Правила госзакупок на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила госзакупок на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

  • Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!

    369 0

    Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

    В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

    Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

    • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
    • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
    • Запрос котировок в электронной форме.

    В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

    Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

    • в текущем году — 15 дней;
    • в следующем году — 10 дней;
    • с 2023 года — 7 дней.

    Для остальных поставщиков:

    • сейчас — 30 дней;
    • в 2022 году — 15 дней;
    • с 2023 года — 10 дней.

    Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

    При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

    Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

    Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

    Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

    • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
    • у региональных гарантийных организаций;
    • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

    Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

    В 2022 году вступят в силу новые нормы Федерального закона № 44-ФЗ. Среди основных изменений – отмена конкурса с ограниченным участием. Аркадий Серков, эксперт службы правовой и налоговой поддержки компании «Гарант», расскажет о новом порядке проведения закупочных процедур.

    Включает:
    ☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
    ☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
    ☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
    ☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

    Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

    Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

    • Все регионы России
    • Дистанционная форма обучения
    • Доступ 24/7
    • Удостоверение или Диплом установленного образца
    • Доставка по Почте России бесплатно
    • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

    ВАЖНО!

    Конкретного определения, как часто изменяется 44-ФЗ, нет. Законодатели корректируют положения Федеральной контрактной системы, как только действующая нормативная база становится неактуальной. Следующее масштабное изменение состоится уже скоро — с 1 января 2022-го. 01.01.2022 вступят в силу поправки из 360-ФЗ от 02.07.2021, которые полностью реформируют ФКС и оптимизируют процесс закупок как для заказчиков, так и для поставщиков.

    Когда изменения вступят в силу Что изменится Нормативно- правовой акт
    01.01.2022

    Понятия и принципы работы Федеральной контрактной системы:

    1. Операторы ЭП теперь участники контрактной системы.
    2. В определениях появились заказчики, которые работают за рубежом.
    3. Включили понятие контракта на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан.
    4. Добавили понятие отдельного этапа исполнения контракта.
    5. Изменили понятие «банковская гарантия»: определение утратило значение по ГК РФ. Ч. 2 ст. 3 44-ФЗ больше не действует.
    360-ФЗ от 02.07.2021

    Наполнение ЕИС, порядок разработки региональных информационных систем:

    1. Из ЕИС убрали библиотеку типовых контрактов.
    2. Систему наполняют документами, обязательными к размещению по 44-ФЗ и 223-ФЗ и обязательными к формированию.
    3. Для закупок не требуется согласие на обработку персональных данных.
    4. Нельзя разрабатывать региональные информационные системы, которые не интегрированы с единой.

    Электронный документооборот, сроки хранения документов закупки:

    1. Документы следует хранить минимум 6 лет.
    2. Иностранные участники подписывают документы заказа ЭП, которые выпустили по правилам иностранного государства или международных стандартов и признали в России.
    3. У всех документов, размещаемых в ЕИС и на площадках, появляется единая форма. Правительство разрабатывает и утверждает требования к документам.
    4. У информации из ЕИС — приоритет по сравнению с другими сведениями участника, если они не совпадают с ЕИС.
    5. Документы доступны для ознакомления через 1 час после их размещения.
    6. При изменении извещения оператор площадки сообщает об этом всем, кто подал заявки или отправил запросы на разъяснения.
    7. Оператор обеспечивает конфиденциальность всем участникам заказа. Исключение — малые закупки в электронной форме по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
    8. Исключили чч. 5–12 ст. 24.2 44-ФЗ о порядке регистрации и перерегистрации в едином реестре участника закупки.

    Работа со специальным счетом, судебные издержки:

    1. Нельзя накладывать взыскание на заблокированные средства на спецсчете (как пример — исполнительный лист).
    2. Судебные издержки больше не регулируются нормами 44-ФЗ.

    Правила изменения ФКС:

    1. Все федеральные законы, которые изменяют порядок планирования, определения поставщиков, контроль закупок, их мониторинг и аудит, вступают в силу не раньше 1 января очередного календарного года. Если же изменения принимают после 1 октября, то они вступают в силу через один календарный год.

    Порядок общественного обсуждения:

    1. Общественное обсуждение проводят для закупок от 2 млрд руб.
    2. Правительство и местные власти вправе снижать ценовой порог.
    3. Среди исключений — закрытые закупки и федеральные закупки по гособоронзаказу.
    4. Порядок проведения общественного обсуждения теперь закреплен ФКС, а не постановлением правительства.
    5. Предложения и замечания с нецензурной речью не выкладывают в ЕИС.

    Порядок предоставления преференций для организаций уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов:

    1. Заказчики приобретают товары у УИС и организаций инвалидов, как и у другого участника рынка.
    2. Если товар есть в правительственном перечне, то его закупают отдельно и ни с чем не смешивают. В таких случаях заказчики предоставляют преимущества УИС и организациям инвалидов.

    Способы закупок:

    1. Сократили количество способов закупок. Заказчики используют:
    • конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
    • закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
    • аукционы (открытый электронный аукцион);
    • закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
    • электронные запросы котировок;
    • электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

    По особым правилам вступают в силу положения об одностороннем отказе. Текст 44-ФЗ обновляют с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта по результатам электронной процедуры вступит в силу с 01.07.2022 (ч. 12.1 44-ФЗ). До 1 июля 2022 г. все решения об одностороннем отказе принимаются и направляются поставщику по правилам, которые действуют для бумажных процедур, а в ЕИС размещаются по правилам, которые действуют для информационной системы. Если заказчик не получил подтверждения о вручении заказного письма поставщику или же появилась информация об отсутствии поставщика по адресу отправки, то датой уведомления является день после 15 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.

    С 01.07.2022 поставщики тоже смогут в одностороннем порядке отказаться от контракта через ЕИС. До этого момента все действия совершаются по правилам бумажных процедур (ч. 20.2 ст. 95 44-ФЗ).

    Еще одно нововведение июля 2022-го: стороны вправе использовать электронный документооборот при применении мер ответственности. Они отправляют электронные уведомления и обмениваются юридически значимыми документами в электронном виде.

    1. Закупку товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, деятельности избиркомов и комиссий референдума проводят у единственного поставщика. Важное условие: перечень таких ТРУ утверждает правительство по предложению центризбиркома.
    2. У заказчиков появилась возможность закупать по госконтракту с едпоставщиком не только товары, произведенные на территории региона, но и услуги, которые оказывают с использованием имущества, созданного или реконструированного на территории этого региона.
    3. Процедура покупки зданий, нежилых помещений, земельных участков проводится напрямую, если в отношении таких объектов запущено исполнительное производство, банкротство или операция проводится в рамках земельного законодательства.
    4. Ценности, которые выпустили из государственного резерва, закупают у единственного поставщика.
    5. У единственного поставщика закупают спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для подготовки и участия сборных по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

    Кроме того, закупки малого объема любых товаров, работ и услуг разрешены для:

    • дипломатических представительств России;
    • российских консульских учреждений;
    • российских торговых представительств;
    • представительств России при международных организациях.

    Заказчик рассчитывает цену на контракт с единственным поставщиком по правилам 44-ФЗ. Подготовка и включение обоснования цены в контракт необходимы только для закупок по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Для закупок у единственного поставщика до 3 млн руб. единые и дополнительные требования к участникам устанавливаются только при их наличии. Операторы ЭП больше не блокируют количество товара, если заказчик признал победителя малой закупки уклонившимся или же отказался от заключения госконтракта. Срок разблокировки — 1 час с момента публикации протокола.

    Контракты по п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ теперь заключаются в ЕИС. Сведения о таких контрактах и об их исполнении вносятся в реестр контрактов по правилам, которые действуют для электронных закупок.

    С 01.07.2023 стороны начнут заключать в ЕИС соглашения об изменении, расторжении контракта по итогам электронных процедур. Исключение — закупки, по которым информацию нельзя публиковать в ЕИС. Для заказов у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ региональные нормативы больше не определяют исключительную компетенцию такого поставщика.

    Оптимизационные изменения-2022

    Мы собрали в таблицу февральские изменения в госзакупках в 2021 году с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменение вступило в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
    02.02.2021

    Установили, что в закупках продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции в рамках гособоронзаказа) порядок определения НМЦК определит Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.

    Мы собрали в таблицу изменения в тендерах в 2021 году (с 01.04.2021) с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативный акт
    01.04.2021 Серьезно изменился порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какие правила утвердили законодатели:
    1. Предельное значение НМЦК — 3 млн рублей. А совокупный лимит для этих процедур в 100 млн рублей перестанет действовать.
    2. Новый период приема заявок — 4 рабочих дня после публикации извещения.
    3. Исправить извещение не получится, а отменить получится за 1 час до окончания приема предложений.
    4. Придется представлять документы, которые подтвердят соответствие требованиям к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
    5. Запретили требовать документы, которые передаются вместе с продукцией.
    6. Придется предоставлять решение или протокол об одобрении крупной сделки, если заключение госконтракта или обеспечение выполнения обязательств по нему считается крупной сделкой.
    7. Комиссия госзаказчика оформляет один протокол о подведении итогов, в котором приводит сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. В нем же указывают и информацию о том, что запрос не состоялся.
    8. Проект контракта в ЕИС и на электронную площадку направляют в течение 3 часов после публикации итогового протокола. У победителя и госзаказчика будет по 1 рабочему дню для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.

    Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, то заказчики не продлевают процедуру, а сразу подписывают госконтракт с единственным поставщиком.

    Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
    Разрешили проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
    1. Поставщики формируют и размещают на электронных площадках первоначальное предложение о поставке.
    2. Операторы электронных площадок проводят предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это происходит в течение 1 часа. Если двух предварительных предложений участников нет, то оператор направит уведомление в ЕИС, а заказчики не получат ценовую информацию от других поставщиков.
    3. Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на электронной платформе. В протоколе приводят обоснованное решение по каждому предложению.
    4. Госконтракт по итогам заключат упрощенно — по новым правилам, которые предусмотрены для заключения контракта по результатам электронного запроса котировок. С 01.10.2021 планируют ввести функционал взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.

    Федеральный закон № 249-ФЗ от 31.07.2020

    Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. Указание Банка России № 5536-У от 28.08.2020
    Изменили п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки.

    Федеральный закон № 436-ФЗ от 22.12.2020

    Никаких изменений в 44-ФЗ с 11 июня 2021 г. не принимали, а вот в другие июньские дни законодатели скорректировали ряд нормативов.

    Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
    09.06.2021

    Дополнили список товаров, работ и услуг, которые поставляют учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Среди таких товаров:

    • 01.11.1 — пшеница;
    • 02.10.11 — саженцы деревьев и кустарников;
    • 08.12.12.160 — песчано-гравийные смеси;
    • 42.11.10.130 — дорожные ограждения.

    А некоторые товары из перечня исключили:

    • 25.40.12.700 — служебное оружие;
    • 27.40.21.110 — электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов и аккумуляторов.
    Постановление Правительства № 821 от 28.05.2021
    18.06.2021 Правительство утвердило перечень ведомственных заказчиков и подведомственных учреждений, которые обязаны проводить электронное актирование и прописывать условие об электроприемке в госконтрактах. Всего таких ведомственных заказчиков 63. Среди них — Минфин, Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, ФАС. Распоряжение Правительства РФ № 1659-р от 18.06.2021

    Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

    Ряд поправок, которые вошли в новеллу:

    • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
    • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
    • полностью исчезнет закупочная документация;
    • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
    • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
    • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
    • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
    • и многое другое.

    Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

    • обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
    • сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.

    Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

    • закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.

    Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

    • будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.

    В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.

    С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).

    1. Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
    2. Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).

    Что изменится в госзакупках с 2022

    Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».

    Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:

    1. Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
    2. Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
    3. Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
    4. Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
    5. Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
    6. Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
    7. Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).

    Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.

    Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.

    Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.

    Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.

    Что касается обеспечений заявок, то изменения по их части произойдут для запроса котировок: обязанностью заказчика станет выставление требования о предоставлении обеспечения заявки для контрактов, чья начальная цена находится в диапазоне 1 – 3 млн. руб. А обеспечение исполнения контракта (ОИК) будет для закупок до 3-х миллионов.

    На данный момент при запросе котировок заказчики запрашивают обеспечение заявки на свое усмотрение, это не является их обязанностью, а только правом.

    Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.

    Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.

    А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.

    Вместо заключения: мы рассмотрели далеко не все изменения, которые произойдут в сфере госзаказа с начала 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.

    Более подробно про изменения мы будем говорить на предстоящей онлайн-конференции PRO GOSZAKAZ, которая пройдет 8-10 ноября 2021 года. Узнать подробнее о конференции и забронировать себе место вы можете по этой ссылке.

    Главное, что следует понять — закупки станут проще и понятнее для обеих сторон госзаказа (заказчиков и исполнителей).

    Пишите в комментариях, о каких изменениях вы уже слышали, и о каких новшествах мы не рассказали в статье. Будем рады обратной связи!

    Если хотите быть в курсе актуальных новостей из мира госзакупок, посещать онлайн-эфиры от экспертов, стать частью клуба тендерных специалистов, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

    \n\n

    Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

    \n\n\n

    ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

    \n\n

      \n\t
    • закупки услуг у международных финансовых организаций;
    • \n\t

    • закупки услуг по государственной защите;
    • \n\t

    • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
    • \n\t

    • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
    • \n\t

    • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
    • \n\t

    • вопросы взимания платы за участие в закупках.
    • \n

    \n\n\n

    Госзакупки 2022: 8 изменений, к которым нужно подготовиться поставщикам

    \n\n

    Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

    \n\n

      \n\t
    • «Сбербанк-АСТ»,
    • \n\t

    • «РТС-тендер»,
    • \n\t

    • «Росэлторг»,
    • \n\t

    • НЭП,
    • \n\t

    • ZakazRF,
    • \n\t

    • Lot-online,
    • \n\t

    • ТЭК-Торг,
    • \n\t

    • ЭТП ГПБ.
    • \n

    \n\n

    Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

    \n\n

    До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

    \n\n

    До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

    \n\n

    В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

    \n\n

    \n\n

    Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

    Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

    ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

    • закупки услуг у международных финансовых организаций;
    • закупки услуг по государственной защите;
    • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
    • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
    • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
    • вопросы взимания платы за участие в закупках.

    Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

    • «Сбербанк-АСТ»,
    • «РТС-тендер»,
    • «Росэлторг»,
    • НЭП,
    • ZakazRF,
    • Lot-online,
    • ТЭК-Торг,
    • ЭТП ГПБ.

    Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

    Все изменения в 44-ФЗ на 2021 и 2022 годы: таблицы по месяцам

    До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

    До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

    В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

    Согласно разъяснениям Минцифры, часть выданных сертификатов ЭЦП будут действительны в 2022 году, часть — прекратят своё действие.

    Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.

    Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.

    2021 год 2022 год
    Где получать электронную
    подпись для физлица?
    Аккредитованный
    удостоверяющий центр
    Где получать электронную
    подпись для юридических лиц
    (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП)?
    1. Аккредитованный по новым правилам удостоверяющий центр.
    2. ФНС и её доверенные партнёры — для ЮЛ и ИП.
    3. Банк России — для кредитных организаций.
    4. Федеральное казначейство — для бюджетных организаций.
    С 1 января 2022 года:

    1. ФНС и её доверенные партнёры — для ЮЛ и ИП.
    2. Банк России — для кредитных организаций.
    3. Федеральное казначейство — для бюджетных организаций.

    Получить электронную подпись за кого-либо по доверенности Нельзя
    Лично получить электронную подпись в аккредитованном УЦ Можно
    Получить новую электронную подпись с помощью действующей квалифицированной электронной подписи Можно Нельзя
    с 1 января 2022
    Подписывать документы электронной подписью, полученной в аккредитованном УЦ Можно Можно при условии аккредитации УЦ по новым правилам
    Какой электронной подписью заверяет документ руководитель ЮЛ или ИП? Электронной подписью для ЮЛ и ИП, выданной руководителю компании или ИП.

    Оформляется в аккредитованном удостоверяющем центре или в ФНС.

    Электронной подписью для ЮЛ и ИП, выданной руководителю компании или ИП.

    Основные изменения в правилах участия в закупках 2021 – 2022 годах

    При проведении электронного аукциона заявка, как это происходит и сейчас, будет поступать на электронную площадку. Если участник уже аккредитован на площадке, то большинство документов и сведений ему подавать не нужно — они уже есть у оператора ЭП.

    Оператор ЭП может отклонить заявку. Основания по большей части прежние, но к ним добавилась возможность отклонения заявки:

    • при получении оператором ЭП информации об отсутствии необходимого количества денежных средств на специальном счете;

    • отсутствия данных о независимой гарантии в специальном реестре, несоответствия идентификационных кодов в гарантии и извещении и недостаточности суммы гарантии.

    Более подробно расписана в новой редакции закона и процедура отзыва заявки — это можно сделать в любом случае до окончания срока подачи заявок. С момента размещения итогового протокола и до момента размещения проекта контракта для открытых электронных процедур отозвать заявку могут все участники, кроме первых трех. Заявку можно считать отозванной уже с момента подписания ее ЭЦП участника закупки, информацию об этом оператор ЭП направляет заказчику в течение часа.

    Подавать ценовые предложения смогут участники, ранее подавшие заявки. Снижать текущее минимальное ценовое предложение при подаче своего можно будет на величину от 0,5% до 5% от НМЦК контракта либо от начальной суммы цен ТРУ. Также регламентированы правила подачи ценового предложения — оно не должно быть равно 0, быть выше или равно предыдущему, оно не должно быть меньше, чем текущее предложение, сниженное на предельную величину «шага аукциона». Неправильно поданные ценовые предложения отклоняются оператором ЭП автоматически. Установлено время обработки ценовых предложений — не более 4 минут. Каждый раз время обработки увеличивается для каждого последующего поданного предложения. Общее время сессии не может превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

    Оператор ЭП указывает сведения о поданных ценовых предложениях без информации об участниках. Если участник ценовое предложение не подает, то его минимальным ценовым предложением будет считаться НМЦК.

    Сохранилась в новой редакции и возможность переторжки — подать ценовое предложение с меньшей ценой и увеличить свои шансы на победу можно не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений. Цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, поданного во время сессии.

    Так же, как в настоящей редакции, если цена контракта снижается до половины процента НМЦК, то процедура проводится уже на право заключения контракта.

    Оператор электронной площадки в течение часа с момента окончания подачи ценовых предложений присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены (или суммы цен ТРУ) контракта согласно указанным в предложениях участников и формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на ЭП.

    Участник, принявший участие в закупке, сможет не позднее даты заключения контракта запросить разъяснения по порядку проведения процедуры подачи ценовых предложений. Ответ ему должны предоставить через ЭП в течение 2-х рабочих дней.

    Заявки должны быть рассмотрены членами закупочной комиссии не позднее 2-х рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика согласно извещению.

    Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям извещения и, исходя из данных протокола подачи ценовых предложений, присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, порядковые номера в порядке возрастания ценового предложения.

    Протокол подведения итогов определения поставщика формируется с помощью средств электронной площадки и подписывается усиленными ЭЦП членов закупочной комиссии.

    После определения победителя у заказчика есть по 2 рабочих дня на размещение проекта контракта и подписание контракта, подписанного победителем. Поставщику (исполнителю) на подписание дается 5 рабочих дней.

    Профессиональная переподготовка

    Специалист в сфере закупок

    от 6 843 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

    от 4 406 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 44-ФЗ

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

    от 3 281 руб Подробнее

    Профессиональная переподготовка

    Эксперт в сфере закупок

    от 7 031 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 223-ФЗ

    Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

    от 3 656 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    от 4 593 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

    от 4 593 руб Подробнее

    Принять участие в закупках свыше 20 млн руб. смогут только поставщики с успешным опытом исполнения контракта, стоимость которого не менее 20% от НМЦ текущего контракта.

    В этом есть свои плюсы:

    • фирмы-однодневки не будут участвовать в закупках, благодаря чему улучшится конкурентная среда;
    • для дорогих контрактов будет выбираться надёжный квалифицированный поставщик.

    Сейчас действует 11 способов закупок.

    С 2022-го останется только 3 электронных вида закупки:

    1. Конкурс.
    2. Аукцион.
    3. Запрос котировок в электронной форме.

    Исключены такие виды закупок, как двухэтапный конкурс, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием.

    Все конкурентные закупки будут проводиться значительно проще и быстрее.

    Рассмотрим изменения в правилах на примере электронного аукциона.

    В 2021 году С 2022 года
    Состав заявки 2 части Единая заявка
    Срок для внесения изменений Не позднее 2 рабочих дней до окончания срока подачи заявок Не позднее 1 рабочего дня до окончания срока подачи заявок
    Подача ценового предложения 10 минут 4 минуты
    Длительность аукциона Без ограничений Не более 5 часов

    Оформлять и подписывать в электронном виде через ЕИС можно:

    • обжалование закупки;
    • односторонний отказ от исполнения контракта;
    • акт приёмки;
    • проект контракта (можно будет сформировать в специальной форме с 1 апреля 2023-го).

    Поставщики с 2022-го смогут приобретать независимые гарантии через государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

    Участники закупок среди малого бизнеса смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

    Участники из государств-членов ЕАЭС смогут получить независимые гарантии у Евразийского банка развития.

    Изменения могут вступить в силу 1 июля 2022-го. На электронных площадках будут проводиться закупки стоимостью от 20 млн руб.

    Порядок закупки:

    • участники из числа малого и среднего бизнеса размещают предварительные предложения на поставку товаров, оказание услуг;
    • заказчик выкладывает на площадке информацию о закупке и требованиях к участнику;
    • электронная площадка устанавливает соответствующие требованиям предложения, и заказчик выбирает, с кем заключить контракт.

    Опубликованы поправки к Постановлению № 925, согласно которым российские товары получают приоритет над импортными в конкурентных закупках. Поправки вступят в силу 22 февраля 2022-го.

    Сейчас действует преимущество, составляющее 15 % от цены, предложенной участником. Исключение – 30 % для закупок радиоэлектронной продукции из специального реестра преференцией. Теперь преимущество распространили на интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством, а также на программное обеспечение для них.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *