Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение заявки по 223 ФЗ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
\n
Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.
\nОсобенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).
\nНа текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.
\nИнтересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.
\nОднако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.
\nВ положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.
В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?
\nВо-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.
\nВо-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.
\n
В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.
\nВо второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).
Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.
Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).
На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.
Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.
Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.
В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.
Примерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.
В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?
Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.
Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.
Таким образом, заказчикам, уже применяющим ПП РФ № 1352 и тем, кто только готовится к применению новых для себя правил, стоит помнить о двух составляющих поддержки субъектов МСП:
- требовании выполнения норматива по закупкам у субъектов МСП в отчетном году;
- необходимости соблюдения процедурных норм ПП РФ № 1352 и Закона № 223-ФЗ (в части закупок у субъектов МСП).
В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.
Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).
Обеспечение заявок на участие в закупках: актуальные изменения
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.
Они могут быть в форме перечисления необходимой денежной суммы по реквизитам заказчика или в виде банковской гарантии.
Данный факт нуждается в документальном подтверждении посредством, например, платёжного поручения с банковской отметкой.
При этом для исполнителя крайне важно внести обеспечение договора по 223-ФЗ точно в оговорённые сроки, поскольку просрочка грозит признанием его уклоняющимся от исполнения контракта с последующим попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
-
Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!
371 0
Сейчас при закупке на общих основаниях, в которой участвуют все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, т. е. после подписания закрывающих документов, осуществляется в течение 30-ти календарных дней.
Если закупка проводилась по особым требованиям ст. 30 44-ФЗ для СМП и СОНКО, оплата осуществляется в течение 15-ти рабочих дней.
С 2022-го сроки оплаты по контрактам сократили:
- 10 дней – закупка для СМП и СОНКО;
- 15 дней – закупка для иных участников.
С 2023-го сроки оплаты снова сократят:
- 7 дней – закупка для СМП и СОНКО;
- 10 дней – закупка для иных участников.
Если поставщик нарушит обязательства, сумму оплаты уменьшают на величину штрафов и неустоек. Но подобное условие нужно прописать в контракте.
Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечения заявки в запросе котировок. С 2022-го, чтобы обеспечить заявку на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 до 3 млн руб., заказчик должен установить в извещении это требование.
Также появится новая форма обеспечения в виде независимой гарантии. Сейчас участники предоставляют обеспечение гарантией банка или денежными средствами, которые перечисляются на счёт заказчика до подписания контракта. СМП и СОНКО могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если есть опыт. С 2022-го участники закупок могут получить независимые гарантии в государственной компании «ВЭБ РФ» либо у гарантийных организаций регионов. Если участник закупок зарегистрирован в иных странах-членах ЕАЭС, он может получить независимую гарантию в Евразийском банке развития.
В закупки на заключение контрактов жизненного цикла введут раздельное предоставление обеспечения. В момент заключения контракта поставщик должен предоставить обеспечение на доставку товаров, а после поставки – обеспечение на дальнейшее обслуживание. В контракте нужно указать стоимость каждого из этапов.
Также вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин разъяснил, что цель поправок – сделать обеспечение исполнения контрактов жизненного цикла более доступным для участников.
Если при применении конкурентных способов НМЦК 20 млн руб. и более, заказчик устанавливает дополнительное требование*: участник закупки должен исполнить (с учётом правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключённого по 223-ФЗ при уплате таким участником неустоек, возникших при исполнении контракта. Стоимость исполненных обязательств должна быть не меньше 20% НМЦК.
* кроме осуществления закупок отдельных видов ТРУ, в отношении участников которых Правительство РФ установило доп. требования по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ.
Из открытого доступа в 2022-ом исключат сведения по зарегистрированным в ЕРУЗ участникам закупок.
Основания для возврата заявки участнику
Оператор может отклонить заявку:
- Если заказчик запретил доставку иностранных ТРУ, а участник указал в заявке иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
- Если закупка проводится для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП. Участник декларирует свою принадлежность только к СОНКО, а статус СМП определяется автоматически.
Регламентация 223-ФЗ обеспечения заявки и исполнения договора
Для участия в закрытых электронных процедурах участнику нужно направить документы оператору специализированной электронной площадки, чтобы подтвердить, что его закупка соответствует требованиям законодательства РФ.
По ФЗ от 02.07.2021 № 344-ФЗ получатели субсидий обязаны проводить закупки по 44-ФЗ . Право на субсидии имеют:
- коммерческие организации, 100% акций которых принадлежат РФ, субъекту РФ;
- государственные корпорации (компании), публично-правовые компании (п. 8, 8.1 ст. 78; подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК РФ).
В 2021-ом уже действуют отдельные изменения, поэтому участникам закупок уже сейчас нужно подготовиться к участию в процедурах с учётом новых правил и особенностей. Но основной блок изменений запланирован на 2022-ой и последующие года.
Поставщики предоставляют обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, только если заказчик установил такое условие в документации. Обеспечивать контракт необходимо для защиты от несвоевременного или недобросовестного выполнения обязательств со стороны исполнителя.
Гарантийные обязательства действуют в течение всего срока исполнения договора. Если поставщик нарушит условия соглашения, некачественно выполнит работы или полностью откажется ее выполнять, гарантийные обязательства покроют заказчику издержки.
Способ обеспечения заказчик выбирает самостоятельно. Никаких специальных требований в законе о закупках отдельными видами юридических лиц № 223 от 18.07.2011 нет. Способы таковы:
- обеспечительный платеж;
- банковская гарантия;
- иные варианты в соответствии с ГК РФ.
В 223-ФЗ нет никаких требований, когда вносится обеспечение договора по 223-ФЗ, каким способом его вносить и как устанавливать такое условие. Заказчики определяют этот порядок в положении о закупке, извещении и закупочной документации. Никаких ограничений по срокам, размерам и способам тоже нет: заказчик вправе установить требование о внесении до начала исполнения договора или в любой момент после его заключения.
Если в условиях заказа определено, что гарантию предоставляют до заключения соглашения, и поставщик нарушил это условие, то внесенные средства ему не возвращаются (ч. 26 ст. 3.2, ч. 17 ст. 3.4 223-ФЗ).
ВАЖНО! Заказчики устанавливают требование о гарантии исполнения договора, руководствуясь положением о закупке (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). Подробнее: «Составляем положение о закупках по правилам 2021 года»
Ограничения действуют только для обеспечения договора по 223-ФЗ для СМП и самозанятых (п. 26 положения, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014):
- таким участникам предоставлена возможность самостоятельно выбирать способ внесения обеспечения;
- размер гарантии равен величине аванса или не превышает 5% от начальной цены договора для соглашений, по которым не предусмотрен аванс.
Если исполнение договора по 223-ФЗ предусматривает обеспечение обязательств, заказчик обязан определить их размер. Лимитов по 223-ФЗ нет, покупатель вправе установить любой размер. Ограничения действуют только для СМП и самозанятых лиц (п. 25 положения из ПП РФ № 1352):
- в размере аванса;
- максимум 5% от начальной цены договора, если авансирование не предусмотрено.
Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.
В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.
Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:
- Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
- Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
- Запрос котировок в электронной форме.
В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.
Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:
- в текущем году — 15 дней;
- в следующем году — 10 дней;
- с 2023 года — 7 дней.
Для остальных поставщиков:
- сейчас — 30 дней;
- в 2022 году — 15 дней;
- с 2023 года — 10 дней.
Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.
При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.
Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.
Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:
- у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
- у региональных гарантийных организаций;
- в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).
Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.
Закупочный план — обязательный документ для любого заказчика по 223-ФЗ. Если его не разместить, организация не сможет проводить торговые процедуры и заключать договоры в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (ст. 4 223-ФЗ). Вот какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки:
- 223-ФЗ;
- локальным положением о закупке;
- Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.
Важно!
ПЗ формируются с учетом нормативных актов РФ, локальных нормативов организации и действующих положений о закупке. При необходимости заказчики учитывают биржевые индексы, курсы валют в зависимости от вида деятельности (п. 6 Правил № 932). Сюда же включается информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше срока действия ПЗ.
В ст. 4 223-ФЗ закреплено, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — минимум на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). В п. 3.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены правительством по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ, содержит формируемый на срок не менее 3 лет раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
В ПЗ включают сведения о заказах, необходимых для удовлетворения потребностей организации-заказчика. Если сведения о процедуре не подлежат публикации, в ПЗ их не включают (п. 4 Правил № 932). Заказчик вправе не включать сведения о торгах по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если принял решение не размещать такие заказы в ЕИС. К ним относятся:
- процедуры до 100 000 или до 500 000;
- услуги по привлечению во вклады денежных средств;
- получение кредитов и займов;
- заказ брокерских услуг;
- торги, связанные с заключением договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления.
В ст. 4 указано и то, на какой период заказчики по 223-ФЗ формируют план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, — от пяти до семи лет. Сюда же относится и закупка лекарственных средств. Если заказчик включен в перечень из РП № 475-р от 21.03.2016, его ПЗ подлежит обязательному мониторингу и оценке (ПП РФ № 1169 от 29.10.2015). В результате проверки заказчику выдают решение о соответствии или несоответствии плановых документов законодательству. Если ПЗ не соответствует закону, необходимо устранить нарушения, иначе ФАС приостановит закупочную деятельность заказчика.
После расчетов заказчик по 223-ФЗ утвердил план закупок на следующий год, в какой крайний срок нужно разместить его в ЕИС, тоже прописано в законе № 223. ПЗ публикуют в Единой информационной системе в течение 10 дней со дня утверждения (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения из ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Разместите ПЗ до 31 декабря года, предшествующего отчетному: если не успеете, не сможете проводить заказы в рамках закона № 223.
Заказчик самостоятельно определяет период подготовки и порядок формирования проекта документа с учетом требований законодательства и Правил № 932. Организации публикуют ПЗ в информационной системе в разное время, но установленные сроки (10 дней после утверждения, не позднее 31.12) необходимо соблюдать в любом случае.
В Правилах № 932 разъясняется, в каком виде план закупок по 223-ФЗ должен быть размещен в ЕИС, — в электронном виде, позволяющем его сохранять, копировать или искать произвольные фрагменты текста. ПЗ необходимо подписать электронной подписью. В плановые документы включают такую информацию:
- наименование, адрес, телефон и электронная почта заказчика;
- порядковый номер заказа;
- предмет торгов;
- ИКЗ;
- ОКВЭД;
- минимальные требования к товарам, работам, услугам;
- количество приобретаемых товаров, работ, услуг;
- регион поставки;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора;
- планируемая дата размещения;
- срок исполнения;
- тип заказа — в электронной форме или нет;
- отметка о торгах только среди СМП;
- отнесение к инновационным изделиям;
- финансирование за счет субсидий из бюджета.
Заполняйте каждый столбец формы ПЗ, которая утверждена действующей редакцией ПП РФ № 932. При формировании планового документа необходимо провести помесячную или поквартальную разбивку. Если заказчик образовался в течение года путем выделения из состава юрлица, он обязан сформировать собственный закупочный план, а реорганизованный заказчик — внести изменения в локальный ПЗ (письмо Минфина № 24-01-07/78247 от 07.09.2020).
А в пользовательском руководстве приводится инструкция, как правильно разместить план закупок по 223-ФЗ на 2022 год в ЕИС:
Шаг 1. Зайдите на официальный сайт Единой информационной системы и перейдите в личный кабинет по 223-ФЗ.
Шаг 2. Внесите плановые сведения при помощи функционала ЕИС одним из трех доступных способов:
- создайте структурированный план, заполняя сведения о каждой закупке. Дополнительно прикрепите графический вид ПЗ (скан-копию);
- сформируйте структурированный план и прикрепите электронный файл с планом в Word или Excel;
- загрузите в ЕИС плановый документ в электронной форме.
Шаг 3. Чтобы выполнить загрузку, нажмите кнопку «Создать план закупки» и выберите необходимый формат ПЗ.
Шаг 4. Определите период планирования.
Шаг 5. Заполните сведения по каждой позиции. Загрузите электронный файл. Подпишите ПЗ усиленной квалифицированной ЭП и опубликуйте.
ПЗ, которые необходимо проверить на соответствие, публикуются в том же порядке. Проект планового документа автоматически направляется в контролирующий орган для оценки (п. 19(1) Положения № 908).
В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в двух конкретных процедурах: в конкурсе и аукционе.
Только две процедуры попадают под обеспечительные меры. Если заказчик проводит котировку либо запрос предложений, то обеспечение заявок при этом способе закупки не требуется.
В статье 44 указано, что обеспечительные меры устанавливаются в том случае, если начальная максимальная цена закупки превышает 5 млн рублей, далее идет оговорка — если Правительством РФ не установлено иное. В дополнение к статье 44 — Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 №439, в соответствии с которым пороговое значение для установления обеспечительных мер снижено и составляет 1 млн и выше.
НМЦК Ограничения и условия закупки Размер обеспечения заявки До 20 млн руб. (ч.16 статьи 44) Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 №439 пороговое значение НМЦК, при котором необходимо устанавливать обеспечение заявки — от одного миллиона рублей и выше от 0.5 до 1% НМЦК Более 20 млн руб. (ч.16 и ч.17 статьи 44) Не установлены Закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов от 0.5 до 5% НМЦК Не может превышать 2% НМЦК Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.
- Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс или аукцион с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
- Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
- Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
- В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в документацию о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
- Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
- внесение денег на специальный счет;
- предоставление банковской гарантии.
Смешанный вид обеспечения (банковская гарантия+деньги) вносить нельзя.
Правомерно ли со стороны заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей?
Согласно Постановлению Минфина, заказчик вправе установить обеспечительные меры и для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей.
Заказчик проводит по результатам несостоявшейся закупки запрос/предложение. Этот запрос/предложение осуществляется в полном соответствии, на тех же условиях, на которых проводился аукцион. Обеспечение заявки в этом случае будет перетекать в запрос/предложение или нет?
Существует разъяснение Министерства финансов по данному вопросу. Если запрос/предложение проводится по результатам несостоявшегося конкурса/аукциона, то в этом случае может быть установлено обеспечение в том же размере, на тех же условиях, которые были предусмотрены в извещении, документации о несостоявшейся закупке. Но это исключение из правил.
Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.
Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.
Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счете.
Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:
- Требования к самому договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета.
- Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.
- Правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае, когда участником закупки предоставляется банковская гарантия в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме.
В случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счет может быть наделен статусом спецсчета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального, утвержденных Постановлением № 626.
Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счет, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счет для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?
При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счета участник закупки может использовать свой текущий счет. Но зачастую участники закупки открывают новый счет, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств.
В отношении особенностей ведения спецсчета были даны разъяснения Минфина РФ. В своем письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счет имеет иммунитет на блокирование средств списания на иные цели. Например, если есть задолженность по налогам или какие-то другие основания для списания, то у этого счета будет иммунитет. Специальный счет может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участниками закупки в кредит. Если идет расторжение банковского счета, то блокировка денежных средств на специальном счете участника закупки не осуществляется.
Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счет и пользоваться им без каких-либо ограничений.
Когда вносятся деньги на специальный счет, происходит их блокировка. Оператор электронной площадки передает соответствующую информацию в банк, и банк блокирует денежные средства до того момента, пока не пройдет процедура закупки, либо закупка будет отменена, либо отклонена заявка участника.
Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.
Что изменится в госзакупках с 2022
Другой вариант гарантии исполнения соглашения — перечисление заказчику определенной суммы, которую заказчик вернет, если исполнение договора произойдет без нарушений. По сравнению с банковской гарантией этот способ имеет очевидное преимущество — не нужно платить банку. С другой стороны, он предполагает, что организации — контрагенту заказчика придется, хоть и временно, расстаться с некоторой суммой денег, что не всегда удобно и в некоторых случаях вредно для финансового состояния компании — в таких случаях проще заплатить меньшую сумму банку и не выводить из собственного оборота всю сумму страховки.
Размер страховки не зависит от его формы — когда организация обеспечивает обязательства деньгами, она обязана перечислить ту же сумму, на которую она получала бы гарантию, если она предпочитает действовать через банк.
Четких требований к сумме денежного обеспечения, как и к сумме гарантий, в законе нет, кроме случаев закупок у СМП.
Вопрос о возврате стоит в случае денежной формы страховки — внесенную сумму заказчик обязан вернуть в полном размере, если соглашение исполнено нормально. Когда договор обеспечен банковской гарантией, возврату она не подлежит — если нарушений нет, заказчик все равно не сможет получить деньги из банка.
Вопрос о том, можно ли вернуть обеспечительный платеж по 223-ФЗ в случае нормального исполнения, не возникает — да, можно. Если соглашение исполнено частично, допускается частичный возврат. Порядок возврата в законе не описан — его описывает заказчик в положении и закупке, закупочной документации и тексте договора.
В некоторых случаях сторонами осуществляется замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию по 223-ФЗ или наоборот — с гарантии на денежную сумму. Такая замена не запрещена законом и нередко выгодна сторонам, особенно если договор длительный и исполняется несколько лет — в течение этого времени финансовая ситуация участников меняется, и выгодными становятся иные формы взаимодействия. Порядок такой замены заказчик описывает в положении о закупке. Стороны вправе оговорить его в тексте соглашения.
Обеспечение контракта – обязательство участника (поставщика) перед заказчиком, выраженное в денежной форме или в виде банковской гарантии.
Какие способы обеспечения исполнения контрактов бывают?
Денежное обеспечение
Поставщик может обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Для этого нужно перевести требуемую сумму на расчетный счет заказчика. После исполнения условий договора заказчик возвращает поставщику сумму обеспечения.
Кредит
Получить кредит можно в любом банке, однако нужно быть готовым к тому, что ставки по кредитам всегда выше по сравнению с комиссией, начисляемой за использование банковской гарантии.
Банковская гарантия по 223-ФЗ
Банковская гарантия по 223-ФЗ – установленный законодательством РФ, способ обеспечения исполнения контрактов для электронных торгов в рамках 223-ФЗ. Для получения банковской гарантии поставщик должен заключить соответствующий договор с финансовой организацией. Подать заявку и получить банковскую гарантию можно онлайн.
Требования к размеру банковской гарантии
Размер банковской гарантии равен размеру обеспечения контракта. Заказчик устанавливает размер обеспечения самостоятельно, обычно он составляет 10% — 30% от НМЦК (начальная максимальная цена контракта). Эта сумма указывается в тендерной документации, а также в информации о процедуре на электронной торговой площадке.
Требования к банкам – гарантам
Если по 44-ФЗ наличие банковской гарантии в Едином федеральном реестре банковских гарантий (ЕРБГ) является обязательным условием, то по 223-ФЗ таких ограничений не предусматривает. Однако заказчик товаров или услуг может самостоятельно предоставить перечень банков, гарантии от которых он примет в качестве обеспечения исполнения контракта. Информация, касающаяся требований к банкам, должна быть указана в тендерной документации.
Требования к форме банковской гарантии
Банковская гарантия должна быть безотзывной и соответствовать следующим требованиям закона:
- точная сумма обеспечения;
- обязательства поставщика;
- срок действия.
Примечание: Заказчик вправе установить дополнительные требования к форме гарантии.
Чтобы сэкономить время поставщика, «ЕЭТП» ведет постоянную работу с банками и заказчиками по согласованию заранее установленных форм банковских гарантий, получаемых в сервисе финансовых услуг «ЕЭТП».
Как составить и опубликовать план закупок по 223-ФЗ на 2022 год
- 20.07.2016 — Банковские гарантии по 44 и 223-ФЗ
- 21.09.2016 — Федеральный Закон № 44 работает
- 23.09.2016 — Отечественным товарам приоритет при закупках госкомпаний
- 11.10.2016 — Госконтракт признается ничтожным, если между его сторонами есть конфликт интересов
- 19.10.2016 — Заказчик не может менять предмет договора, заключенного по 223-ФЗ
\r\n\r\n
Что касается обеспечения контракта, то здесь никаких новшеств нет. Как и прежде, все победители закупки независимо от формы торгов могут выбирать, каким способом вносить обеспечительный платеж: перечислить деньги на счет заказчика или предоставлять банковскую гарантию. Если поставщик выбрал второй способ и получил гарантию, то в случае ненадлежащего исполнения условий контракта ответственность будет нести банк-гарант.
\r\n\r\n
\r\n\r\n
По закону претендовать на гарантию могут не все участники, а лишь те, кто соответствует ряду критериев:
\r\n\r\n
- \r\n\t
- компания-поставщик не находится на стадии ликвидации, не признана банкротом и ее деятельность не приостановлена;
- у поставщика нет задолженности по налогам;
- руководитель и главный бухгалтер не имеют судимости в сфере экономики;
- в течение последних двух лет руководитель не привлекался к административной ответственности (уголовная не имеет значения);
- поставщик и заказчик не аффилированы;
- поставщик обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности;
- поставщик не является оффшорной компанией.
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
Кроме того, практически все кредитные организации проверяют финансовое состояние участника торгов, подавшего заявку на предоставление гарантии. Как правило, положительное решение выносят в отношении тех, кто отвечает следующим условиям:
\r\n\r\n
- \r\n\t
- поставщик работает на рынке не менее года (иногда требуется более длинный период);
- отсутствуют убытки за последние два или более отчетных периода (сезонные убытки чаще всего не учитываются);
- за последние шесть или более месяцев были обороты по расчетному счету;
- есть опыт в выполнении работ (оказании услуг, поставке товаров), которые необходимы по условиям закупки, есть выигранные тендеры в данной области;
- поставщик располагает материально-технической базой для выполнения контракта (персонал, материалы, детали, помещения, оборудование и проч.).
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
\r\n\r\n
- \r\n\t
- устав;
- свидетельство о регистрации;
- решения и протоколы о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера;
- свидетельства о присвоении ИНН и ОГРН;
- паспорта учредителей;
- подтверждение права на занимаемое помещение (выписка из росреестра о собственности или договор аренды)
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
Похожие записи: