Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дгигм арендная плата за земельный участок в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов
1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:
1) в границах города, микрорайона, квартала в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа;
2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных) в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)
Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):
1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);
2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под строительство гаражей для собственных нужд,
устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.
Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.
Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:
1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;
2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.
Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:
1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
2) на землях иных категорий в размере 2,40 рубля за квадратный метр.
Статья 9. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли
1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 3,03 рубля за квадратный метр.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
В соответствии с Законом Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год (далее — земельные участки).
Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3-9 настоящего Закона.
1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:
1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;
2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных) в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):
1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);
2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под строительство гаражей для собственных нужд,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года Законом Московской области от 11 августа 2021 года N 162/2021-ОЗ. — См. предыдущую редакцию)
устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.
В 2022 году увеличится кадастровая стоимость недвижимости. Что это значит?
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:
1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;
2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Написать комментарий
- Услуги Управления
- Услуги Управления, оказываемые в электронной форме
- Нормативно-правовые акты
- функции Управления
Информация для арендаторов земельных участков
- Образцы документов
- Образцы платежных поручений
- Образцы заявлений
- Безопасный город
- Образец экспертного заключения
- Сфера деятельности Группы
- Нормативные документы группы
- Комплексные кадастровые работы
- Проект межевания
- Оплата арендных платежей за 2021
- Расчеты арендной платы за 2021
- Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению
- Образцы заявлений
- Аукционы 2009 года
- Итоги по торгам за 2009 год
- Аукционы 2010 года
- Итоги по торгам за 2010 год
- Аукционы 2011 года
- Итоги по торгам за 2011 год
- Аукционы 2012 года
- Итоги по торгам за 2012 год
- Аукционы 2013 года
- Итоги по торгам за 2013 год
- Аукционы 2014 года
- Итоги по торгам за 2014 год
- Аукционы 2015 года
- Итоги по торгам за 2015 год
- Аукционы 2016 года
- Итоги по торгам за 2016 год
- Аукционы 2017 года
- Итоги по торгам за 2017 год
- Аукционы 2018 года
- Итоги по торгам за 2018 год
- Аукционы 2019 года
- Итоги по торгам за 2019 год
- Аукционы 2020 года
- Итоги по торгам за 2020 год
- Аукционы 2021 года
- Итоги по торгам за 2021 год
Вниманию арендаторов земельных участков!
- Деятельность отдела учета и регистрации имущества
- Нормативные документы по учету имущества
- Инструкция для заполнения программы «Карта учета»
Если вы уже успели снизить кадастровую стоимость вашей земли — вам можно только позавидовать: ведь теперь экономить на земельных платежах вы будете на целых два года дольше, чем планировалось изначально.
Если же ранее вы отказались от оспаривания кадастровой стоимости из-за незначительной экономии — самое время пересмотреть свое решение!
Не секрет, что суды неохотно взыскивают компенсацию расходов на оспаривание в пользу владельцев земли, поэтому до начала процесса всегда необходимо считать, окупит ли экономия на налогах или арендной плате затраты на оценку и услуги юриста. Оспаривая кадастровую стоимость сейчас, вы гарантированно получите два дополнительных года экономии, что вполне может окупить все расходы.
Важно:
Собственники земельных участков после оспаривания кадастровой стоимости могут вернуть излишне уплаченный земельный налог за последние 3 года.
Арендаторы публичной земли могут пересчитывать арендную плату с 1 января года, в котором они обратились за оспариванием кадастровой стоимости. Чтобы иметь возможность вернуть часть платежей за 2020 год, арендаторам необходимо до 31 декабря 2020 года собрать необходимый пакет документов и обратиться за оспариванием кадастровой стоимости в Комиссию или суд.
Принцип | Что это означает |
---|---|
1. Принцип экономической обоснованности | Размер арендной платы должен соответствовать доходности земельного участка. Учитывайте категорию земель, к которой отнесен земельный участок, и вид его разрешенного использования |
2. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы | ОМСУ должен определить в муниципальных нормативных правовых актах порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке по требованию арендодателя |
3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы | Арендную плату нужно определять на основании кадастровой стоимости участка |
4. Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, когда они переоформляют права на земельные участки | При переоформлении прав на земельный участок арендная плата не должна превышать сумму земельного налога более чем в два раза |
5. Принцип учета социально значимых видов деятельности и интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога | Арендная плата не должна превышать сумму земельного налога |
6. Принцип запрета необоснованных предпочтений | Порядок расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки, отнесенные к одной категории земель, одним видам деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться |
7. Принцип учета ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения | Размер арендной платы за участок не должен превышать размер земельного налога, взимаемого за такой же участок, приобретенный в собственность |
1. При определении размера арендной платы за земельный участок проведите анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности. Если этого не сделать, суд посчитает, что вы нарушили принцип экономической обоснованности размера арендной платы, и обяжет пересмотреть его.
2. Если сдаете в аренду участок, ограниченный в обороте, установите плату не выше земельного налога, взимаемого с собственника такого же участка.
3. Если вы не направили уведомление об изменении регулируемой арендной платы, это не будет нарушением. Но чтобы избежать задолженности по арендным платежам и не тратить время на споры в суде, рекомендуем все же сообщать арендаторам о том, что вы пересмотрели арендную плату. В уведомлении укажите выходные данные нормативного акта, в котором вы закрепили это решение.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РОМАНОВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Р Е Ш Е Н И Е
11 декабря 2020 года № 16 -СД
об утверждении Порядка определения размера арендной платы
за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в границах муниципального образования Романовский район Алтайского края на 2021 год
Руководствуясь Федеральным Законом от 25 октября 2001 года
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации», постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 года № 603 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения», Романовский районный Совет депутатов решил:
1. Утвердить Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в границах муниципального образования Романовский район Алтайского края, условий и сроков ее внесения на 2021 год, согласно, приложения №1.
2. Признать утратившими силу решение от 17.12.2019 № 17-СД «Об утверждении Порядка определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в границах муниципального образования Романовский район на 2020 год».
3. Настоящее решение вступает в силу с 01 января 2021 года и применяется для действующих и вновь заключаемых договоров аренды.
4. Опубликовать настоящее решение в газете «Горизонт» и разместить на официальном сайте администрации Романовского района.
Глава района А. Н. Науменко
ПОРЯДОК
определения размера арендной платы
за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в границах муниципального образования Романовский район Алтайского края на 2021 год
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает способ определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в границах муниципального образования Романовский район Алтайского края (далее — «земельные участки»).
1.2. Арендодателем земельного участка является Администрация Романовского района Алтайского края, уполномоченная на распоряжение земельными участками.
1.3. Арендатором земельного участка может выступать физическое и (или) юридическое лицо. В случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, арендаторами земельного участка могут выступать несколько лиц.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 489, от 19.08.2011 N 697, от 26.10.2011 N 868, от 14.01.2014 N 23, от 22.02.2014 N 133, от 30.10.2014 N 1120, от 05.05.2017 N 531, от 21.12.2018 N 1622, от 20.02.2020 N 185, от 07.09.2020 N 1369)
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
1. Утвердить прилагаемые:
основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.
3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
5. Установить, что до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 г. N 582
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2011 N 697, от 30.10.2014 N 1120, от 05.05.2017 N 531, от 07.09.2020 N 1369)
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2011 N 697, от 30.10.2014 N 1120)
принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
Методические рекомендации по применению настоящего документа утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 г. N 582
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 489, от 19.08.2011 N 697, от 26.10.2011 N 868, от 14.01.2014 N 23, от 22.02.2014 N 133, от 30.10.2014 N 1120, от 05.05.2017 N 531, от 21.12.2018 N 1622, от 20.02.2020 N 185, от 07.09.2020 N 1369)
1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2020 N 185)
2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее — федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее — торги); (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
- денежном эквиваленте;
- продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
- оказании арендатором услуг;
- передаче арендодателю вещи;
- возложении затрат или обязательств.
Кадастровая переоценка земель с 1 января 2021 года отменяется
Выплата по аренде земельных участков производится на основании норм, указанных в статье 65 Земельного Кодекса РФ. Действующее законодательство гласит, что право на установление фактической стоимости в рамках использования участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют федеральные или региональные органы власти.
Размер и срок оплаты аренды земельного участка указываются в соответствующем соглашении, который составляется заинтересованными сторонами. С правовой точки зрения арендные платежи могут быть отнесены к разделу основополагающих условий договора. Это прямо указывает на факт того, что сумма не может быть изменена в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.
Статья 65. Платность использования земли
Преждевременное прекращение действия соглашения может быть достигнуто в случае нарушения установленных правил использования территориального надела или при допущении плательщиком просрочки выплат. Земля используется только по целевому назначению, определяемому сторонами сделки в рамках основного документа.
Образец договора аренды земли:
Информация о наличии долговых обязательств по арендным выплатам предоставляется государственными органами, имеющими полномочия по распоряжению кадастром.
Получение информации производится заинтересованными лицами по территориальному признаку в следующих учреждениях:
- в отделении федерального агентства по управлению имуществом, если земля находится в собственности государства;
- в отделении департамента земельных правоотношений конкретного федеративного субъекта;
- в местной администрации.
Граждане могут воспользоваться несколькими вариантами определения долговых обязательств по аренде:
- личное обращение в уполномоченный орган исполнительной власти, где на руки заинтересованному лицу выдается выписка с актуального лицевого счета;
- личная проверка того, как производится оплата аренды земельного участка через Интернет – для этого нужно перейти на официальный портал государственных услуг, где можно узнать и задолженность;
- обращение в режиме онлайн на официальный сайт территориального органа исполнительной власти;
- получение уведомления от фактического арендодателя, которое может содержать в себе сведения о начислении пени за просрочку – данная возможность должна быть в обязательном порядке прописана в договоре.
Действующий арендатор может на законных основаниях оплатить полную стоимость использования участка земли следующими способами:
Совершение непосредственных выплат | Осуществляется на основании арендного соглашения, заключенного ранее между физическими или юридическими лицами. |
Оплата налогового сбора за использование земли | В большинстве регионов Российской Федерации налоги выступают в качестве основного способа оплаты аренды. |
Оплата налога на недвижимость, расположенную на конкретной территории | Данный формат выплат используется сравнительно редко в силу своей новизны. |
Для осуществления выплат обычно используется классическое платежное поручение. Для совершения операции необходимо обратиться напрямую к арендодателю или в любую финансовую организацию, например, в Сбербанк.
Под арендой понимается передача имущественных ценностей на временной основе и за определенную плату. Земельные участки могут быть оформлены в аренду на минимальный срок до 1 года, а максимальные временные рамки составляют 9 лет. Нормативы, прописанные в действующем Земельном Кодексе РФ, гласят, что заинтересованные категории граждан должны обязательно выплачивать определенную сумму средств за пользование.
Порядок определения размера выплат определяется уполномоченными органами региональной власти в индивидуальном порядке. В базовую сумму обычно включается кадастровая стоимость, помноженная на специальные показатели, утвержденные властными структурами. Оплата считается основной нормой соответствующих договоров.
Важно помнить о том, что в случае организации публичных торов, в рамках которых реализуется право на арендное пользование землей, предназначенной, например, под гараж, первоначальная стоимость определяется в зависимости от актуальных положений нормативных актов, регламентирующих оценочную деятельность.
После завершения аукциона между сторонами заключается арендное соглашение с обозначенными выплатами за следующие 12 месяцев. Важно прикрепить квитанцию об оплате государственной пошлины. Обязательство по выплатам возникает у действующего пользователя участка сразу после получения на руки всего комплекта правоустанавливающей документации.
Три новых вывода Верховного суда об арендной плате за муниципальное имущество
Несмотря на относительную экономическую стабильность, стоимость по арендным соглашениям продолжает снижаться. Тенденция довольно отчетная, несмотря на незначительные изменения в ценообразовании. Падает стоимость аренды земель, предназначенных для индивидуального строительства и ведения сельскохозяйственной деятельности.
В 2022 году аренда одного гектара земли. выделяемого под сельхозназначение стоит от 500 рублей в год. Для 10 соток земли в крупных городах устанавливается стоимость от 6 000 рублей за аналогичный период.
Очевидно, что размер выплат по аренде напрямую зависит от актуальной экономической ситуации в стране и конкретном регионе. Пик последнего финансового кризиса миновал. Что может указывать на факт нового подъема, в том числе и роста цен на аренду земельных участков. Специалисты прогнозируют, что в период до 2022 года цена будет напрямую зависеть от внутренней ситуации в стране, а, следовательно, будет несколько повышаться.
Образец договора субаренды земельного участка:
Согласно земельному законодательству нашей страны, арендатор таких земель может оплатить стоимость найма двумя способами:
- земельный налог;
- налог на недвижимость.
Размер данного вида налогообложения рассчитывается по формуле:
- Н – размер налога, который необходимо уплатить гражданину;
- КСт – кадастровая стоимость участка (можно узнать в кадастровом органе по местонахождению участка);
- k – коэффициент, меняющийся в зависимости от того, кто пользуется землёй и для каких целей она была отдана в аренду.
Вниманию арендаторов земельных участков!
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент) уведомляет Вас о централизованном изменении с 01.01.2021 размера арендной платы на 2021 год по договорам аренды земельных участков, полномочия по распоряжению которыми осуществляет департамент, на уровень инфляции, установленный в размере 3,7 процента (Ки = 1,037) Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Вместе с тем, обращаем внимание арендаторов земельных участков из состава земель населенных пунктов об утверждении приказом департамента от 05.10.2020 № 1882 результатов определения кадастровой cтоимости земельных участков названных категорий, которые будут применены в расчете арендной платы с 01.01.2021.
Ознакомится с результатами государственной кадастровой стоимости земельных участков соответствующих категорий можно на официальном сайте департамента https :// diok . krasnodar . ru / в подразделе «Государственная кадастровая оценка» раздела «Деятельность».
Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта». На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.
При выборе нужно учитывать следующие особенности:
- Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
- Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
- Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
- Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.
Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.
Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.
Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.
- наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
- состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
- наличие построек на территории.
От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2021 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.
Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.
Перечень необходимых документов:
- Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
- Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
- Для юридических субъектов – учредительные документы.
- Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.
Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги. Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.
Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.
Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.
На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.
Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.
Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.
Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.
Расчет оплаты за пользование земельным участком производится по формуле:
А=КС*к, где:
- А – арендная плата;
- КС – стоимость согласно кадастрового учета;
- к – корректирующий коэффициент.
Величина последнего зависит от статуса пользователя и целевого назначения земельного участка.
Более подробно о методиках расчета арендной стоимости различных земельных участков мы рассказывали в отдельной публикации.
Льготы, при временном использовании участка, определяются на местном уровне. То есть муниципальный орган выносит решение и определяет категории лиц, которым могут быть предоставлены преимущества, в том числе и по оплате участка. Чаще всего к ним отнесены:
- инвалиды перовой и второй групп;
- пенсионеры;
- ликвидаторы и пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
- многодетные семьи;
- ветераны ВОВ.
Для того, чтобы воспользоваться льготой, необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением и предоставить документы, подтверждающие статус лица, например, удостоверение инвалида.
В случае временного использования муниципальной территории арендатор от выплаты НДС освобождается. Но пользователь должен отразить это в декларации 7-НДС.
Использование земельного участка, принадлежащего муниципальному органу, предусматривает внесение оплаты. Её размер зависит от вида территории, её целевого назначения и статуса пользователя.
Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.
Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:
- для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
- для использования надела под ИЖС — 20 лет;
- для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
- земля под фермерское хозяйство — три года.
Закон устанавливает требования к использованию арендованной земли. На арендатора, в частности, может быть возложена функция охраны вверенного участка, его также могут обязать соблюдать специфические правила эксплуатации. «Например, участок с лесом запретят расчищать, а участок в прибрежных зонах нельзя застраивать вовсе. Сельскохозяйственную землю не разрешат использовать для возведения капитального жилья, если таковое займет больше места, чем необходимо для сохранения функционала земли», — говорит Никита Тарновский.
Надо ли платить налоги
Если земельный участок получен на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог пользователю платить не нужно, отмечает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. «Арендатор не платит налог на землю и НДС за арендные платежи. Но обслуживание, как и в случае с муниципальными квартирами, лежит на том, кто использует участок. Оплата воды, газа, электроэнергии и иных ресурсов, потребляемых на участке, — это обязанность пользователя», — подтвердил Никита Тарновский.
Арендовать земельный участок можно и без аукциона. Как рассказывает Софья Волкова, закон предусматривает случаи, когда торги не нужны. Так могут предоставить участок:
- собственнику объекта незавершенного строительства, чтобы достроить его (однократно);
- собственнику здания на земельном участке, который принадлежит государству;
- лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
- гражданину или юрлицу взамен участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд.
Без торгов определяется арендатор участка и в случае, когда границы участка не определены. Процедура такова: заявитель обращается к кадастровому инженеру, который готовит схему кадастрового плана территории, и вместе с документами сдает ее в местную администрацию. «Если администрация принимает положительное решение, она обязана сделать публикацию о выделении участка в аренду. Если после публикации пройдет месяц и никто более не изъявит желание на участок, администрацией выдается распоряжение о предоставлении аренды», — разъясняет Никита Тарновский. Если же за месяц найдутся другие претенденты — потребуется аукцион.
Краткая инструкция для получения участка от государства в аренду без торгов:
1. Определить, к кому обращаться по поводу аренды (обычно это муниципалитет, на территории которого расположен участок).
2. Выбрать участок.
3. Подготовить и подать документы.
4. Заключить и зарегистрировать договор в Росреестре.
Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта». На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.
При выборе нужно учитывать следующие особенности:
- Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
- Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
- Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
- Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.
Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.
Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.
Потенциальный арендатор не может повлиять на базовую стоимость земли. При этом у него нет возможность узнать, сколько будет стоить арендовать землю у государства, так как цена оглашается только по факту начала торгов.
Можно самостоятельно спрогнозировать порядок суммы. Для этого нужно проанализировать действующую методику расчета, которая включается в себя такие факторы:
- Категория – сельскохозяйственная, для последующего поселения, лесного фонда, специального назначения. Чаще всего арендуют первые две категории, причем с/х будет стоить намного дешевле.
- Кадастровая стоимость. Если оценка не проводилась последние 5 лет – применяется среднерыночная цена. В отдельных случаях ее могут установить местные органы власти.
- Заявленное назначение со стороны потенциального арендатора.
- Результаты публичных торгов.
Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов
Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.
Что нужно учитывать:
- наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
- состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
- наличие построек на территории.
От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2022 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.
В видеоматериале можно ознакомиться с особенностями выбора не арендованного участка на интерактивной кадастровой карте:
Оценка статьи:
Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.
Перечень необходимых документов:
- Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
- Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
- Для юридических субъектов – учредительные документы.
- Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.
Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги. Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.
Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.
Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.
Рассчитать стоимость аренды участка можно, используя его кадастровую стоимость. Далее нужно учесть ряд факторов, включая тип участка и наличие у арендатора особых прав, чтобы правильно рассчитать сумму платежей. Если же речь идёт об отношениях между частными лицами, то они вправе как использовать предоставленную формулу, так и прописать в договоре свой порядок и конкретный размер, основанный на рыночных реалиях и договорённости.
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
- денежном эквиваленте;
- продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
- оказании арендатором услуг;
- передаче арендодателю вещи;
- возложении затрат или обязательств.