Реестр проверок департамента образования на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр проверок департамента образования на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Общая информация об обращениях граждан
  • Написать обращение
  • Личный приём
  • Вопросы и ответы
  • Утвержден план проверок на 2022 год

  • Действующие документы
  • Проекты документов
  • Планы
  • Отчеты
  • Результаты проверок
  • Утратившие силу
  • Прочие документы
  • Все документы
  • Порядок обжалования НПА
  • Новости
  • Доклады и выступления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Опросы
  • Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2020 год в конце 2019 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2019 года.

    О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

    ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК НА 2022 год

    Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.

    О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

    Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.

    Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой ‎статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:

    • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

    • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

    • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

      • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

      • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

      • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

      • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

      • федерального государственного пробирного надзора.

    Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:

    • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);

    • хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

    Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

    Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

    • разрешения на строительство;
    • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
    • выписки из реестра федерального имущества;
    • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
    • сведения из ЕГРП;
    • сведения из реестра аккредитованных лиц;
    • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
    • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
    • сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
    • сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.

    В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

    • требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

    • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;

    • установлению заработной платы в размере менее МРОТ.

    Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.

    План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.

    По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:

    1. Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

    2. Окончания проведения последней плановой проверки.

    3. Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.

    При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).

    Это означает, что не учитываются:

    • внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);

    • плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).

    Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.

    Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.

    Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.

    К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.

    Порядок организации проверки и порядок оформления ее результатов установлены статьями 14 и 16 Закона № 294-ФЗ независимо от видов и форм проверок (плановая, внеплановая, выездная, документарная).

    Согласно части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая, в свою очередь, предусматривает указание как на вид проверки (плановая, внеплановая), так и на ее форму (документарная, выездная).

    О плановой проверке организацию (ИП) обязаны уведомить за три дня до ее начала путем направления копии распоряжения или приказа руководителя органа контроля.

    Порядок проведения проверок достаточно подробно изложен как в Законе № 294, так и в подзаконых нормативных актах, поэтому не вижу смысла подробно на этом останавливаться.

    По правилам части 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

    • Об использовании информации сайта
    • Об использовании персональных данных пользователей информации
    • О разработке и администрировании сайта
    • Технические сведения
    • Написать разработчику

    Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых “надзорных каникул”, был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

    Затем он был заменён “коронавирусным” мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.

      1. Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года. Но, существенная разница всё-таки есть.
      2. Правительство ограничило плановые КНМ, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым “законами о проверках” (см. заметку – Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года).
      3. Компании малого и среднего бизнеса должны быть исключены из планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. Речь идёт только о плановых проверках.
      4. Как следует из текста Постановления № 1520, мораторий не коснётся проверок объектов, деятельность которых отнесена к чрезвычайно высокому и к высокому риску, так как они могут представлять потенциальную опасность для жизни людей.
      5. Мера не распространяется на бизнес, требующий наличия лицензий, на плановые мероприятия, которые проводятся в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и на мероприятия федерального госнадзора в области использования атомной энергии.
      6. Компании – носители гостайны также составляют исключение.
      7. Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трёх последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

    Приказом Минобрнауки России от 10.12.2020 № 1514 утвержден Сводный план проверок на 2021 год в части осуществления полномочий по контрольной деятельности подведомственных организаций и территориальных органов Министерства. Обратите внимание, что по сравнению с 2020 годом в сводный план проверок Минобрнауки России на 2021 год не включены 33 педагогических вуза в связи с их переподчиненностью Министерству просвещения России с 2020 года.

    Согласно Плану в 2021 году проверке подлежат следующие направления деятельности:

    1) финансово-хозяйственная деятельность;

    2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;

    3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг;

    4) научная деятельность (с привлечением ведущих ученых);

    5) соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (НПА), содержащих нормы трудового права, а также НПА о противодействии коррупции;

    6) выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

    7) деятельность в области мобилизационной подготовки;

    8) деятельность по защите сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

    По сравнению с планом проверок 2020 года в сводный план 2021 года не вошли отдельные направления деятельности в качестве тематических проверок и в составе комплексных. Так, не включены проверки качества и безопасности медицинской деятельности, деятельности по осуществлению бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включая вопросы осуществления функций и полномочий государственного заказчика.

