Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образец в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Задача такого осмотра — подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.
Работодатель обязан организовать осмотр водителей перед выездом в рейс для выявления признаков воздействия на организм вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят:
Это значит, что даже после употребления алкоголя накануне садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни — от простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Их признаки выявляет человек, имеющий медицинское образование. Для фиксации состояния работника при проведении предрейсового медицинского осмотра медицинские работники заполняют специальный журнал, в котором указывают все исследованные параметры и фиксируют время выполнения процедуры.
Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).
Кроме федерального закона №196-ФЗ, существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей:
Предсменный контроль проводят до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.
Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.
Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные медосмотры у медработника. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газовая служба или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, поскольку выезд в рейс у них происходит незапланированно. После возвращения из рейса врач обязательно осматривает водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы после завершения работы врачу не показываются. Все данные заносятся в специальный журнал медосмотров.
Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом №835н. Поручить проведение этой процедуры разрешено:
Если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправдано только в случае большого штата шоферов, поэтому чаще всего организации и ИП заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Наличие лицензии необходимо проверить перед заключением договора. Все расходы на эти мероприятия несет работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ.
В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом №835н, сказано, что организация или ИП должны заносить все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей в журнале указывают такую информацию:
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:
В таком разделе отражаются положения, которые по своему существу не связаны с вышеперечисленными разделами, но имеют значение при заключении договора. Их формулировки выглядят следующим образом:
• Договор составляется в двух экземплярах, по одному для каждого из Контрагентов. • Настоящее соглашение приобретает юридическую силу с момента его подписания Контрагентами. • В случае возникновения каких-либо разногласий или споров, стороны разрешают их путем переговоров. • В случае если стороны не приходят к компромиссу, все споры разрешаются в судебном порядке. • Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.
Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей
Ежедневные и ежесменные врачебные обследования направлены на укрепление БДД, выявление употреблявших запрещенные вещества и алкоголь сотрудников. Контроль помогает сохранить здоровье водителя, промониторить течение хрони-ческих заболеваний. Мероприятия позволяют оградить от выхода на линию шоферов, которые могут не справиться с управлением автомобиля.
Осмотры бывают нескольких видов, основные – это предсменный, или предрейсовый, и послесменный (послерейсовый).
Первый проводится для всех сотрудников, оформленных на должность штатного водителя автотранспортного хозяйства. Медик, убедившись, что работник готов к отправке в рейс, ставит соответствующую пометку в журнал регистрации предрей-совых и предсменных медицинских осмотров.
Осмотр после смены или рейса проходят специалисты, работающие с пассажирами и потенциально опасными грузами. В этом случае доктор определяет степень влияния вредных веществ на организм, проверяет стабильность психоэмоционального состояния.
Также врачебному обследованию подвергается каждый новый сотрудник.
Порядок организации и проведения контроля закреплен в приказе Минздрава под номером 835. Это основной документ, на который следует опираться организации. Однако есть и внутренние документы, на наличие которых обращают внимание проверяющие органы. Работодатель обязан регламентировать проведение медконтроля типовым Положением.
Документ содержит следующие пункты:
краткое описание проведения осмотра;
процедуры, включенные в осмотр;
регламент проведения;
параметры допуска сотрудников к автотранспортному средству;
обязанности врача.
VIDEO
Журнал предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей необходим для фиксации результатов проверок. Ежемесячно подводятся итоги врачебного мониторинга, составляются статистические данные, представляющие наиболее частые причины отстранения сотрудников от работы. Итоги должны быть оформлены и переданы дирекции.
Кроме того, журнал предрейсового осмотра водителей – это прямое доказательство исполнения законодательных требований. В ходе каждой проверки ответственные лица запрашивают отчетную документацию, которой и являются регистрационные журналы.
За грамотное заполнение документов отвечает медицинский работник. Для каждого вида осмотров нужен отдельный журнал. Документ скрепляется официальной печатью организации.
К сведению, отметки о пройденном врачебном осмотре заносят не только в журнал. В обязательном порядке информация дублируется в путевой лист, без этого водителя нельзя отправлять в рейс.
В 2019 году оформление «путевиков» претерпело изменения: теперь ставить печать необязательно. Медику достаточно указать результаты проверки, поставить свою подпись и фамилию с инициалами.
Книги учета должны храниться в архивах организации 10 лет. Во время проверки инспектор может попросить старые данные. По регламенту их нужно предоставить для ознакомления. Кроме того, на основе многолетних наблюдений можно составить полноценную картину, сложившуюся на предприятии.
Ответственность за отсутствие журнала в организации
Журнал – это главный документ отчета, доказывающий наличие осмотров. За проверку отвечают несколько госслужб. Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнадзор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду. Выявлять нарушения может каждый орган. Они вправе проверить лицензию, осмотреть кабинет (когда осмотры проходят на базе компании). На основании проверок составляются акты.
Если у организации не окажется журнала, то подтвердить факт проведения врачебного обследования будет сложно. На фирму наложат финансовые взыскания за нарушение регламента проведения контроля.
Штрафы солидные: должностные лица заплатят до трех тысяч рублей, юридические – до пятидесяти тысяч.
Если же проверка выявит случаи, когда к выезду был допущен нетрезвый сотрудник, с компании потребуют оплатить 100 000 рублей штрафа.
За выпуск шофера на линию без осмотра придется отдать до ста тридцати тысяч рублей.
Журнал контроля – это отчетный документ. Его наличие в компании обязательно. Примеры заполнения документации можно найти в приказе Минздрава. Сами книги учета есть в свободной продаже.
За ведение документации отвечает медик. Ежемесячно он подводит итоги и предоставляет их руководству фирмы, фиксируя, сколько случаев отстране-ния было.
Отсутствие регистрационных журналов в организации грозит штрафными санкциями.
Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
ТК РФ.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь .
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.
Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:
«Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)» ;
«Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы» .
Источники:
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
Трудовой кодекс РФ
Свидетельство профессиональной компетентности
Дистанционный медосмотр водителей
Уведомление о переименовании должности (образец)
Приказ о дисциплинарном взыскании за прогул (образец)
СЗВ-ТД – новая форма с июля 2021 года
Работа водителей автобусов, грузовых автомобилей и другого автотранспорта должна сопровождаться повышенным вниманием к состоянию их здоровья. Действующее законодательство требует, чтобы руководство транспортных компаний обеспечило регулярное прохождение медосмотров водителей с целью выявления алкогольного или наркотического опьянения, повышенного артериального давления, а также различных серьезных проблем со здоровьем. Для регистрации проведенных медицинских мероприятий следует использовать специальный документ — «Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей», образец которого можно найти далее.
Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.
Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.
Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.
Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.
За ведение журнала отвечает руководитель транспортного подразделения. Он должен проконтролировать, чтобы записи в документ вносились регулярно, в полном объеме и в строго хронологическом порядке.
Записи в журнал вносит медицинский работник (штатный, либо работающий в медучреждении, привлеченном к проведению осмотров). В его обязанности также входит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. Если результаты осмотра позволяют отправить водителя в рейс – медик ставит штамп в путевой лист и делает отметку в журнале. Заключение выдается водителю на руки вместе с путевым листом.
Многие недоумевают, почему скачивая действующий бланк страниц Журнала предрейсового медицинского осмотра водителей сталкиваются с графами, которые не актуальны в наше время. Например, Табельный номер водителя . Да потому что он советского образца. Необходимый при прежнем строе реквизит продолжают рекомендовать, хотя сегодня он мало кому нужен.
