Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конкурс в электронной форме по 44-ФЗ: полный обзор процедуры в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
-
Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!
364 0
В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.
Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.
Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.
После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.
Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.
Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.
Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.
Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.
В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.
Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января
ВНИМАНИЕ!
Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.
До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках
ВНИМАНИЕ!
В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.
В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.
Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:
- Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
- Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
- Запрос котировок в электронной форме.
В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.
Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года
Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:
- в текущем году — 15 дней;
- в следующем году — 10 дней;
- с 2023 года — 7 дней.
Для остальных поставщиков:
- сейчас — 30 дней;
- в 2022 году — 15 дней;
- с 2023 года — 10 дней.
Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.
При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.
Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.
Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.
Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.
Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:
- у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
- у региональных гарантийных организаций;
- в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).
Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.
Если у участников возникают какие-либо вопросы по конкурсной документации, они могут направить запрос на разъяснение положений оператору электронной площадки, но не позднее, чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. Таких запросов каждый поставщик может подать не более 3-х.
Заказчик отвечает на такой запрос в течение 2-х рабочих дней.
Заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. При этом он должен продлить срок приема заявок таким образом, чтобы оставалось не менее 10 рабочих дней.
Важно: изменение объекта закупки и увеличение обеспечения заявки не допускается.
Комитет ставропольского края по государственным закупкам
Рассмотрение первых частей заявки варьируется от цены контракта:
-
при НМЦК менее 1 млн руб – рассмотрение в течение 1 рабочего дня;
-
при НМЦК свыше 1 млн руб – не может превышать 5 рабочих дней.
Все участники открытого конкурса, допущенные к процедуре закупки, вправе подать окончательное предложение по цене контракта.
Окончательные предложения подаются в день, указанный как дата проведения конкурса в электронной форме. Время на подачу ограничено – 3 часа. Участник может отказаться от этой процедуры, тогда окончательным будет считаться изначальное предложение.
Важно: подать окончательное предложение хуже изначального участник не может. Могут быть предложены только лучшие условия.
После этого наступает этап рассмотрения вторых частей заявок:
-
при НМЦК менее 1 млн руб – рассмотрение в течение 1 рабочего дня;
-
при НМЦК свыше 1 млн руб – не более 3-х рабочих дней.
Исключения составляют закупки, объектом которых являются товары, выполнение работ либо оказание услуг в сфере науки, культуры или искусства. Вторые части таких заявок должны рассматриваться не более 5 рабочих дней.
Акция! Подключи тендерное сопровождение и участвуй в любых закупках
любой сложности, с гарантией результата
Заказать
После рассмотрения вторых частей заявок, в ЕИС публикуется протокол. И в течение одного часа после его размещения, оператор направляет заказчику окончательные предложения.
Если по итогам рассмотрения вторых частей заявок, они все были признаны не соответствующими требованиям документации или был допущен только один участник – открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.
После этого, в течение одного рабочего дня, конкурсная комиссия на основании всех протоколов присваивает порядковые номера допущенным заявкам, в порядке уменьшения выгодности предложения.
Победителем признается участник предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно установленным конкурсной документацией критериям.
Отличия будут уже на стадии разработки документов для размещения закупки. Как таковая, документация будет составляться в исключительных случаях, для всех закупок в форме электронного аукциона нужно разработать и разместить извещение по единой форме. Теперь описание объекта закупки, обоснование НМЦК и проект контракта размещаются сразу в извещении.
Сроки размещения извещения не изменились — не менее 15 дней, а для НМЦК — не более 300 млн. руб. (в случае закупки в сфере строительства не более 2 млрд руб.) — 7 дней.
Внести изменения по инициативе заказчика можно будет не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. По электронному аукциону он продлевается таким образом, чтобы со следующего дня срок подачи заявок составил не менее 7 дней, а при НМЦК не более 300 млн (не более 2 млрд руб. для закупок по капстроительству) — 3 дней.
