Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России с ноября в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России с ноября в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В первую очередь рассмотрим основные понятия, которые используются в разделе 26 ПДД:

  • Время управления автомобилем — это время, в течение которого человек находится за рулем грузовика и автобуса.
  • Перерыв для отдыха — это перерыв, который должен сделать водитель во время движения.
  • Ежедневный отдых — это непрерывное время отдыха, которое должно быть выделено ежедневно.
  • Еженедельный отдых — это непрерывное время отдыха, которое выделяется водителю 1 раз в неделю.

Примечание. В отличие от коммерческого транспорта, для личных автомобилей не учитывается общее время работы человека.

На основе перечисленных выше понятий можно составить расписание, позволяющее управлять грузовиком или автобусом без нарушений. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Режим управления личными грузовиками и автобусами в 2022 году

В первую очередь рассмотрим понятие еженедельный отдых, которое должно быть учтено при управлении грузовиком. Пункт 26.3 ПДД:

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

  • не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

1. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов.

2. Еженедельный отдых должен быть выделен каждые 6 дней.

Обратите внимание, для водителей личных грузовиков и автобусов базовой величиной для расчета является не полная неделя (7 суток), а 6 суток.

Например, водитель начинает управление своим грузовиком в 8 утра понедельника. В этом случае расчетный период (6 суток) заканчивается в 8 утра воскресенья.

Если отложить еженедельный отдых на самый последний момент, то он должен начаться не позже, чем в 11 утра пятницы.

То есть получается, что если не использовать исключение (о нем речь пойдет ниже), то водитель не может использовать грузовик или автобус в течение 5 рабочих дней подряд.

Если воспользоваться исключением, то можно 1 раз в 2 недели уменьшить время еженедельного отдыха до 24 часов.

Например, водитель начинает управление своим грузовиком в 8 утра понедельника. В этом случае расчетный период (6 суток) заканчивается в 8 утра воскресенья.

Воспользуемся исключением и сократим время еженедельного отдыха до 32 часов. В этом случае пятый день управления может закончиться в 23:59 пятницы, то есть автомобиль удастся использовать 5 дней подряд.

При этом нужно компенсировать время, на которое был уменьшен еженедельный отдых. Его можно использовать сразу же, после окончания недели, то есть в воскресенье. При этом водитель непрерывно отдыхает с 23:59 пятницы по 21:00 воскресенья.

Еще раз напоминаю, что такое исключение можно использовать только 1 раз в течение 2-х недель подряд. То есть в самом лучшем случае можно рассчитать время за рулем так, что в первую неделю водитель будет управлять грузовиком или автобусом 5 полных дней, а во вторую — 4 полных дня и 3 часа.

Еще раз обратимся к пункту 26.3 ПДД:

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

  • не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;

Ежедневный отдых имеет следующие особенности:

  • он непрерывный;
  • он рассчитывается в пределах 24 часов (суток);
  • длительность его должна быть не менее 11 часов (кроме исключения).

Например, пусть водитель начинает управление автомобилем в 8:00 понедельника. В этом случае 24-часовой период заканчивается в 8:00 вторника.

Если отложить ежедневный отдых на самый последний момент, то получится, что он должен начаться не позже 21:00 понедельника.

Что касается исключения, то оно позволяет уменьшить время отдыха до 9 часов. Сделать это можно не более 3-х раз в промежутке между еженедельными отдыхами.

Например, водитель садится за руль после выходного в 8:00 понедельника.

Если воспользоваться исключением, то отдых в понедельник, вторник и в среду можно начать позже — в 23:00.

В четверг воспользоваться исключением не удастся (лимит исчерпан), то есть отдых должен быть начат в 21:00.

Ну а в пятницу уже должен начаться еженедельный отдых — в 11:00 (если не пользоваться исключением в пределах недели).

Рассмотрим пункт 26.2 ПДД:

26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:

  • 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
  • 56 часов в течение календарной недели;
  • 90 часов в течение 2 календарных недель.

В пределах одного рабочего дня время управления не должно превышать 9 часов.

Пусть водитель начинает управление машиной в 8:00 понедельника. В 21:00 начнется время его ежедневного отдыха.

То есть в промежутке между 8:00 и 21:00 у водителя есть 13 часов. Внутри этого промежутка он может произвольным образом выбрать время, когда он будет находиться за рулем (с учетом обязательных перерывов, которые будут рассмотрены ниже в этой статье).

Можно управлять автомобилем так:
8:00 — 12:30
13:15 — 17:45

А можно так:
8:00 — 9:00
9:30 — 10:30
11:00 — 12:00
12:30 — 13:30
14:00 — 15:00
15:30 — 16:30
17:00 — 18:00
18:30 — 19:30
20:00 — 21:00

Также нужно учитывать и ограничения в пределах календарных недель:

  • до 56 часов управления в пределах одной недели;
  • до 90 часов управления в пределах двух недель.

Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021

Дважды в течение одной календарной недели время управления может быть увеличено до 10 часов.

Примечание. Важно понимать, что при этом время не должно накладываться на ежедневный или еженедельный отдых. То есть 10 часов нужно использовать в пределах 13 доступных часов между временем отдыха.

Например, в понедельник и во вторник можно управлять автобусом по такой схеме:

8:00 — 11:30
12:30 — 16:00
17:00 — 20:00

В остальные дни максимальное время управления — 9 часов.

Обратимся к пункту 26.4 ПДД:

26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

  • на 2 часа — для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.

То есть, теоретически существует возможность увеличить время управления до 11 часов в стандартный день (9 часовой) или до 12 часов в увеличенный день (10 часовой). Однако это возможно лишь в том случае, если по пути нет подходящего места для стоянки и отдыха.

Например, схема управления грузовиком может выглядеть так:

8:00 — 12:30
13:15 — 17:45
18:30 — 21:30

В этом примере использованы все возможные исключения:

  • Ежедневный отдых уменьшен до 10,5 часов (допускается не больше 3-х раз за 6 дней).
  • Базовое время управления увеличено до 10 часов (допускается не больше 2-х раз за календарную неделю).
  • Время управления в течение дня увеличено на 2 часа (допускается для движения к месту отдыха).

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем ( специальный перерыв). Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4,5 часа за рулем. Отдохнуть нужно не менее 45 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.

Ранее если в смене было два водителя, второму водителю включалось в рабочие часы то время, когда он не управлял машиной, а просто ехал в кабине. Теперь оно не считается рабочим, но оплачивается в размере, который установлен коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

Вид отдыха Продолжительность
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня От 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдых Минимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) Общая продолжительность — не менее 45 часов.
Ежегодный отпуск Минимум 28 календарных дней.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

На перерыв может быть отведено от 30 минут до 2 часов. Если рабочий день (смена) длится больше 8 часов, то перерыва может быть два, но их суммарная продолжительность также не должна быть меньше получаса или превышать 2 часа. Конкретные значения устанавливаются работодателем в локальном акте.

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены с перерывом для отдыха, продолжительностью 1 час водитель должен отдохнуть не меньше 15 часов, прежде чем заступать на следующую. Если перерыв составлял 2 часа, то перед следующей сменой он должен отдохнуть не менее 14 часов

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых не должен быть короче 11 часов. Но можно:

  • Сократить ежедневный отдых до 9 часов не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
  • Разделить отдых на несколько частей. Первая должна быть не меньше 3 часов, последняя — не менее 9.

Если в экипаже несколько водителей, они обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов.

После вступления в силу 424 приказа любой ежедневный отдых можно заменить еженедельным отдыхом — выходными. Раньше обязательно было сначала организовать водителю ежедневный, а потом еще и еженедельный отдых.

Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Смену с согласия водителей можно разделять на части. Между частями смены должны быть перерывы — не позднее чем через пять часов после начала работы. Суммарное время перерывов не должно превышать:

  • 3 часа — для водителей, которые осуществляют регулярные пригородные и городские перевозки;
  • 5 часов — для остальных водителей.

Водителям, как и работникам других специальностей, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Кроме времени отдыха, у водителей есть специальные перерывы.

Непрерывно управлять транспортным средством можно не более 4,5 часов. После водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на несколько частей. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут. Превысить время непрерывного управления можно максимум на час, если водитель двигается к месту для отдыха или к конечному пункту.

Он мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста входят:

  • медосмотры до и после рейса;
  • время на прием автомобиля и его сдачу после смены;
  • непосредственно управление автомобилем;
  • простой в ожидании заказов;
  • устранение поломок и неисправностей в пути вроде долива омывателя, замены колеса и других, если они не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • перерывы на отдых от управления автомобилем;
  • мойка автомобиля, если требуется.

Водителям такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Нерабочее время таксиста — это:

  • Перерыв на прием пищи и отдых. Обычно он ставится в середине смены и должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный (междусменный) отдых. По продолжительности он должен хотя бы в два раза превышать рабочую смену.
  • Выходные дни.

