Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг Японии на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Государственный долг США и еврозоны, его состояние и проблемы 2014 / Чечин Владимир Владимирович
- Государственный долг в мировой экономике: новые уровни риска 2015 / Волков Р.Г.
- Современное состояние и модернизация экономики Японии 2017 / Шевченко Дмитрий Алексеевич
- Перспективы спроса на российский внутренний долг 2017 / Беляков Игорь Вячеславович
- Государственный долг России: оценка современного состояния 2016 / Абышева Анжелика Викторовна
СМИ: Минобороны Японии запросит рекордный бюджет на 2022 год
Вестник МГИМО-Университета. 2019. 12(5). С. 114-133 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ
DOI 10.24833/2071-8160-2019-5-68-114-133
Государственный долг Японии:
анализ особенностей и оценка перспектив
Р.Б. Ноздрева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
В статье дана характеристика современного состояния государственного долга Японии, который почти в два с половиной раза превышает объём ВВП. Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы выделить основные причины нарастания долга, особенности структуры, этапы формирования; сделать оценку и прогноз эффективности правительственных мер по его регулированию; провести компаративный анализ по отношению к госдолгу США.
Особенности государственных долговых обязательств Японии основаны на относительной стабильности её финансовой системы и высокой степени доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом. Это положение обеспечивается тем, что 95% гособлигаций владеют резиденты. Несмотря на пессимистический настрой МВФ, инвесторы продолжают активно приобретать долговые обязательства японского правительства. На поведении инвесторов сказывается укрепление в мировой экономической науке позиции неокейнсианцев, которые считают внутренний долг безопасным, допуская, что бюджетные расходы могут быть равны сумме налоговых поступлений и внутреннего долга. Доминирующую роль на рынке долговых инструментов Японии в течение длительного времени продолжат играть государственные облигации и, хотя объём этого вида займов велик, высокая степень доверия к финансам Японии сохранится как внутри страны, так и за рубежом благодаря выстроенной правительством и Банком Японии компетентной, осторожной и в известной степени консервативной финансовой системе. В сфере регулирования государственного долга автор считает успешной политику Банка Японии, которая в значительной степени смягчает отрицательное влияние государственной задолженности на развитие японской экономики. Напротив, эффективность правительственных мер, в том числе в рамках «Плана Трёх стрел» премьер-министра С. Абэ, оценивается как низкая. Государственные расходы растут, но правительство не вводит ограничительных мер долговой политики, считая, что ежегодное увеличение объёма госдолга на 1% необходимо для поддержания экономического роста. На основе проведённого исследования дан прогноз сохранения на ближайшее пятилетие высокого уровня госдолга Японии.
Ключевые слова: Япония, государственный долг, факторы стабильности японской финансовой системы
УДК: 339.97
Поступила в редакцию: 13.02.2019 г. Принята к публикации: 15.06.2019 г.
Проблема долговых обязательств развитых стран относится к числу актуальных тем в исследованиях международных экономических отношений. Высокий долг Японии, США и ряда государств Европейского союза рассматривается как весомый фактор риска стабильности не только для экономик указанных государств, но и для мировой экономики в целом. Опыт по управлению государственным долгом Японии, страны с самым высоким в мире уровнем госдолга по отношению к ВВП, анализируется в данной статье с проекцией на ситуацию в России.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении главных факторов нарастания долга Японии, особенностей его структуры, этапов формирования, а также в оценке основных направлений и эффективности правительственных мер по регулированию долговых обязательств. В заключении представлен прогноз дальнейшей динамики госдолга Японии. Дан компаративный анализ по отношению к госдолгу США.
Основными источниками исследования послужили статистические данные Министерства финансов Японии, международных организаций (ВМФ, ВБ) и японского правительства, а также публикации информационного агентства Bloomberg и материалы изданий финансово-экономического профиля, как то Japanese International Economies, Financial Times, «Нихон кэйдзай симбун». Использованы труды российских, японских и американских экономистов.
В зависимости от характера поставленных задач автор применяла общенаучные методы, такие как системный, структурно-функциональный и компаративный анализ, статистические и эконометрические методы расчётов.
Нарастание государственного долга Японии
По соотношению объёма государственного долга к ВВП Япония находится на первом месте в мире. В 2018 г. этот показатель составил 237,12% (см. табл. 1), в стоимостном выражении 9,9 трлн долл.
1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
% | 47,8 | 52,9 | 57,8 | 63,6 | 65,6 | 68,3 | 74,0 | 75,7 | 71,8 | 65,5 |
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
% | 63,0 | 62,2 | 66,6 | 72,7 | 84,4 | 92,5 | 98,1 | 105,0 | 116,0 | 129,5 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
% | 135,6 | 145,1 | 154,1 | 160,0 | 169,5 | 174,3 | 174,0 | 172,8 | 180,7 | 198,7 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
% | 205,7 | 219,1 | 226,1 | 229,6 | 233,5 | 228,4 | 232,5 | 231,4 | 232,5 | 234,9 |
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | |
% | 256,2 | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Изменение размера государственного долга Японии за 10 лет – 50,5 п. п.
Высокий уровень инфляции, подгоняемый ростом цен на сырьевые товары из-за нереалистичных сроков перехода к зеленой энергии, вынуждает власти стран отказаться от целей по нормализации климата.
В то же время ESG-критерии становятся все более популярны в инвестиционном сообществе. Это главное препятствие для вложений в горнодобывающую промышленность и производство энергии. В таких условиях политики решают временно ослабить экологические ограничения на новые инвестиции в добычу сырой нефти и природного газа на пять и десять лет соответственно. Это ограничивает риск социальных волнений, вызванных ростом цен на продукты питания и энергоносители.
В 2022 году ФРС и ее председатель Джером Пауэлл повторит ошибку, допущенную его предшественником Макчесни Мартином в 1960-х годах: из-за чрезмерного стимулирования рынка труда сильно выросла инфляция. Пауэлл ожидает, что американцы вернутся к работе и заполнят большую часть из 10,4 млн открытых вакансий, когда COVID-19 исчезнет, однако этого не происходит.
Инфляция, энергетический кризис и нехватка рабочей силы приведут к тому, что к четвертому кварталу заработные платы покажут двузначный рост в годовом исчислении. К началу 2023 года инфляция в США достигает годового темпа выше 15% — впервые со времен Второй мировой войны. ФРС слишком поздно начинает ужесточать денежно-кредитную политику. Фондовый и кредитный рынки страны находятся в крайне нестабильном положении.
Все больше женщин интересуются инвестициями. Из-за разницы в заработных платах по сравнению с мужчинами они упустили возможность инвестировать в самый продолжительный «бычий» рынок в истории.
Устав от отсутствия изменений, через социальные сети женщины-трейдеры начинают влиять на фондовый рынок , заставляя компании, нарушающие законы о гражданских правах, устранять несправедливые сексистские, расистские, эйджистские и абьюзивные практики.
Появляется женская «армия Reddit»: женщины-трейдеры влияют на акции наиболее «патриархальных» компаний, перенаправляя средства в компании с наилучшими показателями представленности женщин в менеджменте и руководстве. Политики по всему миру поддерживают это движение, оказывая еще большее давление на компании с устаревшими патриархальными взглядами. Целевые цены компаний резко снижаются, что подталкивает их к изменениям. Женская «армия Reddit» знаменует начало возрождения гендерного паритета на рынках.
Индия вступает в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) или в другую зону свободной торговли. Это позволяет стране снизить энергетическую незащищенность и привлечь инвестиции. В то же время страны ССАГПЗ получают надежный рынок сбыта.
В мире формируются новые альянсы, стремящиеся избежать привязки к Китаю или США.
Альянс ССАГПЗ и Индии закладывает основу для планирования будущего стран Персидского залива за пределами нефтегазовой отрасли. Индия получает возможность ускорить свое развитие за счет новых огромных инвестиций в инфраструктуру и повышения производительности сельского хозяйства наряду с импортом ископаемого топлива. Все это прокладывает путь к устойчивому пост-углеродному будущему.
Используя NFT-платформу, артисты начинают распространять музыку слушателям напрямую, минуя централизованных посредников, таких как Spotify и Apple Music. Это позволяет музыкантам отслеживать свои доходы и получать оплату в режиме реального времени, а не отдавать большую часть денег стриминговым сервисам.
В 2022 году новый сервис на основе NFT предлагает музыку различных звезд, таких как Кэти Перри, The Chainsmokers и Джейсон Деруло. Другие известные исполнители начинают удалять свою музыку с «традиционных» потоковых платформ. Инвесторы воспринимают эту ситуацию как «зловещее предзнаменование» для подкастов, фильмов и всей сферы распространения цифрового контента в целом. Инвесторы признают, что будущее Spotify мрачно, в результате чего в 2022 году акции компании падают на 33%.
В 2022 году противостояние в гиперзвуковых и космических технологиях усилит соперничество между США и Китаем. К ним присоединятся и другие крупные игроки с передовыми военными технологиями, среди которых будут Россия, Индия, Израиль и ЕС.
Гиперзвуковые технологии представляют собой революционную угрозу существующему арсеналу оружия. Нарушается доктрина взаимного гарантированного уничтожения в случае ядерной войны, гласившая, что начинать ядерную войну бессмысленно, так как у противника достаточно времени для столь же разрушительного контрудара. Благодаря новым технологиям превосходящая оборона одной из сторон может полностью предотвратить атаку и даже создать новые возможности для нанесения первого удара.
Такие компании, как Raytheon, создающие гиперзвуковые технологии с возможностью доставки в космос, получат дополнительное финансирование. От них будут отставать компании, производящие «дорогостоящее традиционное оборудование» в авиа- и судостроении.
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 266 % | 2020 |
Международная инвестиционная позиция | 518941 JPY млрд. / 4698.886 млрд. USD | 1 кв./21 |
Saxo Bank опубликовал «безумный» прогноз на 2022 год
Данные Период Дата
266 | 2020 | 20.04.2021 |
237 | 2019 | 28.07.2020 |
238 | 2018 | 29.10.2019 |
253 | 2017 | 20.03.2018 |
250.4 | 2016 | 11.08.2017 |
248 | 2015 | 31.12.2015 |
249.1 | 2014 | 31.12.2014 |
244.5 | 2013 | 31.12.2013 |
- Харухико Курода
- Масааки Сиракава
- Тошихико Фукуи
- Масару Хаями
- Ясуо Мацусита
- Объем международной инвестиционной позиции в Японии вырос до 518941 JPY млрд. (4698.886 млрд. USD) в первом квартале 2021. Максимальный объем достигал 518941 JPY млрд., а минимальный 141743 JPY млрд..
- Данные публикует Ежеквартально Министерство финансов.
- Харухико Курода
- Масааки Сиракава
- Тошихико Фукуи
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Харухико Курода | 20.03.2013 — | 266128.0000 | 413448.0000 | 413448.0000 | 266128.0000 | 55.36% |
Масааки Сиракава | 09.04.2008 — 20.03.2013 | 207521.0000 | 261757.0000 | 261757.0000 | 190217.0000 | 26.14% |
Тошихико Фукуи | 20.03.2003 — 19.03.2008 | 144505.0000 | 201530.0000 | 201530.0000 | 141743.0000 | 39.46% |
Saxo Bank представил «шокирующие прогнозы» на 2022 год
Политики отступят от целей по борьбе с климатическими изменениями и поддержат инвестиции в ископаемое топливо для борьбы с инфляцией и риском социальных волнений.
Международное энергетическое агентство спрогнозировало, что для достижения цели нулевых вредных выбросов к 2050 году необходимо сократить потребление нефти и природного газа соответственно на 29% и 10% к 2030 году с последующим резким снижением. Мировые нефтегазовые компании уже начали это делать, что привело к образованию дефицита на рынке и, соответственно, подорожанию энергоресурсов.
Кроме того, это событие привело к росту цен на промышленные металлы, большая часть которых в значительных объемах необходима для «зеленой» трансформации, а также на дизельное топливо и, в особенности, на удобрения — неотъемлемую статью сельскохозяйственных расходов, и это начинает вызывать опасения по поводу производства основных продовольственных культур.
Столкнувшись с быстро растущими ценами на сырьевые товары и все более невероятным путем к углеродной нейтральности, политики сделают неожиданный и противоречивый шаг в 2022 году и временно ослабят экологические ограничения на новые инвестиции в добычу нефти на пять лет и природного газа на десять лет.
Между тем экологические, социальные и управленческие критерии (ESG) станут все более популярным способом распределения инвестиционного капитала между инвесторами и банками.
К четвертому кварталу 2022 года заработная плата половины населения США с низкими доходами будет расти двухзначными темпами в годовом исчислении. Компании будут пытаться найти мотивированных и квалифицированных сотрудников, а те станут все более избирательными из-за растущего чувства собственного достоинства на фоне переизбытка вакансий по сравнению со скудным предложением рабочей силы всех уровней квалификации.
В конце 1960-х годов Федеральная резервная система неправильно оценила, насколько сильно она может разогнать рынок труда в США, не раздувая инфляцию. В следующем десятилетии эта ошибка подтолкнула выход инфляционных ожиданий из-под контроля и обусловила масштабный рост зарплат. Темпы повышения индекса потребительских цен достигли пика в 11,8% в феврале 1975 года. Только после рецессии 1980-1982 гг. и сильного повышения процентных ставок инфляция была окончательно остановлена.
В 2022 году ФРС повторит эту же ошибку, поскольку экономика после вспышки коронавируса и особенно рынок труда сильно ограничены в предложении. Глава Федрезерва Джером Пауэлл считает, что миллионы американцев вернутся к работе и заполнят большую часть из 10,4 млн открытых вакансий, когда COVID-19 исчезнет. Но это совершенно неверно, полагают аналитики Saxo Bank.
Некоторые американцы из-за кризиса досрочно вышли на пенсию и навсегда покинули ряды американской рабочей силы. Федеральный резервный банк Сент-Луиса оценивает исход пожилых рабочих примерно в 3 млн человек. Другие не захотят вернуться на низкооплачиваемую работу после того, как увидели огромные дотации во время пандемии, и, похоже, ждут лучшей работы и оплаты труда.
Пандемия способствовала пробуждению рабочей силы. В разных отраслях и классах доходов люди понимают, что сейчас имеют больше прав, чем когда-либо. Они требуют лучших условий труда, более высокой заработной платы, большей гибкости и ощущения цели от работы. В сочетании с постоянным инфляционным давлением, энергетическим кризисом и нехваткой рабочей силы к четвертому кварталу следующего года это приведет к беспрецедентно высокому росту заработной платы в годовом исчислении.
Как следствие, к началу 2023 года инфляция в США превысит 15% впервые со времен Второй мировой войны. Это подтолкнет ФРС к слишком слабому и позднему ужесточению ДКП в отчаянной попытке усмирить инфляцию.
Европейский союз запустит амбициозный суперфонд объемом $3 трлн, который будет финансироваться за счет пенсионных отчислений, а не новых налогов. Целью этого фонда станут борьба с климатическими изменениями, предотвращение распространения идей популизма и защита границ по мере того, как «зонт безопасности» США отступает.
Становится очевидно, что Штаты видят растущую угрозу для своих интересов на Востоке, и период президентства Трампа стал тому подтверждением. Президент-республиканец был недоволен размером взносов, которые европейские страны платят НАТО для обеспечения, фактически, своей же безопасности. Казалось бы, с приходом Джо Байдена в Белый дом и провозглашением политики возврата Америки к старым союзникам трансатлантические связи должны были восстановиться. Однако недавний инцидент с созданием блока AUKUS подорвал эти надежды.
ЕС поймет, что ему необходимо будет действовать быстро на всех фронтах, чтобы укрепить свою оборону, а также будет искать способ дать толчок ослабевшим экономикам, пострадавшим от энергетического кризиса 2021-2022 гг. Saxo Bank прогнозирует, что Франция при поддержке стремящейся предотвратить рост популистов Италии выдвинут идею «Суперфонда ЕС».
Европейские политики понимают, что старение населения и сильное налоговое давление не позволят им финансировать суперфонд за счет налогов. Вместо этого Франция, нацеленная на реформирование пенсионной системы, установит, что с пенсий для работников старше 40 лет по мере их старения должны постепенно производиться все более значительные отчисления в суперфонда.
Группа женщин-трейдеров, подражая событиям на интернет-платформе Reddit (когда розничные инвесторы объединялись для совместной покупки или продажи низколиквидных акций), начнет скоординированную атаку на компании, имеющие слабые показатели в области гендерного равенства, что приведет к сильнейшим колебаниям котировок их акций.
Поскольку ожидаемая продолжительность жизни женщин дольше, им нужно больше долгосрочных сбережений. Однако женщины располагают меньшим доходом для инвестирования, поскольку в среднем на тех же должностях они зарабатывают на 20% меньше, чем мужчины. При этом кризис, вызванный COVID-19, усугубил гендерное неравенство, так как непропорционально много женщин бросали работу, чтобы заботиться о детях во время карантина.
Устав от отсутствия прогресса и опираясь на платформы соцсетей, женщины направят свои усилия на устранение несправедливых сексистских, расистских, эйджистских и абьюзивных практик в компаниях.
Женщины-трейдеры запустят скоординированные продажи акций «патриархальных» компаний. При этом они будут направлять средства в компании с наилучшими показателями представленности женщин в среднем звене управления и среди руководителей.
Политики по всему миру будут приветствовать и поддерживать это событие, оказывая еще большее давление на компании с устаревшими взглядами, низким уровнем гендерного равенства в оплате труда и недостаточной представленностью женщин на руководящих должностях, чтобы менеджмент исправил свои ошибки.
Существующая парадигма потоковой передачи музыки означает, что лейблы и стриминговые платформы получают 75-95% доходов, выплачиваемых за прослушивание. В 2022 году новая технология на основе блокчейна поможет авторам вернуть справедливую долю доходов.
Невзаимозаменяемые токены (non-fungible tokens, NFT) — это уникальный цифровой актив, его оригинальность и право собственности устанавливается при помощи технологии блокчейн. Платформа на основе NFT предлагает не только новый способ проверки владения правами, но и способ распределения этих прав без посредников, то есть полностью децентрализованную систему.
Используя NFT, а точнее, умные блокчейн-контракты, музыканты смогут распространять музыку непосредственно среди слушателей, отслеживая свои доходы и даже получая оплату в режиме реального времени. А слушатели будут знать, что деньги, которые они платят, идут непосредственно артисту.
Инвесторы воспримут такое развитие событий, как «зловещее предзнаменование» для подкастов, фильмов и сферы распространения цифрового контента в целом. В результате акции Spotify в 2022 году упадут в цене на треть.
В 2022 году начнется массовая гонка гиперзвуковых вооружений среди лидирующих по военному потенциалу стран, поскольку ни одна из них не захочет чувствовать себя отстающей.
Судя по приоритетам финансирования, именно на гиперзвуковые и космические технологии придется новый этап соперничества США и Китая на экономическом и военном фронтах. К ним присоединятся и другие крупные державы с передовыми военными технологиями, среди которых, вероятно, будут Россия, Индия, Израиль и ЕС.
- Čeština
- Deutsch
- Español
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
В целях решения бюджетного дефицита японский и растущий государственный долг, японский национальный Diet , по настоянию премьер — министра Ёсихико Нода в Демократической партии Японии (ДПЯ), приняла законопроект в июне 2012 года, чтобы удвоить национальный в налог на потребление до 10 %. Это увеличило налог до 8% в апреле 2014 года. Первоначально запланированное повышение налога на 10%, которое должно было быть осуществлено в октябре 2015 года, было отложено как минимум до октября 2019 года. Окончательное повышение до 10% было осуществлено 1 октября 2019 года. Увеличение должно было остановить рост государственного долга к 2015 году, хотя сокращение долга потребует дальнейших мер. Впоследствии ДПЯ потеряла контроль над Сеймом в конце 2012 года, и преемник Ноды Синдзо Абэ из Либерально-демократической партии реализовал программу « Абэномика », которая предусматривала дополнительные расходы на стимулирование экономики в размере 10,3 трлн иен для компенсации негативного воздействия налога на потребление. увеличение экономического роста.
Абэномика привела к быстрому росту курса акций на японском фондовом рынке в начале 2013 года, не оказав существенного влияния на доходность японских государственных облигаций, хотя 10-летние форвардные ставки немного выросли. Около 70% японских государственных облигаций покупается Банком Японии , а большая часть оставшейся части покупается японскими банками и трастовыми фондами, что в значительной степени защищает цены и доходность таких облигаций от воздействия мирового рынка облигаций и снижает их чувствительность к изменениям кредитного рейтинга. Ставки на японские государственные облигации стали известны как «торговля вдовами» из-за их ценовой устойчивости, даже если фундаментальный анализ показывает, что верно обратное.
Несмотря на стабильность рынка государственного долга Японии, расходы на обслуживание государственного долга Японии составляют половину налоговых поступлений государства, а стоимость импорта энергии после катастрофы на Фукусиме 2011 года также негативно повлияла на долгосрочное профицит счета текущих операций Японии. .
Saxo Bank опубликовал «шокирующие предсказания» на 2022 год
- Денежно-кредитная и фискальная политика Японии
- Список стран по госдолгу
- Чистая международная инвестиционная позиция
В 2020 году ВВП Японии уменьшился на 4,8% по сравнению с показателем 2019 года. На это повлияло сокращение внутреннего спроса и экспорта на фоне пандемии коронавируса COVID-19.
Падение ВВП Японии оказалось наиболее крупным с 2009 года, когда под влиянием глобального финансового кризиса показатель сократился на 5,7%. В 2020 году в Японии почти на 6% сократился объем личного потребления, который формирует около 60% валового внутреннего продукта. Объем экспорта уменьшился на 12,3% по сравнению с показателем 2019 года под влиянием глобального сокращения спроса.
В середине декабря 2020 года кабинет министров Японии утвердил бюджет на 2021 год, который впервые перевалил за $1 трлн на фоне вдвое превышающего ВВП госдолга. Для примера, общий объем расходов, принятых Сенатом США на 2020 год, составлял $1,4 трлн. Бюджет Японии на 2021 год предусматривает общие расходы в размере 106,6 трлн иен, что на 3,8% больше первоначального бюджета прошлого года. Фактические расходы могут оказаться намного выше, учитывая последствия пандемии.
Сообщается, что 5 трлн иен составляют вложения в резервные фонды, которые в первую очередь предназначены для борьбы с распространением инфекции. Кроме этого в бюджете увеличены расходы на социальное обеспечение, что также способствовало его резкому росту. Заключительный этап переговоров по проекту бюджета в правительстве пройдет 21 декабря. Министр финансов Таро Асо планирует утвердить документ на этом заседании кабинета министров.
Госдолг Японии более чем вдвое превысил размеры ВВП страны и превысил $10 трлн
Крупнейший в мире, японский государственный пенсионный инвестиционный фонд получил прибыль в размере 25%, или 37,8 трлн. иен (339 млрд. долл. США), за 2020 финансовый год, закончившийся в марте 2021 г.
29 сентября 2021 года новым премьер-министром Японии избран экс-глава МИД Фумио Кисида. Во втором туре он обошел «министра вакцинации» (так местные СМИ называют должность министра по делам административной реформы, который отвечает за кампанию по вакцинации) Таро Коно. Подробнее здесь.
- Čeština
- Dansk
- Deutsch
- Español
- Suomen kieli
- Magyar
- Italiano
- Nederlands
- Norsk
- Polski
- Português
- Română
- Svenska
- Türkçe
- Previous article
- Next article
- Киев
- Днепр
- Крым
- Одесса
- Донецк
- Николаев
- Харьков
- Запорожье
- Луганск
- Днепропетровск
- Львов
- Херсон
- Кривой Рог
- Мариуполь
- Симферополь
- Полтава
- любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
- приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
- восстанавливается общий бюджет государства.
- любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
- приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
- восстанавливается общий бюджет государства.
- Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
- Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
- Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
- Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
- Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020
- Курс валют
- Каталог банков
- Курс криптовалют
- Финансовые графики
Видео 32144
Как Япония решает проблему госдолга
Видео 21200
247084
20961
Фото 17365
Фото 16157
Saxo Bank сделал «шокирующие предсказания» на 2022 год
12576
|
|
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.
Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.
Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.
Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.
Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:
- корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
- государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
- текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
- общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.
Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.
Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.
Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:
- Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
- Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
- Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
- Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
- Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.
Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.
Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2021 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2021 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).
Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.
Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.
При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.
Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:
- 29 млрд. долларов в счет основного долга;
- 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.
Специалисты делают выводы: за 2021 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2021 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2021 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2021 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.
К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.
Примечательно, что совокупный долг России также заметно вырос с начала 2020 года — до 143,8% ВВП. Впрочем, как следует из доклада IIF, показатель по-прежнему остаётся значительно ниже, чем в большинстве государств. Более того, задолженность российского правительства составляет лишь 18% ВВП.
Как отметил Иван Капустянский, до пандемии госдолг России оставался стабильным за счёт профицита бюджета. Так, доходы казны превышали расходы, а часть прибыли от продажи нефти власти направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.
На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.
Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.
Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).
Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.
Внешний долг Японии за прошлый год вырос почти на $1 трлн — минфин
Европа — Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Литва, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Турция;
СНГ — Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан;
Азия — Бангладеш, Бутан, Бруней, Камбоджа, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Кирибати, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Непал, Палау, Папуа-новая Гвинея, Филиппины, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Таиланд, Восточный Тимор, Тонга, Тувалу, Вануату, Вьетнам;
Латинская Америка и страны Карибского бассейна — Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла;
Средний Восток, Северная Африка — Афганистан, Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, Йемен;
Тропическая Африка — Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центрально-африканская республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, ЮАР, Южный Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве.
В 2017 году внешний долг всех стран составлял 106.554.860.470.418 долларов. На страны с развитой экономикой приходилось 68.221.197.600.000 долларов или 64 % от совокупного долга.
По внешнему долгу лидеры в этой группе Евросоюз — 29,2 трлн долларов, США — 17,9 трлн долларов и Великобритания — 8,1 трлн долларов соответственно. Внешний долг стран с развивающейся экономикой составил 38.333.662.870.418 долларов или 35,9 % от совокупного долга.
Если учесть, что стран с развитой экономикой всего 41, а с развивающейся экономикой 153, то совокупный внешний долг в 68,2 трлн долларов очень большой.
Внешние долги наглядно показывают — какие страны являются производителями благ, а какие только потребителями.
Существующая в настоящее время мировая финансовая система основана на использовании доллара как основной, а фактически, единственной мировой резервной валюты.
Основы системы были заложены в 1944 году с формированием Бреттон-Вудской системы и созданием Международного валютного фонда (МВФ).
С отказом в 1971 году от конвертируемости доллара в золото система приобрела её современные очертания.
США, опираясь на свой валютно-экономический потенциал и золотой запас, приравняли доллар к золоту, закрепив за ним статус главной резервной валюты. При создании системы декларировалось, что она должна обеспечивать сбалансированное развитие мировой экономики за счёт использования управляемых плавающих валютных курсов.
В итоге на деле она привела к громадным диспропорциям в мировой торговле, росту денежной массы и увеличению финансовых рисков.
Перераспределение позиций между странами в наше время является отражением важной особенности современного экономического развития, конкурентной борьбы на мировом рынке.
Экспоненциальный рост дисбалансов в мировой экономике начался в 90-х годах, когда созданная система во всё большей степени стала обеспечивать в основном лишь растущие потребности экономики США. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платёжного баланса.
Годовой дефицит внешнеторгового баланса США с нескольких десятков млрд долларов в 80-х годах вырос в итоге до 500-700 млрд долларов. Это тот дополнительный объём товаров и услуг, которые в обмен на доллары ежегодно получают США.
Таким образом, США пользовались результатами чужого труда через импорт товаров за счёт экспорта своих долларов.
Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставят разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт.
Однако неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительно длительную стабильность обменных курсов валют.
На этом фоне мы наблюдаем сильную волатильность валют. Занижение валютного курса — это сравнительно безболезненный и простой политический приём, призванный повысить конкурентоспособность своих товаров и услуг на международных рынках.
Другие способы улучшения экономического состояния, например структурные реформы, осуществить гораздо тяжелей.
США, пользуясь резервным статусом своей национальной валюты, давно печатают столько долларов, сколько им нужно для финансирования растущих бюджетных расходов.
Важной особенностью современной финансовой системы является то, что её инструменты перестали подкрепляться материальной базой, а стали лишь электронной записью на счетах. Это присуще доллару США, ценным бумагам, деривативам, внутренним и внешним долгам.
Очевидно, что подобная финансовая система, опирающаяся на доллар, при абсолютном доминировании США в мире неустойчива и чревата крахом. Это вопрос лишь времени, но необходима какая-то альтернатива.
Рыночная экономика с её заповедями должна быть признана неэффективной и не отвечающей современным вызовам времени. На её место должна прийти экономика инновационного развития. Нам необходимо понять, что мир вокруг нас не изменится, если мы не изменимся сами. И прежде всего, в собственных взглядах на окружающий нас мир.
Рассмотрим, как раскиданы займы США для пополнения казны с привлечением заимствований:
- около 30% приходится на госкомпании (к примеру, ФСС США);
- примерно 37% приходится на физлиц, банковские и инвестиционные компании и так далее;
- около 33% приходится на иностранные заимствования из других государств.
Среди зарубежных государств крупнейшими держателями штатовских гособлигаций по состоянию на 2019 год являются Япония и Китай (их доли примерно равны). Россия сократила вложения в госдолг США до 14 млрд., что примерно равно займам, которые были в 2007 году.
По многочисленным социальных опросам граждане Соединенных Штатов Америки очень недовольны положением таких дел (счетчик госдолга США увеличивается с огромной скоростью), так как каждый из них является должником по обязательствам, которые взяло на себя их правительство. Многие из них имеют кредиты на учебу, машину, дом и их не радует тот факт, что на них в экстренной ситуации этот долг тоже могут переложить в одним прекрасный момент путем увеличения налогов, пошлин, повышением тарифов, сокращением заработной платы и так далее. Кроме этого, необходимость государства отдавать этот займ уже приводит к уменьшению выделения средств на разного рода социальные гарантии (сокращение финансирования образования, медицины и других социально значимых сфер жизни граждан).
Некоторые американцы считают, что отдавать долги не придется, так как их государство является гегемоном на планете Земля с самой большой армией и самым передовым вооружением. Если какие-то страны (особенно стратегические партнеры, страны-вассалитеты) попробую пригрозить немедленно вернуть средства, то может быть спровоцировано военное противостояние.
Наращивание долга — это своего рода «мыльный пузырь», который рано или поздно лопнем, так как у всех долгов есть допустимы предел. Как только он превысит максимально возможное значение, в мире произойдет глобальный экономический кризис, который потянет за собой все государства. При этом меньше всего пострадают страны, у которых степень экономического взаимодействия с США стремится к нулю, хотя это спорный момент, так как доллар является мировой валютой.
Давайте узнаем, какое финансовое будущее ожидает жителей России, исходя из приоритетов, которые заложены в бюджет 2021 года!
Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:
- корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
- государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
- текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
- общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.
Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.
Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.
Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:
- доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
- высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
- возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
- снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
Страна | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
---|---|---|
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.
Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:
- объем долга по отношению к ВВП;
- баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
- индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
- уровень ликвидности и возможность платить.
Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.
- Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
Она возросла почти на 141 миллиард долларов с последнего дня предыдущего финансового года», — говорится в сообщении.
Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры.
Причиной сложившейся ситуации называют увеличение социальных расходов бюджета, связанных с неуклонным старением японцев. Сейчас почти треть (28%) населения страны старше 65 лет. Правительство не может покрывать их только за счет налогов и вынуждено прибегать к выпуску государственных облигаций.