ФИО водителя
Табель
Жалобы
Температура тела
Артериальное давление
Проба на наличие алкоголя
Пульс
Причина направления к врачу
Подпись медработника
Справка: Табельный номер — индивидуальный код, присваиваемый сотруднику в крупной организации для внутренней идентификации. В бухгалтерском учете применяется при начислении заработной платы. Решение о необходимости указывать его в медицинских документах утверждается руководством транспортной компании.
В настоящий момент полное следование Порядку №835н будет ошибкой. Регламент предрейсового медосмотра, описываемый в нем, дорабатывается, чтобы не противоречить Правилам дистанционного медицинского контроля водителей. В новой редакции должен появиться до конца I квартала 2021 года.
Государственная дума федерального собрания российской федерации седьмого созыва /депутат гос. Думы
Дата: 15.06.2020 Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона «о внесении изменений в отдельные законодательные акты рф в части совершенствования законодательства о медицинском обеспечении бдд с применением телемедицинских технологий»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения с применением телемедицинских технологий» потребует внесения изменений в Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения пред сменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
Срок подготовки: 1 квартал 2021 г. Исполнитель: Минздрав России
Бланк журнала учета предрейсовых медицинских осмотров водителей
(см. пункт: отвечает правовым актам…)
Медосмотр перед выездом на линию обязательно проходят все водители, кроме работающих в экстренных службах. Возьмем методические данные и Приказ №835н. Сравним списки требуемых сведений Журнала из двух нормативов.
№
Письмо Минздрава №2510/9468-03-32
Приказ Минздрава № 835н
1
ФИО водителя
ФИО работника
2
Дата и время прохождения ПМО
Дата и время проведения ПМО
3
Возраст
Дата рождения
4
Место работы
Пол работника
5
Принятые меры
Результаты исследований п. 10 (регламент обследования при ПМО)
6
Фамилия + инициалы медсотрудника
Результаты п. 12 (есть противопоказания к управлению тс или нет)
7
Подпись медработника с расшифровкой
8
Подпись работника (водителя)
Итоги: На основании вышеописанного создайте документ, включающий графы, согласно нормативу, который был опубликован последним. Таковым, несмотря на готовящиеся поправки, является Порядок №835н. При проведении очного осмотра можно оставить Подпись водителя. Если мед. контроль дистанционный, графа удаляется. Там идентификация личности происходит иначе.
Окончательно утвердите формат, соответствующий нормативу 2021 года, когда он появится. Сделайте где-то пометку, что используемый в настоящий момент бланк страниц Предварительный. Укажите на каком основании. Инспектирующие органы к такому Журналу предрейсового осмотра претензий не предъявят.
(см. пункт: решает задачи, возложенные на руководство транспортного предприятия…)
Согласно Федеральному закону №196-ФЗ (10/12-95 г.); ст.20; п.4 компании, включая индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующие автотранспортные средства, обязаны:
Ввести должность, назначить лицо, ответственное за БДД.
При заключении трудового договора, подтвердить квалификацию и профобразование сотрудников, в т. ч., занятых выпуском исправного ТС на линию.
Обеспечить прохождение предрейсового, а если требуется, послерейсового медосмотра работников. При заключении договора, а также в должностном предписании указать, что прохождение процедуры ПМО — обязанность водителей, включая проведение тестов и сдачу анализов.
Иногда ошибки допускаются руководящим составом автопредприятия. Поэтому сотруднику, занимаемому должность по охране труда нужно своевременно напоминать о необходимости обеспечения прохождения ПМО для лиц:
работающих автоперевозчиками по совместительству;
не оформленных водителями, но совершающих коммерческие поездки;
управляющих автотехникой на ограниченной территории: склад; цех; строительный объект.
являющихся личными водителями директора (своих сотрудников).
Если в штат входят работники, принадлежащие диспансерной группе, проводится обязательный послерейсовый медицинский контроль. К таковым, кроме перевозчиков пассажиров и опасных грузов, относятся водители:
появляющиеся на работе в пьяном виде;
находящиеся под действием психотропных веществ;
имеющие хронические заболевания, гипертоники;
доставляющие ГСМ на предприятие;
преклонного возраста (старше 55 лет).
Заключение контракта получения услуг ПМО без фактического подтверждения, что они проводятся, будет недостаточно. Поэтому всегда проверяют наличие Журнала фиксации проведенных медосмотров. Если инспектирующие органы выявят нарушения, транспортную компанию, включая ответственных лиц, подвергнут административному наказанию в виде штрафов.
Если транспортное предприятие — обладатель медицинской лицензии, оно обязано проводить меры, препятствующие распространению вирусных заболеваний в условиях пандемии. Это новые расходы, которые несет работодатель, чтобы выполнить рекомендации Роспотребнадзора. Например, закупка средств защиты при COVID-19, многоразовая дезинфекция медицинского кабинета и пр.
Итоги: Задача руководящего состава автопредприятия заключается в том, чтобы в путевом листе стоял штамп о пройденном медконтроле. Выполнение требований по Организации ПМО должны подтверждаться рядом документов, предоставляемых при проверке органам надзора. За нарушения Правил или отсутствие медосмотров предусмотрены штрафные санкции (ст.: 11.32; 12.31.1 КоАП РФ).
(см. пункт: соответствует обязанностям медперсонала…)
Медики обязаны выполнять требования, представленные в Правовом документе №835н (15/12-14 г.). Обнаружив нарушения при плановой, а если случилось ДТП — внеплановой проверки медучреждения и транспортной организации, персонал несет административную ответственность. Проведение осмотра водителей до (по завершению) поездки или рабочей смены регламентировано Минтрансом на основе Федеральных Законов.
Журналы предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей оформляются одинаково. Как отражать параметры измерения, оценку состояния здоровья, прочие принятые меры тестирования, не указано. Приведен только список, включающий исследования, которые необходимы при прохождении ПМО (Приказ №835н п.10):
Опрос водителя: есть ли жалобы.
Оценка психического поведения: твердость движений; утомленный вид, излишняя болтливость и пр.
Осмотр слизистых, наличие повреждений на теле.
Снятие параметров: температура; AD, пульсовая частота.
Обнаружение признаков опьянения при помощи алкотестера: определение количества этанола в выдохе.
Если признаки опьянения есть, а тестирование на алкоголь отрицательное, берут образец мочи для выявления наркотического отравления психотропными веществами (Приказ Минздрава РФ №40 (27/01-06 г.)).
В Журнале ПМО, если брать рекомендованный образец заполнения из Приказа №555 (Приложение 9), достаточно указать следующие параметры измерения:
Жалобы
Температура
Артериальное давление
Проба на наличие алкоголя
Пульс
Причина направления к врачу
Согласно п. 12 Порядка в Журнале вводят графу для отражения результатов исследования. Есть ли признаки какого-либо вредного воздействия, влияющего на управление транспортом. При обнаружении таковых, выход на линию запрещен.
Когда водитель благополучно прошел медицинский контроль, его допускают к работе на ТС. В путевом листе ставят штамп, указывают дату и время прохождения процедуры. Заверяют разрешение подписью, указывая фамилию с инициалами медработника, осуществившего медосмотр. Журнал 2021 года может выглядеть так:
Скачать образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей
Журнал предрейсового техосмотра – это документ, отражающий результаты прохождения технической диагностики автомобиля и осмотра водителя. Контроль осуществляется уполномоченными сотрудниками предприятия – механиком, имеющим соответствующую квалификацию, и врачом.
Осмотр проводится перед выходом на рейс и по завершении маршрута в отношении каждого водителя, трудоустроенного в организации. Завершается он заполнением путевого листа, без которого водители не имеют права заниматься грузоперевозками или перевозить пассажиров.
С законодательной точки зрения смысл ведения журнала предрейсовой диагностики не объясняется. Можно лишь предположить, что он может потребоваться при проведении проверок Государственной инспекцией по охране труда, Автотранспортным надзором и иными контролирующими органами.
Конкретных штрафов именно за отсутствие журнала нет, но инспекторы могут привлечь к административной ответственности за нарушение правил по оформлению документации.
Для работодателей и диспетчеров наличие данного документа является выгодным. При необходимости они могут найти благодаря ему путевые листы, зная только Ф.И.О. водителей. Это упрощает документооборот и позволяет получать нужную информацию в максимально короткие сроки.
Медосмотр проводится только соответствующими сотрудниками, и логично, что они же обязаны заполнять журнал учета процедур.
Таким образом, выдвигается требование, по которому можно нанять для данной задачи только человека с медицинским образованием среднего или высшего уровня, либо же привлечь на основании соглашения клинику или больницу с необходимыми лицензиями.
Отдельно следует оговорить штатного медика, ведь если он есть, то компания должна получить лицензию на здравоохранительную деятельность.
Это подойдет только крупным компаниям с большим штатом шоферов, и в большинстве случаев просто заключаются договора с учреждениями, которые уже имеют необходимые разрешения на деятельность. Это следует проверить до подписания договора о сотрудничестве.
Одной из самых важных процедур является проведение теста на алкоголь, который также задействует перед началом смены или рейса.
Для начала сам осмотр предполагает визуальную оценку состояния человека, проведение опроса о здоровье и осмотр кожи и слизистых оболочек.
Но опьянение, которое проверяется в конце, может стать причиной снятия с работы, даже если внешне признаков алкоголя нет.
Обычно для целей произведения алкоконтроля используют лабораторные мероприятия, или же исследования инструментального характера.
Помочь это сделать могут специальные тестеры, анализирующие воздух, или более точные, но дорогие лабораторные исследования крови или мочи.
По итогам процедур врач ставит свою резолюцию, при благоприятном результате это штамп о прохождении осмотра, либо запись вручную.
Когда же были обнаружены следы алкогольного или наркотического опьянения, то составляется специальный протокол контроля трезвости.
В нем отмечаются жалобы, состояние покрова, зрачков и походки, а также наличие тремора, запаха алкоголя и конечно, результаты проведенных исследований. В случае с опьянением ставит конкретная степень и водитель отправляется домой.
При любых отклонениях в здоровье, к примеру наличия похмелья, опьянения или повышенного давления с температурой, а также слабости и прочих нестандартных состояниях, следует выдать направление в поликлинику и проставить запрет на выход в рейс.
Справки о недомоганиях подлежат учет, а работодатель, узнав об отстранении, должен издать внутренний приказ.
Сам шофер должен прийти в поликлинику, где врач либо откроет больничный листок, либо же сделает вывод об отсутствии оснований для него.
Допуск водителей к рабочему процессу, который произошел без проведения контроля — это административное правонарушение, наказываемое штрафом.
Для ответственных лиц и ИП взыскание составит 15-25 тыс. рублей, а компании, как юридические лица, понесут ответственность гораздо больше, и ее размер стартует от 110 000 рублей, заканчиваясь на отметке в 130 тыс. рублей.
При возникновении повторного нарушения, представители первой категории оштрафуют до 40 тыс. рублей или дисквалифицируют на 1-3 года.
Организация при повторе будет обязана выплатить до 200 тысяч рублей, либо ее деятельность заморозят на период до 90 суток.
Если же порядок не соблюден, то штраф составит для должностных лиц 2-3 тысячи рублей, а юридические лица, и предприниматели будут наказаны на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Каждый водитель, который осуществляет коммерческие перевозки, работая на себя или компанию, обязан проходить обследование перед каждой сменой и рейсом.
Проводится процедура медицинским работником, а результаты заносятся в специальный журнал, где отмечается, есть ли жалобы, и кто проводил контроль.
При проблемах со здоровьем шофера могут снять с рейса и приостановить начисление заработной платы.
Согласно ч. 1 ст. 23 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ все работники — водители транспорта должны проходить проверку состояния здоровья перед каждой сменой или рейсом, а также по их окончании. Результаты медицинских исследований фиксируются в специальном журнале, ведение которого — обязанность работодателя, установленная Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее — Порядок).
При этом п. 14 Порядка требует указывать в журнале предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 года следующую информацию:
дату проведения процедуры;
время медицинских манипуляций;
фамилию и инициалы работника;
дату его рождения;
пол работника;
результаты медицинских манипуляций;
заключение.
Внесенная в журнал информация заверяется подписями медика и работника.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров (ч. 3 ст. 5.27.1, ст. 11.32, 12.31.1 КоАП). Штрафы за нарушения по этим статьям составляют 30–130 тыс. руб. для организаций и 2–25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП.
Порядок хранения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 года формально законодательством не урегулирован. При этом есть пп. 646–647 Перечня типовых управленческих архивных документов (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558), которые требуют хранить документацию по охране труда в течение 5 лет. Таким образом, после заполнения журнала руководство предприятия должно отправить его на хранение в архив организации на ближайшие 5 лет — только по истечении этого срока документ может быть уничтожен.
***
В заключение осталось сказать, что постоянные медицинские осмотры водителей и фиксация их результатов в специальном журнале — важный элемент охраны труда на любом предприятии. Эти мероприятия позволяют обеспечить безопасность работника и других участников движения на дорогах, имущества организации в процессе управления автомобилем и иным транспортом, а также урегулировать документооборот в компании.
***
Больше информации по теме — в рубрике «Медицинский осмотр».
Итоги проведения предрейсовых медосмотров в обязательном порядке заносятся в специальный журнал (далее — журнал), согласно п. 14 «Порядка…», утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее — приказ № 835н).
При этом в названный журнал должны быть внесены следующие данные:
дата и время осуществления медосмотра;
фамилия, имя, отчество водителя;
пол водителя и дата его рождения;
итоги медосмотра (фиксация жалоб, признаков опьянения и т. д.);
заключение медицинского сотрудника по итогам медосмотра.
Также в соответствующих графах журнала проставляются подписи медицинского сотрудника, проводящего осмотр (с расшифровкой), и осматриваемого водителя.
Важно! Необходимость ведения журнала с фиксацией в нем названных сведений закреплена в том числе и письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.
П. 15 приказа № 835н установлено, что журнал может вестись на носителях информации следующих типов:
на бумажном — в этом случае документ должен быть прошнурован, а его листы — пронумерованы; прошивку следует скрепить печатью организации;
на электронном — при этом фиксируемые в журнале данные должны быть защищены усиленной квалифицированной электронной подписью; также должна быть обеспечена техническая возможность распечатать любую страницу журнала в случае возникновения такой необходимости.
Какой-либо обязательной для применения формы журнала актуальным законодательством не утверждено. Вместе с тем имеется ряд указаний о том, какие сведения должны быть зафиксированы в нем (см. выше). С учетом этих указаний организация может самостоятельно разработать названный документ.
Чаще всего на практике используется форма журнала, предложенная в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (далее — приказ № 555), в которой предусмотрено место для большинства необходимых сведений. Добавив к указанному шаблону ряд требуемых современным законодательством данных, его можно использовать.
Образец заполнения названного документа можно скачать по представленной ниже ссылке:
Журнал предрейсового осмотра — пример заполнения.
Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей
«Перечень типовых управленческих архивных документов…», утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, не содержит прямого указания, сколько времени организация обязана хранить такой журнал.
Однако, принимая во внимание практическое назначение документа, многие юристы склоняются к тому, что он должен храниться в организации 5 лет (см. п. 423 приказа № 236), т. к. он относится, скорее, к разделу «Охрана труда» указанного перечня.
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 635 приказа № 236 (раздел «Социальное страхование»).
В отношении документов, хранящихся в цифровой форме, следует соблюдать также положения п. 2.30 приказа Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526.
***
Итак, журнал может вестись в произвольной форме, хотя приказом № 555 рекомендован вариант, учитывающий возможность внести все необходимые по регламенту сведения по итогам медосмотра. Журнал может храниться как на бумажном, так и на электронном носителе.
VIDEO
Перед каждым выездом на линию водитель, работающий в организации, обязан проходить медицинский осмотр. А фельдшер после проверки обязан занести все данные в журнал предрейсового осмотра. Согласно п. 15 приказа №835н Минздрава РФ от 15.12.14 г. записи могут вестись:
В электронном варианте. В этом случае должна обязательно иметься возможность в случае необходимости распечатать любую из страниц. Сами данные должны быть защищены усиленной квалифицированной электронной подписью.
В бумажном варианте. В этом случае документ обязательно должен быть прошнурован, прошивка скреплена печатью организации, а все листы пронумерованы.
Последний вариант более востребован, так как доступен любой организации.
Как и любая другая документация, журнал предрейсового осмотра должен заполняться в соответствии с существующими правилами.
На титульном листе указывается наименование организации и ее адрес, а также дата начала заполнения журнала.
После того как журнал заканчивается, на титульном листе проставляют дату окончания и сдают его в архив.
Внутри журнала обязательно заполняются следующие графы:
дата и время проведения медицинского осмотра;
пол и дата рождения осматриваемого;
ФИО водителя;
артериальное давление, частота пульса, температура тела, а также результат проверки на наличие алкогольного опьянения;
если имеются отклонения от нормы или жалобы на плохое самочувствие водителя, то на рейс он не выпускается, а в соответствующей графе делается отметка о его направлении к более узкому специалисту;
если состояние водителя в норме, то в соответствующей графе делают отметку о допуске на смену;
подпись медицинского работника, который проводил осмотр.
Если во время заполнения журнала возникает необходимость внести исправления, нужно руководствоваться следующими правилами:
неверные данные аккуратно зачеркиваются, а верные указываются рядом;
пишется фраза «исправленному верить»;
исправления обязательно заверяются двумя подписями: водителя и медицинского работника.
Приказ №558 Минкультуры РФ от 25.08.2010 г., который регулирует срок хранения организациями определенного перечня документов в архиве, не содержит указания, сколько времени хранится такой журнал осмотров.
Многие юристы, принимая во внимание назначение такого документы, склоняются, что срок его хранения составляет 5 лет.
Они аргументируют это тем, что такой журнал можно отнести к разделу приказа №558 в области документов по охране труда (п.
646-647). Другая часть юристов считает, что журнал предрейсового осмотра относится к группе документов по социальному страхованию (п.
914). Соответственно, срок его хранения составляет 3 года. Так сколько же хранить данный журнал? Если есть возможность, то лучше хранить его в архиве в течение 5 лет, как документацию, относящуюся к охране труда.
В этом случае вы можете быть уверены, что проверка контролирующими органами не принесет никаких неприятных сюрпризов. По истечении этого срока журнал можно будет уничтожить.
Хочется отметить, что предрейсовые медицинские осмотры водителей и отражение их результатов в специальном журнале является важной составляющей охраны труда в любой организации. Благодаря этому обеспечивается не только безопасность работника, но и безопасность участников дорожного движения, а также сохранность имущества предприятия в процессе эксплуатации.
Но если учитывать практическое предназначение документа, по мнению многих юристов, журнал следует хранить в течение пяти лет. Эти выводы сделаны из пп. 646–647 приказа № 558, поскольку журнал разумнее всего отнести к разделу «Охрана труда» приведенного выше перечня.
Так же есть мнение, что продолжительность хранения журнала должна составлять три года. Приверженцы данного мнения ссылаются на девятьсот четырнадцатый пункт приказа номер пятьсот пятьдесят восемь и его раздел «Соцстрахование».
Исходя из этого, можно утверждать, что журнал следует хранить не менее трех и не больше пяти лет.
Действующие законы не устанавливают обязательной формы журнала. Но несмотря на это, при заполнении можно ориентироваться на форму, которая утверждена приказом Минздрава СССР № 555 от двадцать девятого сентября 1989-го года.
По пятому пункту девятого приложения этого приказа журнал нужно оформлять в виде таблицы с графами.
Каждая организация или ИП должны обеспечивать правильное и надежное хранение закрытого регистра медосмотров работников. В соответствии с законодательством срок хранения журналов юридическими лицами должен составлять 5 лет. Только после истечения срока регистры могут быть удалены или уничтожены.
Особых требований к хранению в сейфах или закрытых кабинетах законодательством не предусмотрено. Главное, чтобы журналы были предоставлены по требованию во время проведения каких-либо проверок.
Итак, несмотря на наличие регламента по ведению журнала предрейсовых осмотров, он все же может вестись в произвольной форме с включением туда основных пунктов. Регламент может хранится в бумажном или электронном виде и должен быть предъявлен государственным структурам по требованию.
Факт отсутствия журнала будет приравнен к факту выпуска водителя на дорогу без медицинского освидетельствования, что означает наложение на компанию и ее руководителя штрафа в установленном размере.
Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств
Организация и проведение медицинских осмотров водителей перед каждым пассажирским или грузовым рейсом – обязанность работодателей, которая регулируется ТК РФ. Несоблюдение норм закона карается административным штрафом.
Проведение подобного осмотра перед каждым рейсом направлено на обеспечение максимальной безопасности всех участников движения во время рейса. Осмотр проводится непосредственно в день рейса перед отбытием.
Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации. С 21 декабря 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2021 года.
Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:
длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.
за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов. Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.
Водители
Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок.
Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.
За ведение журнала отвечает руководитель транспортного подразделения.
Он должен проконтролировать, чтобы записи в документ вносились регулярно, в полном объеме и в строго хронологическом порядке.
Записи в журнал вносит медицинский работник (штатный, либо работающий в медучреждении, привлеченном к проведению осмотров).
В его обязанности также входит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. Если результаты осмотра позволяют отправить водителя в рейс – медик ставит штамп в и делает отметку в журнале. Заключение выдается водителю на руки вместе с путевым листом.
Несмотря на то, что
Журнал регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Для традиционного формата актуальны обычные правила заполнения подобных документов: последовательная нумерация листов, размер А4, прошивание и заверение пломбой. Печать ставится, если организация ее использует.
Обратите внимание
Если выбран цифровой формат заполнения, понадобится квалифицированная усиленная электронная подпись. Также очень важно учесть требования законодательства по части защиты персональных данных. Учтите, следит за этим вопросом не только ГИТ, но и Роскомнадзор, а штраф доходит до 75 тыс. руб. Хорошая новость — этот процесс можно организовать так, чтобы было удобно вам и безопасно для компании. Кстати, в новом номере “Справочника кадровика” есть подробная статья о том, как облегчить себе работу
Не забудьте, что журнал, ведущийся в электронном виде, должен быть удобен для распечатки. А вот подпись водителя в таком случае не предусмотрена.
Сам порядок прохождения врачебных освидетельствований на конкретном предприятии должен быть принят как локальный нормативный акт — Положение об обязательных медицинских осмотрах. Типовая форма положения дается в письме Минздрава, упомянутом ранее (приложение №2).
Все расходы по проведению медосмотров возложены на работодателя. Время, затраченное на посещение врача, считается рабочим (Приказ Минтранса № 15 от 20/08-04, п. 15).
После освидетельствования врач ставит в путевой лист водителя штамп «Предрейсовый медицинский осмотр прошел», образец см. ниже. Оттиск должен содержать не только разрешение медика на выход в путь, но и сведения о дате и времени осмотра, а также ФИО врача.
Похожие записи: