Правовые основы организации местного самоуправления в рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основы организации местного самоуправления в рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Positions of the federal legislation of Russia and fastening in it the competence of the subject on independent regulation of questions of local government are analyzed.

Основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее принципиальные правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические начала деятельности населения по решению задач местного значения.
Правовые основы местного самоуправления находят свое отражение в международно-правовых актах, Конституции РФ и федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

Но на практике многообразия в подходах не случилось. Все свелось к организации местного самоуправления только в крупных городах, как правило, административных центрах субъектов РФ, и на уровне районов в границах прежних административно-территориальных единиц субъекта РФ.

В этот период было принято несколько важных нормативно-правовых актов Президентом РФ: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».

Уставы муниципальных образований среди источников муниципального права занимают особое место. Устав – это учредительный документ муниципального образования, имеющий всеобъемлющий характер для конкретного образования, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым порядком принятия и изменения.

Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральное законодательство о местном самоуправлении

Ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

Часть I Хартии посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В ней закрепляются гарантии самостоятельности и защиты местного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправления своих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросы судебной защиты прав местного самоуправления.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Предусмотренное законодательством территориальное общественное самоуправление дает гражданам реальную возможность самоорганизовываться по месту их жительства на части территории муниципального образования (например, микрорайонов городов, кварталов, улиц, домов, дворов и т. п.).

Кроме того, принятый в 1997 г. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» так и не заработал.

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разгра­ничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «н» ст. 72) к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, что в свою очередь предполагает активное развитие муниципального права в субъектах Российской Федерации.

Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невоз­можность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления. Более подробно вопросы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами госу­дарственной власти рассматриваются в разделе 1.5.

Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации

Механизм местного самоуправления, представляющий собой организационные формы и методы его реализации, достаточно четко определен законодательством. Так, Конституция России (ст. 130 п. 2) установила, что местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Начало этому процессу было положено вступлением в силу в апреле 1990 года Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [1] и внесением 15 декабря 1990 года изменений в Конституцию (Основной закон) РСФСР.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.

Начало этому процессу было положено вступлением в силу в апреле 1990 года Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [1] и внесением 15 декабря 1990 года изменений в Конституцию (Основной закон) РСФСР.

Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» мо­жет быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Феде­рации.

Глава 12. Переходные положения (статьи с 83 по 86)

Кроме уставов на муниципальном уровне принимаются и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его органов и по различным вопросам муниципальной жизни.

В этот же период принимаются другие законы о местном самоуправлении, в том числе «Об основах бюджетных права и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, …, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».

Конституция РФ содержит ряд норм прямого действия, непосредственно регулирующих вопросы местного самоуправления.

После принятия Конституции Российской Федерации на протяжении длительного времени структура органов местного самоуправления законодательно четко не определялась.

Местное самоуправление — это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Наиболее распространенной является точка зрения о том, что местное самоуправление — это гарантированная Конституцией РФ организация многообразной деятельности населения муниципального образования по самостоятельному решению вопросов местного значения.

Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и дея­тельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муници­пального права отражает многогранность муниципальной деятельности.

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В ст. 1 Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что Россия есть правовое государство. Для правового государства характерными признаками являются: верховенство права и закона во всех сферах общественной и государственной жизни, строгое исполнение требований закона во всех сферах общественной…

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: наименование; порядок избрания; основные полномочия; порядок отрешения от должности Президентом России.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы. Правовым фундаментом для муниципального…

Устав муниципального образования

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора.

Хабаровский край является субъектом Российской Федерации, неотделим от нее и не имеет права выхода из состава Российской Федерации.

Организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право.

В подтверждение всего вышеизложенного приведу пример правовой основы Хабаровского края и его муниципальных образований.

Глава 1. Общие положения (статьи с 1 по 9)

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы. Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская хартия о местном самоуправлении,…
Выделяют разные периоды реформирования местного самоуправления в 1990-е гг. В рамках наиболее традиционной классификации называются следующие этапы.

Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Региональное законодательство о местном самоуправлении. Судебные решения как источники муниципального права. Устав муниципального образования. Муниципальные правовые акты.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления.

Депутаты парламента ЕАО выступили на семинаре для коллег из муниципалитетов

В ряду предпринимаемых правовых мер особое значение придается совершенствованию правового статуса и повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование решения об отказе в регистрации ус­тава наделены граждане и органы местного самоуправления.

В условиях осуществления радикальной политической реформы важным элементом процесса развития народовластия в России стало внедрение самоуправленческих начал. Местное самоуправление является логическим выражением процесса демократизации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *