Единая методика расчета ущерба по ОСАГО 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единая методика расчета ущерба по ОСАГО 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.

Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.

Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Обновленная “Единая методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства” вступила в силу 20 сентября 2021 года. Она позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной “автогражданке”. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Он отметил, что новая методика во многом переводит на нормативные рельсы те практики, которые были использованы РСА уже давно и которые показали свою высокую эффективность. Так, методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников на сайте РСА и конкретизирует источники информации о стоимости, позволяя учитывать также цены интернет-магазинов. Кроме того, ранее методика требовала формирования справочников по 13 экономическим регионам. Теперь средние цены на запасные части будут устанавливаться для каждого из субъектов Российской Федерации, хотя и ранее. РСА проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.

Также методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, представленного на осмотр, и другие изменения.

Игорь Юргенс отметил, что количество автовладельцев, которые недовольны выплатой по ОСАГО и готовы судиться со страховщиком, неуклонно снижается. Так, по итогам первого полугодия 2021 года количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 34,8 тысяч до 29,3 тысяч штук. При этом количество страховых случаев по ОСАГО из-за снятия коронавирусных ограничений в 2021 году за этот же период выросло на 16%, с 0,96 до 1,12 млн штук. “Эти результаты — итог конструктивной и последовательной работы страховщиков и Банка России над повышением качества урегулирования убытков по обязательной “автогражданке”. Уверен, что новая методика станет еще одним шагом на этом пути, позволив сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, что позволит еще уменьшить количество судебных споров”, — сказал Игорь Юргенс.

Для справки:

Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.

Применение Единой методики является обязательным для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств.

Возврат к списку

Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО

Достаточно часто разногласия между страхователем и страховщиком касаются суммы компенсации. Вполне естественным выглядит желание первого проверить расчет, выполненные страховой компанией. Для этого используются разные способы, большая часть которых предусматривает применение в том или ином виде единой методики расчета страховой выплаты по ОСАГО.

Схожие способы расчетов предлагают и различные частный сайты, посвященные тематике обязательного автострахования. При выборе такого варианта решения задачи необходимо помнить, что размещенная на них информация не является официальной. Поэтому проще и правильнее обратиться или на сайте РСА, или в специализированную экспертную организацию, имеющую необходимые допуски и аккредитации.

Если проверка расчетов, выполненных сотрудниками страховой компании, обнаружила занижение суммы выплаты, необходимо обжаловать действия автостраховщика. Для этого проводится независимая экспертиза оценки величины ущерба, а полученное в результате экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению в суд.

Допускается урегулирование спорной ситуации в досудебном порядке, но это также требует обоснования позиции страхователя. Помимо экспертного заключения, необходимо сохранить и предоставить комплект сопутствующих документов, подтверждающих как факт ущерба, так и стоимость выполненного ремонта.

Разработкой документа занимаются специалисты регулятора российского страхового рынка – Центробанка страны.

В настоящее время продолжает действовать скорректированная редакция Единой методики, разработанной еще в 2014 году. Но уже с 21 сентября текущего года вступит в силу новое Положение, разработанное ЦБ РФ в марте 2021 года.

Разработку Единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО, выполненную Центробанком РФ, следует признать важным этапом становления системы отечественного обязательного автострахования. Грамотное применение документа на практике позволило минимизировать количество спорных ситуаций. Важным дополнительным плюсом стало предоставление страхователю возможность совершать расчет стоимости ущерба самостоятельно.

Единая методика расчета ущерба ОСАГО

Настоящее Положение на основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2019, № 18, ст. 2212) устанавливает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

1.1. Настоящее Положение содержит единые требования к определению размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

1.2. Требования настоящего Положения являются обязательными для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр транспортного средства, определяют размер расходов на восстановительный ремонт транспортного средства и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2020, № 50, ст. 8074) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.1. Идентификация поврежденного транспортного средства, представленного на осмотр (далее — транспортное средство), должна проводиться с целью установления:

идентификационного номера транспортного средства (VIN);

номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) и их соответствия сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии;

типа, марки, модели, даты (года) изготовления (выпуска) транспортного средства (или его комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);

типа коробки передач (автоматическая, механическая);

цвета и типа лакокрасочного покрытия;

основных технических характеристик и комплектации транспортного средства.

В случае если в процессе идентификации установлено несоответствие идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии, или обнаружены следы изменений идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), указанное обстоятельство должно быть отражено в акте осмотра транспортного средства (далее — акт осмотра), указанном в абзаце третьем пункта 2.2 настоящего Положения, и (или) экспертном заключении, составленном по результатам проведения независимой технической экспертизы транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — экспертное заключение), и (или) заключении, составленном по результатам проведения судебной экспертизы транспортного средства, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.2. Первичное установление наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, должно производиться во время осмотра транспортного средства.

Осмотр транспортного средства является этапом исследования, проводимым непосредственно экспертом-техником или страховщиком (представителем страховщика) с использованием его специальных знаний.

Результаты осмотра транспортного средства должны фиксироваться актом осмотра. Акт осмотра должен включать в себя следующие сведения:

основание для проведения осмотра транспортного средства;

дату осмотра транспортного средства (в том числе время начала и окончания проведения осмотра);

место и условия проведения осмотра транспортного средства;

данные регистрационных документов транспортного средства;

сведения о владельце транспортного средства (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица);

сведения о соответствии (несоответствии) идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии;

дату повреждения транспортного средства;

информацию о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации;

дату (год) изготовления (выпуска) транспортного средства;

дату начала эксплуатации транспортного средства;

сведения о комплектации транспортного средства;

информацию о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения);

информацию о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях аварийного характера, не относящихся к заявляемому событию, следах ранее проведенного ремонта;

данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков;

информацию о возможных скрытых повреждениях транспортного средства (повреждениях, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования) с указанием примерного места расположения и характера таких повреждений;

информацию о пробах материала и об элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования);

фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства;

фамилии, имена, отчества (последнее при наличии), замечания (при наличии) и подписи лиц, присутствовавших при осмотре транспортного средства;

дату составления акта осмотра транспортного средства.

Обязательным приложением к акту осмотра транспортного средства являются фотоматериалы. Фотографирование поврежденного транспортного средства должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к настоящему Положению. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеоматериал (при наличии).

При первичном осмотре повреждения транспортного средства фиксируются по результатам внешнего осмотра органолептическим методом, без проведения демонтажных работ.

В случае необходимости при первичном осмотре транспортного средства применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с технической документацией и инструкциями по эксплуатации и применению указанных технических средств и оборудования, а также осуществляется проведение демонтажных работ.

3.1. Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия.

3.2. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться в отношении повреждений транспортного средства, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов), соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

3.4. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, снижение их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуются показателем износа.

В соответствии с абзацем вторым пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2020, № 22, ст. 3382) размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1-15.3 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться исходя из стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости деталей (узлов, агрегатов) и материалов, используемых в процессе восстановления транспортного средства взамен поврежденных.

Размер расходов по восстановлению поврежденного транспортного средства должен определяться без учета дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

6.1. Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства должны формироваться в виде электронных баз данных (далее при совместном упоминании — Справочники).

Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — профессиональное объединение страховщиков), с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов), под которыми в настоящем Положении понимается территория субъекта Российской Федерации.

6.2. Справочники должны формироваться исходя из следующих подходов и принципов.

6.2.1. В отношении запасных частей исследование в части формирования Справочника средней стоимости запасных частей должно включать в себя следующие обязательные этапы:

формирование номенклатуры запасных частей и установление номеров взаимозаменяемых деталей разных изготовителей;

определение сертифицированной запасной части, используемой в качестве аналога «оригинальной» запасной части в Справочнике средней стоимости запасных частей;

исследование стоимостной информации (базовых цен) на запасные части;

определение региональных коэффициентов;

установление цен в проекте Справочника средней стоимости запасных частей;

публикация проекта Справочника средней стоимости запасных частей;

корректировка цен на запасные части в проекте Справочника средней стоимости запасных частей по результатам анализа поступивших замечаний и предложений.

6.2.1.1. При формировании номенклатуры запасных частей профессиональное объединение страховщиков должно использовать данные о номерах запасных частей, содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, кросс-таблицах изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей и прайс-листах торговых организаций, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Марка транспортного средства должна включаться в номенклатуру запасных частей, если число договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в отношении данной марки транспортного средства за предшествующий год, составляет не менее 15 000 (пятнадцати тысяч). Должна обрабатываться информация по всем ценам на запасные части на модели транспортных средств, содержащимся в прайс-листах торговых организаций (официальных дилеров, изготовителей транспортных средств), осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Номенклатура запасных частей должна формироваться для каждой марки транспортного средства и включать в себя номера оригинальных (составные части конструкции транспортного средства, имеющие упаковку, торговое обозначение изготовителя и установленный им идентификационный номер, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации) запасных частей, номера сертифицированных (не имеющих упаковки, торгового обозначения изготовителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера) запасных частей, соответствующих оригинальным запасным частям изготовителей транспортных средств и наименованиям изготовителей запасных частей.

6.2.1.2. Для установления взаимозаменяемости оригинальных и сертифицированных запасных частей могут использоваться любые доступные источники этой информации (например, информация от изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей (кросс-таблиц).

6.2.1.3. Сбор информации о базовых ценах на запасные части проводится в пределах административных границ города Москвы и Московской области по следующим источникам:

прайс-листы изготовителей транспортных средств (максимальные цены перепродажи);

прайс-листы официальных дилеров с оптовыми и розничными ценами (организации, уполномоченные изготовителем транспортных средств на реализацию его продукции) (розничные цены дилеров);

прайс-листы торговых организаций с оптовыми и розничными ценами, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

6.2.1.4. Приведение оптовых цен к розничным должно осуществляться применением к прайс-листам с оптовыми ценами розничного коэффициента, размер которого для каждого прайс-листа с оптовыми ценами должен рассчитываться следующим образом.

Цены в оптовом прайс-листе должны ранжироваться в порядке возрастания и разбиваться на 10 равных по количеству запасных частей групп.

В случае если количество позиций в прайс-листе с оптовыми ценами не может быть разделено на 10 равных по количеству позиций групп, количество позиций, вошедших в группу с самыми низкими ценами, может отличаться от количества позиций в остальных группах.

7.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 12 февраля 2021 года № ПСД-2) вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

7.2. Настоящее Положение применяется при определении размера расходов на восстановительный ремонт транспортных средств в связи с дорожно-транспортными происшествиями, имевшими место после дня его вступления в силу.

7.3. Действующие на дату вступления в силу настоящего Положения Справочники подлежат актуализации не позднее шести месяцев с даты их последней актуализации.

7.4. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 года № 34245.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2021 г.

  • Новости
  • Мероприятия
    • Интервью и выступления
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
    • Издания

        ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный двумя сторонами: хозяином движимого имущества и компанией, обеспечивающей его материальную безопасность на дороге. Главным и единственным обстоятельством, при котором он вступает в силу, является дорожно-транспортное происшествие, случившееся по вине владельца полиса. Но компенсация при аварии происходит лишь в пользу третьих лиц, а не самого клиента, как это предусматривает КАСКО.

        Максимальная сумма возмещения

        по ОСАГО достигает 160 тысяч рублей при условии, что в ДТП пострадало более 2 человек. А вот если столкновение произошло между двумя автомобилями, то СК ограничивается выплатой в размере до 120 тыс. рублей. Поэтому виновнику дорожно-транспортного происшествия иногда приходится доплачивать потерпевшей стороне деньги за ремонт техники из своего кармана.

        Чтобы гражданина не обманули при оценке полученного вреда, ему необходимо выяснить, как осуществляется единый расчет ущерба по ОСАГО (по калькулятору РСА) еще до выплаты. Ведь после проведения транзакции сверять количество полученных средств с размером компенсации уже бесполезно.

        На сайте РСА есть открытые сервисы, где каждый пользователь онлайн может определить примерную сумму возмещения. Как рассчитать выплату при ДТП самостоятельно?

        На ресурсе РСА находится специальный калькулятор. Он содержит 3 раздела – средняя стоимость запчастей, средняя стоимость нормо-часа работ, средняя стоимость материалов. Каждый раздел содержит поля, в которые последовательно необходимо внести соответствующую информацию.

        1. Дата, на которую нужны сведения (как правило, соответствует дню ДТП).
        2. Экономический регион. Выбирается из выпадающего списка.
        3. Марка транспортного средства. На выбор из списка.
        4. Номер запчасти. Одновременно можно ввести три номера. Номера комплектующих можно узнать по каталогу на сайте производителя авто по VIN-коду машины.
        5. Тип транспортного средства – легковой, грузовой или автобус.
        6. Производитель материалов – выбирается из списка.
        7. Наименование материала – вводится вручную, также не более 3-х.

        ЕМРУ – это процедура, которую представители страховой компании могут выполнять по отношению к пострадавшему транспортному средству владельца полиса с целью точного подсчета затрат на ее ремонт. В основе такого процесса лежат несколько формул, выведенных Центробанком. А дополнительными данными для применения упомянутой системы служат порядка 10 разных критериев, связанных с обстоятельствами произошедшего ДТП, изувеченными машинами и характеристиками их хозяев.

        Единый расчет ущерба РСА представляет собою документ по внесению показаний, требуемых для создания сметы по восстановлению движимой собственности. Содержатся в нем следующие пункты:

        • Основные термины СК и их трактовка;
        • Общий алгоритм проведения расчета полученного ущерба;
        • Несколько формул;
        • Справочник для уточнения некоторых данных, содержащихся в бланке ЕМРУ;
        • Пошаговая инструкция по проведению оценки поврежденной техники.

        Сама же методика по вычислению размера компенсационной выплаты включает в себя шесть простых шагов:

        1. Фиксация поврежденных зон на машине;
        2. Изучение обстоятельств ДТП;
        3. Составление сметы по ремонту;
        4. Учет износа отдельных запчастей;
        5. Составление списка уцелевших деталей;
        6. Определение первоначальной цены авто.

        Самая простая и часто используемая формула для подсчета убытков, полученных в результате ДТП, выглядит так: РК = СР + СМ + СД, где:

        • РК – размер компенсационной выплаты;
        • СР – сумма, указанная в смете по ремонту;
        • СМ – цена за израсходованные материалы (с учетом их износа);
        • СД – стоимость поменянных запчастей (повреждения, полученные до дорожно-транспортного происшествия за счет страховой компании не восстанавливаются).

        При этом, пользуясь данной системой расчетов, водитель и представители СК обязаны ссылаться на одинаковые документы. Максимальная разница между среднерыночной ценой купленных деталей и цифрами в смете не должна превышать 10%.

        Анализ полученного ущерба при ДТП по единому методу расчета применяется практически при каждом страховой случае. Но по закону РФ пользоваться такой методикой могут лишь:

        • Автостраховщики, имеющие соответствующую аккредитацию для экспертизы поврежденных транспортных средств;
        • Независимые специалисты (или организации, предоставляющие подобные услуги);
        • Частные лица, обладающие государственным сертификатом;
        • Представители судебных органов.

        Внимание! Рядовые граждане, пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, имеют право только неофициально использовать калькулятор для оценки вреда по единой системе РСА. Поэтому полученные ими данные предъявлять в суде запрещено.

        Банк России обновил методику выплат по ОСАГО

        Методика расчета ущерба по ОСАГО 2022 — это документ, на основании которого рассчитывается сумма выплаты по страховке, требуемой для проведения ремонта ТС, попавшего в ДТП. В нем содержится информация об эксплуатируемым на российских дорогах автомобилях. ЕМРУ нужно применять тогда, когда страховщик – лицо физическое.

        Метод ЕМРУ используют:

        • СК, имеющие право осматривать автомобили, получившие повреждения;
        • органы экспертиз, имеющие сертификат;
        • аттестованные частные эксперты, с лицензией;
        • аттестованные судэксперты, имеющие лицензию.
        • Акт осмотра ТС после ДТП.

        После случившейся на дороге аварии, обязательно составляют акт об осмотре ТС, включающий:

        • по какой причине проводится осмотр автомобиля после ДТП;
        • когда начался и закончился данный осмотр;
        • по какому адресу произошел аварийный случай;
        • кто собственник автомобиля и кто водитель на момент ДТП;
        • все данные об автомобиле;
        • какие повреждения получало транспортное средство до ДТП – вид повреждений, где они расположены и пр. и какой ранее производился ремонт или замена запчастей;
        • повреждения, полученные транспортом в следствии ДТП, вид повреждений, где расположены и пр.;
        • при изъятии деталей на экспертизу, это обязательно указывается в акте;
        • текущее состояние машины.
        • В ЕМР полученного убытка в аварии ТС, объединяются правила, регулирующие осуществление экспертиз, определяющих величину денежной компенсации.
        • Устанавливается сумма выплат.

        Для расчета предстоящей суммы компенсации используется формула:

        РК = СР + СМ + СД, где

        • РК — величина денежной компенсации,
        • СР — денежные выплаты для ремонта,
        • СМ — денежные затраты на покупку материалов,
        • СД — стоимость заменяемых деталей,

        Для расчетов по формуле берутся детали, материалы и работа по средней рыночной цене.

        Денежную стоимость ремонта (СР) и денежные затраты на материалы (СМ) берутся с учетом даты и региона ДТП. В любом случае необходимо учитывать только повреждение машины, которые случились в следствии ДТП. Также учитывается износ деталей, для чего, используя специальную формулу, рассчитывают поправочный коэффициент, далее он отнимается от 1, а полученная разница умножается на показатель СД.

        Поскольку поправочный коэффициент всегда ниже 1, не стоит рассчитывать, что вам вернут полную стоимость поврежденной в аварии детали.

        Если необходимая компенсация превышает цену на новую машину, учитывая модель и марку, СК вправе выплатить сумму, предназначенную не для предстоящего ремонта, а на приобретение нового авто. Так могут поступить, когда стоимость устранения повреждений превышает цену новой машины.

        Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.

        Размер суммы, которую страховая компания выплатит водителю, зависит от множества факторов. К таким относится общий износ транспорта. В зависимости от степени износа (возраста автомобиля), страховая компания может понизить сумму выплаты не более, чем на 50% от положенной суммы, согласно действующим законам.

        Кроме общего износа автомобиля,учитывается степень износа отдельных его деталей. Для того чтобы повысить сумму компенсации, необходимо сохранять чеки и квитанции на купленные и установленные детали.

        Единая методика расчёт выплаты ущерба по ОСАГО при ДТП

        Для расчета суммы полученного автомобилем ущерба, необходимо воспользоваться специальным калькулятором. В его основу заложены такие нюансы как постоянно обновляющаяся база данных цен на запасные части автотранспорта, цена за 1 час работы на станции тех. обслуживания. Однако, полученная цифра не будет на 100% являться правдивой, так как расчет исходит только из поврежденных деталей (видимых повреждений).

        Для получения более точной суммы, необходимо проводить полную экспертизу автомобиля.

        Нередки случаи, когда страховые компании произведя расчет суммы компенсации водителю, занижают ее. В таких случаях нужно обращаться к независимым экспертам (компаниям) для полной экспертизы автомобиля. При этом необходимо сохранить все документы касающиеся ДТП, такие, как квитанция об оплате и прочие. Затем, нужно составить заявление, в котором будет указано и обосновано несогласия с решением страховой компании касательно суммы выплаты по страховому случаю.

        В качестве доказательств необходимо ссылаться на результаты полной экспертизы автомобиля независимыми экспертами. Составленное заявление нужно направлять на имя страховой компании, сделать это можно двумя способами, составить заявление письменно (напечатать) и прийти в офис компании, либо отправить скан заявления на официальный электронный адрес компании. После чего остается только ждать решения специалистов.

        Если же после заявление и произведения перерасчета сумма осталось такой же, либо изменилась, но все еще не покрывает полные расходы на восстановления автомобиля, необходимо обращаться в суд.

        При обращении необходимо прикрепить все имеющиеся документы по ДТП, расчету и перерасчету суммы страховой компанией, свидетельство о полной экспертизе автомобиля независимыми экспертами, копию либо оригинал заявления, которые были направлены в целях перерасчета суммы выплаты.

        Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

        • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
        • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
        • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
        • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

        Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП. Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике.

        В-третьих, чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо знать следующие параметры — стоимость новых деталей, степень износа деталей, стоимость материалов, стоимость ремонта и так далее.

        Порядок выплаты компенсации в случае ДТП регулируется Законом от 2002 года № 40 и Положением Центрального Банка России от 2014 года № 431-П.

        В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.

        Вы можете подать заявление в страховую компанию:

        • в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
        • в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).

        Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.

        Внимание! До проведения экспертизы не принимайте меры к ремонту авто. В противном случае могут возникнуть разногласия со страховой.

        Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

        До 2014 года на рынке наблюдался разброс цен на восстановление транспортного средства. При сравнении гаражных сервисов, авторизованных мастерских и официальных дилеров, стоимость работ и услуг могла отличаться в разы. Даже понятие «оригинальных запчастей» было условным, поскольку стоимость, допустим, жигулевских крыльев различалась в Тольятти и Владивостоке.

        Журнал «За рулем» провел исследование стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО Nissan Teana. Выяснилось, что по системе РСА машина «под ключ» стоит 158 тыс. руб., а по факту – 248 тыс. руб. Даже когда к элементам был применен признак амортизации, разница составила более 30 тыс. руб. Проще говоря: денег, которые выплатит среднестатистическая страховая компания в Москве, не хватит на полное восстановление, а владельцу придется еще и побегать по разборам.

        Расчет убытка по ОСАГО применяется в следующих ситуациях:

        • страховыми компаниями при исчислении размера выплат;
        • непосредственно РСА для анализа объективности СК;
        • независимыми экспертами для понимания реальных затрат;
        • судебными органами при исследовании гражданских исков;
        • официальными дилерами и сервисами в работе.

        При описании внешних повреждений специалист, в соответствии с рекомендациями единой методики описывает:

        • площадь повреждения относительно всей детали и глубину;
        • вид и степень деформации по отношению к заводской характеристике элемента;
        • местоположение повреждения (локализация) для оценки сложности ремонта.

        Также при описании нарушений лакокрасочного покрытия, специалист отмечает:

        • тип ЛКП — эмаль, металлик, акрил, хамелеон;
        • площадь повреждения против всей детали;
        • глубину повреждений — лак, краска, грунт, металл;
        • наличие слоя из рекламы, аэрографии, винила.

        Обратите внимание, что комплекс работ по восстановлению транспортного средства может строиться как на требованиях завода-изготовителя, так и на «сертифицированных ремонтных технологиях». Однако разрекламированная вытяжка вмятин без покраски (PDR) к таковым не относится, поскольку заводской ремонт предполагает только замену поврежденных узлов.

        По словам Дениса Митрохова, директора АЦ «Мускул Кар» (г. Екатеринбург), страховые компании нередко отправляют потерпевших за удалением вмятин по ОСАГО в обход Методики, но PDR-центры стараются за такие заказы не браться. Дело в очень низкой оплате: если удаление средней вмятины стоит от тысячи рублей, то страховщик пытается заплатить 100 или 200 руб.

        Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.

        Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.

        При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.

        В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:

        1. Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
        2. Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.

        Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.

        Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.

        Важно! Не нужно путать осмотр автомобиля экспертом и специалистом страховой. Для определения величины страхового возмещения понадобится именно экспертиза, проведенная уполномоченным лицом.

        Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:

        • Детали взамен поврежденных (с учетом износа);
        • Материалы;
        • Проведение ремонтных работ.

        Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

        Дата обновления: 12 апреля 2021 г.

        Ведущий юрисконсульт. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова — бакалавриат и магистратура, по специальности юриспруденция. Регулярно повышает свою квалификацию в ведущих ВУЗах страны. 18-летний стаж в правовом поле начала в качестве работника прокуратуры. Впоследствии открыла частную практику, которую ведет на протяжении более 10-ти лет. Высочайшая правовая культура и десятки выигранных судебных споров позволяют заявлять о наивысшей юридической квалификации.

        Расчет размера ущерба в денежном выражении выполняется на основе нескольких действий, которые определены сводом документов, которые были законодательно закреплены в Приказе №315 Министерства юстиции, в Приказе №714 Минздравсоцразвития и в Приказе №124 Министерства транспорта. К этим действия относится:

        1. Обследование транспортного средства аттестованным экспертом. Данное действие подразделяется на:
          • Подготовка машины к экспертному осмотру.
          • Проведение первичного осмотра.

        2. Обследование повреждений, полученных кузовом автомобиля.
        3. Обследование повреждений, полученных каркасом машины.
        4. Предварительные технические выводы о способах восстановления транспортного средства.
        5. Все описанные выше положения, связаны с огромным количеством технической информации. Рядовому водителю, не имеющему специализированного образования, невозможно разобраться во всех нюансах.

        6. Изучение имеющейся информации о дорожно-транспортном происшествии. Данное действие предусмотрено для контроля выводов, сделанных сотрудниками ГИБДД, а также для определения настоящих причин всех полученных автомобилем повреждений. Такая работа, включает в себя:
            Анализ на основе сопоставления экспертов имеющихся фактов о ДТП.
        7. Компьютерное моделирование дорожной ситуации, в которой произошло ДТП.
        8. Анализ происшествия экспертами узкой специализации (только в случаях, когда другие анализы не смогли дать достоверного ответа).
        9. Определение перечня работ по восстановлению и ремонту машины. Данное заключение делается на основе 5 параметров:
          • Затраты на детали автомобиля.
          • Затраты на расходные материалы, которые потребуются при замене деталей автомобиля.

        10. Затраты на работу автомобильных ремонтных мастеров.
        11. Степень износа заменяемых запчастей.
        12. Стоимость пригодных для дальнейшего использования запчастей (рассчитывается только полной гибели машины).
        13. Цены по всем описанным выше действиям, берутся в единой базе РСА, о которой будет подробно рассказано в отдельном разделе этой статьи.

        14. Расчет рыночной цены машины до попадания в аварию. Эта оценочная работа производится для сравнения стоимости ремонта со стоимостью целой машины до аварии. Если стоимость ремонта выше, то для исключения дополнительных финансовых потерь, страховщик может признать машину непригодной для восстановления и выплатить компенсацию равную стоимости машины до ДТП за вычетом сохранившихся деталей.

        На сайте Российского союза автостраховщиков есть справочник сведений о средней стоимости запасных частей машины, материалов и нормочаса работ на восстановительный ремонт. Для этого всего лишь нужно зайти в раздел «Проверка средней стоимости запасных частей». Авторизация на сайте для получения данных сведений – не требуется. Доступ к данной информации является абсолютной открытым.

        Для выяснения стоимости запчастей нужно ввести на сайте РСА:

        • дату запроса (т.е. дату определения стоимости);
        • экономический регион (указывается в Единой методике);
        • номер запасной части (не более трех штук).

        Сервис произведет поиск информации по справочнику, и вы увидите результат на экране. Для определения нормочаса и стоимости материалов также вводятся аналогичные параметры.

        Для получения справедливой компенсации:

        1. Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
        2. Получите направление на проведение экспертного осмотра.
        3. Посетите его в назначенный день и время.
        4. Получите отчет.

        Если не согласны с суммой компенсации, то:

        1. Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
        2. Заключите с ней договор.
        3. Уведомите об этом страховщика.
        4. Проведите исследование и получите отчет.
        5. Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.

        При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.

        Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант — обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

        Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, — методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет — методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, — не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

        Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

        Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П
        «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

        1. На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее — Методика) в приложении к настоящему Положению.

        2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2774; 2014, N 32, ст. 4490).

        Председатель
        Центрального банка
        Российской Федерации

        Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2014 г.

        Регистрационный N 34245

        Установлена новая, единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО. Она обязательна для всех страховых компаний и экспертов (экспертных организаций).

        Чтоб рассчитать ущерб от ДТП, применяется единая методика расчета ущерба по ОСАГО 2018, она же ЕМРУ. Под ней стоит понимать расчет по специальной методике величины компенсации по страховке относительно полиса обязательного страхования гражданской ответственности.

        В действительности ЕМРУ выступает в роли нескольких формул и регулируется законодательно. Она зависит от электронной базы, куда внесена стоимость запасных частей на автомобили.

        Одним из интересных нововведений 2014 года по ОСАГО стал запуск единой методики оценки ущерба при ДТП. Интересно оно в первую очередь понятностью и прозрачностью для каждого автовладельца. Имея доступ в интернет, теперь любой желающий может проверить правомерность расчёта страховой компании. При этом вовсе не обязательно обладать знаниями эксперта-техника: сервис на портале Российского Союза Автостраховщиков (РСА) на удивление прост и лаконичен. Для получения средней стоимости конкретной детали или нормо-часа работ необходимо всего лишь определить свой «экономический район» (из двенадцати возможных) и указать марку автомобиля.

        За весьма аскетичным интерфейсом скрывается огромный массив информации, включающий десятки миллионов позиций по запчастям. Создатели проекта постарались учесть в нём все основные марки легковых автомобилей. Имеется также перечень наиболее популярных брендов расходных материалов. В основе электронного справочника лежит единая методика расчёта восстановительных расходов, утверждённая Центробанком России. Содержащиеся в нём ценовые ориентиры являются обязательными для применения при оценке стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО.

        Что ж, преимущества инструмента видны, что называется, невооружённым взглядом. Положительной оценки заслуживает факт, что разработанные справочные материалы не осели в специализированных программах для оценщиков и автомастерских, а являются общедоступными. Доступ к сервису предоставляется каждому пользователю без регистрации или иных манипуляций. Преодолев короткую русскоязычную «капчу», можно онлайн узнать стоимость интересующего элемента автомобиля в рублях.

        1. Во-первых, такая возможность существенно упрощает вывод недобросовестного эксперта «на чистую воду». Уличить представителя страховой или оценочной организации в явном занижении причинённого ущерба теперь может практически любой потерпевший, причём без чьей-либо сторонней помощи.
        2. Во-вторых, сервис позволяет собственнику повреждённого автомобиля легко определить целесообразность обращения в суд. Даже имея ориентировочное представление о степени «урезания» полученной выплаты, можно принять взвешенное решение на этот счёт – с учётом потенциальных затрат времени и сил.

        Если подобный «эталон» успешно проявит себя на практике, это может привести к заметному сокращению числа разногласий при урегулировании убытков. Ведь как было раньше? Без какого-либо нормативного ценового стандарта «средние» расценки у противоположных сторон конфликта могли отличаться в разы. При статистических изысканиях всегда можно «поправить» результат в желаемую сторону. В итоге – отрицательные отзывы о страховых компаниях и негативное отношение к страхованию в целом. Теперь же существует утверждённое ценовое значение, от которого должны отталкиваться все участники рынка. Соответственно, установленные величины служат аргументом, против которого крайне сложно возражать каждой из сторон.

        Нюанс, который может в некоторой степени осложнить работу с электронной базой, – это каталожные номера деталей. Именно по ним происходит идентификация элемента для получения информации о его стоимости. Заветную комбинацию символов, соответствующую конкретной запчасти транспортного средства, можно взять из экспертного заключения (если оно уже готово). После осуществления выплаты страховая компания обязана предоставить копию данного документа по запросу выгодоприобретателя (или предъявить выплатное дело для ознакомления). Можно попробовать самостоятельно добыть необходимые данные в электронных каталогах на специализированных интернет-ресурсах. Но, конечно, в таком случае положительный результат не гарантирован.

        Необходимо отметить и отсутствие в электронной базе информации по не легковому транспорту. Автобусы, грузовые автомобили, мотоциклы – все эти категории на начало марта 2015 года остаются без единого ценового ориентира. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев в ДТП участвуют именно «легковушки». Однако в то же время порой именно с менее распространённым транспортом возникает больше вопросов в части определения размера компенсации. Впрочем, даже по категории «В» усреднённая цена нормо-часа ремонтных работ справочника – не учитывающая их виды – может существенно искажать реальные цифры.

        Представители РСА признают несовершенство системы и надеются на обратную связь со стороны экспертов по возможным неточностям, ошибкам и прочим огрехам. Массив данных слишком велик, чтобы гарантировать его безупречность уже на первом этапе эксплуатации. Вполне логично, что сервису предстоят доработки и изменения, которые лишь со временем смогут ликвидировать всевозможные «шероховатости». Так что, увы, при всех положительных сторонах проекта терпения он тоже потребует – как от страхователей, так и от страховщиков.

        Но один из недостатков инструмента волею судьбы очень ярко проявился практически сразу после его появления. С 01 декабря 2014 года справочники поступили в распоряжение пользователей, а спустя всего пару недель оказались практически не актуальны. Причина уже может считаться вполне банальной: на фоне взлёта цен автомастерских в связи с резким повышением курса валют «эталонные» стоимости оказались несоразмерно занижены. Да, с учётом обстоятельств РСА обещает к 16 апреля 2015 года завершить обновление данных, приведя их в соответствие с рыночными реалиями. Но к этому моменту пройдёт уже четыре месяца – весьма существенный срок, за который сотни тысяч страховых случаев могут быть урегулированы с занижением компенсаций. И на этот раз – юридически аргументированно.

        В этой связи, и без того не совсем предсказуемое отношение судов к данному нововведению может оказаться вполне равнодушным. Видя явное занижение справочных величин, представители Фемиды могут сделать вывод об их изначальной несостоятельности – что рискует стать очередной аксиомой судебной практики. А не хотелось бы. Слишком уж хороша задумка, слишком уж многих проблем она может решить при грамотном подходе. В частности – при более оперативном реагировании надзорных структур на новые вводные данные с учётом макроэкономических и других ключевых изменений.

        Пару лет назад для расчёта величины ущерба по ОСАГО начала использоваться Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Документ был утверждён положением Центробанка от 19.09.2014 г. №432-П.

        Одной из основных целей ввода Единой методики по ОСАГО (ЕМ) было уменьшение количества судебных разбирательств из-за несогласия с суммой компенсации. Ранее страховщики и оценочные компании могли использовать разные принципы расчета ущерба. Соответственно, суммы возмещения, определённые по ним, могли различаться в разы (в бо́льшую или меньшую сторону – в зависимости от «пожеланий» того, кто заказывал оценку). Это провоцировало многочисленные судебные разбирательства.

        По задумке Единая методика должна была унифицировать расчёт величины ущерба исходя из среднерыночных стоимостных показателей и, таким образом, обеспечить потерпевших адекватным возмещением вреда.

        Однако, если с задачей по сокращению судебных споров Методика справилась (суды стали принимать к рассмотрению в основном расчеты, выполненные по ЕМ), то говорить о полной удовлетворенности клиентов размерами выплат приходится далеко не всегда. Многие считают цены на запчасти и стоимость работ по Единой методике ОСАГО заниженными по сравнению с рынком.

        • 15 июня 2021, 17:44

          Назад в будущее. Техосмотр автомобиля теперь необязателен для ОСАГО, но без него снова будут штрафовать

        • 19 октября 2020, 08:18

          Правила покупки полиса ОСАГО в России изменились

        • 06 июля 2020, 15:59

          Центробанк хочет сделать ОСАГО дороже для нарушавших ПДД


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *