Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин для детского сада 2022 для воспитателей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПиН поддается постоянным изменениям.
Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПиН для детских садов в 2021 году»
До | После |
---|---|
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей | Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду |
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи | Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории |
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой | Увеличение предельных показателей |
СанПиН для детских садов с изменениями 2021 и 2022 года
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
В СанПиН 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:
- расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
- отсутствие промышленных предприятий поблизости;
- уровень шума не должен превышать норму;
- измерение загрязнения атмосферного воздуха;
- возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Новые требования к детскому питанию
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
3.1. В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.
Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
3.2. В общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
Проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.
При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:
составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.
3.3. Отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, должны быть организованы с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации по месту отправления и прибытия детей, а также предложений главных государственных санитарных врачей в соответствующих субъектах Российской Федерации или их заместителей.
Количество детей в отрядах (наполняемость) должно быть не более 75% от проектной вместимости организации отдыха детей и их оздоровления.
Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Перед открытием каждой смены должна проводиться генеральная уборка.
В организациях отдыха детей и их оздоровления должна быть определена схема организации медицинской помощи и маршрутизации больных с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации, а также резервного коечного фонда для организации обсервации.
Перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
Состав сухого пайка для детей с ОВЗ
В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).
Должностная инструкция младшего воспитателя
- ноября, 2020
- сентября, 2020
- июля, 2020
- июня, 2020
- мая, 2020
- апреля, 2020
- марта, 2020
- февраля, 2020
- января, 2020
- декабря, 2019
- октября, 2019
- сентября, 2019
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:
-
больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
-
нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:
1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);
2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;
3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.
Последние нововведения в СанПин для детских садов
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
- Пункты данного документа основываются на ФГОС дошкольного образования, утвержденного Минобрнауки (пр. №1155). В задачи инструкции входит предоставление информации, затрагивающей должностные права и обязанности, сферу ответственности и характер взаимодействия младшего воспитателя с прочими сотрудниками.
- Прием младшего воспитателя на работу и последующее увольнение осуществляются заведующим ДОУ.
- Младший воспитатель обязывается иметь среднее профобразование или среднее (полное) общее образование и профподготовку в сфере образования и педагогики. Требования к опыту работы отсутствуют.
- Младший воспитатель должен подчиняться заведующему ДОУ, а также следовать указаниям заведующего хозяйственной частью предприятия, медицинского работника и воспитателей группы.
- Правовую основу профессиональной деятельности младшего воспитателя составляют следующие документы:
- Конституция РФ;
- ФЗ «Об образовании в РФ»;
- образовательные программы дошкольного образования;
- правила и нормативы, касающиеся техники безопасности действий при ЧП;
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Федеральные госстандарты дошкольного образования;
- устав и локальные акты ДОУ;
- ПВТР, утвержденные в учреждении;
- приказы, выпускаемые руководителем;
- трудовой договор.
- Младший воспитатель обязывается иметь исчерпывающие знания, касающиеся:
- законов РФ и прочих документов, регулирующих действия воспитателей;
- базовых понятий психологической, педагогической, физиологической наук, а также особенностей оказания детям помощи при наличии угрозы для жизни;
- теоретического и практического разделов воспитательской деятельности;
- способов убедительной аргументации своей точки зрения, а также установки контакта с детьми и их родителями;
- правил, распространяющихся на уход за детьми и охрану их здоровья;
- санитарных нормативов ухода за комнатами и периодической обработки принадлежностей;
- правил внутреннего трудового распорядка, принятых в ДОУ.
- Младший воспитатель обязывается ознакомиться с должностной инструкцией младшего воспитателя ДОУ, правилами, соблюдаемыми при эвакуации, а также правилами по охране труда. Он должен завершить обучение и уметь применять навыки оказания доврачебной помощи.
К числу должностных задач, стоящих перед младшим воспитателем, относятся следующие:
- организация ежедневной активности, которая обеспечивает социализацию детям, под руководством воспитателей ДОУ;
- помощь воспитателям ДОУ, организующих занятия для воспитанников с учетом образовательной программы;
- задействование в предотвращении девиантного поведения и вредных привычек у детей;
- отслеживание соблюдения воспитанниками режима дня, принимающего во внимание их возраст;
- контроль помещений и оборудования ДОУ на предмет соответствия санитарным нормативам, включающий в себя влажную уборку, чистку ковров, обработку столовых приборов и санузлов;
- обеспечение безопасности воспитанников на период их нахождения в детском саду;
- помощь детям, пытающимся освоить навыки самостоятельного обслуживания (при учете возрастных особенностей);
- помощь в организации труда, имеющего общественно значимую направленность, среди старших воспитанников;
- ознакомление детей с нормами поведения за столом во время приема пищи, развитие представлений о гигиене и культуре питания;
- общение с родителями детей с целью передачи информации, затрагивающей компетенцию младшего воспитателя;
- помощь детям в надевании и снимании предметов одежды;
- обеспечение детей чистыми полотенцами и кипяченой водой;
- принятие участия в проведении мероприятий, направленных на закаливание и оздоровление организма;
- присмотр за детьми на протяжении тихого часа – в том случае, если воспитателю необходимо отлучиться;
- прибытие на работу заранее (за десять минут до начала официального рабочего дня);
- сохранение порядка на собственном рабочем месте, а также бережное пользование имуществом ДОУ;
- прохождение периодических медкомиссий согласно плану, созданному руководителем.
