Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей налогового учета на 2022 год образец УСН». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
\n\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\n\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\n\n
Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры
\n\n
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
\n\n
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
\n\n
\n\n\n\n
СПРАВКА
\n\n\n
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
\n\n\n\n\n
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
\n\n
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Новое в учетной политике на 2022 год
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Стандарты устанавливает требования к порядку учета основных средств и капвложений. С вступлением в силу этих стандартов старое ПБУ 6/01 перестает действовать.
В учетной политике отражают способ перехода на новые стандарты:
Ретроспективный — данные за предыдущие годы пересчитываются так, как будто стандарты действовали и ранее.
Перспективный — данные корректируют по состоянию на 01.01.2022.
ФСБУ 6/2020 позволяет организации самостоятельно установить стоимость, с которой объект будет считаться основным средством или выбрать месяц, с которого стартует начисление амортизации (месяц, когда объект приняли к учету, или следующий за ним).
Дорогостоящее техобслуживание по новому стандарту нужно признавать отдельным объектом ОС.
Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
Переоценка проводится одним из двух способов: пересчет первоначальной стоимости и накопленной амортизации или уменьшение первоначальной стоимости на накопленную амортизацию и пересчет до справедливой стоимости.
По ФСБУ 26/2020 в сумму фактических затрат при учете капвложений включают оценочное обязательство по будущему демонтажу (утилизации) и восстановлению окружающей среды. Если с поставщику платили с отсрочкой более года, то стоимость капвложений отражают с учетом дисконтирования. Организации, которые вправе вести учет упрощенно, эти правила могут не применять.
Разработка учетной политики для целей бухучета: что учесть на 2022 год
Проверьте вашу учетную политику:
1. Если способ ведения учета регламентирован, то дублировать положения ФСБУ не нужно, достаточно дать на него ссылку. Удалите из учетной политики правила, которые прописаны в новых ФСБУ и не предусматривают вариантов.
2. В тех пунктах, где ФСБУ допускают варианты учета, выберите подходящий и дайте ссылку на норму.
Например:
«При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применять линейный способ (п. 35 ФСБУ 6/2020)».
3. Если ФСБУ содержит нормы, аналогичные прежним, то замените ссылку на ФСБУ.
Например:
«Учет основных средств вести на счете 01 „Основные средства“. Учет основных средств и капитальных вложений ведется в соответствии с Федеральными стандартами бухгалтерского учета 6/2020 „Основные средства“ и 26/2020 „Капитальные вложения“, утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н».
4. Если ФСБУ разрешает организации самостоятельно утвердить лимит или способ учета — зафиксируйте в документе свое решение.
Например:
«Актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относится к объектам ОС, если его стоимость более 100 тыс. рублей».
-
Почему важно держать ОКВЭДы в порядке
170 0
-
ТОП девять фраз директора, от которых любой бухгалтер закипает
3,7 тыс. 57
- Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
- Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
- Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
В письме Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 сказано, что статьей 313 НК РФ определена возможность внесения корректировок в налоговую учетную политику организации только в двух случаях:
- при изменении законодательства о налогах и сборах;
- при изменении используемых методов учета.
Изменить методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства поменять учетную политику разрешается с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику. При появлении новых видов деятельности в нее необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:
- изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
- компания начала осуществлять новый вид деятельности.
Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.
В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.
Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.
Положение об учетной политике организации на 2022 год
Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота) и операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).
Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5%» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна.
Если организация применяет «правило 5%», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.
Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.
Раздел прибыль в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:
- путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
- путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.
Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.
Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.
Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, напрямую поименованы в пункте 3 статьи 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.
Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.
Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.
Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.
Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:
- исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
- исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными пунктом 1 статьи 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).
Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).
В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:
- Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
- В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).
К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.
Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.
Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень может быть как максимально сокращен, так и максимально расширен. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.
В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.
Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса и на основании профессионального суждения должностных лиц, организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить собственный метод. Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции.
Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:
- заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
- материальные расходы;
- выручка;
- другой показатель, выбранный организацией.
Конструктор учетной политики — 2022
У организаций на УСН «Доходы минус расходы» учётная политика состоит из двух частей: для налогообложения и для бухучёта.
