Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы налоговой системы России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Собираемость налогов растет:
«В целом за год по консолидированному бюджету мы планируем выйти на 28 трлн руб., то есть плюс 7 трлн к показателям прошлого года. Но, если даже учитывать, что тот год был аномальным, и сравнивать поступления с 2019-м, то уже сейчас идёт превышение на 23% в любом случае».
Д.В. Егоров
При этом только треть дополнительных поступлений обеспечила подорожавшая нефть. А значит, большая часть прироста обеспечил другой бизнес. Методы увеличения собираемости мы все знаем, не скрывает их и Даниил Вячеславович:
«Доля добровольно уточнённых налоговых обязательств по итогам девяти месяцев 2021 года в общем объёме поступлений контрольно-аналитической работы составила 52% (125 млрд руб.)».
Д.В. Егоров
Курс себя оправдал, курс продолжится — прессовать на комиссиях станут сильнее:
«Что касается доначислений — мы всё-таки нацелены на то, чтобы те плательщики, у которых мы нашли некие искажения, сами их исправили, — то тот уровень корректировок налогов, который мы видим, нас более чем устраивает».
Д.В. Егоров
Недвусмысленный намёк: уточняйтесь, не доводя до налоговой проверки.
Чего бизнесу ждать от ФНС в 2022-2024 годах
Расчёты наличными сложно администрировать, особенно в отношениях микробизнеса с населением:
«…когда ты видишь снятие налички, ты не можешь сказать, на что человек снимает себе деньги. Но всегда рядом с «C» [consumer, потребитель] будет «B» [business, бизнес]. Следовательно, использование средств уже становится менее для нас понятным».
Д.В. Егоров
Поэтому тотального контроля за платежами физиков не планируется — иначе, они перейдут в нал, а это большее зло:
«Если выбирать между наличными и безналичными расчетами, то, конечно, на государственном уровне интереснее именно такая система расчётов [безналичных]. Поэтому когда мы говорим о налоговом контроле в этой сфере, он должен быть достаточно аккуратен, чтобы это не превращалось в набеги на бытовую деловую активность».
Д.В. Егоров
Безналичные платежи сильно увеличились в объеме, активизировались и схемы по анонимизации потоков безнала. ФНС будет бороться с этим:
«Но, когда попадаешь в цифровое пространство, ты всё равно оставляешь след. И это вопрос времени, когда этот след будет выявлен. Если говорить о криптовалютах, то мы сейчас достаточно плотно занимаемся этим рынком, понимая, что эта система расчётов может создать достаточно существенную эрозию для налоговой базы».
Д.В. Егоров
Возможно, речь идёт о полном законодательном запрете на операции с криптовалютами и ужесточение ответственности. А взамен — цифровой рубль с прозрачной историей владения.
Логичное завершение тренда, который развивается уже не первый год:
«Поэтому наша общая стратегия направлена на то, чтобы в итоге привести систему к такому состоянию, чтобы деклараций не было вообще. Это касается и физических лиц: в перспективе мы планируем отказаться от декларации 3-НДФЛ для большинства случаев».
Д.В. Егоров
Это касается и налоговых вычетов:
«Для вычетов не нужно будет сдавать декларации, они будут автоматизированы. Все вычеты планируем перевести на этот принцип к 2024 году».
Д.В. Егоров
Для физиков — однозначно хорошая новость. Это должно ускорить процесс получения вычетов и упростить жизнь налогоплательщиков.
«>В ближайшие годы планируется расширить список, приведенный в ст. 263 НК РФ. К примеру, Минфин предлагает вычитать для целей налогообложения на прибыль расходы на страхование некоторых видов ответственности и от перерыва в производстве.
Сейчас список видов добровольного страхования является закрытым: его хотят открыть, применив к расходам на страховку критерии вычитаемости расходов, прописанные в ст. 252 НК РФ.
Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?
В этом направлении у Минфина сразу несколько инициатив:
-
Признание расходов на приобретение имущественных прав. Сейчас расходы по сделкам уступки права требования не учитываются для целей НДФЛ, кроме договоров долевого строительства. В будущем ситуацию планируют исправить.
-
Учет долей в уставном капитале ООО, полученных в дар или при наследовании. При отчуждении долей или ликвидации ООО будет применяться та же практика, что и в отношении ценных бумаг: п. 18 и п. 18.1 ст. 217 НК РФ, п.13 ст. 214.1 НК РФ.
-
Налог для фрилансеров, работающих за рубежом. Минфин предложил рассматривать денежные средства от дистанционной работы за рубежом как доход от источников в РФ. Теперь блогеры с YouTube или арендодатели с Airbnb будут платить НДФЛ, точнее, за них это будут делать соответствующие платформы или посредники.
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
-
общая численность штата не превышает 5 человек;
-
годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
-
расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
-
сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
-
рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
Пока что из всех изменений для малого бизнеса наиболее полезным видится введение нового налогового режима: он избавит предпринимателей от налогового учета, упростит документооборот и исключит возможность ошибочного расчета налоговых отчислений.
Четыре новых налога, которые ждут россиян в 2022 году
В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.
Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
- Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
- Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
- Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
- Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
- расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
- выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
- уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
- отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
- расширен институт залога в налоговом праве и других мер.
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).
Налоговые изменения 2022
В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
- программа льготного кредитования субъектов МСП;
- бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
- механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
- создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
- запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
- создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
- поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
Главной задачей налоговой политики на ближайшие три года является обеспечение стабильных поступлений в бюджет. Поэтому, чтобы повысить качество сбора налоговых платежей и упростить налоговое администрирование для субъектов хозяйственной деятельности, Минфин планирует внести в фискальное законодательство ряд новшеств:
- ввести новый фискальный режим «УСН.онлайн»;
- ввести новый инструмент «Единый налоговый платеж»;
- введение дополнительных критериев для освобождения от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости;
- букмекерские конторы и тотализаторы получат функции налоговых агентов по выплатам до 15 000 рублей;
- российские компании обяжут платить НДФЛ с иностранных сотрудников, работающих удаленно;
- привязка стоимости патента к индексу потребительских цен.
Давайте рассмотрим указанные изменения подробней, кого они коснуться в первую очередь и чего ждать от их применения в скором будущем. Хотя пока они еще не получили законодательной поддержки, однако с большой вероятностью все необходимые изменения в нормативные акты будут одобрены.
Указанный режим планируется ввести в рамках эксперимента целью которого является упрощение фискального администрирования. Проходить он будет в Москве и Московской области, Татарстане и Калужской области с 01.07.2022 по 31.12.2027. Основные параметры эксперимента:
- среднесписочное количество сотрудников – не более 5, годовой доход – не более 60 млн руб;
- режим освобождает от уплаты следующих налогов: юридические лица – на прибыль, НДС и на имущество; ИП – НДФЛ, НДС и на имущество физических лиц;
- также не нужно платить страховые взносы в пенсионный фонд, по социальному и медицинскому страхованию. О переходе на новый режим соответствующие фонды уведомляет ФНС;
- объектом налогообложения является: 1) доходы или 2) разница между доходами и документально подтвержденными расходами. Однако нужно учесть, что не все расходы принимаются, а часть должна быть обязательно оплачена со счета в банке или через кассовый аппарат;
- ставка налога: «доходы» — 8%, «доходы минус расходы» — 20%;
- налоговый период – месяц. Фискальные обязательства начисляются на основании информации, полученной через банк и по расчетам через ККТ до 5 числа следующего месяца. До 15 числа следующего месяца размер налога отображается в личном кабинете, а до 25 — его необходимо уплатить;
- передача обслуживающему банку полномочий на информирование налогового органа о движении по счету и уведомление об этом налогового органа (перечень банков утверждается ФНС);
- ряд компаний не смогут применять указанный режим, в частности: кредитные общества, фермерские хозяйства, юридические лица с иностранными работниками. В целом 31 категорий организаций и предпринимателей не будет доступен;
- налоговая декларация не заполняется и не предоставляется.
