Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми выплаты в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми выплаты в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей считается вид попечительства или опеки над одним или несколькими детьми согласно подписанного договора между одним или двумя приемными родителями и органом опеки на определенный в соглашении срок.

Опека предусматривается для несовершеннолетних до 14 лет, попечительство – для детей, возраст которых 14-18 лет.

Оформляя указанные выплаты, нельзя забывать про ряд особенностей, касающихся опекунов:

  • Несмотря на то, что принятие ребенка, оставшегося без родительской опеки в семью, засчитывается в страховой стаж и позволяет получать зарплату, это не обязывает приемного родителя бросать основное место работы, однако при наличии официального трудоустройства опекун может лишиться некоторых выплат.
  • При оформлении опекунства в форме приемной семьи родителям не предоставляется отпуск по уходу за ребенком и соответствующее пособие.
  • Поскольку приемные родители осуществляют трудовую деятельность, они не имеют права на получение пособия по безработице, даже если официально не трудоустроены.
  • На вознаграждение опекуна распространяются любые гражданские взыскания, в том числе по задолженностям и алиментам.
  • С получаемого вознаграждения опекун обязан уплачивать подоходный налог.

Приемным родителям, как и кровным, предоставляются все виды выплат на детей. Это и пособия по уходу, и выплаты по коронавирусу, и материнский капитал. Помимо обязательных выплат, приемному родителю назначается заработная плата. Величина, сколько платят приемным родителям за ребенка в месяц, зависит от разных факторов. Ключевые условия оплаты устанавливаются на региональном уровне.

Несмотря на то что усыновление и опека/попечительство не предполагают материального вознаграждения для усыновителя или опекуна/попечителя, действующим законодательством предусмотрен разовый платеж по факту передачи ребенка на воспитание (ст. 12.1 закона «О государственных пособиях…» от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Право на его получение есть и у приемного родителя, хотя его услуги по воспитанию будут платными. Размер платы закрепляется в договоре о приемной семье.

Таким образом, вне зависимости от применяемой формы устройства ребенка в семью полагающуюся за это единовременную выплату в 2021 году получит и приемная семья, и усыновитель или опекун/попечитель. Однако получателем платежа может стать только одно лицо, если усыновителей, опекунов/попечителей или приемных родителей несколько. При этом выплачивается такое пособие на каждого ребенка.

Для получения выплат при усыновлении ребенка, установлении опеки/попечительства или передаче в приемную семью получателю пособия следует обратиться с заявлением по месту проживания в орган, уполномоченный регионом РФ на рассмотрение этого вопроса. Обращение возможно лично, через почтовое отправление и электронно.

К заявлению потребуется приложить комплект документов, подтверждающих право на назначение пособия (в т. ч. в повышенном размере) и отсутствие у детей родителей (пп. 34, 35 Порядка назначения госпособий, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н).

Денежные средства выплачиваются не позднее 10 календарных дней с даты регистрации факта принятия заявления уполномоченным органом или отправки необходимого комплекта документов по почте (пп. 37, 38.1, 38.2 Порядка, утвержденного приказом № 1012н). Если комплект прилагаемых к заявлению документов окажется неполным, заявитель получит письменные разъяснения об этом. Представить недостающие документы нужно не позднее 6 месяцев с даты получения разъяснений — тогда дата обращения считается соответствующей первоначальной (п. 38.3 Порядка, утвержденного приказом № 1012н).

В части прочих выплат, связанных с уходом за детьми, для лиц, взявших неродного ребенка, законодательство не делает никаких исключений, распространяя их на всех тех, кто воспитывает детей. Какие же выплаты положены при усыновлении ребенка или установлении над ним опекунства/попечительства (в т. ч. в форме приемной семьи)?

Как и лица, родившие детей, усыновители, опекуны/попечители, приемные родители, застрахованные в системе ОСС, получают право на ежемесячные пособия:

  • По уходу за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет, при условии фактического осуществления такого ухода (ст. 13-15 закона № 81-ФЗ). Причем размер выплат также составляет 40% от среднего заработка, исчисленного от доходов, облагаемых страховыми взносами в ФСС, и характеризуется максимально и минимально возможными для него значениями для каждого очередного года.
  • Полагающееся ребенку военного, призванного на службу, в период прохождения такой службы до достижения ребенком возраста 3 лет (ст. 12.5-7 закона № 81-ФЗ). Оно установлено в определенной законом величине (6 000 руб.), индексируемой ежегодно с 1 февраля. На начало 2021 года пособие составляет 12 817,91 руб. (постановление Правительства РФ № 73).

Поскольку на воспитание принимается неродной ребенок, то у делающих это лиц не возникает права на выплаты:

  • по беременности и родам;
  • за раннюю постановку на учет при беременности;
  • разовой суммы при рождении ребенка.

Но в этом списке на особом положении оказываются усыновители-женщины, берущие в семью ребенка/детей в возрасте до 1,5 месяцев. Они вправе на начальный период его жизни претендовать на выплату при усыновлении ребенка пособия по беременности и родам (ст. 7 закона № 81-ФЗ). Продолжительность периода, за который будет исчислено такое пособие, отсчитывается от дня усыновления до истечения 70 дней от даты рождения, если усыновлен один ребенок, и 110 дней, если таких детей несколько (п. 2 ст. 10 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Среднедневной заработок для расчета этой выплаты будет определен в обычном для подобных платежей порядке. Максимальный размер пособия при усыновлении ребенка в 2019 году получится, если ребенок усыновляется с первого дня жизни, а среднедневной заработок женщины рассчитан от суммы максимальных величин дохода, облагаемого взносами в ФСС, за 2017 и 2018 годы.

К числу выплат при усыновлении ребенка относятся также получаемые обычными родителями суммы в виде:

  • Материнского капитала, предназначенного для семей, в которых появляется второй и последующие дети (п. 1 ст. 3 закона «О дополнительных мерах…» от 29.12.2006 № 256-ФЗ). Размер выплаты при усыновлении ребенка в 2021 году составит 483 831,83 руб. В случае усыновления второго ребенка начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 01.01.2020, размер материнского капитала увеличивается на 155 550 руб. и составляет в общей сумме 639 431,83 руб. На второго ребенка в случае его рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 01.01.2020, — 639 431,83 руб.;
    Однако эти средства имеют строго установленные направления использования, оформляются сертификатом и в виде денежных средств выдаются только по частям и в ограниченном количестве случаев (п. 3 ст. 7 закона № 256-ФЗ).
  • Ежемесячных выплат недостаточно обеспеченным семьям в связи с появлением в них первого или второго ребенка (п. 2 ст. 1 закона «О ежемесячных выплатах…» от 28.12.2017 № 418-ФЗ). При этом выплаты на первого ребенка может получать и опекун. На второго из детей эти платежи осуществляются за счет материнского капитала (п. 4 ст. 1 закона № 418-ФЗ). Размер выплаты определяет величина детского прожиточного минимума, установленного для региона за второй квартал года, предваряющего год обращения за ней (п. 5 ст. 1 закона № 418-ФЗ).

Среди лиц, берущих неродного ребенка на воспитание, больше всего выплат доступно усыновителям. Они, как и опекуны/попечители и приемные родители, могут претендовать на разовый платеж за сам факт принятия ребенка. Как и любое лицо, воспитывающее детей (как родных, так и неродных), усыновители имеют право на оплату отпуска по уходу за ребенком. И так же, как и обычные родители, они вправе воспользоваться материнским капиталом и ежемесячными выплатами, предназначенными для материальной поддержки недостаточно обеспеченных семей, заводящих первого или второго ребенка. Недоступны для усыновителей разовые пособия, связанные с рождением детей, но возможна оплата второй половины отпуска по беременности и родам в ситуации усыновления младенца.