В остальном виды отдыха для водителя такси совпадают с описанными выше.

Для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн режим труда и отдыха прописан отдельно в пункте 26 ПДД РФ. Им нельзя проводить за рулем более 9 часов в сутки. Хотя возможно увеличить это время до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. При этом за неделю должно накопиться не более 56 часов за рулем, а за две подряд — не более 90 часов.

Для водителей, условия труда которых отнесены к опасным, рабочий день не должен превышать 8 часов, а рабочая неделя — 36 часов.

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;

для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Фе��ерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.


На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма «регуляторной гильотины».

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Не будем обращать внимание на многочисленные косяки этого документа, разобранные в предыдущих материалах, а постараемся вникнуть, какие же нормы нужно не превышать, дабы лишний раз не давать взятки.

Чтобы это стало понятнее, придётся отбросить всё, что касается трудовых отношений, и оставить только то, что проверяется непосредственно на трассе.

Почему? Потому что, если учитывать требования тех пунктов, где говорится о всяких там суммированных учётах рабочего времени и рабочих днях (сменах), то мы будем постоянно сталкиваться с тем, что нормы вождения никак не влезают в эти самые смены, и в этом смысле 424-й Приказ по сути является инструкцией по нарушению своих же собственных норм — вот такой парадокс.

Ну, поехали.

Допустим, у водителя был нормальный отдых не менее 45 часов, и он начинает рейс со своей базы.

Сев в кабину и вставив карту в тахограф, он должен сделать ручной ввод о том, что он отдыхал.

И тут есть такой момент: перед выездом водитель обязан пройти медосмотр, получить документы, проверить техсостояние. В терминологии 424-го приказа это называется «рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем», а в терминологии тахографа это называется режим «работа», то есть «молотки».

Так вот, если тахограф после режима «отдых» сразу зафиксирует режим «управление», то в случае каких либо неприятностей, у контролирующих органов может возникнуть вопрос: как водитель успел пройти медосмотр и убедиться в исправности автомобиля, если сразу после отдыха поехал?

Поэтому после установки карты в тахограф необходимо либо ручным вводом поставить где-то пол-часа работы до этого момента, либо на те же пол-часа поставить молотки и не двигаться.

Чтобы проще понять суть ограничений РТО, можно разделить их на два вида.

Режим Труда и Отдыха ограничивает:

  • максимальное время работы и вождения;
  • минимальное время отдыха.

То есть, речь всё время будет идти о том, как бы не получились лишние часы работы и вождения, и наоборот — чтобы не образовалось недостатка в часах для отдыха.

И ещё — нужно всё время держать в голове, что РТО не возбраняет работать меньше, а отдыхать больше.

То есть, если, допустим, ежедневное вождение ограничено 9-ю часами, это не значит, что вы обязаны ехать все 9 часов — можно и меньше; так же и минимальный ежедневный отдых — если он установлен 11 часов, это не значит, что вы не можете отдыхать больше, главное — не меньше.

Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года

Итак, водитель выехал.

Сколько максимально можно ехать без перерыва? 4,5 часа. После этого водитель обязан сделать перерыв 45 минут.

Режим «отдых» на тахографе устанавливается автоматически, как правило, после остановки двигателя. Если же по каким-то причинам водитель не собирается глушить мотор, тогда лучше сразу после остановки вручную поставить на тахографе кровать.

Этот 45-минутный перерыв можно разделить на два: 15 минут + 30 минут.

То есть, если водитель проехал не 4,5 часа, а, допустим, 2 часа, после чего он сделал перерыв не менее 15 минут, то вторая часть перерыва, которая будет через 2,5 часа, должна быть уже не 45 минут, а 30 минут.

Если же водитель проехал те же, допустим, 2 часа и сделал 45-минутный перерыв, то есть сделал полный неразделённый перерыв раньше, чем через 4,5 часа, то после этого перерыва он сможет опять беспрерывно ехать 4,5 часа.

Иначе говоря, 45-минутный перерыв как бы обновляет следующее за ним время для беспрерывного вождения до максимальных 4,5 часов.

Это, так сказать, правильная норма максимального беспрерывного вождения, и такая же норма содержится в ЕСТР, и так и нужно работать. Однако…

Однако наш 424 приказ допускает увеличение этого времени ещё на час «в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения».

Но понятие «ближайшая стоянка для отдыха» нигде не определено. Должна ли она быть отмечена соответствующими дорожными знаками? А если стоянка уже переполнена? А если въезд на неё загородила сломавшаяся машина? А если «ближайшая стоянка» просто не работает?

То есть, водитель, профукавший окончание 4,5-часового периода вождения всегда может придумать причину для того, чтобы взять ещё час, и ехать беспрерывно уже не 4,5 часа, а 5,5 часов.

А поскольку количество таких часовых допусков ни в день, ни в неделю нигде не лимитировано, то фактически у нас допускается ехать беспрерывно 5,5 часов, и лишь после этого времени водитель в любом случае обязан сделать перерыв 45 минут.

Всё только что сказанное относится и ко второму 4,5-часовому периоду вождения, который может происходить после 45-минутного перерыва.

То есть: проехал 5,5 часов, отдохнул 45 минут, а потом ещё 5,5 часов — также сославшись на отсутствие «ближайшей стоянки».

Правда, в этом случае за день получается уже 11 часов вождения. Допустимо ли это?

Так что, переходим ко второму и сразу к третьему виду ограничений — максимальному времени управления между двумя отдыхами, и к продолжительности ежедневных отдыхов.

Здесь необходимо обратить внимание вот на что: в тахографе что 45-минутные перерывы, что ежедневные и еженедельные отдыхи, обозначаются одинаково — кроватью, что немного запутывает.

Так вот: «перерыв» и «отдых» — это разные понятия. 45-минутный перерыв является частью рабочего времени, и он не является частью ежедневного или еженедельного отдыхов, и не может к ним прибавляться.

Итак, когда говорится о ежедневном максимальном времени управления, имеется в виду общее суммарное время управления между окончанием одного периода отдыха и началом следующего периода отдыха, но не за сутки!

Эту разницу иногда бывает трудно понять сразу.

Смотрите: водитель отдохнул либо 45 часов еженедельного отдыха, либо положенные 11 часов ежедневного отдыха, либо сокращённые 9 часов ежедневного отдыха.

Как только на тахографе режим «отдых» сменился на любой другой — началась работа, и начался период не более 24 часов (но можно менее!), в который должен уместиться в том числе и следующий ежедневный отдых продолжительностью 11 или 9 часов.

Если отнять от 24 часов эти 11 или 9 часов следующего отдыха, то останется, соответственно, 13 или 15 часов. Это — максимальное количество времени от конца предыдущего отдыха до начала следующего отдыха, которое водитель может потратить на всю работу.

А вот управлять за этот период между двумя отдыхами водитель может не более 9 часов, и два раза в календарную неделю допускается не более 10 часов.

Как уже было сказано, речь идёт о максимальном времени вождения и о минимальном времени отдыха. И никто (кроме работодателя, естественно) не возбраняет отработать меньше, а отдохнуть больше.

Поэтому может получаться так: водитель после предыдущего отдыха проехал 7 часов, сделав при этом один 45-минутный перерыв, после чего опять ушёл на ежедневный отдых. В этом случае рабочее время составило примерно 8 часов. Прибавляем следующий отдых 9 часов, итого = 17 часов.

Таким образом он сможет начать следующий период работы не через 24 часа, а уже через 17 часов после окончания предыдущего отдыха.

То есть, возвращаясь к ежедневному времени вождения: нет смысла говорить о максимальном времени вождения за 24 часа, а есть смысл говорить о максимальном времени вождения за период между двумя отдыхами.

Ну и, может для кого-то будет яснее сказать так: ежедневный (или еженедельный) отдых каждый раз как бы обновляет следующее за ним время для ежедневного вождения до максимальных 9-ти или 10-ти часов.

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.

Минтранс меняет режим труда и отдыха водителей
Трудовые отношения / 13:40 6 августа 2020

Определены нормы труда и отдыха для водителей грузовиков
Трудовые отношения / 11:25 26 декабря 2019

Правила охраны труда на транспорте обновят
Трудовые отношения / 13:00 31 августа 2020

Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

В соответствии с положениями нового приказа:

– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.

– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

– Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.
Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    Минтранс обновил особенности труда и отдыха водителей

    Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

    • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
    • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
    • время специальных перерывов для отдыха;
    • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
    • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
    • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
    • время простоев не по вине водителя.

    Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.

    Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

    1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
    2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
    3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
    4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
    5. Водители, занятые на международных перевозках.
    6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

    Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

    • автобусы;
    • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

    За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

    • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
    • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
    • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
    • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

    Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

    В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

    1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

    Министр
    Е.И. ДИТРИХ

    Новые нормы работы и отдыха водителей в 2020 году

    Когда грузоперевозка признана международной?Автомобильная перевозка признается международной, если она связана с доставкой грузов или пассажиров (в том числе и проезд негруженого ТС)и осуществляется на территории двух и более стран.

    Международный рейс — отличаются ли график труда и отдыха водителей?

    Если маршрут дальнобойщика получил статус международной перевозки, его сменный график в маршрутном листе формируется администрацией в соответствии с европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перевозки, далее ЕСТР.

    Говоря другими словами, если планируется поездка в страны ближнего или дальнего зарубежья, логист обязан заложить в путевом листе водителя график, предусматривающий остановки через каждые 4,5 пути, как того требует европейское соглашение. Надо сказать, это и является основным отличием от требований из Трудового Кодекса РФ, написанного для междугородных перевозок по стране

    Продолжительность управления

    1. Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
    2. Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
    3. Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
    4. Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
    5. Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
    6. За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
    7. Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
    8. Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
    9. Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.

    Перерывы на отдых

    1. Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
    2. Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
    3. Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
    4. На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
    5. Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
    6. При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.

    Продолжительность отдыха

    При возникновении угрозы безопасности участников дорожного движения, водитель имеет право отклоняться от установленных правил: если невозможно найти удобное место стоянки, допускается остановиться позже положенного срока, если нужно обеспечить безопасность жизни и здоровья лиц, находящихся на автотранспортном средстве, самого ТС или перевозимого груза. В этом случае водителю необходимо указать обстоятельства и причину отклонения от правил в регистрационном листе тахографа или занести их в свою ведомость. Все это нужно сделать до прибытия в ближайшее место разрешенной стоянки.

    Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.

    Сходства

    В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.

    Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
    — 56 часов в неделю,
    — 90 часов за две недели.

    Различия

    Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
    — 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
    — 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.

    Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
    — 45 часов — по ЕСТР,
    — 42 часа — по российским нормам.

    Вывод

    Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.

    По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.

    • С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила регулирования режима труда и отдыха водителей:
      • водителям будет предоставлено дополнительное время, чтобы завершить перевозку или доехать до стоянки;
      • разрешается разделение смен на части при любых перевозках;
      • увеличивается время еженедельного непрерывного отдыха до 45 часов.
    • Режим труда и отдыха водителей, как и прежде, проверят по тахографам. За нарушения накажут административными штрафами.

    Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года

    По новым правилам режима труда и отдыха водителей наемных, ИП, управляющих грузовым авто из оплачиваемого периода будет исключены:

    • Период, когда шофер находился в ТС в составе экипажа, но не управлял им. Решение о выплате вознаграждения за это время принимает работодатель: договор, локальный акт;
    • Время на охрану транспортируемого груза.

    Приказ Минтранса № 424 исключил пункты, которые касались ограничений в 5 и 6 дневной рабочей недели. В тексте не говорится о нормальной продолжительности ежедневного труда. Действует правило — до 40 ч для рабочей недели в 5 или 6 дней. При этом работодателю запрещено увеличивать день по своему желанию, придется учитывать все ограничения по Приказу Минтранса №424.

    Документ регламентирует, что перерывы для исполнения рабочих обязанностей также будет учитываться, как время труда.

    Новые правила определили, сколько часов должны работать водители ежедневно/в смену:

    • 9;
    • 10, но не больше, чем 2 раза в неделю, а общее количество часов за 7 дней не превысит 56 ч, за 2 недели — 90;
    • 12, если 2 ч необходимы, чтобы добраться до места стоянки.

    Сколько часов могут работать водители автобусов (габариты выше 9,5 м), шоферы, транспортирующие крупногабаритные грузы, длинномерные, тяжеловесные: сняты ограничения на 8 ч в течение смены/дня.

    Если время отдыха между сменами водителей по новым правилам составляет 11 часов, то первый перерыв на маршруте установлен не позже 4,5 ч после начала работы. Периоды на отдых шофера не должны быть меньше 45 минут. Если перерыв совпадает с обедом по графику — специальный перерыв не назначается.

    Правила допустили делить вынужденный простой на несколько частей:

    • Первый — до 15 минут;
    • Второй — 30 минут.

    Управляющие автобусом (пригород и город) получили право на перерыв до 10 минут, а длительность отдыха за первые 4,5 ч составит 45 минут.

    По новым правилам учитывать время водителей за 6 месяцев запрещено. С 1.01. 2021 г определен период для суммирования отработанных часов — 1 месяц.

    Время на отдых

    Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.

    Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.

    Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:

    • Первая — до 3 ч;
    • Вторая — максиму 9 ч.

    Дальнобойщики, работающие в составе экипажа, обязуются не управлять авто одновременно, без разбивания на периоды 9 часов в рамках ежедневной смены.

    Нововведение — право сократить еженедельный отдых для шофера до 24 часов. Но время, которое «осталось» нужно будет обязательно использовать в течение следующих за последней сменой с сокращенным периодом отдыха. Время суммируется с еженедельным и ежедневным отсутствием за рулем.

    Разделение рабочего дня

    По новым правилам разделение рабочего дня на части:

    • Применимо ко всем категориям водителей, а не только для шоферов автобусов;
    • Деление на несколько частей. Если раньше можно было разделить день/смену на две части, с 1.01. 2021 г рабочее время делится на неопределенное количество частей для водителей любого транспорта;
    • Время на перерыв между частями смены. Теперь 3 часовой перерыв распространяется только на пригородные и городские перевозки, а 5 ч — для всего ТС, включая междугородные автобусные маршруты.

    Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424

    Если шофер трудится в полевых условиях, задействован в изыскательных, геологоразведочных, топографо-геодезических работах, для него может быть установлен ненормированный рабочий день при условии:

    • Работодатель получил согласие профсоюза, органа, представляющего интересы трудящегося;
    • Количество часов не может превышать продолжительности рабочей недели — 40 ч;
    • Обязательно предоставляются дни еженедельного отдыха.

    С 2021 года возможность вынужденно увеличить время в пути появилась у всех водителей, а не только у шоферов междугородных перевозок. Теперь появились 2 часа, которые можно использовать для езды, как к оборудованной стоянке, так и к дому.

    Если раньше водитель при превышении времени по графику был обязан добраться до ближайшей стоянки для ночевки, сегодня можно двигаться до своего города, любого места, но не дольше 2 ч.

    Рабочего времени водителей

    Из рабочего времени исключили период, когда водитель лично не управляет автомобилем, а находится в кабине и является, по сути, сменщиком, страховкой на случай недомогания другого водителя. То есть новые правила-2021 четко определили, что именно входит в рабочее время:

    • непосредственно управление транспортным средством
    • специальные перерывы
    • текущий ремонт машины на линии
    • ожидание загрузки груза, пассажиров
    • ожидание приезда станции технического обслуживания
    • предрейсовый и послерейсовый медосмотры
    • осмотр технического состояния автомобиля механиком гаража

    Обратите внимание! Нельзя исключать из рабочего времени простой по вине работодателя или третьих лиц. А вот простой по вине самого водителя из рабочего времени должен быть исключен.

    В рабочее время больше не включают время, когда водитель сам осуществляет охрану груза или автомобиля при поломке: водитель не может бросить машину и товарно-материальные ценности, так как отвечает за них. Поэтому работодатель обязан оплачивать это время так, как это установлено в коллективном договоре, или в другом локальном нормативном акте.

    Входит в рабочее время Не входит в рабочее время
    Текущий ремонт ТС Охрана ТС
    Ожидание загрузки-выгрузки Сопровождение перевозки в качестве сменного водителя
    Медосмотры (предрейсовый и послерейсовый) Простой по вине водителя
    Осмотр ТС перед выездом и после возвращения с линии

    Продолжительность рабочего времени

    Согласно Трудовому кодексу, нормальная продолжительность работы водителей должна быть не более 40 часов в неделю. Сам работодатель по согласованию с представительным органом работников, а при изменениях – в дополнительном соглашении к трудовому договору, прописывает конкретную продолжительность смены, не превышающую норму ТК РФ.

    Пример

    Зачастую происходят ситуации, когда из-за дорожных пробок или других обстоятельств, водитель управляет транспортным средством больше установленной продолжительности смены. В этой ситуации допускается ввести суммированный учет рабочего времени. Однако сделать это можно только заручившись поддержкой представительного органа работников.

    Коллеги возразят, что не в каждой организации, а уж тем более у ИП есть такие представители работников. В этом случае необходимо согласовать режим суммированного учета с представителями трудового коллектива – с самими водителями на собрании, например. Без обсуждения с трудовым коллективом вводить новый режим труда и отдыха не допускается. Это требование указано в пункте 5 Приложения к приказу Минтранса №424.

    Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

    В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

    Рабочее время водителя включает:

    • время управления автомобилем;
    • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
    • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

    Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

    • а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
    • б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
    • в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
    • г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
    • д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

    Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *