Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Печать в транспортной накладной 2022 нужна». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.
Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).
Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.
Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.
Как заполнить транспортную накладную
Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.
В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.
Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.
Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.
Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.
Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:
- Чтобы накладная подтверждала расходы, в ней должны быть заполнены: дата, данные грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, размер провозной платы. В разделах 6, 7, 15, 16 должны быть наименования должностей, подписи и расшифровки подписей.
- Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
- В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил перевозок груза автомобильным транспортом, Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).
Далее подробно разберем порядок заполнения каждой из сторон.
С 2022 года – новые транспортные накладные: бумажная и электронная
При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.
Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.
Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.
Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:
- дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
- описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
- массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
- количество грузовых мест.
Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.
Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.
Среди новшеств в бланке можно отметить:
- новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
- в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
- нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
- скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.
В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».
В проекте приказа ФНС содержится электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов. Для транспортной накладной в электронном формате разработчики предусмотрели 4 файла обмена. Кроме транспортной накладной, в проекте приказа содержатся документы:
- электронный заказ-наряд;
- электронная сопроводительная ведомость.
В транспортной накладной в электронной форме предусмотрены 4 обязательных файла обмена.
Утвержденный файл обмена информацией грузоотправителя будет содержать сведения:
- об участниках перевозки;
- о существенных условиях договора перевозки;
- о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе;
- о грузе и сопроводительных документах на него;
- о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство;
- УКЭП грузоотправителя.
В файле обмена информацией перевозчику необходимо будет указывать сведения:
- о приеме груза к перевозке, состоящей из дополнительных к информации грузоотправителя сведений перевозчика в отношении принятия вверяемого груза и фактических обстоятельств погрузки груза в транспортное средство;
- УКЭП перевозчика.
Предусмотрен файл обмена информацией грузополучателя со сведениями о приеме груза от перевозчика и характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. И четвертый файл обмена перевозчика — о выдаче груза грузополучателю (лицу, правомочному на получение груза) с дополнительной информацией о выдаче вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельствах такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю.
Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.
Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/4681@. При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.
Как поставщикам применять электронные перевозочные документы с 2022 года
- В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
- Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
- Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
- Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
- Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
- Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
- Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.
Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.
1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:
- Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
- Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
- Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).
2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:
- Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
- Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
- Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
- Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).
Поскольку в обоих случаях Клиент (склад Клиента) оформляет Транспортную накладную самостоятельно, необходимо заблаговременно получить от Исполнителя данные о типе владения транспортным средством с приложением доказательств этого владения и наличия трудовых ресурсов, а также данные о непосредственном перевозчике.
Компания СибАвтоТранс рекомендует дополнить соответствующими пунктами заявку на перевозку груза, включая обязательные реквизиты, утвержденные согласно Приложению №5 к Правилам.
Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.
Отсутствие ТН может повлечь как налоговые, так и административные штрафы. За перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, водителю грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 руб (ч.2. ст.12.3 КоАП).
Для целей бухгалтерского и налогового учета ТН – это обязательный первичный документ. Именно этот документ по закону подтверждает расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч.1 ст.9 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, п.1 ст.252 НК, письма ФНС от 02.07.2019 № СД-4-3/12855, Минфина от 15.10.2018 №03-03-06/1/73696 и 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110). Без ТН покупатель груза не сможет обосновать расходы на доставку, так как именно этот документ подтверждает заключение договора перевозки. В результате инспекторы на проверке снимут расходы и начислят штраф по статье 122 НК в размере 20 процентов от суммы недоимки, а также пени за несвоевременную оплату налога.
Но расходы на перевозку ТН подтверждает, только если в ней указали стоимость услуг. При отсутствии этих данных документ подтвердит только факт перевозки. Такие разъяснения дала ФНС в письме от 10.08.2018 № АС-4-15/15570. Чтобы принять к учету расходы, в дополнение к ТН без стоимости услуг оформите другой двусторонний первичный документ, которым определите стоимость перевозки. По мнению ФНС, таким документом может быть УПД. В этом случае, кроме обязательных для первичного документа реквизитов, внесите данные, которые нужны, чтобы подтвердить вычет НДС. Как составлять и применять такие документы, ФНС разъяснила в письме от 21.10.2013 №ММВ-20-3/96. В договоре можно закрепить условие, какими документами его стороны оформляют операции.
В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч.7 ст.9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, п.16 Положения №34н, п.11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом):
1)ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
2) Вносят корректную запись;
3) Делают оговорку «исправлено» и указывают дату исправления;
4) Заверяют исправления подписями составивших ее лиц с указанием их фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
В обновленной форме Минтранс предлагает учесть новые правила перевозки грузов и закрепить обновленный порядок оформления или формирования транспортной накладной. Раздел со стоимостью перевозки расширят. Грузоперевозчики должны будут его заполнять, если ТН используют как первичный документ. В раздел включат новые графы для указания:
- стоимости услуг перевозки без налога;
- налоговой ставки;
- суммы налога, предъявляемого покупателю;
- стоимости услуг перевозки с налогом.
Новая форма транспортной накладной с 2022 года
Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.
Просим Вас дать разъяснение по изменениям касающихся оформления ТТН согласно приказу №307 от 16 июня 2021г.
У нас деятельность связана с дистрибуция товаров и согласно наших договорных отношений с доставкой до конечного потребителя: (мелких магазинов, супермаркетов, торговых сетей, АЗС). Для этого у нас есть разные марки авто грузоподъемностью от 4 до 16 тонн. В каждой машине сборный груз: минимум 20 супермаркетов и АЗС в день.
Необходимо ли нам оформлять ТТН? Если да то как именно: на каждый супермаркет отдельно?
Полезно
- Выписка ТТН и путевого листа в электронном виде в системе ЕСУТД: обязательство или возможность?
- Утверждены сведения для заполнения ТТН и путевого листа (изменения в Правилах перевозок грузов автотранспортом);
- Единая система учета транспортных документов (электронные ТТН и путевые листы);
- Инструкция пользователя по работе в система учета транспортных документов.
Эксперимент по использованию ЭТрН был начат Минтрансом еще в 2018 году. Его решили проводить на автомобильном транспорте, так как этот вид перевозок является самым востребованным в России. Цель создания ЭТрН — облегчить и ускорить взаимодействие по документам между участниками перевозок и государством и обеспечить безопасность этого взаимодействия.
Также ЭТрН нужна для:
- подтверждения заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги;
- подтверждения расходов на транспортные услуги для уменьшения налоговой базы.
Основным отличием документа от привычной транспортной накладной станет ее носитель. Документ перестанет существовать в бумажном виде, участники перевозки смогут передавать ее через информационные системы и в них же их обрабатывать.
Это позволяет получить несколько выгод:
- 1 ускорение документооборота (не нужно будет тратить время на пересылку документов и их обработку участниками перевозки, что еще влияет и на скорость оплаты перевозок);
- 2 доступ из любого места;
- 3 мгновенное внесение правок (в отличие от бумажной транспортной накладной не придется восстанавливать документы и пересылать их оригиналы между участниками перевозки для корректировок);
- 4 исключение риска утери и порчи бумажных документов;
- 5 отсутствие потребности в архивах (ЭТрН не нужно физическое место для хранения).
Работа с ЭТрН проводится через операторов ЭДО. Так как ЭТрН будет иметь единый формат для всех операторов ЭДО, то проблем во взаимодействии между участниками перевозок, если они работают с разными операторами, возникнуть не должно. Для полноценного использования ЭТрН пока что еще есть «подводные камни». Например, отсутствует судебная практика в отношении споров при использовании ЭТрН, отработаны еще не все сценарии перевозок и развития ситуаций, не до конца готовы регламенты и и инструкции по использованию ЭТрН.
Так как обязательного использования ЭТрН пока что нет, то стандартные бумажные транспортные накладные еще не отменены и их использование обязательно. ЭТрН можно использовать параллельно с бумажными, так как обмен ими между участниками перевозки уже возможен и он значительно ускоряет и облегчает процессы.
Проводились успешные эксперименты по проверке ЭТрН на постах ГИБДД, но на данный момент не все посты ГИБДД оборудованы системой для контроля перевозок по ЭТрН.
Часть поправок к правилам перевозки грузов касается транспортной накладной. Смотрите, что изменится, в таблице.
Изменения в правилах перевозки грузов
Новые правила согласно поправкам | Действующие правила |
Вступают в силу с 01.01.2022 | |
Исправления допускаются только в отношении раздела «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» | Можно вносить в любой раздел |
Водитель перевозчика должен уведомить стороны договора о замене транспортного средства. Информация о замене отражается в разделах 6 «Перевозчик» и 7 «Транспортное средство» | Правила в порядке отсутствуют |
Договор перевозки считается заключенным, если произвели погрузку груза грузоотправителем в транспортное средство перевозчика и заполнение обеими сторонами пункта 8 транспортной накладной | Правила в порядке отсутствуют |
Вступают в силу с 01.03.2022 | |
В транспортной накладной можно указывать дополнительные характеристики груза по отраслевым особенностям перевозки грузов. Такие данные можно указать в разделе 3 «Груз» | Правила в порядке отсутствуют |
Заказ (заявку) дополнили новыми реквизитами. В частности, там теперь нужно будет указывать требуемые характеристики транспортного средства, которые раньше указывали в транспортной накладной | Правила в порядке отсутствуют |
Нужно составить четвертый экземпляр на бумаге для грузоотправителя, когда транспортная накладная используется в качестве первичного учетного документа | Правила в порядке отсутствуют |
Массу груза определяют следующими способами:
· взвешиванием (по общей массе или поосно); · путем расчета на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза или технической документации на него |
Масса груза определяется взвешиванием |
Раздел | Что изменилось | |||||||
Раздел 1 «Грузоотправитель» | При указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные. В остальном порядок заполнения аналогичен действующей форме | |||||||
Раздел 1а «Заказчик услуг, связанных с перевозкой (при наличии)» | ||||||||
Раздел 2 «Грузополучатель» | ||||||||
Раздел 3 «Груз» | Объявленную стоимость можно указывать при необходимости. В действующей форме такой оговорки нет | |||||||
Раздел 4. «Сопроводительные документы на груз» (при наличии) | Название раздела дополнили словами «при наличии», то есть раздел не является обязательным | |||||||
Раздел 5 «Указание грузоотправителя по особым условиям перевозки» | Изменили название раздела. В действующей форме раздел называется «Указание грузоотправителя».
В разделе 5 обновленной формы по сравнению с действующей нужно будет указывать новые сведения: · маршрут перевозки, дату и время доставки груза (при необходимости); · контактную информацию о лицах, по указанию которых может осуществляться переадресовка. Сведения о характеристиках транспортного средства, которое необходимо для перевозки, в разделе 5 теперь не предусмотрены. Данную информацию нужно будет указывать в заказе (заявке) на перевозку груза |
|||||||
Раздел 6 «Перевозчик» | При указании данных физлица вместо ИНН можно указать паспортные данные. Также изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 10 | |||||||
Раздел 7 «Транспортное средство» | По сравнению с действующей формой в разделе четыре типа владения вместо трех. Появился новый тип владения – «совместная собственность супругов».
Также появились новые сведения: · реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга); · номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз. В действующей форме данную информацию указывают в разделе 13. Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 11 |
|||||||
Раздел 8 «Прием груза» | В разделе нужно будет указывать новые сведения:
· реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия; · наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним. В остальном информация аналогична той, которая указывается в разделе 6 действующей формы. Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 6 |
|||||||
Раздел 9 «Переадресовка» (при наличии) | По сравнению с действующей формой заполнение данного раздела необязательно. Также есть небольшие изменения: требуется указать вид переадресовки (на бумаге или в электронном виде). В действующей форме – устно или письменно.
Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 14 |
|||||||
Раздел 10 «Выдача груза» | В разделе появился новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д. В действующей форме такие сведения указывают в разделе 12 «Оговорки и замечания перевозчика».
В новой форме планируют оставить 12 разделов вместо 17. Так, из бланка исключили следующие разделы:
Во-первых, это документ, который обладает юридической силой, несмотря на то, что на нем отсутствуют подписи и печать (в транспортной накладной в электронном виде данные реквизиты заменяет ЭЦП). Формат электронной транспортной накладной утвержден Постановлением Правительства РФ (внесены соответствующие изменения в правила осуществления перевозок автотранспортом). Основной функцией ЭТрН является подтверждение:
Электронная транспортная накладная отличается от бумажной версии способом хранения и передачи. Первую можно отправлять и получать по телекоммуникационным сетям, а вторую – только по почте или путем личного вручения. При этом, обрабатывать и принимать к учету ЭТрН проще, поскольку в большинстве компаний учет ведется в специализированных программах. Минтранс разработал новую форму транспортной накладнойЭксперимент был начат в 2018 году по аналогии с системой Этран для оптимизации планирования и управления железнодорожными перевозками, но только с 1 января 2021 года официально разрешили использовать электронную транспортную накладную для автомобильного транспорта при осуществлении грузоперевозок. Однако ее применение не является обязательным. Перевозчик или агент, грузополучатель и грузоотправитель могут также использовать бумажные версии документа. Разрешено и дублирование обоих видов товарных накладных. Следует отметить, что переход на использование электронных товарно-транспортных накладных выгоден предприятию, но некоторые посты ГИБДД еще не оборудованы необходимыми терминалами, поэтому при отправке водителя в рейс рекомендуется снабдить его бумажными версиями документов. Электронная транспортная накладная 2021 обладает следующими преимуществами:
Электронная транспортная накладная имеет единую утвержденную Правительством РФ форму, поэтому все, кто работает на рынке грузоперевозок, будут обязаны использовать только утвержденный формат. Это существенно облегчает внедрение документа в учет и работу с ним по каналам электронного документооборота. В процессе работы возможно использование квалифицированной и простой ЭЦП. Первая необходима для обмена документами между юридическими лицами и работы с налоговой (операторами являются Контур, Астрал и ряд других компаний). Второй тип подписи может применяться для подтверждения приемки груза. Для бухгалтерского и налогового учета документ подписанный такой подписью приниматься не будет. Электронная транспортная накладная с 2021 года заполняется по следующим правилам:
Кто заполняет форму? Это определяется в договоре на оказание транспортных услуг. Как правило, это грузоотправитель. Путевые листы и транспортные накладные переводят в электронный видСервис обмена ЭТрН предполагает использование квалифицированной ЭЦП только между юридическими лицами. Чтобы форма имела юридическую силу, с использованием УКЭП подписывают ее грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Водитель при приемке и передаче груза ставит простую ЭЦП, которая существенно дешевле. Легитимность такой схему документооборота подтверждается Федеральным законом «Об электронной подписи», в котором указано, что контрагенты самостоятельно определяют вид ЭЦП, которым будут пользоваться при обмене документами. Кроме того, данная позиция прослеживается в письмах Министерства финансов РФ. Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно. Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д. Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам. Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений. При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту. На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:
Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.). Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:
Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон. В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:
Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор. Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной. С 1 марта 2022 года изменится форма транспортной накладнойНовыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа. Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную. В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами. Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:
Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д. Федеральная налоговая служба в Письме от 15 апреля 2021 года № СД-4-3/5182@ учла, что обновленная форма транспортной накладной была утверждена в самом конце 2020 года, и многие грузовладельцы и иные стороны договора перевозки не имели достаточно времени для адаптации к изменениям, в связи с чем разрешила подтверждать понесение расходов на перевозку грузов с помощью старой формы транспортных накладных, действовавшей до 31 декабря 2020 года. При этом является обязательным наличие договора перевозки. Фискальное ведомство не уточнило срок переходного периода. По моему мнению, с учетом принципа разумности, он не может длиться более одного календарного года. В строке «Плательщик» ставится прочерк, если перевозка ТМЦ происходит между подразделениями вашего предприятия. В остальных случаях согласно письма УФНС России по г. Москве от 25.07.2021 № 20-12/070321 это место для полного наименования покупателя. Согласно п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 58 ГОСТ Р 7.0.8-2021, а также писем Минфина России от 08.12.2021 № 03-03-06/1/81951, от 13.04.2021 № 03-03-06/20808 факсимильные подписи в первичных документах не допускаются. Все сотрудники обязаны поставить свои подписи собственноручно, также указываются расшифровки подписи с фамилией, инициалами и должностью. Ещё в 1971 году Минавтотрансом были утверждены Правила, по которым оформляются товарно-транспортные накладные. Есть небольшой нюанс: имея в виду транспортную накладную, стоит отметить, что она оформляется согласно Постановлению Правительства №272, принятому в 2021 году. Вид товарно-транспортной накладной утверждён в 1997 году по Постановлению Госкомстата России №78. Но если проследить историю законодательных актов, получается, что он не обязателен, так как у него отсутствует регистрационный номер. Этот факт используют в свою пользу организации, когда возникают налоговые споры. ТТН относится к первичным документам бухгалтерской отчётности. Она закрепляет передачу товара между грузоотправителем и получателем. В документе закреплены такие пункты:
На ТТН ставится печать компании, кроме того, должны быть подписи. Обязательно наличие реквизитов. Форма накладных является унифицированной. Главной считается накладная по образцу 1-Т (утверждена в 1997 году). Что касается отдельных видов продукции, на них есть отдельные формы ТТН: Документальные формы утверждены в 1997 году Постановлением №68. В 2021 году транспортная накладная обрела новый вид, который утвердило Правительство РФ (Постановление №272). Из неё убрали поля, по которым списывались и приходовались товары. Грузоперевозка должна сопровождаться отдельным документом. Когда в автомобиле находятся товары для разных грузополучателей, то каждая партия должна иметь отдельные сопроводительные документы. На каждого получателя свой комплект. Накладная дублируется в 4 экземплярах:
Если груз имеет нетоварный характер, оформляется 3 экземпляра ТТН. Первые два идут в компанию, которая перемещала груз. А 3-й переходит тому, кто занимался отправкой, чтобы зафиксировать объём выполненных работ. В случае перегрузки товара в пути следования на другой автомобиль в строки «Водитель», «Автомобиль», «Прицеп», «К путевому листу №» накладной ТТН-1 вносятся изменения путем зачеркивания с указанием новых данных о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе, а также указываются фамилия, инициалы, подпись лица, принявшего решение о перегрузке. Новые данные о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе допускается размещать в приложении к накладной ТТН-1 либо акте о перегрузке, формы которых разрабатываются организацией самостоятельно, с указанием в них серии и номера накладной ТТН-1, а также фамилий, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке, без внесения изменений в накладную ТТН-1. В строках «Грузоотправитель», «Грузополучатель». При отгрузке (получении) товара филиалом, представительством или иным обособленным подразделением (далее — обособленное подразделение) организации в строкахГрузоотправитель», «Грузополучатель» указываются наименование и адрес этого обособленного подразделения. ТН и ТТН являются первичными учетными документами. К тому же они включены в перечень Совмина, т.е. организация не вправе вносить в форму таких документов какие-либо исправления. А Инструкция по их заполнению предусматривает лишь внесение дополнительных сведений. Поэтому, на наш взгляд, закреплять положение о проставлении печатей или штампов на накладных, к примеру, в учетной политике не стоит. Оба этих подхода были использованы в последнем документе Минфина. К примеру, на документах для казначейства печать не ставят только те, кто отказался от ее использования в своей деятельности. А вот необходимость проставления печати либо штампа на накладных данный нормативный акт отменил. Если вы привлекаете к доставке груза транспортную компанию, то используйте для оформления ТТН обычный образец заполнения — с указанием информации о перевозчике и разделами, которые последний заполнит самостоятельно. Товарно-транспортную накладную должен оформить заказчик транспорта, то есть грузоотправитель. Перевозчик может выписать этот документ только по соглашению сторон. Товарно-транспортная накладная форма 1-Т — скачать бесплатно в Word или Excel. Если вам сложно самостоятельно заполнить этот раздел, вы можете скачать образец ТТН на этой странице и проверить себя. Будьте внимательны: этот раздел заполняется и подписывается всеми сторонами. Нужна: она необходима, чтобы подтвердить факт приема груза — налоговая обращает пристальное внимание на ее наличие в составе полного пакета первичных документов при проверке оснований для применения вычетов по НДС. Также по товарно-транспортной накладной покупатель при получении товаров может сверить фактическое количество с тем, которое указал продавец. Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления. Среди новшеств в бланке можно отметить:
В апреле 2011 года чиновники скорректировали правила российских перевозок грузов автомобильным транспортом. Новый порядок, утвержденный Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272, ввел в оборот обновленную форму транспортной накладной. Составлять формуляр придется в двух случаях:
В остальных случаях применять образец транспортной накладной на перевозку груза не требуется. Например, если компания доставляет груз собственными силами, без привлечения специализированного перевозчика.
|