Изменения в закон о банкротстве 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в закон о банкротстве 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Когда появилось банкротство физлиц, судебной практики по этому направлению ещё не было. Ни должники, ни кредиторы не понимали, как должно работать банкротство физлиц. Но люди начали банкротиться, «обкатывая» тем самым процедуру банкротства. Многие вопросы, возникающие в процессе, решались в пользу должников.

А что кредиторы? Они практически ничего не делали. Поначалу они пассивно наблюдали за банкротством своего должника и ничем ему не мешали. Например, раньше в банкротстве гражданина часто не учитывалось совместно нажитое имущество супругов, и кредиторы ничего не делали, чтобы выделить из него долю и взыскать эту долю. На торги выставлялось только имущество должника.

Пока шли первые банкротства, кредиторы сидели тихо не потому, что спокойно относились к списанию долгов. А потому, что не знали, как именно искать имущество должника, оспаривать его сделки, доказывать недобросовестность и подводить к тому, чтобы суд не списал долги.

Но постепенно кредиторы научились «вставлять палки в колеса» и освоили механизмы, позволяющие это делать. Теперь кредиторы — уже не отстранённые наблюдатели за процессом банкротства, а активные участники этого процесса.

Что именно делают кредиторы? К чему надо готовиться тем, кто собирается банкротиться?

Должнику очень важно подать заявление о банкротстве самому. Ведь если это сделают кредиторы, то и финансового управляющего они «выберут». И уж он-то точно сделает так, чтобы у вас были проблемы. Будет искать все, что у вас есть и нет, оспаривать сделки и доказывать вашу недобросовестность. Все это запросто может привести вас к несписанию долгов.

Но если вы подали заявление сами, расслабляться рано. Теперь нередки случаи, когда кредиторы добиваются отстранения «вашего» финансового управляющего от дела и добиваются, чтобы суд утвердил лояльного к ним управляющего.

Ваши интересы уж точно не будут у него в приоритете. И хорошо, если в такой ситуации должник остаётся не один, а с юристами, которые ему помогают в банкротстве. А если нет?

Юристы «БОЛЬШОГО ДЕЛА» отлично знают процедуру банкротства, поэтому для нас не имеет значения, с чьей стороны «пришел» финансовый управляющий. Он обязан соблюдать закон о банкротстве, быть объективным и беспристрастным, он не имеет права «тянуть одеяло» на кредиторов. Если лояльный кредитору финансовый управляющий начнёт действовать против вас, трактовать ваши действия предвзято, мы быстро примем меры. Он поймёт, что с вами шутки плохи, и нарушения ваших прав не останутся без реакции. Серьезное нарушение прав должника грозит финансовым управляющим скверными последствиями, вплоть до лишения статуса ФИ (что по сути означает запрет на профессию). Записаться к юристу

За несколько лет кредиторы, кажется, изучили все схемы, которые применяют должники для вывода имущества. Тем более схемы эти — топорные. Все эти продажи квартир маме, папе, брату, переоформление недвижимости на жену или мужа — все это кредиторы отлично знают.

Должнику может казаться, что он все продумал и не «подкопаешься». Некоторые должники возмущаются «я ведь ни в чём не нарушал закон! Разве я не имею права продать свою квартиру своей матери?». Да, это законно. Но это не значит, что такую сделку нельзя отменить в суде. Кредиторы исследуют все сделки, которые должник совершал за 3 года до начала банкротства. И если находят хоть малейшую зацепку, пытаются эти сделки отменить.

Не устаем повторять: ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно прятать имущество до банкротства. Вы можете наделать ошибок, которые потом будет очень трудно или даже невозможно исправить. На кону — ваше имущество и шанс списать долги через банкротство.

Извините, но мы Вас не узнали…

У банков есть штат юристов, они умеют искать имущество, знают, какие аргументы убедят суд в вашей недобросовестности, знают, как выставить ваши действия в дурном свете. Тягаться с ними непросто.

Но до борьбы с кредиторами ещё дойти надо. Собрать документы, правильно составить заявление и подать его в суд. А потом ходить на заседания. Вы уверены, что сможете убедительно противостоять в суде юристу банка, который годами занимается делами о банкротстве?

Юристы БОЛЬШОГО ДЕЛА сами ходят во все заседания суда. Хотя мы так хорошо готовим документы, что судьи, бывает, сами говорят нам, что можно даже не приходить — дело и без нашего присутствия пойдёт как по маслу.

Очевидно, что кредиторы сильнее должника — юридически, финансово и т. д. Однако это не значит, что они все делают правильно, не совершают ошибок и не способны схитрить. На то и нужен юрист по банкротству, который владеет ситуацией, предугадывает действия кредиторов и будет готов к любой их «выходке».

Своё банкротство лучше доверить юристам, которые специализируются в этой области. То есть регулярно помогают гражданам банкротиться, владеют актуальной судебной практикой и в курсе всех изменений в законодательстве.

Мы в «БОЛЬШОМ ДЕЛЕ» одни из первых в России стали помогать гражданам списать их долги (с 2015 года). Наши юристы активно практикуются и знают, как помочь клиенту, даже его ситуация — нестандартная.

Не стоит «вестись» на рекламные заголовки «Спишем долги! Гарантия — 100%». Посудите сами, как юрист может дать гарантию, если он вас в глаза не видел, а тем более не знает все обстоятельства вашего дела? Да и решение принимает судья, а не юрист. Добросовестные юристы не дают таких обещаний.

Мы в БОЛЬШОМ ДЕЛЕ работаем совершенно иначе. Сначала мы изучаем ситуацию и понимаем, спишет суд долг или не спишет.

Не спешите радоваться, когда увидите объявление с очень низкими ценами на услуги юристов по банкротству. Обычно выясняется, что эти юристы, например, только документы собирают, а в суд не ходят. Или не выполняют какую-то еще необходимую часть работы.

Банкротство под ключ с грамотными юристами не может стоить дешево. Зато позволит сохранить ваше имущество и списать долги.

Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

Большое количество поправок вносится в процедуру выбора арбитражных управляющих (АУ). С принятием изменений их работу будут оценивать с применением системы баллов. Эти коэффициенты будут начисляться за эффективность принятых решений, которые управляющий предлагает в ходе банкротства.

Например, за каждый план реструктуризации, который будет доведен до логического завершения. За исполненные мировые соглашения, за удачную реализацию имущества.

СРО также будут получать рейтинг. Его будут считать, исходя из среднего арифметического значения баллов, полученными за проведение процедур по банкротству всех управляющих, входящих в конкретную организацию. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.

СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является факт проведения 10 процедур списания долгов.

Управляющие будут назначаться на процесс, опираясь на показатели рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить на процесс как минимум одного кандидата, после чего выбор из них проведет компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять свой статус.

Банкротство физических лиц планируют усложнить в 2022 году

И самое главное изменение, которое предлагает Минэк, касается суммы выплат вознаграждения для финуправляющего.

Предполагается, что вместо 25 тыс. рублей за каждую процедуру должник после принятия закона должен будет заплатить 100 тыс. руб. В этой инициативе видна рука «банковского лобби». Именно отечественные банки неоднократно заявляли, что процедура банкротства физ. лица для российского гражданина получается слишком простой и дешевой. От этого люди и не чувствуют свою ответственность за то, что они бесконтрольно берут новые кредиты и займы.

Конечно, если эта инициатива будет одобрена Думой в общем пакете поправок, то списать долги в России гражданину станет существенно дороже и сложнее.

17 мая 2021 года в Госдуму наконец-то поступил согласованный вариант поправок в закон «О банкротстве». Большинство нововведений касается процедуры признания несостоятельными юридических лиц, но есть новости и для должников — физлиц. Принять поправки планировалось в ускоренном режиме в течение месяца. В данный момент комитеты формировали свои отзывы и возражения на внесенные предложения.

Но в итоге принятие поправок отложено — их должна рассмотреть Госдума нового созыва. Впрочем, и после того, как состав новой Думы будет утвержден, поправки имеют все шансы пройти все три необходимых чтения очень быстро.

Что может измениться для физических лиц — должников, решивших обратиться за списанием долгов? Глобальных новшеств три — меняется система работы (соответственно, и назначения) финансовых управляющих, в корне будет перекроена организация торгов имуществом банкрота и водятся новая очередность удовлетворения требований должников. О планируемых изменений для финуправляющих мы написали выше.

Подробнее остановимся на торгах и очередности требований кредиторов.

Торги. Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение или понижение) в течение дня.

Поправки в закон предполагают введение так называемой системы англо-голландских аукционов, в которых используется принцип «качели». То есть стоимость предмета может резко меняться во время проведения торгов. За одну торговую сессию можно будет проводить торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, то на том же аукционе начать торги на понижение стоимости имущества.

Стоимость будет снижаться, пока не выявится лицо, желающее приобрести имущество именно за обозначенную при падении цену. Такая модель будет способствовать снижению времени общего этапа торгов и реализации имущества должника.

Сейчас торги при банкротствах могут длиться около года. Действующие в настоящее время правила не разрешают проводить в течение одной сессии продажу с повышением, так и с понижением цены.

Очередность удовлетворения требований. Сейчас в законе «О банкротстве» установлены три очереди требований. Проект предусматривает формирование 8 очередей удовлетворения реестровых требований.

Поправки, в случае из принятия Думой, Советом Федерации и подписания президентом, будут вводиться в действие поэтапно, в течение одного года.

Процедура банкротства физических лиц помогает гражданам избавиться от непосильных долгов, а кредиторам — списать бесперспективные задолженности, а при возможности получить денег с должника за счет реализации его имущества.

И если поначалу спорные моменты возникали регулярно, то с расширением судебной практики и выходом пояснений от ВС России процедура признания граждан банкротами стала понятной и предсказуемой. Рассмотрим, что принесли нам последние изменения в закон о банкротстве граждан, и как они отразятся на процедуре признания неплатежеспособности в дальнейшем.

На первый взгляд, плюсов достаточно много. Тут и предложенный порядок – подать заявление в МФЦ гораздо проще, чем обращаться в арбитражный суд, а отсутствие необходимости в финансовом управляющем экономит минимум 100 тыс. рублей. И бесплатность процедуры – воспользоваться ей смогут все, отсутствие доходов и сбережений больше не станет проблемой для признания банкротства. И сами последствия, которые наступят в результате – все заявленные гражданином долги будут признаны безнадежными и списаны.

1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:

  1. Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
  2. В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).

Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.

Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:

  • Должник 1 группы – 100 000 рублей;
  • 2 группы – 300 000 рублей;
  • 3 группы – 500 000 рублей.

Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов. То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже. Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.

Что было, что будет: шесть аспектов законодательства о банкротстве

Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.

Цель инициатора реформы Минэкономразвития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.

Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.

Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.

Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.

Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.

Например, Совет по кодификации считает, что в проекте нужно прописать возможность утверждения плана реструктуризации задолженности решением суда, а Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает обязательно согласовывать план реструктуризации с должником, даже если совет кредиторов одобрил его большинством голосов.

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэкономразвития?

Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:

  • — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
  • — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
  • — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
  • — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.

Кроме того, должны выполняться и следующие требования:

  • — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
  • — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
  • — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).

— Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.

— Во время процедуры банкротства формируется конкурсная масса (имущество, денежные средства, которые могут удовлетворить требования кредиторов в какой-то части). Зарплата и пенсия также входят в конкурсную массу, но важно отметить, что должнику остаются денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на членов его семьи, — рассказала Екатерина Кузнецова.

До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.

«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.

Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.

Предлагается, чтобы сведения о конкурсной массе раскрывались в единой информационной системе о торгах, а торги проводились посредством введения англо-голландского аукциона (торгов — «качелей»).

Кроме того, реформа предусматривает введение двух новых процедур потребительского банкротства — упрощенной и внесудебной, добавляет замминистра. Они направлены на повышение доступности института потребительского банкротства для граждан, находящихся в затруднительном положении.

Изменения в закон о банкротстве физических лиц делят банкротов на группы, и для каждой установлен индивидуальный размер вознаграждений финансовому управляющему (арбитражному управляющему).

Что планируют законодатели:

  • банкротам из первой категории (то есть физ.лицам) придется заплатить управляющему 100 тысяч рублей. Напомним, сейчас ставка финуправляющего 25 тыс. рублей за процедуру;
  • размер платежа для банкротов второй категории составит 300 тысяч рублей;
  • банкротам третьей категории придется заплатить арбитражному управляющему 500 тысяч рублей.

Также новый проект закона предусматривает изменение размера вознаграждения арбитражного управляющего за проведение реализации имущества. Сейчас это 7% от вырученных денег. После вступления поправок вознаграждение управляющего будет зависеть от стоимости имущества должников:

  • до 1 млн рублей — 10%;
  • от 1 до 10 млн рублей — 7%;
  • от 10 до 100 млн рублей — 5%;
  • более 100 млн рублей — 2%.

Стоит признать, новые изменения в законе №127-ФЗ не несут ничего хорошего для физических лиц — стоимость банкротства возрастет на 75 тысяч рублей. А если есть имущество для продажи (машина, дача, гараж, катер), то и процент, который он будет удерживать с выручки, вырастет.

Бесплатная консультация0 ₽

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Поправки в закон о банкротстве поделят арбитражных управляющих на 3 группы, соответствующих группам банкротов, и введут балльную систему рейтинга. Она затронет как финуправляющих, так и саморегулируемые организации (СРО). Рейтинг СРО будет зависеть от суммы баллов участников этой организации.

Создадут специальный Государственный регистр арбитражных управляющих, в котором будут храниться сведения о баллах. Новые изменения в закон о банкротстве введут иную схему выбора финуправляющих, исключающую, по задумке законотворцев, их договорные назначения:

  1. В Регистре размещают сведения о банкротстве физического лица, ИП или организации.
  2. СРО делают ставки, используя имеющиеся у них баллы.
  3. Система автоматически рассчитывает средний балл для участия, затем отсеет СРО с низкими ставками.
  4. Из оставшихся участников выбирается случайная СРО, из членов которой и будет назначен финуправляющий.

Сейчас должники сами выбирают СРО для своей процедуры, что дает возможность заранее согласовать кандидатуру опытного и порядочного финуправляющего. По новому закону в заявлении нужно будет только указать на группу СРО (для физ.лиц — первая группа), а кандидат будет выбираться абсолютно рандомно.

Хорошая новость. Чтобы навести порядок и повысить ответственность, Минэкономразвития хочет в 4 раза увеличить размер компенсационных фондов и ограничить число участников СРО.

Внесудебное банкротство станет доступно гражданам с долгами до 1 млн руб.

План реструктуризации долгов, согласно Проекту (п. 72 ст. 1), должно одобрить собрание кредиторов, и утвердить суд. Далее в деле о банкротстве появится антикризисный управляющий.

В течение четырёх месяцев с даты введения процедуры банкротства должник обязан предложить план реструктуризации долгов. В нём нужно обосновать возможность восстановления платёжеспособности юридического лица.

Обосновать платёжеспособность компании можно следующими способами:

  • путём реорганизации должника;
  • продажи предприятия или части имущества;
  • порядка и объёма исполнения обязательств;
  • изменений условий залога.

В плане нужно предусмотреть полное погашение задолженности по текущим платежам и требований кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты утверждения. Предложить свои планы также смогут учредитель или участник банкрота, конкурсные кредиторы и управляющий (п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Срок реструктуризации не может превышать четырёх лет со дня утверждения плана. Однако кредиторы могут продлить его ещё на четыре года. Для этого потребуется созвать общее собрание (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

4 правила реструктуризации долгов! После введения процедуры:

  1. Ранее наложенные аресты и другие ограничения на имущество должника снимаются.
  2. Нельзя распределять прибыль между участниками и учредителями, не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
  3. Учредитель должника не сможет получить действительную стоимость доли.
  4. Не начисляются проценты и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей (ст. 64 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

После введения поправок назначить «своего» управляющего уже не получится. В новом законопроекте предусмотрены меры по борьбе с контролируемыми банкротствами. Управляющего предложено выбирать случайным образом на основе рейтинга (ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта). При этом, оплата управляющему будет фиксированной и зависеть от длительности процесса банкротства. Чем дольше длительность процесса, тем меньше получит управляющий (п. 23 ст. 1 Проекта).

Согласно проекту поправок, на продажу можно будет выставлять как весь имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, так и имущество должника по частям. При этом, реализовать имущество должника следует в максимально короткий срок, с минимальными расходами и по наиболее высокой цене.

В порядке продажи имущества должника появятся два правила:

  • если предприятие должника не удалось продать на первых торгах, то после этого подлежит реализации по частям имущество должника, начиная с новых первых торгов;
  • исчисление сроков, установленных для продажи имущества, начинается заново.

Объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться на специальном сайте за 30 дней до начала торгов. Такая мера поможет привлечь к торгам больше покупателей из числа как юридических, так и физических лиц (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Сами торги предлагают проводить путём последовательного поэтапного повышения (или понижения) на один шаг цены. На одном этапе разрешается представить только одно предложение о цене, равной цене данного этапа. Эксперты полагают, что такая мера притормозит резкое удешевление активов в ходе торгов (сейчас в среднем активы при банкротстве продаются в 4-5 раз ниже рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают порядка 5% задолженности).

Напомним, что с 6-го апреля 2020 года (в течение шести месяцев) по заявлениям кредиторов суды не возбуждают дела о несостоятельности юридических лиц, даже если на этот момент все условия банкротства организации налицо.

В период действия моратория некоторые должники могут получить судебную рассрочку. Это должники – ИП, в отношении которых введена процедура реструктуризации долгов гражданина; должники – юридические лица, в отношении которых введена процедура наблюдения. Все они могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки в срок не ранее даты проведения первого собрания кредиторов (п. 3.1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)).

Для получения рассрочки необходимо соответствовать пяти условиям:

  1. Доходы должника за отчетный период календарного года, в котором возбуждено дело о банкротстве, на 20% ниже доходов за аналогичный период предыдущего календарного года
    В случае, если на момент возбуждения дела о банкротстве должника не истек ни один отчетный период, сравниваются доходы должника за 2 года, предшествующие году возбуждения дела о банкротстве.
  2. Отсутствует задолженность по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также задолженность по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
  3. Собрание кредиторов приняло решение не заключать мировое соглашение или воздержалось от принятия такого решения.
  4. Отсутствуют заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные до даты введения моратория и возвращенные арбитражным судом в соответствии с п. 2 ст. 9.1.
  5. Заявление Должника о признании его банкротом подано не ранее чем через 1 месяц после даты введения моратория.

Инициировать процедуру банкротства организация может самостоятельно.

Для этого компании следует отказаться от применения в отношении нее моратория, подав соответствующее письменное заявление. Начать же процедуру банкротства юридического лица можно будет после того, как это заявление будет опубликовано.

Сразу три процедуры банкротства из пяти существующих ожидают отмены. Речь идет о наблюдении, внешнем управлении и финансовом оздоровлении. Это так называемые «оздоровительные» процедуры, конечной целью которых является не ликвидация предприятия, а восстановление его платежеспособности. Авторы законопроекта прямо и недвусмысленно называют причины такого решения – низкая эффективность и редкое применение. «Сами должники не рассматривали данные процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем» – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Таким образом, оздоровительная процедура останется только одна – реструктуризация долгов. Она будет применяться как к организациям, так и к физическим лицам (ранее реструктуризация долгов предусматривалась только для банкротов-граждан). План реструктуризации, как и прежде, смогут подготовить сами должники. Однако в предложенной редакции появилось важное уточнение – должник обязан предложить план реструктуризации долгов в установленный срок.

Право трансформировалось в обязанность. Свои варианты планов смогут представить и иные лица, их круг расширяется, – конкурсный кредитор, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников, органы государственной власти и третьи лица. Утверждение плана авторы законопроекта относят к компетенции собрания кредиторов. И только после утверждения кредиторами план проверяется судом на соответствие требованиям законодательства о банкротстве.

Предполагается, что процедуру реструктуризации постигнет та же судьба, что и другие оздоровительные процедуры. Применение останется столько же редким, а цель ее распространения и на юридических лиц – лишь попытка уйти от чисто ликвидационного подхода к банкротству, при котором возможность восстановления бизнеса даже не рассматривается в качестве сценария.

Еще одним интересным предложением авторов законопроекта стала возможность суда самостоятельно перейти к реабилитационной (оздоровительной) процедуре, в обход решения собрания кредиторов. Напомним, что в компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения о введении последующей процедуры банкротства, в том числе и оздоровительной. Кредиторы на основании документов, представленных арбитражным управляющим, самостоятельно голосуют за введение ликвидационной процедуры (в таком случае кредиторы рассчитывают на погашение задолженности за счет продажи имущества) или оздоровительной, предусмотрев план реструктуризации.

Данное нововведение моментально было подвергнуто критике со стороны профессионального сообщества, ведь это возлагает на суд несвойственные ему функции экономической экспертизы. Кроме того, не ясен практический смысл такого положения. Если собрание кредиторов не желает переходить к оздоровительной процедуре – то и не одобрит план реструктуризации. А вот утвердить план реструктуризации без согласия кредиторов суд неправомочен. В этой части предложенный законопроект нуждается в существенных правках.

Актуальное законодательство о банкротстве в настоящий момент предусматривает продажу имущества должника с торгов. Торги проводятся «на повышение» — устанавливается начальная продажная цена, а заинтересованные покупатели могут предложить цену выше, чем установленная. Если торги не состоялись, то предусматривается проведение повторных торгов – и только после того, как повторные торги не увенчались успехом, порядок существенно меняется. Торги проводятся посредством публичного предложения, но уже «на понижение». Организатором торгов (как правило, это арбитражный управляющий) устанавливается количество периодов и шаг снижения цены.

Законопроект вносит существенные коррективы. Предлагается проведение торгов «на повышение» и «на понижение» в рамках одних торгов. Иными словами, при отсутствии желающих купить актив, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. От публичного предложения авторы предлагают вовсе отказаться.

Очевидно, что принципиальное изменение механизма позволит ускорить процедуру проведения торгов и увеличит конкуренцию среди участников. В настоящий момент потенциальные покупатели нередко ждут окончания первых и повторных торгов, чтобы получить возможность приобрести актив по более низкой цене.

Одно из главных нововведений – частичное оставление управления за собственником даже во время банкротства. Это означает, что в ходе процедуры реструктуризации долгов все полномочия по управлению не будут автоматически отдавать управляющему. Законопроект предусматривает несколько сценариев управления: сохранение право назначать руководителя за учредителями и участниками должника или передача таких полномочий собранию кредиторов. Также возможно установить двоевластие — то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, один из них будет выбран собственниками бизнеса, а второй – кредиторами. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.

Минэкономразвития, критикуя существующую систему, предлагает назначение арбитражного управляющего посредством случайного выбора. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих уведомляются о начале процедуры отбора на конкретную процедуру. СРО в свою очередь вправе выдвинуть свои кандидатуры путем предложения суммы баллов, которые они готовы отдать за данную процедуру. Уже выбранное СРО предлагает кандидатуру управляющего из числа своих членов. Важно, чтобы рейтинг управляющего и количество баллов, имеющихся у него, соответствовали баллам в заявке от СРО.

Очевидная цель нововведения – не допустить «контролируемого» банкротства, при котором арбитражный управляющий целиком воплощает волю мажоритарного кредитора, создать прозрачную процедуру отбора. Глобально это означает, что кредитор, подавший заявление не сможет назначить «лояльного» арбитражного управляющего в угоду своим интересам. Тем не менее, при таких условиях выгода стать заявителем по делу о банкротстве снижается до нуля. Если сейчас кредиторы осуществляют борьбу за данное право, то в условиях принятия законопроекта интерес будет потерян.

Подводя итоги, законопроект призван разрешить следующие проблемы – уход от ликвидационного подхода к банкротству и повышение эффективности реабилитационных процедур, обеспечение независимости арбитражного управляющего. Пока затруднительно ответить, чьим интересам больше отвечают нововведения – интересам должников или кредиторов. Однако очевидно, что предлагаемые меры существенно повлияют на их статус, ведь в случае их принятия – институт банкротства фундаментально трансформируется.

Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России

Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.

1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.

Сейчас закон с изменениями в последней редакции позволяет физическим лицам инициировать процедуру банкротства как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебное банкротство физлиц регулирует параграф 5 действующей редакции закона. При этом в статье 223.7 сказано, что процедура внесудебного банкротства является бесплатной. Порядок банкротства в судебном порядке описан в п. 1-32 ст. 213 параграфа 1.1 X главы закона.

Инициация процедуры банкротства физлица останавливает начисление процентов, пеней и штрафов. А по окончании процедуры долг списывается. Коллекторы прекращают работу. Судебные приставы закрывают исполнительные производства, снимают аресты и запреты.

Начать банкротство гражданин РФ может при наличии определенных признаков:

  • долг от 50 тысяч рублей;

  • просрочка от 3 месяцев;

  • отсутствие возможности оплатить долг.

Если долг превышает 500 тысяч рублей, и нет возможности платить, то гражданин обязан начать процесс банкротства. При меньшей сумме задолженности есть право на объявление себя банкротом, но не обязанность. При этом гражданин должен доказать свою неплатёжеспособность.

  • О компании
  • Продукты
  • Клиенты
  • Лицензии

Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2021 года, меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.

Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».

Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.

Минфин предложил изменить процедуру банкротства россиян

Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.

Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:

  • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
  • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
  • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):

  • 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
  • 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.

*в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.

Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.

Если законопроект будет принят, то в процедуру банкротства будут внесены два основных изменения:

  1. Вводится система рейтинга для оценки эффективности работы арбитражных управляющих.
  2. Изменится система назначения арбитражного управляющего.

Стоит отметить: арбитражный управляющий — обязательное лицо в процедуре банкротства физлица. Без его участия банкротство не может состояться.

Система рейтинга арбитражных управляющих позволит оценивать качество работы каждого специалиста.

  • Общее число завершенных процедур.
  • Процент и сумма удовлетворенных требований кредитора.
  • Стоимость продажи имущества должника.
  • Скорость проведения процедуры.

Нарушения, допущенные специалистом в ходе процедуры, будут негативно сказываться на рейтинге. За каждое назначение управляющего в процедуру рейтинг будет снижаться на определенное количество баллов.

Благодаря новой системе, управляющие с большим рейтингом будут иметь возможность получать большее количество денег за свой труд. Назначение будет вестись двумя способами:

  • Первый вариант является своего рода аукционом. За назначение количество баллов снижается. Поэтому на данном этапе учитывается рейтинг управляющих, заработанный в предшествующих процедурах. Назначение получает тот специалист, который готов потратить больше баллов рейтинга. Если несколько финансовых управляющих предложили одинаковое число баллов, система выбирает одного из них случайным образом.
  • Если на первом этапе управляющий не был заявлен, то используется второй способ. В таком случае система автоматически выбирает арбитражного управляющего среди всех действующих специалистов.

Заработок арбитражного управляющего зависит от финансового положения и имущества должника. Например, владелец ипотечной квартиры вызовет больший интерес для финансового управляющего, поскольку за продажу недвижимости специалист получит процент от ее стоимости. Если должник не имеет имущества, то работа с ним не так выгодна для него.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.