Нормативы противопожарного обустройства лесов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы противопожарного обустройства лесов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам противопожарного обустройства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятельности в лесах.

Настоящий стандарт предназначен для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в лесах.

У органов МСУ стало больше обязанностей по обеспечению пожарной безопасности

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 57938 Лесное хозяйство. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины, установленные лесным законодательством, а также ГОСТ Р 57938.

4.1 В соответствии с ГОСТ Р 57938 противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.

4.2 К объектам противопожарного обустройства лесов относятся:

— дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров, дороги противопожарного назначения;

— посадочные площадки для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

— искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности;

— пожарные наблюдательные пункты, включая вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты;

— пункты сосредоточения противопожарного инвентаря;

— пожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения;

— лесоосушительные сети, включая шлюзы, временные плотины, дороги, предназначенные для проведения работ по гидромелиорации, в целях обеспечения благоприятного противопожарного режима в лесах;

— участки, предназначенные для проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

— зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, в том числе места для отдыха и курения в лесу, площадки для стоянок туристов, смотровые площадки и площадки для стоянки автотранспорта;

— шлагбаумы, преграды, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;

— стенды и другие знаки, указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Обозначение: ГОСТ Р 57972-2017
Статус: действующий
Тип: ГОСТ Р
Название русское: Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования
Название английское: Objects of fire protection arrangement of forests. General requirements
Дата актуализации текста: 01.01.2021
Дата актуализации описания: 01.01.2021
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 22.07.2019
Дата введения в действие: 01.06.2018
Область и условия применения: Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам противопожарного обустройства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятельности в лесах. Настоящий стандарт предназначен для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в лесах
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность
→ Защита от пожаров
→ Сельское хозяйство
→ Земледелие и лесоводствоКлассификатор государственных стандартов
→ Сельское и лесное хозяйство
→ Лесное хозяйство и агролесомелиорация
→ Лесозащита и лесоохрана

Требования к объектам, граничащим с лесничествами (лесопарками)

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. I), ст. 4590) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2414) приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормативы противопожарного обустройства лесов.

Руководитель
В.Н.МАСЛЯКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Рослесхоза
от 27.04.2012 N 174

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 449 «Лесоводство и смежные виды деятельности»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. Np 1792-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации е Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 57972—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЪЕКТЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ЛЕСОВ Общие требования

Objects of fire protection arrangement of forests. General requirements

Дате вверения — 2018—06—01

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам противопожарного обустрой* ства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятель* кости в лесах.

Настоящий стандарт предназначен для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими дея* тельность в лесах.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 57938 Лесное хозяйство. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентстве по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарте с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный ствндврт. на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарте в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять безучетв данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

8 настоящем стандарте применены термины, установленные лесным законодательством, а также ГОСТ Р 57938.

4.1 В соответствии с ГОСТ Р 57938 противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 57972—2017

4.2 К объектам противопожарного обустройства лесов относятся:

• дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров, дороги противопожарного назначения:

• посадочные площадки для самолетов, вертолетов, используемых е целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов:

— искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и ложароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, аалежа. хвороста, кустарниковой растительности:

— пожарные наблюдательные пункты, включая вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты:

— пункты сосредоточения противопожарного инвентаря;

• пожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения:

— лесоосушительные сети, включая шлюзы, временные плотины, дороги, предназначенные для проведения работ по гидромелиорации, в целях обеспечения благоприятного противопожарного режи-мае лесах:

• участки, предназначенные для проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

• зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, в том числе места для отдыха и курения в лесу, площадки для стоянок туристов, смотровые площадки и площадки для стоянки автотранспорта;

— шлагбаумы, преграды, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;

• стенды и другие знаки, указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

В СанПиН гигиенических нормативов содержится перечень требований, в которых рассматриваются и нормируются следующие факторы:

  • безопасные параметры микроклимата на рабочем месте;
  • предельно допустимые объёмы электромагнитного излучения;
  • параметры освещенности в жилых зданиях и сооружениях, а также при организации обучения и на рабочих местах;
  • гигиенические нормативы жилой площади;
  • параметры мебели, используемой в процессе обучения;
  • электронные средства обучения (параметры и сроки использования);
  • уровни трудности предметов при образовательном процессе в начальной школе;
  • параметры безопасности песка или грунта песочницах;
  • обязательное к использованию оборудование в пищевых блоках и минимальное количество сотрудников, задействованных в организации труда;
  • требования к костровому питанию и составу сухого пайка.

Параметры, рассмотренные в новых гигиенических нормативах по СанПиН в 2022 году, касаются сразу нескольких разделов. Достаточно большой объём предложен к выполнению при организации естественного и искусственного освещения на рабочих местах, расположенных в образовательных и лечебных учреждениях, в промышленных и общественных зданиях. Причем в 2022 году обозначены необходимые величины не только в индексе цветопередачи, но и коэффициенте пульсации.

Также утверждённые требования коснулись необходимых объёмов площадей помещений, расстановки мебели в учреждениях, предназначенных для отдыха и обучения, и, в целом, к организации образовательного процесса (время начала и окончания занятий, продолжительность перемен, учебных часов, дневной суммарной учебной нагрузки и т.д.).

Изменились требования к печатным изданиям и электронным носителям информации (интерактивная доска, ноутбук, планшет), используемым в учебном процессе ― закреплены условия оформления изображений и текстовой информации для образовательных изданий.

СанПиН в 2022 году установлены следующие гигиенические условия к помещениям, расположенным в хозяйственных, административных и производственных зданиях, распределяющихся на две категории:

  1. Содержащие рабочие места.
  2. Не содержащие рабочих мест.

Первая категория рассматривает требования к микроклимату на месте деятельности, работы и в целом нормирует направление охраны труда для сотрудников ― величины параметров, характеризующих микроклимат (вибрацию, освещённость, температуру и влажность, ЭМИ и т.д.). С подробными данными по указанным параметрам вы можете ознакомиться в таблицах далее в статье.

Вторая категория аналогичные параметры СанПиН предъявляет к микроклимату помещений жилых. Отдельно для зимнего (средняя наружная температура, в течении суток не выше +10° С) и летнего периода (средняя наружная температура выше +10° С), а также вспомогательных пространств (лифтовых, коридоров, холлов, чердаков и т.д.) С подробными данными по указанным параметрам вы можете ознакомиться в таблицах далее в статье.

К факторам физическим, характеризующим микроклимат в жилых помещениях, кроме показателей освещения, как естественного, так и искусственного, СанПиН предъявлены требования, разделённые прежде всего с учётом холодного или тёплого периода года (по сезонности) и назначению помещения. Кроме непосредственно жилых комнат, учтены оптимальные и допустимые, температура и скорость движения воздуха, а также его влажность в:

  • межкомнатных коридорах,
  • ванных,
  • учебных комнатах,
  • лестницах,
  • кладовках,
  • кухнях.

Дополнительно, к уже указанным гигиеническим параметрам жилых помещений многоквартирных домов в СанПиН в 2022 году, установлены нормы для шума, проникающего в жилые помещения в многоквартирных домах, как постоянной, так и кратковременной продолжительности, а также предельно допустимые излучения электрических, магнитных и электромагнитных полей. С подробными данными по указанным параметрам вы можете ознакомиться в таблицах далее в статье.

Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 N 174

Руководитель: главный научный сотрудник, доктор с.-х. наук Л.В. Буряк.

Результаты исследований за 2019 год:

  • установлены закономерности и выявлены факторы, влияющие на состояние насаждений в лесных районах Сибири после воздействия пожаров;
  • разработаны предложения по совершенствованию Правил санитарной безопасности в части нормативов для оценки отпада деревьев и прогноза состояния насаждений в различных условиях местопроизрастания после пожара в зависимости от силы пирогенного воздействия;
  • предложена методика прогноза состояния насаждений в зависимости от лесорастительных условий и силы пирогенного воздействия;
  • разработана классификация горельников по необходимости проведения и видам лесовосстановительных работ;
  • разработаны критерии доступности фонда лесовосстановления для хозяйственного воздействия.

Результаты исследования послужат основой для научного обоснования и разработки технологий лесовосстановления горельников с учетом лесорастительных условий в границах лесных районов Сибири.

Руководитель: заведующий лаборатории защиты леса, кандидат с.-х. наук А.А. Агеев.

Результаты исследований за 2019 год:

  • получены лабораторные и полевые данные по биологической эффективности двух биоагентов вирусного происхождения использованных против сибирского коконопряда;
  • установлены закономерности санитарного состояния темнохвойных насаждений, поврежденных пожарами высокой интенсивности, определен сценарий распада древостоя и выявлены факторы развития очагов ксилофагов в поврежденных огнем насаждениях с последующим возникновением ремиграционных очагов;
  • дана оценка возможности применения средств биологической защиты в очагах ксилофагов в поврежденных огнем насаждениях.

На основе полученных экспериментальных данных по комплексной биологической защите темнохвойных лесов Сибири будут разработаны рекомендации по организации системы комплексной биологической защиты темнохвойных лесов Сибири.

Руководитель: старший научный сотрудник, кандидат с.-х. наук Л.В. Зленко.

Результаты исследований за 2019 год:

  • проведен анализ существующего опыта проведения выжиганий;
  • проанализирована методическая база и нормативы по профилактическим контролируемым противопожарным выжиганиям лесных горючих материалов;
  • собрана база данных о профилактических выжиганиях в субъектах Российской Федерации;
  • предложена методика оценки достоверности сведений о профилактических выжиганиях;
  • дана оценка отклонения объемов фактических выжиганий в субъектах Российской Федерации от нормативных;
  • собраны сведения о стоимости выжиганий в различных регионах;
  • проведен анализ эффективности применения управляемого огня в различных лесорастительных и метеорологических условиях;
  • разработаны предложения по организации и проведению профилактических выжиганий на землях лесного фонда и прилегающих к лесам территорий, в форме проекта нормативного правового акта.

Результаты исследований послужат основой для разработки научно-обоснованных предложений по применению управляемого огня в лесу.

Руководитель: директор филиала, канд. тех. наук, Р.В. Котельников.

Результаты исследований за 2019 год:

  • проведен анализ горимости лесов в зонах контроля пожаров с точки зрения вреда лесам;
  • дана оценка адекватности решений о целесообразности прекращения или приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров;
  • проанализирована ситуация, связанная с финансированием мероприятий по охране лесов от пожаров в зоне контроля лесных пожаров, включая применения авиации для контроля за состоянием пожаров, по которым решение о тушении прекращено;
  • проведен анализ нормативно-правовой и инструктивно методической базы, связанной с лесопожарным зонированием и зонами контроля лесных пожаров.

Полученные результаты послужат основой для разработки методики зон контроля лесных пожаров.

Руководитель: директор филиала, канд. тех. наук, Р.В. Котельников.

Результаты исследований за 2019 год:

  • проанализирован российский и международный опыт противопожарного обустройства лесов и установлена необходимость обновления утвержденного списка мер;
  • приведен обзор основных применяемых мер противопожарного обустройства лесов, дана оценка их количественных и качественных характеристик;
  • проведен анализ основных проблем, связанных с существующими нормативами противопожарного обустройства лесов и предложены основные способы их решения;
  • приведен перечень основных субъектов экономической деятельности, на которых повлияет изменение нормативов, дана оценка объемов показателей финансирования, которые в настоящее время тратятся на реализацию мер противопожарного обустройства лесов;
  • установлены показатели и факторы, потенциально влияющие на нормативы противопожарного обустройства лесов;
  • собраны и систематизированы данные, характеризующие эколого-географические, экономические, демографические особенности лесных районов и лесорастительных зон.

Полученные данные послужат основой для разработки предложений по нормативам противопожарного обустройства лесов с целью оптимизации мер противопожарного обустройства лесов для лесных районов Российской Федерации.

Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 № 174

Руководитель: заведующий лаборатории защиты леса, кандидат с.-х. наук А.А. Агеев.

Результаты выполнения работы:

  • предложены актуальные сценарии использования перспективных беспилотных комплексов в лесном хозяйстве Российской Федерации;
  • установлены основные экономические показатели для расчета рентабельности внедрения БВС в систему охраны лесов от пожаров по направлению пассивного патрулирования;
  • разработана автоматическая расчетная модель и проведен расчет рентабельности внедрения БВС в лесное хозяйство по направлению пассивного патрулирования.

Исследования проведены с целью оценки целесообразности внедрения в лесном хозяйстве перспективных беспилотных комплексов площадного и линейного автоматического мониторинга для осуществления авиационного патрулирования лесов.

Руководитель: заведующий лаборатории защиты леса, кандидат с.-х. наук А.А. Агеев.

Результаты выполнения работы:

  • разработаны научно-обоснованные меры противопожарного обустройства лесов, поврежденных сибирским шелкопрядом;
  • выделены территории являющиеся приоритетными для противопожарного обустройства;
  • на основании ключевых факторов, работы сформированы в этапы их выполнения;
  • разработаны технологические подходы по проведению работ; определены объемы работ и затраты на реализацию запроектированных мер.

Три критерия, которые обязательно учитывают при создании полос – ширина, степень минерализации и заделка грунтом. Чаще всего такие барьеры делают при помощи машин для обработки почвы или используют взрывчатые материалы. Реже, с целью защиты небольших участков в пределах дачных массивов, их копают вручную.

Ширина минерализованной противопожарной полосы должна быть от 0,3 до 9 метров. За основу расчетов берут специфику местности:

  • прогнозируемый характер распространения пожара;
  • почвенные и лесорастительные условия;
  • степень рисков природных пожаров на конкретном участке.

Стандартно для профилактики распространения огня барьеры делают шириной 1,4 метра. При кустарниковых насаждениях защита должна быть не менее 1,5-2 метров, при древостое – 4 метра. Минимизировать ширину допустимо только при работе на склонах с целью предупреждения эрозийных процессов.

Основные нормы прокладывания земляных заграждений прописаны в ГОСТе Р 57972-2017 «О требованиях к лесным противопожарным объектам». Обязательными местами для размещения полос являются:

  • населенные пункты, граничащие с полями или лесными массивами;
  • садовые участки, причиной пожаров в которых становится поджог травы на границах массива;
  • предприятия вне зоны городской черты;
  • полигоны ТБО, причиной пожаров на которых является либо распространение низового огня извне, либо внутренние возгорания из-за несоблюдения правил сжигания мусора;
  • лесные массивы с различным типом насаждений и сельхозугодья по периметру каждого поля.

Чаще всего минерализованные барьеры прокладывают методом опашки границ опасных объектов. Делают это:

  • над дорогами в хвойных массивах;
  • вокруг лесосек и складов древесины;
  • вдоль дорог любого назначения, линий высоковольтных передач, трубопроводов транспортировки ЛВЖ и газа;
  • вокруг промышленных объектов высокой степени взрывоопасности.

Устройство минерализованных полос – комплексное мероприятие, план которого разрабатывается совместно с администрацией муниципальных образований, подразделениями лесхоза, собственниками садоводческих массивов, руководителями предприятий, входящих в опасную зону.

ГОСТ Р 57972-2017 Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования

В последнее время, наблюдаю в нашем СНТ такую ситуацию, которую можно описать так – «каждый суслик — в поле агроном».

Причем, что интересно, неважно кто, и какую очередную утку кинет в массы- дачники это принимают как сигнал к действию и обсуждению.

И вот на сайте нашего СНТ появилась следующая информация.

Уважаемый председатель!

Согласно информации, полученной от Главного управления МЧС России по Тюменской области, анализ прохождения пожароопасного периода 2020 года показал, что ежегодно, в период с апреля по май месяц, на территории города Тюмени происходят пожары сухой растительности, в том числе тростника (камыша), тушение которых, как правило, осложняется особенностями топкого грунта, болотистой местности, а так же распространением огня на большие площади.

Примером тому являются пожары, ежегодно происходящие в указанный период, вокруг территории СНТ «Привольное», СНТ «Липовый остров», микрорайона «Березняковский», озера Оброчное (ул. Домостроителей) и т.д. Площади таких пожаров исчисляются гектарами, что в свою очередь создает угрозу близлежащим объектам экономики, отдельно стоящим зданиям, садовым и дачным товариществам, населенным пунктам и лесному фонду.

Проведенными проверками установлено, что условиями, способствовавшими возникновению и распространению пожаров на данной категории земель, явилось бесконтрольное зарастание этих территорий сорной растительностью, в том числе тростником (камышом).

Необходимо отметить, что, согласно пункту 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. No 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, иных юридических лиц независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных объединений, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивать ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

С учетом изложенного, Главное управление МЧС России по Тюменской области считает необходимым предложить в осенне-зимний период 2020 года и в 2021 году до наступления пожароопасного сезона ответственным лицам организовать и обеспечить проведение мероприятий по очистке территорий от сухой растительности, в том числе тростника (камыша) на полосе шириной не менее 10 метров до границ территорий, прилегающих к лесам, в том числе и территорий садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Дополнительно направляем для ознакомления памятку по соблюдению мер пожарной безопасности в садоводческих, огороднических товариществах при установлении пожароопасного сезона.

Далее, выполнить разъяснения для народа не соизволили. Разбирайтесь сами в тонкостях, а как известно «Дьявол кроется в деталях».

Начинаем разбираться, итак, первое что, ранее действовавшее

постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 утратило силу с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1034.

Теперь основной закон Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479″Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации

А именно, данный пункт остался почти без изменений, только изменился его номер.

Почему администрация сайта СНТ за этим не следит вопрос риторический.

I I. Территории поселений и населенных пунктов

70. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и(или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером

74…..Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 57938 Лесное хозяйство. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины, установленные лесным законодательством, а также ГОСТ Р 57938.

4 Общие понятия

4.1 В соответствии с ГОСТ Р 57938 противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.

4.2 К объектам противопожарного обустройства лесов относятся:

— дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров, дороги противопожарного назначения;

— посадочные площадки для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

— искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности;

— пожарные наблюдательные пункты, включая вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты;

— пункты сосредоточения противопожарного инвентаря;

— пожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения;

— лесоосушительные сети, включая шлюзы, временные плотины, дороги, предназначенные для проведения работ по гидромелиорации, в целях обеспечения благоприятного противопожарного режима в лесах;

— участки, предназначенные для проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

— зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, в том числе места для отдыха и курения в лесу, площадки для стоянок туристов, смотровые площадки и площадки для стоянки автотранспорта;

— шлагбаумы, преграды, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;

— стенды и другие знаки, указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

5.1 Объекты противопожарного обустройства лесов должны соответствовать документам в области лесного законодательства и природоохранной деятельности [1]-[14], а также требованиям настоящего стандарта.

5.2 Основными задачами при планировании и создании объектов противопожарного обустройства лесов являются:

— обеспечение оптимального режима пожарной безопасности в лесах [1];

— предупреждение возникновения загораний и пожаров в лесах;

— создание условий для обнаружения пожаров в лесах на ранних стадиях;

— препятствование продвижению пожаров на отдельных участках в лесах с целью снижения возможного ущерба и/или создания условий для их тушения необходимым количеством сил и средств пожаротушения;

— охрана участков ценных лесов и природных объектов, населенных пунктов и объектов инфраструктуры от угрозы природных (лесных) пожаров;

— создание условий для своевременного прибытия сил и средств пожаротушения к местам загораний в лесах и к пожарам для их тушения [4];

— создание благоприятных условий для эффективного тушения пожаров с учетом локальных особенностей, снижения ущерба лесам и общего вреда от пожаров.

5.3 Планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов осуществляют с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, а также с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса [6], [7].

Все планируемые к созданию или созданные (имеющиеся) объекты противопожарного обустройства лесов подлежат обязательному документальному учету с нанесением их на картографический материал [2], [5]. При осуществлении учета объектов противопожарного обустройства лесов используют географические координаты в системе, определенной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений и/или в области природоохранной деятельности в пределах полномочий.

5.4 Зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, площадки для ночлега туристов, смотровые площадки, места для отдыха и курения организуют в целях:

— создания условий для соблюдения лицами, пребывающими в лесах, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах;

— удовлетворения эстетических, культурных, экологических, социальных и хозяйственных потребностей граждан во время их пребывания (нахождения) в лесах;

— безопасного пребывания (нахождения) граждан в лесах.

Зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, площадки для ночлега туристов, смотровые площадки, места для отдыха и курения проектируют в районах интенсивного (регулярного) посещения леса населением, туристами и отдыхающими гражданами. К таким местам относят наиболее часто посещаемые живописные видовые точки, площадки по берегам рек и озер, возвышенности, тропы и лесные дороги, ведущие в места массовой заготовки грибов и ягод, ценных продуктов леса, районы вблизи населенных пунктов, а также обочины оживленных путей транспорта через 5-7 км. Зоны отдыха граждан, пребывающих в лесу, площадки для ночлега туристов, смотровые площадки, места для отдыха и курения, площадки для стоянки автотранспорта обозначают знаками и/или указателями.

Примечание — Под видовой точкой понимают максимально удобное для восприятия территории место, где в полном объеме можно увидеть (оценить) красоту окружающего ландшафта, пейзажа или природного объекта. Видовая точка представлена определенной площадкой.

Территория зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, площадок для ночлега туристов, мест отдыха и курения, смотровых площадок, площадок для стоянки автотранспорта должна быть очищена от захламления, мусора, опасных сухостойных деревьев, нескладированного ветровала, валежника, бурелома, в том числе сучьев диаметром в комле более 4 см, сухой пожароопасной травяной и кустарниковой растительности в течение всего пожароопасного периода.

Примечание — Под комлем понимают толстую часть ствола дерева непосредственно над корнем и корневищем или толстый нижний конец бревна или ветки.

Место для разведения костра или огня должно предусматривать безопасное использование открытого или закрытого огня при скорости ветра до 10 м/с. Вокруг площадки для разведения костра или огня, курения создают противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 м.

Зоны отдыха граждан, пребывающих в лесу, площадки для ночлега туристов, смотровые площадки, места для отдыха и курения, площадки для стоянки автотранспорта должны быть оборудованы местами для сбора мусора. Рядом с площадками для ночлега туристов и смотровыми площадками предусматривают места для организации туалетов, обозначенные соответствующим указателем. Если рядом с площадкой для ночлега туристов имеется место для забора воды из естественных водных источников, оно должно быть обозначено соответствующим указателем и иметь возможность безопасного пешего подхода к нему.

Указатели и знаки, содержащие различную информацию, устанавливают в зоне отдыха на высоте не ниже 1,3 м. Текст на указателе и знаке с фронтальной стороны должен быть отчетливо виден (идентифицирован) невооруженным глазом с расстояния не менее 5 м.

5.5 Преграду, обеспечивающую ограничение пребывания граждан в лесах в целях соблюдения пожарной безопасности, обозначают знаком и/или указателем.

Преграду, обеспечивающую ограничение пребывания граждан в лесах, устанавливают способом, не исключающим возможность ее быстрого демонтажа для разблокирования проезда транспортных средств или прохода граждан. При установке преграды, ограничивающей передвижение граждан в лесах на дорогах и тропах, не допускается повреждение дорожного полотна. Не допускается использовать при устройстве преград натянутые тросы или веревки без обозначения их сигнальными элементами. Не допускается использовать в качестве преграды металлические тросы или веревки способом, угрожающим здоровью и жизни людей.

Значения точки росы в градусах °C для ряда ситуаций определяют с помощью пращевого психрометра и специальных таблиц. Сначала определяют температуру воздуха, затем влажность, температуру подложки и с помощью таблицы Точки росы определяют температуру, при которой не рекомендуется наносить покрытия на поверхность.

Если вы не можете найти точно ваши показания на пращевом психрометре, то найдите один показатель на одно деление выше по обеим шкалам, как относительной влажности, так и температуры, а другой показатель соответственно на одно деление ниже и интерполируйте необходимое значение между ними. Стандарт ISO 8502-4 используется для определения относительной влажности и точки росы на стальной поверхности, подготовленной для окраски.

Противопожарные нормы при строительстве индивидуального жилого дома 2022 год

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление лесов и сокращение ущерба от лесных пожаров. Его задача — обеспечить к 2024 году 100%-ный баланс восстановления лесов и сократить ущерб от лесных пожаров в 3 раза. В проекте участвует 81 регион России, т. е. все, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Ненецкого автономного округа.

4. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:

  • обеспечивать выполнение настоящих специфических требований;
  • обеспечивать проведение противопожарного обустройства лесного фонда в соответствии с лесоустроительным проектом;
  • осуществлять контроль за выполнением противопожарных мероприятий, предусмотренных технологической картой на разработку лесосеки, заготовку пней и корней;
  • ежегодно обеспечивать разработку и выполнение мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону в лесном фонде;
  • осуществлять ведомственный учет лесных пожаров, анализировать причины их возникновения на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры по устранению этих причин;
  • информировать органы государственного пожарного надзора в случаях непроведения работ по опашке сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственных земель и другими организациями земель вокруг населенных пунктов, граничащих с лесным фондом;
  • привлекать силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, используемых для тушения лесных пожаров на соответствующей территории.

5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие лесопользование, обязаны:

  • знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесах;
  • перед получением разрешительных документов на рубки леса для проведения рубок главного пользования (сплошные рубки) и прочих рубок (за исключением уборки захламленности) разработать план противопожарных мероприятий согласно приложению 1, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в соответствии со статьей 20 Лесного кодекса Республики Беларусь, осуществляющих заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставленных им для ведения лесного хозяйства. В данный план включаются обязательные противопожарные мероприятия по перечню согласно приложению 2, а также иные мероприятия, необходимые для обеспечения пожарной безопасности. Места проведения рубок леса в течение пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) обеспечиваются пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров по нормам согласно приложению 3;
  • перед началом пожароопасного сезона провести инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров;
  • при проведении работ в лесу хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в закрытой таре в специально отведенном месте, очищенном в пожароопасный сезон от растительного покрова и других горючих материалов;
  • в случае возникновения лесного пожара принять меры по его тушению и немедленно сообщить о нем юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и (или) подразделениям по чрезвычайным ситуациям.

6. Начало и окончание пожароопасного сезона в зависимости от погодно-климатических условий и природной пожарной опасности лесного фонда устанавливаются приказами юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

7. В случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения при III классе пожарной опасности лесов по условиям погоды об ограничении нахождения, а при IV и V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды — о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N 575, проведение на территории лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, информируют население о принятых решениях.

8. Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров в пожароопасный сезон определяются классом пожарной опасности лесов по условиям погоды согласно приложению 4.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обеспечивают получение ежедневной информации за последние сутки и краткосрочного (до трех дней) прогноза горимости лесов по классам пожарной опасности лесов по условиям погоды.

9. Пожарно-химические станции первого и второго типов, пункты противопожарного инвентаря создаются и функционируют в соответствии с требованиями согласно приложению 5. Пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря должны быть обеспечены средствами противопожарной защиты и пожаротушения по минимальному перечню средств пожаротушения, закрепляемых за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря, согласно приложению 6. На каждую пожарно-химическую станцию составляется паспорт по форме согласно приложению 7.

Противопожарное обустройство лесов

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РУБКИ ЛЕСА

12. При проведении сплошных рубок леса порубочные остатки укладывают в кучи (валы) или разбрасывают в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее 10 метров от стены леса.

13. Сжигание порубочных остатков производится после пожароопасного сезона, за исключением случаев сжигания порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при I классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.

В случае ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) ее последствий в лесах допускается сжигание порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при II и III классах пожарной опасности лесов по условиям погоды с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах.

14. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку живицы и (или) второстепенных лесных ресурсов (за исключением новогодних деревьев хвойных пород), в пожароопасный сезон обязаны:

размещать основные и промежуточные склады на площадках, очищенных от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;

содержать территорию в радиусе 50 метров от мест заготовки и хранения очищенной от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;

проложить по границам мест заготовки и хранения минерализованную полосу (за исключением случаев, когда участки лесного фонда примыкают к пахотным, луговым землям, землям под транспортными коммуникациями (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи) и (или) водными объектами) шириной не менее 1,4 метра, а на сухих почвах — две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 — 10 метров одна от другой и в пожароопасный сезон регулярно их подновлять по мере зарастания растительностью;

обеспечивать своими силами патрулирование мест заготовки и хранения в период пожароопасного сезона при III — V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды в нерабочее время.

Приложение 1

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ____________________________

(наименование

_________________________________________

юридического лица, фамилия, имя, отчество

(если таковое имеется)

_________________________________________

индивидуального предпринимателя,

осуществляющих лесопользование)

__________________ ______________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

_________ ______________________ 20___ г.

противопожарных мероприятий

___________________________________________________________________________

(место лесопользования)

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Методика выполнения

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

Настоящий план подлежит обязательному исполнению. В случае неисполнения виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 15.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках).

СОГЛАСОВАНО

Руководитель _____________________________

(наименование юридического

__________________________________________

лица, ведущего лесное хозяйство)

______________ ___________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

______ ____________________________ 20__ г.

Приложение 2

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Назначение ответственных лиц за выполнение требований пожарной безопасности в лесах.

2. Проведение инструктажа о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, предупреждении возникновения и способах тушения лесных пожаров.

3. Получение в установленном порядке информации о классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.

4. Организация связи с должностными лицами, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при необходимости с подразделениями по чрезвычайным ситуациям.

5. Разработка и утверждение в установленном порядке плана противопожарных мероприятий с обязательным приложением:

плана действий при возникновении лесного пожара;

схемы расположения объектов.

6. Обеспечение пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров в соответствии с минимальным перечнем средств пожаротушения.

7. Обустройство мест отдыха, курения, сбора мусора, производственных площадок, складов и других объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.

8. Устройство минерализованных полос в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.

Приложение 3

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

Гигиенические нормы по СанПиН в 2022 году

Центральное место среди научных и практических проблем экономики занимает проблема соизмерения затрат и результатов при реализации различных проектов и выбора лучшего для рационального использования инвестиций. Принятие инвестиционных решений определяется их эффективностью.

Критерием эффективности является получение экономического, социального и экологического эффекта при сопоставлении с затратами на его получение или предотвращение ущерба.

Понятие эффективности предполагает корректное сопоставление понесенных затрат с полученными результатами.

Для всех пожароопасных народнохозяйственных объектов устанавливается экономическая эффективность систем, обеспечивающих их пожарную безопасность. По ГОСТ 12.1.004-76 «Пожарная безопасность» экономическая эффективность должна устанавливаться с учетом вероятности пожара, стоимости объекта, размеров возможного ущерба, а также капитальных вложений и текущий расход на системы предотвращения пожара и пожарной защиты.

В соответствии с «Указаниями по проектированию противопожарных мероприятий в лесах Российской Федерации» для оценки экономической эффективности охраны лесов от пожаров используются следующие данные [10]:

— степень пожароопасности охраняемых объектов, т.е. лесного фонда;

— число лесных пожаров за прошедший период и расчетное на перспективу;

— ценность (или стоимость) охраняемых объектов;

— вероятная площадь пожаров;

— вероятный размер ущерба;

— площадь сохраненного от пожаров лесного фонда;

— величина предотвращенного ущерба;

— расчетные затраты на охрану лесного фонда; всего и на 1 га.

Расчет экономической эффективности за какой-либо прошедший период проводится на основе фактических данных.

Для оценки экономической эффективности системы охраны лесов на перспективу применяются в основном расчетные данные.

  1. Степень пожароопасности охраняемого объекта устанавливается по площади лесного фонда, отнесенной к I-III классам пожарной опасности; площадь I-III классов дается в гектарах и процентах от общей площади лесного фонда объекта.
  2. Число лесных пожаров в перспективе рассчитывается на основе анализа горимости лесов за прошедший период и с учетом перспектив развития района охраны. Обычно можно брать прирост числа пожаров пропорционально приросту населения.

Для анализа горимости лесов и выявления возможных закономерностей достаточно общих данных о числе и площади лесных пожаров за последние 20 — 30 лет и более. Для анализа сезонной динамики горимости лесов необходимы данные о числе и площади лесных пожаров по месяцам и дням пожароопасного сезона 15 лет [10].

При анализе многолетнего хода горимости лесов определяют его характер: снижение или рост числа и площади пожаров по средним данным за 5-летние или иные периоды времени, тенденции в динамике числа и площади пожаров, наличие и периодичность пожарных максимумов, их связь с засухами, повышением (или понижением) плотности населения, изменением режима хозяйствования на рассматриваемой территории.

Для анализа сезонной и суточной динамики горимости лесов по каждому лесному пожару необходимы следующие данные:

за последние 10 —

— субъект РФ, лесничество, квартал; широта и долгота места пожара;

— зона загрязнения; принадлежность лесов;

— дата пожара (месяц, число); время обнаружения пожара (часы, мин.)

— способ обнаружения пожара;

— площадь пожара при обнаружении, га (км²);

— скорость ветра в этот период, м/с;

— класс пожарной опасности погоды в данный день;

— причина пожара;

— дата получения информации (месяц, число);

— время получения информации (часы, минуты);

— дата начала тушения (месяц, число);

— время начала тушения (часы, минуты);

— дата локализации (месяц, число);

— время локализации (часы, минуты);

— расстояние до населенного пункта, км;

— расстояние до транспортных путей, км;

— преобладающая древесная порода на участке пожара;

— тип напочвенного покрова;

— категория лесов;

— категория земель;

— осадков (год, месяц, число);

— стоимость тушения, тыс. руб. (млн. руб.);

— общий ущерб, тыс. руб. (млн. руб.).

Сведения о каждом зарегистрированном лесном пожаре могут быть получены из:

— книг учета лесных пожаров по лесхозу или актов о лесных пожарах;

— ведомостей лесных пожаров;

— банка данных АСУ охраны лесов (такой банк данных есть не по всем областям) в форме распечатки таблицы исходных данных о лесных пожарах, введенных в память ЭВМ.

Общие данные о числе и площади лесных пожаров по годам и месяцам пожароопасного сезона в целом по министерству лесного хозяйства субъекта и по лесничествам могут быть получены из:

— годовых отчетов министерств;

— годовых отчетов местных авиабаз и ведомостей лесных пожаров авиаотделений;

— банка данных АСУ охраны лесов;

— ранее разработанных генпланов или проектов противопожарного устройства лесов.

Данные о числе и площади лесных пожаров (лесной и нелесной) за каждый год приводят в статистической отчетности министерств и лесничеств.

Из заполненной ведомости лесных пожаров или распечаток ЭВМ на карту-схему каждого лесничества наносят условными значками места пожаров за последние 10 лет. Выделяют места крупных лесных пожаров. В районах наземной охраны лесов к категории крупных относятся лесные пожары площадью 25 га и более; в районах авиаохраны — пожары площадью 200 га и более.

Для лесных участков лесного фонда Ленинградской области проблема лесных пожаров была и остается актуальной. В силу своего породного состава леса на землях лесного фонда Ленинградской области отличаются высокой горимостью. Средний класс природной пожарной опасности лесов Лужского лесничества 3,1.

Условия, определяющие возможность возникновения и распространения пожаров, находятся в прямой зависимости от погоды – сухости лесных горючих материалов. Показатель пожарной опасности (класс пожарной опасности — КПО) в лесу по условиям погоды определяется на 12…14 часов местного времени, как сумма произведения температуры воздуха на разность температур воздуха и точки росы за дней без дождя. [ 6 ]

Для того чтобы проанализировать горимость лесов и ущерб, причиненный лесными пожарами непосредственно в Лужском лесничестве, рассмотрим данные за последние 10 лет.

В таблице 4.1 отобразим сводные данные по площади, количеству и ущербу от лесных пожаров в Лужском лесничестве с 2006 по 2015 год.