- Понести наказание младший воспитатель может в следующих ситуациях:
- некорректное исполнение или отказ от исполнения своих прямых обязанностей, перечисленных в данном документе;
- нарушение УК или ГК, действующих на территории России, во время рабочего процесса;
- причинение вреда имуществу, принадлежащему ДОУ (в пределах ГК и ТК РФ).
- При нарушении сотрудником одного из вышеуказанный пунктов, его ожидает дисциплинарное взыскание (согласно 192 ст. ТК РФ).
- В случае применения насильственных методов при воспитании детей или совершении действий аморального характера, младший воспитатель может быть уволен (согласно ТЗ и ФЗ «Об образовании»). При этом освобождение от занимаемой должности не будет считаться дисциплинарным взысканием.
- Причинение ущерба ДОУ или его воспитанникам в процессе некорректного осуществления профессиональной деятельности, сотрудник несет ответственность материального характера (согласно ГЗ и ТЗ).
Коммуникация младшего воспитателя подразумевает следующие действия:
- присутствие на совещаниях, целью которых является обсуждение тем, связанных с воспитанием детей;
- передача информации заведующему учреждением, касающейся слабых сторон воспитательного процесса, которые следует улучшить;
- ознакомление заведующего с идеями, которые позволили бы усовершенствовать данный процесс и решить проблему;
- своевременное ознакомление с приказами, а также прохождение инструктажа с последующей распиской;
- обсуждение вопросов, касающихся сферы деятельности младшего воспитателя с административными работниками, воспитателями и прочим персоналом учреждения;
- быстрое информирование работников ДОУ и городских служб о ЧП, происходящих на территории учреждения и угрожающих жизням людей.
Должностная инструкция – это документ, который четко очерчивает рамки рабочего процесса и специфику обязанностей, закрепляемых за тем или иным сотрудником. Он соединяет в себе несколько полезных функций:
- приводит список обязательных требований, закрепленных за конкретной должностью. В этот пункт входят такие факторы, как образование, подготовка и опыт работы в аналогичной сфере;
- дает исчерпывающее представление об обязанностях работника. Помимо их перечисления, приводится информация об общем объеме работы и ее частях, за которые сотрудник отвечает;
- указывает на те проступки, за последствия которых сотрудник может понести ответственность – как административную, так и уголовную (в зависимости от степени тяжести нарушения).
Кстати! Особую значимость должностная инструкция приобретает во время судебных разбирательств, когда работодатель и сотрудник имеют претензии друг к другу. Четко прописанный документ позволяет определить, признавать ли сотрудника виновным или нет.
В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:
- занимаемая должность;
- наименование ДОУ;
- Ф.И.О.;
- подпись и расшифровка.
Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.
Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.
В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.
Третий раздел затрагивает права младшего воспитателя и перечисляет те сферы деятельности, в которых он может проявить инициативу. В процессе использования своих прав работник получает возможность взаимодействовать как с вышестоящими, так и с нижестоящими сотрудниками. Целью такого общения является повышение эффективности выполняемой работы, а также устранение возникающих неполадок.
Телефоны экстренных служб:
02 — Полиция
5-11-37 — дежурная часть
5-13-08 — ФСБ
5-22-63 — МЧС
2-39-20 — пожарная часть
Горячая линия:
8 8793 333233
Памятка для воспитателя «СанПиН»
Детским садам необходимо изучить новые требования действующего СанПиН, касающихся организации питания.
- Условия для питания детей домашней пищей
Теперь дети, нуждающиеся в лечебном и/или диетическом питании, вправе питаться по индивидуальному меню или пищей, принесённой из дома.
Если родители выбрали второй вариант, в детском саду необходимо создать особые условия в специально отведённом помещении или месте. Обязательное требование – оно должно иметь условия для мытья рук, а также столы и стулья по количеству питающихся домашней едой детей. Вместе с тем в помещении должны находиться холодильник и микроволновка.
- Условия для питания детей в семейных группах
Чтобы открыть семейную группу, необходимо предварительно проверить помещения заявителя. У него должны быть созданы все необходимые условия для питания детей (подробнее смотрите п.8.2.3).
Так, например, кухню можно использовать как для приготовления, так и для приёма пищи, при этом в наличии должно быть технологическое, холодильное и моечное оборудование, а также инвентарь и посуда.
Продукция при этом может быть приобретена на рынке или в магазине только в том случае, если на неё есть сертификат соответствия, а сама она промаркирована. Покупка таких продуктов питания должна быть подтверждена чеком.
Также можно приобретать готовые блюда и/или полуфабрикаты у предприятия питания. Такую покупку необходимо подтверждать документом.
- Кухонный инвентарь
По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом. Главное, чтобы маркировка была чёткой и понятной.
Однако работники вправе использовать и старые способы маркировки.
Также, согласно правилам, разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках).
- Выдача работникам халатов и обеспечение одноразовыми перчатками
Всем работникам пищеблока необходимо выдать по одному халату. Его работники смогут использовать во время посещения санузла, надевая поверх рабочей одежды. Однако в случае, если халата нет, при посещении санузла работники пищеблока по-прежнему обязаны снимать рабочую одежду.
Персоналу, который порционирует блюда, готовит холодные закуски и салаты, необходимо надевать одноразовые перчатки. Нормы выдачи перчаток не регламентированы, поэтому Вы можете определить их самостоятельно.
- Обязательная вакцинация
Ранее требования к обязательной вакцинации поступающих на работу в организации общественного питания сотрудников не были прописаны, теперь же при отсутствии прививок могут привлечь к ответственности за нарушение правил документа.
- Совместная перевозка пищевой продукции
Ранее допускалась только раздельная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции, однако теперь разрешена совместная перевозка, при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки.
- Хранение продукции
Теперь для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции в одном холодильнике при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроёмкостях.
- Обработка сырья
Согласно действующему правовому акту допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарём.
Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:
- мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
- запрета на использование плит, работающих на дровах, углях, другом твёрдом топливе;
- обязательного присутствия естественного освещения;
- дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
- прямого запрета на использование посуды со сколами;
- хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
- наличия инструкции о мытье посуды;
- наличия при себе медицинской книжки у курьера;
- хранения муки и крупы на установленной высоте;
- конкретных сроков годности: хранение салатов (3 часа);
- запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
- хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
- конкретной температуре горячих блюд;
- использования ветоши;
- соблюдения процедуры обработки яиц;
- выполнения специальных этапов при обработке овощей;
- выноса отходов.
При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.
Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Советуем Вам при необходимости ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.
Также мы рады сообщить, что наша программа «Детский сад: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!
6. Земельный участок под строительство объектов выделяется на расстоянии от транспортных магистралей, в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», утверждаемыми согласно подпункту 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 на поверхности с уклонами, обеспечивающими отвод поверхностных вод, и размещается на территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон.
7. Для ДО с неполным пребыванием детей, размещаемых в многоквартирных жилых домах, во встроено-пристроенных помещениях не предусматривается отдельный земельный участок.
8. Площадь при выборе земельного участка под строительство объектов, определяется требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства согласно подпункту 23-16) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства).
9. При проектировании на территории объектов предусматриваются отдельные игровые площадки для каждой возрастной группы детей. Размеры площадок ДО принимаются не менее 4 квадратных метров (далее – м2) на одно место от количества детей.
10. На каждой игровой площадке предусматривается огражденный с трех сторон теневой навес не менее 20 м2 для защиты от солнца и осадков. Пол теневых навесов предусматривается деревянный.
11. При проектировании и реконструкции объектов набор и площадь помещений определяется заданием на проектирование в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
12. При проектировании объектов в здании и на участке соблюдается принцип групповой изоляции от административно-хозяйственных, бытовых помещений и друг от друга.
13. При проектировании объектов предусматривают основные и вспомогательные помещения:
1) возрастные групповые помещения — изолированные автономные помещения;
2) специализированные помещения (музыкальные, спортивные залы) для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими возрастными группами;
3) сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, прачечная) и служебно-бытовые помещения для персонала.
14. При проектировании в состав возрастных групповых помещений ДО входят раздевальная, игровая, спальня, буфетная-раздаточная, туалетная.
Состав возрастных групповых помещений ДО и их площади соответствуют приложению 2 к настоящим Санитарным правилам.
15. По заданию на проектирование в ДО с неполным пребыванием детей допускается совмещение спальни с групповой (игровой) в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
В ДО с неполным пребыванием детей и дошкольных мини-центрах допускается устройство общей раздевальной.
16. На первом этаже зданий объектов предусматриваются медицинские помещения и изолятор. Изолятор предусматривается не проходным, размещается смежно с медицинским кабинетом с устройством между ними остекленной перегородки на высоте 1,2 м.
17. В подвальных и цокольных этажах зданий не размещаются помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения.
18. Помещения (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные), режим использования которых сопровождается шумом и причиняет беспокойство детям, мешает или нарушает работу педагогического, медицинского, административного персонала не размещают смежно, над и под спальными комнатами, групповыми, медицинскими кабинетами.
19. Комнаты личной гигиены, санитарные узлы для персонала располагаются в зоне административных помещений.
20. Для отделки помещений используют строительные материалы, имеющие документы, подтверждающие их качество и безопасность. Подвесные потолки различных конструкций допускается применять в рекреациях, холлах, актовых залах, административных помещениях.
21. В помещениях с обычным режимом работы стены, оборудование имеют гладкую, матовую поверхность, допускающую уборку влажным способом.
В помещениях с влажным режимом работы (медицинского назначения, пищеблок, санитарные узлы, прачечные, моечные) стены облицовывают плиткой или другими материалами на высоту не менее 1,5 м, в душевых на высоту не менее 1,8 м, допускающими уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
32. На объектах предусматриваются в исправном состоянии централизованное хозяйственно-питьевое, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.
33. Объекты обеспечиваются безопасной и качественной питьевой водой в соответствии с установленными требованиями санитарных правил, гигиенических нормативов, утвержденных согласно подпункту 132-1) пункта 16 положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 (далее – документы нормирования).
34. На объектах организовывается питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости (графины, чайники) или бутилированная, по показателям качества и безопасности должны соответствовать требованиям документов нормирования.
Кулеры (диспенсеры) для воды регулярно очищаются согласно инструкции производителя.
Допускается использование кипяченой питьевой воды при условии ее хранения не более трех часов.
35. Для питья используют чистую посуду (стеклянная, фаянсовая или одноразовые стаканчики), выделяют отдельные маркированные подносы для чистой и использованной посуды или контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.
36. При отсутствии централизованной системы водоснабжения допускается использование воды из местных источников питьевого назначения с устройством внутреннего водопровода и водоотведения.
37. На объектах, работающих на привозной воде, предусматривают отдельное помещение с установкой емкостей для хранения запаса питьевой воды. Емкости имеют маркировку («Питьевая вода»), подвергаются еженедельной очистке и дезинфекции с применением моющих и дезинфицирующих средств. Емкости для питьевой воды не используются для других целей.
38. Доставка питьевой воды проводится специализированным автотранспортом, в специальных промаркированных емкостях, выполненных из материалов, разрешенных для контакта с питьевой водой, своевременно очищаемых, промываемых и дезинфицируемых.
39. При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения устанавливаются водонагреватели. Горячая и холодная вода подводится ко всем ваннам, душевым, умывальникам в местах проживания, в помещениях медицинского назначения, а также к необходимому технологическому оборудованию на пищеблоке с установкой смесителей.
40. При размещении ДО в неканализованной и частично канализованной местности предусматривается устройство местной канализации (ямы, септики). Прием сточных вод осуществляется в общую или раздельные подземные водонепроницаемые емкости, оснащенные крышками с гидравлическими затворами (сифонами), расположенные в хозяйственной зоне территории объекта, очистка которых проводится своевременно.
В проектируемых, строящихся и реконструируемых ДО в неканализованной и частично канализованной местности санитарные узлы располагаются в здании ДО.
41. Канализационные стояки для водоотведения в складских помещениях, бытовых помещениях прокладывают в оштукатуренных коробах.
42. Сброс сточных вод в открытые водоемы и на прилегающую территорию не допускается.
43. СДУ для персонала имеют надземные помещения и выгребную яму из водонепроницаемого материала.
Уборку СДУ проводит ежедневно с использованием дезинфицирующих средств. Выгребную яму СДУ своевременно очищают.
44. При отсутствии централизованного источника теплоснабжения предусматривается автономная котельная.
45. В отопительный период температура воздуха соответствует показателям документов нормирования.
46. Естественное и искусственное освещение помещений определяется в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства. В одном помещении применяют лампы одного типа.
47. Показатели искусственной освещенности нормируются в соответствии с документами нормирования.
48. На территории объектов устанавливаются наружное искусственное освещение.
49. Во всех помещениях объектов предусматриваются естественное освещение. Без естественного освещения допускаются: помещения коммуникационных систем (насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха, бойлерные), коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями, фойе, кладовые, складские, инвентарные, помещения для приготовления дезинфицирующих средств, раздевалки, гардеробы, душевые, туалеты, помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием здания и производственные помещения пищеблока.
50. Не допускается закрашивание оконных стекол в групповых и учебных помещениях. Световые проемы оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами.
60. Ежегодно на объектах проводится текущий ремонт.
61. При функционировании объектов не допускается проведение капитального и текущего ремонта, за исключением работ по устранению аварийных ситуаций.
62. На окна, форточки, фрамуги, открываемые для проветривания, устанавливаются москитные сетки и защитные замки.
63. Территория объектов и прилегающая к ней территория за ограждением содержится в чистоте.
64. Все помещения и оборудование объектов содержатся в чистоте. Медицинские помещения, пищеблок и туалеты ежедневно убирают с использованием дезинфицирующих средств. В туалетах ежедневной дезинфекции подлежат полы, дверные ручки, барашки кранов, раковины и унитазы.
65. В туалетах устанавливают детские унитазы, умывальные раковины, гигиенический поддон с гибким шлангом, со средствами для мытья рук, настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец, ванны для купания, хозяйственные шкафы и сливы.
66. В туалетах для персонала устанавливаются унитазы, умывальные раковины, со средствами для мытья и сушки рук, урны для сбора мусора.
67. Количество и размер санитарных приборов предусматривают согласно приложению 3 к настоящим Санитарным правилам.
68. Горшки после использования очищают, промывают и дезинфицируют. Чистые горшки хранят в туалетных, в индивидуальных маркированных ячейках. Емкости для замачивания горшков маркируются.
69. В домах ребенка для детей до шести месяцев в групповых помещениях устанавливают манежи и пеленальные столы. Зону кормления групп детей старше 1 года оборудуют столами для кормления.
70. Пеленальные столы, детские подкладные клеенки, покрытие манежей, игровое оборудование в группах домов ребенка ежедневно обрабатывают с применением моющих средств, в случае загрязнения фекалиями дополнительно проводят дезинфекцию.
71. Для проведения уборки используются моющие, дезинфицирующие средства разрешенные к применению, согласно документам нормирования.
Дезинфицирующие растворы готовят согласно инструкции производителя в маркированных емкостях с указанием даты приготовления раствора. Дезинфицирующие и моющие средства, рабочие растворы хранятся в недоступных для детей местах.
72. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, ветошь) маркируется и закрепляется за отдельными помещениями (санитарные узлы, медицинский пункт, производственные помещения пищеблока, обеденный зал, групповые помещения), хранится в специально выделенных помещениях (местах). Уборочный инвентарь для санитарных узлов имеет сигнальную маркировку.
73. Ежегодно в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует документам нормирования по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. При несоответствии результатов лабораторных исследований документам нормирования проводится внеочередная смена песка.
74. Мусоросборники, оборудованные плотно закрывающимися крышками устанавливаются в хозяйственной зоне, на площадке с водонепроницаемым покрытием, доступным для очистки и дезинфекции, огражденной с трех сторон. Мусоросборники (контейнеры) очищаются, моются и дезинфицируются.
Для сбора мусора с ДО, размещенных на первых двух этажах многоквартирного жилого дома, во встроено – пристроенных помещениях используются общие мусоросборники жилого дома или контейнеры.
75. На объектах проводятся мероприятия по дератизации и дезинсекции. Не допускается наличие насекомых, клещей, других членистоногих и грызунов.
89. Спальные помещения объектов оборудуются индивидуальными стационарными кроватями.
В группах ясельного возраста (от 1-2 лет) ДО и домах ребенка спальные помещения оборудуются манежами или стационарными кроватями, имеющими ограждения с четырех сторон, длиной 120 см, шириной 60 см с переменной высотой ложа от пола на уровне 30 см и 50 см и высотой ограждения от пола 95 см.
Для детей 3-6 лет – длиной 140 см, шириной 60 см, высотой 30 см. Предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
90. Допускается организация дневного сна детей дошкольного возраста (3-6 лет) на стационарных двухъярусных кроватях, раскладных кроватях с твердым ложем или на трансформируемых (встроенных откидных, выдвижных, выкатных) кроватях.
При использовании раскладных или трансформируемых кроватей предусматривается место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
91. Предусматривается наличие не менее трех комплектов постельного белья на 1 спальное место.
92. Купание детей ДО с круглосуточным пребыванием и в домах ребенка осуществляется по графику не реже одного раза в семь календарных дней с одновременной сменой постельного, нательного белья и полотенец.
93. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Не менее одного раза в год постельные принадлежности подвергаются камерной дезинфекции.
94. Для хранения запасов белья, одежды и обуви, жесткого инвентаря предусматриваются складские помещения.
95. Постельные принадлежности, полотенца, предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочалки) для каждого ребенка выделяются индивидуально. Индивидуальные зубные щетки, мочалки хранятся в открытых ячейках.
96. Стирка белья должна осуществляется в прачечной объекта, при ее отсутствии допускается организация стирки централизованно в других прачечных.
97. В прачечной исключаются встречные потоки чистого и грязного белья.
Белье заболевших инфекционным заболеванием перед стиркой подвергается дезинфекции в маркированных ваннах.
98. На объектах предусматривается пищеблок.
99. На пищеблоке объектов не допускается проживание, выполнение работ и услуг, не связанных с организацией питания детей.
100. К пищеблокам объектов в части, не противоречащей требованиям настоящих Санитарных правил, применяются требования документов нормирования к объектам общественного питания.
101. На пищеблоке объектов предусматривается последовательность технологических процессов, исключаются встречные потоки сырой и готовой продукции, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.
102. На объектах составляется перспективное сезонное (лето — осень, зима-весна) двухнедельное меню, утвержденное руководителем объекта.
При составлении меню учитывается ассортимент отечественной продукции, производимой в регионе. В рационе питания детей предусматривают пищевую продукцию, обогащенную витаминно-минеральным комплексом.
103. Фактический рацион питания соответствует утвержденному перспективному меню. В исключительных случаях допускается замена пищевой продукции согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам.
Хранение скоропортящейся пищевой продукции осуществляется в низкотемпературных холодильных оборудованиях, и (или) в холодильных камерах, и (или) холодильниках. Для контроля температуры устанавливают термометры. Использование ртутных термометров не допускается.
104. Ежедневно составляется и вывешивается меню-раскладка, в которой указывают число детей, получающих питание, перечень блюд на каждый прием пищи с указанием массы порции готовых блюд в граммах в зависимости от возраста, а также расход продуктов (в весе «брутто») по каждому блюду.
105. Приготовление пищи производится с использованием картотеки блюд в соответствии с технологическими картами, в которых отражают перечень входящих продуктов в блюдо, их массу в граммах («брутто»), вес «нетто» готового блюда (выход блюд), химический состав (в граммах), калорийность, сведения о технологии приготовления блюд.
106. В меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день и в последующие два–три календарных дня.
107. Масса порции блюд предусматривается согласно приложению 7 к настоящим Санитарным правилам.
108. Ежедневно в рацион питания включают мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и (или) пшеничный, овощи и сахар. Рыбу, яйца, сыр, творог, мясо птицы включают один раз в семь календарных дней.
109. Завтрак состоит из горячего блюда (первое или второе) и горячего напитка, яиц, бутерброда со сливочным маслом или сыром. На второй завтрак предусматриваются соки, фрукты.
Обед включает салат, первое, второе блюдо (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и третье (компот, чай, соки и кисель). Готовят несложные салаты из вареных и свежих овощей.
119. На объектах организуется и проводится производственный контроль в соответствии с требованиями документов нормирования.
120. На объектах создаются условия для соблюдения правил личной гигиены.
Для мытья рук устанавливают умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды, со средствами для мытья и сушки рук.
121. На объектах обслуживающий персонал (помощники воспитателей, технический персонал), работники пищеблока обеспечиваются специальной одеждой не менее двух комплектов (костюм или халат, косынки, колпак, фартук), сменной обувью.
122. Работники объектов соблюдают личную и производственную гигиену, при выходе из объекта и перед посещением туалета снимают специальную одежду, моют руки с мылом перед началом работы и после посещения туалета, а также после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами.
123. Работники пищеблока соблюдают следующие правила личной гигиены:
1) перед началом работы верхнюю одежду убирают в шкаф, тщательно моют руки с мылом;
2) работают в чистой специальной одежде, подбирают волосы под косынку или колпак;
3) в процессе работы снимают кольца, цепочки, часы;
4) при выходе из пищевого блока, при посещении туалета снимают спецодежду, по возвращении в столовую тщательно моют руки горячей водой с мылом и щеткой, после чего одевают спецодежду.
Не допускается иметь длинные ногти и покрывать их лаком, застегивать спецодежду булавками.
124. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, больные или носители возбудителей инфекционных заболеваний, также контактировавшие с больными или носителями не допускаются к работе до проведения соответствующего медицинского обследования и заключения врача.
125. На объектах обслуживающий персонал и работники пищеблока проходят медицинский осмотр и гигиеническое обучение. На работу не принимаются лица без личной медицинской книжки и отметки о допуске к работе.
139. Допускается функционирование ДО вместимостью до трех групп с минимальным набором помещений.
При отсутствии возможности выделения дополнительных площадей допускается:
1) совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчета не менее 3,0 м2 на 1 ребенка, при этом в спальной зоне устанавливаются трансформируемые (встроенные откидные, выдвижные, выкатные) кровати;
2) организация общей раздевальной, оборудованной индивидуальными шкафчиками для одежды и обуви, скамейками;
3) организация питания в группах без оборудования буфетных-раздаточных или в общей столовой по графику;
4) организация централизованной моечной для столовой посуды и приборов вне группы;
5) в туалетных установить 1 унитаз и 1 раковину на 10 детей;
6) одна туалетная в ДО с расчетным количеством не более 30 детей;
7) сокращение набора помещений пищеблока и технологического оборудования, при условии обеспечения безопасности готовой продукции:
приготовление пищи допускается на площадях помещений не менее 21 м2 при соблюдении зонирования (раздаточная, для обработки сырой продукции, готовой продукции, для мытья кухонной посуды);
кладовая с выделением зон для хранения овощей и сыпучих продуктов; помещение (отведенное место) для персонала;
для мытья сырой продукции и рук персонала устанавливаются отдельные мойки, для мытья кухонной посуды – одна мойка объемом, достаточным для полного погружения используемой посуды;
в ДО вместимостью до трех групп размещаемых, на первых двух этажах многоквартирного жилого дома с расчетным количеством не более 30 детей приготовление пищи допускается на площадях помещений не менее 12 м2 при соблюдении зонирования (раздаточная, для обработки сырой продукции, готовой продукции, для мытья кухонной посуды). При отсутствии кладовых для продуктов питания закуп осуществляется не более чем на неделю;
уменьшение площади помещений для приготовления пищи не более чем на 10%;
8) для хранения запасов белья складские помещения или отведенное место со шкафами;
9) использование для организации прогулок игровых площадок с ограждением на придомовой территории (допускается организация прогулок по графику);
10) устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года, с обеспечением безопасности их конструкции (сборки, установки) для детей.
140. При отсутствии медицинского работника допускается осуществлять медицинское обеспечение территориальной организацией первичной медико-санитарной помощи. При этом предусматривается оборудование медицинского кабинета площадью не менее 6 м2.
В ДО вместимостью до трех групп, размещенных на первых двух этажах многоквартирного жилого дома с расчетным количеством не более 30 детей – выделение отдельного рабочего места для медицинского работника.
Оснащение проводится согласно оказываемых медицинских услуг.
ØЛокальные акты
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Инструкция по охране труда.
ØДокументация по организации работы воспитателя
- Рабочая программа
Комплексно-тематическое планирование.
Календарный план воспитательно-образовательной работы. - Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
- Оценка результатов освоения программы Педагогическая диагностика.
- Творческая папка по самообразованию (Срок хранения — постоянно).
- План досуговой деятельности.
- План проектной деятельности.
ØДокументация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
- Табель посещаемости.
- Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.
- Возрастной список детей и возрастные особенности
- Лист здоровья на воспитанников группы.
- Режим дня группы.
- Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет).
- Адаптационный лист.
- Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. (на время карантина)
ØДокументация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
- План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
- Протоколы родительских собраний группы.
- Рабочий журнал воспитателя
Рабочий журнал включен в обязательную педагогическую документацию воспитателя ДОО. Он поможет воспитателям ДОО спланировать работу по различным видам деятельности, систематизировать результаты наблюдений за детьми, организовать работу с родителями.
- Локальные акты
Ввиду того, что в образовательный процесс введены государственные стандарты, для детских садов это ФГОС ДО, то и ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы.
По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:
Локальные акты — это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения — постоянно.
В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Инструкция по охране труда.
- Документация по организации работы воспитателя
- Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно — образовательной работы с детьми определенного возраста
- Планирование воспитательно-образовательной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.
Комплексно-тематические планы – это планы работы с воспитанниками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.
Календарный план воспитательно-образовательной работы. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно- тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы. В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку.
Во второй половине дня — бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д..
- Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
- Дошкольное образование
- Начальное и основное общее образование
- Среднее профессиональное образование
- Обмен педагогическим опытом
- Детские исследовательские проекты и работы
- Работы опубликованные до ноября 2017 года
- Конспекты занятий
- Методические разработки
- Сценарии праздников
- Оформление
- Поделки
- Игры в детском саду
В свете изменений, принятых в разных сферах деятельности, в частности, в системе дошкольного образования, в Санпин регулярно вносятся изменения и дополнения, адаптирующие его к изменяющимся условиям работы ДОУ.
Основной СанПиН, в котором имеются требования к работе детских дошкольных учреждений, начал работать в 2013 году. В 2015 году были внесены дополнения.
Нормы Санпин для воспитателей в 2018 году были еще раз расширены, а в 2020 году планируется внесение дополнений и изменений. Современный Санпин для воспитателей содержит полноценную информацию для создания условий обучения и воспитания детей от 2 месяцев до завершения нахождения в детских дошкольных учреждениях.
СанПиН ДОУ 2020 года с изменениями
Физическое воспитание играет важную роль в формировании здорового образа жизни воспитанников. При наличии в ДОУ физрука основные занятия являются его сферой деятельности. Воспитатели выполняют с детьми утреннюю гимнастику, сложность и продолжительность которой связана с возрастом воспитанников.
Санпин регламентирует и процедуры закаливания для оздоровления детей. Они могут включать в себя упражнения на улице (для детей средней и старшей группы), посещение бассейна, обтирания и так далее.
Кроме соблюдения правил обработки мебели, инвентаря и чистоты в помещениях Санпин предъявляет ряд строгих требований в гигиене и внешнему виду всех воспитателей и иных сотрудников детских садов. В них входят следующие пункты:
- Наличие минимум 3 набора одежды для смены.
- Чистота одежды воспитателей и персонала.
- Хранение верхней одежды и обуви взрослых в специальном помещении.
- Для младших воспитателей и персоналов обязательно ношение халатов светлых цветов.
- Воспитатели не могут носить украшения, особенно в самых младших группах, потому что дети могут их сорвать, засунуть в нос, уши, проглотить. Также запрещено носить кольца.
- Ногти должны быть коротко подстрижены.
- Воспитатели и персонал должны неуклонно соблюдать правила личной гигиены.
- Все сотрудники обязаны регулярно проходить медицинское обследование согласно требованиям своей профессии.
- У сотрудников должна быть санитарная книжка
- Работников пищеблока осматривают каждый день.
В принятом на данный момент Санпине подробно расписаны все требования для детских садов, поэтому его нужно внимательно изучать и тщательно соблюдать его требования. Большинство требований документа является обязательным для всех воспитателей и сотрудников детского дошкольного учреждения. При наличии нарушений пострадает и будет наказан не только сам нарушитель, но и руководство ДОУ, допустившее такие случаи.
Для проверки усвоения требований проводятся специальные тесты. Для подготовки к ним нужно внимательно изучить материал и первоисточник. В интернете для подготовки и в качестве образца можно найти вопросы и ответы по тестам Санпин для воспитателей. Они помогут разобраться в материале, отлично изучить и запомнить его, безупречно сдать тест и успешно применять полученные знание на практике в своей деятельности в ДОУ.
Действующий СанПиН для ДОУ в 2020 году устанавливает четкие требования к количеству воспитанников в группе не только в зависимости от возраста, но и с учетом индивидуальных умственных и физических особенностей малышей. При расчете численного состава группы используется деление на категории «до 3 лет» и «старше 3 лет». Свои нормативы установлены для каждой возрастной группы, а также для каждой категории здоровья:
- здоровые дети до 3 лет – не более 10 человек в группе;
- здоровые дети старше 3 лет – не более 17 человек в группе (этот показатель может быть снижен до 10, если некоторые малыши имеют выраженные проблемы со здоровьем);
- дети с нарушениями речи – не более 6 воспитанников в группах до 3 лет и не более 10 – в группах старше 3 лет;
- дети с нарушениями слуха и зрения – не более 6 и 8 воспитанников в группах до 3 лет и старше 3 лет, соответственно;
- дети со слабо выраженным отставанием в развитии – не более 6 и 10 воспитанников в группах до 3 лет и старше 3 лет, соответственно;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – не более 6 и 8 воспитанников.
СанПиН детских садов в редакции 2020 года предусматривает наличие в расписании ряда обязательных мероприятий. Среди них:
- Зарядка в помещении. Длительность зарядки составляет 5 – 15 минут, упражнения следует выполнять не менее двух раз в день.
- Игры и прогулки на свежем воздухе.
- Активные совместные и ролевые игры.
- Плавание (если ДОУ укомплектовано бассейном).
- Перерывы на гимнастику – выполнение 2 – 3 простых упражнений во время обучающих занятий.
- Уроки и развивающие упражнения.
Наконец, действующий СанПиН для ДОУ в 2020 году определяет строгие нормы, которым должна отвечать территория дошкольного учреждения. Так, ДОУ должно быть расположено в пределах ЖК или спального микрорайона – поблизости не допускается наличие промышленных предприятий и объектов, создающих повышенный уровень шума. Уличные игровые площадки должны иметь хорошую естественную освещенность. В регионах Крайнего Севера участки дополнительно оснащаются заграждениями от снега и ветров.
На участке ДОУ должно быть расположено достаточное количество зеленых посадок – не менее 1\5 от площади должны занимать деревья и кустарники. Также новый СанПин ужесточил требования к уличным игровым площадкам ДОУ. Теперь обязательным является наличие безопасных спортивных снарядов и навесов для защиты от солнца и дождя. Покрытие детской площадки должно быть мягким – либо травянистым, либо специализированным (например, резиновая крошка). Общая площадь игровых площадок рассчитывается, исходя из численности групп, и должна составлять не менее 7 кв. м на ребенка.
Также, в каждой группе для детей должна быть оборудована мойка для посуды с наличием не только холодной воды, но и горячей. Посуду детям необходимо мыть правильно, соблюдая порядок обработки:
- очистка от остатков еды;
- мытье с использованием соды и горчицы;
- мытье с использованием хлорки;
- полоскание посуды;
- ежедневная обработка в кипятке;
- сушка на специальных решетках.
Карантин в детском саду отдельная тема. Каждого из родителей волнует тема здоровья своего ребенка. Длительность карантина в детском саду зависит от разновидности болезни. Объявление карантина также зависит от того чем болеют воспитанники. К примеру, для закрытия садика из-за гриппа необходимо, чтобы заболело двадцать процентов детей. В иных ситуациях достаточно одного случая заболевания. Длительность карантина составляет от семи до двадцать одного дня. Предупреждать родителей обязаны в день определения диагноза. А также о возможности заболевания (то есть о подозрениях на болезнь). Не обязательно на время карантина закрывают детское дошкольное учреждение. Возможно простое ограничение контактов больных детей с группами, где заболевших нет. То есть здоровых воспитанников не пускают гулять на общий двор или не водят в спортивный зал, где могут находиться заболевшие дети. А кушают ребятишки в своей группе, где должен быть свой пищеблок.
Водить детей в детское дошкольное учреждение во время карантина нельзя, если вы твердо уверены, что контакта с заболевшими у вашего ребенка не было. В остальных случаях ограничений нет, все на усмотрение родителей.
Например, некоторые мамы и папы считают, что чем раньше ребенок переболеет ветрянкой, тем лучше. При этом необходимо ограничить общение вашего ребенка, если он заболел, со здоровыми детьми. Вина воспитателя в распространении заболеваний в группах детских дошкольных учреждений обычно минимальна, если при этом им были выполнены все санитарно – гигиенические требования, установленные в подобных ситуациях. А именно санминимум для воспитателя.
При объявлении карантина в детском общеобразовательном учреждении родителям необходимо знание некоторых правил, которые ДОУ должно соблюдать:
- Две инфицированные группы нельзя совмещать между собой.
- Дети не могут гулять на участках других групп.
- Нельзя проводить физкультуру, а также музыкальные мероприятия вне группы.
Возможность продолжения посещения ребенком детского сада рассматривается индивидуально, здесь возможны 2 ситуации:
- Администрация может запретить посещение, если воспитанник был выявлен неконтактным. Такое происходит в случаях, когда он не посещал ДОУ за день до введения карантинных мер и ранее.
- Администрация может запретить посещение, если ребенок не был вакцинирован от данного заболевания.
В иных случаях посещение регулируют родители.
В нормах СанПин и нормативно-правовых актах нет запретов на посещение ребенком общественных мест, если в его ДОУ был объявлен карантин. Все зависит от решения родителей. При наличии опасений лучше оставить несовершеннолетнего дома, обеспечить самостоятельно изоляцию и взять больничный лист. Важно помнить, что ребенок может стать источником заражения – некоторые инфекции имеют достаточно длительный инкубационный период. Прямого запрета на посещение кинотеатров, магазинов и других общественных мест не предусмотрено.