Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о продаже табака в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пока идет эксперимент до 28 февраля 2022 года, участие в нем добровольное.
С 1 марта 2022 года производители, импортеры и розничные продавцы никотиносодержащей продукции обязаны зарегистрироваться в национальной системе маркировки Честный Знак.
С 15 марта 2022 года все операции с никотиносодержащей продукцией необходимо отправлять в Честный Знак — ввод продукции в оборот, продажу, передачу другим лицам для реализации, вывод из оборота.
Ввести в оборот продукты без маркировки производители смогут до 15 марта, а продавать их в розницу можно до 1 октября 2023 года. Если же продукция сделана после 15 марта 2022, торговля возможна только при условии передачи всей информации в Честный Знак.
За несоблюдение этих правил нарушителей ждут штрафы, поэтому подготовиться лучше заранее.
Маркировка никотиносодержащей продукции
Итак, что ждет участников оборота за несоблюдение правил маркировки нагревательного табака и кальянных смесей?
За производство никотиносодержащей продукции без нанесения специальных кодов грозят штрафы:
Юридическим лицам от 50 000 до 100 000 рублей;
Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей.
За нарушение оптовыми и розничными продавцами правил закупки, реализации и хранения никотиносодержащей продукции:
Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 рублей;
Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
Физическим лицам от 2 000 до 4 000 рублей.
Нарушителей ждут не только штрафы, но и конфискация немаркированной продукции.
Чтобы избежать наказания, приобретите необходимое оборудование и подготовьтесь к правильному учету.
Если хотите торговать стиками и кальянными смесями по всем правилам, регистрируйтесь в системе маркировки и используйте МойСклад. Это удобная программа для продажи табачных изделий, где можно вести учет товаров с цифровыми кодами, продавать их через кассу или оптом.
На каждую отдельную пачку или общую тару с товаром нанесут специальные знаки с цифровым кодом, формат которого определяет Честный Знак. Код маркировки — это последовательность из букв и чисел, преобразованная в двухмерный формат Data Matrix.
Код маркировки содержит:
Код продукта из 14 цифр;
Ключ проверки из 4 символов, который предоставляет оператор системы маркировки;
Индивидуальный серийный номер товара из 13 символов, его генерирует оператор или производитель.
Пока идет эксперимент, до 28 февраля 2022 участники оборота получают коды маркировки бесплатно. С 1 марта 2022 каждый код будет стоить 50 копеек без НДС.
Процесс выглядит так:
Производитель получает коды в Честном Знаке и размещает их на товаре.
При отгрузке товара производитель отправляет тому, кто его закупает, электронный УПД со всеми кодами.
Покупатель при получении товара сверяет коды, утверждает УПД и передает информацию в Честный Знак по ЭДО.
При отгрузке товара розничному магазину тоже формируется УПД с кодами.
Розничная точка сверяет коды и подтверждает приемку товара.
При продаже покупателю кассир сканирует код, онлайн-касса отправляет запрос на его проверку в Честном Знаке, выводит полученную информацию в чеке и через ОФД сообщает в Честный Знак, что товар выбыл.
Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
Как оформить возврат от покупателя
Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
Обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году
Кто может быть самозанятым в 2021 году
Сигареты и прочие табачные изделия — товар, подлежащий обязательной маркировке. А значит, для их реализации налоговое законодательство не разрешает использовать патентную систему (ПСН). К тому же, эти системы налогообложения планируется отменить в ближайшем будущем. Поэтому, регистрируя свой бизнес в налоговых органах, выбирайте либо УСН, либо основную систему налогообложения (ОСНО).
Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:
Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.
Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.
Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.
Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.
Разработчики современных кассовых сервисов позаботились о том, чтобы пользователю было удобно работать с маркированным товаром. Чтобы упростить предпринимателю работу с УПД и ускорить процедуру приемки маркированного товара в торговых точках, они интегрировали кассовый сервис с ЭДО.
Что это дает пользователю?
Теперь для приемки товара и УПД в магазине вовсе не обязательно устанавливать в каждую точку ПК. Сотрудник магазина может с кассы получить и подтвердить УПД.
Полученный товар автоматически ставится на баланс. Не нужно заносить его вручную для постановки на баланс в свою товароучетную программу.
Товарооборот сигарет будет под контролем: если применить соответствующие настройки в кассе, кассир не сможет продать сигареты, марки которых не были поставили на баланс при приемке УПД.
Обязательная маркировка табачных стиков должна начаться в РФ с 01.03.2022
На изделие (меховую, лекарственную, алкогольную) наносится специальный штрихкод, где предмету торговли присваивается свой идентификационный номер. Это необходимо для отслеживания движения его от начала производства до конечного пункта потребления. Это делается для того, чтобы население не пользовалось недоброкачественным товаром, который либо подделывается, либо ввозится неправомерно из других республик. Изготовители контрафакта нигде официально не зарегистрированы и не покупают лицензии. Поэтому проверяющие органы не в состоянии контролировать процесс производства и определять качество сырья.
Успешный эксперимент по обороту спиртосодержащей продукции подтолкнул думу внести поправки в закон и записать новые правила продажи и обязательной маркировки сигарет в 2021 году. Это делается для того, чтобы государство могло контролировать процесс производства, перемещение каждой пачки от оптовика до магазина, а потом и до потребителя. В конечном итоге правительство заинтересовано, чтобы продукт дошел надлежащего качества и оригинального содержимого. Контрафакт без нанесения штрихкода не попадет на прилавки магазинов.
С 2018 года маркирование было необязательным. В это время проводился эксперимент, в ходе которого давался срок для перестройки бизнеса, где можно было без спешки разобраться в технологическом процессе, подготовить персонал к работе по новым правилам. Также оценивались механизмы, по которым определялась задача, нужно ли чипировать сигареты акцизными марками или вводить новые форматы. Немаловажным вопросом задавались бизнесмены: сколько инвестиций придется вкладывать в проект?
Этот год показал, что дополнительных капиталовложений не понадобилось, вреда компаниям нормативы не принесли. Поэтому с 1 марта обязали всех производителей и продавцов подключится к системе и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Маркирование станет необходимым условием. Остатки необозначенной продукции можно распродавать до 1 июля девятнадцатого года. С этого момента реализация будет караться штрафными санкциями.
С марта месяца правительство выпустило и утвердило три основополагающих норматива, по которым производителей обязали установить оборудование, а розничные сети — адресовать в ИС МОТП сведения о передвижении каждой пачки:
федеральные за № 272 и № 487;
распоряжение за номером 792.
Маркировка альтернативной табачной и никотинсодержащей продукции
С начала года все участники процесса производства и сбыта могли принять участие в отладке технологий, обеспечивающих оборот с индивидуальными шифрами.
Заводы установили новое оборудование, розничные сети приобрели сканеры и устройства для передачи информации. С осени к этому процессу подключились импортеры.
Для того чтобы быть готовым к тотальному чипированию, необходимо:
Иметь двумерный сканер, способный считывать DataMatrix.
Убедиться, что ваша касса допускает перепрошивку под новое требование.
Проверить готовность вашего учетного аппарата работать с ЭДО.
С 1 марта по 1 июля следует установить оборудование, настроить программное обеспечение и обучить персонал новым операциям. С 1. 07. всем розничным точкам надлежит подключиться к ИС. К этому времени реализовываются все немаркированные изделия. Полностью прекращается их производство.
С 2021 года идентификационные знаки наносятся не только на пачку, но и на весь ассортимент сигарет. Бухгалтерия должна отказаться от бумажных носителей и перейти на работу с УПД при помощи операторов электронного документооборота. С 1 июля 2020 года табак без нанесения радиочастотной метки категорически нельзя продавать.
Запрет потребления никотинсодержащей продукцией в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.
Запрет рекламы и стимулирования продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, а также спонсорства никотинсодержащей продукции.
Розничная торговля никотинсодержащей продукцией, кальянами должна осуществляться в магазинах и павильонах.
Часть 1 статьи 19 →
Запрет продажи никотинсодержащей продукцией, кальянами на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.
Часть 3 статьи 19 →
Обращаем внимание, что устройства для потребления никотинсодержащей продукции можно будет продавать дистанционно, с помощью разносной и развозной торговли. Все существующие каналы продажи устройств сохранятся без рекламы. Нагреваемые стики можно будет купить в магазинах и павильонах, включая фирменные магазины в торговых центрах.
Запрещается розничная торговля никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая: доведение информации продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов.
Обращаем внимание, что в отношении устройств для потребления никотинсодержащей продукции не установлено ограничений в отношении выкладки и демонстрации. После 28 января 2021 г. устройства продолжат продаваться в открытой выкладке, но с демонстрацией без рекламы. Стики будут продаваться в закрытой выкладке.
Новые категории
Техническое регулирование
Реклама и стимулирование
Выкладка и демонстрация
Места для потребления
Вопросы и ответы
Продажа
Сроки вступления в силу закона
Минимальная цена на водку повысится на 7,4%, до 261 рубля за 0,5 литра, а коньяка на 7,6%, до 480 рублей за аналогичный объем. Прочий алкоголь тоже подорожает — бренди и другие продукты из дистиллятов на 7,4%, до 348 рублей за 0,5 литра, а алкоголь крепостью выше 28 градусов на 7,3%, до 205—372 рублей за 0,5 литра. Цены в рознице с учетом НДС и акциза.
Весной 2021 года был принят закон о новых ставках акцизов на алкогольную продукцию — с 1 января 2022 года акциз вырастет на 4%. Остальной рост в розничных ценах обусловлен инфляцией, удорожанием сырья. В частности, пшеница подорожала за год на 50%, стоимость деревянных паллет (в которых поставляется продукция) увеличилась на 200%.
По мнению ряда экспертов, без повышения цен производители были бы вынуждены работать в убыток и МРЦ это просто приведение в соответствие затрат производителей. При этом, по данным статистики, с начала 2021 года алкоголь в стране подорожал на 2,25%. Это гораздо ниже средних темпов роста цен потребительских товаров, который составил 8,13%.
Производители, с одной стороны, рады, потому как рост себестоимости надо чем-то компенсировать. С другой стороны они не в восторге, лучшим решением для них была бы заморозка акцизов на пару-тройку лет. Повышение приведет к росту поставок из стран Евразийского экономического союза, производители боятся недобросовестной конкуренции.
Основным риском многие специалисты считают рост производства контрафактного алкоголя. Нелегальный оборот вырастет из-за повышения акциза и увеличения розничной цены водки. Причем из-за того, что наш акциз намного выше, чем в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), увеличиваются поставки из этих стран. Как официальные, так и неофициальные. В частности, в Киргизии акциз в пять раз меньше, в Беларуси на 20%, в Казахстане на 50%. Российский рынок становится своего рода эльдорадо для дельцов всех мастей. Ряд экспертов считают повышение МРЦ инициативой Минздрава, который видит только легальные продажи. А то, что народ переключается на контрафактный алкоголь и не пьет меньше, не видит. Вроде бы и инициатива благая, но нюансы нашего менталитета накладывают ограничения — растет количество смертей людей, пьющих непроверенный алкоголь. Самое интересное, что в период с 2015 по 2018 годы, когда рост акцизов был заморожен, поступления в бюджет выросли, а доля нелегального спиртного на рынке упала. Совпадение? Вряд ли.
С другой стороны, есть мнение, что увеличение МРЦ не вызывает фактического роста цен в рознице, а является индикатором для бизнеса и проверяющих — если продукция продается дешевле установленного уровня, значит она нелегальна.
Профильный комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил Минфину зафиксировать ставку акцизов в целях снижения темпов роста цен на алкогольную продукцию и заняться гармонизацией ставок в рамках ЕАЭС. По другим предложениям Минфина Совфед поддержит министерство. Речь идет об изменениях на алкогольном рынке — предлагается выдавать лицензии на розничную продажу индивидуальным предпринимателям и ввести госрегулирование производства и оборота самогонных аппаратов, вплоть до запрета на открытую продажу аппаратов.
В заключение хотелось бы отметить, что власти в первую очередь видят в увеличении акциза возможность деалкоголизации населения. Дополнительный доход в бюджет невелик — поступления от алкоголя, включая все акцизы и НДС, составляют только 1% от доходов бюджета страны. Более того, бюджет сейчас сбалансирован, Фонд национального благосостояния стал достаточно крепким. Нет срочной необходимости искать источники дополнительного дохода.
Более того, как уже говорилось выше, мы рискуем увидеть рост производства контрафакта и поставок нелегальной продукции из стран ЕАЭС, включая суррогаты. Что касается запрета на оборот самогонных аппаратов, то чисто физически регулировать такое оборудование очень сложно. Где провести грань между личным потреблением и полупромышленным производством. Есть мнение, что минимальный порог для контроля должен быть 30—50 литров. Но, если максимальная мощность оборудования позволяет делать тысячи литров, то необходима регистрация и лицензирование производства. Возможно, стоило бы снизить пошлину для легализации небольших производств. Не зря ведь говорят — не можешь победить — возглавь.
Опубликовано: 29 мартa 2021 14:31
В 2020 году доля нелегального табака сократилась впервые за пять лет. Однако резкий рост акцизов и несовершенство законодательной базы создают угрозу роста черного рынка сигарет.
Ксения Клепча
Доля нелегального табака на российском рынке снизилась в прошлом году впервые за пять лет. На статистику повлияли пандемия коронавируса и определенные успехи правоохранительных органов. Впрочем, эксперты опасаются роста спроса на нелегальные сигареты из-за значительного повышения акцизов в 2021 году, так как борьба с контрабандой и контрафактом пока не выглядит системной.
«Эксперт» проводит исследование нелегального рынка табака в стране уже второй год подряд. Его динамика необычна: то беспрецедентный рост в 15 раз за последние пять лет, то падение на 30-50% за год из-за пандемийных ограничений. Однако они вряд ли будут влиять на рынок в дальнейшем. Поэтому в устойчивости тренда на сокращение доли нелегального табака эксперты сомневаются.
Рост нелегального рынка создает гигантскую брешь в государственном бюджете. Эта проблема каждый год лишает казну десятков миллиардов рублей табачных акцизов и грозит вылиться в сотни миллиардов в ближайшие годы. В условиях дефицита федерального бюджета упускать такой источник пополнения бюджета — непозволительная роскошь.
Решить проблему помогло бы объединение усилий исполнительной власти, законодателей, легального бизнеса, правоохранителей и контролирующих органов. И сейчас есть надежда, что это получится.
Прикрытие границ
Нелегальными являются сигареты, продаваемые без акцизных (специальных) марок или с поддельными марками, а также пачки, не маркированные средствами идентификации — цифровым кодом. Сюда же относится и контрафактная продукция — подделка под известные бренды.
Как правило, нелегальные сигареты поставляются в Россию из-за рубежа, но иногда их производят подпольно в самой стране. Проблема обострилась в 2015 году, с тех пор нелегальный рынок табака рос в геометрической прогрессии до рекордных 15,6% в 2019 году.
Основным источником немаркированных сигарет стали страны ЕАЭС. Условия для развития нелегального бизнеса совпали идеально: открытые границы между Россией и странами — участницами союза плюс растущий разрыв в ценах на табак из-за существенной разницы ставок акцизов. Абсолютный лидер по таким поставкам — Белоруссия: только в 2020 году продукция из этой страны составила более половины всех нелегальных сигарет в России.
В результате безудержного роста контрабанды и контрафакта тревогу забили законопослушные производители и компании оптовой и розничной торговли, которые на фоне разнообразных регуляторных ограничений несли большие потери в конкуренции с недобросовестными игроками. Затем на проблему обратило внимание правительство, недосчитавшееся налогов от продажи сигарет. По оценкам экспертов, в 2018 году потери бюджета составили около 70 млрд рублей, в 2019-м — уже около 100 млрд рублей.
Всего с 2014 по 2020 год бюджет потерял около 300 млрд рублей из-за оборота нелегальных сигарет, подсчитал аналитический центр НАФИ, и, по прогнозам, проблема может усугубиться: бюджетные потери в 2021 году могут достигнуть 130 млрд рублей, в 2022-м — уже не менее 282 млрд.
Тем не менее в 2020 году, несмотря на сокращение теневого рынка табака, бюджетные потери уменьшились примерно до 85 млрд рублей. Это достижение во многом принадлежит силовикам. По данным МВД России, в 2020 году было заведено 1727 уголовных дел за преступления в сфере производства и продажи табачных изделий. Это более чем в два раза превышает количество дел, возбужденных в 2018 году.
«В 2020 году продажа нелегальных сигарет велась все так же повсеместно. Мы замечаем спад только в тех регионах, где идет активная работа правоохранителей и общественных активистов. Когда начинаются постоянные проверки, торговцы прячут контрабанду под прилавок, закупают более мелкие партии и ведут себя осторожнее с покупателями, что приводит к снижению продаж», — рассказал руководитель общественного движения «Антидилер» Денис Терсков.
Еще одним фактором улучшения ситуации большинство экспертов называет коронавирусные ограничения. Границы между странами закрылись для частных поездок, сложности испытывали даже перевозчики грузов. В результате были разорваны многие налаженные цепочки доставки контрабандного табака. Однако у экспертов есть закономерные опасения, что после стабилизации ситуации контрабанда вернется на рынок.
Цифровой контроль
С 1 июля 2019 года было запрещено производство, ввоз и оптовая продажа сигарет без маркировки, а с 1 июля 2020-го вступил в силу запрет на розничную продажу сигарет без цифрового кода, закончена распродажа остатков легальной немаркированной продукции.