Извещение об отмене закупки будет формироваться через ЕИС и подписываться усиленной ЭЦП. Считать закупку отмененной можно будет с момента размещения извещения. Площадка в течение часа должна будет возвращать заявки и уведомлять участников об отмене закупки.
Заказчик также должен будет установить требование об обеспечении заявок при НМЦК свыше 1 млн рублей. Помимо банковской можно будет предоставить любую из указанных в законе независимых гарантий либо обеспечить заявку денежными средствами. Деньги блокируются на специальном счете участника закупки, как это происходит и сейчас, но процедура блокировки счета и обязанности банков, электронной площадки, участников закупки подробно регламентированы. Размер обеспечения будет составлять при НМЦК не более 20 млн руб. — от ½% до 1% НМЦК и при НМЦК более 20 млн руб. — от ½% до 5% НМЦК.
При проведении электронного аукциона заявка, как это происходит и сейчас, будет поступать на электронную площадку. Если участник уже аккредитован на площадке, то большинство документов и сведений ему подавать не нужно — они уже есть у оператора ЭП.
Оператор ЭП может отклонить заявку. Основания по большей части прежние, но к ним добавилась возможность отклонения заявки:
-
при получении оператором ЭП информации об отсутствии необходимого количества денежных средств на специальном счете;
-
отсутствия данных о независимой гарантии в специальном реестре, несоответствия идентификационных кодов в гарантии и извещении и недостаточности суммы гарантии.
Более подробно расписана в новой редакции закона и процедура отзыва заявки — это можно сделать в любом случае до окончания срока подачи заявок. С момента размещения итогового протокола и до момента размещения проекта контракта для открытых электронных процедур отозвать заявку могут все участники, кроме первых трех. Заявку можно считать отозванной уже с момента подписания ее ЭЦП участника закупки, информацию об этом оператор ЭП направляет заказчику в течение часа.
Подавать ценовые предложения смогут участники, ранее подавшие заявки. Снижать текущее минимальное ценовое предложение при подаче своего можно будет на величину от 0,5% до 5% от НМЦК контракта либо от начальной суммы цен ТРУ. Также регламентированы правила подачи ценового предложения — оно не должно быть равно 0, быть выше или равно предыдущему, оно не должно быть меньше, чем текущее предложение, сниженное на предельную величину «шага аукциона». Неправильно поданные ценовые предложения отклоняются оператором ЭП автоматически. Установлено время обработки ценовых предложений — не более 4 минут. Каждый раз время обработки увеличивается для каждого последующего поданного предложения. Общее время сессии не может превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Оператор ЭП указывает сведения о поданных ценовых предложениях без информации об участниках. Если участник ценовое предложение не подает, то его минимальным ценовым предложением будет считаться НМЦК.
Сохранилась в новой редакции и возможность переторжки — подать ценовое предложение с меньшей ценой и увеличить свои шансы на победу можно не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений. Цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, поданного во время сессии.
Так же, как в настоящей редакции, если цена контракта снижается до половины процента НМЦК, то процедура проводится уже на право заключения контракта.
Оператор электронной площадки в течение часа с момента окончания подачи ценовых предложений присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены (или суммы цен ТРУ) контракта согласно указанным в предложениях участников и формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на ЭП.
Участник, принявший участие в закупке, сможет не позднее даты заключения контракта запросить разъяснения по порядку проведения процедуры подачи ценовых предложений. Ответ ему должны предоставить через ЭП в течение 2-х рабочих дней.
Заявки должны быть рассмотрены членами закупочной комиссии не позднее 2-х рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика согласно извещению.
Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям извещения и, исходя из данных протокола подачи ценовых предложений, присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, порядковые номера в порядке возрастания ценового предложения.
Протокол подведения итогов определения поставщика формируется с помощью средств электронной площадки и подписывается усиленными ЭЦП членов закупочной комиссии.
После определения победителя у заказчика есть по 2 рабочих дня на размещение проекта контракта и подписание контракта, подписанного победителем. Поставщику (исполнителю) на подписание дается 5 рабочих дней.
Профессиональная переподготовка
Специалист в сфере закупок
от 6 843 руб Подробнее
Повышение квалификации
Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд
от 4 406 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
от 4 593 руб Подробнее
Повышение квалификации
Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
ВАЖНО!
Конкретного определения, как часто изменяется 44-ФЗ, нет. Законодатели корректируют положения Федеральной контрактной системы, как только действующая нормативная база становится неактуальной. Следующее масштабное изменение состоится уже скоро — с 1 января 2022-го. 01.01.2022 вступят в силу поправки из 360-ФЗ от 02.07.2021, которые полностью реформируют ФКС и оптимизируют процесс закупок как для заказчиков, так и для поставщиков.
Когда изменения вступят в силу Что изменится Нормативно- правовой акт 01.01.2022 Понятия и принципы работы Федеральной контрактной системы:
- Операторы ЭП теперь участники контрактной системы.
- В определениях появились заказчики, которые работают за рубежом.
- Включили понятие контракта на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан.
- Добавили понятие отдельного этапа исполнения контракта.
- Изменили понятие «банковская гарантия»: определение утратило значение по ГК РФ. Ч. 2 ст. 3 44-ФЗ больше не действует.
360-ФЗ от 02.07.2021 Наполнение ЕИС, порядок разработки региональных информационных систем:
- Из ЕИС убрали библиотеку типовых контрактов.
- Систему наполняют документами, обязательными к размещению по 44-ФЗ и 223-ФЗ и обязательными к формированию.
- Для закупок не требуется согласие на обработку персональных данных.
- Нельзя разрабатывать региональные информационные системы, которые не интегрированы с единой.
Электронный документооборот, сроки хранения документов закупки:
- Документы следует хранить минимум 6 лет.
- Иностранные участники подписывают документы заказа ЭП, которые выпустили по правилам иностранного государства или международных стандартов и признали в России.
- У всех документов, размещаемых в ЕИС и на площадках, появляется единая форма. Правительство разрабатывает и утверждает требования к документам.
- У информации из ЕИС — приоритет по сравнению с другими сведениями участника, если они не совпадают с ЕИС.
- Документы доступны для ознакомления через 1 час после их размещения.
- При изменении извещения оператор площадки сообщает об этом всем, кто подал заявки или отправил запросы на разъяснения.
- Оператор обеспечивает конфиденциальность всем участникам заказа. Исключение — малые закупки в электронной форме по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
- Исключили чч. 5–12 ст. 24.2 44-ФЗ о порядке регистрации и перерегистрации в едином реестре участника закупки.
Работа со специальным счетом, судебные издержки:
- Нельзя накладывать взыскание на заблокированные средства на спецсчете (как пример — исполнительный лист).
- Судебные издержки больше не регулируются нормами 44-ФЗ.
Правила изменения ФКС:
- Все федеральные законы, которые изменяют порядок планирования, определения поставщиков, контроль закупок, их мониторинг и аудит, вступают в силу не раньше 1 января очередного календарного года. Если же изменения принимают после 1 октября, то они вступают в силу через один календарный год.
Порядок общественного обсуждения:
- Общественное обсуждение проводят для закупок от 2 млрд руб.
- Правительство и местные власти вправе снижать ценовой порог.
- Среди исключений — закрытые закупки и федеральные закупки по гособоронзаказу.
- Порядок проведения общественного обсуждения теперь закреплен ФКС, а не постановлением правительства.
- Предложения и замечания с нецензурной речью не выкладывают в ЕИС.
Порядок предоставления преференций для организаций уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов:
- Заказчики приобретают товары у УИС и организаций инвалидов, как и у другого участника рынка.
- Если товар есть в правительственном перечне, то его закупают отдельно и ни с чем не смешивают. В таких случаях заказчики предоставляют преимущества УИС и организациям инвалидов.
Способы закупок:
- Сократили количество способов закупок. Заказчики используют:
- конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
- закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
- аукционы (открытый электронный аукцион);
- закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
- электронные запросы котировок;
- электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
По особым правилам вступают в силу положения об одностороннем отказе. Текст 44-ФЗ обновляют с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта по результатам электронной процедуры вступит в силу с 01.07.2022 (ч. 12.1 44-ФЗ). До 1 июля 2022 г. все решения об одностороннем отказе принимаются и направляются поставщику по правилам, которые действуют для бумажных процедур, а в ЕИС размещаются по правилам, которые действуют для информационной системы. Если заказчик не получил подтверждения о вручении заказного письма поставщику или же появилась информация об отсутствии поставщика по адресу отправки, то датой уведомления является день после 15 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.
С 01.07.2022 поставщики тоже смогут в одностороннем порядке отказаться от контракта через ЕИС. До этого момента все действия совершаются по правилам бумажных процедур (ч. 20.2 ст. 95 44-ФЗ).
Еще одно нововведение июля 2022-го: стороны вправе использовать электронный документооборот при применении мер ответственности. Они отправляют электронные уведомления и обмениваются юридически значимыми документами в электронном виде.
- Закупку товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, деятельности избиркомов и комиссий референдума проводят у единственного поставщика. Важное условие: перечень таких ТРУ утверждает правительство по предложению центризбиркома.
- У заказчиков появилась возможность закупать по госконтракту с едпоставщиком не только товары, произведенные на территории региона, но и услуги, которые оказывают с использованием имущества, созданного или реконструированного на территории этого региона.
- Процедура покупки зданий, нежилых помещений, земельных участков проводится напрямую, если в отношении таких объектов запущено исполнительное производство, банкротство или операция проводится в рамках земельного законодательства.
- Ценности, которые выпустили из государственного резерва, закупают у единственного поставщика.
- У единственного поставщика закупают спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для подготовки и участия сборных по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.
Кроме того, закупки малого объема любых товаров, работ и услуг разрешены для:
- дипломатических представительств России;
- российских консульских учреждений;
- российских торговых представительств;
- представительств России при международных организациях.
Заказчик рассчитывает цену на контракт с единственным поставщиком по правилам 44-ФЗ. Подготовка и включение обоснования цены в контракт необходимы только для закупок по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Для закупок у единственного поставщика до 3 млн руб. единые и дополнительные требования к участникам устанавливаются только при их наличии. Операторы ЭП больше не блокируют количество товара, если заказчик признал победителя малой закупки уклонившимся или же отказался от заключения госконтракта. Срок разблокировки — 1 час с момента публикации протокола.
Контракты по п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ теперь заключаются в ЕИС. Сведения о таких контрактах и об их исполнении вносятся в реестр контрактов по правилам, которые действуют для электронных закупок.
Что изменится в госзакупках с 2022
Мы собрали в таблицу февральские изменения в госзакупках в 2021 году с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменение вступило в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт 02.02.2021 Установили, что в закупках продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции в рамках гособоронзаказа) порядок определения НМЦК определит Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.
Мы собрали в таблицу изменения в тендерах в 2021 году (с 01.04.2021) с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативный акт 01.04.2021 Серьезно изменился порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какие правила утвердили законодатели: - Предельное значение НМЦК — 3 млн рублей. А совокупный лимит для этих процедур в 100 млн рублей перестанет действовать.
- Новый период приема заявок — 4 рабочих дня после публикации извещения.
- Исправить извещение не получится, а отменить получится за 1 час до окончания приема предложений.
- Придется представлять документы, которые подтвердят соответствие требованиям к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
- Запретили требовать документы, которые передаются вместе с продукцией.
- Придется предоставлять решение или протокол об одобрении крупной сделки, если заключение госконтракта или обеспечение выполнения обязательств по нему считается крупной сделкой.
- Комиссия госзаказчика оформляет один протокол о подведении итогов, в котором приводит сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. В нем же указывают и информацию о том, что запрос не состоялся.
- Проект контракта в ЕИС и на электронную площадку направляют в течение 3 часов после публикации итогового протокола. У победителя и госзаказчика будет по 1 рабочему дню для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.
Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, то заказчики не продлевают процедуру, а сразу подписывают госконтракт с единственным поставщиком.
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019 Разрешили проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов: - Поставщики формируют и размещают на электронных площадках первоначальное предложение о поставке.
- Операторы электронных площадок проводят предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это происходит в течение 1 часа. Если двух предварительных предложений участников нет, то оператор направит уведомление в ЕИС, а заказчики не получат ценовую информацию от других поставщиков.
- Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на электронной платформе. В протоколе приводят обоснованное решение по каждому предложению.
- Госконтракт по итогам заключат упрощенно — по новым правилам, которые предусмотрены для заключения контракта по результатам электронного запроса котировок. С 01.10.2021 планируют ввести функционал взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.
Федеральный закон № 249-ФЗ от 31.07.2020
Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. Указание Банка России № 5536-У от 28.08.2020 Изменили п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки. Федеральный закон № 436-ФЗ от 22.12.2020
Никаких изменений в 44-ФЗ с 11 июня 2021 г. не принимали, а вот в другие июньские дни законодатели скорректировали ряд нормативов.
Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт 09.06.2021 Дополнили список товаров, работ и услуг, которые поставляют учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Среди таких товаров:
- 01.11.1 — пшеница;
- 02.10.11 — саженцы деревьев и кустарников;
- 08.12.12.160 — песчано-гравийные смеси;
- 42.11.10.130 — дорожные ограждения.
А некоторые товары из перечня исключили:
- 25.40.12.700 — служебное оружие;
- 27.40.21.110 — электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов и аккумуляторов.
Постановление Правительства № 821 от 28.05.2021 18.06.2021 Правительство утвердило перечень ведомственных заказчиков и подведомственных учреждений, которые обязаны проводить электронное актирование и прописывать условие об электроприемке в госконтрактах. Всего таких ведомственных заказчиков 63. Среди них — Минфин, Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, ФАС. Распоряжение Правительства РФ № 1659-р от 18.06.2021 Критерий опыта участника в открытом конкурсе в электронном виде
На втором месте по значимости как правило находится критерий опыта участника. Учтите, что, если вы исполняли ранее только конфиденциальные договора, вы не сможете представить их как подтверждение опыта и по этому критерию баллов не получите. Поскольку у заказчика часто имеются аффилированные участники, старайтесь представить, как можно больше закрытых договоров. Ведь у противника их будет миллионов на сто, как минимум. А если вы, например, представите их только на сумму 5 миллионов рублей, то проиграете, даже если Ваша цена окажется ниже.
Как изменятся электронные аукционы с принятием поправок в 44-ФЗ
Если же вас всё устраивает, приступайте к расчету конкурса. Сначала определите совокупную стоимость товаров, работ, услуг в рамках предмета закупки. Исходите из того, что заказчик не примет у вас эквивалент (или аналог товара), если при рассмотрении заявки окажется, что хотя бы один параметр эквивалентности не соответствует требованиям его технического задания, спецификации или рекомендованной формы 2. Учитывайте и то, что к конкурсным заявкам прилагаются требования к материалам. Но хотя, конкурсы проводятся на значительные суммы заказчик может застраховаться критериями от лишних участников и ему нет необходимости сильно увеличивать объем рекомендованной формы 2. Поэтому вы скорее всего справитесь с предоставлением сведений о товарах сами, без привлечения фрилансеров и тендерных агентств.
Конкурсы в бумажном виде отнимают много времени на подготовку заявок. Объем документации может достигать нескольких сотен страниц. Подается заявка в конверте. Положительной особенностью бумажных конкурсов является малое число участников и небольшие снижения.
Если требования к материалам и критерии вас не отпугнули, позволяет участвовать и другие условия тоже, двигайтесь дальше – рассчитайте транспортные расходы. С этой целью целесообразно обратиться в 2-3 логистические компании и узнать среднюю стоимость доставки товара и (или) подвоза персонала к месту выполнения работ, оказания услуг.
Далее, вычтите из НМЦД сумму расходов на закупку товара, оказание услуг, выполнение работ и расходы на доставку товара. Получите маржинальность процедуры до снижения. Затем вычтите еще расходы на снижение. У вас останется чистая маржинальность. Цифры будут примерными, поскольку снижение на конкретном конкурсе можно лишь прогнозировать. Однако, выполнив вышеперечисленные расчеты, вы будете знать какую цену договора предложить в заявке, чтобы не уйти в ноль или даже в минус.
Будьте очень внимательны при размещении файлов на ЭТП, если конкурс многоэтапный. Ведь в этом случае цену конкурса на первом этапе должна остаться для заказчика неизвестной. А если вы загрузите ценовое предложение не в ту секцию, вашу заявку заказчик отклонит.
После публикации протокола рассмотрения заявок, вы узнаете допустили ли вас к следующему этапу, либо сразу узнаете, одержали вы победу или нет (если конкурс одноэтапный). Если ваша заявка окажется единственной, конкурс будет объявлен несостоявшимся. В этом случае заказчик вправе провести конкурс повторно, либо признать вас победителем и заключить с вами договор.
Если же заявку отклонили, посмотрите за что. Отклонения за явные нарушения нормативных документов, Инструкции заказчика обжаловать как правило, бесполезно. Но если вас отклонили не по делу, конечно, жаловаться в ФАС стоит.
В течение 10 дней с даты публикации итогового протокола заказчик подпишет договор с победителем. Если заявок подано не было, заказчик объявит конкурс несостоявшимся, и, если не решит провести конкурс повторно, то подпишет контракт с участником, подавшим заявку первым. Если вы единственный участник, сделавший ставку, произойдет то же самое. Если заявка участника, занявшего второе место, будет отклонена, ему будет присуждена победа. Если победивший участник откажется от заключения контракта, заказчик вправе будет предложить заключить контракт, участнику с ближайшим к лучшему ценовым предложением, однако тот вправе отказаться.
Но если вашей фирме присуждена победа, что будет указано в итоговом протоколе, заказчик вышлет вам проект договора. В случае обнаружения неточностей, например, если у участника изменился юридический адрес или банковские реквизиты, принято отправлять заказчику протокол разногласий.
При заключении договора будьте внимательны, чтобы ни в коем случае не просрочить дату его подписания, успеть заранее положить обеспечение контракта на счет заказчика. В противном случае заказчик, объявив вас уклонившимся, подаст жалобу в ФАС. Комиссия ФАС будет решать вопрос о внесении вашей организации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Если даже случится так, что вы забыли подписать контракт, есть еще шансы избежать РНП. ФАС может учесть факт перевода обеспечения контракта на счет заказчика или представление БГ как аргумент в вашу пользу, ведь он доказывает серьезность Ваших намерений заключить контракт. Многое здесь будет зависеть от позиции заказчика. Но лучше не надеяться на авось и подписание контракта не срывать.
После согласования проекта контракта подпишите его ЭЦП, предварительно загрузив банковскую гарантию или копию платежного поручения на ЭТП. Заказчик подпишет его ЭЦП, со своей стороны. Контракт заключен! Теперь вы можете приступать к его исполнению.
Если конкурс проводился в бумажном виде, то и договор подписывается тоже в бумажном виде, вне ЭТП.
- ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ 44 ФЗ и 223 ФЗ
- Открытый конкурс в электронной форме на строительные работы
- КОНКУРС ПО 44-ФЗ. ПРОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
- ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ О ТОРГАХ»
- ЗАЯВКА НА КОНКУРС ПО 44-ФЗ
- ЛОВУШКИ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ В ФОРМЕ 2
- Адреса официального сайта и электронной почты ФАС России
- ОЦЕНКА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
- Запрос на определения стоимости подготовки заявки (При наличии затруднений по заполнению справочный тел. +7 (903) 798-43-96).
- ОТЛИЧИЯ 44-ФЗ от 223-ФЗ
Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2021 году
- Транснефть Финанс
- Северсталь ЦЕС
- РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Компания Braun
- Мостотрест
- Альфа-Банк
- Мособлгаз
- Газпромбанк
- МКУ Управление Делами Администрации
- ФКР Москвы
- Аппарат Мэра и Правительства Москвы
- ВТБ Лизинг
- Гипромез
- АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
- Русское море
- Издательство Просвещение
- ИЦЛС Биотехнология
- ГУП Моссвет
Вебинар Новое /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 17.01.2022
Применение национального режима в рамках Федерального закона №44-ФЗ. Требования законодательства. Практика действий контролирующих органов
Реализация конкурентных закупок методом открытого конкурса по 44-ФЗ имеет следующие преимущества:
- победитель определяется с учётом не только наиболее выгодной заказчику цены, но и принимаются во внимание другие существенные качества товара;
- заказчик может привлекать специализированные организации на стадии подготовки документации и проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 40), в том числе поручить разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС);
- проведение конкурентной закупки на электронной площадке в формате открытого электронного конкурса по 44-ФЗ обеспечивает отсутствие технических сбоев.
Процедура открытого конкурса имеет и некоторые недостатки:
- Поскольку существует жёсткий регламент проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (оформление документов, требования к объектам закупки, участникам, самой процедуре), то уполномоченные органы часто контролируют, каким образом и насколько правильно выбирается поставщик.
- Проведение открытого конкурса занимает достаточно много времени, если сравнивать с остальными видами конкурентных закупок.
- Сама процедура открытого конкурса очень сложна, поэтому заказчики и конкурсные комиссии часто допускают ошибки, которые в дальнейшем оборачиваются проблемами.
- Заказчик должен выполнить намного больше работы при проведении открытого конкурса (если сравнивать с аукционом по 44-ФЗ в электронном виде). В частности, добавляется процедура приёма, регистрации и хранения заявок.
Если организуется открытый конкурс, то 44-ФЗ устанавливает сроки его проведения (калькулятор в Интернете позволит быстро рассчитать все временные промежутки).
Выстроить график открытого конкурса по 44-ФЗ поможет таблица:
Этап открытого конкурса
Регламентируемый срок
Основание по 44-ФЗ
Размещение информации о проведении открытого конкурса в ЕИС
Не менее 20 дней до окончания подачи заявок
Статья 49 часть 1
Размещение заказчиком в свободном доступе или передача участникам конкурсной документации
Одновременно с объявлением о проведении открытого конкурса либо в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса
Статья 50 часть 3, 4
Подача участником запроса на разъяснение документации
За 5 и более дней до даты вскрытия конвертов
статья 50 часть 7
Ответ за запрос участника о предоставлении разъяснений в отношении конкурсной документации
Максимум 2 рабочих дня с момента поступления запроса
Статья 50 часть 7
Публикация в ЕИС ответа на запрос участника о предоставлении разъяснений
В течение рабочего дня с момента направления ответа участнику
Статья 50 часть 8
Внесение корректировок в конкурсную документацию и публикация новой редакции
За 5 и более дней до даты окончания подачи заявок
Статья 49 часть 4
Размещение в ЕИС обновленной конкурсной документации
В течение рабочего дня с момента внесения изменений
Статья 49 часть 4
Предоставление исправленного варианта участникам, которым ранее предоставлялась конкурсная документация
В течение 2 дней (рабочих) с момента вступления решения в силу
Статья 50 часть 6
Вынесение заказчиком решения об отмене открытого конкурса
Не менее чем за 5 дней до момента окончания подачи предложений
Статья 36 часть 1
Вскрытие конвертов и оформление протокола
День окончания подачи заявок
Статья 52 часть 1
Размещение в ЕИС протокола вскрытия конвертов с заявками
Не более 1 дня с момента подписания протокола
Статья 52 часть 7
Рассмотрение заявок и оформление по его итогам протокола
20 и менее дней с момента вскрытия заявок
Статья 53 часть 1
Размещение финального протокола закупки в ЕИС
В течение рабочего дня, следующего за датой формирования протокола
Статья 53 часть 12
Направление победителю открытого конкурса итогового протокола и контракта
Не более 3 дней с даты публикации итогового протокола
Статья 53 часть 12
Подписание контракта победителем и его направление заказчику вместе с документом, подтверждающим предоставление обеспечения контракта
Максимально 10 дней с даты получения контракта на подпись
Статья 54 часть 3
Общая продолжительность процедуры подписания контракта
Минимум 10 и максимум 20 дней с даты размещения в ЕИС финального протокола
Статья 54 часть 2
Очень важно соблюдать сроки при организации конкурентной закупки. Следует использовать калькулятор, проводя открытый конкурс по 44-ФЗ. Если заказчик вышел за регламентированные законом рамки, то ему грозит штраф.
1
Внимательное отношение
к каждому участнику2
Авторские программы семинаров и курсов
3
Документ об образовании
установленного образца4
Практические рекомендации
от лучших экспертов5
96% положительных отзывов
от ваших коллегКОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПО 44 ФЗ и 223 ФЗ
10.900 руб. / 1 чел.
Скидка 10% — от двух участников семинара от одной организации.
Оплата осуществляется безналичным платежом по счету и договору или банковской картой.
К оплате принимаются платежные карты: VISA Inc, MasterCard WorldWide, НСПК МИР
Выберите дополнительную услугу и получите скидку в размере стоимости участия в семинаре 1 слушателя!
Наименование услуги Цена, руб. Решаемые задачи Правовое и методическое сопровождение закупок, включая письменные и устные консультации безлимитно (по 223-ФЗ и 44-ФЗ), 1 месяц 40 000 Повысить эффективность закупок, оптимизировать процессы закупочной деятельности. Предотвратить ошибки специалистов и нарушения законодательства. Профессиональная поддержка сотрудников, находящихся на удалённой работе.
Пакет из 10 консультаций в письменной форме в течение 2021 года (по 223-ФЗ и 44-ФЗ) 50 000 Экспертная помощь в решении срочных и/или нестандартных ситуаций. Подготовка грамотного юридического обоснования возможных решений. Снижение правовых и экономических рисков. Корректировка Положения о закупке 79 900 Внесение последних изменений, принятых в 223-ФЗ и иные нормативные акты, в Положение о закупке. Оптимизация и корректировка закупочных процессов. Сокращение нарушений и жалоб участников закупок. Разработка Регламента системы закупок от 99 000 (в зависимости от количества и объема документов, входящих в структуру Регламента системы закупок) Формирование порядка взаимодействия структурных подразделений. Установление и разграничение ответственности. Введение контроля системы закупок. Анализ (экспертиза) комплекта закупочной документации (по 223-ФЗ или 44-ФЗ) 29 900 Проверка проекта закупочной документации на предмет соблюдения требований действующего законодательства. При необходимости корректировка проекта документации. Университет государственного и муниципального управления (УГМУ) создан в 2016 году как центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих России, а также работников государственных и муниципальных учреждений и предприятий. В создании Университета приняли участие специалисты, имеющие большой опыт в подготовке государственных и муниципальных служащих в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Московском городском университете управления Правительства Москвы и Московском областном учебном центре.
На сегодня Университет государственного и муниципального управления является одним из ведущих специализированных учебных центров страны, в котором проходят очное и очно-заочное обучение работники и служащие государственного и муниципального секторов Российской Федерации. Ежегодно в нашем Университете проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку по различным направлениям более двух тысяч слушателей из многих регионов России, более шести тысяч слушателей принимают участие в краткосрочных семинарах и тренингах.
☎ Связаться с нами! Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.
Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.
В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.
Похожие записи: