Трудовой кодекс РБ 2022 года с изменениями и дополнениями и комментариями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой кодекс РБ 2022 года с изменениями и дополнениями и комментариями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

  1. Сообщить работнику результатах спецоценки и признании его рабочего места опасным.
  2. Временно отстранить работника от работы с сохранением среднего заработка или перевести на другое рабочее место с зарплатой не ниже.
  3. Совместно с профсоюзом (если таковой имеется) составить план мероприятий по снижению уровня опасности.
  4. Направить план мероприятий нужно в трудовую инспекцию.
  5. Провести внеплановую спецоценку.
  6. После того, как спецоценка определит пониженный класс опасности, допустить работника на рабочее место и возобновить деятельность.

Этот запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий ЧС.

Положения о службе охраны труды перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.

В организации с численностью работников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда. Компания с меньшей численностью работников создают службу охраны труда или принимают на работу специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Трудовой Кодекс Республики Беларусь

  • Председатель Брестской областной коллегии адвокатов Т.А. Шатликова награждена Почетной грамотой 01.12.2021
  • Досрочное использование семейного капитала 01.12.2021
  • Бесплатный прием малоимущих граждан по случаю Дня юриста 01.12.2021
  • Участие адвоката Теребей А.П. в конференции по агроэкотуризму 29.11.2021
  • Комментарий о применении примерных форм контрактов
  • Комментарий к отдельным положениям Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»
  • Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений»
  • О предоставлении трудовых отпусков педагогическим работникам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования
  • Дополнительный комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
  • Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. No 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
  • Комментарий о применении примерных форм контрактов
    В 2015 году Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена работа по комплексному анализу форм контрактов нанимателей с работниками на предмет их дублирования друг друга.

    По результатам проведенного анализа совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления принято решение о необходимости упразднения и оптимизации множественности форм контрактов.

    В результате, с 1 января 2016 г. признаны утратившими силу следующие совместные постановления республиканских органов государственного управления:

    • постановление Министерства культуры Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь от 30 июля 2001 г. № 10/86 «Об установлении примерной формы контракта с работниками культуры и искусства организаций, расположенных в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС»;
    • постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 9/157 «Об установлении примерной формы контракта со специалистами специализированных учебно-спортивных учреждений, расположенных в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС»;
    • постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2010 г. № 10/72 «Об установлении примерной формы контракта со специалистами жилищно-коммунального хозяйства организаций, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;
    • постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2010 г. № 57/69 «Об установлении примерной формы контракта с педагогическими работниками (включая руководителей структурных подразделений) и другими специалистами учреждений образования, работающими в зонах с правом на отселение и последующего отселения, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;
    • постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июня 2010 г. № 38/73 «Об установлении примерной формы контракта со специалистами сельского хозяйства организаций, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений»;
    • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июня 2010 г. № 54/76 «Об установлении примерной формы контракта с медицинскими и фармацевтическими работниками (включая руководителей структурных подразделений) организаций здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, с другими специалистами организаций здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения с правом на отселение и последующего отселения, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов».

    Согласно поправкам речь идет о создании, подписании, использовании и хранении работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, оформленных в электронном виде без дублирования на бумаге, за исключением отдельных случаев. При этом предусмотрено право (а не обязанность) работодателя ввести электронный документооборот. Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота возможен с письменного согласия работника. Отсутствие согласия признается отказом. При этом за работником сохранено право дать указанное согласие в последующем.

    Электронный документооборот возможен посредством единой цифровой платформы «Работа в России», включая взаимодействие через Единый портал госуслуг, информсистему работодателя.

    Урегулированы вопросы оформления, подписания и хранения документов. Расходы на получение работником электронной подписи и ее использование будет нести работодатель.

    Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм, которые начнут действовать с 1 марта 2023 г. Определены особенности применения некоторых положений.

    Подробнее: как оплачивается работа в ночное время

    В новой редакции статьи 96 ТК РФ указано, что к работе в ночное время могут привлекаться только с их письменного согласия и при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья:

    • матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет;
    • опекуны детей возраста до 14 лет;
    • родитель ребенка в возрасте до 14 лет, если другой родитель работает вахтовым методом;
    • работники, имеющие 3 и более детей в возрасте до 18 лет, в период до достижения младшим из детей возраста 14 лет.

    ВАЖНО! Ночное время — время с 22 часов до 6 часов.

    В статье 99 ТК РФ в новой редакции сказано, что привлекать к сверхурочной работе разрешено при условии письменного согласия и если это не запрещено по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:

    • инвалидов;
    • женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
    • матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет;
    • опекунов детей возраста до 14 лет;
    • родителя, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, если другой родитель работает вахтовым методом;
    • работников, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, в период до достижения младшим из детей возраста 14 лет.

    Установлено, что работников необходимо обязательно в письменной форме ознакомить с правом отказаться от сверхурочной работы.

    Подробнее: образцы приказов для привлечения на сверхурочные работы

    По новой редакции статьи 259 ТК РФ, аналогичные гарантии установлены для этих же категорий работников при направлении их в служебные командировки.

    В новой редакции статьи 264 ТК РФ расширены гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери.

    В новой редакции статьи 167 ТК РФ установлены дополнительные гарантии при направлении в служебные командировки инвалидов. Установлено, что направление инвалидов в служебные командировки допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Подробнее: как составить положение о командировках

    Работников-инвалидов необходимо в письменной форме ознакомить с правом отказаться от направления в служебную командировку.

    О каких изменениях Трудового кодекса с 2022 года нужно знать

    21 января 2020 27651

    18 июля 2019 подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении законов», которым вносятся изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Закон вступит в силу 28 января 2020 года, но уже сегодня нанимателю и работнику нужно быть готовыми к новым изменениям.

    Мы поговорили на тему грядущих изменений в трудовом законодательстве с судьей судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, кандидатом юридических наук, заслуженным юристом Республики Беларусь Риммой Ивановной Филипчик, специализирующейся на рассмотрении трудовых споров.

    Здесь законодательство дополнили тем, что на практике и так уже есть. Теперь дистанционная работа сможет иметь не только постоянный характер, но и временный (не более шести месяцев в календарном году), а также осуществляться путем чередования работы дистанционно и на рабочем месте в организации (комбинированная работа).

    Договоренность об условиях такой работы наниматель и работник смогут достигнуть как при приеме на работу, так и во время нее. Выполнение дистанционной работы на временной основе не потребует внесения изменений в трудовой договор, достаточно только приказа нанимателя, а вот условие о выполнении комбинированной работы нужно включить в трудовой договор.

    Работника будут освобождать от работы для прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка. Количество свободных от работы дней будет зависеть от возраста работника. Чтобы взять себе такой свободный день, работник должен будет написать заявление на согласованный заранее с начальством день.

    Свободный день в неделю можно заменить на сокращенку

    В Трудовом кодексе расширят право на оплачиваемый свободный день в неделю родителями, воспитывающими троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, либо ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. По заявлению работника и по согласованию с нанимателем вместо одного свободного дня в неделю можно будет использовать сокращенную продолжительность работы (смены) на один час с сохранением зарплаты.

    Трудовой кодекс Беларуси 2021 – это действующая редакция нормативно-правового акта, с изменениями, содержащимися в Законе РБ №90-3, принятая в начале текущего года. Они вступают в действие с июня 2021, но признаются правоведами не столь значительными, как предыдущие, внесенные в 2019 г. Издание в твердом переплете с обновлениями уже выпущено типографией и доставляется по РБ бесплатно. По сравнению с крупными преобразованиями, произошедшими почти два года назад, в этот раз трансформации сложно отнести к значимым.

    Появилась новая редакция статьи 108, в которой ограничивается размер удержаний из зарплаты. В трех других изменена формулировка определения Армии Беларуси: вместо одних слов добавлены сходные по значению или синонимы. Палата Представителей приняла видоизменения в декабре истекшего года, Совет РБ одобрил их двумя днями позже. Проведенные изменения в Трудовом кодексе РБ 2021 были внесены в исходный вариант от 1999 года, в котором до этого проводились и другие правки (самые крупные – в июле 2019 г.). Новые и предыдущие доработанные формулировки, в издании ТК РБ текущего года, выделены для удобства пользователей цветным шрифтом

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Внесенные поправки не отменили и не дополнили общие положения, утвержденные Законом РБ №219 «Об изменении…», предусматривающим поправки в ТК РБ:

    1. Глава 18-1 добавлена для урегулирования особенностей трудовой деятельности работников, которые находятся на контракте. Правоведы отмечают, что эта поправка закрепила уже существовавшие положения нормативных актов (Декрета президента республики №29, принятого в конце прошлого столетия, Указа белорусского лидера №180, регламентирующего порядок применения Декрета и постановления Совмина республики за №1476).
    2. Отмечены и нововведения, которые касаются правил заключения контрактного договора. Этот документ возможен только при обоюдном согласии договаривающихся сторон при приеме на работу, заключении бессрочного трудового договора или в случаях, предусмотренных ТК, нормативно-правовыми актами республики.
    3. Комментарий к изменениям в области трудового законодательства отмечает позитивные моменты для тех, кто работает по контракту: теперь расширен список категорий работников, которым полагается компенсация в материальном выражении, если происходит расторжение заключенного соглашения, нарушающего трудовое законодательство.
    4. Появились новые возможности продления контракта, есть положительные особенности в порядке заключения нового обоюдного обязательства.
    5. Зафиксированы законодательно и другие обязательства работодателя, заключающего контрактный договор – перед беременными женщинами, работающей матерью и добросовестным работником. В каждом конкретном случае он не может разорвать контракт, пока не закончится отпуск по уходу за ребенком, малышу не исполнится 5 лет. Положение о добросовестном работнике касается человека, которому до получения пенсии осталось порядка 2-х лет.

    Обращение к кодексам, которые приняты государством, как нормы правового урегулирования, производится не только работодателем и работником, но и руководством предприятия или организации, судебными инстанциями, другими надзорными органами. Кодексы, обеспечивающие законность происходящих процессов, содержат вариабельные нормы в конкретной сфере.

    Трудовой кодекс Республики Беларусь 2021 с изменениями и дополнениями может применяться в изменении трудового договора или его прекращении, определении взаимообязанностей нанимателя и наемного работника. Это – документ, к которому обращаются при установлении оплаты труда и размеров удержаний, проведении исчисления среднемесячного и среднедневного заработка. В ТК РБ можно посмотреть нормы труда и сдельные расценки. Он содержит перечень, объяснение, условия и размер всех гарантий и компенсаций от государства или работодателя. В нормативно-правовом документе закреплены перерывы в ежедневной трудовой деятельности, порядок предоставления выходных, отпусков, дней отдыха в государственные праздники Беларуси.

    Здесь регламентировано параллельное с трудовой деятельностью получение образования и повышение квалификации. Есть охрана труда, дисциплинарная ответственность за нарушения. Особенное внимание уделяется урегулированию норм труда контрактников, женщин, молодежи и инвалидов, надомных и сезонных работников.

    Политическая ситуация в стране в 2020 году привела к возникновению некоторых норм трудового кодекса, более плотно регулирующих отсутствие работника на работе в связи с отбыванием административного взыскания, призывом к проведению забастовок и прочим моментам.

    Так, например, в статье 42 Трудового кодекса появились дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя:
    — отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей (это является однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей). Комментарий: каким образом нарушение трудовых обязанностей работником связано с отсутствием из-за отбывания административного взыскания мне понять сложно, ведь это подразумевает уважительность причины отсутствия. То есть работник физически не может исполнить свои трудовые обязанности;
    — принуждения работников к участию в забастовке, создания другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыва работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;
    — участия работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин.
    Комментарий. Понятно, что данные нормы введены для возможности быстро и в одностороннем порядке прощаться с работниками, которые совершили указанные выше действия.

    Поскольку в основной своей массе на основании статьи 46 Трудового кодекса расторжение трудового договора по инициативе нанимателя осуществляется с предварительым уведомлением профсоюза, то указанные выше новые случаи статьи 42 Трудового кодекса естественно исключены из необходимости согласования или уведомления.

    В статье 47 Трудового кодекса появилось новое дополнительное основание прекращения трудового договора: нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

    Статья 49. Наниматель имеет право при выявлении нарушения работником производственной, исполнительской или трудовой дисциплины, которое может причинить нанимателю ущерб, отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей. Теперь наниматель имеет право отстранять от работы также и работников, которые призывают других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

    Статья 199. Наниматель обязан до применения дисциплинарного проступка затребовать у работника объяснения, поскольку работник может предъявить уважительные причины нарушения трудовых обязанностей, которые исключат возможность применения дисциплинарного проступка. Отказ работника от дачи объяснения не являлся препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Теперь, не только отказ работника, но и просто невозможность по какой-либо причине получить от работника объяснения, не являются препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Статья 388 по поводу забастовки. Добавлена новая норма: при проведении забастовки запрещается выдвижение политических требований.

    Теперь решение областного (Минского городского) суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении подлежит немедленному исполнению с даты принятия решения, а не после вступления его в законную силу, как было предусмотрено ранее.

    Статья 108 Трудового кодекса. Раньше общий размер абсолютно всех удержаний из заработной платы работника составлял не более 20%, а в случаях исполнительного производства — не более 50% причитающейся к выплате работнику заработной платы. Теперь в этот общий размер не входят налоги и обязательные страховые взносы, которые взыскиваются в любом случае и сверх указанных процентов удержания.

    Осужденные к пожизненному заключению, лишению свободы и иные подобные категории лиц раньше имели свой установленный минимальный процент заработка, который должен оставаться после всех удержаний. Теперь такие категории лиц подпадают под общие нормы статьи 108 Трудового кодекса.

    • Запрещено заключать контракты с иностранцами
    • Памятка для поиска ветеринарного склада
    • Изменения в Закон о рекламе 08.07.2021
    • Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси

    Первая статья Кодекса определяет трудовой договор – как соглашение между работодателем и сотрудником, которое обязует нанимателя предоставлять задачи для выполнения, достойные рабочие условия и своевременное начисление заработной платы, а сотрудника – выполнять поставленные задачи в соответствии с занимаемой должностью и выдерживать трудовую дисциплину.

    Сторонами договора выступают работодатель и сотрудник.

    Работодатель (наниматель) – организация или индивидуальный предприниматель, который обладает правом заключения и расторжения трудовых договоров.

    Сотрудник – лицо, взаимосвязанное с работодателем на условиях указанных в заключенном трудовом договоре.

    Статья 11 Трудового Кодекса РБ определяет права сотрудников:

    1. На основании 41-й статьи Конституции правом на труд, как один из ключевых способов утверждения личности человека, наделен каждый гражданин Республики Беларусь;
    2. Отстаивание своих финансовых и общественных привилегий (в том числе, вступление в профсоюзы);
    3. Членство в собраниях и сопричастность к управлению предприятием;
    4. Достойная и своевременная оплата осуществленной работы, в соответствии с ее качеством и количеством;
    5. Регулярный отдых (ежедневный/еженедельный), а также установленный договором отпуск;
    6. Социальное страхование, пенсия, а также финансовая поддержка в случае профессиональной травмы (заболевания), инвалидности или утери работы;
    7. Невмешательство в личную жизнь;
    8. Защита (в том числе, судебная) прав, определенных ТК РБ и другими правовыми документами.

    Палате Представителей Национального Собрания РБ уже представлен проект нового Закона, касающегося внесения дополнений в ТК РБ. В виде законопроекта он предлагает уточнить главу Кодекса, описывающую условия расторжения договора по желанию работодателя, уточнить определение трудовой дисциплины, установить законодательное право нанимателя обращаться за характеристикой с прежнего места работы потенциального сотрудника, а также добавить главы, описывающая нюансы трудовых взаимоотношений между сторонами, заключившими контракт.

    Однако это пока лишь проект возможного будущего закона, и данные изменения в Трудовой Кодекс еще не внесены.

    О нас

    Реклама

    Карта сайта

    Общие правила форума

    Использование материалов

    Пользовательское соглашение

    Политика конфиденциальности

    Трудовой кодекс, как системный свод правовых положений о труде, имеет приоритетное значение перед иными принятыми в стране законами, относительно взаимоотношений работников и работодателей. Сюда относятся:

    • Конституция Беларуси;
    • Трудовой кодекс РБ;
    • нормативно-правовые акты, принятые организациями и имеющие локальный характер;
    • трудовые договоры.

    Ныне действующий ТК РБ был принят Правительством и подписан Президентом Беларуси в 1999 году. Изменения, которые произошли в документе в последний раз, вступили в силу в 2014 году и касались деятельности ИП, спортсменов-профессионалов и охраны труда.

    Комментарии к законодательству

    • взаимоотношения, возникающие между нанимателем и наемными работниками, когда подписывается трудовой договор;
    • процесс, связанный с подготовкой и обучением производственных работников;
    • деятельность профсоюзов и других объединений;
    • вопросы, касаемо обеспечения населения рабочими местами;
    • соцстрахование;
    • ведение коллективных переговорных процессов;
    • контроль над выполнением законодательных нормативов, прописанных в Трудовом кодексе;
    • споры, появляющиеся между работниками, заключившими трудовой договор.
    • вопросы регулирования трудовых отношений;
    • определение и защита обоюдных прав и обязанностей наемников и нанимателей;
    • вопросы по налаживанию общественного взаимодействия нанимателей и работников с госструктурами.

    Обязанности нанимателя и наемного работника

    В статье 1 кодекса о труде регулируются вопросы, относительно трудовых договоров. Этот документ представляет собой соглашение, которое подписывает работодатель и наемный сотрудник. Он обязует работодателя:

    • давать работникам задачи для исполнения;
    • обеспечивать сотрудникам необходимые условия на рабочих местах;
    • своевременно начислять зарплату.
    • своевременно выполнять поставленные перед ним задачи согласно его должности;
    • следовать нормам и правилам трудовой дисциплины.

    Права нанимателей

    Согласно статье 12 ТК РБ, работодатель имеет право:

    • заниматься вопросами заключения и расторжения трудовых договоров с наемными служащими по нормам, прописанным в Трудовом кодексе и законодательных актах;
    • требовать от сотрудников выполнения пунктов, прописанных в трудовом договоре, и внутреннего режима;
    • решать вопросы, касаемо поощрения работников за их труд;
    • наказывать сотрудников (дисциплинарно или материально) по правилам, прописанным в трудовом кодексе;
    • вести переговоры с коллективом и заключать с ним соглашения и контракты;
    • образовывать и вступать в объединения работодателей;
    • подавать иски в судебные инстанции, чтобы защитить собственные права.

    Согласно статье 11 ТК РБ, наемный работник имеет право:

    • выбирать профессию, род деятельности, трудится в соответствии со своими способностями, призванием, профподготовкой;
    • быть здоровым и иметь безопасные условия труда;
    • защищать социальные и экономические права и интересы;
    • принимать участие в собраниях и управлении организацией;
    • получать вознаграждение за свой труд по его количеству, качеству и значению, однако не менее того уровня, что обеспечивает семье работника достойную жизнь;
    • отдыхать каждый день, каждую неделю, в том числе в праздничные дни и во время отпуска;
    • на социальное страхование при профзаболевании или телесного увечья, обеспечение к пенсии;
    • на уважительное отношение и не вторжение в частную жизнь;
    • защищать свои права в судебном порядке.

    Трудовой кодекс снова изменят. Что предлагают?

    Летом текущего года ТК РБ претерпел некоторое редактирование. Среди изменений – работодателям разрешается временно (до полугода) переводить сотрудников с их согласия на иную работу, а также к другому работодателю. Теперь мужчинам, у которых родился ребенок, разрешается брать неоплачиваемый отпуск сроком до 14 дней. Белорусы, находящиеся в отпусках, могут трудиться по совместительству полный рабочий день. Изменения вступят в силу через полгода после официальной публикации документа.

    Как стало известно, Палата Представителей Национального Собрания получила разработку нового Трудового кодекса, куда внесен ряд дополнений.

    В законопроекте предусмотрено несколько новых глав, в которых:

    • уточняются условия прекращения трудового договора по инициативе нанимателя;
    • определяются нормы трудовой дисциплины;
    • устанавливается право работодателя обращаться на прежнее место работы сотрудника за характеристикой;
    • описываются нормы трудовых отношений между участниками, которые заключили контракт и пр.

    Будем надеяться, что трудовое законодательство станет более гибким.

    • Указ 447 от 22.11.2021 — новые льготы по электромобилям 23.11.2021
    • Валютный заем возвращен на карту BYN. Что с подоходным? 23.11.2021
    • План выборочных проверок на 1-е полугодие 2022 года сформирован 23.11.2021
    • Прогноз цен на бухгалтерские услуги 23.11.2021
    • Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
    • Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
    • Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
    • О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
    • Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
    • Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
    Номер документа: 296-З
    Дата принятия: 26/07/1999
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2000
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 07/05/2021 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы № 98-З от 07/05/2021
    Вступила в силу с: 15/11/2021


    Редакция от 06/01/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам исполнительного производства № 90-З от 06/01/2021
    Вступила в силу с: 15/07/2021


    Редакция от 28/05/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам трудовых отношений № 114-З от 28/05/2021
    Вступила в силу с: 30/06/2021


    Редакция от 18/07/2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 219-З от 18/07/2019
    Вступила в силу с: 28/01/2020


    Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов № 124-З от 17/07/2018
    Вступила в силу с: 26/01/2019


    Редакция от 13/11/2017, принята документом Закон Республики Беларусь О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений № 68-З от 13/11/2017
    Вступила в силу с: 29/11/2017


    Редакция от 24/10/2016, принята документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
    Вступила в силу с: 16/05/2017


    Редакция от 04/06/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам альтернативной службы № 277-З от 04/06/2015
    Вступила в силу с: 01/07/2016


    Редакция от 15/07/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О борьбе с коррупцией № 305-З от 15/07/2015
    Вступила в силу с: 24/01/2016


    Редакция от 08/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства… № 238-З от 08/01/2015
    Вступила в силу с: 12/07/2015


    Редакция от 01/07/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы) № 171-З от 01/07/2014
    Вступила в силу с: 09/10/2014


    Редакция от 24/04/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы № 134-З от 24/04/2014
    Вступила в силу с: 04/08/2014


    Редакция от 08/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь № 131-З от 08/01/2014
    Вступила в силу с: 25/07/2014


    Редакция от 05/01/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О коммерческой тайне № 16-З от 05/01/2013
    Вступила в силу с: 11/07/2013


    Редакция от 30/12/2010, принята документом Закон Республики Беларусь О внешней трудовой миграции № 225-З от 30/12/2010
    Вступила в силу с: 12/07/2011


    Редакция от 31/12/2009

    Постановление Министерства обороны Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке материального стимулирования и оказания материальной…»

    Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для…»

    Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О равных гарантиях реализации права граждан на защиту от безработицы»

    Что ждет белорусов после изменения Трудового кодекса

    • Охрана труда
    • Пожарная безопасность
    • Услуги и продукция
    • Карта сайта

    В мировой практике уже достаточно отточен способ работы дома, а не в арендуемом руководством офисе. Теперь и Беларусь приобрела такой термин, как дистанционная работа. Главой 25 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что с 2020 года наниматель не обязан для работника оборудовать рабочее место, тем самым есть возможность снизить затраты на аренду многочисленных офисов.

    Что это значит для работника?

    Да в принципе ничего, просто появится возможность не попасть под статью прогула, вы же дома. Главное так же добросовестно выполнять свою прямую работу согласно рабочего график для вашей должности. Трудовой кодекс отпуск так же оговорил для таких работников, все остается на таких же условиях, если бы вы работали в офисе.

    Автор цитаты

    Единственное, статья Трудового кодекса 307 ТК РБ предусматривает, что наниматель и сотрудник самостоятельно в трудовом договоре обязаны каким способом будет производиться обмен документами и деловой информацией связанной с трудовой деятельности.

    Да, теперь Трудовой кодекс Республики Беларусь ст 345 ТК РБ говорит, что если вы ушли в трудовой отпуск на своей основной работе, вы сможете в свой законный отпуск работать по совместительству причем не зависимо на полный рабочий день или на целую смену.

    Данное изменение Трудового кодекса в большей степени интересно для тех, кто находится в отпуске больше 24 дней, а такие работники есть, например учителя.

    Белорусских папы или отчимы получили право в течение первых шести месяцев когда у них родился ребенок, уйти в отпуск сроком не более четырнадцати дней, для того чтобы побыть рядом с новоиспеченной мамой и ребенком. Согласитесь, достаточно правильное решение для семей, где нет возможности кому-то помогать мамочке.

    В этом случае, за сотрудником сохраняется его рабочее место, но зарплаты нет, по своей сути сотрудник берет отпуск за свой счет, без сохранения заработной платы.

    В этой ситуации наниматель обязан по желанию сотрудника, а именно отца (отчима) ребенка предоставить отпуск. Статья трудового кодекса 186 ТК РБ предусматривает возможность коллективным трудовым договором предприятия данный отпуск увеличить или даже оплачивать.

    Трудовой кодекс 2020 года, а именно статьей 263 предусмотрено новшества связанные с женщинами, которые воспитывают детей до трех лет. Итак, теперь женщинам, которые занимаются воспитанием до трехлетнего возраста, разрешено предоставлять служебные командировки и предоставлять возможность поработать выходной и/или праздничный день.

    Интересное решение, так как иногда в работе предприятия возникали трудности с отправкой в командировку нужного работника. Теперь Трудовой кодекс РБ 2020 года с изменениями сделал это возможным, главное получить согласие самой женщины.

    Трудовой кодекс Республики Беларусь

    Достаточно логичное ограничение в направление женщины в командировку коснулось сотрудников, которые связаны с рождением ребенка. Хоть ограничения для матерей, которые воспитывают детей до трех изменения в Трудовом кодексе с 2020 года сняло, но беременную, которая еще не родила и состоит на учете в женской консультации запрещено направлять в командировку.

    Трудовой кодекс Республики Беларусь ст 93 ТК РБ указывает, что удостоверение для командировки утверждает наниматель предприятия от которого отправляется сотрудник в командировку. Раньше бланк удостоверения на командировку была одна для всех предприятий, так как форму устанавливал республиканский орган государственного управления.

    Есть так же условность когда работник уезжает и приезжает из командировки в выходной день. Так, Трудовой кодекс 2020 года по статье 137 ТК РБ указывает, что по приказу наниматель, при наличии желания самого работника, предоставляет ему другой неоплачиваемый день отдыха в течении месяца, следующего за месяцем, в котором работник находился в служебной командировке.

    Давайте озвучим основные изменения в Трудовом кодексе связанные с контрактом. Итак, за два дня до начала отпуска должна производится выплата среднего заработка за время отпуска. В самих же контрактах пропадет пункт о материальной помощи. В контракте должна быть прописана единая минимальная компенсация при досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или контракта.

    Теперь остановимся на нескольких не менее важных изменениях в Трудовом кодексе:


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.