Сиротами являются несовершеннолетние дети, у которых умерли родители или единственный родитель. Государство берет на себя задачу по поддержке таких детей и обеспечивает им социальные пособия и пенсии.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние, родители которых:

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Выплаты и льготы положены также молодым людям от 18 до 23 лет, которые потеряли своих родителей в детстве. В материале мы расскажем о выплатах, которые положены сиротам, детям без попечения родителей и молодым людям до 23 лет из данной категории.

Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируют федеральные и региональные акты. Среди федеральных источников:

  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы выплат сиротам, вы сможете найти на сайте вашего регионального правительства или в органах соц.защиты.

Социальные выплаты семьям с детьми в 2022 году увеличатся на 4,8%

Сирота имеет право на социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли до его совершеннолетия. Пенсия начисляется сироте до 18 лет. После ее продлят до 23 лет, если ребенок поступает на очную форму обучения в Ссуз или ВУЗ.

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

Трудовая пенсия назначается сироте, если его родители имели трудовой стаж. Именно на его основе рассчитывается размер такой пенсии. Если родители не работали, сироте выплачивается социальная пенсия.

Обращаться за пенсией по потере кормильца необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда. Обратиться за ней лучше в первый год после смерти родителя. Тогда вам выплатят средства за весь период с момента смерти родственника.

Сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, должны иметь постоянную регистрацию по месту обращения за выплатами. Супруги-сироты могут претендовать на ежемесячные выплаты, если их брак зарегистрирован официально и они имеют постоянную регистрацию по месту обращения за материальной помощью. Кроме того, они должны быть студентами очной формы обучения.

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия. Пакет документов зависит от региона и от того, кто именно подает заявление – сирота или сотрудник спецучреждения.

Порядок обращения за выплатами следует искать в специальном региональном нормативном акте.

Решение о назначении выплат принимается в течение десяти рабочих дней. в течение пяти дней после заявителя уведомляют о принятом решении.

Пособия выплачиваются на весь период до совершеннолетия ребенка. При поступлении в учебное заведение выплаты положены с 18 до 23 лет или на весь период обучения сироты.

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2021 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

При усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в 2021 году пособие составит 144 306,88 рубля.

Опекуны также имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% от среднего заработка. Оформить выплаты можно в органах соцзащиты или МФЦ. Решение о выплатах принимают в течение десяти рабочих дней с момента заявления.

О льготах, которые положены сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мы расскажем в наших следующих материалах.

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.

Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.

Прежде чем получать справки, нужно обучиться в школе приемных родителей. В Петербурге их пять, обучение занимает 1-2месяца (зависит от программы). Выбирайте школу, которая имеет образовательную лицензию, дающую право на выдачу сертификатов.

Согласно закону, пакет документов на опеку над ребенком состоит из:

  • справки об отсутствии судимости;
  • медицинской справки;
  • документа, подтверждающего наличие жилья у будущего опекуна;
  • справки о доходах по форме 3-НДФЛ;
  • пенсионного удостоверения (при наличии);
  • сертификата о прохождении подготовки в ШПР;
  • автобиографии;
  • свидетельства о браке (если есть);
  • заявления.

Справка о состоянии здоровья оформляется по форме № 164-у (образец можно скачать и распечатать). Потребуется пройти осмотр врачей:

  • фтизиатра;
  • инфекциониста;
  • нарколога;
  • психиатра;
  • терапевта.

Также потребуется сдать анализы на гепатиты B, C, ВИЧ и реакцию Вассермана. К терапевту следует идти в последнюю очередь, потому что именно он делает итоговое заключение о состоянии здоровья кандидата, заполняя форму № 164-у.

Документы имеют разный срок действия. Справка об отсутствии судимости действительна в течение года, медицинская — всего 3 месяца, поэтому ее нужно оформлять в последнюю очередь.

  1. Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
  2. У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
  3. У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
  4. Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
  5. Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.

Какие выплаты положены при усыновлении ребенка

Обычно в замещающей семье опекаемого ребенка любят, как родного. Но с юридической точки зрения у него остаются права и обязанности по отношению к кровной семье. Ребенок претендует на наследство кровных родителей и обязан содержать их после наступления совершеннолетия, если они окажутся недееспособными.

  • Права и обязанности попечителя и опекаемого прекращаются, как только последнему исполняется 18 лет.
  • Если попечитель умирает, то его статус не переходит к родственникам — им придется повторить процесс оформления документов, для того, чтобы оставить ребенка в семье.
  • Опекун должен управлять имуществом опекаемого в его интересах. Например, если у ребенка есть денежные активы, необходимо обеспечить их сохранность от инфляции.
  • Опекун должен отчитываться об управлении активами опекаемого, а также о расходовании пособий на него.
  • Опекаемый имеет право на получение жилья от государства, только если за ним не закреплена никакая недвижимость.
  • Опекаемый имеет право поступить в ВУЗ вне конкурса.
  • Опекаемый не наследует имущество опекуна, если тот не составил в отношении него завещание.

Если вы решили получить право опеки над ребенком, но не знаете, с чего начать процедуру оформления — обратитесь в наше агентство. Наши юристы проконсультируют вас по условиям и порядку передачи детей в семью. Если органы опеки отказываются поставить вас на учет в качестве кандидата в опекуны, мы поможем подготовить письменное обращение с обоснованием неправомерности их действий. Также наши юристы помогут подготовить исковое заявление в случае нарушения закона органами опеки, руководством учреждения соцзащиты, кровными родственниками опекаемого ребенка.

Часто задаваемые вопросы по опеке над детьми

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

Статья 25. Отчет опекуна или попечителя

1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства

1. Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.

Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства

1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

24 апреля 2008 года

N 48-ФЗ

Меры социальной поддержки усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям

ЕСЛИ ВЫ УСЫНОВИЛИ РЕБЕНКА

Государственная доплата к пенсии за иждивенца положена, как следует из названия, только тем, кто фактически содержит несовершеннолетнего гражданина (студента очной формы обучения). Но не всякое лицо будет официально признано иждивенцем. Так, к этой категории законодательство относит:

  • родных и приемных детей пенсионера;
  • братьев, сестер при условии, если их законного родителя нет в живых или он пропал без вести;
  • внуков при условии отсутствия родителей или лишения их родительских прав;
  • иных иждивенцев, переданных органами опеки и попечительства под опеку пенсионера.

Претендовать на доплату могут пенсионеры, под чьей опекой оказался иждивенец. Например, если супруги пенсионеры проживают совместно и у них на иждивении имеется несовершеннолетнее лицо (студент очной формы обучения до 23 лет), они оба могут получить доплату.

Не является препятствием к получению дотации и следующие факторы:

  • оба пенсионера работают;
  • один пенсионер работает;
  • один из опекунов работает, второй вышел на пенсию.

Исходя из этого, возникает право на получение доплаты уже после того, как опекунство оформлено официально.

В московскую юридическую консультацию с просьбой о помощи адвоката обратился гражданин Л. В 2017 году он с супругой взял на иждивение внука, чьи родители погибли в автокатастрофе.

Выплаты не назначаются автоматически. Для получения дотации придется пройти простую процедуру оформления. Для этого необходимо:

  • взять справку из службы опеки о наличии на иждивении несовершеннолетнего лица (либо студента очной формы обучения в возрасте до 23 лет, либо инвалида с детства);
  • получить стандартную справку о составе семьи;
  • запросить и получить выписку с места жительства.

Фактическое подтверждение иждивения может производиться не только перечисленными выше документами, но и в судебном порядке. На суде в качестве доказательства используются свидетельские показания, документы о расчетах в пользу иждивенца (чеки за одежду, питание, проживание, обучение и пр.).

Полученное постановление суда заменяет доказательство фактического иждивения, поскольку данный факт установлен судом в ходе судебного разбирательства.

Пакет документов дополняется паспортом заявителя, СНИЛС и заявлением по форме ПФР. Все бумаги сдаются специалисту клиентской службы ПФ в Москве. Срок рассмотрения обращения составляет 14 дней. Назначение выплат производится с 1 числа месяца, следующего за днем обращения.

Важно! В случае, если на иждивении находится студент-очник или инвалид с детства, в клиентскую службу ПФ предоставляются иные документы. Узнать состав пакета можно у специалистов ПФР.

Внесение коррективы с учетом новых правил несет в себе выгоду не для всех пенсионеров, потому как перерасчет не говорит про обязательное повышение размера. Для каждого человека производится отдельный расчет.

Чаще всего размер пенсии повышается, когда женщина родила двоих или более малышей, или на время декрета она не имела официального трудоустройства.

Также выгода присуща для женщин с низким уровнем оплаты труда, студенток.

Невыгодным использование данной процедуры станет для:

  • обладают большим уровнем заработка;
  • вышли на пенсионный отдых ранее 55 лет.

Когда в период вынашивания малыша женщина трудилась официально, при этом, у нее была высокая оплата труда, то производство перерасчета приведет к тому, что выплаты станут меньше. Это связано с тем, что годы нахождения в декрете, будут вычтены из стажа.

Результатом становится уменьшение величины выплат. Тогда представители пенсионного органа выносят отрицательное решение по поводу использования данной меры. Закон указывает на недопустимость ухудшения положения лица.

Практика указывает на то, что величина доплаты является менее, чем начисления за полтора года стажа, при условии, что у человек трое малышей. Доплата будет чувствоваться, если гражданка имеет большой стаж, который выработан во времена СССР и получала низкий уровень оплаты.

Тогда надбавка позволит повысить уровень начислений. Однако, этот процесс является индивидуальным.

Обращение в отделение пенсионного органа нужно произвести:

  • когда оформление произведено до 2015 года;
  • непредоставление сведений относительно детей.

Воспользоваться доплатой от государства могут как работающие лица, так и нетрудящиеся пенсионеры. Получателями не могут выступать лица, кто оформил выплаты по утрате кормильца и граждане, пострадавшие в результате аварии в Чернобыле. С начала 2015 года сотрудники пенсионного органа подбирают для человека более выгодный вариант.

Процесс оформление предусматривает стандартную последовательность действий:

  • собирают документы;
  • обращаются в уполномоченный орган;
  • пишут заявление;
  • ждут ответа.

Чтобы оформить выплату в фиксированном значении, гражданину потребуется собрать такой пакет документации:

  • заявление, оформленное по установленному образцу;
  • акты, подтверждающие факт появления малыша на свет;
  • трудовая книжка;
  • справка, где указано, что супруг не получает выплат социального назначения, что дети не являются получателями трудовой пенсии;
  • документ, указывающий, что гражданин не проходил регистрацию как предприниматель;
  • справка, отражающая состав семейства;
  • документация, полученная по месту прохождения обучения;
  • данные счета, открытого в банковской организации.

Также сотрудники пенсионного органа могут требовать предоставление справки, указывающей на отсутствие помощи социального типа в отношении опекаемого лица. Стоит указать на то, что получение фиксированной надбавки требует получения подтверждения каждый год.

Продление предполагает сбор такой документации:

  • справка, указывающая что пенсионер не является ИП;
  • документы, подтверждающие факт иждивения;
  • справки, выданные по месту учебы.

Срок действия справок составляет 1 месяц.

Какие выплаты положены сиротам в 2021 году

Есть три варианта обращения:

  1. Пенсионный фонд. Сделать это можно лично посредством предварительной записи на прием. Также заявление допустимо подать на официальном сайте.
  2. Передача актов в отделение многофункционального центра. Срок будет равен тому, что и при личной подаче в ПФР.
  3. Обращение к порталу Госуслуг. Использовать следует раздел с наименованием «Назначение пенсии».

Гражданина имеет право на использование любого метода.

Единовременное пособие при передаче ребенка в семью устанавливается федеральным законодательством и ежегодно до 1 февраля индексируется.

Общий размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью опекуна с 01.02.2021 составляет 18 886,32 р. Но регионы могут увеличивать его за счет районного коэффициента.

ПримерВ Новосибирской области размер пособия с учетом районного коэффициента составляет 22 663, 58 р. В Ростовской области на каждого ребенка, переданного на воспитание, перечисляется 18 886,32 р., а если семья проживает в пустынной или безводной местности, то 20 774,95 р.

Сумма пособия, которую получит опекун, зависит не от даты подачи заявления, а от даты назначения опеки. Если приказ был вынесен до момента ежегодной индексации, то опекуну будет выплачена сумма без учета последней индексации.

Ежемесячные выплаты предназначаются не всем опекунам. Назначение вознаграждения зависит от того, какая форма опеки выбрана опекуном.

Опекуны могут исполнять обязанности:

  1. На безвозмездной основе. Опекун не получает вознаграждение за исполнение обязанностей, а только пособия и льготы на ребенка.
  2. На возмездной основе. Опекун получает ежемесячное вознаграждение. Это дополнительная выплата, которая не пересекается с другими выплатами и льготами. В 2021 году в РФ существует 3 вида возмездной опеки (по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье, постинтернатное сопровождение). Регион самостоятельно решает, какие виды возмездной опеки будет реализовывать.

ПримерВ 2021 году на территории г. Москвы реализуются возмездная опека по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье и постинтернатное сопровождение. При этом, на территории Новосибирской области реализуется только возмездная опека по договору о приемной семье. А в Алтайском крае – по договору о приемной семье и постинтернатное сопровождение.

В 2021 году на всей территории страны реализуется только опека по договору о приемной семье. В зависимости от законодательства региона она предусматривает:

  • выплату вознаграждения обоим приемным родителям;
  • выплату вознаграждения только одному из приемных родителей.

Размер вознаграждения может зависеть от количества детей в семье (за каждого ребенка устанавливается фиксированная сумма вознаграждения) или устанавливается базовая сумма вознаграждения, а за каждого ребенка, принятого в семью выплачивается небольшая дополнительная сумма.

В Алтайском крае в 2021 году выплачивается 4 115,64 р. за каждого ребенка в приемной семье. В Новосибирской области в 2021 году выплачивается базовая часть 11 433,25 р. (назначается при принятии первого ребенка) + 20% (за каждого последующего ребенка) + 20% (если у приемного ребенка есть инвалидность).

ПримерСветлана опекун в Новосибирской области. В ее семье 3 подопечных ребенка. Один из них ребенок-инвалид. Ее вознаграждение составляет: на первого ребенка 11 433,25 + на второго ребенка 11 433,25 * 20% = 2 286,65 р. + на ребенка-инвалида 11 433,25 * 40% = 4 573,2. То есть ежемесячно Светлана получает 18 283,1 р.

Если семья переезжает из одного региона в другой, то договор о приемной семье расторгается. По месту прибытия заключается новый. Соответственно правила начисления вознаграждения меняются в соответствии с правилами региона.

Вознаграждение – это выплата для опекуна. Поэтому не требуется предоставлять отчет о тратах.

Пособие можно оформить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации опекуна. Документы можно подать следующим образом:

  1. В отдел социальной защиты населения лично.
  2. Через МФЦ. Заявление можно подать через любое отделение МФЦ в городе.
  3. Через портал Госуслуги. Для этого необходимо иметь личный кабинет на портале. Заявление формируется в электронном виде, а документы прикрепляются в сканированном виде.

К заявлению на выдачу единовременного пособия необходимо приложить копии:

  • Гражданского паспорта опекуна;
  • Свидетельства о рождении ребенка;
  • Гражданского паспорта ребенка в возрасте от 14 до 17 лет;
  • Приказа о назначении опеки;
  • Реквизиты личного банковского счета.

Следующие документы предоставляются в оригиналах:

  • Выписка из домовой книги;
  • Документы, которые подтверждают статус ребенка, оставшегося без родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, решение суда о признании умершим, лишении или ограничении родительских прав).

О некоторых вопросах по осуществлению опеки над детьми

Закон устанавливает для опекунов и подопечных дополнительные льготы. Среди них:

  • Налоговые;
  • Трудовые;
  • Медицинские;
  • Образовательные;
  • В сфере ЖКХ;
  • Для опекунов ребенка-инвалида;
  • Социальные (пенсия по потери кормильца, обеспечение жильем).

Рассмотрим подробнее.

Закон устанавливает для детей-сирот ряд образовательных льгот. Они действуют до достижения гражданином 23 лет. После чего он может пользоваться правом на образование на общих основаниях.

Основные льготы:

1 При поступлении в ВУЗ, абитуриент может пройти предварительные курсы бесплатно. Как правило, такие курсы проводятся перед вступительными экзаменами. Для получения льготы необходимо предоставить справку из отдела опеки о подтверждении статуса сироты.

2 При поступлении в СУЗ (колледж или лицей) дети-сироты зачисляются на полное государственное обеспечение. То есть он не только не платит за обучение, но и бесплатно проживает в общежитии, питается, получает одежду, обувь, постельное белье, канцелярские принадлежности.

3 Дети-сироты имеют право бесплатно получить 2 средних профессиональных образования с полным обеспечением. Обязательным условием является выбор рабочих специальностей. Например, штукатур или овощевод. Если ребенок имеет диагноз “легкая умственная отсталость” и проходит обучение по программе 8 вида, то бесплатное образование можно получить только 1 раз.

4 После окончания обучения в школе, СУЗе или ВУЗе, студенту выплачиваются “подъемные”. Это единовременная выплата к окончанию учебы и компенсация на покупку одежды и обуви. Их сумма различается в зависимости от региона. Например, в 2021 году в г. Санкт-Петербург размер компенсации составляет 96 040 р., а единовременной выплаты – 2 808 р.

Льготы для подопечных в сфере ЖКХ являются региональными. Например, Нижегородская область и Москва предусматривают льготы в 100% от платы за квартиру и коммунальные услуги, которые приходятся на ребенка. Причем льгота сохраняется, если ребенок прописан в квартире опекуна до достижения подопечным 23 лет, даже если фактически он живет в общежитии учебного заведения.

ПримерРассмотрим ситуацию, когда в квартире опекуна проживают 4 человека (опекун, 1 кровный ребенок и 2 подопечных). Допустим, квартира муниципальная и предоставлена опекуну по договору социального найма. Если плата за квартиру составляет 4 000 р. и плата за коммунальные услуги составляет 4 000 р., то доля каждого жильца составляет (4 000 + 4 000) / 4 = 2 000 р. Опекун платит за квартиру и коммунальные услуги только за себя и за кровного ребенка 2 000 + 2 000 = 4 000 р. А на долю подопечных предоставляется 100% льгота.

Для получения льготы в отношении несовершеннолетнего подопечного, опекун должен ежегодно предоставлять в управляющую компанию справку из отдела опеки. В отношении совершеннолетнего студента – бывшего подопечного дополнительно предоставляется справка из учебного заведения.

Приемные родители и патронатные воспитатели, помимо ежемесячного и единовременного пособий, а также компенсации за коммунальные услуги, могут оформить вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Это возможно лишь в том случае, если вместо договора опеки заключен договор о приемной семье.

Выплаты производятся из бюджетов регионов:

Область Размер (руб.)
Воронежская
  • Проживание в городе – 6 040,63, в селе – 7 550,79;
  • Выплаты за ребенка от 12 лет, взятого из интерната увеличиваются на 1 000 руб.;
  • За каждого ребенка-инвалида или в возрасте до 3 лет доплачивается 550 руб.
Московская За каждого – 16 700, за несовершеннолетнего с инвалидностью – 28 390
Брянская За одного – 4 623, за каждого последующего – 3 502
Орловская 4 361,93 на каждого приемного ребенка, на инвалидов выплаты увеличиваются на 50%

Везде выплаты индексируются ежегодно. Перечисляются в течение всего срока действия договора.

Как оформить?

Для получения вознаграждения важно, чтобы приемный родитель и ребенок проживали вместе.

Обращаться следует в Соцзащиту по адресу регистрации, представив следующие документы:

  • договор о приемной семье;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • реквизиты банковского счета;
  • СНИЛС;
  • ИНН.

Если опекаемому установлена инвалидность, понадобится медицинская справка. Вознаграждение выплачивается ежемесячно в сроки, установленные законодательством субъекта. Заявления рассматриваются в течение 10 дней.

Опека над ребенком: все этапы оформления

Трудоустроенные опекуны могут оформить налоговый вычет у работодателя.

В таком случае их зарплата не будет облагаться НДФЛ в пределах установленных сумм:

  • на первого и второго ребенка – 1 400 руб.;
  • на третьего и остальных детей – 3 000 руб.;
  • на ребенка с инвалидностью – 6 000 руб.

Оформление вычета возможно на детей до 18 лет. Если гражданин является единственным опекуном, льгота предоставляется в двойном размере.

Под медицинскими привилегиями подразумевается обеспечение бесплатными путевками в санатории детей до 14 лет, а также другие льготы:

  • оплата проезда опекуну туда и обратно при сопровождении в санаторий;
  • выделение бесплатного детского питания детям до 2-х лет;
  • обеспечение бесплатными медпрепаратами по рецепту врача.

Также опекаемым предоставляется бесплатные услуги в государственных и муниципальных медучреждениях.

Можно ли оформить дополнительные выплаты опекуну ребенка-инвалида?

Если в регионе предусмотрены дополнительные пособия, помимо единовременного и ежемесячного, его можно оформить. Подробности нужно уточнять в Соцзащите по месту регистрации.

Когда опекун может получать выплаты на совершеннолетнего ребенка?

Если это предусмотрено региональным законодательством. Например, когда на момент достижения 18 лет ребенок продолжает учиться в школе, выплата пособий может продлеваться.

Оформила опеку 3 месяца назад, но выплаты так и не поступили. Что мне делать?

Оформление опекунства не означает автоматическое начисление пособий. Каждое оформляется по отдельности. Если вы подали заявление, но деньги не поступают три месяца, можно подать жалобу на имя руководителя Соцзащиты.

Как устанавливаются опекунские выплаты?

Во всех городах одинаков только размер единовременных выплат. Региональные пособия определяются с учетом прожиточного минимума и возможностей бюджета субъекта РФ.

На что опекун может тратить выплаты?

Только на обеспечение потребностей подопечного. За это нужно ежегодно отчитываться.

Индексируются ли выплаты опекунам?

Да, индексация проводится ежегодно.

Ребенок поступил в колледж. Будет ли опекун получать выплаты?

Да. Если ребенку менее 18 лет, выплаты будут перечисляться.

  • единовременное пособие оформляется, если за ним обратились не позднее 6 месяцев после вынесения решения об установлении опеки, тогда оно назначается в течение 10 дней с даты приема заявления с необходимыми документами;
  • ежемесячное пособие назначается, если за ним обратились не позднее 6 месяцев после вынесения решения об установлении опеки, тогда оно выплачивается за весь период, в течение которого опекун имел право на выплату пособия.

Вопросы о том, какие льготы и выплаты положены опекунам, имеют регламентированный характер и закреплены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ, а также в Приказе Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н. Что касается размера пособия опекунам в 2021 году, то он устанавливается соответствующим постановлением Правительства РФ.

Важно отметить, что лицам, оформившим опеку, предоставляется право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты из базы НДФЛ:

Стандартный налоговый вычет исчисляется, если на обеспечении находится несовершеннолетний подопечный. Это означает, что с суммы заработной платы не взимается подоходный налог 13%;

Вычеты на детей предоставляются в следующих размерах:

  • 1 400 руб. — на первого и второго взятого под опеку;
  • 3 000 руб. — на третьего и последующих;
  • 6 000 руб. — на подопечного-инвалида.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному опекуну (п. 4 ч. 1 ст. 218 НК РФ).

Социальный налоговый вычет исчисляется за обучение подопечных по очной форме обучения (п. 2 ч. 1 ст. 219 НК РФ).

Имущественный налоговый вычет исчисляется при приобретении жилья или земельных участков для строительства жилья в собственность своих подопечных (ч. 6 ст. 220 НКРФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *