Изменения 54 ФЗ с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения 54 ФЗ с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

С 1 марта 2022 года отменяются плановые проверки ККТ

Главное технологическое отличие онлайн-касс от обычных ККМ — наличие фискального накопителя. Данный электронный компонент отвечает за обработку платежных данных на ККТ и за их подготовку к передаче в ОФД в установленных форматах.

Многие из функций фискального накопителя повторяют те, что характеризуют ключевой технологический компонент ККТ старого образца — ЭКЛЗ. Речь идет, в частности, о таких функциях, как:

  • шифрование фискальных данных;
  • защиту от внесения изменений в фискальные данные, записанные в память ККТ.

Кроме того, фискальный накопитель подключается к остальным аппаратным компонентам онлайн-кассы точно так же, как ЭКЛЗ подключается к компонентам ККМ старого образца. Таким образом, вместо ЭКЛЗ в кассовый аппарат в большинстве случаев можно установить фискальный накопитель, после чего данный аппарат в целом будет готов функционировать в режиме онлайн-кассы. Но чтобы сделать соответствующий функционал гарантированным, может потребоваться:

  • Оснастить ККТ дополнительными вычислительными и коммуникационными компонентами. Их состав может значительно различаться в зависимости от конкретной модели кассового аппарата, но современные производители ККТ, как правило, поставляют такие компоненты в любой необходимой комплектации.
  • Переустановить программную прошивку ККТ либо обновить ПО, с помощью которого продавцы пользуются кассовым аппаратом при приеме платежей.

Указанные процедуры и составляют модернизацию кассового аппарата до уровня онлайн-кассы.

Главное ее преимущество для магазина — возможность сэкономить.

Стоимость самой бюджетной новой онлайн-кассы составляет порядка 15–20 тыс. руб. (но лучше ориентироваться на 30 тыс. руб. и выше, если говорить о девайсах с более или менее высокой производительностью и набором функций).

Стоимость модернизации, в свою очередь, складывается:

  • из стоимости фискального накопителя (5–6 тыс. руб.);
  • стоимости сопутствующих аппаратных компонентов (2–3 тыс. руб.);
  • услуг специалиста, который проведет модернизацию (2–3 тыс. руб.).

Суммарные расходы — 9–12 тыс. руб., очевидно, ощутимо меньше в сравнении с покупкой новой кассы. Более того, при «пакетной» модернизации, когда обновляется одновременно несколько устройств (или даже несколько десятков), расходы на одно отдельно взятое могут оказаться еще ниже.

Модернизация ККТ имеет ряд нюансов. Изучим их.

При проведении модернизации ККТ следует иметь в виду, что:

1. Фискальный накопитель в онлайн-кассе подлежит регулярной замене:

  • 1 раз в 3 года — плательщиками на УСН, ПСН, ЕСХН и ЕНВД (кроме подакцизников);
  • 1 раз в 13 месяцев — плательщиками на ОСН (п. 6 ст. 4.1 закона № 54-ФЗ).

2. Не все модели ККТ (пусть и представленные в общей линейке устройств от одного бренда) подлежат модернизации. Налогоплательщику следует как можно раньше узнать, подлежит ли модернизации его ККТ. Если да — сделать оперативный заказ на фискальный накопитель и сопутствующие компоненты, если нет — заказать готовую онлайн-кассу.

Будет ли штраф, если вместо фискального накопителя на 36 месяцев использовать накопитель на 13 месяцев, узнайте здесь.

Чтобы осуществить модернизацию ККТ до уровня онлайн-кассы, нужно, убедившись, что конкретная модель кассового аппарата подлежит модернизации, оснастить ККТ фискальным накопителем и сопутствующими ему аппаратными компонентами (вычислительными либо коммуникационными), которые обычно поставляются производителями кассовых аппаратов в отдельных комплектах. До введения в действие модернизированной ККМ используйте кассовый аппарат старого образца.

Налоговые органы не будут проводить плановые проверки ККТ

Сегодня предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2021 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

С 1 января 2021 года налоговый спецрежим ЕНВД прекратил существование. В связи с переходом на другой налоговый режим перерегистрировать онлайн-кассу не надо. Но необходимо скорректировать данные об используемой системе налогообложения, которые указывались при регистрации. Подробнее об этом читайте здесь.

По закону менять фискальный накопитель при смене СНО необязательно. На ЕНВД предприниматели использовали ФН со сроком действия 36 месяцев. При этом организации на ОСНО должны использовать ФН сроком не менее чем на 13 месяцев. Закон не запрещает при переходе на общую систему налогообложения использовать ФН на 36 месяцев, который ранее использовался для работы на ЕНВД. Применять его можно до окончания его срока действия.

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте. Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018. Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже был отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

Реальной практической пользы нет: перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

22 мая 2003 года

N 54-ФЗ

Большой выбор оборудования по 54 ФЗ. Все кассы по ценам производителя с официальной гарантией. Приобрести кассу в нашем магазине стало еще выгоднее — действуют специальные предложения.

подробнее о предложении

В прошлом году Минфином РФ был размещен законопроект, согласно которому ФЗ-54 с 01.01.2021 перестает существовать. Забегая наперед, скажем, что до сих пор закон о применении ККТ не упразднен и продолжает действовать. А пока рассмотрим основные изменения, внесенные в законопроект Минфином:

  • 1. ФЗ-54 упраздняется, а правила использования онлайн-ККТ переносятся в НК РФ. Для этого добавляется раздел «Оперативный контроль». Там будут размещаться не только требования законодательства, но и меры наказаний за их несоблюдение (ныне они указаны в ст. 14.5 КоАП РФ).
  • 2. Понятие «применение ККТ» становится действительным. Вместо него используется «фиксация расчетов». Предполагается, что расчеты фиксируются ИП и организациями при помощи кассовых чеков.
  • 3. Вводятся термины «мнимых» и «притворных» расчетов, а также штрафы за их осуществление. Мнимый расчет ― чек пробит, а сама сделка не проведена, притворный ― проведение одного расчета вместо другого (к примеру, продажа товара вместо предоставления услуги).
  • 4. Отменяется понятие БСО.
  • 5. Новый вид проверок налоговиков ― оперативные. В их рамках планируется ужесточить контроль над соблюдением требований по применению ККТ.
  • 6. К отдельным видам проверок налоговая служба будет привлекать ФСБ. Периодичность процедуры составит до трех лет.

В частности, запланировано использование расчетных чеков, наряду с кассовыми. Они будут формироваться при фиксации расчетов через кабинет ККТ, а не самой онлайн-кассы. На создание фискального документа планируется отвести 5 рабочих дней, начиная с момента расчета.

Законопроект находится на этапе рассмотрения. Если его примут, нововведения вступят в законную силу. А пока ознакомимся с изменениями, «судьба» которых уже предрешена.

Еще одно изменение в онлайн-кассах, которое уже вступило в силу с 1 февраля 2021 г., касается отображения номенклатуры в кассовых чеках. Ранее ее указывали только организации и все, чья деятельность связана с маркированными товарами и алкоголем. С 2021 г. номенклатура в онлайн-кассах обязательна даже для ИП на спецрежимах.

Понятие «номенклатура» включает в себя наименование товара (работы, услуги), цену за единицу и количество. Реквизит отображается таким образом, чтобы быть понятным покупателю. Конкретный классификатор товаров для предоставления номенклатуры не установлен, поэтому бизнесмены могут самостоятельно вносить названия.

Работа с онлайн-кассами с 2021 г. предусматривает обновление прошивки, которая поддерживает формирование чеков в новом формате. Возможно, потребуется обновить и товароучетное ПО или вовсе заменить кассу, если модель не позволяет работать по предъявленным требованиям.

Согласно Приказу ФНС РФ ЕД-7-20/662@, вступившему в силу 21.12.2020, с 6 августа разрешена регистрация только ФН-1.1М. В этом приказе указан новый ФФД для маркировки 1.2.

ФФД 1.2 предусмотрен только в отношении маркированных товаров. Операции с продукцией без маркировочных кодов допустимы с ФФД 1.05 и 1.1.

И еще одна важная новость по онлайн-кассам в 2021 году. Если до 6 августа зарегистрирован ФН старого формата, его можно использовать до истечения срока действия. Поэтому переход на новый накопитель будет плавным. И, что самое главное, такое послабление предусмотрено даже для участников оборота маркированной продукции.

Чтобы онлайн-касса поддерживала изменения с 2021, требуется новое кассовое ПО и соответствующий фискальный накопитель. Отметим, что ФН-1.1М поддерживает все виды ФФД.

ЕНВД изжил себя, поэтому с первого дня нового года его отменили. Предприниматели, работающие на этом режиме налогообложения, перешли на другие спецрежимы. Снятие с «вмененки» произошло автоматически.

Для перехода ИП на УСН или ПСН с ЕНВД в 2021 пришлось изменить настройки онлайн-касс. Это необходимо для того, чтобы правильно указывать НДС в чеках. Смена настроек должны осуществиться до формирования первого фискального документа. В противном случае ― штраф.

Переход с ЕНВД на ОСНО также требует соответствующих настроек на онлайн-кассе в 2021 г. Но сама процедура окажется для бизнесменов проще, поскольку им не придется подавать заявление в налоговую службу. Как известно, тем, кто не изъявил желание работать на определенном спецрежиме, автоматически присваивается общая система налогообложения.

В ФЗ-54 представлен перечень видов деятельности и условий работы, которые в бессрочном порядке освобождают бизнесменов от необходимости использования онлайн-касс. В 2021 г. ничего не изменилось. Список бессрочно освобожденных по-прежнему актуален.

Так, работа ИП на УСН и патенте без онлайн-кассы в 2021 году возможна, если они ведут деятельность, согласно перечню в законе о применении ККТ. Послабление предусмотрено и для предпринимателей из «глубинки», независимо от вида работ.

Хотелось бы еще сказать пару слов о самозанятых, которые также не проводят расчеты через кассовые аппараты. Налогоплательщики на НПД освобождены от применения онлайн-касс до тех пор, пока имеют соответствующий статус. Самозанятые регистрируются в приложении «Мой налог», где фиксируются денежные операции.

Согласно п. 2 Постановления РФ № 438 от 03.04.2020 и п.5 Приказа ФНС № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020, проверки со стороны налоговой службы приостановлены до 31.12.2020, что связано с пандемией. А это значит, что действие моратория закончилось уже 1 января и контроля не избежать. Соблюдайте требования, предусмотренные в отношении работы с онлайн-кассами в 2021 году, и вам не будут начислены штрафы.

Известен еще один способ, который позволит избежать штрафных санкций ― исправьте ошибки еще до того, как налоговая обнаружит правонарушение. В крайнем случае, оповестите о них ФНС раньше, чем специалист выявит недочет при очередной проверке. Честное признание смягчает наказание ― в данном случае это также действует.

Итак, за несоблюдение требований к онлайн-кассам в 2021 году предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • ИП за неиспользование касс заплатят 25―50% от суммы проведенных расчетов с правонарушениями (от 10 000 рублей);
  • для юридических лиц сумма штрафных санкций выше: если организация проводит расчеты без пробития кассового чека на онлайн-кассе, с 2021 г. она заплатит 75―100% (минимум 30 000 рублей);
  • если очередная проверка выявит повторное нарушение, а сумма расчетов без ККТ превысит 1 млн., деятельность компании приостанавливается на срок не менее 90 суток;
  • если расчет проводится через кассу, но с нарушениями, ИП грозит штраф 3 000 руб, в то время как юрлицу придется уплатить 10 000 рублей;
  • бизнесмены обязаны предоставить документы по запросу налоговой службы, а если они этого не сделают, их накажут суммой 3 000 и 10 000 руб. для ИП и ООО соответственно;
  • непредоставление фискальных данных ФНС в установленные сроки влечет наказание в виде штрафов 100 000 и 200 000 для ИП и юрлиц соответственно;
  • если в кассовом чеке не будет указано наименование маркированного товара или оно искажено, ИП придется заплатить 50 000, организации ― 100 000 руб.

У интернет-магазинов есть два способа передавать чеки покупателям: самостоятельно или через платежных агентов.

Чеки должны быть выданы от имени магазинов в следующих случаях:

  • Выдача заказов и прием оплаты в пункте самовывоза, в помещении которого установлена онлайн-касса. Чек нужно распечатать после получения оплаты.

  • Оплата картой на сайте продавца. В этой ситуации контакт между продавцом и покупателем считается дистанционным, поэтому достаточно отправить чек по электронной почте или на телефон сразу после получения денег за товар (п.5 ст.1.2. 54-ФЗ). Бумажный вариант чека печатать не обязательно.

  • Перечисление оплаты через оператора банка или платежные системы: Яндекс.Деньги, Вестерн-Юнион, Единая касса, Деньги.мэйл.ру и другие. Такие случаи не относятся ни к прямым, ни к дистанционным отношениям продавца и покупателя. Поэтому, на основании п.5.3 и п. 5.4 ст.1.2 54-ФЗ, продавец должен передать электронный или бумажный чек не позднее следующего за днем расчета рабочего дня, но до момента передачи товара.

    При этом для курьеров, которые привозят уже оплаченный на сайте товар, касса не нужна.

  • Передача товаров и получение оплаты через курьеров. У них с собой должна быть онлайн-касса для выдачи чека. Для курьеров касса должна быть мобильной и компактной.

Во всех вышеперечисленных случаях у интернет-магазинов должна быть касса. Закон разрешает выдавать покупателю не только бумажные, но и электронные чеки. Если чеки отправляются покупателям только в электронном виде, можно подключить облачную кассу. Но и для нее фискальный накопитель и регистрация в ФНС обязательны.

Облачная касса будет интересна тем, у кого офлайн продаж и пунктов выдачи нет. Если у вас есть хотя бы одна точка с офлайн платежами, то мы рекомендуем за основную кассу взять кассовый аппарат МТС. Его можно установить в оффлайновой точке продаж и подключить к ней сайт. Таким образом вы сможете обойтись одной онлайн кассой для продаж в интернет-магазине, офлайн-точке продаж и даже через курьеров.

Для магазинов со своей курьерской доставкой МТС разработало решение, с которым организовать работу курьеров можно без покупки дополнительных кассовых аппаратов.

Новые правила применения ККТ в 2021 году

С помощью чеков коррекции кассир должен провести выручку, которая была получена при техническом сбое кассы, или исправить ошибочные операции.

Согласно письму ФНС России от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, формирование чека коррекции для исправления ошибок в отдельных операциях зависит от формата фискальных документов (ФФД), настроенного в онлайн-кассе.

При использовании ФФД 1.05, чек коррекции не пробивают, а в случае ошибки, например, ввода неправильной цены, количества, ставки НДС, для изменения данных чека с признаком расчета «Приход» надо:

  • сформировать новый кассовый чек с признаком расчета «Возврат прихода» и с фискальными данными чека с ошибкой;

  • пробить новый корректный кассовый чек с признаком расчета «Приход».

По такому же алгоритму нужно исправить ошибочный чек с признаком расчета «Расход».

Для исправления ошибок при использовании ФФД 1.1. нужно использовать чек коррекции.

Если касса не работала, и не было возможности выдавать чеки покупателям, выручку за время сбоя после восстановления контрольно-кассовой техники, независимо от ФФД, надо провести через чек коррекции.

Помимо корректировки выручки и исправления ошибок, в налоговую нужно отправить сведения и документы, которые позволят понять, какие расчеты были исправлены, и что за суммы проведены дополнительно. Это напоминание есть в Письме ФНС № ЕД-4-20/15240@.

Дата публикации: 23.12.2019

Теперь, покупая кассу, надо не только проверять ее через официальный реестр ККТ — только кассы, включенные в него, можно будет использовать для работы, но еще и озаботиться установкой нового фискального накопителя образца — ФН-М (ст. 4.1. Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).

Это требование актуально для всех — неважно, какие товары или услуги продает предприниматель.

Онлайн-кассы с фискальным накопителем старого образца с 6 августа 2021 года просто не пройдут регистрацию в ФНС.

Однако, если у вашего текущего ФН еще не закончился срок действия, не нужно его срочно менять. Спокойно пользуйтесь им до конца срока, без дополнительных настроек. Потом купите и зарегистрируете уже новый ФН с литерой “М”.

Чем хорош ФН-1.1 М? Он работает с каждым действующим форматом фискальных документов (ФФД), сейчас их три: 1.05., 1.1. и 1.2.

Перемены затрагивают в первую очередь продавцов розницы, в номенклатуре которых есть товары, подлежащие обязательной маркировке. Им нужно будет перейти на новый формат ФФД 1.2. Проверьте, продаете ли вы следующие товары:

  • одежда;
  • постельное белье и полотенца;
  • лекарства;
  • обувь
  • духи, парфюмерия;
  • фототехника, включая фотовспышки;
  • шины и покрышки;
  • табак;
  • молочную продукцию (пока она не вся попала под маркировку, полностью переход состоится с 2022 года.

Сделать это должны розничные точки при регистрации или перерегистрации кассы после 06.08.2021. Если срок действия фискального накопителя пока не истек к указанной дате, то переход на ФФД 1.2. будет осуществлен позже (как только срок окончится).

Ваша текущая ситуация Какие действия предпринимать
Срок работы вашего ФН истекает после 06.08.2021.
Среди ваших товаров нет тех, которые попадают под маркировку.
1. Можете работать с этим фискальным накопителем, пока не закончится срок его работы
2. Когда придет срок приобрести новый — купите и зарегистрируйте ФН-1.1.М
3. Применяйте ФФД версии 1.05. или 1.1.
Срок действия ФН закончится до 06 августа 2021 года (или вы покупаете новый ФН, например для установки в онлайн-кассе на новой торговой точке).
Маркированные товары не продаете.
Вам нужно купить и установить новый фискальный накопитель, и если сделаете это после 6 августа – нужен ФН-1.1 М
У ФН срок закончится после 06.08.2021 и вы продаете маркированные товары. 1. Можете работать с этим фискальным накопителем, пока не закончится срок его работы. Используйте пока ФН с поддержкой ФФД версии 1.05. или 1.1.
2. Когда срок действия закончится — перейдите на ФН-1.1 М, с поддержкой формата ФФД 1.2.
Срок действия ФН закончится до 06 августа 2021 года (или опять же вы покупаете новый ФН для новой точки).
Вы продаете маркированные товары.
1. Проверьте вашу онлайн-кассу в реестре ККТ и возможность поддержания этой моделью ФФД 1.2.
2. Установите ФН-1.1 М, зарегистрируйте изменения (пройдите перерегистрацию ККТ) и перейдите на ФФД 1.2.

Как перейти на ФФД 1.2, проверить готовность вашего кассового оборудования к новым правилам и законно продавать маркированный товар после 06.08.2021 — подробнее на сайте Платформы ОФД.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ

Отправлять документы в электронном виде потребуется в случае производства, импорта, агрегации, маркировки остатков, оптовой реализации. Электронный документооборот не требуется только при выводе товаров из оборота в случае продажи через кассу с ККМ онлайн, – там вывод осуществляется через оператора фискальных данных.

Также ЭДО понадобится розничным продавцам, так как получать марки от поставщика со следующего года нужно посредством электронных документов (УПД с кодами маркировки).

После подписания обоими участниками оборота электронного документа с кодами маркировки, информация автоматически поступает в информационную систему маркировки. Своевременность и полнота подачи данных – зона ответственности оператора электронного документооборота.

В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.

За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.

Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.

За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:

  • рабочие места,
  • средний заработок.

По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.

Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.

Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.

Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.

Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

Директор компании обязан отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им СИЗ.

С 2022 года в ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ, в которой приведен список изделий, относящихся к СИЗ. В него организации вправе добавить свои СИЗ, необходимые для безопасности работников в определенных условиях.

