Нужно ли разрешение на строительство пристроя к дому на собственном участке в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли разрешение на строительство пристроя к дому на собственном участке в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следующий этап после завершения строительства пристройки к дому – оформление прав собственности. Регистрация прав осуществляется путём внесения данных в единый реестр недвижимости (ЕГРН) о новых параметрах достроенного здания. Порядок процедуры регистрации зависит от наличия разрешения на строительство.

Оформление прав на пристройку, возведение которой было разрешено администрацией, происходит в следующем порядке:

  1. Обращение в БТИ для получения справки о новом строении на участке;
  2. Оплата госпошлины 350 рублей;
  3. Обращение в Росреестр с заявлением о регистрации.

В Росреестр собственник достроенного дома предъявляет следующие документы:

  • Справку, полученную в БТИ;
  • Квитанцию об оплате пошлины;
  • Разрешение на строительство;
  • Копию паспорта.

Внесение сведений о собственнике нового здания, образовавшегося после пристройки, осуществляется в течение 7-10 дней. Стоимость оформления законной пристройки складывается из следующих платежей:

  • Оплата услуг архитектурного бюро – 3000-20000 рублей;
  • Пошлина за выписку из ЕГРН – 300 рублей;
  • Пошлина в Росреестр – 350 рублей.

Стоимость услуг бюро меняется в зависимости от сложности проекта и местонахождения участка.

Разрешение на строительство дома: требуется ли оно в 2021 году

Оформление в собственность самовольной пристройки осуществляется в судебном порядке. Для этого следует собрать пакет документов:

  • Справку из ЕГРН о собственности на землю под домом с пристройкой;
  • Документ о собственности на дом;
  • Справку из БТИ о зданиях на участке;
  • Технический паспорт на дом;
  • Описание пристройки;
  • Акт коммунальных служб об отсутствии коммуникаций вблизи дома;
  • Заключение инженерной службы из БТИ.

Если отсутствует план на увеличенное здание, его необходимо изготовить в архитектурном бюро. Инженерная служба БТИ проверяет на соответствие пристройки строительным нормам (толщина стен, прочность фундамента и т.д.).

При выборе проекта постройки важно обращать внимание на следующие факторы:

  • Техническая осуществимость;
  • Функциональность;
  • Соответствие нормам строительства.

Пристройки делают с целью увеличить площадь дома или сделать вход более удобным. Проект на рис. 1 увеличивает жилое пространство в 2 раза. Осуществляется путём достраивания трех стен и добавления потолочных балок с целью расширения одного из скатов крыши.

Разрешение на строительство от соседей: образец 2022 года

Чтобы построить жилой, садовый или дачный дом на участке в 2021 году нужно подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве и приложить к нему документы:

  • Подтверждающие права на участок.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок
  • Описывающие планируемую постройку – это важно, если он будет находиться в исторически значимом населенном пункте.
  • Доверенность на представителя при необходимости.

После рассмотрения уведомления о планировании, регистрирующий орган может либо одобрить строительство, прислав уведомление о соответствии, либо отказать в нем, прислав уведомление о несоответствии. Стандартный срок в семь рабочих дней может быть продлен до двадцати, если дом строится в историческом поселении, и в уведомлении не указано типовое архитектурное решение.

После получения положительного ответа можно начинать строительство. Оно, как и разрешение на строительство, будет действительно в течение десяти лет. Если вы пересмотрите какие-то существенные характеристики постройки, нужно будет подать уведомление об изменении параметров планируемого строительства.

Последнее уведомление об окончании строительства подать следует в течение месяца после того, как дом закончен. Оно содержит практически те же сведения, что уведомление о планировании, но уже фактические. К уведомлению прикладывается техплан, который делают приглашенные вами кадастровые инженеры. Их же можно попросить заполнить уведомление, чтобы избежать ошибок. Дополнительно может понадобиться соглашение о разделении участка на доли между правообладателями, если собственников несколько.

Это уведомление тоже рассмотрят в течение семи рабочих дней. Если во время строительства вы не отклонялись от плана, то одобрение практически гарантировано. В ответ снова будет составлено уведомление о соответствии. Оно понадобится для оформления права собственности на дом.

Уполномоченный орган самостоятельно направит в регистрирующий орган заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации за вами прав. Если это не будет сделано своевременно, вы можете направить заявление самостоятельно.

До 1 марта 2026 года уведомления можно не подавать по «дачной амнистии». Кадастровый учет и регистрацию прав на жилой дом проведут и без перечисленных уведомлений. Право выбирать порядок оформления такой недвижимости остается за правообладателем.

При этом должно выполняться условие, что жилой дом строится на участке (письмо Росреестра от 05.03.2021 № 14-1578-ГЕ):

  • Садовом;
  • Предназначенном для индивидуального жилищного строительства;
  • Предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Строгих предписаний к оформлению документа нет, он составляется в свободной форме, но следует учитывать следующие нормы:

  1. Согласие обязательно должно быть дано в письменном виде, устного разрешения недостаточно.
  2. Предоставлено согласие должно быть только собственниками, ни в коем случае не арендаторами и другими третьими лицами.
  3. Документ оформляется по стандартной форме, с указанием «шапки», где прописываются данные заявителя и адресата. В самом тексте содержатся данные лиц, дающих согласие, описание проводимых изменений, этажность строения, кадастровый номер участка, аналогичные сведения об участках соседей.
  4. Должно быть подписано всеми соседями-собственниками с указанием даты составления и подписания.

Образец согласия соседей на пристройку или строительство дома смотрите здесь:

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

При планировании строительства на собственной территории разрешение необходимо для:

  • возведения жилого дома, если расстояние между ним и соседними участками – менее 3 м;
  • постройки помещения для хозяйственных целей, если расстояние между ним и участком – менее 4 м;
  • постройки нежилого помещения, если расстояние от него до участка соседей – менее 1 м;
  • монтажа и установки окон, если расстояние до окон соседей – менее 6 м.

Этот перечень возможных работ не исчерпывающий, поэтому при возведении пристройки лучше заручиться согласием всех соседей, так как это нужно, чтобы узаконить новое строение.

При отсутствии согласия возведенный пристрой будет считаться самовольной постройкой. Это подразумевает определенные последствия:

  1. Согласно нормам закона, ст. 222 ГК РФ, самовольно возведенное строение не может быть оформлено в собственность лица, соответственно, любые сделки в отношении этого помещения будут невозможны.
  2. Самовольную постройку могут обязать снести, и владельцу придется оплатить все расходы на проведение работ.
  3. Если пристрой будет выше, чем двухэтажное здание, из его окон будет открываться хороший обзор на участок и дом соседей, что может сильно им не понравиться.

Также если заявление на строительство от соседей не будет получено, это повлечет негативные последствия в виде судебных споров, которые, в свою очередь, требуют финансовых и моральных вложений. Не исключена и просто соседская вражда – распространение слухов, неприятные поступки.

Важно! Осуществляя строительство, необходимо помнить, что нельзя подвергать опасности жизнь и здоровье соседей, не соблюдать требования пожарной безопасности и санитарно-гигиенические правила, оскорблять других лиц.

В свою очередь, соседи, дающие согласие, подтверждают, что их права и интересы соблюдены при возведении пристройки. Вполне возможна такая ситуация, что соседи будут согласны на возведение пристройки ближе к их участкам, чем это регламентировано.

В «Правилах землепользования и застройки» может быть закреплено положение, позволяющее сократить минимальное расстояние по обоюдному согласию соседей. Однако на практике такое встречается крайне редко.

Также в правилах закреплена процедура, позволяющая отклонения от максимально допустимых параметров согласованного строительства. Если соседи не возражают против уменьшения отступа между участками, необходимо получить от них письменное согласие.

Для нарушения границ отступа нужна причина, к примеру, природные препятствия при закладке фундамента. После этого необходимо обратиться с заявлением в администрацию и получить разрешение на отклонение от допустимых параметров.

Как уже говорилось ранее, документ должен быть в письменной форме. Если собственник смежного участка там не проживает, возможно попробовать его разыскать при помощи представителей землеустроительной организации, которые смогут найти информацию собственнике соседнего участка через базу Росреестра. Если данных о владельце участка нет, возможно опубликование в СМИ о согласовании пристроя и проведении сопутствующих работ с указанием времени и места согласования.

В случае неявки собственника это приравнивается к его согласию на проведение работ.

Также необходимо соблюдать нормы СНиП, поскольку в случае возникновения разногласий с соседями нормативные акты будут применяться при принятии решений уполномоченными органами.

Важно! Если участок, на котором планируется пристрой, расположен на территории дачного кооператива, необходимо сначала ознакомиться с положениям устава сообщества. Возможна ситуация, когда строительство запрещено без разрешения председателя правления.

Планируя строительство на загородном участке в СНТ, собственнику земли нужно руководствоваться нормами и правилами, которые прописаны в:

  • Федеральном законе № 217-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2019 года;
  • Градостроительном кодексе Российской Федерации (статья № 39);
  • Земельном кодексе РФ, который определяет принадлежность участков к землям для садоводства и огородничества;
  • своде правил СП 53.13330.2019, посвященном планировке и застройке территории ведения гражданами садоводства.

Именно в последнем документе прописано, какие расстояния должны соблюдаться между постройками на загородных участках. Главные цифры мы собрали в виде инфографики.

Если вы приобрели землю в СНТ и готовитесь начать строительство садового или жилого дома, важно помнить про существующие ограничения.

Так, высота дома в СНТ не должна превышать 20 метров. Также на территории садоводческих товариществ запрещено возводить постройки более трех этажей.

Если площадь дома превышает 500 кв. метров, перед началом строительства нужно составить проект, подготовить чертежи и схемы будущей постройки с разных ракурсов. Далее потребуется провести пожарную экспертизу, а после завершения строительства — официально сдать дом в эксплуатацию с разрешения местных служб.

Высота потолков в доме — не менее 2,2 метров. Также существуют и минимальные ограничения по площади комнат:

  • основная комната (зал, гостиная) — от 12 кв.м;
  • спальня — от 8 кв.м;
  • туалет — от 1 кв.м.

При строительстве дома важно учесть его расположение на участке. Жилая постройка должна находиться на расстоянии:

  • 5 метров от улицы;
  • 3 метров от проезда или границы соседнего участка;
  • 6 метров от дома соседей;
  • 15 метров от лесного массива.

Нужно ли регистрировать пристройку к дому на собственной земле?

К сельскохозяйственным постройкам на дачном участке относятся сараи, птичники и загоны для скота, склады для хранения инвентаря или урожая. Возводить их разрешается на расстоянии не менее 1 метра от границы с соседним участком.

Если речь идет о колодце, он должен находиться не ближе 5 метров от дома и 8 метров от туалета или компоста.

Уличный туалет или выгребную яму придется оборудовать минимум в 4 метрах от границы с соседним участком.

В широком смысле под понятием «самострой» подразумевается постройка какого-либо предназначения, возведенная на участке земли без уведомления соответствующих органов и получения от них официального разрешения на строительство (параграф 222 Гражданского Кодекса). Проще говоря, это любые объекты недвижимости, выполненные самовольно и без согласования с администрацией.

Самовольное строительство в целом негативное явление. Но в связи со сложностью получения разрешений на строительство и других необходимых документов, а также возможностью в последующем узаконить самовольную постройку через суд или другим способом, в нашей стране возведение зданий, строений или других сооружений, которые можно отнести к самовольным постройкам, – довольно распространенная практика.

  • Если у вас нет права на землю, его нужно оформить по «дачной амнистии», путем приватизации или платного выкупа земельного участка.
  • Если нет разрешения на строительство и других необходимых документов, суду важно доказать, что вы предпринимали все необходимые меры для получения данных документов. .
  • Постройка, которую планируется легализовать, не должна нарушать права и законные интересы других лиц, например, препятствовать проходу или проезду к чужой собственности. Вы должны будете доказать, что дом никому не мешает, соответствует всем параметрам планировки территории, правилами землепользования и застройки. Делается это с помощью заключений специалистов из отделов архитектуры, БТИ и независимых строительных экспертов.
  • Трудности в суде могут возникнуть, если здание расположено на земельном участке, не предназначенном для этих целей. Узаконить дом можно, если он расположен на земле для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или, в отдельных случаях, на дачной земле.

Верховный суд разъяснил, почему нельзя узаконить самовольные пристройки

Обязательным условием приобретения данного права через суд является оформленное право собственности на земельный участок, на котором совершено самовольное строительство. Помимо этого право собственности приобретается только на те постройки, которые не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровья граждан.

  1. Сама земля должна находиться в собственности.
  2. Категория участка обязана допускать возможность ведения на нем строительства объекта недвижимости.
  3. У государственных органов не должно быть претензий относительно рассматриваемого участка земли и самовольного строения.
  4. Лицо, которое возвело незаконное строение, при прохождении процедуры узаконивания должно оплатить соответствующие налоги и штрафы в ИФНС за последние 3 года, с начислением соответствующих пени. Здесь стоит добавить, что в случае, если земельный участок находится в собственности у лица более 10-ти лет, налоги и штрафы за возведенную недвижимость могут быть начислены за весь этот период.

Согласно статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольная постройка — это здание, сооружение, которые были созданы на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, либо там, где разрешенное использование земельного участка не допускает на нем строительства данного объекта, а также созданные без получения необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Необходимо иметь в виду, что самовольные постройки должны быть снесены, исключением являются лишь отдельные случаи. Причем, по общему правилу, самострой подлежит сносу лицом, осуществившем его или за его счет.

Любое конструктивное изменение существующего строения является его реконструкцией (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Пристройка к жилому дому может быть как с любой из сторон, увеличивая его габариты в длину или ширину, так и вверх, когда изменяется этажность.

Пристройкой считается дополнение дома, которое не обозначено в проекте. Оно бывает:

  • капитальным — возводится на фундаменте, занимает дополнительную земельную площадь, имеет одну или более общую стену с имеющимся домом;
  • некапитальным – нежилое помещение, не требующее фундамента (веранда, навес, крыльцо, открытая терраса и т.д.).

В зависимости от того, является ли пристройка капитальной или нет, отличается процесс ее регистрации. Любая некапитальная постройка может быть не оформлена документально, это не повлечет применение санкций к собственнику. Она кардинально не влияет на конструктивные особенности дома, не ущемляет права соседей, не создает опасности жизни и здоровью жильцов.

Но законодательство постоянно меняется и неизвестно, насколько сложно станет зарегистрировать такую пристройку впоследствии. Сегодня это дело вызова кадастрового инженера, который удостоверит новые параметры дома. Затем документы передаются на регистрацию вместе с правоустанавливающими документами на землю и дом.

Немного иной порядок действий, если пристройка носит капитальный характер. По ней можно проводить регистрационный комплекс мероприятий еще до начала строительства или сделать это после.

При строительстве жилого дома должны соблюдаться все необходимые нормы, в том числе обязательные отступы от соседей, дороги и т.д. Реконструкция, т.е. изменение параметров в связи с возведением капитального пристроя, также должна подчиняться этим нормам. Чтобы не получилось, что его признают самостроем, лучше заранее согласовать с уполномоченным органом, получить разрешение. Для этого нужно сделать следующее:

Шаг 1. Подготовить проект планируемой пристройки.

Это можно сделать самому или обратиться к компетентному специалисту. При создании проекта необходимо учитывать особенности земельного участка и дома.

Для индивидуального жилого дома с этажностью вверх не более трех (не выше 20 метров от уровня земли), предназначенного для проживания одной семьи, проект реконструкции подготавливать не обязательно.

Шаг 2. Составить уведомление в адрес уполномоченного органа о намерении реконструировать дом.

Оформите и направьте в администрацию (отдел градостроительства) уведомление, где укажите свои персональные данные (ФИО, адрес, паспортные реквизиты), кадастровый номер дома, правоустанавливающие документы на землю, сведения о планируемых изменениях, способ получения разрешения. Все указанные данные необходимо подкрепить соответствующими документами.

1.6. Разрешение на строительство

До 1 марта 2026 года граждане, осуществляющие строительство или реконструкцию объекта ИЖС, освобождены от получения соответствующего разрешения.

Если дом на участке ИЖС или ЛПХ, тогда для уже сделанной реконструкции нужно обращаться в суд, потому что нужно было ранее отправить уведомление. Если участок садовый/дачный, тогда на реконструкцию достаточно техплана.

Если пристройка уже возведена, порядок действий по ее регистрации следующий:

  1. Заключается договор с кадастровым инженером на выполнение нового технического паспорта. Паспорт может быть выдан в электронном виде либо направлен кадастровым инженером в Росреестр, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Предоставляются в Росреестр или через МФЦ документы на регистрацию.
  3. В результате собственник получает новую выписку из ЕГРН.

В случае отказа легализовать пристройку можно в судебном порядке. При этом необходимо доказать, что:

  • габариты реконструированного дома находятся в допустимых границах;
  • при возведении соблюдены все строительные нормативы;
  • не ущемлены интересы соседей (соблюдены необходимые отступы).

При положительном решении суда можно будет зарегистрировать дом с измененными параметрами. При отказе суд обяжет снести постройку.

Реконструкция дома, связанная с его увеличением, повлияет на кадастровую стоимость объекта. Это повлияет на величину налога на имущество, она станет выше.

Написать комментарий

      Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

      По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

      Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

      • объектов космической инфраструктуры;
      • гидротехнических сооружений;
      • объектов, связанных с использованием недр;
      • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

      Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

      Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

      • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
      • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
      • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

      При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

      Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

      С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

      Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

      С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

      Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

      Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

      По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

      При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

      1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
      2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
      3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
      4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
      5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
      6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
      7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
      8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
      9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

      Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

      В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

      Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

      На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

      1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
      2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
      3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
      4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
      5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
      6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
      7) автомобильных дорог IV и V категорий;
      8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог;
      9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
      10) пешеходных улиц и площадей городов;
      11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

      Как оформить разрешительную документацию на строительство

      ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

      При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).

      По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

      Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].

      В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.

      В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].

      Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

      Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

      Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

      Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

      О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

      Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением постро��нного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].

      Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

      П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

      Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

      • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
      • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
      • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
      • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
      • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
      • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

      Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

      1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
      3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
      4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
      5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

      После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

      Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

      • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
      • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

      Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

      С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

      Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

      Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

      Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

      Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

      В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

      После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

      Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

      Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

      В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

      В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

      Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

      Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

      • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
      • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.

      В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

      Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

      При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

      Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

      Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

      На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

      Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

      С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

      При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

      Законом не только продлён срок применения упрощённого порядка, но расширены возможности самой «амнистии». По этой причине она стала более чем «дачной» и приобрела некоторую универсальность.

      Сфера действия продлённой «дачной амнистии»

      Под действие нового упрощённого порядка регистрации попали индивидуальные жилые дома, построенные не только на садовых участках. Его действие распространилось на дома, расположенные на ЗУ, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённого пункта.

      Состав участков и объектов недвижимости

      1. Участки

      • садовые участки
      • участки для ИЖС
      • участки для ЛПХ (приусадебные ЗУ) в черте населённого пункта

      2. Объекты

      Кроме индивидуальных жилых домов, по «дачной амнистии» на садовых, дачных ЗУ, участках для ИЖС и ЛПХ можно зарегистрировать:

      • домики для сезонного использования (садовые домики)
      • гаражи
      • бани
      • хозяйственные постройки

      Федеральным законом №404-ФЗ продлён срок для направления уведомлений о строительстве индивидуальных жилых домов, строящихся без получения разрешения, возведение которых было начато до 4 августа 2018 года (до введения уведомительного порядка).

      Уведомление можно направить в течение предстоящих 5 лет (до 01.03.2026) в администрацию или напрямую в Росреестр.

      После постройки жилого дома нужно подготовить технический план. Далее, вместе с уведомлением о завершении строительства, направить его в администрацию – для получения подтверждения (уведомления) о соответствии параметров построенного дома установленным требованиям.

      Не будь возможности, предоставленной продлённой «дачной амнистией», отстаивать своё право на жилой дом застройщику пришлось бы через суд.

      В случае, когда работы по сносу ОКС были начаты до вступления в силу федерального закона №404-ФЗ, а сам снос не связан с реконструкцией или строительством ОКС на месте снесённого объекта, не требуется:

      • разработка проекта организации работ по сносу ОКС
      • направление уведомления о начале работ по сносу ОКС

      Как правило, на участках ЛПХ, ДНП, ИЖС и СНТ разрешено возводить по одному отдельно стоящему жилому дому высотой не более чем трех этажей и подсобные хозяйственные постройки, если в документах не указано иного.

      Если требуется изменить один вид разрешенного использования земли и объектов капитального строительства на другой, придется обращаться в администрацию по месту нахождения участка. С разрешения главы администрации по итогам публичных слушаний вам могут выдать документ, подтверждающий соответствие разрешенного и фактического использования земельного надела.

      У кадастрового инженера следует получить технический план постройки. Затем объект надлежит поставить на кадастровый учет. Кроме того, характеристики постройки не должны нарушать норм, предписанных СЭС, пожарной инспекцией, Росприроднадзором.

      Могут потребоваться и другие согласования, если участок находится в зоне аэродромов или водоохранной зоне.

      КоАП РФ установил денежные взыскания за строительство недвижимого имущества без разрешительной документации

      • Для граждан от 2 000 до 5 000 рублей
      • Для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей
      • Для юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей

      При оформлении самостроя штрафных санкций не избежать, их в любом случае придется выплатить, но только последствия могут быть и более глобальными. Дальнейшее развитие событий —ликвидация недвижимости. Во избежание подобных последствий, а также в целях легитимного использования и эксплуатации объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем озадачиться вопросом легализации самостроя.

      Раньше под дачную амнистию подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для ИЖС или личного подсобного строительства в границах населенных пунктов требовалось разрешение. Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

      Дачную амнистию усложнили. В новом законе введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2026 года — в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются. После 1 марта 2026 года оформить права на дом можно будет только в судебном порядке. Это должно стать мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволит без лишних сложностей оформить права на строящуюся недвижимость, считают авторы законопроекта.

      Новый закон направлен на вовлечение в гражданский оборот жилой недвижимости. Это позволит увеличить собираемость налогов на местах и положительно скажется на развитии частного жилого сектора. Без зарегистрированных прав будет невозможно продать, подарить, передать по наследству или застраховать имущество. После окончания дачной амнистии недвижимость, возведенная без разрешения, может быть признана самостроем и снесена по решению суда.

      Следующие действия зависят от того, какое решение вынес суд:

      • В вашу пользу. В этом случае вы пишите заявление в Росреестр о внесении изменений в ЕГРН и прилагаете к заявлению решение суда. Подать заявление можно через МФЦ.
      • Не в вашу пользу. В этом случае вы получите предписание демонтировать пристройку и привести дом в первоначальный вид. В предписании указан срок, в течение которого вы должны это сделать. Выполнение решения суда будет контролировать местная администрация.

      Дачная амнистия в 2021 году: как упрощенно зарегистрировать дом

      Легализовать незаконную пристройку не всегда получается даже через суд. Отрицательное решение может быть принято по целому ряду причин:

      • Лицо, обратившееся с заявлением, не имеет на это права. Подать заявление – и в администрацию, и в суд – может только владелец земли и дома. Можно действовать через представителя, но в этом случае на него должна быть оформлена нотариальная доверенность.
      • Подан не полный пакет документов. Это формальные требования, определенные законом. Когда поданы не все документы или в некоторых есть ошибки, помарки, неточности, это уже будет поводом для отказа.
      • Нарушение норм. Во время рассмотрения вашего дела будет проанализировано соответствие пристройки разным нормам. Она должна быть возведена с соблюдением СНиПов. Нарушение строительных норм – это всегда основание для отказа. Также расположение пристройки должно соответствовать проекту межевания. То есть, должны быть соблюдены расстояния до границ участка. Пристройка должна соответствовать ВРИ земли. Если хотя бы одно из требований нарушено, легализовать не получится.
      • Нарушение требований безопасности. Во время строительной экспертизы проверяют не только соответствие конструктивных элементов строительным нормам. Эксперт изучает стройматериалы, которые вы использовали, их качество, безопасность. Если строение может представлять опасность для людей, это будет отражено в заключении. Важно! Столкнуться с такой ситуацией можно и в том случае, если вы подавали уведомление и действовали строго в рамках закона. Во время проверки соответствия также оценивают качество и безопасность стройматериалов. Нарушение безопасности – основание для отказа.
      • Превышение максимальных размеров здания. Раньше характеристики, которым должен соответствовать дом ИЖС, были очень размытыми. Сейчас они регламентированы законом. Если ваша пристройка превышает эти нормы, на проведение строительных работ нужно получать разрешение.
      • Несоответствие заявленным характеристикам. С такой причиной отказа можно столкнуться и в том случае, если все было сделано по закону, и при административном порядке узаконивания. Дело в том, что в уведомлении о реконструкции собственник указывает характеристики изменений, которые он планирует ввести. После того, как строительство будет завершено, специалисты муниципалитета проверяют соответствует ли фактическая пристройка заявленной. Если есть отклонения, вы получите отказ.

      Если дом в долевой собственности, строительство пристройки приведет к изменению размеров долей. Не все собственники могут быть с этим согласны, так как увеличение размера доли приведет к увеличению налога на недвижимость. Прежде чем узаконивать строение, нужно получить от всех собственников согласие. Если такого согласия нет, скорее всего, вам откажут.