    Рассмотрим Сводный план проверок учреждений науки и вузов, запланированные для проведения центральным аппаратом и территориальными управлениями Минобрнауки России, в таблице.

    № п/п

    Виды проверок/

    Направления

    Центральный аппарат

    Территориальные отделения

    Итого

    Уральское

    Сибирское

    Дальневосточное

    1

    Комплексные

    38

    5

    5

    6

    54

    2

    Тематические

    18

    6

    9

    8

    41

    2.1

    ФХД

    5

    1

    5

    3

    14

    2.2

    Имущество

    6

    3

    3

    5

    17

    2.3

    Закупки

    2

    2

    4

    2.4

    Наука

    1

    1

    2.5

    Труд

    1

    1

    2.6

    Мобилизационная подготовка

    1

    На 2021 год Министерством запланировано 18 комплексных проверок вузов и 36 научных учреждений, которые проводятся с целью изучения, оценки состояния и результатов трех и более направлений деятельности объектов проверки.

    В План проверок 2021 года в части комплексных проверок (смешанной формы) по 8 вузам из 18 включены только три основных направления:

    1) финансово-хозяйственная деятельность;

    2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;

    3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг.

    В комплексные проверки 10 вузов включено от 4 до 5 направлений, а именно к трем основным направлениям добавлены проверки научной деятельности, соблюдения трудового законодательства, а также НПА о противодействии коррупции, выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

    Тематические проверки проводятся по отдельному направлению или вопросу деятельности объекта проверки. В отдельных случаях в рамках тематической (целевой) проверки могут быть проверены два направления деятельности объекта проверки.

    На 2021 год в Сводный план проверок Министерством включены тематические проверки 25 вузов (53% общего количества – 47 вузов) и 16 научных учреждений (27% общего количества – 60 научных учреждений) по следующим 6 видам тематических (целевых) проверок (смешанной формы):

    • финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) – 9 вузов и 5 научных учреждений;
    • использования и распоряжения федеральным имуществом (имущество) – 8 вузов и 9 научных учреждений;
    • закупок товаров, работ, услуг (закупки) – 3 вуза и 1 научное учреждение;
    • в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны – 1 вуз;
    • выполнения требований антитеррористической защищенности объектов – 3 вуза;
    • соблюдения трудового законодательства РФ и иных НПА, содержащих нормы трудового права – 1 вуз.

    Так, в 2021 году проверки по одному направлению финансово-хозяйственной деятельности запланированы в 6 вузах из 9, а по двум направлениям – в 3 вузах (в сочетании с проверками имущества – 1 вуз, или закупок – 1 вуз, или выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) – 1 вуз).

    Контрольные проверки направлены на изучение результатов устранения нарушений, выявленных в ходе комплексных или тематических проверок (по направлениям ФХД, имущество, закупки), в том числе с выборочной проверкой деятельности объекта проверки в последующем периоде в целях выявления фактов допущения объектом проверки аналогичных нарушений.

    На 2021 год в Сводный план проверок Министерством включены 12 контрольных проверок 4 вузов и 8 научных учреждений.

    Проверки проводят по Программе, для чего председатель Комиссии (руководитель контрольной группы) распределяет вопросы проверки по всем разделам и пунктам программы между членами Комиссии, которые, согласно п. 29 Регламента, имеют право:

    • истребовать у ответственных должностных лиц документы (сведения), касающиеся проверяемого направления деятельности, копии документов (на бумажном и на электронном носителе), которые приобщаются к материалам проверки после заверения;
    • запрашивать доступ к информационным ресурсам объекта проверки;
    • истребовать дополнительную информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах у работников объекта проверки;
    • предоставлять экспертам и ведущим ученым (при их участии) необходимые документы, материалы и информацию, полученные от ответственных должностных лиц;
    • оформлять справку по результатам проверки.

    На заметку! Справки, которые подписывают члены комиссии у должностных лиц проверяемого учреждения по отдельным вопросам (направлениям) – основание подтверждения результирующих выводов акта, который подписывается руководителем (единолично). Поэтому повышенное внимание следует обращать на право подписания справок, а именно на наличие полномочий, предоставленных руководителем проверяемой организации! Неуполномоченное лицо вправе отказаться от подписания справок.

    План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год

    Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул» был введен 1 января 2016 года[1]. В этот период было отменено более полумиллиона проверок. Мера оказалась эффективной, и ее продлили до 1 апреля 2020 года[2]. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

    • Новые ПОТ: что было, что стало и кому это надо?
    • Маски, деньги, ФСС: как компенсировать «антиковидные» затраты?
    • Проверки и досудебное обжалование

    Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

    Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

    Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

    Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

    Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

    Категория риска

    Периодичность проверки

    Вид проверки

    Высокий

    Один раз в три года

    Документарная или выездная проверка

    Средний

    Один раз в четыре года

    Низкий

    Проверять не будут

    Вид мероприятия

    Как проводят

    Когда проводят

    Информирование

    Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

    Всегда

    Обобщение правоприменительной практики

    Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

    Ежегодно до 1 июня

    Предостережение

    Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

    Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

    Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

    Консультирование

    Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

    — периодичности и порядка проведения контроля;
    — порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
    — порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

    Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

    Когда школа или детский сад обратится за консультацией

    Профилактический визит

    Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

    В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

    О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

    Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

    Для организаций, которые:

    — получили лицензию на образовательную деятельность — в течение одного года со дня начала деятельности;
    — имеют категорию высокого риска — в течение одного года со дня принятия такого решения

    Планы и результаты проверок на 2022 год

    Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

    Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

    Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

    Заранее уведомят только о выездной проверке – минимум за сутки до ее начала. Проверяющие направят копию решения по почте, электронной почте и через портал госуслуг (п. 38 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 6 ст. 73, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

    Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

    Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

    1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

    2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

    3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

    4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

    Правила уведомления о внеплановом контроле такие же, как для планового. Заранее предупредят только о выездной проверке – за сутки до ее начала. Исключение – сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. По этому основанию проверят без предупреждения (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

    Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

    • в рамках межведомственного взаимодействия;
    • по итогам мониторинга системы образования;
    • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
    • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
    • с сайтов образовательных организаций.

    Если в ходе наблюдения выявят факт причинения вреда охраняемым законом ценностям или угрозы его причинения, сведения о нарушении обязательных требований, готовящихся нарушениях или их признаках, контрольный орган примет одно из двух решений: 1) провести внеплановую проверку – если сведения подтвердятся; 2) объявить предостережение (ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

    Непривычно, когда слово «визит» используется контролерами. Обычно визитом принято называть простое посещение какого-либо места или человека и совсем не с целью проверки. Тем не менее, в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ словосочетание «инспекционный визит» применяется как официальное название одной из новых форм проверок.

    Замена плановой выездной проверки инспекционным визитом возможна во втором полугодии 2021 года. Контролеры вправе провести такую замену, если:

    • выездная проверка включена в ежегодный план проверок на 2021 год;
    • решение о замене принято контролирующим органом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала плановой проверки.

    Если решение о замене будет принято контролирующим органом, проверяемую компанию или ИП должны уведомить о замене в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2-3 Постановления № 1969).

    Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2021 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).

    Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.

    В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.

    К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).

    Налоговики с инспекционным визитом прийти не могут, так как такая форма контроля не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в число которых входит и налоговый контроль (п. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

    Как быть, если в ходе инспекционного визита компании причинен ущерб

    Новое законодательство о проверках уделило особое внимание вопросу обеспечения защиты прав проверяемых лиц (компаний, ИП и т. д.) во время контрольно-надзорных мероприятий.

    Если при проведении контрольного мероприятия (в том числе инспекционного визита), проверяемому лицу причинен вред, это лицо вправе рассчитывать на возмещение вреда, если действия инспекторов будут признаны неправомерными (ст. 38 Закона № 248-ФЗ).

    Законом расписан порядок досудебного обжалования решений и действий контролеров (ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ).

    Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

    Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?

    Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:

    • отсутствие оснований для проведения проверки;
    • несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
    • нарушение сроков проверки;
    • и другие.
    • Инспекционный визит — один из новых способов контроля, предусмотренный Федеральным Законом № 248-ФЗ.
    • В ходе инспекционного визита осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
    • Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
    • Инспекционный визит продолжается один рабочий день, а его результаты оформляются актом типовой формы.

    «Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.

    До конца рабочей недели держим скидку в 20%. Успевайте подписаться.

    В Постановлении № 1520 речь идёт о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях и проверках в рамках контроля и надзора, проводимых в рамках двух федеральных законов:

    Плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки в ежегодные планы не включают.

    Кого включили в мораторий-2022

    По сравнению с 2021 годом мораторий на проведение плановых проверок в 2022 году распространили на представителей малого бизнеса по Перечню из постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Это касается деятельности в сфере:

    • здравоохранения;
    • образования;
    • социальная сфера;
    • производство, использование и обращение драгметаллов и драгоценных камней.

    Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

    Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

    Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

    Под мораторий не подпадают:

    • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
    • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
    • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
    • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
    • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
    • организации, работающие на основании лицензий;
    • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • предприятия, использующие атомную энергию.

    Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

    Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

    Бератор нового поколения
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

    То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

    • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
    • Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования
    • Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля за образовательной деятельности
    • Административные регламенты исполнения государственных функций
    • Ежегодные планы проведения плановых КНМ
    • Программа профилактики нарушений обязательных требований
    • Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
    • Эксперты
    • Информация о сроках исполнения предписаний
    • Информация о сроках исполнения предостережений
    • Результаты проверок в отношении органов местного самоуправления
    • Результаты проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность

    Непривычно, когда слово «визит» используется контролерами. Обычно визитом принято называть простое посещение какого-либо места или человека и совсем не с целью проверки. Тем не менее, в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ словосочетание «инспекционный визит» применяется как официальное название одной из новых форм проверок.

    Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. Об этом прямо указано в п. 7 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. Но из этого правила есть исключение — это случаи, указанные в п. 3-6 п. 1, п. 3 ст. 57, п. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

    Замена плановой выездной проверки инспекционным визитом возможна во втором полугодии 2021 года. Контролеры вправе провести такую замену, если:

    • выездная проверка включена в ежегодный план проверок на 2021 год;
    • решение о замене принято контролирующим органом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала плановой проверки.

    Если решение о замене будет принято контролирующим органом, проверяемую компанию или ИП должны уведомить о замене в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2-3 Постановления № 1969).

    Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2021 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).

    Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.

    В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.

    К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).

    Налоговики с инспекционным визитом прийти не могут, так как такая форма контроля не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в число которых входит и налоговый контроль (п. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

    Как быть, если в ходе инспекционного визита компании причинен ущерб

    Новое законодательство о проверках уделило особое внимание вопросу обеспечения защиты прав проверяемых лиц (компаний, ИП и т. д.) во время контрольно-надзорных мероприятий.

    Если при проведении контрольного мероприятия (в том числе инспекционного визита), проверяемому лицу причинен вред, это лицо вправе рассчитывать на возмещение вреда, если действия инспекторов будут признаны неправомерными (ст. 38 Закона № 248-ФЗ).

    Законом расписан порядок досудебного обжалования решений и действий контролеров (ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ).

    Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

    Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?

    Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:

    • отсутствие оснований для проведения проверки;
    • несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
    • нарушение сроков проверки;
    • и другие.

    Контрольный (надзорный) орган вправе применять (т. е. не обязан) проверочные листы при проведении и других плановых контрольных (надзорных) мероприятий (кроме указанных выше), а также внеплановых.

    Но есть 2 исключения, когда проверочные листы не фигурируют в проверках. Это:

    • внеплановое мероприятие, основание проведения которого – истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
    • проведение контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.
    • ГЛАВНОЕ
    • НОВОСТИ
    • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
    • НОВОСТИ БИЗНЕСА
    • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
    • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
    • Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
    • Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования
    • Профилактика нарушений законодательства об образовании


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *