Обязательное социальное страхование в РФ 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное социальное страхование в РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения с 01.01.2022 года

  • Изменения в прямых выплатах пособий ФСС в 2022 году

    5,4 тыс. 0

    Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

    1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
    2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
    3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
    4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
    5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
    6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

    Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

    Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

    Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

    Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

    Источники:

    • Налоговый кодекс РФ
    • закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ
    • закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
    • Трудовой кодекс

    Установлен предельный размер базы для исчисления страховых взносов в 2022 году

    Официальных разъяснений ФСС по вопросу представления работодателями сведений о сотрудниках с 01.01.2022 пока нет. Однако на одном из онлайн-семинаров заместитель главы департамента информационных технологий и защиты информации ФСС порекомендовал работодателям «передать в фонд сведения о работниках не только в момент приема на работу или изменении реквизитов, а предоставить сведения обо всех работниках».

    После получения информации об открытом больничном ФСС направляет в Пенсионный фонд запрос по поводу трудоустройства застрахованного сотрудника. За один календарный день ПФР выдаёт информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем ФСС уведомляет работодателя о том, что его сотрудник на больничном.

    Когда больничный закрыт, ФСС обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчёта пособия, например информацией о:

    1. стаже;
    2. зарплате;
    3. районном коэффициенте;
    4. ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
    5. периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
    6. периодах отсутствия на работе.

    Данные бухгалтер должен передать в три рабочих дня. О факте выплаты пособия ФСС информирует сотрудника через личный кабинет на Госуслугах и работодателя.

    Первые три дня временной нетрудоспособности по прежнему оплачивает работодатель.

    Основанием для выплаты пособия по беременности и родам тоже служит закрытый ЭЛН. Он размещается в системе сразу закрытым на 140 дней. После этого ФСС обращается за данными для расчёта к работодателю. Бухгалтеру нужно отправлять реестр не сразу, а после получения от сотрудницы заявления на отпуск по беременности и родам.

    О факте рождения ребёнка ФСС узнает из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.

    Далее фонд проверит два вида информации:

    1. Через Пенсионный фонд о трудоустройстве родителя (родителей).
    2. Через единую государственную информационную систему соцобеспечения о назначении или неназначении пособия.

    Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию. У работодателя он может потребовать уточнить районный коэффициент. Эту информацию бухгалтер должен передать в два рабочих дня с даты получения запроса.

    Изменения в прямых выплатах пособий ФСС в 2022 году

    Когда новый порядок вступит в силу, у ФСС появится ещё несколько поводов, чтобы наказать компании и ИП:

    1. Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — штраф в 200 руб. за каждый документ.
    2. Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 руб. и не меньше 1 000 руб.
    3. Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 руб.

    Суммы излишне начисленных пособий Фонд соцстрахования сможет взыскать либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.

    1. С 1 января 2022 года ФСС будет выплачивать пособия проактивно — в беззаявительном порядке. Это правило относится к пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребёнка и по уходу за ребёнком.
    2. Взаимодействие работодателей и ФСС перейдёт в электронный формат. Компаниям придётся через своих операторов присоединиться к СЭДО — социальному электронному документообороту.
    3. Основную информацию фонд будет получать из электронных листков нетрудоспособности, размещённых в информационной системе.
    4. Недостающую информацию ФСС сможет запросить у госорганов и работодателей. Бухгалтера обязаны передавать реестры данных по застрахованным лицам в три дня с момента запроса. Для некоторых пособий установлены иные сроки передачи информации.

    • Телефоны «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»
    • Прямые выплаты
    • Возмещение пособия страхователям
    • Отчетность
    • Уплата страховых взносов
    • Регистрация и снятие с учета
    • Финансирование предупредительных мер в 2021 году
    • Страхование профрисков
    • Обеспечение инвалидов
    • Возмещение средств в период до 01.07.2019)
    • Листок нетрудоспособности
    • Бланки документов
    • Обращения граждан
    • Положение о конкурсе «Лучший страхователь года»
    • Добровольное социальное страхование
    • Для ЛПУ
    • Очередь на санаторно-курортное лечение

    Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

    Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

    Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

    • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

    – организации;

    – индивидуальные предприниматели;

    – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

    • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

    Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

    В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

    Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

    Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

    1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

    2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
    • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
    • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

    3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

    • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
    • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

    Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

    Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

    • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

    – в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

    – свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

    • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
    • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
    • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

    Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

    Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

    База для исчисления страховых взносов

    Тарифы страховых взносов

    на ОПС

    на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    на ОМС

    в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

    в отношении остальных выплат

    В пределах установленной предельной величины

    22 %

    1,8 %

    2,9 %

    5,1 %*

    Свыше установленной предельной величины

    10 %

    х

    х

    * В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

    К СВЕДЕНИЮ

    Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

    До вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ (в ред. от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон № 303-ФЗ) действовала ст. 426 НК РФ. В соответствии с данной статьей в 2017–2020 гг. применялся совокупный тариф страховых взносов в размере 30 %. После 2020 г. взносы на пенсионное страхование должны были вырасти с 22 до 26 %, совокупный тариф — до 34 %.

    После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

    Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

    • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
    • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

    В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

    Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

    Вид взносов

    Предельная величина облагаемой базы, руб.

    2020 г.

    2021 г.

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

    1 292 000

    1 465 000

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    912 000

    966 000

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

    Нет предельной величины

    ПРИМЕР

    ООО «Альфа» применяет общие тарифы страховых взносов. Рассмотрим расчет взносов в каждый фонд для сотрудника компании Сидорова С. С. (табл. 3).

    Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

    Месяц

    База для начисления страховых взносов

    База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

    Пенсионные взносы

    Взносы на случай болезни и материнства

    Медицинские взносы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Плательщики-работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

    Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на:

    • обязательное пенсионное страхование;
    • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • обязательное медицинское страхование.

    Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    НА ЗАМЕТКУ

    Форма расчета по страховым взносам (РСВ) утверждена Приказом ФНС России от 18. 09.2019 № ММВ-7-11/470 @ (в ред. от 15.10.2020) «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@».

    Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют РСВ в налоговый орган ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

    Важный момент: у плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов и иных занимающихся частной практикой лиц), обязанность по заполнению и представлению РСВ отсутствует.

    Чтобы избежать ошибок в расчете по страховым взносам, плательщикам нужно проверять его с помощью Контрольных соотношений, указанных в письме ФНС России от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@.

    Проактивные выплаты пособий: что изменится в работе бухгалтеров с 2022 года

    …7. Средства Фонда образуются за счет:

    • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
    • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
    • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
    • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
    • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
    • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
    • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в феврале 1993 года для медицинского обслуживания граждан России. Такого рода необходимость назрела после развала и деградации системы медицинского обслуживания СССР. Но в 90-е и 00-е годы в России данная система практически не работала. Финансирование лечебных учреждений осуществлялось за счет бюджетов различных уровней, а медицинские услуг в основном за счет самих граждан РФ.

    Ситуация стала меняться с принятием закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ. Во исполнение положений данного закона был увеличен размер отчислений в ФФОМС РФ и его бюджет значительно возрос. Также был принят ряд «Федеральных целевых программ» для развития медицинского страхования и финансирования отрасли здравоохранения. В систему ОМС РФ входит 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования

    Основным нормативным документом, регулирующим деятельность Фонда, является Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в соответствии с ним:

    1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется — Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

    2. Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим уставом.

    3. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

    4. Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

    5. Полное официальное наименование Федерального фонда — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.

    6. Местонахождение Федерального фонда: 101481, Москва, ГСП-4, ул. Новослободская, 37…

    8. Федеральный фонд:

    1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

    2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

    2(1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

    3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

    4) имеет право начислять в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

    5) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

    6) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

    7) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

    8) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

    9) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

    10) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

    11) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

    12) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

    13) ведет единый регистр застрахованных лиц;

    14) имеет право обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    15) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

    16) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

    17) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

    18) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

    19) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации полномочий, установленных частью 8 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

    20) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности;

    21) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, соблюдение режима секретности;

    22) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    9. Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    14. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

    Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

    16. Федеральный фонд ежегодно составляет и представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и проект отчета об исполнении бюджета, а также бюджетную отчетность, составляемую в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    16.1. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Федерального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации…». 7

    Таблица 8. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение)8

    Федеральные законы и подзаконные акты:

    1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

    2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ;

    3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

    4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ;

    5. Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями;

    6. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

    7. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;

    8. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

    9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»;

    10. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ);

    11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 126 448 013,3 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 588,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 19 860 443,6 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 133 931 755,8 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 666,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 20 654 861,4 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей.

    Статья 2. Доходы бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

    Утвердить поступления доходов в бюджет Фонда:

    1) на 2022 год согласно приложению 1 к настоящему Закону;

    2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону.

    Статья 3. Бюджетные ассигнования Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

    Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов:

    1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Закону;

    2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Закону.

    Статья 4. Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

    1. Утвердить:

    1) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 5 к настоящему Закону;

    2) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 6 к настоящему Закону;

    3) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 7 к настоящему Закону;

    4) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 8 к настоящему Закону.

    2. Установить, что межбюджетные трансферты из бюджета Московской области в 2022 году предусматриваются в сумме 2 249 082,0 тыс. рублей, из них:

    1) по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования, в сумме 2 240 000,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

    2) на финансовое обеспечение административно-управленческой деятельности Фонда при реализации полномочий по финансовому обеспечению мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, в сумме 9 082,0 тыс. рублей.

    3. Установить, что межбюджетные трансферты, полученные из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, направляются на оплату медицинской помощи гражданам Российской Федерации, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию за пределами Московской области.

    Статья 5. Нормированный страховой запас Фонда на 2022 год

    1. Установить, что в составе расходов бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:

    1) для дополнительного финансового обеспечения реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования;

    2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в части:

    возмещения территориальным фондам обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в Московской области, в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования;

    оплаты стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации, с последующим восстановлением средств в состав нормированного страхового запаса по мере возмещения затрат другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

    3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;

    4) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

    Социальное страхование — это перечень выплат от государства, получаемых гражданами, которые нуждаются в материальной поддержке. Основной принцип такого страхования заключается в том, что работающие граждане делают отчисления в специальные фонды, а затем, при потере работоспособности, получают поддержку в виде социальных выплат.

    За счет средств государственного социального страхования предоставляются следующие виды пособий:

    • по временной нетрудоспособности;
    • по беременности и родам;
    • за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    • по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    • по случаю рождения ребенка;
    • на погребение.

    Речь идет о переходе от «зачетного» принципа расходования средств ФСС к выплатам непосредственно территориальными органами фонда. «Зачетный» принцип предусматривает, что работодатель платит сотрудникам пособия за свой счет, а потом их ему возмещает ФСС. То есть сумма страховых отчислений в фонд уменьшается пропорционально произведенным работникам выплатам.

    Минтруд определил тарифы страховых взносов на травматизм на 2022 год

    Все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие штаты работников и регулярно выплачивающие им заработки и прочие вознаграждения, перечисляют средства на страхование своих сотрудников. И есть несколько видов взносов:

    • за медицинское страхование;
    • за пенсионное страхование (с целью формирования будущей пенсии работника);
    • за социальное страхование: в случаях материнства и наступления временной нетрудоспособности, а также при развитии профессиональных болезней и при травматизме во время трудовой деятельности.

    На 2021-ый год действуют определённые ставки, различающиеся для разных категорий взносов и зависящие от так называемых лимитов налоговой базы, то есть предельной величины заработка сотрудника.

    Рассмотрим базовые показатели 2021-го года в таблице:

    Категория взносов Если лимит не превышается Если предельная величина превышена
    Пенсионное страхование 22% 10%
    Медицинское страхование 2,9% Нулевая ставка
    Социальное страхование 5,1% 5,1%

    В таблице представлены ставки по взносам ОСС (в рамках социального обеспечения) только для случаев наступления материнства или временной нетрудоспособности. А для травматизма и профессиональных болезней тарифы устанавливаются отдельным ФЗ под номером 179, принятым в конце 2005-го года. И такие показатели варьируются от минимальных 0,2% до 8,5% (в зависимости от установленного класса профессиональных рисков). Также действуют дополнительные взносы по ОПС, распространяющиеся на заработки людей, занятых в особо опасных видах производств. Эти категории перечислены в тридцатой статье ФЗ-400, и для некоторых типов труда показатели достигают 9%.

    Начисление взносов осуществляется с учётом налоговых баз, то есть сумм заработков сотрудников. И есть предельная величина – лимит, при превышении которого действуют льготы. Такая максимальная база устанавливается законодательно ежегодно для ОПС и ОСС. В 2021-ом году лимит для расчётов взносов на пенсионное обеспечение составляет 1 миллион и 292 тысячи. А в рамках социального страхования (по временной нетрудоспособности и материнству) предельная база равна 912 тыс. рублей.

    Правительство России предприняло ряд мер, нацеленных на изменение социальной политики. Это повлияло на размеры фиксированных страховых взносов в 2022 году. Президент РФ подписал законопроект, которым были утверждены ставки для индивидуальных предпринимателей. Закон № 322-ФЗ был опубликован на официальном портале правительства и вступил в силу с 2021 года.

    На законодательном уровне предполагалось, что с 2021 года будут пониженные страховые взносы. Планировалось введение ставки в размере 15%, но уже в 2022 году это нововведение будет отменено. Соответствующее решение было принято 28 мая, когда Председателем российского Правительства Мишустиным было проведено совещание, посвященное обсуждению объемов финансирования мероприятий общенационального масштаба, нацеленных на восстановление экономики и повышение доходов населения.

    Ставки страховых взносов-2021/2022

    Как специалисты, занимающиеся частной практикой, так и индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, также должны вносить средства в счет обязательного страхования. Вот категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать страховые взносы за себя:

    • ИП, работающие без наемных работников;
    • адвокаты, нотариусы, юристы (частники);
    • оценщики, аудиторы, медиаторы;
    • арбитражные управляющие, работающие частно;
    • фермерские хозяйства (будут обязаны выплачивать обязательные взносы по фиксированным тарифам с 2022 года);
    • другие лица, ведущие частную практику или занимающиеся предпринимательством, без привлечения сотрудников в свое дело.

    Такие категории регулярно (ежегодно) уплачивают фиксированные суммы в рамках обязательного пенсионного и медицинского страхования. Величины платежей установлены законодательно и определены заранее на расчетные периоды. Так, на данный момент в НК имеются данные о суммах за 2018-2021 годы. Но уже разработан законопроект, корректирующий 430-ую статью второй части кодекса и фиксирующий показатели взносов на период с 2022-го по 2024-ый год.

    В 2022 году будут установлены такие фиксированные взносы:

    • на пенсионное страхование – 36455;
    • на медицинское страхование – 8763.

    В 2021 году ставка ОПС составляет 32448 рубля в год, а выплаты за ОМС составляют 8426. Эти ставки актуальны лишь для тех ИП и частников, которые зарабатывают официально не более 300 тысяч рублей в год. Для тех же, чьи доходы превышают этот предел, действует фиксированная ставка плюс 1% от той суммы дохода, которая была получена свыше 300 000 рублей.

    Свежие новости предупреждают о том, что в 2022 году ожидаются некоторые перемены – изменится процент страховых взносов, но процедура останется практически неизменной. Оплата в 2022 году будет производиться в стандартном порядке. Сумма всех видов взносов будет переводиться в ФНС России. В тех случаях, если требуется перечисление по ОСС, это оплачивается отдельно – средства поступают в Фонд социального страхования.

    Ежемесячная уплата страховых взносов должна переводиться не позднее 15 числа. Исключение составляют случаи, когда 15 число выпадает на выходной день, в такой ситуации крайний срок оплаты переносится на следующий рабочий день. Также важно составлять отчетность строго в указанные сроки. Отчеты подаются ежеквартально, их необходимо предоставить в течение месяца после завершения отчетного периода. При большом количестве кадров – от 10 человек, отчеты разрешено подавать в электронном формате.

    Важно учитывать и нюансы оплаты. Для оплаты ОПС формируется платежное поручение с использованием кода бюджетной классификации. Также существуют отдельные коды для социальных и медицинских страховых взносов. Уточнить КБК для каждого типа перечислений можно в региональном налоговом органе. Также можно воспользоваться онлайн-справочником.

    Как можно увидеть, ставки страховых взносов в 2022 году будут расти. Изменения коснутся всех индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику. Сроки уплаты останутся прежними, а также категории лиц, освобожденных от взносов, останутся теми же.

    Прогнозируемый объем доходов ПФР на 2022 год составляет 10 трлн 32 млрд рублей, на 2023 год — 10 трлн 592 млрд рублей, на 2024 год — 11 трлн 74 млрд рублей. Объем расходов на 2022 год — 10 трлн 155 млрд рублей, на 2023 год — 10 трлн 574 млрд рублей, на 2024 год — 11 трлн 167 млрд рублей Дефицит фонда на следующий год запланирован в сумме 122 млрд 392 млн рублей, в 2023 году заложен профицит в размере 18 млрд 159 млн рублей, в 2024 году прогнозируется профицит в 92 млрд 696 млн рублей

    Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение по отношению к ВВП будет снижаться. В текущем году он составляет 7,7%, в 2022 году запланирован на уровне 7,6%, в 2023 — 7,5%, в 2024 году — 7,4%.

    В проекте бюджета ПФР заложено повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 5,9% в 2022 году, в 2023 году — на 5,6%, в 2024 году — на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году составит 17 115 рублей, в 2023 году — 17 893 рублей, в 2024 году — 18 733 рублей. Прожиточный минимум пенсионера в текущем году составляет 10 022 рубля, в 2022 году он вырастет на 255 рублей, до 10 277 рублей, в 2023 годей — до 11 293 рублей, в 2024 году — до 12 107 рублей.

    Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова в своем заключении на проект бюджета ПФР отмечают, что в 2022 году наблюдается снижение размера трансферта на обязательное пенсионное страхование (на 49,8%) по сравнении с объемом, утвержденным ранее, что обусловило снижение доли межбюджетных трансфертов в совокупных доходах ПФР с 41% в 2021 году до 34% в 2024 году. «По нашему мнению, это может быть связано со снижением численности получателей пенсий в связи с повышением пенсионного возраста, а также ростом смертности пенсионеров от новой коронавирусной инфекции. Однако ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в сопроводительных материалах к проекту бюджета ПФР нет никакого обоснования, в связи с чем будет столь значительно снижен размер трансферта», — говорится в заключении РЭУ

    Счетная палата в своем заключении отмечает, что запланированные доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений и дополнительных страховых взносов не обеспечивают превышение прогнозируемого уровня инфляции (4% ежегодно). По оценке Счетной палаты, расчетный средний годовой процент инвестиционного дохода, полученного от временного размещения СПН, в 2022-2024 годах составит 1,9%, 1,8% и 1,6% соответственно. Расчетный средний годовой процент инвестиционного дохода, полученного от временного размещения ДСВ, в 2022-2024 годах составит 0,7%, 0,7% и 0,6% соответственно.

    Прогнозируемый объем доходов ФСС в 2022 году запланирован на уровне 988,156 млрд рублей, в 2023 году — 1 054 млрд рублей, в 2024 году — 1 125 млрд рублей. Расходы в 2022 году запланированы на уровне 944,118 млрд рублей, в 2023 году — 1 011 млрд рублей, в 2024 году — 1076 млрд рублей. Профицит бюджета в 2022 году составит 44,039 млрд рублей, в 2023 году — 42,709 млрд рублей, в 2024 году — 49,266 млрд рублей.

    Сохранены действующие с 2006 года страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2% до 8,5%), дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса).

    Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы. Согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития, фонд заработной платы в 2022 году составит 31 трлн 699 млрд рублей, в 2023 году — 33 трлн 905 млрд рублей и в 2024 году — 36 трлн 235 млрд рублей.

    Общий объем доходов бюджета фонда прогнозируется на 2022 год в сумме 2 779 млрд рублей, на 2023 год — 2 926 млрд рублей, на 2024 год — 3 086 млрд рублей. Расходы — 2 801 млрд рублей, 2 951 млрд рублей и 3 120 млрд рублей соответственно. Дефицит бюджета фонда планируется в 2022 году в сумме 21,85 млрд рублей, в 2023 году ожидается дефицит в сумме 25,37 млрд рублей, а в 2024 году — 34,04 млрд рублей.

    Основным источником формирования доходной части бюджета фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общих доходах планируется в 2022 году — в 88,1% (2 трлн 447,76 млрд рублей), в 2023 году — 88,6% (2 трлн 593,34 млрд рублей) и в 2024 году — 89% (2 трлн 745,35 млрд рублей).

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета планируются в общей сумме в 2022 году в 326,03 млрд рублей, по сравнению с 2021 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 32,96 млрд рублей, или на 11,2%; в 2023 году — 326,77 млрд рублей; в 2024 году — 335,06 млрд рублей.

    Эксперты РАНХиГС в своем заключении отмечают риски установления прироста расходов на оплату медицинской помощи на уровне ниже ожидаемых темпов инфляции и перераспределение расходов в пользу федеральных учреждений и дополнительных задач ФОМС, не связанных напрямую с оплатой медицинской помощи, что, по мнению экспертов, может создать угрозу скрытого дефицита базовой программы ОМС.

    ФНС России скорректировала форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме.

    Важно! Приказ ФНС России № ЕД-7-11/875 от 6 октября 2021 г. вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и будет применяться с представления расчета за отчетный период I квартала 2022 года.

    Предельная величина страховых взносов на 2022 году уже известна – Минфин опубликовал новые лимиты.

    По проекту база на обязательное пенсионное страхование индексируется с 1 января 2022 года в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в России. По подсчетам Минфина новый лимит на ОПС составит 1 565 000 рублей.

    В итоге с 1 января 2022 года работодатели начисляют взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу:

    • 22 % с выплат, сумма которых не превышает 1 565 000 руб.;
    • 10 %, если сумма выплат больше 1 565 000 руб..

    Согласно проекту году база на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством индексируется с 1 января 2022 года в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в России.

    По подсчетам Минфина новый лимит на социальные страховые отчисления составит 1 032 000 рублей.

    С 1 января 2022 года взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатели считают с выплат, сумма которых не превышает 1 032 000 руб. С выплаты больше этой суммы взносы не начисляют.

    Президент Путин утвердил фиксированные страховые взносы для ИП на 2022 год (Федеральный закон от 15.10.2020 №322-ФЗ). По сравнению с прошлым годом размеры взносов для ИП вырастут с 40 874 руб. до 43 211 руб. Разбивку сумм фиксированных страховых взносов ИП смотрите в таблице

    Вид отчисления Годовая сумма
    Фиксированная сумма при доходе не более 300 000 руб. на пенсионное страхование, которое платят в ФНС 34 445 рублей
    Сумма с дохода свыше 300 000 руб. на пенсионное страхование, которое платят в ФНС 34 445 + 1% с дохода свыше 300 000 руб. для остальных ИП
    Фиксированная сумма на медицинское страхование, которое платят в ФНС 8766 рублей

    Минтруд рассчитал тарифы возмещения при несчастных случаях

    Важно! СВ 2022 году страховые взносы необходимо оплатить до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Если это выходной, то перечисление страховых взносов можно произвести в ближайший рабочий день.

    Не пропустить важные даты поможет таблица со сроками уплаты страховых взносов в 2022 году для юридических лиц, сформированная с учетом всех переносов.

    • за декабрь 2021 года – 17.01.22 (перенос с субботы);
    • за Январь 2022 года – 15.02.22;
    • за Февраль 2022 года – 15.03.22;
    • за Март 2022 года – 15.04.22;
    • за Апрель 2022 года – 16.06.22 (перенос с воскресенья);
    • за Май 2022 года – 15.06.22;
    • за Июнь 2022 года – 15.07.22;
    • за Июль 2022 года – 15.08.22;
    • за Август 2022 года – 15.09.22;
    • за Сентябрь 2022 года – 17.10.22 (перенос с субботы);
    • за Октябрь 2022 года – 15.11.22;
    • за Ноябрь 2022 года – 15.12.22;
    • за декабрь 2022 года – 16.01.22 (перенос с воскресенья).

    Социальное страхование — это совокупность правовых, экономических и организационных мер перераспределительного характера, направленных на обеспечение и поддержание материального и/или социального положения граждан в случае наступления массовых страховых рисков по независящим от них обстоятельствам.

    Можно выделить признаки, присущие социальному страхованию:

    1. создание системы правовых, экономических и организационных мер, которые в целом определяют функционирование социального страхования;
    2. перераспределение ущерба в пространстве и во времени, замкнутость страховых отношений кругом лиц, участвующих в формировании страхового фонда. Право на получение страховой выплаты обусловлено уплатой страховых взносов в страховой фонд;
    3. отражение индивидуальных, групповых и государственных интересов в сфере социальной защиты работающих граждан;
    4. наличие страхового риска, обладающего признаком массовости наступления;
    5. наступление страхового события должно быть обусловлено фактами и обстоятельствами, не зависящими от граждан (болезнь, травма, старость, безработица и др.);
    6. целевое использование средств страхового фонда на компенсацию расходов работающих граждан, связанных с последствиями изменения их материального и/или социального положения.

    Государство устанавливает обязательное страхование в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с имущественными интересами не только отдельных страхователей, но и общества в целом. При этом страхователь обязан вносить страховые взносы либо за свой счет, либо за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, инициатором обязательного страхования является государство.

    Согласно современному российскому законодательству обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и/или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

    Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.

    Обязательное социальное страхование строится на следующих принципах:

    • устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;
    • всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
    • государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    • государственного регулирования системы обязательного социального страхования;
    • паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в деятельности органов управления системы обязательного социального страхования;
    • обязательности уплаты страхователями страховых взносов;
    • ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    • обеспечения надзора и общественного контроля;
    • автономности финансовой системы обязательного социального страхования.

    Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются:

    • общедоступный вид правоотношений субъектов социального страхования, который обеспечивает обязательность участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, ненадобность кропотливой и затруднительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их выполнения между работодателями и работниками;
    • обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;
    • высокий уровень надежности сохранности финансовых средств, что достигается солидарностью поколений и посредством применения государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;
    • обязательное социальное страхование, более «дешевое» для населения, чем личное страхование, обеспечивается массовым характером обязательного участия в нем почти всех работающих и бесприбыльными формами организации работы в отличие от личного страхования, которое преследует получение прибыли и направлено в основном на клиентов.

    Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

    1. у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
    2. иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;
    3. страховщика — с момента регистрации страхователя;
    4. застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами;
    5. лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

    В соответствии с действующим российским законодательством, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели),

    страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Элементы обязательного социального страхования представлены в табл. форме.

    Согласно действующему законодательству под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Особенности организации взаимоотношений при обязательном пенсионном страховании для плательщиков страховых взносов-работодателей устанавливаются законодательно.

    Пенсионное страхование представляет собой один из социально значимых видов личного страхования. Пенсия, как выплата после прекращения трудовой деятельности гражданина, является, по сути, его замещенным доходом.

    Основой построения пенсионной системы является риск старости — самый крупный социальный риск в рыночных условиях. Для пожилых людей основным источником доходов является пенсия. В связи с этим становится важным оптимальное функционирование созданных, создаваемых либо реформируемых пенсионных систем.

    Основными задачами реформирования в России государственной пенсионной системы были определены следующие: усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР); создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения; оптимизация структуры расходов ПФР; ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер; организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР исходя из обеспечения сбалансированности бюджета ПФР.

    За рассматриваемый период в сформированную пенсионную систему государство не раз вносило корректировки вектора ее развития, имея конечной целью вносимых пенсионных преобразований достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.

    Новая пенсионная система призвана в целом положительно повлиять на уровень жизни населения. Ожидается, что граждане будут мотивированы к большей трудовой активности.

    В рамках существующей в России модели пенсионной системы (распределительно-накопительной) формируются такие виды пенсий, как страховая (по старости, инвалидности, потере кормильца) и накопительная.

    Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами законодательства.

    Страховая пенсия определяет формирование пенсионных прав застрахованного лица, а поступившие средства направляются на выплату пенсий современным пенсионерам, тем самым предоставляя возможность выполнить обязательства ПФР перед нынешними пенсионерами. Предполагается, что сформированные за весь трудовой период права будут финансировать аналогичным образом последующие поколения. Обслуживает соответствующий пенсионный счет ПФР. Страховая часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом инфляции и средней заработной платы в стране.

    Следует учесть изменения, которые были внесены в законодательство с 2010 г., а именно страховая часть трудовой пенсии делится на солидарную и индивидуальную:

    1) солидарная часть страховой пенсии, аккумулируемая на общем, солидарном, счете ПФР и направляемая на формирование фиксированной выплаты (ФВ) страховой пенсии и резервов ПФР;

    2) индивидуальная часть страховой пенсии — это расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, его будущая страховая пенсия. Данные средства зачисляются на личный счет застрахованного лица, которыми он фактически распоряжаться не может, и фиксируются в виде пенсионных прав. В реальности эти денежные средства идут на выплаты нынешним пенсионерам. С 2014 г. данные пенсионные права осуществляются в виде накопленных индивидуальных баллов.

    Накопленные права (баллы) предназначены для будущего личного пользования, т. е. не наследуются.

    Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

    а) достижение пенсионного возраста. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, правом на которую обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан;
    б) наличие страхового стажа;
    в) наличие минимальной суммы пенсионных баллов — не менее 30 (с 2025 г.).

    Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии (табл. 11.3).

    Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Страховое обеспечение, выплачиваемое в виде пособия по временной нетрудоспособности, является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата этого пособия за счет средств Фонда обязательного социального страхования (ФСС РФ) — это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.

    Также в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье, в том числе помощи в связи с материнством и детством.

    Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, а также вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

    Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

    1. временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;
    2. беременность и роды;
    3. рождение ребенка (детей);
    4. уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    5. смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

    Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации:

    1. лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
    2. государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
    3. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
    4. члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
    5. священнослужители.

    Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами.

    Виды пособий ФСС и особенности их расчета и получения перечислены в табл. форме.

    Вид пособия Особенности расчета и получения
    Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) Зависит от:
    1) причины временной нетрудоспособности:
    • в связи с заболеванием или травмой выплачивается:
      • за первые три дня — за счет средств страхователя;
      • за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности,
    • за счет средств бюджета ФСС РФ (по иным случаям: уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание в санатории — пособие выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с первого дня нетрудоспособности стажа работы);

    2) страхового стажа работника:

    • менее 6 месяцев — в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ;
    • от 6 мес. до 5 лет — 60% среднего заработка;
    • от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка;
    • от 8 лет и более — 100% среднего заработка.

    Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности зависит от оснований его выплаты

    Пособия в связи с материнством
    пособие по беременности и родам («декретные») 1) могут получить только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком):
    • работающие;
    • безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);
    • обучающиеся по очной форме обучения;
    • проходящие военную службу по контракту;
    • усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям;


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.