      Чтобы успешно пройти процедуру легализации, обращайтесь за помощью к специалистам «Геомер групп». У нас вы можете заказать необходимые технические документы на объект. Наши специалисты будут представлять ваши интересы в администрации. Участие эксперта в процессе легализации повышает ваши шансы на положительный исход дела. Чтобы записаться на консультацию, звоните по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

      Основные шаги по получению разрешения отмечены в Градостроительном кодексе РФ. Заявитель должен подготовить документы и обратиться в уполномоченные органы. Вместо заявителя может действовать третье лицо. Тогда оформляется доверенность на имя представителя.

      Орган, который выдает разрешения на строительство и/или реконструкцию, может отличаться. Сейчас в Москве действует Стройнадзор. Где-то в регионах функции исполняют отделы исполкома. Жители деревень могут получить разрешение в сельской администрации (сельсоветах). Сведения об органе можно найти на официальном сайте города.

      Куда подать уведомление и где брать разрешение:

      • Многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации земли – офисы «Мои документы» есть в каждом населенном пункте; обращайтесь в любой из них, с 2018 года территориальная привязка не действует;
      • Городская администрация – разрешения на перестройку выдают отделы архитектуры и градостроительства;
      • Портал Госуслуги – уведомление подается в электронном формате, не выходя из дома; требуется наличие ЭЦП – электронной цифровой подписи.

      Собранные документы могут быть поданы в электронном виде. Правительство РФ оставляет за собой право уточнять, в каких случаях это является обязательной процедурой. Но пока сохраняется и личная передача уведомления о реконструкции дома.

      Оформление пристройки – это процедура, которая в первую очередь должна быть выполнена для защиты прав собственника. Если не оформить пристройку должным образом, владелец не сможет обменять, продать, оформить в наследство, сдать в аренду, подарить.

      ВНИМАНИЕ! При несоблюдении требований законодательства собственник жилья, который не оформил конструкцию должным образом, подвергается наложению штрафа.

      Оформлению подлежат только капитальные постройки с наличием фундамента, которые используются как жилая территория. Если строение применяется в хозяйственных целях, оно не обязывает собственника его регистрировать. По законодательству не обязательно узаконивать следующие виды строений:

      • крыльцо;
      • дополнительный вход в жилой дом;
      • навес;
      • лестница;
      • гараж, выполненный, как навес, или в качестве пристройки к дому;
      • дополнительная пристройка.

      К тому же, если пристройка – это капитальное строение, которое планируется использовать как жилую площадь, необходимо отметить в документации увеличение объема общей жилой площади. Если собственников недвижимости несколько, доля каждого, соответственно, увеличивается.

      Незаконная пристройка может нарушить образ и уклад жизни соседей. Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется выполнять требования законодательства.

      Существует два варианта развития событий:

      • Владелец жилья планирует строительство пристройки. Если собственник дома планирует пристройку к жилому объекту, он должен обратиться за помощью к юрисконсульту для решения вопроса по всем нормам законодательства. После решения юридической стороны закона необходимо использовать услуги проектировщика.
      • На постройку составляется проект, который заверяется органами местного управления. Проект должен быть составлен с учетом всех требований законодательства. После выполнения вышеперечисленных действий можно приступать к сбору документации и выполнению процедуры оформления.
      1. Собрать требуемый пакет документов.
      2. Предоставить их для ознакомления в городской отдел архитектуры на рассмотрение.
      3. Если документация в полном порядке, местные органы власти выдадут документальное разрешение.

      При согласовании проекта возможен вариант получения отказа в следующих ситуациях:

      • коммуникации проложены менее чем 2.5 метра от конструкции в земле;
      • пристройка затрагивает несущую стену жилого дома;
      • стройматериалы не соответствуют стандартам и требованиям;
      • выбранная техника возведения объекта не соответствует современным требованиям.
      • Если собственник не согласен с отказом, и считает его безосновательным, он вправе обратиться в суд.По факту искового заявления органы судебного исполнения направляют к истцу экспертную комиссию, которая определяет, целесообразность отказа.
      • Строительство на завершающей стадии. В данном случае оформление не требует предварительного согласования с юристами и составления проекта.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *