Закон об обработке персональных данных 2022 152-ФЗ с изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об обработке персональных данных 2022 152-ФЗ с изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Закон «О персональных данных»

С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.

Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).

В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.

Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.

Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.

Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.

Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.

Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.

Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:

  • в течение трех рабочих дней с момента обращения;

  • или в срок, указанный в постановлении суда;

  • или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.

К сведению: уведомлять Роскомнадзор о том, что сотрудники дали согласие распространять информацию о них, не нужно (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Законодательство РФ предусматривает 3 вида ответственности:

  • гражданско-правовая — как правило, устанавливается в договоре, который гражданин заключает с оператором персональных данных. Носит преимущественно денежный характер;
  • административная — установлена в Кодексе об административных правонарушениях РФ и выражается либо в виде предупреждения, либо в виде денежного штрафа;
  • уголовная — наступает за наиболее тяжкие нарушения законодательства. В подавляющем большинстве случаев к виновному применяется либо денежный штраф, либо наказание, связанное с ограничением свободы.

Перечень ситуаций установлен в ст. 6 Закона №152-ФЗ. Важно следить за соблюдением требований закона:

  • при осуществлении правосудия;
  • при заключении договора потребительского кредитования;
  • при заключении трудового договора;
  • при защите прав и интересов гражданина;
  • если при заключении гражданско-правового договора стороны достигли согласия об этом;
  • в случаях, когда требования законодательства требуют принятия мер по обработке персональных данных.

Закон содержит ряд норм о предоставлении персональных данных по запросам сторонних организаций и частных лиц. Без согласия гражданина сведения могут предоставляться только по запросу судебных и правоохранительных органов. В иных случаях факт несанкционированной передачи будет караться по УК РФ.

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Закон о персональных данных — что это такое?

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

1. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

5. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами, физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

Президент Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

27 июля 2006 года

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

По словам Марины Хадиной, директора по развитию Talantix, чтобы избежать рисков, рекрутер как менеджер проекта по внедрению программ должен учесть следующие моменты:

  1. Обратите внимание, как система запрашивает согласие на обработку персональных данных. Если резюме приходят из разных источников, то во многих случаях должно быть предусмотрено согласие на обработку ПД, разрешенных к распространению. Если есть сомнения, что сторонний онлайн-ресурс не собирает согласия с соискателей, тогда лучше дополнительно запросить его.
  2. Посмотрите, как оформлено согласие на обработку ПД. Должны быть указаны цели сбора — трудоустройство и кадровый резерв.
  3. Соблюдаются ли в системе требования по локализации данных — например, серверы Talantix располагаются на территории РФ. В данном случае система может выступать как первичная база данных, при этом вторичная база может находиться за пределами России, что актуально для зарубежных компаний.
  4. С точки зрения техтребований — есть ли у центра обработки данных, где размещается инфраструктура системы, лицензия на техническую защиту информации, разработана ли модель защиты от киберугроз.
  5. Проверьте, предусмотрены ли регулярные обновления системы с учетом изменений в законодательстве.

Законодатели отметили, что закон о распространении ПД — только начало большой работы по ужесточению правил обращения с персональными данными. Но это не должно стать проблемой для компаний, если они следят за автоматизированными решениями и предложениями по хранению и обработке данных, так как крупные провайдеры держат руку на пульсе, чтобы помочь HR-сообществу и бизнесу учесть эти и другие нововведения.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:

  • цели и задачи фирмы при работе с персональными данными;
  • перечни фактических и потенциально задействуемых в бизнес-процессах компании персональных данных;
  • описание операций с данными, практикуемых компанией;
  • способы доступа к данным, используемые в фирме;
  • обязанности сотрудников фирмы, задействующих при выполнении трудовой функции те или иные данные;
  • права сотрудников фирмы на приобретение санкционированного доступа к данным;
  • правовые механизмы ответственности работников фирмы за нарушения при операциях с данными.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных

Форма документа не регламентирована, а значит может составляться по шаблону, разработанному фирмой самостоятельно. Но следует помнить, что статья 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ содержит перечень обязательных требований.

Новые правила с 2021 года

1 марта произошли изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, которые внес ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Появился документ «Согласие на распространение ПДн сотрудника».

Теперь, получив от сотрудника согласие на обработку ПДн, компания не может их распространять. Для этих целей необходимо получить от физ. лица отдельный документ, который позволяет оператору распространять данные, например, размещать их на сайте компании, на доске почета, передавать банку и другое. В этом документе важно предоставить сотруднику возможность указать какую именно информацию он разрешает распространять работодателю.

2. Молчание субъекта ПДн не может быть расценено, как согласие на распространение ПДн. Это актуально и для бездействия сотрудника (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

3. Любые ПДн о физ. лице можно публиковать только при наличии его письменного согласия, даже если лицо самостоятельно их разместило в общедоступном месте (интернет или социальные сети). Раньше такие личные данные можно было распространять без получения согласия от их владельца (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

В случае, если сотрудник не дал согласия на распространение ПДн, но при этом дал согласие на обработку, то работодатель не в праве передавать информацию третьим лицам (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Правило не распространяется на передачу ПДн гос. органам (ИФНС, ФСС, ПФР, полиции и другим).

Стоит отметить, что сотрудник и вовсе может отказаться от дачи согласия на обработку ПДн. Но это не значит, что работодатель не вправе обрабатывать такие данные. Это возможно в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Одним из которых является выполнение возложенных законом обязанностей на компанию.

Получить согласие на распространение ПДн можно двумя способами:

1. Непосредственно у физ. лица, то есть с личной подписью на бумаге;

2. Через информационную систему Роскомнадзора. Любое физ. лицо может подключиться к системе для того, чтобы указать какие ПДн и кому он разрешает распространять.

Оператор, в свою очередь, также имеет возможность подключиться к данной системе и не получать от конкретного физического лица письменное согласие, а использовать информацию, содержащуюся в системе Роскомнадзора. Это возможность станет доступной с 1 июля 2021 года.

Компаниям и ИП однозначно стоит уделить внимание новшествам, описанным выше, так как штрафные санкции увеличились вдвое.

Начиная с 27 марта 2021 г. за работу с ПДн сотрудников без их письменного согласия ИП ждет штраф от 20 000 до 40 000 руб., организации, при аналогичном нарушении должны будут уплатить от 30 000 до 150 000 руб.

Если же ИП нарушит законодательство повторно, то штраф будет составлять от 100 000 до 300 000 руб., а для компаний — от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП). Наказание за такое правонарушение может последовать в течение года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Подведем итог: правила обработки личных данных касаются абсолютно всех физических и юридических лиц.

В этой связи, работодателям целесообразно брать с сотрудников:

1. согласия на обработку персональных данных;

2. согласия на распространение персональных данных.

Документы составляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Игнорирование правил обработки и распространения данных может привести к серьезным финансовым потерям.

Новый законопроект о персональных данных: как изменилась работа рекрутеров

Первично согласование работ было произведено в июне 2019 года, что можно считать датой начала проекта. Все работы должны быть производиться на «живом» окружении с тысячами запросов в день. Естественно, требовалось выполнить проект, не прерывая штатный режим работы обеих систем.

Поэтому был составлен и согласован четкий план действий, разделенный на 4 этапа:

  • подготовка,
  • миграция,
  • тестирование и проверка в реальных условиях,
  • включение систем мониторинга и ограничения доступа.

На всякий случай мы предусмотрели процедуру восстановления в случае непредвиденной ситуации (DRP). По первоначальному плану работы не занимали много времени и ресурсов и должны были завершиться в июле 2019. Каждый из этапов предусматривал в конце полное тестирование сетевой доступности и функциональности систем.

Самым сложным этапом, в котором могло «что-то пойти не так», была миграция. Изначально мы планировали проводить миграцию путем переноса виртуальных машин целиком. Это был самый логичный вариант, поскольку он не требовал вовлечения дополнительных ресурсов для переконфигурирования. Казалось бы, что может быть проще vMotion.

Проведя работу над ошибками, команда поняла, что правильнее будет все же дублировать инфраструктуру в защищенной зоне и скопировать лишь файлы с данными. Было принято решение не требовать от заказчика доплаты за дополнительные серверные мощности, которые пришлось развернуть для завершения миграции.

В результате, когда кластеры в защищенной зоне были полностью продублированы, миграция прошла без проблем.