Налоговый режим «УСН.онлайн» рассчитан на упрощение администрирования бизнеса микропредприятиям. Однако всем ли он подойдет за счет облегчения фискальной нагрузки следует рассчитывать индивидуально исходя из особенностей ведения деятельности.
15 ноября 2021 года Госдума приняла в третьем чтении закон о введении института единого налогового платежа для юридических лиц и ИП. Он в порядке эксперимента вводится с 01.07.2022 по 31.12.2022 года.
Подобный инструмент для физических лиц действует с 2019 года. Граждане могут платить налоги авансом до получения налогового уведомления. Полученная сумма распределяется на НДФЛ, транспортный, земельный налоги и налог на имущество.
Изменения в законодательстве, теперь предоставляют такую же возможность и юридическим лицам. С июля 2022 года они могут делать общий платеж на счет казначейства, а уже оттуда деньги будут разнесены на разные цели: налоги, сборы, пени, проценты, авансовые платежи.
Воспользоваться единым налоговым платежом удастся только после сверки с налоговым органом. Для участия в эксперименте необходимо подать заявление с 1 по 30 апреля 2022 года, но не позднее 1 месяца после совместной сверки расчетов.
Использование единого налогового платежа дает право на возврат денег, если сформировалась переплата по всем обязательствам и налоговая не приняла решение о зачете. Также налоговый платеж осуществлен третьим лицом вместо налогоплательщика. В этом случае возврат денег не проводится.
Минфин разработал ряд поправок, направленных на освобождение от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости. Воспользоваться льготой смогут семьи с 2 и более детьми, которые соответствуют таким условиям:
- двое несовершеннолетних ребёнка или детей возрастом до 24 лет, обучающихся очно;
- новая недвижимость должна быть куплена в том же календарном году, когда была продана старая, или не позднее 30 апреля следующего года;
- общая площадь или кадастровая стоимость нового жилья должна превышать аналогичные параметры проданной недвижимости;
- кадастровая стоимость проданного жилья не должна превышать 50 млн руб;
- на момент продажи у семьи налогоплательщика, в том числе у его детей не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого превышает половину новой недвижимости.
Как изменится упрощенная система налогообложения в 2022 году?
Новые изменения в налоговом законодательстве заденут также игорный бизнес. Планируется обязать букмекерские конторы и тотализаторы удерживать налоги с выигрышей до 15 000 руб.
Сегодня они осуществляют функции налоговых агентов только, если победитель получает от 15 000 руб. Все что меньше – налоги платит игрок самостоятельно.
Ввод новых правил по мнению экспертов снизить привлекательность подобной сферы деятельности.
Минфин планирует увеличить налоговую нагрузку и на отдельную категорию физических лиц. Речь идет о сотрудниках российских компаний, работающих удаленно за границей и которые в связи с таким характером деятельности находятся на территории РФ менее 183 дней в году. И как результат, потеряли статус налогового резидента. Поэтому под действие налоговых изменений попадают не только иностранцы, но и россияне.
Для таких физических лиц предлагается прировнять вознаграждение за трудовую деятельность к доходу полученного из российских источников. Это означает, что компаниям придется удерживать НДФЛ с подобных выплат.
Новый специальный налоговый режим для малого бизнеса будут «обкатывать» в тестовом режиме с 1 июля 2022 года – в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.
АУСН подходит компаниям и ИП с доходом не более 60 млн руб. с начала года и численностью работников не более пяти человек.
Что же касается ставок налога, то они такие:
- 8 процентов – «доходы»;
- 20 процентов – «доходы минус расходы».
Можно сразу выделить сразу несколько плюсов и минусов новой системы АУСН. При этом, заметим, что “плюсы” сейчас широко рекламируются в СМИ, а о “минусах” обсуждений мало:
Плюсы АУСН | Минусы АУСН |
Не надо заполнять налоговую декларацию и книгу учета | Счет можно открыть только в банке из списка ФНС |
Не надо сдавать отчетность по взносам и НДФЛ | Зарплата только безналичная |
Не надо платить взносы | Платежи по налогу — ежемесячные |
Не надо вести бухучет | Лимиты доходов и численности меньше, чем на упрощенке |
Можно не опасаться выездных проверок | Ставки налога выше, чем на упрощенке |
Казалось бы – прекрасные условия! Однако есть целый ряд НО, которые ограничивают применение АУСН. Так, например, у организаций остаточная стоимость основных средств по данным бухучета не должна превышать 150 млн руб., а доля участия других организаций – не более 25 процентов. Кроме того нельзя:
Что нельзя на АУСН | Комментарий |
Выдавать зарплату сотрудникам наличными или безналом, но через небанковские кредитные организации | Можно забыть про переводы на карту или по номеру телефона |
Выплачивать доходы, облагающиеся НДФЛ по любым ставкам, кроме 13-процентной, доходы в натуральном виде или доходы, при которых возникает матвыгода | Допускается только «обычная» зарплата до 5 млн. рублей в год |
Нанимать нерезидентов и работников с правом на досрочную пенсию | Не получится работать с иностранцами и работниками, которые претендуют на досрочную пенсию |
Применять другие режимы | Нельзя совмещать, например, УСН и АУСН |
Иметь филиалы и обособленные подразделения | Откроете филиал или «обособку» – утратите право на АУСН |
Также АУСН не подходит для КФХ, НКО, унитарных предприятий и частнопрактикующих лиц – нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков и т. д. Нельзя работать с ценными бумагами, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, оказывать кредитные и финансовые услуги, быть участником договора простого товарищества.
Итак, существует целый ряд ограничений на применение АУСН. Но расстраиваться не нужно. Оказывается, что для многих компаний и ИП новый режим АУСН вообще не выгоден. Много ситуаций, когда налог по АУСН оказывается почти в 2 раза больше, чем на обычной «упрощенке».
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
- В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
- ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
- Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
- Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.
Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
- общая численность штата не превышает 5 человек;
- годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
- расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
- сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
- рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху — вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.
В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.
Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.
На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».
Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»
Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:
- налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
- налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
- объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
- сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
- введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.
1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.
2.Снижение издержек государственного управления.
3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.
Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.
«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.
«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.
«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».
Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.
«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».
Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.
Вернемся к целям.
4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».
Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.
5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».
Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.
«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».
Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.
«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».
И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.
«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».
Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.
Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.
«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»
В качестве критериев оценки будут использоваться:
«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».
Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.
Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.
По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.
Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.
Что будет с Россией в 2022 году со слов прорицателей
Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.
ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.
ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».
НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.
И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:
«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);
— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».
Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.
Вторая очередь:
- «досье проверки: чат и форум;
- система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
- типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
- визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».
Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.
«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».
В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.
Получение прибыли вне налогообложения – это крайне актуальная проблема для экономики страны. Предприятия и физлица, которые не платят фискальные платежи, не принимают непосредственного участия в формировании бюджета, вследствие чего наблюдается явный дефицит его доходной части. Но Минфин намерен бороться с теневым сегментом, используя все доступные ему инструменты и методы, даже если для этого придется внести изменения в действующий закон. С этой целью в рамках реализации налоговой политики на 2021-2022 годы будут использованы такие меры:
- переход на онлайн-кассы в розничной торговле, за счет чего продавцы лишатся возможности скрывать свои продажи. При использовании таких касс платежные данные мгновенно передаются в ФНС, которые фиксируют платежи;
- ужесточение таможенного контроля, для чего будет создана единая система «прослеживания» продукции от момента поступления для оформления и до продажи конечному пользователю (планируется запуск пилотного проекта);
- формирование нового госреестра актов гражданского состояния;
- создание единого федерального регистра, в котором будут аккумулированы сведения о гражданах;
- запуск автоматического обмена налоговыми данными, вследствие чего будет сложнее уклониться от уплаты обязательных сборов и платежей и т. д.
Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, Минфин намерен полностью систематизировать процесс взимания фискальных сборов и упорядочить налогообложение. Для этого в ходе выполнения тезисов налоговой политика РФ на 2021-2022 годы планируется:
- провести ревизию всех обязательных сборов и выявить неналоговые платежи, которые фактически имеют налоговую природу для последующего включения их в Кодекс;
- усовершенствовать трансфертное ценообразование, чтобы отказаться от контроля за ценами по сделкам предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории одного региона страны;
- предоставить льготы по оплате налога на прибыль налогоплательщикам определенных субъектов РФ, а также изменить порядок расчета таких платежей;
- усовершенствовать методику взимания НДС;
- повысить акцизы на табачную продукцию и вина, предварительно исключив вероятность манипулирования запасами уже готовой к продаже продукции (когда в ожидании изменения акцизов производители накапливают на складах запасы алкогольных (табачных) изделий);
- ввести налог на недвижимое имущество, которое принадлежит физлицам, не оформившим должным образом право собственности;
- провести работу над НДПИ, сформировать определение термина «участок недр», разработать методику, благодаря которой можно будет увеличить объем поступлений в бюджет без введения дополнительной налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании;
- усовершенствовать налоговое администрирование, провести работу по расчету адекватного размера пени для юрлиц;
- подготовить базу для поэтапной отмены действующих льгот и т. д.
Информацию о вводимых налогах Министерство Финансов публикует в открытом доступе на своем сайте.
Исходя из этого понятно, какие меры будут приняты для вывода бизнеса из тени и какая поддержка будет оказана бизнесу для развития.
Текущие планы Минфина не одобряются предпринимателями, которые ожидали послабления налогов, поэтому прогнозируемая эффективность мер может не совпасть с результатом.
Налоговые планы Минфина на 2022-2024 годы
На период 2017-2019 года у Минфина тоже был план действий, включающий определенные мероприятия. Часть задуманного удалось выполнить, а остальное выпадает на 2021 год. К тому же по результатам прошлой деятельности уже можно сделать выводы, добавив очередные меры.
В частности сейчас продолжается работа по нескольким вспомогательным направлениям, позволяющим отделить «воду от масла». Многие предприниматели и частные лица регулярно совершают какие-то платежи, получают переводы, но оформляют их как средства, не подлежащие налогообложению. Сейчас продолжает разрабатываться система, позволяющая выявить налоговую природу таких переводов и расчетов.
Проблемы налоговой политики не должны решать граждане, но они обязаны узнавать самостоятельно нюансы различных платежей, т.к. незнание законов не освобождает от ответственности. Сейчас и этот момент относят к вспомогательным налоговым мерам, необходимым для просвещения граждан в плане их обязательств и льгот.
Интересно знать! Помимо совершенствования системы взимания пошлин и других платежей, Минфин контролирует и расчеты льгот разного уровня. В частности разрабатываются налоговые каникулы, оцениваются нюансы при банкротстве физических лиц, определяются категории лиц, способных использовать НДФЛ по нулевой ставке.
Также не стоит забывать, что появление обязательств для ИП и ООО в виде онлайн-касс, было учтено в расходной части. Для предпринимателей, своевременно озаботившихся покупкой оборудования, власти предоставили право на налоговый вычет в размере оптимальной стоимости терминала (18 т.р.).
Налоговая политика России на 2021-2022 годы пока лишь обретает окончательные формы. По сути идет оттачивание существующих мер, распространяющихся на физических и юридических лиц. Одновременно с этим власти пытаются максимально сократить объемы теневой экономики.
На текущий момент известно, что федеральный бюджет является профицитным, и если так продолжится, то доходы данной государственной структуры, конечно, вырастут на 20 %. Основными факторами роста считается довольно весомая цена на нефть. Как бы власти не боролись с тем, чтобы нефть не являлась определяющим для государственного бюджета, исправить ситуацию кардинально, не получается. И ускорение инфляции, которое наблюдается сегодня, также способствует тому, что налоги попадают в бюджет в более широком поступление.
Если верить данному консенсус-прогнозу, то краха ожидать точно не стоит. Напротив, будет роста ВВП на уровне 3 %, И даже при негативных прогнозах рост составит два с половиной процента. Инфляция составляет 6 %, и к прогнозируемым 4 %.
Речь может идти о замедлении роста экономики, но крах исключается. Дело в том, что сегодня государство показывает довольно неплохие показатели того, как развивается страна. В бюджет поступают деньги от налоговых отчислений, средний доход растёт, и власти предпринимают меры, которые стимулирует рост экономики. Хотя окончательный эффект от этого будет заметим в 2023-м году. И нельзя не сказать о том, что положительная динамика, а также лишь небольшое падение экономики обусловлено очень серьезной поддержкой экономике. Оно достигается путём докапитализации банков, а также власти выделяют деньги на адресную поддержку нуждающихся, причём как для обычных людей, так и организаций.
На фоне того, что сохраняется рост Европы, необходимо обратить внимание ещё и на инфляцию. Она растёт, несмотря на все прогнозы того, что должна подать. Это создает некоторые проблемы для монетарного стимулирования экономики, то есть то, что на первый взгляд кажется положительным процессом, то с другой стороны может оказаться серьезной проблемой. Можно сказать, чтобы консультация не вернётся к своему докризисному уровню, и есть хороший риск того, что кризис продолжится. Однако в пользу того, что крах России неизбежен в 2022 году, не говорят никакие факторы.
Ещё одним риском для экономики является компании-банкроты. Дело в том, что из-за них в государственном бюджете есть финансовые дыры. В течение последних нескольких лет через суд с обанкротившихся организаций получилось взять всего лишь 5 % долга. И это наносит государству серьезный финансовый урон, потому что страдают от этого не только федеральный бюджет, а ещё и финансы Пенсионного фонда. Мораторий, который власти ввели от банкротства, не смог кардинально изменить ситуацию. Он только отсрочил данный кризис, и сегодня можно ожидать завершающую волну банкротства, так что о том, как это повлияет на падение экономики РФ, можно только предполагать.
В сети можно найти подтверждающее видео неизбежности краха России в 2022 году, но это не совсем так. Хотя Андрей Школьников, который является авторитетным экономистом, дает не совсем положительный прогноз. Он считает, что через три года все обрушится, потому что уже сегодня страна находится в довольно глубокой депрессии, финансовые рынки постоянно лихорадит, и идёт разговор о смене мировых валют.
Грядёт экономическая катастрофа, и на восстановление после неё понадобится не один год. Сначала нужно достигнуть дна, чтоб говорить о восстановлении, и тот факт, что экономика сегодня растёт очень медленно, подтверждает его прогноз. Эксперты считают, что полностью побороть кризис получится только в 2035-м году. Дело в том, что страна сегодня тратит довольно большое количество денег на пандемию, а также принципы борьбы с ней. Бюджетные расходы только растут, и если будет вторая волна карантина, то пережить все это станет ещё сложнее. Сумма государственных расходов сильно растёт, такую тенденцию предлагается сохранить, потому что без дополнительных трат обойтись практически не получится.
В качестве вывода можно сказать, что переживать по поводу крах экономики в конкретно в 2022-м году, не стоит, но, в целом, экономическая ситуация выглядит довольно туманно.