара и чрезвычайных ситуаций.

Документация по организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда:

  • Приказ об организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников дошкольного образовательного учреждения;
  • Приказ о назначении комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
  • Положение о Комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
  • Программа обучения и билеты по проверке знаний требований охраны труда;
  • Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
  • Журнал регистрации выдачи удостоверений о проверке знаний требований охраны труда;
  • Журнал регистрации несчастных случаев с работниками;
  • Журнал регистрации несчастных случаев с воспитанниками;
  • Материалы по расследованию несчастных случаев.

6.3. Ответственными за ведение журналов являются заведующий, а также лица, ответственные за работу по охране труда в дошкольном образовательном учреждении.

7.1. Контроль деятельности сотрудников, осуществляющих работу по охране труда и безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивают заведующий учреждением, служба охраны труда государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
7.2. Ответственность за организацию работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности несет заведующий дошкольным образовательным учреждением.
7.3. Ответственность за проведение мероприятий по охране труда, установление обязанностей работников по охране труда, своевременный контроль ведения и наличия обязательной документации несет ответственный по охране труда (специалист по охране труда).
7.4. Работники, выполняющие функции по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности в ДОУ, несут ответственность:

  • за выполнение в полном объеме своих функциональных обязанностей, определенных настоящим Положением об охране труда и должностными инструкциями;
  • за соблюдение установленных сроков расследования несчастных случаев;
  • за объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований;
  • за достоверность представляемой информации;
  • за соответствие принятых решений действующему законодательству Российской Федерации.

8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, утверждается (вводится в действие) приказом заведующего с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, принимается на Общем собрании работников дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности в ДОУ, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение по охране труда принимается в ДОУ на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Назад

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Назад

Назад

  • Доска почёта
  • Партнёры
  • Назад

    Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

    Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

    Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

    • стажировку на рабочем месте,
    • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
    • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

    Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

    Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

    Положение об охране труда работников — образец-2021

    Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

    • первичными,
    • повторными,
    • внеплановыми.

    По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

    В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

    Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

    • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

    Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

    • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
    • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
    • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
    • произошла авария или несчастный случай на производстве;
    • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
    • по решению работодателя.

    Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

    Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

    Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

    Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:

    1. Разработайте программу вводного инструктажа.
    2. Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
    3. Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
    4. Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.

    Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.

    Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

    Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

    Положение об уполномоченном по охране труда

    В соответствии со статьей 224 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2017, N 7, ст. 1093), приказываю:

    1. Утвердить примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2014 г. N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33294).

    3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

    Министр А.О. Котяков

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2021 г.

    Регистрационный № 66145

    Утверждено
    приказом Министерства труда
    и социальной защиты
    Российской Федерации
    от 22 сентября 2021 г. N 650н

    1. Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Положение) разработано с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.

    2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.

    3. Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.

    4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.

    5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

    6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, действующими в отношении работодателя, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.

    7. Задачами Комитета являются:

    а) разработка и дальнейшее совершенствование программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;

    б) рассмотрение проектов локальных нормативных актов работодателя по охране труда и формирование предложений по их корректировке в целях недопущения противоречий с требованиями действующего законодательства или ущемления прав работников;

    в) участие в организации и проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, выполнением требований охраны труда, а также за правильностью обеспечения и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    г) подготовка и представление работодателю предложений по улучшению условий и охраны труда по результатам проведения проверок, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

    д) рассматривать результаты проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, поступившие особые мнения, а также замечания и предложения первичной профсоюзной организации и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);

    е) содействие работодателю в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.


    С 1 марта 2022 г. вступают в силу поправки к ТК по вопросам охраны труда. В связи с этим утверждено новое примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда. Оно заменит положение 2014 г.

    Устанавливаются основные задачи, функции и права комитета. Он является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны).

    Среди задач — разработка программы действий по обеспечению соблюдения требований охраны труда, участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, рассмотрение результатов СОУТ и оценки профессиональных рисков.

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях

    В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

    Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

    Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

    Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

    С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

    В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

    Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

    Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

    Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

    Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

    Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

    Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

    В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

    • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
    • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
    • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
    • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
    • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

    Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

    Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

    Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

    • организационные;
    • технические;
    • по обеспечению СИЗ;
    • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

    Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

    Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

    Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

    Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

    Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

    Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

    Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

    Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

    Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

    Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

    С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

    Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

    Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

    • стандарт организации;
    • иной локальный акт.

    Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

    Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:

    • разработчик (представители участников разработки);
    • руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
    • руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
    • лицо, ответственное за разработку Правил.

    Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

    Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.

    Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

    Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

    Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

    Положение об уполномоченном по ОТ

    В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

    Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

    Справка

    Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

    Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

    Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

    Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

    Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

    Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

    Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

    Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

    Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

    ➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

    ➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

    Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

    В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

    ➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

    Предусмотрено несколько видов практической реализации СанПиН по охране труда в 2022 году на производстве:

    • Изучение требований СанПиН ответственным лицом, разработка и утверждение инструкций по их соблюдению на конкретном предприятии.
    • Ознакомление работников с требованиями СанПиН и локальными нормативами, которые должны соблюдаться в процессе их трудовой деятельности.
    • Обеспечение беспрепятственного доступа к правовым нормативам всех сотрудников.
    • Проведение вводных, повторных и внеплановых инструктажей по вопросам соблюдения СанПиН в ходе осуществления трудовой деятельности.
    • Обучение сотрудников санитарным нормам и правилам, обязательным к соблюдению в ходе производственной деятельности.

    Начать статью нужно с определения, кто такой уполномоченный по охране труда? Это лицо, которое на общественных началах следит за охраной труда, еще его называют доверенным.

    Специалист по охране труда и уполномоченный – это совершенно разные люди, и один не может заменять другого. И даже если СОТ не предусмотрен в организации, уполномоченного избрать можно.

    Разница в том, что специалиста по охране труда принимают на работу, а уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Он является представителем профсоюзной организации.

    Документ утверждает руководитель. Утверждение положения о службе охраны осуществляется путем издания специального приказа (смотрите образец в конце статьи) и проставлением соответствующего грифа с подписью уполномоченного лица непосредственно на самом акте.

    В приказе об утверждении указывается следующее:

    • основание введения приказа в действие;
    • дата вступления положения в силу;
    • сведения о формировании службы;
    • данные о начальнике и работниках СОТ.

    После того как приказ подписан руководителем, в правом верхнем углу первой страницы положения проставляется гриф «Утверждаю». Под грифом указывается дата утверждения акта и проставляется подпись генерального директора.

    Здесь необходимо перечислить полномочия специалистов СОТ. Обычно сотрудников этого подразделения наделяют правом беспрепятственного посещения и осмотра помещений компании, проведения соответствующих проверок и предъявления предписаний об устранении нарушений.

    Кроме этого, работники СОТ могут готовить для руководителя предложения относительно привлечения к ответственности виновных субъектов, а также относительно поощрений отдельных сотрудников.

    В положении нужно предусмотреть, кто контролирует деятельность службы. Обычно это руководитель компании. Функции контроля также могут возлагаться на СОТ вышестоящей организации.

    За деятельность СОТ отвечает руководство предприятия. В свою очередь работники службы отвечают за выполнение своих должностных задач, предусмотренных должностными инструкциями и внутренними нормативными актами.

    Производственные риски – это форс-мажорные обстоятельства, которые возникают во время производственного процесса.

    «Форс-мажорный список» формируется исходя из специфики деятельности компании. Обычно в категорию потенциальных рисков включают природные катаклизмы, техногенные ситуации и смешанные обстоятельства.

    СанПиН охраны труда на 2022 год

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Сведения о состоянии условий труда и компенсациях работающим с вредными условиями труда необходимо подать в территориальный орган Росстата до 21 января 2022 года.

    Форма отчета приведена в приложении к приказу Росстата от 24.07.2020 № 412 (в ред. Приказов Росстата от 29.04.2021 N 243, от 13.07.2021 № 412).


    Внимание: форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.


    Прошлогодней формой не пользуйтесь, она изменилась в июле 2021 года. Учтите, что отчет не сдают субъекты малого предпринимательства, а только юридические лица, основной вид деятельности по ОКВЭД которых относится к:

    • сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству;
    • добыче полезных ископаемых;
    • обрабатывающим производствам;
    • обеспечению электрической энергией, газом и паром;
    • кондиционированию воздуха;
    • водоснабжению;
    • водоотведению,
    • организации сбора и утилизации отходов,
    • деятельности по ликвидации загрязнений;
    • строительству;
    • транспортировке и хранению;
    • деятельности в области информации и связи.

    Запросите в департаменте персонала сведения по списочной численности работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком) на конец отчетного года, в том числе женщин и лиц до 18 лет для раздела 1, без учета класса условий труда. Также запросите эти же сведения для раздела 2 отчета в отношении работников с вредными условиями труда.

    Показатели раздела 1 «Состояние условий труда» заполняют на персонал организации в целом, и отдельно — на женщин и лиц моложе 18 лет. Основой для заполнения показателей о состоянии условий труда является отчет о специальной оценке условий труда.

    Показатели раздела 2 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» должны соответствовать картам СОУТ, а также условиям трудовых договоров, коллективных договоров и отраслевых соглашений. Например, в трудовом кодексе доплата указана не менее 4%, а в отраслевом соглашении эта цифра может достигать 60%. Указывайте по факту для вашего предприятия.

    Пустые строки не нужно заполнять нулями или прочерками, оставьте как есть.

    Этот отчет предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

    • финансовой и страховой деятельности
    • деятельности по операциям с недвижимым имуществом
    • государственного управления и обеспечения военной безопасности
    • социального обеспечения
    • образования
    • деятельности домашних хозяйств как работодателей
    • недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
    • деятельности экстерриториальных организаций и органов

    Отчет о травматизме на производстве передают в территориальный орган Росстата до 25 января ежегодно, вне зависимости от наличия или отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

    В 2022 году сведения за 2021 год подавайте по форме, утвержденной Приказом Росстата от 22.06.2020 № 326 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями» (в ред. Приказа Росстата от 18.12.2020 815).

    Внимание! Форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.

    Если в 2021 году произошел НС или профзаболевание, и акт уже утвержден также в 2021 году, сведения об этом должны найти отражение в отчете, подаваемом до 25 января 2022 года.

    Если же расследование на 1 января 2022 года продолжается, подавать об этом сведения за 2021 год нельзя – произойдет задвоение показателей, что приведет к двум внеплановым проверкам инспекции Роструда.

    Среднесписочная численность работников (работники списочного состава и внешние совместители) за отчетный год – показатель переменный, эту цифру вам должен дать отдел кадров или главный бухгалтер, потому что эта численность указывается в статотчетах № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» и т.д.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.