Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на перевозку мусора в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.
Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года
Перечень товаров утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2018) “Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”.
Распоряжение состоит из разделов:
Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров.
Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.
Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Принадлежность товара к перечню товаров, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Производитель или импортер может вступить в ассоциацию по выполнению данных нормативов на основе договора, если он не хочет или не может утилизировать отходы самостоятельно. В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов, которые переданы ему производителем, импортером товаров, обязательства признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств, то есть если ассоциация «недоутилизировала» отходы, виноват будет производитель/импортер.
Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке.
Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.
Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:
- С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя “Модуль природопользователя”, размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
- С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” “Личного кабинета” природопользователя;
- С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.
Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) “Об отходах производства и потребления”
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.
Экологический сбор
Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:
- Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
- Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
- В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.
Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.
Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.
Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) “Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров”. Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.
Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, – копии актов об утилизации. Договор можно заключать не только с оператором и региональным оператором, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — деятельность в области обращения с отходами).
Деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению.
2. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — лицензирующий орган).
Договор на вывоз отходов с лицом, не являющимся региональным оператором
С 1 января 2021 г. действует новый порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Прежний порядок утратил силу в рамках механизма «регуляторной гильотины».
Также издание новых правил связано с введением реестровой модели лицензирования.
Уточнены лицензионные требования и перечень предоставляемых документов.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Разрешение на вывоз мусора может выдавать Федеральная Служба Природопользования. Но документы нужно подавать в эту организацию не напрямую, а через Роспотребнадзор. Заявление на получение лицензии для вывоза сырья на утилизацию будет передано в нужную инстанцию.
Заявка рассматривается до 90 календарных дней.
Далее заявитель получает ответ:
- Пакет документов согласован, лицензия на вывоз будет выдана.
- В деятельности заявителя обнаружены нарушения. Поэтому в выдаче лицензии на перевозку отходов отказано. Список нарушений прилагается к официальному ответу.
- Наличие полигонов для размещения отходов.
- Наличие зданий и сооружений для обработки, обезвреживания, утилизации отходов.
- Наличие подходящего транспорта, чтобы вывозить отходы.
- Наличие техники для оказания заявленной услуги.
- Свидетельства и сертификаты о профессиональной подготовке сотрудников.
- Обязательное проведение рекуперации веществ, которые разрушают озоновый слой планеты.
Образец бланка заявления утвержден 99-ФЗ. В предложенный образец следует вписать данные, указанные ниже в таблице.
Юридическое лицо | ИП |
Форма собственности, полное название | ФИО, как в паспорте |
Юридический адрес главного офиса | Адрес регистрации и фактического места проживания |
Адреса и координаты полигонов, свалок, заводов и других объектов, где будет проводиться работа с отходами | |
Перечисление оборудования, которое будет работать на указанных площадках | |
Вид и происхождение ТКО или ТБО, с которыми планируется работать | |
Реквизиты санитарного заключения, подтверждающего, что технологии работы соответствуют СанПиН | |
Реквизиты заключения о проведенной экологической экспертизе документов | |
Номер регистрации | ОГРН |
ИНН + только один вид деятельности по ОКВЭД | |
Контактные данные |
К заполненному бланку следует приложить:
- полный комплект учредительных документов;
- копию свидетельства о внесении в ЕГРИП/ЕГРЮЛ и выписку из реестра;
- копию свидетельства о постановке заявителя на налоговый учет;
- копию справки, подтверждающей присвоение ОКПО;
- копии документов, подтверждающих наличие свалок, полигонов, зданий и сооружений для работы;
- копии документов, подтверждающих владение техникой и транспортом для работы;
- перечень видов отходов, с которыми вы планируете работать;
- копии свидетельств и сертификатов, подтверждающих право работать с отходами;
- копию документа о назначении лица, ответственного за допуск сотрудников;
- квитанцию об оплате суммы государственной пошлины.
В первую группу входят радиоактивные и токсичные вещества, которые вызывают необратимое загрязнение природы при выбросе. Примеры: теллур, полоний, ртуть, таллий, плутоний и т. д.
Во вторую группу входят вещества, последствия выброса которых нужно устранять более 30 лет. Примеры: формальдегид, мышьяк, фенол, серная кислота, сурьма и т. д. Вещества из этой группы содержатся в батарейках и аккумуляторах, в люминесцентных лампах.
Правила утилизации отходов в 2021 году: что изменилось
Перевозить отходы любого типа можно по следующим правилам:
- наличие лицензии у компании, которая осуществляет вывоз;
- наличие паспорта, подтверждающего вид отходов и класс опасности;
- наличие документа на транспортировку и передачу отходов с описанием мусора;
- соблюдение правил перевозки твердого или жидкого мусора в 2020–2021 годах.
Штрафы за подобную транспортировку представлены ниже в таблице.
Нарушение | Сумма штрафа (руб.) |
Нелегальный вывоз бытового мусора | 30 000–50 000 |
Транспортировка, складирование, утилизация опасных отходов без лицензии | до 250 000 |
С 2019 года в России начали вводить новую систему обращения с отходами. Эти нововведения получили название «мусорной реформы». Основные положения реформы:
- управляющие компании больше не обязаны вывозить мусор;
- обязанность вывозить бытовые отходы передается региональному оператору;
- на территории каждого субъекта Федерации действует только один оператор;
- вывоз мусора станет централизованным.
Также «мусорная реформа» направлена на увеличение процента переработки вторичного сырья. По плану, к 2024 году в России должно перерабатываться не менее 30 % отходов.
-
29 ноября 2021, 18:50
Первый пошел. Один из аукционов регоператора на вывоз мусора в Петербурге затормозили жалобой
-
23 ноября 2021, 00:39
Региональный оператор нашел перевозчиков мусора для Петербурга. Есть сенсации
-
27 октября 2021, 21:02
Перекантоваться до заводов. Мусорная реформа в Петербурге подыскивает себе колеса
-
06 августа 2021, 15:41
«Ничего гнить под крики чаек не будет». Невский экологический оператор — о головах и хвостах мусорной реформы
Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.
Правила 2022 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.
Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:
- осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
- осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
- отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
- после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
- вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.
Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.
В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.
Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.
Под утилизацией понимается возможность использования отходов для следующих целей:
- создание нового товара;
- оказание какого-либо вида услуг;
- использование повторно после рециклинга.;
- восстановление прежних свойств и возврат в цикл производства (регенерация);
- извлечение практически значимых компонентов – рекуперация;
- использование ТКО для получения энергии.
Санитарные правила допускают использование методов утилизации отходов по СанПиН в 2022 году при обращении с медицинскими отходами с одной оговоркой: из такого сырья запрещено изготовление детских товаров, товаров, применяющихся в медицине и контактирующих с пищей и питьевой водой. Так из сырья, полученного при утилизации медицинских шприцев, могут быть изготовлены мешки для мусора, тара для изделий не пищевого назначения и т.д.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ ЛИЦЕНЗИАТОВ
На основании подпункта 5 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности возможно только при наличии лицензии.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения N 1062 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при его намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов I — IV классов опасности, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила N 1156), определен термин «мусоровоз», под которым понимается транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО.
Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение» транспортными средствами категории N являются механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.
В силу положений пункта 27 вышеуказанных Правил, транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 года.
В свою очередь виды отходов, относящихся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, согласно которому относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Учитывая изложенное, одним из требований, предъявляемых к специальному образованию транспортных средств, планируемых к использованию или используемых для транспортирования видов отходов, отнесенных к ТКО, с 1 января 2018 года является оснащение заявляемых транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждается при проведении внеплановой проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованием.
Цель данного решения — минимизация возможности выгрузки отходов вне оборудованных полигонов, предназначенных для их размещения.
Законодательные требования к условиям транспортирования опасных отходов вы прочитали.
Инструкция по транспортированию опасных отходов производства и потребления
1.Общие положения
1. Настоящая Инструкция по перевозке опасных отходов автомобильным транспортом создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1994 г. № 372, Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г №73, с Приказом Минтранса РФ от 14.10.1999 №77 ( если транспортируется ТКО, то добавить — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 ) и определяет основные условия к перевозке опасных отходов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортированию и чрезвычайных обстоятельствах.
2. Организация перевозок
1. Общий контроль за сбором, транспортированием и передачей сторонним организациям образующихся на предприятии опасных отходов осуществляет инженер по охране окружающей среды.
2. Ответственным за транспортирование опасных отходов назначается водитель транспортного средства.
В обязанности ответственного лица за транспортирование груза входит:
- соблюдение экологических требований и требований пожарной безопасности с момента погрузки отходов в транспортное средство и до момента их передачи на хранение (переработку) сторонним организациям;
- обеспечение сохранности груза от места отправления до места назначения;
- внешний осмотр (наблюдение за погрузкой и креплением груза) и контроль за приемкой опасных отходов в местах получения ( передачи) отходов;
- сдача грузов по прибытии на место назначения.
3. Решение о допуске транспортного средства к перевозке опасных отходов принимается начальником транспортного цеха после технического осмотра транспортного средства.
4. Необходимость сопровождения специалистами транспортировки опасных отходов определяет инженер по охране окружающей среды. В тех случаях, когда сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован начальником транспортного цеха. За инструктаж ответственность несет начальник транспортного цеха.
5. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу или штучно.
3. Организация системы безопасности при транспортировке опасных отходов
1. Организация системы безопасности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, соблюдения условий транспортирования опасных отходов возлагается на транспортный цех, выполняющий перевозку опасных грузов, и грузополучателей.
2. Практические мероприятия по обеспечению системы безопасности осуществляются – транспортным цехом совместно с грузополучателями.
3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных отходов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в Плане действия в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
4. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных отходов на транспортные средства ведет лицо — ответственное за транспортировку.
5. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами транспортного цеха с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару.
6. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.
7. Использование грузозахватных устройств погрузочно-разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.
8. Совместная перевозка отходов различных классов опасности на одном транспортном средстве разрешается только в пределах правил допустимой совместимости раздельного хранения отходов.
4. Ликвидация последствий аварий или инцидентов
1.Ответственный за обращением с опасными отходами разрабатывает План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов.
2. В Плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов устанавливается порядок оповещения, принятия срочных мер по ликвидации последствий аварии, наличие средств индивидуальной защиты.
3. В случае аварийных инцидентов водитель и сопровождающее лицо могут действовать самостоятельно в ликвидации последствий инцидента. В случае возникновения чрезвычайной ситуации сопровождающее лицо или водитель обязаны вызвать аварийную бригаду.
4.В случае дорожно -транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза при необходимости вызывает аварийную бригаду.
Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, в ходе ликвидации последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты.
5. Действия лица, сопровождающего груз (аварийной бригады) на месте происшествия аварии или инцидента включают: обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного опасного отхода; оповещение начальника транспортного цеха о случившейся аварии, инциденте.
6.Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, инцидента должна обеспечить в случае необходимости эвакуации водителя; провести дезактивацию, дезинфекцию; обезвреживание места розлива, россыпи и т.п. опасного отхода, спецодежды; оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
7. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий инструмент и оборудование:
- набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировании отходов
В случае возникновения аварийной ситуации и необходимости ликвидации последствий аварий или инцидентов ответственный за транспортирование опасных отходов (водитель) должен:
1. Обследовать место аварии, определить масштабы аварии.
2.Оповестить о случившемся:
— начальника транспортного цеха *****
— диспетчера *****
3. Принять срочные меры по ликвидации последствий аварии:
— выставить ограждение вокруг зараженного участка и оповестить окружающих о недопустимости нахождения на указанном участке, локализовать (по возможности, ликвидировать) очаг аварий;
— оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— соблюдая меры предосторожности, до приезда спасательной бригады приступить к ликвидации аварии и ее последствий.
4. В случае незначительной аварийной ситуации (при разрушении корпусов единичных ламп) ликвидировать аварию собственными силами путем обработки зараженного участка 1 % раствором калия.
5. Средства индивидуальной защиты: дыхательный аппарат и защитные перчатки.
6. Бой стекла и металлические детали, образовавшиеся после разрушения корпусов ламп в отдельный металлический контейнер, закрыть.
7. Бой стекла и металлические детали, образовавшиеся после разрушения корпусов ламп, в металлическом контейнере передать на утилизацию совместно с использованными люминесцентными (ртутными) лампами.
При аварийной ситуации в процессе транспортировки аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом необходимо:
— место разлива электролита засыпать песком, нейтрализовать разлитый отработанный электролит: для кислотных батарей — 2,5% раствор питьевой соды.
— после нейтрализации электролита собрать загрязненный песок в пластмассовую емкость (контейнер).
Для ликвидации возгорания пожароопасных отходов следует использовать следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену, порошковые и углекислотные огнетушители, песок.
При аварийной ситуации в процессе транспортирования отходов на полигон — собрать россыпь в кузов машины.
Условия транспортирования опасных отходов в целом собраны в этой статье. По мере актуализации будут обновляться и требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов здесь.
Обо всех существенных изменениях в деятельности лицензиата, связанных с отходами или местом транспортировки, следует сообщать письменно в течение двух недель в орган, предоставивший лицензию.
Наличие лицензии на транспортировку свидетельствует о том, что перевозчик отвечает всем требованиям по безопасному перемещению отходов.
Примерно раз в год перевозчик проверяется соответствующими государственными надзорными органами. Результаты проверок фиксируются в актах. Устранение обнаруженных нарушений должно проводиться в строго отведённые сроки.
В противном случае лицензирующий надзорный орган может приостановить действие лицензии либо аннулировать её через суд. При неуплате лицензионного сбора на протяжении 3-х месяцев разрешение может быть аннулировано.
Государственная пошлина на получение лицензии на транспортировку отходов составляет 7500 р. Лицензия выдаётся без срока действия и не требует переоформления через какой-либо промежуток времени. Переоформлять документы придётся лишь в случае законодательных изменений или серьёзных нарушений со стороны лицензиата.
При надлежащем отношении к делу и понимании требований лицензирующей организации получение лицензии на сбор и транспортирование отходов не составляет большого труда.
В плане времени на сбор всех необходимых бумаг от первых шагов до получения документа может пройти до полугода. Этот срок реален как при самостоятельном сборе всех документов, так и при обращении в соответствующие компании.
Стоимость лицензии, конечно же, не ограничивается лишь оплатой госпошлины. При работе с посредниками лицензия может стоить около 300 тыс. р., при самостоятельном сборе документации стоимость может быть на порядок ниже.
В 2021 году законодательство в сфере вывоза ЖБО существенным образом поменялось. Во-первых, государство перешло от бумажной формы лицензирования к реестровой. Теперь лицензии на бумажных носителях не выдаются.
Так лицензия выглядела до 01.01.2021 года:
вместо Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 года №1062 принято новое постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
Также были приняты и нормативные правовые акты Росприроднадзора, регулирующие формы документов, применяемых в лицензировании. То есть изменились формы заявлений, сопроводительных писем, описи и т.п.
Изменения в сфере обращения с отходами 1-2 класса опасности с 2022 года.
Федеральный классификатор причисляет к I и II классам опасности 444 вида отходов. Среди них — свинецсодержащие (аккумуляторы, электрокабели), ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, шламы, шлаки, приборы и катализаторы), отработавшие химические источники тока (батарейки и аккумуляторы), органические горючие отходы химических и нефтехимических производств, водные неорганические отходы (растворы кислот и щелочей, гальваношламы).
В новой схеме три типа участников. Первый — федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО, входит в «Росатом»). В старой схеме федерального оператора не было. Второй тип — операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Третий — предприятия (ИП и юрлица), деятельность которых приводит к возникновению отходов. Назовем их для простоты создателями отходов.
Создатели отходов могут утилизировать их самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии — всего пять видов, но можно оформить и одну общую. Лицензии означают, что у создателя отходов обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга.
Если нет желания или возможности управлять отходами, предприятие заключает договор с ФЭО. Услуги платные, тарифы утвердит уполномоченный орган — ФАС. Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев — дальше это уже считается размещением. «По закону размещение определяется как хранение для последующей утилизации. Поэтому должна быть программа действий, а в ней — конечная цель и способы переработки», — объясняет первый заместитель гендиректора ФЭО по реализации экологических проектов Максим Корольков.
Операторы — компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов. «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батарейки мы не будем у себя перерабатывать, потому что эти мощности уже в России существуют, — уточняет Максим Корольков. — Мы будем заниматься отходами, которыми сейчас практически не занимаются: ртутьсодержащими, органическими горючими и неорганическими».
Отсутствие инфраструктуры для их утилизации приводит к тому, что отходы сваливают где попало, даже в жилых зонах. Так, в Костроме в январе 2020 года завели уголовное дело на компанию, которая собиралась построить дома и детский сад на территории бывшего химзавода. Грунт на площадке не соответствовал санитарно-эпидемиологическим нормам. Но, вместо того чтобы утилизировать, его развезли по нескольким улицам и разровняли, сымитировав благоустройство. Во Владимирской области в первом полугодии прошлого года выявили 125 нарушений при обращении с опасными отходами. В декабре 2020 года обнаружили, что одна из брянских школ не заключила договор об утилизации ртутьсодержащих ламп, не определила место для их размещения. Это лишь несколько примеров нарушений. «До сих пор основная масса отходов I и II классов опасности попадает в природную среду, в результате чего экологический ущерб постоянно увеличивается», — говорит ректор РХТУ им. Менделеева Александр Мажуга.
Закон ужесточает контроль за обращением с отходами, компаниям-операторам запрещено передавать переработку субподрядчикам.
Перерабатывать отходы I и II классов опасности ФЭО планирует на семи заводах. Четыре комплекса для уничтожения химоружия — в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии — перепрофилируются. Это «Михайловский», «Мирный», «Щучье» и «Камбарка» соответственно. Одна из трех новых площадок — экотехнопарк на территории «Усольехимпрома» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Там будут перерабатывать ртутьсодержащие отходы. Еще две площадки проходят процедуры согласования. Совокупная производственная мощность семи заводов будет составлять около 350 тыс. т в год.
На предприятиях ФЭО планируют использовать физико-химическую обработку и высокотемпературное обезвреживание. Например, гальванические растворы обработают химреагентами, потом выпарят воду. Итог — чистая вода и безопасные твердые соли.
Поскольку заводы будут специализироваться на определенном виде загрязнителей, перед создателями отходов встанет вопрос, что дешевле: оплата услуг ФЭО по транспортировке и переработке отходов или расходы на самостоятельную утилизацию.
«Когда вы строите завод условно в Калининграде и понимаете, что отходы оттуда поедут в Иркутскую область, где у ФЭО расположены мощности для переработки вашего вида отходов, вы должны оценивать свои инвестиционные риски. У вас есть предусмотренное законом право самостоятельно утилизировать эти отходы. Если вы видите, что выгоднее построить цех по их переработке у себя на площадке, — отлично. Если выгоднее передать на переработку, значит, пользуемся той инфраструктурой, которая существует», — объясняет Максим Корольков.
В соответствии с законом № 225-ФЗ ФЭО также стал оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК). Это платформа сбора актуальной информации о создателях отходов и операторах, видах, количестве образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и проч.
Система позволяет заключать договоры по самому бюджетному варианту, делать аналитику, контролировать движение отходов. Автоматическая оптимизация маршрута от места создания отходов до места переработки снижает затраты на транспортировку.