Таблица 4.1. Сводные данные по лесным пожарам в Лужском лесничестве с 2006 по 2015 год

Год Кол-во пожаров Общая площадь, га Средняя площадь одного пожара, га Ущерб от пожаров, руб
2006 186 577,81 3,10 4 680 077
2007 51 104,09 2,04 902 544
2008 92 193,13 2,09 2 086 737
2009 23 38,88 1,69 154 849
2010 8 2,44 0,30 6 704
2011 11 5,99 0,54 24 805
2012 11 4,62 0,42 10809,9
2013 7 5,97 0,85 70500,4
2014 44 60,33 1,37 507 570
2015 30 16,15 0,53 159 678

На рисунке 4.1 отобразим количество лесных пожаров в Лужском лесничестве по годам за последние 10 лет.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах. [ 1 ]

Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 377 утверждены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма. План тушения лесных пожаров утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года. В текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества, информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

В указанном плане тушения лесных пожаров противопожарное обустройство лесов на территории лесничества представлено с учетом объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры [ 7 ].

Пожарная опасность лесов лесничества определяется в соответствии с приказом Рослесхоза от 5 июля 2011 г. № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды».

Распределение площади земель лесного фонда Лужского лесничества по классам пожарной опасности отобразим в таблице 4.3

Таблица 4.3. Распределение земель лесного фонда Лужского лесничества по классам пожарной опасности

Научно-технические разработки

УДК 630*9

Ю.В. Подрезов д.с.-х.н., Т. А. Советских (ОАО «Росгипролес»)

РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО УСТРОЙСТВА ЛЕСОВ — ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье изложены основные направления планирования противопожарного устройства лесов в Российской Федерации

Ю.В. Подрезов

ні

ІЧ

Т.А. Советских

Российская Федерация занимает первое место в мире по площади земель лесного фонда. В абсолютных величинах площади земель лесного фонда основных «лесных» государств мира представлены на рис. I, из которого видно, что Россия имеет 1 179 ООО ООО гектаров лесных площадей. Вторая и третья по величине «лесные» страны — Канада и США — владеют, соответственно, 418 ООО ООО и 300 ООО ООО гектаров лесных площадей, что на порядок ниже, чем наша страна. Следующие по размерам лесных

□ І Іспанця Ш Греция

□ Поріугаліія □ Франция

Рис. 1. Площадь земель лесного фонда, тыс. га

площадей страны Испания и Португалия имеют еще меньше лесных площадей, соответственно, 26 ООО ООО и 19 ООО ООО гектаров.

Большой ущерб лесному хозяйству во всех странах мира наносят лесные пожары. Они являются мощным антропогенным фактором, чаще всего, увеличивающим площадь непродупирующих земель и снижающим потенциальную возможность их использования.

Мировая статистика лесных пожаров приведена на рис. 2.

Из нее видно, что при самой большой площади лесов, Россия — не самая неблагополучная страна по числу и площади лесных пожаров. Лидируют здесь со значительным отрывом от других стран — США. В России ежегодно возникает от 17 до 36 тысяч лесных пожаров. Огонь проходит в среднем около 2 млн. га лесных площадей — также достаточно большое в абсолютном выражении число, что свидетельствует о важности проблемы борьбы с лесными пожарами и вызываемыми ими чрезвычайными лесопожарными ситуациями.

Важное место в обеспечении лссопожарной безопасности занимает качественное планирование, организация и проведение лесопирологических мероприятий.

Основу планирования противопожарных мероприятий в лесном фонде составляют Генеральные планы противопожарного устройства лесов субъектов Российской Федерации. Каждый

площадь, гыс. га □число пожаров, нм.

Рис. 2. Среднегодовая международная статистика лесных пожаров

план представляет собой научно-обоснованную схему основных направлений развития охраны лесов от пожаров субъектов Российской Федерации. В генплане определяется эффективность работы противопожарных служб и системы охраны лесов в целом, разрабатывается система противопожарных мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности лесов, повышение их пожароустойчивости, предупреждение (профилактика) лесных пожаров, обнаружение возникающих лесных пожаров в начале их развития и ликвидации загораний на минимально возможных площадях. По степени детализации материалов генпланы рассчитаны на удовлетворение запросов областных, краевых и т.п. структур управления лесным хозяйством и входящих в их состав предприятий при решении стратегических задач по охране лесов от пожаров. Большое количество генпланов разработано институтом «Росгипролес» — базовым предприятием лесной отрасли в этом направлении.

Кроме генпланов разрабатываются также проекты противопожарного устройства лесов. Они разрабатываются на те предприятия областных, краевых и т.п. структур управления лесным хозяйством, которые имеют высокий класс пожарной опасности лесов и высокую горимость. Проекты составляются по каждому лесничеству и в целом по предприятию, материалы проектов предназначены для использования работниками предприятий и лесничеств при решении тактических задач по охране лесов от пожаров и при организации их тушения. За последние 20 лет институтом «Росгипролес» разработано более

100 проектов по отдельным лесхозам почти во всех субъектах РФ.

Помимо этого институт «Росгипролес» выпускает различные нормативно-методические документы по противопожарному устройству лесов.

ГОСТ Р 57972-2017 Объекты противопожарного обустройства лесов

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ

      «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

    • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675

      «О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»

    • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674

      «О Калашникове А.П.»

    • Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп

      «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *