Медосмотр в 2 года список врачей в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медосмотр в 2 года список врачей в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Минздраве разъяснили новый порядок выдачи медсправок для водителей

Зарегистрирован 30.11.2021 № 66130

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30.11.2021 г.

Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу с 11 декабря 2021 г., пункт 1 с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., пункт 3 с 1 марта 2022 г.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2021, № 27, ст. 5159), подпунктами 5.2.75 и 5.2.199 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:

1. Утвердить:

порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) согласно приложению № 1;

порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 2;

форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 3.

2. В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации И марта 2016 г., регистрационный №41376) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. №731н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466), от 20 ноября 2019 г. № 942н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный №56566), от 23 июня 2020 г. № 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783) и от 25 декабря 2020 г. № 1370н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932), в пункте 5 слова «с 1 января 2022 года» заменить словами «с 1 марта 2022 года».

3. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:

от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный № 41376);

от 10 сентября 2019 г. № 731 н «О внесении изменений в порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466);

от 20 ноября 2019 г. № 942н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный № 56566);

от 23 июня 2020 г. № 624н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783);

от 25 декабря 2020 г. № 1370н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932).

4. Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

5. Пункт 1 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

6. Пункт 3 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Министр М.А.Мурашко

1. Обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее — медицинское освидетельствование) проводится в целях определения наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 16041 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1604).

2. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:

1) кандидатов в водители транспортных средств;

2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

3) водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

3. Медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)2.

4. Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме:

1) осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом);

2) осмотр врачом-офтальмологом;

3) обследование врачом-психиатром;

4) обследование врачом-психиатром-наркологом;

5) осмотр врачом-неврологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тш», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3. Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий осмотр врачом-неврологом проводится по направлению врача-терапевта или врача общей практики (семейного врача) при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством);

6) осмотр врачом-оториноларингологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тт», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3);

7) электроэнцефалография (обязательна при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тт», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3. Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий электроэнцефалография проводится по направлению врача-невролога при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством4);

8) определение наличия психоактивных веществ в моче5 и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя (обязательны при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством6, или при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).

5. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «офтальмологии», «неврологии», «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «функциональной диагностике»7.

1. Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (форма № 003-В/у) (далее соответственно -медицинское заключение, освидетельствуемые) выдается врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, в которую обратился освидетельствуемый в соответствии с пунктом 6 приложения № 1 к настоящему приказу, в день предъявления освидетельствуемым справок по результатам осмотров и обследований врачами-специалистами и иных сведений, указанных в пунктах 12 и 13 приложения № 1 к настоящему приказу, в присутствии освидетельствуемого и действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений1, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи.

При отказе освидетельствуемого от прохождения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) или от прохождения хотя бы одного из осмотров или обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 приложения № 1 к настоящему приказу, оформленном в соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2, медицинское заключение не выдается.

2. Записи в медицинское заключение вносятся чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета разборчиво, четко, без сокращений и исправлений.

Допускается заполнение медицинского заключения с использованием компьютерных технологий.

В медицинском заключении допускаются исправления путем зачеркивания текста, после чего исправленное место подтверждается записью «исправленному верить», подписью работника, внесшего исправление, и печатью медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — организация). Внесение более двух исправлений в медицинское заключение не допускается.

3. Серия и перечень номеров медицинских заключений, выдаваемых организациями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, определяются в соответствующем субъекте Российской Федерации на календарный год.

Серия медицинского заключения включает в себя кодовое обозначение субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.

Нумерация медицинских заключений должна быть сквозной, количество знаков в номере должно состоять из девяти разрядов, при этом серия и номер медицинского заключения записываются в формате «хх ххххххххх», где «х» -цифра от 0 до 9.

Проставление серии и номера медицинского заключения осуществляется одной из организаций, указанных в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу.

Дублирование сочетания серии и номера медицинского заключения не допускается.

4. Сведения в медицинское заключение должны быть внесены во все его строки и таблицы. В случае если внесение соответствующих сведений в ту или иную строку и таблицу медицинского заключения невозможно ввиду их отсутствия, в медицинском заключении делается запись «не установлено».

5. В медицинском заключении указываются полное наименование организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, номер и дата выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности, адрес места нахождения указанной организации и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

В случае выдачи медицинского заключения индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, в медицинское заключение вписываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке3.

Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.

На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.

А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.

Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.

Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.

Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.

Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
  3. Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.

Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.

Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.

Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.

Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!

Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.

На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.

Желаю безопасной и эффективной работы!

В соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 48, ст. 6165), пунктом 14 части 2 статьи 14, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктами 5.2.55, 5.2.87 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить:

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению N 1;

Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению N 2.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 г. и действует до 1 апреля 2027 г.

Министр
М.А. МУРАШКО

1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе.

3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее — медицинские организации).

Периодичность и объем медицинских осмотров устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Порядку .

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя .

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Медицинская организация обязана качественно осуществить проведение предварительных и периодических осмотров работников.

7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.

Медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника или лица, поступающего на работу, с использованием медицинской информационной системы из медицинской организации, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания.

18. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.

В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением пунктов 23 — 27, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» , по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769.

Работники в возрасте до 21 года, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно.

19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.

20. Периодические медицинские осмотры проходят работники:

занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта ;

Приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62278).

организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;

выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.

21. В списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний , разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Часть вторая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

23. На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее — поименные списки).

В поименных списках указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

профессия (должность) работника, стаж работы в ней;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование вредных производственных факторов или видов работ.

Обязателен ли медосмотр для офисных сотрудников в 2021-2022 годах?

Изменение1. Новые задачи проведения предварительного медосмотра

Теперь проведение периодических медосмотров не имеет цели раннего выявления и профилактики заболеваний. Задача у них только одна — определить соответствие состояния соискателя предполагаемым видам работ. В новом приказе Минздрава от 28.01.2021 № 29н больше нет упоминания о Паспорте здоровья, это значит, что его теперь также не требуется передавать во врачебную комиссию.

Изменение 2. Отказ в приеме на работу узаконит справка от медорганизации

Если соискатель не может пройти предварительный медосмотр, так как у него есть заболевание, являющееся противопоказанием к работе, медкомиссия выдает ему справку о необходимости дополнительного медицинского обследования. Информацию о выдаче такой справки медорганизация направляет работодателю. Именно этот документ и будет основанием для мотивированного отказа в приеме на работу.


Совет! Никогда не проводите предварительный медосмотр после заключения трудового договора. Вначале убедитесь, что соискатель не имеет противопоказаний к работе, на которую вы его планируете принять.


Если соискатель успешно прошел предварительный медосмотр, заключение об этом медкомиссия составить в трех экземплярах. Один экземпляр выдают работнику не позднее 5 рабочих дней, второй приобщают к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, которая проводила предварительный осмотр, третий направляют работодателю.

Изменение 3. Запрет на перенос сроков проведения периодического медосмотра

Дату проведения периодического медосмотра теперь нельзя перенести, даже в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Это качается работающих в общепите и пищевом производстве, в медицине, в водопроводном, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в организациях, обучающих и воспитывающих детей. Кроме того, нельзя отложить на 6 месяцев медосмотр всем работникам с вредными условиями труда 3.3 и 3.4.

Изменение 4. Внеочередной медосмотр придется проводить после временной нетрудоспособности работника

Внеочередные медицинские осмотры теперь проводят на основании выданного работодателем направления при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. Ранее в приказе №302н такого указания по временной нетрудоспособности не было. Такие рекомендации должны быть указаны в медицинском заключении, а затем и в заключительном акте.

Если после болезни работник не принес медицинское заключение о рекомендациях после нетрудоспособности, или их не предоставила медицинская организация, работодатель не обязан их запрашивать. Учтите, если должность работника не указана в списке лиц, для которых медосмотры обязательны, то направлять его на внеочередной медосмотр после болезни не нужно.

Изменение 5. Возможность применения результатов ранее проведенных медосмотров

В договоре с медицинским учреждением на проведение периодического медосмотра можно указать возможность применения результатов ранее проведенных медосмотров, диспансеризации, но не позднее одного года. Это может снизить стоимость периодического медосмотра.

Изменение 6. Дополнительные обследования после периодического медосмотра проводят за счет средств ОМС

В случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием, медорганизация выдает ему справку о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Информацию о выдаче такой справки направляют и работодателю, после чего работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

При этом дополнительные обследования не входят в медосмотр. Их проводят за счет государства, а не за счет работодателя.

Офисные работники

Напоминаем, что Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н распространяется только на работников, указанных в части четвертой статьи 213 ТК РФ:

  • с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах),
  • сотрудников на работах, связанных с движением транспорта
  • работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли
  • сотрудников водопроводных сооружений
  • медицинский персонал и работников детских учреждений
  • на охранников, работа которых предполагает использование оружия
  • работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п)

Поэтому, если работники офиса трудятся в таких организациях, медосмотр проводится для них на основании результатов СОУТ, вне зависимости от того, превышен ПДУ, или нет.


Обратите внимание! Медосмотры для всех пользователей ПЭВМ, в том числе офисных, для вышеперечисленных организаций, будут обязательными вне зависимости от того, какой класс условий труда, и сколько времени за ПК работает сотрудник.

Исключение: Если ПЭВМ работают в спектре, указанном в основаниях для медосмотра по новому Порядку, то медосмотр придется проводить, вне зависимости от ПДУ и времени работы для всех пользователей ПЭВМ, то есть для офисных сотрудников, вне зависимости от сферы деятельности компании. Сведения о спектре частот, воздействующем на работника, необходимо получить из эксплуатационной документации на оргтехнику и результатов производственного контроля за условиями труда.

Учтите, что в ходе специальной оценки условий труда для настольных ПЭВМ такие замеры не проводятся. Если же анализ эксплуатационной документации и результаты производственного контроля докажут, что ПЭВМ не работает в указанном спектре, на медосмотр пользователей офисных компьютеров не направляйте.


Работники рабочих профессий

Периодичность медосмотра зависит от вида выполняемых работ повышенной опасности. Даже в том случае, если у работника допустимые условия труда, медосмотр проводят в обязательном порядке.


Внимание! Появились новшества: теперь весь штат организаций ЖКХ, бытового обслуживания, медицинских учреждений и водопроводных организаций обязаны проходить медосмотр.


Вид работ Пункт приказа № 29н Периодичность
Все работы на высоте п.6.1, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Лифтер скоростных (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростных (свыше 4,0 м/с) при внутреннем сопровождении лифта п.7, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Машинисты всех видов кранов п.8, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Электротехнический персонал п.9, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов п.10, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Работы в географических отдаленных районах, где скорая помощь прибывает более 1 часа, в том числе: нефгегазодобыча (п.11.1), гидрометеослужбы (п.11.2), вахтовики (п.11.4) п.11, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Обслуживание и эксплуатация сосудов под давлением на опасных производственных объектах п.12, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Водители п.18, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Охранники с оружием п.22, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники общепита, пищевой промышленности, торговли пищевой продукции, имеющие контакт с пищевой продукцией п.23, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники водопроводных сетей(весь штат) п.24, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники детских воспитательных и обучающих организаций (весь штат) п.25, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники сферы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (весь штат) п.26, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники медицинской сферы (весь штат) п.27, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год

Работники, занятые по вредных или опасных условиях труда

Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 — 3.4 класс 4). Последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии нужно проводить один раз в пять лет

Пострадавшие при НС и профзаболеваниях

Медицинские освидетельствования работников проводятся в целях определения состояния здоровья человека. По результатам таких осмотров делают заключение, подходит ли этот человек для выполнения конкретного вида работ, может ли он контактировать с людьми и продуктами.

Проводить осмотры и давать заключения могут любые медицинские организации, получившие право конкретно на экспертизу профпригодности. Выбирайте удобную организацию, но уточните наличие именно этой лицензии. Далее заключите договор на обслуживание и в последующем направляйте туда работников.

Перед осмотрами выдайте каждому работнику направление — документ, на основании которого проведут необходимое обследование. Каких именно врачей и анализы назначить, медучреждение определит из информации в направлении, поэтому не забудьте указать:

  • наименование работодателя, форму собственности и коды ОКВЭД;
  • название медучреждения, фактический адрес, код ОГРН;
  • вид осмотра — предварительный или периодический;
  • Ф. И. О. работника, его дату рождения;
  • наименование отдела, цеха или структурного подразделения, в котором будет работать или уже трудится человек;
  • должность работника и вид выполняемых работ;
  • вредные или опасные производственные факторы, с которыми может столкнутся работник.

Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием должности, фамилии и инициалов. Ведите учет направлений и выдавайте их под роспись. Так сможете подтвердить, что обязанность по организации профосмотров выполнили.

Вручая направления работникам, предупредите, чтобы они взяли с собой:

  • направление;
  • паспорт;
  • СНИЛС или документ, подтверждающий регистрацию в ПФР;
  • заключение психиатрического обследования, если требовался осмотр психиатра.

Когда работник пройдет всех врачей и сдаст необходимые анализы, медучреждение выдаст ему заключение о профпригодности к данному виду работ, подписанное председателем врачебной комиссии. Документ составляют в 4 экземплярах не позднее 5 рабочих дней. Два из них выдаются работнику и работодателю, один приобщается к медкарте и еще один направляется в поликлинику, к которой прикреплен гражданин.

Получив документ, проверьте в нем следующую информацию:

  • дату выдачи заключения;
  • Ф. И. О., дату рождения работника;
  • наименование работодателя;
  • название отдела и должности работника;
  • вид работ;
  • перечень вредных факторов;
  • результаты осмотра — медицинские противопоказания к работе выявлены или не выявлены.

Если врачи обнаружили противопоказания, то в заключении должны указать конкретные виды работ, которые этот работник выполнять не может.

Закон не устанавливает, кто должен заниматься организацией медосмотров персонала. Иногда документы готовят менеджеры по охране труда, но чаще кадровики. Однако будет проще и быстрее, если привлечь к этому обоих специалистов.

Например, менеджер по охране труда составит списки должностей, направит их в Роспотребнадзор, выберет медучреждение и заключит с ним договор. Еще он согласует с руководством календарный план проведения осмотров, ознакомит с ним персонал. А кадровик подготовит направления и выдаст их работникам, примет готовые заключения, отстранит от работы лиц, не прошедших комиссию, привлечет к дисциплинарной ответственности или уволит, если есть противопоказания.

Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

  • Работодатель обязан за свой счет организовать проведение медосмотров для своего персонала. За дни отсутствия в связи с прохождением врачей начисляется средний заработок.
  • Ведите учет выданных направлений и вручайте их под роспись. Так вы обезопасите себя и докажите, что требование закона выполнили.
  • К сотрудникам, отказавшимся пройти медосвидетельствование, можно применить дисциплинарное взыскание — замечание, выговор или увольнение.

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Вопросы Ответы
1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений?

Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника?

Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр.

На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник.

2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий?

Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?

Изменилась ли форма поименного списка?

Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?

Нужно ли отправлять список школам?

Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?

В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать?

Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель?

В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.

Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.

Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.

Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно.

3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра.
5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать?

Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?

Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?

\n\n

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

\n\n

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

\n\n

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

\n\n

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

\n\n

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

\n\n

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Порядок проведения медицинских осмотров работников подразумевает, что они обязаны проходить профмедосмотр в двух случаях:

  1. Если специальная оценка условий труда (СОУТ) выявила вредные или опасные производственные факторы — например, шум, работа с химическими веществами или плохое освещение рабочей поверхности.
  2. Если работник выполняет определенные виды работ — например, работает машинистом крана, лифтером скоростного лифта или проводит работы на высоте.

В новой редакции закона уточнили формулировки выполняемых работ — теперь работодателям проще определить, кого отправлять на осмотр.

Вкратце: нет.

А если подробнее, то электромагнитное излучение при работе за компьютером действительно может наносить вред здоровью работников. Однако показатель, после достижения которого считается, что излучение действительно опасно, никак не закреплен в законодательстве.

В свежем приказе Минтруда и Минздрава есть много хороших новостей как для работодателей, так и для сотрудников.

  1. С 1 апреля 2021 медосмотры можно проводить в любых медицинских организациях, имеющих право на проведение профосмотров — если раньше закон требовал от медучреждения специальную лицензию, то теперь вы можете отправить сотрудников в любую удобную для вас клинику.
  2. Еще одно важное изменение — теперь медосмотры могут проводить мобильные бригады прямо на предприятии. Правда, анализы все равно нужно сдавать в больнице, но, по крайней мере, врачи смогут осмотреть сотрудников прямо на месте.
  3. Если сотрудник сам недавно прошел диспансеризацию или другой медосмотр, их результаты учтут при проведении профмедосмотра — при условии, если с момента предыдущего осмотра прошло не больше года и для повторной проверки нет показаний.
  4. Предварительный осмотр перед приемом на работу может оплатить страховая. Работнику будет достаточно показать врачу результат первого этапа диспансеризации и ежегодного профосмотра — эти исследования оплачиваются за счет ОМС.
  5. Теперь отправлять списки работников в Роспотребнадзор нужно не всем. Обязаны это делать только компании с декретированным контингентом — например, организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Если сотрудник не прошел обязательный медицинский осмотр, допускать к работе его нельзя.

Если инспектор обнаружит, что работник приступил к обязанностям без результатов осмотра, он будет вправе наложить штраф — от 110 000 до 130 000 руб. на организацию и от 15 000 до 25 000 руб. на предпринимателей и должностных лиц.

При повторном нарушении трудовая инспекция может даже приостановить работу предприятия на 3 месяца (90 суток).

Остались вопросы? Обратитесь к нам за консультацией! Мы поможем направить сотрудников на медосмотр и подскажем, как провести его с максимальной экономией и комфортом.

Организация медицинских осмотров работников в 2021 году

На прохождение диспансеризационных осмотров дается один день, а пенсионерам и предпенсионерам — два. Работодатель не вправе определять продолжительность медицинского осмотра: сколько дней положено на диспансеризацию работников, установлено в Трудовом кодексе РФ. Предпенсионерам и пенсионерам дано больше льгот.

Оплачиваемый диспансерный день предоставляется на основании письменного заявления. Это общее правило, установленное в ст. 185.1 ТК РФ. Конкретная дата согласуется с работодателем. Работник пишет заявление в свободной форме, указывает сроки и количество дней для проведения медицинского обследования, предусмотренные законодательством.

Порядок отчетности работника о прохождении им медосмотра в трудовом законодательстве не установлен, но он может быть разработан работодателем и утвержден в локальном нормативном акте. Не исключено злоупотребление своими правами со стороны работников. Во избежание этого рекомендуется ввести внутренний порядок для сотрудников организации, в котором установить обязательство работников брать справку о прохождении медосмотра и представлять ее в администрацию, составлять перечень работников, подлежащих направлению на диспансеризацию. Отгулы и дни на диспансеризацию в 2020 году для работающих пенсионеров предоставляются вне графика отпусков, это отдельный документ, имеющий значение только для предоставления отпусков.

С 1 апреля начнет действовать новый Порядок проведения медосмотров, а также новый Перечень факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Новый Порядок и Перечень заменят действующие, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

В документе сформулированы основания для проведения предварительных и периодических медосмотров. Первые проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, принимаемого на работу, вторые – в целях наблюдения и своевременного выявления профессиональных заболеваний. Обязанности по организации медосмотров возлагаются на работодателей.

По новому Порядку закрепили возможность оформления и обмена электронными документами (п. 9 Порядка). Например, можно оформить направление на медосмотр в электронном виде. Но для этого и у работодателя и у работника должна быть электронная подпись.

Добавили реквизиты, которые нужно прописывать в направление на медосмотр – пол работника, телефон и электронный адрес медорганизации, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования (п. 9 Порядка).

Также полис обязательного (добровольного) страхования должен предоставить работник при медосмотре, в дополнение к документам по действующим правилам (п. 11 Порядка).

Стаж работника по новому Порядку нужно обязательно указывать в поименном списке работников (п. 23 Порядка).

Поменяли название списка контингентов. Теперь для предварительного медосмотра нужно оформить список лиц поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (п. 9 Порядка), а для периодического – список работников, подлежащих периодическим осмотрам (п. 21 Порядка).

Направлять в Роспотребнадзор список работников на медосмотр нужно теперь не всем работодателям, а только организациям пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (п. 22 Порядка).

Работодателям разрешили в рамках медосмотров организовать первый этап диспансеризации или профилактического медосмотра, чтобы эти результаты учитывались врачебной комиссией при подготовке медзаключения. Эти дополнительные процедуры будут проводить за счет средств ОМС, а не работодателя (п. 12.4 Порядка).

Добавили основание для внеочередного медосмотра. В приказ 302н было одно основание – медицинские рекомендации по итогам медосмотрам. В новом Порядке на внеочередной медосмотр можно направить работника, если есть медрекомендации после нетрудоспособности работника (п. 19 Порядка).

Изменения есть и в Перечне факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Например, убрали упоминание, что медосмотр нужно проводить только при превышение предельно допустимого уровня электромагнитного поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). По смыслу этого изменения на медосмотр нужно направлять всех офисных работников, на которых при работе на компьютере действует соответствующий спектр частот ЭМП.

Применительно к периодическим медосмотрам указано, что работники в возрасте до 21 года, занятые на вредных производствах, должны проходить периодические осмотры ежегодно (п. 18 Порядка).

Что важно отметить, периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования работник должен будет пройти в медицинской организации (п. 4 Порядка).

На оплате за оказание услуг по проведению медосмотров по-прежнему можно сэкономить за счёт того, что при проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведённых (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путём электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра (п. 7 Порядка).

Медосмотры водителей по новым правилам будут проходить с 1 января 2022 года

Офисных сотрудников снова отправляют на медосмотры, но не всех, а только тех, на которых на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот 5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц.

Специалисты Минтруда разъяснили — если на работников воздействуют вредные и опасные факторы с превышением предельно допустимых концентраций и уровней, на медосмотр нужно направлять только сотрудников, подкласс условий труда которых 3.1 и выше, а также тех, кто выполняет работы, которые есть в разделе 6 Перечня.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 марта 2021 г. N 15-2/ООГ-654

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2021 г. N 28-4/3016355-2108

Это значит, что если офисные сотрудники не выполняют вид работы из перечня, и условия их труда оптимальные и допустимые, направлять их на медосмотр не нужно.

  • Свежие
  • Посещаемые

Как понятно из названия, периодические медосмотры – это медицинские осмотры, проводимые с определенной, установленной законодательно, периодичностью. Цель таких осмотров – это, в частности, наблюдение в динамике за состоянием здоровья работника, выявление заболеваний, являющихся противопоказанием для продолжения работы, своевременное проведение профилактических мероприятий.

Изменения, касающиеся проведения медосмотров работников, вступили в силу с 01.04.2021:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

  • перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы заменили правила проведения медосмотра, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия — до 01.04.2027.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему производятся за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию. Рассказываем, что же изменилось в медосмотрах.

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:

  • предварительный или периодический осмотр;

  • диспансеризация;

  • иные медицинские осмотры, подтвержденные медицинскими документами, в т. ч. полученные путем электронного обмена между медорганизациями.

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. До 01.04.2021 результаты указанных обследований могли учитываться. С 01.04.2021 такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Отметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:

  • электронная почта, контактный телефон работодателя;

  • электронная почта, контактный телефон медорганизации, которая проводит медосмотр;

  • пол работника;

  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Ранее указывать такие сведения в направлении не требовалось.

Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС.

Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый — в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый — по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника.

Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных.

Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.

Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:

  • предварительные медицинские осмотры при приеме сотрудника на работу, которые «проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний»;
  • периодические медосмотры, которые проводятся для оценки динамики их состояния в условиях воздействия вредоносных факторов производства.

Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.

Частота проведения периодического обследования в ходе дальнейшей работы определяется характером обязанностей сотрудника и вредоносных факторов, которые воздействуют на него. Вне зависимости от установленной частоты сотрудники, не достигшие возраста 21 года, должны проходить осмотры ежегодно, — уточняет пункт 17 порядка, утвержденного приказом № 302н. Проведение таких обследований осуществляется группами: для этого работодатель составляет поименный список, в котором указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников. Информация о включении в такой список в 10-дневный срок направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление индивидуальных факторов риска изменения здоровья;
  • расчет индекса массы тела;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • измерение артериального и внутриглазного давления;
  • электрокардиография;
  • определение и изменений сосудистой системы;
  • для женщин – осмотр гинеколога. Соискательницы в возрасте старше 40 лет в обязательном порядке проходят маммографию.

В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию.

Пункт 40 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией».

Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:

  • список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
  • список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
  • правила выполнения обследований для персонала предприятий.

Скачать приложение 1 и 2 к приказу 302н о медосмотрах с изменениями 2021 года

Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.

Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.

Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.

Теперь решение принято окончательно: 29 января 2021 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2021 год отменен с 1 апреля 2021 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ.

Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.

Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:

  • возможность проведения медосмотра мобильными бригадами медицинских специалистов — после предварительного прохождения обязательных обследований в медучреждении;
  • необходимость указания номера полиса ОМС в направлении на медосмотр;
  • возможность формирования ряда важных документов, включая направление, в электронном виде;
  • возможность проведения части процедур в рамках медосмотра в форме диспансеризации;
  • привязка медицинских противопоказаний к выполнению работ к Международной классификации болезней МКБ-10.

Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:

  • для руководящего состава компании, нарушившего приказ № 302н, – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет – повторно;
  • для ИП – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно;
  • для юрлиц – штраф 110-130 тысяч рублей впервые, 100-200 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно.

От работодателя требуется следующее.

Составить список работников, которые должны пройти медосмотр.

Издать приказ о прохождении работниками периодического медицинского осмотра.

Отправить поименный список в медучреждение, куда пойдут работники, за 2 месяца до медосмотра.

Отправить список в Роспотребнадзор по месту нахождения организации.

Вручить направления на медосмотр работникам под подпись.

Работники, в свою очередь, должны прийти в указанный день в медучреждение, пройти всех врачей, получить заключение. В противном случае работодателю придется отстранить их от работы.

Условия повышенной опасности накладывают дополнительную обязанность. Работники должны проходить не только медосмотр, но и проходить психиатра раз в 5 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.