В 2020 году большая часть функционала ГИС ОПВК проработана, началось тестирование модулей системы, чтобы переход к новым правилам был для пользователей максимально комфортным. С сентября к тестированию подключились предприятия из 42 регионов. Внесение данных в ГИС ОПВК и заключение договоров в системе станет обязательным с четвертого квартала 2021 года.
2021.08.09 Приказ Ространснадзора от 24.12.2020 N ВБ-904фс «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 июля 2021 года. Документ вступил в силу 31 июля 2021 года.
Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).
2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).
2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.
То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.
Новый регламент решает данную проблему, т.к. в нем изначально идет речь о том, что лицензии будут выдаваться для любых перевозок автобусами, а не только для коммерческих.
13. Результатами предоставления государственной услуги являются:
- предоставление лицензии и включение сведений об автобусах в реестр лицензий;
- отказ в предоставлении лицензии и включении сведений об автобусах в реестр лицензий;
- переоформление лицензии;
- отказ в переоформлении лицензии;
- предоставление сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
- включение сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
- отказ во включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
- исключение сведений об автобусах из реестра лицензий;
- отказ в исключении сведений об автобусах из реестра лицензий;
- изменение сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий;
- отказ в изменении сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий.
Пункт номер 13 позволяет получить представление о том, какие новые процедуры стали доступны организациям с 31 июля 2021 года при обращении в Ространснадзор:
- добавление автобусов в реестр;
- удаление автобусов из реестра;
- обновление информации об автобусе.
Таким образом, новый регламент решает и еще одну проблему, которая существовала ранее. С 31 июля 2021 года организация может добавлять в реестр новые автобусы, изменять информацию об имеющихся или удалять их. Ранее такие операции не предусматривались и для изменения информации нужно было оформлять лицензию заново (в течение 30 рабочих дней).
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.
Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:
- 3 рабочих дня — добавление автобусов в реестр;
- 3 рабочих дня — удаление автобусов из реестра;
- 1 рабочий день — обновление информации об автобусе.
23. Для внесения сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий лицензиатом представляется заявление о включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата, форма которого приведена в приложении N 7 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих право владения указанными транспортными средствами (копии свидетельств о регистрации указанных в заявлении автобусов лицензиата и, если эти автобусы лицензиата не являются собственностью лицензиата, а принадлежат на ином законном основании, копии документов, подтверждающих основание владения автобусом лицензиата).
24. Для исключения сведений об автобусах из реестра лицензий лицензиатом представляется заявление об исключении из реестра лицензий сведений об используемых для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, форма которого приведена в приложении N 8 к Регламенту.
25. Для внесения изменений в сведения об автобусе, указанные в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом) лицензиатом представляется в территориальный орган заявление об изменении сведений об автобусе, форма которого приведена в приложении N 9 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом.
Для добавления, удаления или изменения информации об автобусе в Ространснадзор нужно подать заявление соответствующей формы. А в случае необходимости, нужно дополнительно приложить подтверждающие документы.
20. Для получения государственной услуги заявитель направляет почтовым отправлением, электронной почтой в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или представляет в территориальный орган по месту государственной регистрации документы, предусмотренные пунктами 20.1, 20.2 настоящего Регламента.
26. Заявитель представляет заявление с комплектом документов одним из следующих способов:
1) непосредственно в территориальный орган;
2) заказным почтовым отправлением в адрес территориального органа с описью вложения с уведомлением о вручении;
3) по электронной почте территориального органа в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;
4) посредством Единого портала;
5) в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ).
В дополнение к существующим способам подачи заявления (лично, по электронной почте, заказным письмом) с 31 июля 2021 года введены и 2 новых способа:
- через МФЦ;
- через Госуслуги.
Внимание! Кроме рассмотренных выше правил получения лицензий в административном регламенте содержится и еще одна важная часть. Речь идет о формах заявлений для перечисленных выше процедур. Они приведены в приложениях 1-11 к новому Административному регламенту.
Ранее именно отсутствие форм заявлений вызывало проблемы при лицензировании. Т.к. ни организации, ни сотрудники Ространснадзора попросту не знали, как правильно оформить документы. С 31 июля 2021 года подобной проблемы быть не должно.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодатели в новом нормативном документе несколько упростили процедуру получения лицензии на осуществление автобусных перевозок. Будем надеяться, что она будет вызывать меньше проблем у организаций.
Удачи на дорогах!
Лицензия на вывоз мусора является обязательным документом, позволяющим осуществлять деятельность по перевозке твердых отходов на участки их захоронения. В нашей стране с 2016 года действует закон, который обязывает транспортирующее мусор предприятие получать лицензию. Не так давно подобная документация требовалась только для полигонов и иных участков захоронения утильсырья. В 2018 году отходы будут вывозиться по тем правилам, которые были установлены раньше.
Разберемся, чем чреват вывоз мусора без лицензии.
Обязательно нужно указать следующие сведения:
- имя потенциального претендента и его адрес;
- координаты той территории, на которой будут предоставляться заявленные услуги;
- данные регистрационных свидетельств и идентификационные коды;
- конкретный тип деятельность;
- список отходов вместе с кодами ФККО и наименованием по классам;
- положительный вердикт санитарной службы и его подтверждение с датой не ранее 1 июля 2015 года;
- подтверждение уплаты госпошлины;
- электронная почта и номера телефонов.
Формулы расчета НВОС в Санкт-Петербурге в 2022 году
Срок действия документа – пять лет. Когда указанный период оканчивается, если все правила соблюдены и документация подается повторно, можно продлить его бессрочно при выполнении соискателем только той деятельности, которая подтверждается разрешением. Его цена — примерно 300 000 рублей. Если санитарные правила и нормы не соблюдаются, то за это назначается административное взыскание в виде штрафа (для ИП – порядка 50 000 рублей с приостановлением функционирования до 90 дней, а для должностных лиц – от 10 до 30 000 руб.). Штраф юридической организации – до 200 000 с приостановкой ее деятельности на три месяца.
В соответствии с законом у полученной лицензии нет срока действия, и ее не нужно переоформлять через определенный временной промежуток. Но санитарно-эпидемиологические органы и Росприроднадзор регулярно совершают проверки, чтобы определить, соблюдает ли лицензиат требования. При выявлении нарушений или законодательных изменениях снова требуется оформление лицензии.
Серьезными нарушениями лицензиата являются:
- допуск к деятельности с отходами, транспортировке, сбору и переработке тех, кто не имеет подготовки и необходимых сертификатов;
- использование объекта (транспорта, оборудования или помещения) с отступлениями от тех инструкций, которые получили положительный вердикт от государственной экологической экспертизы; очень плохо, если применение таких объектов стало причиной отрицательных последствий для природы;
- транспортировка, сбор и иные действия, которые осуществляются без соблюдения эпидемиологических и санитарных требований, а также несоблюдение экологических требований.
Нужно отметить, что географическое расположение компании, которая занимается транспортировкой и сбором отходов, определяется тем, кто выдал лицензию. Например, при предоставлении ее федеральным или региональным органом исполнительной ветви власти организация может работать на территории всей страны. Если же лицензия была получена от регионального органа, также есть возможность работы вне этого региона, однако при этом необходимо обязательное предварительное предупреждение в письменной форме, которое направляется лицензирующей структуре иного региона.
В ней указываются следующие сведения:
- полное или сокращенное наименование фирмы для юридических лиц, местонахождение и организационно-правовая форма;
- регистрационный номер о создании юридического лица и сведения документа, которые подтверждают включение организации в единый реестр юридических лиц;
- ИП вносит ФИО, паспортные данные, место жительства, регистрационный номер записи о его регистрации, сведения документа, которые подтверждают внесение его в государственный реестр. Также к оформленному документу прикрепляется заверенный дубликат лицензии.
Проверить лицензию на вывоз мусора можно в специальном реестре выданных разрешений.
Законодательно утвержденное постановление о государственном регулировании процесса по обращению с отходами (пункты 2-3 Федерального закона №458-Ф 3) подразумевает лицензирование следующих видов деятельности:
- Сбор твердых коммунальных и бытовых отходов.
- Перевозка ТБО и ТКО.
- Их сортировка, подготовка и очистка.
- Утилизация мусора или деятельность, направленная на его переработку, повторное, полное либо частичное использование.
- Обезвреживание ТБО и ТКО.
- Размещение и складирование мусора.
ГИС – это программный продукт, который позволит контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения; производить учет; выявлять нарушения; выстраивать оптимальную логистику и моделировать наилучшее размещение инфраструктуры; отдельный модуль позволит централизованно вести договорную работу.
На основе этих данных планируется построить прогнозы, оптимизировать транспортировку и переработку отходов I-II классов.
Планирование и отслеживание маршрутов движения отходов с возможностью автоматического блокирования транспортного средства (ГЛОНАСС) позволит вести контроль в режиме реального времени.
Данные ГИС позволят сформировать федеральную схему обращения с отходами I-II классов, которую утвердит Правительство РФ.
Соблюдение федеральной схемы будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка.
Федеральная схема будет учитывать данные о планах по строительству и реконструкции, объектов обработки и об оценке потребностей в финансировании.
Участники рынка будут осуществлять деятельность по обращению с отходами I-II классов в соответствии с договорами оказания услуг с Федеральным оператором и на основании Федеральной схемы и по регулируемым ценам.
Для решения данной задачи Федеральному оператору предстоит создать сеть экологических технопарков, обеспечив мощности по переработке и вовлечению полезных компонентов в хозяйственный оборот.
Якорными звеньями будут являться семь межрегиональных производственно-технических комплексов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий и наилучших экологических практик. Четыре из которых должны быть созданы на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртской Республики.
Все действующие переработчики смогут пройти регистрацию в ГИС и войти в единую федеральную схему, получив более широкие возможности для развития своего бизнеса.
ЭТАПЫ И СРОКИ СОЗДАНИЯ ЭКОТЕХНОПАРКОВ:
· 2019 год – разработка исходных данных для проектирования ПТК, проведение инженерных и экологических изысканий;
· 2020 год – разработка проектной и рабочей документации, проведение государственных экспертиз;
· 2021 год – начало общестроительных работ, закупка и начало поставки оборудования;
· 2022 год – монтаж вспомогательного и основного технологического оборудования, поставка оборудования;
· Конец 2023 года – ввод объекта в эксплуатацию.
В ГОСТе Р 56222-2014 дается определение понятия «отходы», под которым следует понимать вещество или предмет, от которого его владелец намерен, должен, или уже избавился, вследствие утраты ими потребительских свойств.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении Критериев отнесения опасных обходов к классу опасности для окружающей среды», все отходы подразделяются на 5 классов опасности:
- I класс опасности – чрезвычайно опасные отходы, к ним относятся: плутоний, озон, фтороводород, полоний, талий и другие;
- II класс опасности – высоко опасные вещества, среди которых: серная кислота, сероводород, хлороформ и другие;
- III класс опасности – умеренно опасные вещества: фосфат, соляная кислота, никель, этиловый спирт и другие;
- IV класс опасности – мало опасные вещества: аммиак, метан, алюминий, сульфат, хлорид и другие;
- V класс опасности – практически не опасные отходы представляют собой привычный в повседневной жизни мусор.
Транспортировка отходов 1-4 классов опасности требует получения лицензии. Обращение с отходами 5 класса опасности получение лицензии не требует.
Несоблюдение правил обращения с отходами влечет за собой административную и уголовную ответственность. Так, например, согласно ст. 8.2 КоАП РФ, нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами влечет за собой штраф до 200 тысяч рублей, а также приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст. 247 УК РФ за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов предусматривает наказание в виде штрафа, размером до 300 тысяч рублей, а также лишением свободы сроком до 8 лет.