Далее требовалось лишь разделить сети защищенной и незащищенной зон. Здесь обошлось несколькими незначительными перебоями в работе. Этап тестирования всей системы в защищенной зоне без какой-либо защиты удалось запустить в штатном режиме. Собрав положительную статистику работы системы в таком режиме, мы перешли к последнему этапу: запуску систем защиты и ограничению доступа.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 223-ФЗ.

3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.

7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

5. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами, физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Процесс обработки персональных данных заключается в сборе, хранении, систематизации и удалении информации.

Какие положения регулирует данный закон:

  • сбор, хранение и обработка персональных данных должна осуществляться в добровольном порядке. Гражданину должно быть предоставлено право выбора, соглашаться на обработку данных или нет;
  • исполнение данного постановления должно быть направлено на защиту и свободу граждан России, отхождения недопустимы;
  • обработка и хранение персональных данных следует осуществлять в рамках действующего законодательства. Должны быть соблюдены сроки и требования.

Какие положения не регулируются законодательством:

  • обработка данных не используется для личных целей физических лиц;
  • обработка и хранение информации, связанной с государственной тайной;
  • данные, полученные в результате проведения судебного разбирательства;
  • информация, которая относится к деятельности органов судебной власти.

Цель Федерального закона №152 прописана в ст. 2 и заключается в регулировании сферы обработки персональных данных человека, например, в средствах массовой информации и телекоммуникации.

Он призван защищать права и свободы каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также не допустить проникновение в личную и частную жизнь третьих лиц.

Стоит знать о том, что персональные данные подразделяются на несколько категорий, которые подлежат сбору в соответствии с постановлением, сюда можно отнести следующие:

  1. расовые;
  2. религиозные;
  3. национальные;
  4. политические,
  5. философские и другие убеждения.

При этом необходимо заметить, что их сбор должен проводиться исключительно с согласия гражданина.

Каким-либо образом узнать дополнительные категории весьма затруднительно. В большинстве случаев это частная информация, которая касается непосредственного физического лица: военных, государственных служащих, работников, трудящихся на государственных предприятиях и компаниях.

Все те аспекты информации, которые гражданин держит в тайне, находятся под защитой закона №152.

Что входит в перечень ПД:

  • фамилия, имя и отчество гражданина;
  • актуальные паспортные данные;
  • фактический адрес проживания и регистрации;
  • данные о составе семьи;
  • паспорт здоровья или медицинская книжка;
  • документы, относящиеся к пенсионному страхованию;
  • сведения, где и когда гражданин проходил военную службу;
  • дипломы об образовании;
  • информация о трудовой деятельности человека. Как правило, используется трудовая книжка. В некоторых случаях делается запрос на бывшее место работы.

Процесс обработки персональных данных заключается в сборе, хранении и систематизации информации о каждом гражданине.

О публикации и защите персональных данных в 2021 — что изменится в 152-ФЗ

Также необходимо отметить, что персональные данные обрабатываются согласно критериям, утвержденным в данном законе. Далее будут подробно рассмотрен перечень условий:

  • обработка данных может происходить только с согласия гражданина России, навязывание или утаивание недопустимо;
  • хранение и сбор информации осуществляется исключительно для достижения целей, прописанных в действующем законодательстве;
  • обработка информации используется для осуществления правосудия и исполнения административных актов;
  • в ситуациях, когда для жизни и здоровья гражданина угрожает опасность, сбор персональных данных производится принудительно.

На сегодняшний день законом установлены следующие положения, регулирующие хранение персональных данных на территории Российской Федерации:

  • за хранение персональных данных отвечает ответственный сотрудник (оператор);
  • хранение информации должно производиться по специально разработанному регламенту в соответствии с Федеральным законом;
  • необходимо соблюдать цели закона и ознакомить гражданина с актом о сборе, хранении и обработке персональных данных;
  • необходимо соглашение, которое будет подписано гражданином в случае, если он согласен с обработкой персональных данных;
  • гражданин России имеет право знать, каким образом на предприятии ведется учет, хранение, сбор, систематизация и уничтожение персональной информации;
  • базы персональных данных должны быть актуальны, поэтому требуется своевременно их обновлять, например, если сотрудник изменил фамилию или место жительство;
  • требуется защитить персональные данные от рук злоумышленников. Необходимо создать систему защиту информации. Если конфиденциальная информация гражданина попадет в руки третьих лиц, то это является административным правонарушением;
  • необходимо четко исполнять условия, предписанные действующим законодательством. Уничтожение информации производится в течении 30 дней с момента ее получения, если в договоре не прописано иное условие.

Будьте бдительны. Условия хранения и правила обработки персональных данных проверяются уполномоченными ведомствами, Трудовой инспекцией и сотрудниками Федеральной службы по надзору в средствах массовой коммуникации (Роскомнадзор).

На основании Федерального закона №152 гражданин может согласиться на передачу данных третьим лицам только в том случае, если находиться в полном сознании и понимании своих действий. Принуждение или утаивание сбора информации недопустимо.

При этом, если человек согласился на обработку, он может от нее отказаться в любое время, причины такого решения не учитываются. Отказ необходимо написать по специально установленному заявлению подданному на имя руководителя.

Необходимо отметить, что в некоторых ситуациях отказаться не представляется возможным, например, когда обработка ПД является обязательным условиям для трудоустройства на работу.

Передача данных третьим лицам происходит на основании личной росписи гражданина в соответствующем постановлении. Но при этом, есть несколько положений, когда передача данных возможна без согласия.

Исключения:

  • запрос информации о гражданине из судебной инстанции;
  • запрос по требованию полиции или прокуратуры;
  • при оказании медицинской помощи;
  • если лицо получило тяжкие телесные травмы, которые угрожают жизни и здоровью.

Стоит заметить, что передача персональных данных третьим лицам в кредитных учреждениях происходит на основании личной росписи гражданина и не входит в перечень исключений.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Любому владельцу бизнеса, не зависимо от масштабов предприятия, знать Закон 152-ФЗ просто необходимо. Неважно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — все компании получают доступ к чужим персональным данным. Главное, уметь правильно с ними обходится, не нарушая закон и требования Роскомнадзора.

Заключение контрактов или договоров с контрагентами, прием сотрудников на работу, обслуживание клиентов, даже приём денежных средств в счёт оплаты товаров или услуг — всё это взаимодействие с персональными данными.

Закон о персональных данных 2021: что изменилось и как не нарушать

Закон 152-ФЗ — единственный документ, который устанавливает требования и правила обработки персональных данных граждан ко всем организациям, государственным и муниципальным структурам, частным компаниям, которые собирают, обрабатывают и хранят персональные сведения своих сотрудников и клиентов.

Но несмотря на это, с конца 2017 года 152-ФЗ не изменялся, в отличие от хакерских программ, Интернет-шпионов и иных вирусов.

Фантазия мошенников в реальной жизни также не стоит на месте, и они каждый день изобретают новые и новые способы обмана как граждан, так и организаций с помощью полученных персональных данных.

Важнейшей гарантией прав граждан является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к их данным, обеспечивать конфиденциальность и безопасность. На конституционном уровне гарантируется право россиян на защиту своих неимущественных прав, включая защиту личных сведений, в том числе с правом на возмещение убытков, причиненного ущерба или компенсацию морального вреда.

И, вопреки изложенному, а также ряду судебных прецедентов, ФЗ «О персональных данных» не дорабатывается и не совершенствуется. В 2020 году каких-либо принятых Госдумой изменений в текст закона вноситься не планируется.

Персональные данные

— это любая информация, позволяющая как точно идентифицировать физическое лицо (субъекта персональных данных), так и составить о нём чёткий образ или предположить, что в конкретном случае речь идёт именно об определенном человеке, а не о каком-либо абстрактном.

К такой информации относится:

  • ФИО;
  • сведения о дате и месте рождения;
  • адреса проживания и регистрации;
  • образование, доход, профессия (должность);
  • паспортные данные, ИНН, СНИЛС;
  • семейное, социальное или имущественное положение.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.019 N 1197 перечень данных, относящихся к персональным, был дополнен:

  • абонентский номер телефона (подвижной радиотелефонной связи)
  • адрес электронной почты.

— любое физическое или юридическое лицо, включая государственные или муниципальные органы, организующие или осуществляющие сбор, хранение и обработку персональных данных граждан.

Если гражданин заключает договор об оказании услуг по установке у себя в квартире ПВХ-окон, он предоставляет компании-установщику свои личные персональные данные, и компания становится оператором обработки персональных данных.


✎ Обратившись в МФЦ для оформления документов, потребуется заполнение согласия на обработку персональных данных, поскольку МФЦ становится оператором, получившим от вас конфиденциальную информацию.


Оператор персональных данных несет полную ответственность за хранение всех полученных сведений и обязанность использовать данные только в тех целях, для которых они предоставлялись. Оператор будет привлечен к ответственности за их распространение или публичную огласку.

Цель обработки персональных данных прописывается в уведомление уполномоченного органа (Роскомнадзора) о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения в соответствии с методическими рекомендациями, утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94.

К персональным данным нельзя отнести любую информацию, по которой идентифицировать человека невозможно:

  • псевдоним (никнейм);
  • голос, измененный с помощью редактора;
  • ретушированное изображение (на котором не видно лица или определенных физических особенностей, а также номеров, идентифицирующих транспортные средства);
  • истории из жизни, которые могли случиться если не с большинством, то со многими людьми.

Что важно знать! — по степени информативности персональные данные разделяются: сами по себе ФИО не определяют человека, если граждан, с такими ФИО несколько.

Например, если опубликовать новость о том, что гражданин Иванов Федор Сергеевич сегодня совершил ограбление — это неразглашение персональных данных, в том смысле, в котором их понимает закон. А вот есть написать:«Сегодня Иванов Федор Сергеевич после тяжелого трудового дня на ООО «Криогенмаш» в городе Липецк по дороге домой совершил ограбление»— это уже идентификация человека.

Если исключить момент о том, что субъект персональных данных предоставил все сведения о себе самостоятельно, то без согласия субъекта получить его данные можно только в следующих случаях:

  • по запросу правоохранительных и судебных органов;
  • по адвокатскому запросу;
  • из общедоступных источников (поисковики, социальные сети, базы данных и т.д.).

Незаконно полученные сведения, в т.ч. личные персональные данные человека, нельзя использовать, какая бы цель не преследовалась. В противном случае придется понести ответственность за нарушение частной жизни, вплоть до уголовной.

Положение о персональных данных работников — образец 2021 года

Закон «О персональных данных» указывает случаи, когда согласие на обработку персональных данных обязательно:

  • создание общедоступных источников информации (соцсети, справочники и т.д.);
  • использование специальных данных (в СМИ, медицине и т.д.);
  • использование биометрических данных;
  • трансграничная передача (за границу) данных в некоторые страны (те, которые не обеспечивают «адекватную» защиту персональных данных, по мнению Роскомнадзора);
  • если обработка данных порождает юридические последствия (заключение договоров, долговые обязательства и т.д.).

Сфера действия постановления — контроль над личной информацией, которой обладают следующие виды структур:

  • госорганы;
  • власти конкретных субъектов РФ;
  • учреждения местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • физлица, совершающие обработку личной информации.

Нормы ФЗ №152 контролируют во всех государственных и коммерческих организациях конфиденциальность ПДн, принадлежащих конкретному физическому лицу. Однако под действие закона не попадают следующие категории:

  • использование информации гражданами для личных целей при отсутствии нарушения прав обладателя;
  • недействительные документы, находящиеся на хранении в Архивном фонде РФ;
  • ПДн, отнесенные под категорию «государственная тайна».

Таким образом, ФЗ №152 обязует хранителей персональной информации поддерживать неразглашение личных сведений физлица.

В 3 части ФЗ говорится: «Любые сведения, которые относятся к конкретному физическому лицу, являются персональными».

В этом перечне данные:

  • касающиеся национальности, религиозных и политических пристрастий;
  • связанные с физиологическими особенностями организма;
  • о личности.

Причем вне зависимости от общественной доступности, важно лишь то, что информация касается определенного индивида.

Действия, которые попадают под определения обработки персональных данных — это работа с личной информацией клиента в автоматизированном либо ручном режиме. Сюда относятся:

  • сбор;
  • запись;
  • анализ и хранение;
  • актуализация;
  • применение и предоставление доступа;
  • блокировка, удаление.

Все эти действия выполняются оператором исключительно конфиденциально.

Согласно закону ФЗ 152 от 27.07 2006 года, а именно 7 и 8 параграфу, оператором считается государственная или частная организация, которая проводит хотя бы одну операцию, попадающую в перечень.

Если госорган или юридическое лицо признаны оператором, то они заключают соглашение на обработку с владельцем. В противном случае действия организации окажутся нарушением, что повлечет за собой наказание со стороны контролирующих органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.