ИП важна только часть про налоги, потому что они освобождены от бухучёта. Если ИП решил вести бухучёт добровольно, учётная политика понадобится целиком.
Обе части можно оформить одним документом или двумя отдельными.
К УП обычно прикладывают приложения: рабочий план счетов, формы самостоятельно разработанных первичных документов, бухгалтерские регистры и график документооборота.
Разрабатывает УП тот, кто отвечает за ведение учёта — главный бухгалтер или другой ответственный сотрудник, аутсорсер. Это может быть и директор, если он взял на себя обязанности главбуха.
Утверждает УП руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Для этого оформляют приказ в свободной форме.
Сроки разработки и утверждения УП:
- в налоговой части — не позднее 31 декабря первого календарного года;
- в части бухучёта — не позднее 90 дней со дня госрегистрации организации или ИП.
Не обязательно составлять новую УП на каждый год — срок её действия не ограничен. Но при необходимости можно изменять или дополнять, например из-за нововведений в законодательстве или появления нового вида деятельности на предприятии.
Пропишите в УП выбранный объект налогообложения — «доходы минус расходы» и ставку налога.
Укажите, кто отвечает за налоговый учёт — главбух, другой уполномоченный сотрудник или сам руководитель.
В УП для целей налогообложения прописывают:
- каким способом ведут книгу учёта доходов и расходов (КУДиР) — на бумаге или в электронном виде;
- как списывают стоимость покупных товаров при продаже — по стоимости первых по времени приобретения (метод ФИФО), по средней стоимости или по стоимости единицы товара;
- что относится к материальным расходам;
- как учитывать убытки прошлых лет при расчёте налога на УСН.
Не нужно прописывать в УП способы учёта, для которых в НК РФ нет альтернативных вариантов. Например, на УСН для признания доходов и расходов есть только кассовый метод, а для списания основных средств установлен особый порядок — равномерно на последнее число каждого квартала до конца календарного года.
УП не сдают на проверку в налоговую инспекцию. Этот документ не относится к отчётности и не включён в неё как обязательное приложение. Но налоговики иногда запрашивают учётную политику во время камеральной или выездной проверки. Они сверяют, учитываются ли доходы, расходы и объекты налогообложения в соответствии с прописанными в УП способами.
Организацию или ИП могут оштрафовать на 200 руб., если они не предоставят учётную политику в течение 10 рабочих дней после запроса от налоговой инспекции — п. 1 ст. 126 НК РФ.
Руководителю организации за отсутствие УП грозит ещё один штраф — от 300 до 500 руб. по ст. 15.6 КоАП РФ. На ИП это наказание не распространяется.
Если в УП отражены не все способы учёта или они противоречат нормативным актам, отдельной ответственности за такое не будет. Но налоговики могут расценить это как:
- грубое нарушение учёта доходов, расходов и объектов налогообложения — штраф 10 тыс. руб. по ст. 120 НК РФ;
- грубое нарушение требований к бухучёту — штраф на должностное лицо организации от 5 до 10 тыс. руб. по ст. 15.11 КоАП РФ.
Если проверяющие обнаружат, что учёт вели неправильно в нескольких налоговых периодах, размер штрафов увеличится.
Организации и ИП — субъекты малого и среднего предпринимательства могут отделаться только предупреждением, если совершили нарушение впервые и нет материального ущерба.
Статья актуальна на
Понятие «учетная политика» (УП) содержится в ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Форма УП не регламентирована, и поэтому свод правил учета может быть оформлен двумя способами:
- приказ, в теле которого будут изложены все правила ведения учета;
- учетная политика как самостоятельный документ, являющийся приложением к приказу об ее утверждении.
УП может быть в полном или упрощенном варианте (предназначен для малых предприятий, например, учетная политика при УСН-доходы). Состав УП, т. е. пункты, которые обязательно должны присутствовать и в полном, и в упрощенном документе:
- Общие положения. Законодательные и учетные документы. Общие направления деятельности организации.
- Организация бухгалтерского учета (БУ): указывают основные принципы ведения БУ, организация бухгалтерской службы, порядок документооборота и т. д.
- УП для целей налогообложения: указывается используемая организацией система налогообложения и все особенности учета, связанные с ней.
УП также может содержать отдельные приложения с образцами документов организации, перечень используемых счетов и т. п.
Учетная политика для целей налогового учета. Составляем правильно
Учетную политику составляет главный бухгалтер, а утверждает руководитель. Если речь идет об организации, уже осуществляющей деятельность, то принять УП на будущий год необходимо до 31 декабря текущего года.
Нет необходимости каждый год переутверждать УП, если не произошло каких-либо изменений. Но можно поступать и так, прописав в действующей УП такое требование.
В случае если организация только создана, издать и утвердить УП она обязана до первой отчетности, но не позднее 90 календарных дней с момента государственной регистрации.
Изменения в уже утвержденную УП вносятся в нескольких случаях. Но когда бы ни произошли изменения, в силу они вступят только с нового отчетного года, если произошедшие изменения не требуют иного (п. 12 ПБУ 1/2008) и не связаны с тем, что:
- изменилось законодательство РФ;
- организация намерена использовать новые способы ведения БУ;
- изменилась основная деятельность организации.
Организации с общей системой учета все изменения, связанные с изменением УП, вносят ретроспективно. Но для организаций, применяющих упрощенные БУ и бухотчетность, есть нюанс. Они могут отражать в БУ последствия изменения УП перспективно, если иного не требует законодательство (п. 15 ПБУ 1/2008).
Рассмотрим на примере ООО «Надежда» как должна выглядеть учетная политика на 2021 год при УСН-доходы. Наша УП будет как приложение к приказу об ее утверждении.
Сначала составим приказ об утверждении учетной политики:
ПРИКАЗ
об утверждении учетной политики
№ 253 от 28.12.2020
Санкт-Петербург
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Учётная политика на УСН «Доходы минус расходы»
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Бухгалтерский учёт.
УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Налоговый учёт.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»
С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.
Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
- 6 % на обязательное пенсионное страхование;
- 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 0,1% на обязательное медицинское страхование.
Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:
- Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
- Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
- Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.
Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.
- Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
- Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
- Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.
Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.
Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!
Если фирма считает единый налог с доходов, то в учетной политике ей следует закрепить:
- Объект налогообложения. Фирма вправе самостоятельно его выбрать, а также ежегодно изменять (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
- Величину налоговой ставки. Дело в том, что до 2016 года для данного объекта налогообложения была установлена только одна налоговая ставка – 6%.
С 2016 года законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Особые условия предусмотрены для «упрощенцев» Республики Крым и Севастополя, а также для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Для них региональными законами налоговая ставка может быть снижена до 0%.
Если «упрощенец» хочет воспользоваться таким правом, он должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.
- Способ ведения книги учета доходов и расходов. Фирма может вести книгу учета доходов и расходов на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 приложения № 2 к Порядку заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н)).
Отметим, что по ныне действующим правилам все «упрощенцы» ведут книгу учета доходов и расходов в обязательном порядке. В письме от 13 ноября 2015 года № 03-11-11/65814 Минфин России высказался против ведения этого документа добровольно, по желанию. Свою позицию финансисты объясняют так.
Поскольку в книге учета отражаются все доходы и расходы «упрощенца», ее ведение необходимо, прежде всего, для расчета налогооблагаемой базы по единому налогу.
Кроме того, одними из критериев, дающих возможность применения УСН, являются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):
- величина дохода. По итогам отчетного (налогового) периода она не должна превышать 60 млн. рублей с учетом коэффициента-дефлятора;
- остаточная стоимость имущества. По данным бухгалтерского учета она не должна быть больше 100 млн. рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Если в течение отчетного (налогового) периода доход «упрощенца» превысит 60 млн. рублей с учетом индексации, или стоимость основных средств, рассчитанная для целей бухучета, окажется выше 100 млн. рублей, он утрачивает право на применение спецрежима.
Следовательно, помимо необходимости ведения книги учета для расчета «упрощенного» налога, этот документ целесообразно вести для соблюдения в течение отчетного (налогового) периода ограничения по доходам и остаточной стоимости основных средств. Таким образом, добровольный порядок ведения книги учета доходов и расходов в Минфине не приветствуется.
- Порядок принятия к вычету взносов на обязательное социальное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. В Налоговом кодексе такой порядок детально не описан. Фирма должна разработать его самостоятельно с учетом мнений контролирующих органов. Для удобства бухгалтера рекомендуем разработать отдельный налоговый регистр по уменьшению единого налога на сумму страховых взносов, больничных пособий и платежей по договорам добровольного личного страхования.
Добавим, что устанавливать в учетной политике объект налогообложения и способ ведения книги учета доходов и расходов должны не только организации, исчисляющие единый налог с доходов, но и фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы».
Фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Если компания хочет воспользоваться таким правом, она должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.
Для фирм, исчисляющих единый налог с разницы между доходами и расходами, очень важен учет расходов.
К таковым, в частности, относятся материальные расходы. «Упрощенцу» следует выбрать один из следующих методов оценки сырья и материалов (п. 2 ст. 346.16, п. 8 ст. 254 НК РФ):
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
До 1 января 2015 года применялся еще один метод оценки сырья и материалов – по стоимости последних по времени приобретения (метод ЛИФО). С 1 января 2015 года при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) метод ЛИФО не применяется. Он исключен из правил налогового учета.
Напомним, что в бухгалтерском учете данный метод не используется с 1 января 2008 года.
Отметим, что аналогичные методы оценки применяются и в отношении товаров, приобретенных для перепродажи (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Свой выбор нужно закрепить в учетной политике. Рекомендуем остановиться на том же методе оценки, что используется в бухгалтерском учете.
Если фирма собирается получать кредиты или займы, то проценты по этим долговым обязательствам с 1 января 2015 года можно учесть в расходах без ограничений. Причем по той ставке, которая предусмотрена условиями договора (п. 1 ст.269 НК РФ).
Напомним, что до 1 января 2015 года проценты по кредитам и займам нормировались. Выбранный способ нормирования отражался в учетной политике. Теперь этого делать не нужно.
Кроме того, «упрощенец» имеет право:
- уменьшать исчисленную по итогам года налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет, в которых он применял УСН с объектом «доходы минус расходы» (п. 7 ст. 346.18);
- включать разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, в расходы следующих налоговых периодов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В том числе на эту величину можно увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее.
Если «упрощенец» собирается воспользоваться указанными правами, он должен закрепить это в учетной политике.
Принятую фирмой учетную политику применяют последовательно от одного года к другому. Однако это не означает, что ее нельзя менять.
Так, в статье 313 Налогового кодекса прямо указано, что «изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета».
Изменения в учетную политику для целей налогообложения фирма должна внести: либо с начала нового налогового периода (года), если изменились применяемые методы учета, либо с момента вступления в силу новых изменений законодательства о налогах и сборах. Изменение политики должно быть обоснованным. Его оформляют в таком же порядке, как и саму учетную политику, то есть приказом или распоряжением руководителя фирмы.
Если у фирмы отсутствует учетная политика для целей налогообложения, налоговые инспекторы могут оштрафовать ее на 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).
Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержат норм, которые обязывают «упрощенцев» представлять в налоговые ведомства свою учетную политику. Это внутренний документ фирмы.
Вместе с тем во время налоговой проверки инспектор может истребовать необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).
И учетная политика как раз входит в число таких «необходимых» документов (письмо УМНС РФ по г. Москве от 26 февраля 2004 г. № 21-09/12333). Стало быть, «упрощенцам» следует принять учетную политику.
Во-первых, для того чтобы избежать штрафа. Ведь инспекторы могут наказать фирму за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Во-вторых, с помощью учетной политики можно доказать правомерность учета имущества и операций в том порядке, который установила фирма.
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота отражения фактов хозяйственной жизни
- своевременность отражения операций
- соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
Учетная политика при УСН «доходы» на 2021 год — образец
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
С 2020 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.
Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.
Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.
Когда и как часто утверждать учетную политику
Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.
Принятую учетную политику 2022 год можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.
Приказ
о принятии учетной политики для целей налогового учета
Приказ № 2 ………………………………….. 28 декабря 2016 г.
В целях организации налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить разработанную учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Применять учетную политику для целей налогообложения в работе начиная с 1 января 2017 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Петрову.
Генеральный директор ______________ А.В. Иванов
С приказом ознакомлен(а): _________ А.С. Петрова
28.12.2016
Приложение 1
к приказу от 28.12.2016 № 2
С 1 января 2022 года для организаций, которые не являются бюджетными, станет обязательным выполнение ФСБУ 27/2021. Если вы не обновили политику учета по упомянутым требованиям, то сделайте это с 2022 года, иначе юридическое лицо может получить штраф.
В 2018 году принят стандарт ФСБУ 25 2018, затрагивающий вопросы аренды и договоров лизинга. До конца года предприниматели могут добровольно переходить на упомянутый стандарт, пока он не стал обязательным. Установленные требования распространяются на всех предпринимателей, независимо от формы собственности юрлица и способа уплаты налогов.
В ФСБУ 27 2021 вводится понятие даты составления первичного учетного документа. Это дата, за которую на документе проставлена подпись. Подписать документ может работник, отвечающий за бухгалтерию, или работник, совершивший операцию. Дата составления может не совпадать с тем днем, когда произошло фактическое событие.
ПУД может распространяться на несколько хозопераций. Разрешается составлять один ПУД для повторяющихся или долгих операций: для расчета процентов, оформления поставок по одному контракту, для контроля амортизации и т.д. По длительным или многократным хозоперациям ПУД оформляется за выбранный интервал. Оформить документ необходимо в отчетную дату.
Второе понятие, которое вводится в отчетность, это оправдательный документ. Он не содержит реквизитов для оформления хозоперации. Оправдательный документ не оформляет события, но является основанием для их оформления. Информацию об оправдательном документе следует вносить в ПУД в 2022 году.
Компании получают право решать, как именно изменять форму ПУД, но в пределах разрешенных шаблонов. Обновления следует официально утвердить в рамках политики юридического лица.
Стандарт устанавливает требования к языку документации, определяет необходимость перевода, правила исправления и хранения бланков. В список нововведений входит требование составить и утвердить график документооборота.
Предприниматели не обязаны подавать отчеты через оператора ЭДО. ФНС вправе предлагать альтернативные способы для сдачи отчетов. Юридические лица, отчеты по которым включаются в ГИРБО, освобождаются от обязанности сдавать отчеты в контролирующие органы.
Действие стандарта не распространяется на бюджетные структуры. Прочим юридическим лицам нужно выбрать вариант перехода, прежде чем изменять схему учета ОС:
- Ретроспективный вариант. Понадобится исправлять информацию за предыдущие годы, как будто обновленная система применялась с момента создания предприятия.
- Перспективный вариант. Понадобится скорректировать информацию на 1 января 2022 г. Из первоначальной стоимости ОС, рассчитанной по старым правилам, нужно будет вычитать амортизацию, рассчитанную по измененному стандарту.
Стандарт вносит корректировки в учет малоценных ОС. Юридические лица теперь могут решать, объекты с какой стоимостью считаются основными средствами. Снимаются действующие лимиты в размере 40 000 и 100 000 рублей. Но срок полезного использования основных средств остается прежним: не менее года.
У бухгалтерии появилась возможность выбирать месяц начисления амортизации:
- Месяц, когда произошло принятие основного средства.
- Следующий месяц после принятия основного средства.
Нововведения затрагивают и отчетность по существенным периодическим затратам. Техническое обслуживание, которое проводится реже одного раза в год и требует значительных затрат, следует признавать объектом ОС. В политике нужно указывать критерии существенных расходов, способ оценки периодичности, порядок списания переоценки.
Для расчета ликвидационной стоимости объекта нужно знать:
- Сумму, которая будет получена при выбытии, включая ценность, появляющуюся в момент выбытия.
- Рассчитанную сумму расходов на выбытие объекта.
Разница между этими цифрами и является ликвидационной стоимостью. Она может быть нулевой, если сумму поступлений нельзя рассчитать или бухгалтерия не рассчитывает на поступление при ликвидации.
Стандарт предлагает дополнительную методику для списания переоценки. Разрешается списать накопление амортизации, затем довести балансовую цену объекта до рыночной. Различие нужно учесть как доход или как убытки юридического лица.
Похожие записи: