Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТК РК с изменениями на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:
- проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
- вести электронный документооборот в области охраны труда;
В целом изменения в трудовом законодательства вносится очень много, где-то они носят только технический характер, где-то происходят глобальные корректировки.
Важно рассмотреть новый Трудовой кодекс РФ, потому как эти изменения влекут за собой разработку подзаконных актов.
Изменения в Трудовом кодексе с 01 марта 2022 года | Статья ТК РФ |
---|---|
Новый формат самопроверок — самостоятельное обследование по чек-листам: работодатель самостоятельно оценивает уровень соблюдения требований трудового законодательства с возможностью принять декларацию соответствия по результатам самопроверки | 22 и 51 |
Необходимость предусматривать и вовремя принимать меры, обеспечивающие готовность к локализации, минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков | 209.1 |
Обязанность оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и рабочих мест | 214.1 |
Необходимость регулярно улучшать условия труда на предприятии, всегда быть готовым к локализации и минимизации возможных последствий профрисков | 214.1 |
Обязанность отдельно обучать персонал правилам применения СИЗ и не допускать к работе сотрудников, которые не прошли обучение | 214.1 |
Право вести документооборот по охране труда в электронном виде | 214.2 |
Право использовать видеокамеры и другие приборы для дистанционной видео- и аудиофиксации в целях контроля за безопасностью производства | 214.2 |
Запрет на работу в опасных условиях с приостановкой деятельности до проведения СОУТ или оценки рисков, результаты которой подтвердят снижение класса опасности | 216.1 |
Требование объявлять простой с сохранением средней зарплаты всем сотрудникам, которых работодатель не может обеспечить СИЗ в соответствии с актуальными нормами | 216.1 |
Необходимость проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах | 218 |
Внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств, учитывающих наличие вредных производственных факторов на рабочих местах, вместо отраслевых норм | 221 |
Обязанность вести учет микротравм, полученных персоналом на рабочих местах, и рассматривать обстоятельства их получения | 226 |
Но на этом предлагаю не останавливаться, а разобрать каждую отдельную статью детально, чтобы понять, что было и что стало, и, самое главное, что нам теперь с этими новшествами делать.
В статье 76 ТК РФ “Отстранение от работы”, которая также не относится к разделу 10 Трудового кодекса, добавлена обязанность руководителю организации отстранить персонал от выполнения должностных обязанностей, либо не допускать работника вовсе, если тот не применяет СИЗ, которые ему были выданы.
Например, средства индивидуальной защиты работнику выданы, а он отказывается их использовать, потому что не нравится или неудобно. В ТК РФ такой обязанности по отстранению от работы у работодателя раньше не было, но во многих инструкциях по охране труда, в том числе типовых, утративших силу в 2021 году, данный факт имел место быть.
И теперь при расследовании несчастных случаев у инспектора ГИТ, может появиться вопрос: «По какой причине работник, не применявший СИЗ, но получивший их по карточке, не был отстранен от работ?».
Следующая статья 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр”. Тоже есть небольшое изменение, касается оно вот чего – теперь на время прохождения медосмотра и обязательного психосвидетельствования за персоналом сохраняется должность и средний заработок.
В действующей редакции ТК РФ указано только то, что за работником сохраняется средний заработок.
Добавили к медосмотрам прохождение психиатрического освидетельствования, которого ранее в этой статье не было и очень часто между работником и работодателем возникали споры о том, в какое время сотрудник должен проходить ОПО.
Изменения коснулись основных понятий, используемых в охране труда.
Самое существенное изменение – появляется понятие «Опасность», которое теперь изложено в следующем формате.
Опасность – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.
Уточняются определенные понятия такие, как вредный производственный и опасный производственный фактор. Ранее они были более краткими, теперь же им дано более развернутое определение.
Разъяснены более подробные и раздельные толкования понятиям «Средство индивидуальной защиты» и «Средства коллективной защиты», в нынешней редакции Трудового кодекса это единое определение.
Расширено толкование понятия «Управление профессиональными рисками», добавлено то, что частью управления профрисками также является недопущение повышения уровня, мониторинг и пересмотр выявленных профрисков.
В формулировке профессиональный риск убрали следующую фразу.
“Порядок оценки уровня профриска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”
Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.
Именно она вызывала множество споров о необходимости проводить оценку профрисков, так как типового НПА и методики нет.
Стоит заметить, что весь Х раздел ТК РФ пронизан необходимостью организовывать и управлять рисками в организациях, поэтому вопросов: “А нам это нужно?”, уже возникать не будет.
В целом все поправки основных понятий – это то, что неоднократно обсуждалось, выполнялось и использовалось на практике, и только с 01 марта 2022 года это будет закреплено на законодательном уровне.
Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок
В предыдущей редакции этой статьи не было. В новой статье 209.1 работодателям вменяются такие основные принципы по безопасности труда, как предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья сотрудников.
К таким принципам относятся:
- Предупреждение и профилактика опасностей, которая подразумевает под собой, улучшение условий труда на рабочих местах, ликвидацию и снижение уровня проф.рисков, не допуская их повышения. То есть регулярные капитальные ремонты, обследования, техническое обслуживание, обеспечение СИз и многое другое.
- Минимизация повреждения здоровья, необходимая для осуществления предупредительных мер и постоянной готовности к минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков.
То есть сейчас акцентировать внимание работодателям нужно на заблаговременном предупреждении опасностей в организации и минимизации повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту, после того как произойдет несчастный случай, возникнет профзаболевание у одного или нескольких человек, либо случится авария на производстве.
Данная статья закрепляет приоритет управления профессиональными рисками на законодательном уровне.
Статья 210 Трудового кодекса РФ раскрывает основные направления государственной политики в области охраны труда и добавляет в перечень некоторые из них:
- Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.
- Формирование основ для оценки управления профессиональными рисками. Обратите внимание, что оценка рисков и управление оценкой рисков вводятся уже как основное направление государственной политики в области охраны труда, что является очень ключевым изменением.
- Разработка мероприятий по улучшению условий труда и создание условий для формирования здорового образа трудовых отношений.
- Обеспечение социальной защиты персонала путем обязательного страхования от НС и профзаболеваний.
Радует то, что государство взяло на себя обязанность по формированию основ для оценки и управления профессиональными рисками (статья 210).
В статье 214 Трудового кодекса также появились корректировки, как прочем во всех статьях, ни одна не осталась без внимания. Так вот, новый документ расширил обязанности работодателя по охране труда. Теперь в законе закрепили обязанность руководства организации систематически выявлять опасности и профессиональные риски, а также их регулярно анализировать и проводить оценку.
Теперь перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и вновь организованных рабочих мест руководство организации должно:
- Провести оценку предполагаемых профрисков.
- Разработать меры, которые будут направлены на обеспечение безопасных условий труда и охраны труда.
То есть подтверждение того, что хоть процедура проведения оценки профессиональных рисков и не носит определенной периодичности, но работать она должна постоянно, а не просто однократно произведена и лежать на полке.
Это процесс, который постоянно и систематически должен проводиться в организации, тем самым регулярно будут выявляться новые опасности, снижаться существующие. Причем в идеале, необходимо проводить управление профессиональными рисками с регулярным улучшением условий труда на предприятии, с постоянной готовностью к локализации и минимизации возможных последствий профрисков.
В идеале, потому что все как обычно, элементарно на все не хватает денег в бюджете. Но не будем о грустном 😊
Еще одно изменение, на основании которого работодатель обязан отдельно обучать работников правилам применения СИЗ и не допускать к работе персонал, который не прошел обучение. Чуть более развернуто на данном изменении остановлюсь чуть ниже.
Далее в этой же статье Трудового кодекса с 01 марта 2022 года появится обязанность работодателя – обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности и доступ работников к актуальным редакциям.
Ранее на эту тему возникали споры с инспекторами. Некоторые считают, что данный комплект должен быть на бумажном носителе, были даже случаи привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, так как согласно Проверочного листа Роструда № 35, в организации вообще должен быть не только сам комплект НПА, а еще и утвержденный перечень этих нормативно-правовых актов.
Данную обязанность с 01 марта 2022 года разрешается выполнять с использованием электронных вычислительных машин и баз данных, думаю разногласий в будущем возникать не будет.
Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;
2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;
3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;
4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;
В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;
6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;
7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений
О каких изменениях Трудового кодекса с 2022 года нужно знать
Статья 24. Предмет трудового договора
По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора
1. Запрещается нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора.
2. Беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство
1. Не допускается заключение трудового договора:
1) на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;
2) с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на должности и работы, предусматривающие полную материальную ответственность работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);
3) с гражданами, лишенными права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
Подпункт 4 изложен в редакции статьи 204 (действует с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (см. стар. ред.)
4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;
5) с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;
6) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан;
7) на выполнение работ (оказание услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем — физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами.
Статья 63. Правила трудового распорядка
1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем.
2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений.
Статья 64. Дисциплинарные взыскания
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.
2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается.
См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров».
Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)
2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) либо в электронном виде с обеспечением авторизации, идентификации работника.
Требование о представлении объяснения по факту совершенного дисциплинарного проступка оформляется в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) и вручается работнику лично или посредством курьерской почтовой связи, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий с подтверждением получения требования работодателя.
В случае уклонения или отказа работника от получения требования представителем работодателя составляется соответствующий акт.
Если работником не представлено объяснение по истечении двух рабочих дней с даты получения требования или составления акта об уклонении или отказе от получения требования, то представителем работодателя составляется соответствующий акт.
Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисципли нарного взыскания.
3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период:
1) временной нетрудоспособности работника;
2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;
3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе;
4) нахождения работника в командировке.
Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI
5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.
Статья 80. Виды времени отдыха
Видами времени отдыха являются:
1) перерывы в течение рабочего дня (рабочей смены):
перерыв для отдыха и приема пищи;
внутрисменные и специальные перерывы;
2) ежедневный (междусменный) отдых;
3) выходные дни (межвахтовый отдых);
4) праздничные дни;
5) отпуска.
Статья 81. Перерыв для отдыха и приема пищи
1. В течение ежедневной работы (рабочей смены) работнику должен быть предоставлен один перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее получаса.
2. Время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым, коллективным договорами.
3. Время перерыва для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Перечень таких работ, порядок и место для отдыха и приема пищи устанавливаются коллективным договором или актами работодателя.
Статья 82. Внутрисменные и специальные перерывы
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
1. На отдельных видах работ работникам предоставляются внутрисменные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются коллективным договором или актами работодателя, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
2. Работникам, работающим в холодное или жаркое время года на открытом воздухе, в закрытых необогреваемых помещениях, а также занятым на погрузочно-разгрузочных работах, предоставляются специальные перерывы для обогрева либо охлаждения и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогрева, охлаждения и отдыха работников.
3. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отцам (усыновителям, удочерителям), воспитывающим детей в возрасте до полутора лет без матери, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа работы следующей продолжительности:
1) имеющим одного ребенка, — каждый перерыв не менее тридцати минут;
2) имеющим двух или более детей, — каждый перерыв не менее одного часа.
4. Перерывы для кормления ребенка (детей) по заявлению работника, указанного в пункте 3 настоящей статьи, присоединяются к перерыву для отдыха и приема пищи либо суммированные перерывы предоставляются в начале или конце рабочего дня (смены).
5. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время. За время перерывов женщинам, отцам, усыновителям (удочерителям) сохраняется средняя заработная плата.
Статья 83. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работника между окончанием работы и ее началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее двенадцати часов.
Статья 84. Выходные дни
1. Работникам еженедельно предоставляются выходные дни.
2. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе — один выходной день.
3. При пятидневной и шестидневной рабочей неделе общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами трудового распорядка.
4. Работникам (группе работников), занятым на непрерывных производствах или на производствах, остановка работы которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения, а также работающим вахтовым методом, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно согласно графикам сменности (графикам вахт).
5. Первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, 7 января — православное Рождество являются выходными днями независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности (графикам вахт).
6. Работник, находящийся в командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами трудового распорядка работодателя, к которому он направлен.
Статья 85. Работа в выходные и праздничные дни
Статья 101. Нормирование труда
1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.
3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.
Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.
5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:
1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;
2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;
3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;
4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;
5) техническая (научная) обоснованность норм труда.
6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.
7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.
8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда
Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:
1) минимальный размер месячной заработной платы;
2) минимальный размер часовой заработной платы;
3) оплату за работу в сверхурочное время;
4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;
5) оплату за работу в ночное время;
6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;
7) порядок и сроки выплаты заработной платы.
Статья 103. Размер заработной платы
1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.
Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI
1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.
Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года № 267 «О праздниках в Республике Казахстан» дни, в которые отмечаются национальные и государственные праздники в Республике Казахстан, признаются праздничными днями в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Праздничные дни в Республике Казахстан являются нерабочими днями.
При совпадении выходного и праздничного дней выходным днем является следующий после праздничного рабочий день.
Праздничные дни, отмечаемые в Республике Казахстан:
- Новый год — 1 января
- Новый год — 2 января
- Международный женский день — 8 марта
- Наурыз мейрамы — 21 марта
- Наурыз мейрамы — 22 марта
- Наурыз мейрамы — 23 марта
- Праздник единства народа Казахстана — 1 мая
- День защитника Отечества — 7 мая
- День Победы — 9 мая
- День Столицы — 6 июля
- День Конституции — 30 августа
- День Первого Президента — 1 декабря
- День Независимости Казахстана — 16 декабря
- День Независимости Казахстана — 17 декабря
Первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, и 7 января — православное Рождество — являются выходными днями.
Выходные дни:
- Рождество Христово — 7 января
В производственном календаре приведена норма рабочего времени на месяцы, кварталы и 2022 год в целом в рабочих днях (часах). Она рассчитана по календарю пятидневной и шестидневной рабочей недели, исходя из восьми-, семи- и шестичасового рабочего дня при 40-часовой и 36-часовой рабочей неделе.
В 2022 году норма рабочего времени составляет:
для пятидневки:
- при 40-часовой рабочей неделе — 1960 часов (245 дней * 8,00 часов);
- при 36-часовой рабочей неделе — 1764 часов (245 дней * 7,20 часов);
для шестидневки:
- при 40-часовой рабочей неделе — 1986 часов (248 дней * 7,00 часов + 50 дней * 5,00 часов);
- при 36-часовой рабочей неделе — 1788 часов (298 дней * 6,00 часов).
Среднемесячное число рабочих дней на 2022 год составляет:
- при пятидневной рабочей неделе — 20.42 дней;
- при шестидневной рабочей неделе — 24.83 дней.
Среднемесячное число календарных дней на 2022 год составляет 29.25 (без учета праздничных дней, установленных законодательством Республики Казахстан).
Статьей 68 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
В трудовом договоре может предусматриваться меньшая продолжительность рабочего времени с оплатой как за нормальную продолжительность рабочего времени.
Также Трудовым кодексом предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников:
для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю (статья 69 Трудового кодекса);
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 36 часов в неделю (статья 69 Трудового кодекса);
для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда — не более 36 часов в неделю согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 69 Трудового кодекса);
для работников-инвалидов первой и второй групп — не более 36 часов в неделю (статья 69 Трудового кодекса).
В соответствии со статьей 79 Трудового кодекса в организациях должен осуществляться учет рабочего времени, фактически отработанного работником.
При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) не может превышать 8 часов при недельной норме 40 часов, 7 часов 12 минут при недельной норме 36 часов; при шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) не может превышать: у работников с недельной нормой рабочего времени, равной 40 часам — 7 часов; при недельной норме 36 часов — 6 часов и т.д.
В этой связи, продолжительность рабочего времени составляет:
При 40-часовой рабочей неделе:
- при пятидневной рабочей неделе — пять рабочих дней по 8 часов;
- при шестидневной рабочей неделе — пять рабочих дней по 7 часов и один рабочий день продолжительностью 5 часов.
При 36-часовой рабочей неделе:
- при пятидневной рабочей неделе — пять рабочих дней по 7 часов 12 минут (7,20 часа);
- при шестидневной рабочей неделе — шесть рабочих дней по 6 часов.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2021 года № 713
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Трудового кодекса Республики Казахстан и в целях рационального использования рабочего времени Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Перенести дни отдыха:
с субботы 5 марта 2022 года на понедельник 7 марта 2022 года;
с субботы 27 августа 2022 года на понедельник 29 августа 2022 года.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
- Процесс
- Общество
- Бизнесс
- Экология
- Кодекс РК об административных правонарушениях
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Уголовный кодекс Республики Казахстан
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан
- Налоговый кодекс Республики Казахстан
- О таможенном регулировании в республике Казахстан
- Предпринимательский кодекс
- Трудовой кодекс Республики Казахстан
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Гражданский кодекс РК (общая часть)
- Гражданский кодекс РК (особенная часть)
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- О браке (супружестве) и семье
- О здоровье народа и системе здравоохранения
- Водный кодекс Республики Казахстан
- Земельный кодекс Республики Казахстан
- Лесной кодекс Республики Казахстан
- Экологический кодекс Республики Казахстан
Трудовой кодекс Республики Казахстан 2021
Так, в Трудовой кодекс Республики Казахстан вносятся следующие изменения и дополнения:
Внесены новые определения:
комбинированная дистанционная работа — осуществление трудового процесса путем чередования периодов выполнения трудовых обязанностей как по месту нахождения работодателя, принимающей стороны и их объектов, так и посредством дистанционной работы;
дистанционная работа — осуществление трудового процесса вне места нахождения работодателя, принимающей стороны и их объектов с применением в процессе трудовой деятельности информационно-коммуникационных технологий;
уведомление — заявление работника или работодателя в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи), представленное нарочно либо посредством курьерской почтовой связи, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий, или в электронном виде с обеспечением авторизации, идентификации работника или работодателя;
Выборные представители работников избираются и уполномочиваются на общем собрании (конференции) работников организации большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) не менее двух третей от общего числа работников организации. Допускается проведение общего собрания (конференции) работников организации по избранию выборных представителей работников путем дистанционного голосования. Участие на общем собрании (конференции) работника подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации работника.
При дистанционной работе место выполнения работы не указывается, за исключением комбинированной дистанционной работы.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) либо в электронном виде с обеспечением авторизации, идентификации работника.
Требование о представлении объяснения по факту совершенного дисциплинарного проступка оформляется в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) и вручается работнику лично или посредством курьерской почтовой связи, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий с подтверждением получения требования работодателя.
В случае уклонения или отказа работника от получения требования представителем работодателя составляется соответствующий акт.
Если работником не представлено объяснение по истечении двух рабочих дней с даты получения требования или составления акта об уклонении или отказе от получения требования, то представителем работодателя составляется соответствующий акт.
Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.»;
Для работников, в том числе занятых на дистанционной работе, может устанавливаться режим гибкого рабочего времени в целях сочетания их социально-бытовых и иных личных потребностей с интересами производства.
или принимающая сторона обязаны создать работникам, работникам направляющей стороны условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.
Положение настоящего пункта не распространяется на дистанционную работу, за исключением комбинированной дистанционной работы.
При дистанционной работе направление работника в командировку осуществляется с места фактического выполнения трудовых обязанностей, если иное не предусмотрено трудовым, коллективным договорами или актом работодателя.
Дистанционная работа устанавливается как при заключении трудового договора, так и в течение срока действия трудового договора с внесением соответствующих изменений и дополнений в трудовой договор.
В соответствии с пунктом 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2016 года «О платежах и платежных системах» Правительство Республики Казахстан утвержден перечень отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек (или) приема платежей с использованием системы мгновенных платежей.
Перечень отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек и (или) приема платежей с использованием системы мгновенных платежей
№ п/п |
Вид деятельности |
1 |
Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание |
2 |
Оптовая и розничная торговля |
3 |
Предоставление услуг гостиницами |
4 |
Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков |
5 |
Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт |
6 |
Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов |
7 |
Деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов) |
8 |
Деятельность в области страхования |
9 |
Деятельность в области здравоохранения |
10 |
Деятельность в области образования |
11 |
Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов |
12 |
Деятельность фитнес-клубов, спортивных клубов, дискотек |
13 |
Деятельность по организации азартных игр и заключения пари |
14 |
Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду |
В соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 11 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года утвержден Перечень загрязняющих веществ, эмиссии которых подлежат экологическому нормированию.
Перечень загрязняющих веществ, эмиссии которых подлежат экологическому нормированию
1. Перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы эмиссий
1. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух:
1) диоксид серы и другие соединения серы;
2) оксиды азота и другие соединения азота;
3) окись углерода;
4) летучие органические соединения;
5) металлы и их соединения;
6) мышьяк и его соединения;
7) цианиды;
8) хлор и его соединения;
9) фтор и его соединения;
10) предельные углеводороды;
11) меркаптаны;
12) сероводород;
13) углерод черный (сажа);
14) пыль, в том числе асбестосодержащая (РМ-2.5, РМ-10, взвешенные частицы, волокна);
15) полихлорированные дибензодиоксины и полихлорированные дибензофураны;
16) иные загрязняющие вещества и их соединения, для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия в атмосферном воздухе населенных мест.
2. Вещества, загрязняющие воду:
1) органические соединения галогенов и вещества, которые в водной среде могут образовывать эти соединения;
2) органические соединения фосфора;
3) органические соединения олова;
4) металлы и их соединения;
5) углеводороды и их соединения;
6) цианиды;
7) мышьяк и его соединения;
8) пестициды (ядохимикаты), для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде;
9) взвешенные вещества и суспензии;
10) вещества, которые способствуют эвтрофикации (нитраты и фосфаты);
11) вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на кислородный баланс;
12) иные загрязняющие вещества и их соединения, для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде в водных объектах культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования.
Редакция до внесения изменений |
Новая редакция |
Комментарии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания, хранения и уничтожения аудио-, видеозаписи, доступа к аудио-, видеозаписи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.1 Настоящие Правила технического применения средств аудио-, или видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания, хранения и уничтожения аудио-, видеозаписи, доступа к аудио-, видеозаписи (далее — Правила) разработаны в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — ГПК РК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — УПК РК) и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП РК) и определяют порядок технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания, хранения и уничтожения аудио-, видеозаписи, доступа к аудио-, видео записи. |
П.1 Настоящие Правила технического применения средств аудио-, или видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания, хранения и уничтожения аудио-, видеозаписи, доступа к аудио-, видеозаписи (далее — Правила) разработаны в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — ГПК РК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — УПК РК), Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП РК) и Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и определяют порядок технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания, хранения и уничтожения аудио-, видеозаписи, доступа к аудио-, видео записи. |
В связи с введением в действие нового Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.2 Аудио-, видеозаписи судебных заседаний используются в целях судопроизводства для точного фиксирования хода судебного разбирательства, а также в целях установления фактических данных в гражданском, уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, или в рамках производства по дисциплинарному делу. |
П.2 Аудио-, видеозаписи судебных заседаний используются в целях судопроизводства для точного фиксирования хода судебного разбирательства, а также в целях установления фактических данных в гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, или в рамках производства по дисциплинарному делу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.24 Аудио-, видеозаписи судебных заседаний на сервере хранения данных суда хранятся не менее 1 (одного) года со дня вступления в законную силу судебного акта. Срок хранения материального (электронного) носителя, содержащего аудио-, видеозапись соответствует сроку хранения гражданского и уголовного дела и дела об административном правонарушении. |
П.24 Аудио-, видеозаписи судебных заседаний на сервере хранения данных суда хранятся не менее 1 (одного) года со дня вступления в законную силу судебного акта. Срок хранения материального (электронного) носителя, содержащего аудио-, видеозапись соответствует сроку хранения гражданского, уголовного и административного дела и дела об административном правонарушении. |
Уточнение вида судопроизводства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.28 Ознакомление лиц, участвующих в гражданском или уголовном деле, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также других участников производства по делу об административном правонарушении, и их представителей с аудио-, видеозаписью судебного заседания осуществляется по их ходатайству. Ознакомление осуществляется в специально оборудованном для этих целей месте путем предоставления им возможности прослушивания (просмотра) соответствующей аудио-, видеозаписи с использованием необходимых технических средств. |
П.28 Ознакомление лиц, участвующих в гражданском, административном или уголовном деле, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также других участников производства по делу об административном правонарушении, и их представителей с аудио-, видеозаписью судебного заседания осуществляется по их ходатайству. Ознакомление осуществляется в специально оборудованном для этих целей месте путем предоставления им возможности прослушивания (просмотра) соответствующей аудио-, видеозаписи с использованием необходимых технических средств. Работодатель должен обеспечить сотрудника средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Если работник отказывается их использовать, то руководитель компании обязан отстранить его от работы. В список СИЗ входят: — специальная одежда и специальная обувь; — дерматологические средства защиты; — средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, ушей и глаз; — средства защиты от падения с высоты; — другие средства индивидуальной защиты, которые может внести в перечень сама организация. С 1 января 2022 года размер минимальной заработной платы (МЗП) будет увеличен с 42 500 тенге до 60 000 тенге, тем самым составив рост на 41%. Согласно Трудовому кодексу, работодатели не могут устанавливать для работников заработную плату ниже установленного минимального уровня. Поэтому при повышении нижнего уровня заработных плат обычно происходит пересмотр и повышение окладов для категорий работников, чьи доходы зависят от МЗП. Также правительство последовательно повышает заработные платы работникам бюджетной сферы. С 2020 года растут заработные платы педагогов, и к 2023 году они будут увеличены в два раза. С 2021 года активно повышаются заработные платы медицинских и социальных работников, планируется увеличить их в два раза в течение четырех лет. С 2022 года в Минтруда обещают увеличивать заработные платы архивариусов, библиотекарей, музееведов, лесников, технического персонала и других работников. Их общее количество составляет порядка 588 тыс. человек. В целом заработная плата повышается у порядка 1,2 млн гражданских служащих. Правительством принимаются регулярные действия для предотвращения снижения уровня жизни граждан, одним из них является ежегодный пересчет прожиточного минимума (ПМ) и месячного расчетного показателя (МРП) исходя из прогноза уровня инфляции. В 2020 году, в связи со сложившейся обстановкой, МРП и ПМ менялись дважды, увеличившись на 10%. В 2021 году их рост составил 5%, достигнув уровня 2 917 тенге и 34 302 тенге.
Закон Республики Казахстан № 321-VI ЗРК от 4 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда». Разъяснение последних изменений в законодательные акты по вопросам труда. Уважаемые читатели, мы начинаем публикацию цикла статей, разъясняющих нововведения в НПА, регулирующие вопросы трудовых отношений в нашей стране. Необходимость в изменениях назрела давно и разговор о них шел с прошлого года. Все мы ждали новостей в марте-апреле, но, как видно, эпидемия внесла свои коррективы в нашу жизнь. Однако, изменения приняты. Будем с ними знакомиться. Обратите внимание, зеленым мы выделили что добавлено, желтым что исключено, Лиловым– то, что заменено. Права и обязанности сторон трудового договора. Дополнение в перечень прав и обязанностей субъектов трудового договора. В соответствии с положениями ст. 28 ТК РК, сторонами трудового договора являются работник и работодатель. У каждой из сторон есть набор прав и обязанностей. Статья 22 ТК РК «Основные права и обязанности работника» претерпела некоторые изменения и дополнения. Из пп.2) п. 1 «Работник имеет право на заключение, изменение, дополнение, прекращение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим кодексом» исключено действие «расторжение». Это не значит, что у работника отнято право на уход из компании. Дело здесь только в правильном применении формулировок. Действие «расторжение» трудового договора возможно использовать в трудовом законодательстве в ситуациях прекращения трудовых отношений при соглашении сторон (то есть при участии 2-х сторон ТД), либо по инициативе работодателя. Другими словами, расторгаем трудовой договор только вдвоем (взаимным решением), либо, работодатель это делает сам, в случаях, предусмотренных в статье 52 ТК РК. Своим единоличным решением работник не может расторгнуть трудовой договор, он может только прекратить его по своей инициативе. Удаление данной формулировки никак не ограничило работника в правах. Те же самые возможности для ухода из компании, предусмотренные п. 5) ст. 49 ТК РК, у работника остались. Пп. 1) п.1 «Работник имеет право на требование от работодателя выполнения условий трудового, коллективного договоров, соглашений, актов работодателя». Принятое дополнение расширяет список внутренних документов, которые обязательны к исполнению работодателем. Пп. 15) п.1 «Работник имеет право на равную оплату за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации». Изменения говорят об уравнивании в правах работников, не только в части оплаты труда, но и условий работы и отдыха. Расширение данной нормы вызвано участившимся недовольством казахстанских работников, которые иногда сталкиваются со случаями разной оплаты труда и неодинаковыми условиями жизни и работы в сравнении с иностранными работниками. Особенно, эта норма касается сотрудников, выполняющих работы вахтовым методом, для которых бытовые условия крайне важны. В связи с этим, в рассматриваемую статью включен новый пункт. Пп. 25) п. 1 «Работник имеет право на получение из единой системы учета трудовых договоров сведения о трудовом договоре и своей трудовой деятельности». Данный пункт открывает возможность любому казахстанскому работнику получать из единой системы учета трудовых договоров необходимые сведения о своей трудовой деятельности и подтверждать тем самым, факт наличия трудовых отношений с конкретным работодателем. Эта возможность, безусловно, усиливает позиции работника, особенно, в тех случаях, когда, при уходе сотрудника из компании, работодатель препятствует в выдаче документов, подтверждающих трудовую деятельность. Теперь, рассмотрим, что нового в правах и обязанностях появилось для работодателей. Статья 23 «Основные права и обязанности работодателя». Раздел «Права» Пп. 13) п. 1 «Работодатель имеет право на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов (с их предварительного согласия) и работников». 1. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда. 2. Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, социальной стабильности, общественного согласия. Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются: 1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда; 2) свобода труда; 3) запрещение дискриминации в сфере труда, принудительного труда и наихудших форм детского труда; 4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 5) приоритет жизни и здоровья работника; 6) обеспечение права на вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы; 7) обеспечение права на отдых; 8) равенство прав и возможностей работников; 9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; 10) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства; 11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда. Принудительный труд запрещен. Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Принудительный труд допускается только: вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц; в условиях чрезвычайного или военного положения. 1. Настоящий Кодекс регулирует отношения: 1) трудовые; 2) непосредственно связанные с трудовыми; 3) социального партнерства; 4) по безопасности и охране труда. 2. Действие настоящего Кодекса распространяется на работников, работников направляющей стороны, работодателей, а также принимающую сторону, которые расположены на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.. Положения настоящего Кодекса, предусмотренные для страховой организации, распространяются на филиал страховой организации-нерезидента Республики Казахстан, открытый на территории Республики Казахстан и осуществляющий деятельность на основании лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. 3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан. 4. Законы Республики Казахстан не должны снижать уровень прав, свобод и гарантий, установленных настоящим Кодексом. Минимальный размер месячной заработной платы, продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск являются минимальными социальными стандартами в сфере труда в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях». Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда; 2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности; 3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству; 4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.) 5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников; 6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами; 7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений Статья 19. Субъекты трудовых отношений Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель. Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица. Статья 20. Представители работников и их полномочия Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.) 1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных со��зов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители. Статья 63. Правила трудового распорядка 1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем. 2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений. Статья 64. Дисциплинарные взыскания В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.) 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса. 2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается. См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров». Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.) 1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса. 2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней письменное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. 3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. 4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период: 1) временной нетрудоспособности работника; 2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей; 3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе; 4) нахождения работника в командировке. Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI 5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда. См.: Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 августа 2019 года на вопрос от 13 августа 2019 года № 562801 (dialog.gov.kz) «О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника в период отстранения его от работы» В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.) 5. Акт о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому дисциплинарному взысканию, под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подтвердить своей подписью ознакомление с актом работодателя об этом делается соответствующая запись в акте о наложении дисциплинарного взыскания. Статья 80. Виды времени отдыха Видами времени отдыха являются: 1) перерывы в течение рабочего дня (рабочей смены): перерыв для отдыха и приема пищи; внутрисменные и специальные перерывы; 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (межвахтовый отдых); 4) праздничные дни; 5) отпуска. Статья 81. Перерыв для отдыха и приема пищи 1. В течение ежедневной работы (рабочей смены) работнику должен быть предоставлен один перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее получаса. 2. Время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым, коллективным договорами. 3. Время перерыва для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Перечень таких работ, порядок и место для отдыха и приема пищи устанавливаются коллективным договором или актами работодателя. Статья 82. Внутрисменные и специальные перерывы Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.) 1. На отдельных видах работ работникам предоставляются внутрисменные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются коллективным договором или актами работодателя, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан. В соответствии с подпунктом 16-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 6 января 2021 года № 4, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2021 года № 22048 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих выпуск 8 (далее – ЕТКС). ЕТКС (выпуск 8) включает работы по: производству твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии; обработке цветных металлов; производству цветной металлургии (общие профессии); производству цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов; производству электродной продукции. Тарифно-квалификационные характеристики применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях независимо от формы их собственности и организационноправовых форм, где имеются производства и виды работ, указанные в настоящем ЕТКС (выпуск 8). Приложение к ЕТКС (выпуск 8): Алфавитный указатель профессий рабочих
|