Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав судебной системы РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.
Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.
В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон от 21.07.199*4 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. №-1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.
Судебная система в ЕГЭ по обществознанию
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудность которых относится к судам общей юрисдикции.
Согласно Федеральному конституционному закону от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
- кассационные суды общей юрисдикции;
- апелляционные суды общей юрисдикции;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
- военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
- специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Суды общей юрисдикции подразделяются на четыре звена.
Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу.
Второе (основное) звено составляют районные суды, рассматривающие в пределах своих полномочий дела по существу. Также суды второго звена пересматривают судебные решения мировых судей в апелляционном порядке.
Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.
Четвертое (высшее) звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делами, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.
Система военных судов состоит из трех звеньев:
- первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
- второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
- третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.
Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.
Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.
Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.
Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.
Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.
Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.
Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.
Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.
Прибавка к зарплате сотрудникам аппарата суда в 2022 году в России
Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:
- суды первой инстанции;
- суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
- суды кассационной инстанции;
- суды надзорной инстанции.
Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.
Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.
В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.
Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.
Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.
Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.
Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судебная система Российской Федерации довольно обширна и включает в себя:
- суды общей юрисдикции,
- военные суды,
- арбитражные суды,
- конституционные и уставные суды.
Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами и юридическими лицами.
Данная организация осуществляет бесперебойную работу судов. То есть речь идёт про общее функционирование и организационные процессы. При этом они должны быть обеспечены финансово и материально-технической базой, чтоб выполнять функции открытости и прозрачности правосудия. Именно от профессионализма сотрудников аппарата суда зависит то, насколько качественные услуги смогут получать россияне. Выполнение подобной работы требует большой квалификации, и облагается серьезным уровнем ответственности.
Сразу стоит сказать, что в текущий момент наблюдается дефицит кадров в судебной системе. Статистика фиксирует большой уровень текучки – от 100 до 200 %, и все это связано с серьезной нагрузкой, и при этом низким уровнем оплаты труда.
Соответственно, в такой ситуации, не задавать вопрос по поводу того, планируется ли увеличение зарплаты, стоит. Особенно, кстати говоря, от финансового довольствия страдают младшие должности, потому что если помощник судьи может рассчитывать на зарплату до 20 000 рублей в месяц, то более мелкие служащие получают меньше.
Ещё более обидно становится на фоне того, что уровень окладов в других государственных органах намного выше. В связи с этим, выпускники ВУЗов не особенно часто выбирают работу именно в судебном аппарате. И страдают от этого все, потому что судебная система не зря имеет статус государственной. Она выполняет правовые, финансово-экономические Функции, которые ни в коем случае нельзя игнорировать.
Сегодня продолжается реформа судебной системы, и власти предлагают разграничить полномочия у сотрудников судебного аппарата, чтоб каждый мог сосредоточиться на выполнении своей деятельности. Также предлагается унифицировать нормы, и направить деятельность судебного аппарата в одно русло путём формирования верховного суда.
И эти организации будут выполнять специальные обязанности, выполнение которых ляжет на помощников судей и секретарей, а также их заместителей. Они будут непосредственно общаться с населением, принимать заявления, и проводить первичную работу над всей документацией, что в дальнейшем позволит сэкономить время.
Для того, чтобы снизить нагрузку, необходимо содействовать развитию цифрового правосудия, то есть потихоньку внедрять информационные технологии. От этого зависит огромное количество людей, и подобные меры позволят сделать судебную систему России намного более эффективной, увеличить уровень её качества, а также сократить использование рабочего времени и для этого необходимо, чтоб ставка аппарата суда на 2022 год в РФ увеличилась.
Судебная система Российской Федерации
Сотрудники судебной системы могут претендовать на ряд социальных гарантий.
Они установлены трудовым кодексом, и в соответствии с требованиями законопроекта можно точно сказать, что:
- продолжительность отпуска составляет не менее 30 календарных дней;
- дополнительно можно взять оплачиваемые ещё 10 дней отпуска, но здесь количество будет варьироваться в зависимости от стажа;
- гарантированно предоставляется медицинская страховка, причём не только для сотрудника судебного аппарата, а ещё и членов его семьи;
- также можно претендовать на защиту членов семьи и самого служащего от угроз и насилия, которые иногда могут возникать на фоне выполнения должностных обязанностей.
Рассматривая последние новости о повышении окладов стоит сказать ещё и о том, что в прессе не так давно появилась информация о том, что может быть снижено финансирование российского суда. Однако правительство говорит, что если это и произойдёт, то больше чем на 5 %, финансирование сокращать точно никто не будет.
Дело в том, что уменьшение расходов из государственного бюджета на судебную систему может пагубно отразится на системе правосудия, а также увеличить уровень коррупции, борьба с которым проходит практически постоянно.
И можно сказать, что президент подписал указ о том, что судьи Конституционного и Верховного суда смогут рассчитывать на увеличение оклада в районе 3 %, сверх уровня индексации.
Отдельного внимания заслуживает разговор о том, будет ли сокращение аппарата суда в 2022 году, но выше уже было сказано о том, что сегодня в в данной системе наблюдается чрезмерная текучка кадров. Относительно низкий уровень зарплат при высоком показателе ответственности, что заставляет молодых специалистов выбирать другие профессии. Так сказать – менее «проблемные».
Судебная система Российской Федерации — система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации.
Все про новую судебную реформу
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Кассационные суды общей юрисдикции — рассматривают в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[8]
Апелляционные суды общей юрисдикции — являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты названных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[9]
Основная статья: Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации
Действуют в составе:
- президиума суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по административным делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
Являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным, межрайонным и городским судам, рассматривают апелляционные жалобы на решения районных и приравненных к ним судов и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
Рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, дела о признании решений иностранных судов и третейских судов (арбитражей)[10], о признании забастовки незаконной[11], о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования[12], о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии[13], и иные дела отнесённые федеральными законами к подсудности судов субъектов Российской Федерации. Обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[14]
Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»
Районный суд — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно-территориальных образований (тогда это межрайонный суд, например, юрисдикция Советского районного суда Республики Марий-Эл распространяется на территории следующих административно-территориальных образований: Куженерского, Новоторъяльского и Советского районов) либо в судебном районе, когда этот судебный район составляет один административный район, районах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. До тех пор, пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судебные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.
В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т. д.). Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98 % от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.
Понятие и состав судебной системы Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 13; 2021, N 2, ст. 402).
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. В паспорте:
а) в позиции, касающейся государственного заказчика — координатора Программы, слова «(до 2020 года включительно)» исключить;
б) в позиции, касающейся объема и источников финансирования Программы, цифры «109093,55» и «89731,03» заменить соответственно цифрами «109081,61» и «89719,09».
2. В разделе IV:
а) в абзаце третьем цифры «109093,55» заменить цифрами «109081,61»;
б) в абзаце четвертом цифры «89731,03» заменить цифрами «89719,09».
3. Абзацы первый и второй раздела V изложить в следующей редакции:
«Государственным заказчиком — координатором Программы является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Государственный заказчик — координатор Программы в ходе ее выполнения:»
4. Позицию 12 приложения N 1 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
“
12. | Размер общей площади служебных помещений, приходящейся на 1 федерального судью (кв. метров): | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в судах общей юрисдикции | 145 | 145,5 | 146 | 147 | 148 | 149,5 | 151 | 153 | 160 | 165 | 166 | 167 | 170 | |
в арбитражных судах | 111,5 | 112,5 | 115,4 | 115,4 | 120,3 | 123,4 | 123,4 | 126,8 | 131,3 | 134 | 135 | 136 | 139 |
«.
Вадим Волков (координатор), доктор социологических наук, научный руководитель ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге, член рабочей группы при Экономическом совете при Президенте РФ Игорь Цветков, доктор юридических наук, проф. кафедры коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Кирилл Титаев, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге Тимур Бочаров, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге Лидия Воскобитова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Анна Смола, кандидат юридических наук, советник АБ «Бартолиус» Арина Дмитриева, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-ПетербургеДля решения вопроса улучшения судейских кадров предлагается создать единый Федеральный центр подготовки судей. Действовать он должен независимо от ведомств и специализироваться исключительно на профподготовке претендентов на должность судьи. Предполагается, что учредителем может выступать Правительство. «Необходимо обеспечить и высокую степень автономии Центра от любой власти, включая судебную, поскольку слишком тесный контроль со стороны судебной власти будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», – подчеркивает ЦСР. Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения.
Для поступающих введут строгие критерии отбора: в Центре будут обучать только толкованию права, а не его содержательным аспектам. Высокого уровня предлагается сделать вступительные экзамены, а перед зачислением в Центр кандидаты должны получить рекомендацию квалификационной коллегии судей, также они пройдут проверку биографий.
Преподавать в Центре будут действующие и бывшие судьи разных уровней, а также профессоры права, одновременно являющиеся практикующими адвокатами, а также специалисты в области этики, психологии, риторики, социологии и экономики.
Радикально предлагается изменить статус секретаря судебного заседания. Во-первых, работа на этом месте не будет давать юридического стажа, а во-вторых, для нее не потребуется юридического образования.
ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы
В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.
В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару.
В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.
Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.
Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).
Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.
И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.
Суд – это особый государственный орган. На него возложено исполнение специфических функций. Федеральная судебная система РФ формируется в установленном порядке. Она наделяется определенной компетенцией. Система судебной власти в РФ отличается разветвленностью. В ее распоряжении находятся необходимые организационные и материальные средства, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.
Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.
Законность выступает в качестве универсального принципа. Она относится не только непосредственно к правосудию, но и к функционированию прочих государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любом подразделении должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением иерархии юридических предписаний. Это особенно актуально при возникновении случаев коллизии. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу.
Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.
Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.
Этот принцип указывает на то, что рассмотрение всех дел во всех судах должно быть открытым. Это означает, что при разбирательстве доступ в зал заседания имеют все лица, кроме не достигших 16-ти лет (если они не выступают в качестве участников процесса). Присутствовать при рассмотрении дела могут представители прессы, а само рассмотрение может освещаться в СМИ. Число присутствующих может быть ограничено из-за недостаточной вместительности зала заседания.
Гласность разбирательства предусматривается каждым отраслевым законодательством. Этот принцип считается одним из основных показателей демократичности судопроизводства. Гласность разбирательства выступает как важное условие вынесение обоснованного и справедливого решения, побуждает всех участников процесса выполнять свои обязанности добросовестно. Кроме того, данный принцип препятствует оказанию давления на судью. Это, в свою очередь, гарантирует независимость и подчинение правовым нормам. При этом законодательство предусматривает и случаи, в которых судебное разбирательство проводится в закрытом режиме. Однако решение и приговор зачитываются публично.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.
Среди федеральных судов обособленное место отведено Конституционному Суду РФ. На него возложено одно из основных полномочий судебной власти – конституционный контроль. Суть такого контроля заключается:
- в обеспечении соответствия предписаниям Конституции РФ федеральных законов и других правовых актов, в официальном толковании предписаний Конституции РФ,
- даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Президентом РФ.
Пределы полномочий этого суда четко ограничены тем, что сказано в ст. 125 КРФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Признание им какого-то закона полностью или частично противоречащим КРФ означает, что закон или его соответствующая часть утратили юридическую силу и не могут применяться.
Постановления Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех государственных или негосударственных учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя. К кандидатам на должности судей этого суда закон предъявляет более высокие требования, чем к кандидатам на судебные должности в других судах. В частности, лицо, претендующее на должность судьи Конституционного Суда РФ, должно не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей – известные ученые-юристы).
Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям:
- гражданство РФ;
- возрастной ценз – не менее 40 лет;
- наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет;
- безупречная репутация;
- признанная высокая квалификация в области права, предельный возраст судьи – 70 лет.
Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это, прежде всего: дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемыми в соответствии с предписаниями Уголовного Кодекса РФ), гражданские (о различного рода спорах имущественного, а порой и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).
В этой подсистеме федеральных судов четко обозначены две группы судов – суды гражданские и суды военные.
Эти суды являются преимущественно судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских и уголовных дел (не менее 98% от общего количества дел, подведомственных судам общей юрисдикции), а также практически все дела об административных правонарушениях, которые должны рассматриваться судами.
Они также принимают решения по многим вопросам, возникающим в связи с подготовкой материалов гражданских и уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, в связи с жалобами граждан на незаконный арест, продление его срока, возбуждение уголовного дела или отказ в его возбуждении, прекращении или приостановлении такого дела, а равно в связи с разного рода ходатайствами – об обеспечении гражданского иска, производстве прослушивания телефонных переговоров и др.)
Судам этого уровня дано право пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам свои решения, вынесенные при разбирательстве гражданских дел.
Районные суды уполномочены также выполнять функцию суда второй инстанции в тех случаях, когда они осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приговоров и других решений мировых судей.
Большая часть дел в районных судах рассматривается судьями единолично. Однако, для некоторых случаев, закон предусматривает коллегиальное рассмотрение дел – районным судьей и двумя народными заседателями.
Приговоры и иные решения этих судов, как и всех других судов, являются обязательными к исполнению повсеместно на территории Российской Федерации всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.
Средним звеном гражданских судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ – верховные суды республик, краевые, областные и городские (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) суды, суды автономной области и автономных округов.
На эти суды возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций – первой, второй (кассационной) и инстанции, проверяющей приговоры и иные решения, вступившие в законную силу.
В качестве первой инстанции они рассматривают уголовные дела преимущественно о наиболее опасных преступлениях, за которые возможно применение самых строгих мер наказания (лишение свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы), а также некоторых других. Из числа гражданских дел суды этого уровня разрешают по существу, как правило, дела, отличающиеся повышенной сложностью.
Значительный объем работы судов такого рода составляет разбирательство дел по второй (кассационной) инстанции. Его суть заключается в проверке законности и обоснованности приговоров и иных решений районных судов, не вступивших в законную силу, и в принятии мер с целью исправления обнаруженных следственных и судебных ошибок.
Существенная нагрузка приходится также по линии осуществления функции проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Это направление деятельности называют производством в порядке надзора или производством по вновь открывшимся обстоятельствам. Оно также имеет своей целью выявление судебных и следственных ошибок, принятие мер к их устранению.
В судах субъектов Федерации основными структурными подразделениями, призванными осуществлять судебные функции, являются судебные коллегии по гражданским делам и судебные коллегии по уголовным делам, а также президиумы. Судебные коллегии выполняют функции первой и второй инстанций, а президиумы – инстанций, проверяющих дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Разбирательство дел в судах этого уровня по первой инстанции возможно только коллегиальное: судьей и двумя народными заседателями, тремя судьями или судьей и 12 присяжными заседателями.
Судебная система РФ: характеристика и особенности
Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования.
При отправлении правосудия они, как и гражданские суды, подчиняются требованиям норм Конституции РФ, международных договоров РФ и федеральных законов.
Военным судам подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных, как правило, военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-правовым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур.
Основным звеном в подсистеме военных судов являются гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.
Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным судам среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Им также приходится принимать решения по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.
Гарнизонные суды уполномочены пересматривать свои вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции разбирательство конкретного дела в этом суде, как и в гражданском районном суде, может осуществляться единолично судьей или коллегиально – судьей и двумя народными заседателями.
Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается обычно на территории нескольких субъектов РФ. На них, как и на гражданские суды возлагается выполнение функций трех судебных инстанций. Они рассматривают:
- по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с государственной тайной;
- в качестве второй (кассационной) инстанции дела по кассационным жалобам и (или) протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;
- в порядке надзорного производства дела по протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;
Дела о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу.
Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей, других судей. Основные структурные подразделения этих судов – президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.
Президиум образуют председатель данного суда, его заместители – председатели судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается прежде всего рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел по протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также на определения и постановления, принятые во второй инстанции судебной коллегии или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда, а также ряда организационных вопросов.
При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:
- по гражданским или административным делам – из одного или трех судей;
- по уголовным делам – из трех судей, одного судьи и двух народных заседателей, либо из судьи и 12 присяжных заседателей.
Рассмотрение кассационных жалоб и (или) протестов на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда. Президиумы принимают решения по конкретным судебным делам в случае присутствия на их заседаниях не менее половины членов президиума.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и другими федеральными конституционными законами.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении споров, отнесенных к их компетенции, являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?
Верховный суд РФ
Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.
Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.
Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.
Конституционный суд РФ
Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.
Суды общей юрисдикции
Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.
Военные суды
Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.
Арбитражные суды
Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.
Наименование расхода | Код расхода по БК | Бюджетные ассигнования, утвержденные законом о федеральном бюджете на год | Утверждено бюджетной росписью (с учетом изменений) на год | Доведено лимитов бюджетных обязательств на год | Распределено главными распоряди-телями лимитов бюджетных обязательств | Кассовое исполнение на 01.04.2021 | Процент исполне-ния | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рз | ПР | ЦСР | ВР | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ВСЕГО РАСХОДОВ* | 0,0 | 155 860,9 | 155 860,9 | 155 860,8 | 90 523,2 | 58,1 | ||||
Финансовое обеспечение выполнения функций государственных органов и учреждений в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) | 03 | 04 | 99 1 00 90000 | 200 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,00 |
Финансовое обеспечение выполнения функций государственных органов и учреждений в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) | 03 | 04 | 99 1 00 90000 | 400 | 0,0 | 155 860,9 | 155 860,9 | 155 860,8 | 90 523,2 | 58,08 |
Результативность бюджетных расходов
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – ФАИП) Федеральной службе судебных приставов на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигнования
в сумме 351 305,6 тыс. рублей, в том числе:
195 444,7 тыс. рублей – на реализацию государственной программы Российской Федерации «Юстиция» (далее – ГП «Юстиция») в части завершения строительства одного административного здания, проведения проектных и изыскательских работ по строительству одного объекта (строительство данных работ начато в предыдущие годы в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406 (далее – Программа)) и приобретения одного объекта недвижимого имущества для размещения территориальных органов ФССП России;
155 860,9 тыс. рублей – на реализацию Программы в части строительства четырех административных зданий для размещения территориальных органов ФССП России (восстановленные остатки по государственным контрактам 2020 года).
Основные итоги реализации ФАИП за 9 месяцев 2021 года:
1. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, г. Архангельск.
По причине нарушения подрядчиком существенных условий контракта (нарушение срока завершения строительства объекта) государственный контракт на строительство административного здания расторгнут Управлением в одностороннем порядке с 04.05.2020.
По результатам проведения конкурсных мероприятий заключен государственный контракт от 21.06.2021 № 102-02-А/21ГК на строительство (завершение строительства) административного здания.
Выполнены работы по возведению стен и перегородок здания (подвал, первый, второй, третий, четвертый и технический этажи), устройству и оклейке кровли, монтажу оконных блоков, гидроизоляции сантехнических помещений, монтажу лифтового оборудования.
Выполняются работы по внутренней отделке помещений, устройству внутренних инженерных систем.
Процент технической готовности – 71,2 %.
Председатель Верховного Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев подвел итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных за 2021 год, а также обозначил основные задачи, стоящие перед российской судебной системой в 2021 году.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Вторая часть: С приближением пенсионного возраста многих граждан начинает волновать вопрос, как количество отработанных лет повлияет 6 / Для большинства людей брак — это один из самых счастливых моментов в их жизни.
Согласно законопроекту лицу необходимо защищать свои интересы в судах либо самостоятельно, либо с привлечением представителя, однако таковым может являться исключительно гражданин с высшим юридических образованием. Данная новелла фактически не является чем-то революционным, аналогичные правила мы уже наблюдали ранее в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации.
Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, и в 1864 они произошли. 27 сентября 1862 г. император Александр IIутвердил доклад государственного секретаря В.П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий – всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты – от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.
- единство системы,
- соблюдение всем судами правил производства,
- применение существующих законов,
- обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
- единство статуса судей,
- существование судов разных уровней,
- самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.