По статье 221 ТК РФ в перечень СИЗ теперь входит:

  • специальная одежда и специальная обувь,
  • дерматологические средства защиты,
  • средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
  • средства защиты от падения с высоты,
  • и другие средства индивидуальной защиты.

Последние изменения по 54-ФЗ в 2021 году

Правительство постановлением от 07.10.2022 № 1706 установило на 2022 год допустимую долю иностранных работников для следующих видов деятельности:

  • выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
  • лесоводство и лесозаготовки (код 02) – 50% общей численности работников;
  • обработка древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки (код 16) – 50% общей численности работников;
  • строительство (раздел F) – 80% общей численности работников;
  • торговля лесоматериалами (код 46.73.1) – 50% общей численности работников;
  • торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – 50% общей численности работников;
  • торговля алкоголем (код 47.25.1) – 15% общей численности работников;
  • торговля табачными изделиями (код 47.26) – 15% общей численности работников;
  • торговля лекарственными средствами (код 47.73) – 0% общей численности работников;
  • торговля на рынках, в палатках (коды 47.8, 47.99) – 0% общей численности работников;
  • сухопутнный пассажирский транспорт и грузовой транспорт (код 49.3, 49.41) – 24% общей численности работников;
  • управление недвижимым имуществом (код 68.32) – 70% общей численности работников;
  • обслуживание зданий и территорий (код 81) – 70% общей численности работников;
  • деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25 % общей численности работников.

Строительство в Дагестане – 50% общей численности работников;

Строительство в Краснодарском крае – 60% общей численности работников;

Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.

Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:

  • в целом — 11 950 рублей,
  • для трудоспособного населения — 13 026,
  • для пенсионеров — 10 277,
  • для детей — 11 592 рубля.

По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.

На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.

Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Это не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.

«РГ» публикует закон, предоставляющий отсрочку по установке «умных» касс

Принят Государственной Думой 23 мая 2019 года

Одобрен Советом Федерации 29 мая 2019 года

1. Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи индивидуальные предприниматели в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «в» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт «в» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники: на что обратить внимание

Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

ВНИМАНИЕ!

Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

ВНИМАНИЕ!

В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

В 2017-ом году принимался 54-ый ФЗ, предписывавший применение онлайн-касс всеми индивидуальными предпринимателями. Такой закон стал следствием стремления государства увеличить налоговые сборы с ИП, сделать более прозрачной деятельность частных предприятий, а также отследить товарооборот в России и спектр оказываемых в пределах государства услуг.

Но многие предприниматели оказались не готовыми к таким нововведениям, ведь установка современной контрольно-кассовой техники требует переоснащения производства и обусловливает затраты. Правительство пошло навстречу бизнесменам и дало отсрочки.

До первого июля 2018-го получили возможность временно не использовать ККТ ИП, которые имеют наёмных сотрудников и осуществляют деятельность в сферах питании и розничной продажи по ЕНВД (режиму единого налога на вмененный доход), а также частные предприятия, имеющие наёмников и работающие по упрощённой налоговой системе (УСН) в области общепита.

Во второй раз было разрешено не использовать кассы онлайн-типа до первого июля 2019-го индивидуальным предпринимателям и организациям, работающим в рамках УСН, патентов или ЕНВД и предлагающим услуги, а также предпринимателям без сотрудников при патентах или ЕНВД, занимающимся общепитом или продажами в розницу.

Но предприниматели, не успевшие до крайних сроков внедрить в процесс реализации услуг или товаров ККТ, забили тревогу. Установка такой техники требует значительных затрат, порой несопоставимых с доходами предпринимателя. Во избежание закрытия предприятий по данной причине правительство разрешило третью отсрочку.

Без кассы до начала июля 2022-го смогут работать не все индивидуальные предприниматели. Отсрочка действует только для ИП, которые не имеют наёмных сотрудников и либо выполняют определённые работы или россиянам оказывают услуги, либо реализуют продукцию, изготовленную собственноручно.

К сведению! Отсрочка не предоставляется предпринимателям, осуществляющим реализацию закупаемых у других граждан товаров, даже если они занимаются продажами самостоятельно.

Главным условием использования отсрочки на установку онлайн-кассы является полное отсутствие наёмных сотрудников. И если ИП нанимает рабочего, то он в течение тридцати дней обязуется установить необходимую контрольно-кассовую технику и подключить её, начав передачу информации о перемещениях финансов в ФНС.

Но в законодательстве указывается, что под наймом сотрудников понимается заключение с ними трудовых договоров. То есть формально если документ будет носить гражданско-правовой характер (к такой категории относятся соглашения о платном оказании разовых услуг или о подряде), то кассу типа онлайн можно будет не использовать. Но если сотрудники Федеральной налоговой службы заметят подвох и выявят попытку обойти закон, то они могут подать в суд на ИП и по решению судебного органа переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой, обязав бизнесмена к установке ККТ.

Принятый не так давно закон расширил перечень ситуаций, в которых будет допустимо для расчётов использовать кассовые аппараты, располагающиеся вне места принятия денег. Это допускается при:

  • разносной торговле;
  • оказании услуги или выполнении работ вне основной торговой сети или отдельного объекта;
  • дистанционных продажах (не в интернете), к примеру, при реализациях товаров по предоставляемым покупателям образцам;
  • приёме безналичной оплаты за жилые объекты или коммунальные услуги;
  • расчётах при реализациях билетов в транспортах водителями или кондукторами.

Но в перечисленных случаях чеки предоставляются и направляются в СМС на мобильный или на электронную почту. Также нужная информация о расчёте может считываться клиентом по QR.

Будет ли налагаться штраф за отсутствие онлайн-кассы при необходимости её установки? Есть информация о том, что ответственность за расчёты без ККТ на один год приостанавливается. До июля 2021-го индивидуальных предпринимателей, не соблюдающих закон, штрафовать пока не станут. Это обусловлено неготовностью многих российских регионов к грядущему этапу реформы налогообложения. Для адаптации к требованиям требуется время, как отметил один из инициаторов поправок.

Онлайн-кассы используют далеко не все организации и предприниматели. И до 2022-го года многие ИП смогут обходиться без них, не нарушая законы. Всё же установка ККТ в некоторых случаях необходима.

Перечень видов ответственности за нарушения, связанные с применением ККТ, в 2021 году существенно расширится. К уже существующим санкциям в виде штрафа и предупреждения добавятся следующие санкции:

Если налоговики выявят факт нарушения обязанности по фиксации расчетов, они вправе направить нарушителю предписание об устранении нарушения. Если ИП или организация не устранит нарушение в установленный срок, то его привлекут к налоговой ответственности. Предписание могут также направить организатору дистанционной торговли в Интернете, если она осуществляется с нарушением требований по фиксации расчетов или применению ККТ (например, невыдача чека или неприменение кассы в целом).

С 2021 года налоговики смогут блокировать:

  • доменное имя сайта;
  • сетевой адрес;
  • указатель страниц сайта в Интернете;
  • программы для ЭВМ, включая мобильные приложения;
  • страницы сайта в соцсети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в Интернете;
  • страницы нарушителя в мессенджерах.

Подобные санкции будут применяться лишь к злостным нарушителям, отвечающим одновременно 3 условиям:

  • Нарушение совершено повторно.

Организация или ИП привлекалась к ответственности в течение года за нарушение обязанности по фиксации расчетов.

  • Невыдача чека (иные нарушения по фиксации расчетов) в крупном размере.

Крупным признается размер, при котором сумма расчетов, осуществленных без фиксации, составила в совокупности 1 000 000 руб. и более.

  • С момента невыдачи чека прошло больше 48 часов.

Только при соблюдении указанных условий налоговые органы смогут запретить доступ к интернет-ресурсам ИП или организации. Решение о запрете вправе принять только ФНС по докладу руководителя (заместителя) налогового органа. Начальники инспекций без ведома ФНС принять такое решение не могут.

Продолжительность блокировки может достигать 90 суток и исчисляться этот срок начинает с даты приостановления доступа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.